Введение................................................................................................. 2
Деятельность Уральского Государственного Университета............... 3
Нормативная документация регулирующая деятельность университета 9
Структура организации...................................................................... 13
Должностные инструкции................................................................... 15
Заключение........................................................................................... 18
Список литературы.............................................................................. 19
Актуальной проблемой на сегодняшний день является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных использовать приобретенные теоретические знания для решения практических задач. Поэтому уже в начале обучения необходимо осуществление профессиональной ориентации студентов, ознакомление их с практической деятельностью предприятий в соответствии с профилем выбранной специальности.
Продолжительность практики __ недели.
Цель учебной практики: познакомить студента с практической деятельностью университета, изучить должностные инструкции сотрудников университета
Основными задачами практики являются:
Уральский государственный университет им. А. М. Горького был учреждён в городе Екатеринбурге декретом СНК РСФСР от 19 октября 1920 года.
Изначально в него входили институты: горный, политехнический, медицинский, сельскохозяйственный, педагогический, общественных наук, а также рабочий факультет. В последующие годы своего развития университет претерпевал значительные структурные изменения. Реально действовали не институты, а факультеты. Основными причинами были нехватка профессорско-преподавательских кадров и финансирования. Из-за этого ряд институтов фактически не приступили к занятиям (например, общественных наук), а ряд факультетов были слиты в один (например, металлургический, механический и химический были объединены в химико-металлургический факультет). К 1924 году в составе УрГУ (в 1920-е годы обычно использовали сокращение УрГУ или Уралуниверситет) остались только 3 факультета — горный, химико-металлургический и медицинский. К 1 августа 1924 года медицинский факультет был переведен в Пермь, а Уралуниверситет, который состоял из оставшихся 2 факультетов, был переименован в Уральский политехнический институт (впоследствии УГТУ-УПИ), в котором в 1925 году будет организован также лесопромышленный факультет.
В 1931 году восстановлен Свердловский государственный университет. В 1936 году университету присвоено имя А. М. Горького, который принимал активное участие в организации Уралуниверситета в 1920 году. В 1945 году переименован в Уральский государственный университет имени А. М. Горького.
В 1970 году университет награждён орденом Трудового Красного Знамени.
26 января 2007 года президентом УрГУ избран бывший ректор Владимир Третьяков.
26 апреля 2007 года ректором УрГУ избран декан исторического факультета Д. В. Бугров.
По состоянию на 2009 год являлся одним из 8 российских вузов, вошедших в список 600 лучших университетов мира.
В УрГУ на 2010 год обучалось свыше 15 тысяч студентов, в том числе более 8 тысяч студентов очной формы обучения.
В конце 2009 года Президент России Д. А. Медведев подписал указ о создании Уральского федерального университета на базе УГТУ-УПИ, к которому может присоединиться УрГУ. 9 апреля 2010 года выпускник и бывший преподаватель УрГУ, член Попечительского совета УрГУ Виктор Анатольевич Кокшаров назначен ректором нового вуза.
2 февраля 2011 года министром образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко подписан приказ № 155о присоединении УрГУ к УрФУ (п. 1) в течение трёх месяцев (пп. 5.1 и 5.4).
Как самостоятельный вуз УрГУ ликвидирован 12 мая 2011 года, когда в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности Уральского государственного университета имени А. М. Горького как юридического лица, а также о соответствующей реорганизации УрФУ путём присоединения УрГУ.
Наука
Основные научные школы, сформировавшиеся в университете:
Математической теории управления и теории игр, основанная академиком РАН Н. Н. Красовским;
Теории некорректных задач, основанная профессором, чл.-корр. АН СССР В. К. Ивановым;
Алгебры, основанная профессором П. Г. Конторовичем;
Теории устойчивости движения и нелинейных колебаний, основанная профессором И. Г. Малкиным;
Теории алгебраических систем и её приложений к компьютерным наукам, основанная академиком ЕАН Л. Н. Шевриным;
Ферромагнетизма, основанная академиком РАН С. В. Вонсовским;
Теплофизики и молекулярной физики, основанная профессором П. Е. Суетиным;
Физики магнитных явлений, основанная профессором Г. С. Кандауровой;
Физико-химической механики, основанная профессором Ю. А. Буевичем;
Звездной астрономии, основанная профессором К. А. Бархатовой;
Высокотемпературной электрохимии, основанная профессором, чл.-корр. АН СССР С. В Карпачевым;
Химии твердого тела, основанная профессором В. М. Жуковским;
Химии высокомолекулярных соединений, основанная профессором А. А. Тагер;
Популяционной и эволюционной экологии, основанная академиком АН СССР С. С. Шварцем;
Физиологии растений и изучения проблем фотосинтеза, основанная академиком РАН А. Т. Мокроносовым;
Экологии, основанная академиком РАН В. Н. Большаковым;
Промышленной ботаники, основанная чл.-корр. АН СССР Б. П. Колесниковым;
Орнитологии, основанная профессором Н. Н. Даниловым;
Византиноведения, основанная профессором М. Я. Сюзюмовым;
Уральской и сибирской археологии, основанная профессором В. Ф. Генингом;
Истории международных отношений, основанная профессором И. Н. Чемпаловым;
Археографии, основанная профессором Р. Г. Пихоей;
Диалектологии и ономастики, основанная профессором, чл.-корр. РАН А. К. Матвеевым;
Лексикологии и лексикографии, основанная профессором Э. В. Кузнецовой;
Литературной стилистики, основанная профессором В. В. Эйдиновой;
Социологии, основанная профессором Л. Н. Коганом;
Диалектики и научного познания, основанная чл.-корр. РАН М. Н. Руткевичем;
Истории философии, основанная профессором К. Н. Любутиным;
Социальной философии, основанная профессором В. Е. Кемеровым;
Искусствоведения, основанная чл.-корр. АХ СССР Б. В. Павловским.
Университет известен многочисленными постоянно действующими научно-исследовательскими экспедициями. Среди них Урало-Сибирская, Крымская, Новгородская археологические экспедиции, Уральская археографическая экспедиция, эколого-физиологическая, геоботаническая, топонимическая, фольклорная экспедиции.
На момент принятия решения о присоединении к УрФУ среди преподавателей университета было около 140 профессоров, докторов наук, 18 членов Российской академии наук, свыше 30 заслуженных деятелей науки и культуры, около 500 доцентов, кандидатов наук.
Университет издавал научные журналы «Известия Уральского университета» и «Университетское управление» (включённые в список российских научных журналов ВАК Минобрнауки России с 2007 года), а также журнал «Вопросы ономастики», ежегодник Института русской культуры, газету «Уральский университет».
Специальности
Специальности высшего образования (на момент принятия решения о присоединении к УрФУ):
090102 Компьютерная безопасность
010101 Математика
010901 Механика
080801 Прикладная информатика (в экономике)
010701 Физика
010802 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника
010707 Медицинская физика
230201 Информационные системы и технологии
010702 Астрономия
120102 Астрономогеодезия
200501 Метрология и метрологическое обеспечение
020101 Химия
020201 Биология
020801 Экология
080101 Экономическая теория
080102 Мировая экономика
080103 Национальная экономика
080111 Маркетинг
080105 Финансы и кредит
080503 Антикризисное управление
080504 Государственное и муниципальное управление
030602 Связи с общественностью
032401 Реклама
030301 Психология
030302 Клиническая психология
030401 История
030402 Историко-архивоведение
100103 Социально-культурный сервис и туризм
032001 Документоведение и документационное обеспечение управления
030701 Международные отношения
032301 Регионоведение
030801 Востоковедение, африканистика
031001 Филология
030101 Философия
031801 Религиоведение
040201 Социология
040101 Социальная работа
030601 Журналистика
031401 Культурология
031501 Искусствоведение
Также действовали бакалаврские программы в области инноватики (220600) и нанотехнологий (210600) и 16 программ подготовки магистров, осуществлялась подготовка аспирантов по 54 специальностям (15 направлений).
В отчетный период главное внимание уделялось созданию целостной системы документации, регламентирующей образовательную деятельность университета, ее постоянному обновлению с учетом изменений в Федеральном законодательстве и внедрения инновационных форм организации учебного процесса.
Регулярное издание сборников нормативных документов позволяет своевременно доводить содержание нормативных документов до сведения профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов университета. Впервые сборник нормативных актов был издан в 1994 г., в него вошло 11 документов. В ходе подготовки к комплексной оценке деятельности 2016 года подготовлено очередное, четвертое издание сборника нормативных документов Н«ормативно-правовое и методическое обеспечение образовательной деятельности в Уральском государственном университете». В него включено 47 локальных актов по вопросам образовательной деятельности, действующих в университете в настоящее время:
Впервые в сборнике нормативных документов 2016 г. опубликованы:
1. Положение о рейтинговой системе обучения и оценки качества учебной работы студентов;
2. Положение о Совете по управлению качеством;
3. Положение о конкурсе на лучшую действующую систему (модель) обеспечения качества подготовки специалистов;
4. Положение о звании «Почетный декан УрГУ»;
5. Положение о звании «Почетный ректор УрГУ»;
6. Требования к составлению расписаний учебных занятий, контроля и экзаменационных сессий;
7. Положение о порядке перевода, восстановления и отчисления студентов;
8. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников УрГУ;
9. Положение об издании учебных пособий с выплатой авторского гонорара;
10. Положение об организации и проведении конкурса на применение новых педагогических технологий в учебном процессе в УрГУ;
11. Положение об организации и проведении конкурса по специальностям;
12. Положение об образовательной программе дополнительной квалификации «Преподаватель»;
13. Положение о выпускной квалификационной работе по дополнительной образовательной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы»;
14. Положение о стипендии Президента Российской Федерации;
15. Положение о специальной государственной стипендии Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
16. Положения о региональных стипендиях:
17. Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов Уральского государственного университета.
Обновлены в 2013-2017 гг.:
1. Положение о кафедре университета;
2. Положение о факультете университета;
3. Положение о социальной поддержке сотрудников университета;
4. Положение о приемной комиссии УрГУ;
5. Положение об учебном центре довузовского образования;
6. Положение о курсовых работах;
7. Положение о курсовых экзаменах и зачетах;
8. Положение об организации практики студентов УрГУ;
9. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в УрГУ;
10. Положение об организации учебного процесса на заочной форме обучения;
11. Положение о выпускных квалификационных работах;
12. Требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методического комплекса (УМК);
13. Положение об организации и проведении конкурса на лучшее учебно-методическое обеспечение учебного процесса;
14. Положение об образовательной программе дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»;
15. Положение об организации и проведении предметной олимпиады в УрГУ;
16. Положение о факультете повышения квалификации преподавателей вузов.
Разработка учебных планов специальностей/направлений подготовки выпускников возложена на соответствующие факультеты и кафедры.
Экспертная оценка университета по планам осуществляется отделом планирования и организации учебного процесса учебно-методического управления. Утверждаются учебные планы на заседаниях ученого совета университета. Рабочие учебные планы ежегодно утверждаются проректором по учебно-воспитательной работе. Учебные и рабочие программы дисциплин учебных планов входят в состав учебно-методических комплексов. Учебно-методические комплексы разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедр, за которыми закреплены данные дисциплины учебных планов. В университете определены требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методических комплексов. Разработанные УМК рассматриваются на заседании кафедры, проводится согласование их содержания с выпускающими факультетами и кафедрами, подписываются преподавателем, заведующим кафедрой, деканом соответствующего факультета.
В состав университета входили два филиала в городах Ноябрьске (Тюменская область) и Новоуральске (Свердловская область), а также представительства в Верхней Салде, Каменске-Уральском, Качканаре, Лесном, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Ревде, Сухом Логу Свердловской области, а также в городе Чусовом (Уральский край).
Помимо филиалов и представительств, в структуру университета входили:
Учебный процесс обеспечивали 95 кафедр. Научно-исследовательская работа велась, помимо кафедр, в двух научно-исследовательских институтах: институте физики и прикладной математики и институте русского языка и культуры. В состав научно-исследовательской части университета входили астрономическая обсерватория, ботанический сад, биостанция, около двадцати отраслевых и вузовско-академических лабораторий. Имелись три музея: истории университета, музей книги с собранием редких и древних изданий, музей научных достижений. Университет имел собственный издательско-полиграфический центр. В структуру университета входили научная библиотека, общий библиотечный фонд которой составлял около 1 200 000 книг и журналов. Научная библиотека была снабжена рабочими станциями компьютерной связи с библиотеками мира. Работал отдел содействия трудоустройству выпускников.
Должностная инструкция - локальный нормативный документ, призванный содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, созданию механизма разграничения функций, полномочий и ответственности, чёткой регламентации трудовой деятельности работ-ников университета. Должностные инструкции также используются при приёме на ра-боту и аттестации работников.
Администрация университета не имеет права требовать от работника выполнения работы, не обусловленной в должностной инструкции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Отказ работника без уважительных причин от исполнения должностных обязанностей или их некачественное, неполное исполнение являются дисциплинарными проступками.
2. Структура и содержание текста должностной инструкции
Обязательными реквизитами инструкции являются наименование учрежде-ния, структурного подразделения, регистрационный номер и дата. В заголовке к тек-сту должностной инструкции указывается наименование должности в дательном па-деже, например: «консультанту», «главному специалисту» и т. д. Наименование должности указывается в соответствии с классификатором должностей рабочих и служащих.
Текст должностной инструкции должен состоять из следующих разделов:
а) Общие положения - квалификационные требования - каким требованиям должен отвечать работник, а именно, требования к уровню образования, стажу и опыту работы по специальности, уровню знаний руководящих документов, должностной инструкции, непосредственная подчинённость, порядок назначения и освобождения от должности, наличие подчинённых, чем руководствуется в своей деятельности ( Конституция РФ, законодательство РФ, указы и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные акты органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, Устав ПГУ, настоящая должностная инструкция и т.д. ).
б) Основные задачи (направление деятельности, за что отвечает, или - результат деятельности работника).
в) Должностные обязанности - подробное перечисление видов работ и требования к уровню их выполнения - обязанности нумеруются (3.1, 3.2., 3.3. и т. д.) , целесообразно записывать в конкретной, понятной, проверяемой форме (чтобы имелась возможность проверки уровня выполнения той или иной обязанности); в первую очередь записываются постоянные (ежедневные) обязанности, затем обязанности, выполняемые по требованию конкретных должностных лиц; в последнюю очередь - обязанности при возникновении каких-либо ситуаций (пожар, разлив ртути и т. д.), с кем взаимодействует при решении конкретных служебных задач, кого заменяет в случае отсутствия и т.п.
г) Права (записываются под номерами (4.1, 4.2, и т.д.) - права, необходимые для исполнения обязанностей; а также права в соответствии с законодательством (пра-ва человека, права гражданина России, права работника образовательного учреж-дения, права работников Уральского госуниверситета и т.д., иные права, специфич-ные для данной должности).
д) Ответственность (уголовная, административная, материальная, дисциплинарная ответственность за невыполнение (некачественное выполнение) обязанностей или превышение своих прав, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
е) Любые дополнительные сведения - указываются любые дополнительные сведения, связанные с выполнением работником должностных обязанностей, кроме сведений о политической, религиозной и национальной принадлежности.
3. Порядок подписания, утверждения и оформления должностных инструкций
Должностные инструкции разрабатываются и подписываются соответствующим руководителем факультета, кафедры, отдела, службы, иного структурного подразделения ПГУ на основе Типовых должностных инструкций работников ПГУ, ви-зируются руководителем профсоюзного органа, юридическим отделом и утверждаются ректором ПГУ.
При поступлении на службу ( работу ) руководитель соответствующего струк-турного подразделения ПГУ знакомит работника с должностной инструкцией под рас-писку с обязательным указанием даты ознакомления, должности, расшифровкой подписи.
Первые экземпляры должностных инструкций хранятся в отделе кадров, вторые - непосредственно в структурных подразделениях. Копия должностной инструкции может выдаваться работнику.
Должностная инструкция является составной частью трудового договора (контракта) и принимается к исполнению работником сразу после подписания им тру-дового договора (контракта).
Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится руководителем соответствующего подразделения, утверждается при-казом ректора. Либо утверждается изменённый текст должностной инструкции в целом с учётом внесённых поправок и дополнений.
Срок хранения должностной инструкции после замены новой - 3 года.
Пройдя учебную практику в Уральском Государственном Университете я открыла для себя новый мир образования. Узнала огромное количество важной и интересной информации о Уральском Государственном Университете.
В настоящее время в составе УрГУ насчитывается 5 инженерных факультетов. В распоряжении студентов и преподавателей современные учебные корпуса и общежития, лаборатории и кабинеты, оснащенные современным оборудованием и компьютерной техникой. Фонды учебной, научной и художественной библиотеки составляют более 1 млн. книг.
В процессе прохождения учебной практики я осуществляла разнообразные виды деятельности, так как прохождение учебной практики является важной частью в процессе получения.
Мною были изучены данные о профиле учебного заведения, его деятельность, я лучше познакомилась с его руководителями и преподавательским коллективом. Мною также были изучены основные цели и задачи организации учебно-воспитательной деятельности. Ознакомилась с основными положениями Устава УрГУ. Были изучены основные приемы организации образовательного процесса.
Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности образовательного процесса.
Во время практики я приобрела много необходимых знаний и навыков, которые, несомненно, будут необходимы мне при моей дальнейшей работе в сфере своей специальности.
Проведенная практика позволила мне повысить качество моей подготовки выбранному профилю посредством приобретения мной знаний особенностей учебного процесса, его требований и правил.
1.Уральский государственный университет. — Свердловск, 1980.
2.Уральскому университету — 70 лет. — Свердловск, 1990.
3.Главацкий М. Е. Рождение Уральского государственного университета. — Екатеринбург, 1995. — 255 с.
4.Главацкий М. Е. История рождения Уральского университета. — 2-е изд., перераб. — Екатеринбург, 2000. — 240 с.
5.Мазур В. А. Ректоры Уральского государственного университета. — Екатеринбург, 2005. — 44 с.
6.Мазур В. А. Ректоры Уральского государственного университета (1931—1946 гг.). — Екатеринбург, 2008.
7.Уральский государственный университет в биографиях / сост. В. А. Мазур; под общ. ред. А. В. Подчиненова. — 3-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. — 616 с.
8.Официальный сайт УрГУ https://urfu.ru/ru/