Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений

В наличии
10 руб.

Купить за 10 рублей ВКР Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

АП 64

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития законодательства об ответственности за совершение автотранспортных преступлений............. 6

1.1. Ретроспективный анализ развития законодательства об ответственности за совершение автотранспортных преступлений........ 6

1.2. Общая характеристика понятия автотранспортных преступлений 19

Глава 2. Проблемные вопросы уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений.................................................................................. 29

2.1. Практические аспекты квалификации автотранспортных преступлений.......................................................................................... 29

2.2. Основные проблемы уголовной ответственности.......................... 40

2.3. Пути совершенствования российского законодательства в сфере автотранспортных преступлений........................................................... 48

Заключение...................................................................................... 57

Список использованных источников............................... 62

Введение

Тема выпускной квалификационной работы актуальна тем, что в нынешних условиях стремительного технического прогресса быстрыми темпами развиваются все виды механического транспорта, увеличивается их мощность, что закономерно ведет к повышению его скоростных характеристик. Вместе с позитивными изменениями в общественных отношениях происходят и негативные процессы. Они несут все большую угрозу самому субъекту этих процессов - человеку. В результате этих изменений и увеличения количества транспортных средств все большей реальностью становится картина роста дорожных происшествий. А это приводит к увеличению количества погибших или травмированных людей, уничтожению и повреждению как самих транспортных средств, так и других материальных объектов.

В последние годы вопрос противодействия нарушениям правил дорожного движения и эксплуатации транспорта привлекает все больше общественного внимания и вызывает интерес ученых. Автомобильный транспорт играет все большую роль в общественной и личной жизни каждого человека, поскольку именно он способствует удовлетворению потребностей всего общества в перевозке пассажиров и грузов на любое расстояние. Однако неудовлетворительное качество дорог, медленное внедрение технических мер контроля дорожного движения, личная недисциплинированность значительного количества водителей и их чувства безнаказанности за совершенные правонарушения приводят к увеличению нарушений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Важным условием безопасной работы всех видов транспорта является соблюдение всеми участниками дорожного движения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Значительное место в противодействии нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта принадлежит мерам по совершенствованию уголовно-правового регулирования общественных отношений в этой сфере деятельности. Это, в первую очередь, касается усиления уголовной ответственности за некоторые виды транспортных преступлений, индивидуализации наказания виновных за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации различных видов транспортных средств в зависимости от вида транспорта, а также субъекта преступления.

Определенная роль среди мероприятий государства по предотвращению несчастных случаев на транспорте играется и мерами уголовно-правового характера. Анализ судебной практики свидетельствует о необходимости тщательного изучения действующего уголовного законодательства об уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений и научного обобщения опыта его применения следственными и судебными органами, о необходимости разработки предложений по совершенствованию этого законодательства и практики его применения.

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые, возникают в связи с совершением автотранспортных преступлений.

Предмет исследования – российское уголовное законодательство в вопросах совершения автотранспортных преступлений.

Цель исследования состоит в комплексном анализе теоретических и практических проблем, которые связаны с уголовной ответственностью за совершение автотранспортных преступлений. В силу поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести ретроспективный анализ развития законодательства об ответственности за совершение автотранспортных преступлений;

- дать общую характеристику понятия автотранспортных преступлений;

- проанализировать практические аспекты квалификации автотранспортных преступлений;

- определить основные проблемы уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений;

- указать пути совершенствования российского законодательства в сфере автотранспортных преступлений.

Методологическая основа исследования состоит из совокупности методов теоретического уровня (системно-функциональный, конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.) и основных положений уголовного права, которые посвящены уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений.

Теоретическая основа работы представлена трудами: Н.С. Алексеева, Е.А. Войтенкова, А.М. Голубкова, А.В. Демчука, З.В. Ербахаеввой, Н.И. Исаева, И.Ю. Касницкой, А.И. Коробеева, В.Н. Кудрявцева, Б.А. Куринова, М.А. Месилова, М.В. Мидловец, Т.И. Михалевой, А.М. Охтовой, Д.Н. Поповича, М.С. Ревенко, А.В. Рублева, А.И. Сахарчук, В.Е. Суденко, А.С. Тагамлицкого, И.В. Танага, Е.А. Таюрской и др.

Эмпирическая основа ВКР представлена аналитическими материалами, обобщениями по делам рассматриваемой категории.

Научная новизна работы – это комплексный подход к осмыслению объективных и субъективных признаков составов преступлений, связанных с совершением автотранспортных преступлений.

Структура выпускной квалификационной работы включает следующие элементы: введение, основная часть представлена двумя главами, заключение и список использованных источников. Первая глава представляет нам теоретические аспекты развития законодательства об ответственности за совершение автотранспортных преступлений. Вторая глава посвящена анализу проблемных вопросов уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений. В заключении отражены основные выводы по исследуемой теме.

Заключение

С появлением новых видов, ростом числа транспортных средств, увеличением масштабов негативных последствий транспортной деятельности возникла настоятельная необходимость в криминализации ряда деяний, посягающих на безопасное функционирование транспорта, в результате чего группа транспортных преступлений стала расти буквально на глазах. Объединить же их в одну главу без существенной ломки сложившейся системы Особенной части УК было практически невозможно. По вполне понятным причинам законодатель не может произвольно изменять уже сложившуюся систему права. Это удалось сделать лишь в процессе разработки и принятия УК РФ 1996 г.

Под транспортными преступлениями понимаются виновно совершенные, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) общественно опасные деяния, которые непосредственно связаны с движением и (или) эксплуатацией транспорта либо направленные против безопасности движения транспорта или его нормальной эксплуатации. Такими преступлениями потягаются интересы объектов соответствующей транспортной инфраструктуры, и законодателем они были включены в гл. 27 Особенной части УК РФ – «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». Указанные преступления могут посягать почти на все отрасли транспорта – на железнодорожный, автомобильный, воздушный, внутренний водный, морской, а также на метрополитен.

Автотранспортные преступления являются собирательным понятием, охватывающим несколько составов преступлений: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации автомобилей, мотоциклов, тракторов и тому подобных транспортных средств; недоброкачественный ремонт и выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; нарушение «извне» (пешеходом, велосипедистом, погонщиком, ремонтником и т. д.) правил, обеспечивающих безопасную работу автотранспорта.

Уголовный кодекс РФ впервые выделил специальную главу 27, которая содержит составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Выделение норм об этих преступлениях в самостоятельную главу, уточнение объективных и субъективных признаков этих норм и их унификация, безусловно, является достоинством действующего Уголовного кодекса РФ. В настоящее время после всех изменений и дополнений, которые коснулись содержания главы 27 УК РФ, она объединяет 12 составов преступлений.

Правилами дорожного движения определяется правовое положение различных участников дорожного движения. При этом названные Правила призваны обеспечивать благоприятные условия взаимодействия участников дорожного движения и обеспечить его безопасность. Как известно положений ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения следует понимать состояние дорожного движения, в котором отражается степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Согласно статистическим данным преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, встречаются в судебной практике гораздо чаще, нежели любые другие преступления, связанные с эксплуатацией транспортных средств.

Основным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует признать безопасность дорожного движения. Факультативным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является жизнь и здоровье человека. Предметом преступления выступают упомянутые в диспозиции ст. 264 УК РФ и в примечании к ней механические транспортные средства.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления включает в себя совокупность следующих признаков:

- нарушение правил безопасности движения или эксплуатации механических транспортных средств;

- наступление определенных последствий;

- причинную связь между фактом нарушения правил и наступившими в результате последствиями.

Диспозиция ст. 264 УК РФ является бланкетной, поскольку для правильной квалификации необходимо обратиться к иным, помимо Уголовного кодекса РФ, нормативно-правовым актам. Бланкетность представляет собой особую форму конструирования уголовного закона, при которой содержание уголовно-правовой нормы складывается как из положений уголовного закона, так и из положений нормативных актов иных отраслей права.

Субъектом преступления, предусмотренной ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации» является лицо, управляющее механическим транспортным средством, т. е. общий субъект. При этом не имеет значения, есть ли у него водительское удостоверение (вообще не получал или лишен его), управляет автомобилем, собственником которого является он сам либо другое лицо (физическое или юридическое).

Субъективная сторона деяний, рассматриваемой группы преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта или транспортного средства (ст.ст. 263, 264, 268 УК РФ), характеризуется неосторожной формой вины, которая может быть выражена как в легкомыслии, так и в небрежности. Следует отметить, что форма вины «по неосторожности» прямо указана законодателем в диспозиции перечисленных статей.

Квалифицирующие признаки составов, предусмотренных в ст. 264 УК РФ относятся к: признакам объективной стороны, указывая на общественно опасные последствия (смерть человека – ч. ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ, смерть двух и более лиц – ч. 5 и 6 ст. 264 УК РФ); признаки субъекта – нахождение в состоянии опьянения.

Анализ истории развития законодательства в сфере безопасности дорожного движения свидетельствует, что рассматриваемое преступление имеет сравнительно не долгий процесс становления. Длительное время дорожно-транспортные происшествия, в результате которых был причинен вред здоровью или смерть, рассматривались как преступления против личности. А на сегодняшний день совершенствование уголовного закона является важным направлением уголовной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, изменения которого влияют на последствия дорожно-транспортной аварийности. Наряду с этим требуют своей оптимизации Правила дорожного движения Российской Федерации и другие нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Необходимы дополнения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в части разъяснения особенностей совершения дорожно- транспортных преступлений.

Практика показывает, что решение суда по выбору наказания для виновника ДТП не всегда бывает объективным. В этой связи было бы вполне рациональным ввести в ст. 264 УК РФ дифференциацию наказания с учетом доказанной формы вины водителя-правонарушителя (по небрежности или легкомыслию). Немаловажен еще один аспект учета обстоятельств совершения ДТП – совершение ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Необходимо обязательно рассмотрение возможности квалификации вины по ч. 4 и ч. 6 ст. 264 для водителей, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения, в виде тяжелых преступлений. Это было бы правомерно не только по форме, но и по содержанию.

Любой взрослый человек, особенно допущенный к выполнению потенциально опасной деятельности, понимает, что алкоголь вызывает снижение внимательности и объективности восприятия окружающей действительности, ухудшает координацию и моторику действий, а значит, повышает вероятность возникновения ДТП. Разумеется, управление автомобилем в состоянии опьянения – вполне сознательный выбор человека, который не может не понимать, что вероятность участия в ДТП для него значительно возрастает.

В этой связи управление автомобилем в состоянии опьянения и последующее ДТП не должно рассматриваться как нарушение по неосторожности. Это вполне сознательное преступление, сформированное, сначала как пренебрежение нормами общественного поведения, а уже на втором этапе – как нарушение правил дорожного движения (в случае, если это будет доказано следствием).

Так, проанализированные статистические данные за прошедшие 5 лет позволяют сделать вывод, что каждое тринадцатое дорожно-транспортное происшествие на дорогах Российской Федерации было совершено лицом, управляющим транспортным средством в состоянии опьянения. В среднем по вине пьяных водителей на дорогах погибает свыше 4 тысяч человек в год.

Изменяя нормы уголовного законодательства относительно транспортных преступлений, государство пытается в лучшую сторону изменить ситуацию на дорогах; к сожалению, существующие меры не приносят и не могут приносить абсолютного результата в борьбе с нарушениями правил дорожного движения, но, тем не менее, положительные сдвиги, как показывает статистика, всё же заметны; при этом работа над совершенствованием уголовного законодательства продолжается.

Возможно, что ужесточение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является необходимой мерой в наше время. Например, в статье 264 УК РФ ч. 4 и ч. 6 переквалифицировать преступления водителей, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения, с преступлений средней тяжести на тяжкие преступления, ужесточить наказание относительно ныне используемых норм права. Это будет способствовать повышению степени ответственности водителей транспортных средств.

Уникальность
64
Loading...

Последние статьи из блога

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ