В работе нет списка литературы и приложения
Уфа 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
5 |
|
Раздел 1 Анализ блочно-комплектного метода строительства |
7 |
|
1.1 Оценка газовых и газоконденсатных месторождений в северной части РФ. Состояние обустройства месторождений для заводов СПГ |
9 |
|
1.2 Нефтегазовые объекты с использованием блочно-комплектного метода |
9 |
|
1.3 Основные технические требования к блочным устройствам при проектировании |
17 |
|
1.4 Проектирование генеральных планов |
20 |
|
1.5 Состав модулей завода СПГ |
|
|
1.6 Организация строительства наземных объектов с применением блочно-комплектных устройств |
22 |
|
1.7 Монтаж блочно-комплектного оборудования в крупноблочном исполнении |
26 |
|
1.8 Технологическая обвязка. Соединение модулей |
||
Вывод по первому разделу |
27 |
|
Раздел 2 Анализ отечественного и зарубежного опыта обустройства нефтегазовых объектов из суперблока |
36 |
|
2.1 Состояние развития конструктивно-технических решений блочно-модульных конструкций |
36 |
|
2.2 Анализ блочно-модульных конструкций для обустройства завода СПГ |
44 |
|
2.3 Отечественный опыт обустройства нефтегазовых объектов из суперблоков |
29 |
|
2.4 Зарубежный опыт модульного строительства |
43 |
|
Вывод по второму разделу |
46 |
|
Раздел 3 Анализ транспортировки крупных модулей и суперблоков |
47 |
|
3.1 Отечественный опыт транспортировки суперблоков |
48 |
|
3.2 Зарубежный опыт транспортировки технологических модулей |
52 |
|
3.3 Инновационные транспортные системы доставки технологических модулей |
53 |
|
3.4 Требования при строительстве модулей |
54 |
|
3.5 Самоходные модульные трейлеры |
57 |
|
3.6 Специальные грузовые судна для транспортировки модулей и крупногабаритных тяжелых грузов |
64 |
|
3.7 Модульное строительство завода сжиженного природного газа на полуострове Ямал на базе Южно-Тамбейского месторождения |
70 |
|
3.8 Технология Арктический каскад |
||
3.9 Российские компании принимающие участие в строительстве 4 очереди завод «Ямал-СПГ» |
||
Вывод по третьему разделу |
76 |
|
Раздел 4 Расчет устойчивости модуля при транспортировке на самоходном модульном транспортере (СМТ), учитывающий влияние конструкции СМТ и внешних факторов |
77 |
|
Вывод по четвертому разделу |
99 |
|
Заключение Список использованных источников |
101 |
|
103 |
||
Приложение А |
107 |
AAT - Аker Arctic Technology
БКМ – блочно-комплектный метод
БКНС – блочно-комплектная насосная станция
БКУ – блочно-комплектное устройство
ГПЗ – газоперерабатывающие заводы
ГРС – газоредуцирующая станция
ГТЭС – газотурбинная электростанция
ДНС – дожимная насосная станция
ДЭГ – диэтиленгликоль
КИПиА – контрольно-измерительные приборы и автоматизация
КС – компрессорная станция
КТГ – крупно-габаритные тяжелые грузы
НС – насосная станция
ПлНС – плавучая насосная станция
РУ – распределительное устройство
СБ – суперблок
СМТ – самоходный модульный транспортер
СП – сборные пункты
СПГ – сжиженный природный газ
УКП – установка комплексной подготовки
ЦТ – центр тяжести
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в связи с расширением добычи нефти и особенно газа возрастают объемы не только линейных объектов, но и в большей степени наземных объектов, таких как насосные и компрессорные станции, установка комплексной подготовки нефти, установка комплексной подготовки газа, станции подземного хранения и другие.
Главным направлением индустриализации строительства наземных объектов остается и получает свое дальнейшее развитие комплектно-блочный метод. Комплектно-блочный метод строительства незаменим при обустройстве нефтяных и газовых месторождений северных районов.
На настоящий момент это самый инновационный метод, а производители, специализирующиеся на производстве блочно-модульных конструкций (БМК), улучшают и продвигают свои технологии относительно растущей в геометрической прогрессии конкуренции.
Применение блочно-комплектных устройств способствует не только значительному снижению трудозатрат при монтаже в районах со сложными климатическими условиями, но и одновременному повышению требования к качеству строительства.
Одна из существенных ступеней развития блочно-комплектного метода – переход на заводское изготовление. Для нефтяной и газовой промышленности изготовляются и монтируются в виде блочно-комплектных установок дожимные насосные станции, кустовые насосные станции, установки подготовки нефти, установки подготовки газа, компрессорные станции для транспорта нефтяного и природного газа, газлифтные компрессорные станции, котельные, очистные сооружения и другие объекты.
Целью работы являлось определение путей повышения эффективности строительства и транспортировки площадочных объектов нефтегазового комплекса на основе блочно-комплектного метода. Основное внимание было уделено транспортировке блочных устройств, так как действенность использования метода зависит от способа доставки. Продолжительность доставки блочно-комплектных устройств составляет до 20-25 % времени возведения объектов, а расходы на доставку – от 30 до 50 % стоимости СМР. Из-за этих нюансов были рассмотрены инновационные транспортные системы доставки технологических установок по суше и морем.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- анализ существующих конструктивных решений блочно-комплектного метода строительства;
- анализ отечественного и зарубежного опыта обустройства нефтегазовых объектов из блочно-комплектных устройств;
- выбор оптимального метода транспортировки блочно-комплектных устройств до места монтажа;
- расчет устойчивости модуля при транспортировке на самоходном модульном транспортере, учитывающий влияние конструкции и внешних факторов.
Научная новизна заключается в применении новых инновационных методов транспортировки блочно-комплектных устройств в условиях крайнего севера.
Теоретическая значимость работы заключается в научном обосновании выбора оптимальных методов строительства и транспортировки наземных объектов нефтяного комплекса блочно-комплектным методом.
В ходе исследований применялись расчеты устойчивости самоходного модульного транспортера, учитывающий влияние конструкции и внешних факторов. В результате чего были подобранны оптимальные параметры для безопасной транспортировки модуля.
Эффективность комплектно-блочного метода может быть достигнута за счет организации долговременного поточного строительства; наличия системы перспективной подготовки комплектно-блочного строительства на основе полной согласованности планов капитальных вложений, программ промышленных предприятий поставщиков, предприятий-заказчиков, комплектующих организаций и подрядных строительно-монтажных организаций; разработки и внедрения типовой технологии производства работ.
Необходимо обратить внимание на значение транспортных работ в комплектно-блочном строительстве, так как эффективность применения данного метода во многом зависит от организации способа доставки блоков. В настоящее время более 90 % природного газа РФ добывается на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. По сравнению с месторождениями, расположенными в центральной и южной частях России, северные районы нефтегазового строительства являются труднодоступными.
Рассмотрение проблемы создания и применения блочно-комплектных устройств в сооружении наземных объектов нефтяной и газовой промышленности подтверждает наличие единства процессов промышленного производства, строительства и эксплуатации такого объекта. В этих устройствах, поставляемых на строительные площадки в виде полностью законченных и испытанных на промышленных предприятиях транспортабельных конструкций, которое представляет собой единое целое всей части проекта: строительная, технологическая и другие, вплоть до жизнеобеспечения. Изучение закономерностей развития и применения данного метода позволяет сделать следующие выводы.
Метод блочно-комплектного строительства наземных объектов нефтяной и газовой промышленности является одним из самых эффективных направлений научно-технического прогресса в области строительства, и в определенных условиях применение этого метода обеспечивает достижение значительного эффекта.
Эффективность комплектно-блочного метода может быть достигнута за счет организации долговременного поточного строительства; наличия системы перспективной подготовки комплектно-блочного строительства на основе полной согласованности планов капитальных вложений, программ промышленных предприятий поставщиков, предприятий-заказчиков, комплектующих организаций и подрядных строительно-монтажных организаций; разработки и внедрения типовой технологии производства работ.
Для разгрузопогрузочных и монтажных операций с блочными устройствами максимальной единичной массы, входящих в состав блочно-комплектных устройств, могут быть использованы приспособления к имеющимся крановым и транспортным средствам меньшей грузоподъемности или такелажные приемы. В качестве эффективных технических средств для транспортировки блоков могут применяться самоходные модульные транспортеры.
Модульные транспортные средства можно собрать в одну линию для перевозки длинномерных грузов, в две линии, использую соединительные блоки – для перевозки сверхгабаритных грузов, а так же допустимо использование нескольких модулей на расстоянии, как продольно, так и поперечно.
Прогнозы добычи нефти и газа в России достаточно многообещающие — сохранение объемов добычи нефти на уровне около 500 млн т в год до 2020 г. и увеличение добычи газа с 600 млрд м3 до 1 трлн м3 в год. это требует от нефтегазовой индустрии применения высокоэффективных технологий.
С учетом постановления Правительства Российской федерации «Об утверждении государственной программы Российской федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской федерации на период до 2020 года» становятся актуальными вопросы возрождения технологии суперблоков. Для высокоэффективного применения комплектно-блочного метода в обустройстве нефтегазовых месторождений есть все предпосылки. Прежде всего, это богатый опыт, накопленный в проектно-конструкторских работах, строительстве, транспортировке и эксплуатации нескольких сотен суперблоков.
Многолетняя успешная высокоэффективная практика возведения месторождений севера раскрывает все достоинства данного метода и подтверждает его преимущества.
Организации строительства блочно-модульными конструкциями — перспективное направление индустриализации и интенсификации капитального строительства.
В ходе выполнения анализа был предложен метод расчета устойчивости модуля при транспортировке на самоходном модульном транспортере, учитывающий влияние конструкции СМТ и внешних факторов, включающих нагрузки создаваемые ветром, уклон трассы, нагрузка, возникающая при торможении системы «модуль-транспортер», могут привести к опрокидыванию перевозимого модуля.
Из проведенных расчетов и анализов следует вывод, что для безопасной транспортировки модуля на самоходном модульном транспортере, необходимо производить выбор трассы с наименьшим уклоном, произвести расчет максимальной предельной нагрузки на платформу, где возможное смещение центра тяжести будет располагаться внутри области устойчивости.
Вместе с тем, применение системного подхода к проектированию блочно-комплектных устройств дает значительную экономическую эффективность и оставляет широкие возможности для поиска новых оригинальных организационно-технологических и технических решений.