Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценностей

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно диплом Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценностей

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

Скачать бесплатно


Содержание:

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней

4

1.1 Современное состояние Российского законодательства в сфере уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней

7

1.2 Общая характеристика нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней

7

Глава 2. Незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней и соотношение со статьей 192 УК РФ

17

2.1 Признаки незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

17

2.2 Квалификация незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

22

2.3 Ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней

29

Глава 3. Предложения по совершенствованию уголовного законодательства в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней с учётом судебной практики и зарубежного опыта

32

3.1 Судебная практика по делам о незаконном обороте драгоценных металлов и драгоценных камней

32

3.2 Регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в Европе и странах СНГ

36

3.3 Предложения по совершенствованию уголовного законодательства в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

42

Заключение

43

Список использованной литературы

44

Введение

Законодательство в области незаконного оборота драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга можно охарактеризовать разрозненностью и очень большим количеством регулирующих нормативных правовых актов. В данной связи тему данного исследования можно назвать актуальной. Целью данной дипломной работы считается проведение анализа и изучение существующего законодательства в области незаконного оборота драгоценных металлов, драгоценных природных камней или жемчуга - в частности, статьи 191 Уголовного кодекса РФ. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- оценить современное состояние отечественного законодательства в области уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга;

- дать общую характеристику нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга;

- рассмотреть субъективные и объективные признаки состава преступления - незаконного оборота драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга;

- коснуться вопросов квалификации незаконного оборота драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга.

Поставленные задачи обусловили структуру настоящей дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней

За период с 1996 г. произошло стремительное развитие отношений в обществе, развитие практики правоприменения, а также и рост преступлений в экономической сфере. Только в 2017г. из общего количества зарегистрированных в нашей стране 3 500 000 преступлений (темп прироста, в сравнении предшествующим годом, составил 23 %), число преступлений с экономической направленностью составило около 450 000 (темп прироста 9 %), при этом 70 000 преступлений было совершено в экономической сфере (темп прироста 55 %). Несмотря на это, соответственная реакция законодателя на произошедшие общественные изменения (в том числе и в форме своевременного реформирования уголовного законодательства) происходило далеко не всегда. Некоторые из уголовно-правовых норм должным образом не анализировались, и не пересматривались от моментов их создания. К числу подобных норм можно отнести ст. 191 УК РФ, которая запрещает под угрозой уголовного преследования незаконные обороты драгоценных природных камней, драгоценных металлов и жемчуга.[1]

Приняв во внимание бланкетный характер вышеуказанной нормы, следует отметить произошедшее с 1996 г. (год принятия нового Уголовного кодекса РФ) до настоящего времени существенное развитие законодательства, которое регламентирует деятельность, связанную с этими ценностями - в нормативно-правовые акты, которые регулируют данную область взаимоотношений было внесено очень много изменений, зачастую носящих концептуальный характер, отменялись старые нормативно-правовые акты, а новые принимались. Все вышесказанное привело на текущий момент к возникновению очень серьезных нестыковок между уголовным законодательством и данной законодательной сферой, что послужило причиной безосновательного сужения сферы уголовной правовой охраны данных отношений и оставлении вне ее целых комплексов взаимоотношений, которые связаны с разведкой и геологическими изучениями месторождений драгоценных природных камней, драгоценных металлов, их добычей, применением и производством, а также причиной необоснованного разрыва уголовной правовой охраны этого единого комплекса взаимоотношений на статью 191 и статью 192 Уголовного кодекса РФ.

Содержание терминов, которые характеризуют предмет преступления, стало противоречить содержанию этих же понятий, указанных в ФЗ «О драгоценных природных камнях и драгоценных металлах»; аналогичным образом, понятия, которые применяются законодателями при описании объективных сторон состава преступления, предусмотренных статьёй 191 Уголовного кодекса РФ — «незаконная сделка», «оборот», «незаконные перевозка, хранение, пересылка» не соответствуют описаниям данных понятий, представленных в ФЗ «О драгоценных природных камнях и драгоценных металлах», а также в прочем специальном законодательстве. Между этим, следует отметить, что в 2017 г. в нашей стране был зарегистрирован факт совершения 1700 преступлений, которые предусмотренных статьёй 191 Уголовного кодекса РФ (при этом снижение темпов прироста составило около 33 %), самая значительная часть данного вида преступлений была совершена в Центральном Федеральном Округе России — 800 преступлений (при этом темп прироста составил 150 %), главная часть из которых была зарегистрирована в г. Москве — 700 преступлений (прирост составил 15 %).[2]

При этом на 40 % возросло совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов, драгоценных природных камней, а также жемчуга в крупных размерах, на 39 % совершение данных преступлений в соучастии (группами лиц с предварительным сговорам) и очень незначительно уменьшилось их совершение организованными группами — на 2 %. К уголовной ответственности в 2017 г. в нашей за совершение данных видов преступлений было привлечено 950 человек.

Преступления в экономической сфере способны нанести достаточно существенный в сравнении с прочими преступлениями вред. В ещё большей мере навредить экономике в государстве способны не отвечающие экономической реальности уголовно-правовые нормы. Следовательно, объективное наличие несоответствий уголовно-правовых запретов в незаконном обороте драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга современной действительности и необходимость их надлежащего разрешения делает совершенствование и исследование законодательства в вышеупомянутой сфере необходимым и актуальным.

Статья 191 Уголовного кодекса РФ очень сильно отличается от статьи 162.7 Уголовного кодекса РСФСР: исключена уголовная ответственность за совершение сделок с иностранной валютой и сохранена только за сделки и вышеуказанные незаконные действия, которые связаны с драгоценными природными камнями, драгоценными металлами и жемчугом, а также заменен перечень квалифицирующих признаков. Сфера и цели этого преступления уточнены в соответствии с новейшей социальной и экономической реальностью. Данная статья нацелена на уголовно-правовую охрану оборота драгоценностей, которые имеют стратегическое важнейшее значение и могут оказать влияние в целом на состояние финансовой системы и в частности валютных рынков.[3]

Объектом преступления являются общественные взаимоотношения, которые складывающиеся по поводу финансовой государственной деятельности в области оборота драгоценных природных камней, драгоценных металлов и жемчуга. Предмет преступной деятельности – драгоценные природные камни, драгоценные металлы и жемчуг, отнесены законодательством к валютным ценностям. В соответствии с Законом РФ от 09.10.92 г. «О валютном регулировании и контроле» к драгоценным металлам можно отнести: серебро, золото, металлы палладиевой группы, платина, в любом виде и состоянии; к драгоценным природным камням: рубины, алмазы, сапфиры, изумруды, александриты в обработанном и сыром виде, а также жемчуг (речной и ориенталь). Не считается валютной ценностью просверленный (ниточный), а также искусственный жемчуг.

Объективной стороной преступления является совершение сделок с драгоценными природными камнями, а также жемчугом с нарушением правил, которые установлены в законодательстве РФ (Положение от 30.06.1994 г. о совершении сделок с драгоценными природными металлами на территории РФ, правила скупки у населения драгоценных природных металлов, драгоценных камней в ломе и изделиях от 26.09.94 г. и т. д.), а также в их незаконном перевозке, хранении и пересылке. Незаконной считается, к примеру, продажа для предприятий вторичного сырья, которое содержит драгоценные металлы, от граждан; продажа от пользователей недр слитков драгоценных металлов для коммерческих банков (специально не уполномоченным); применение минерального сырья, которое содержит серебро и золото в качестве залога и т. д. Подобные сделки считаются незаконными от момента их совершения. Субъективная сторона данных преступлений может быть охарактеризована виной в виде прямого умысла. Мотивы преступления могут быть разными и на квалификацию преступления не оказывают влияния. Субъектом преступления может быть любое из физических лиц, которое достигло 16 лет.

Квалифицированной разновидностью данных преступлений (часть 2 статьи 191 Уголовного кодекса РФ) считается их совершение: лицами, которые были ранее судимыми за незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценных природных и жемчуга; организованной группой, в крупном размере. Крупным размером по данной статье является сумма, превышающая 500 минимальных размеров оплаты труда.[4]

Статья 191 Уголовного кодекса РФ содержит под общим названием «незаконный оборот драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга» описание признаков двух различных составов преступлений, хотя и посягающих на одинаковые объекты и совпадающие по своей характеристике предметы преступления, но очень значительно различающееся по признакам объективной стороны:[5]

- совершение сделок, которые связаны с драгоценными природными камнями, драгоценными металлами или с жемчугом, с нарушением правил, установленных в законодательстве нашей стране;

- незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.

Предметом обоих преступлений считаются драгоценные металлы в любых видах и состояниях, за исключением ювелирных и прочих бытовых изделий и лома таких изделий, а также драгоценные природные камни и жемчуг, за исключением бытовых и ювелирных изделий из драгоценных природных камней или жемчуга, а также лома таких изделий. Драгоценные природные камни, драгоценные металлы и могут находится в форме добытого из недр минерального сырья, слитков драгоценных аффинированных металлов, самородных минералов, монет, которые содержат драгоценные металлы, полуфабрикаты, сырьё, незавершенной производством продукции (в том числе ювелирные и прочие бытовые изделия), готовой продукции, которая не относится к и бытовым ювелирным изделиям, инструментов, материалов, установок, оборудования, средств вычислительной техники, приборов, узлов, деталей, которые содержат в своем составе драгоценные природные камни и драгоценные металлы, а также в виде лома и отходов, их содержащих.

Что касается драгоценных камней как предмета данных преступлений, то законодательство очень четко установило, что речь пойдёт только о драгоценных природных камнях, а отнюдь не синтезированных и искусственных (стразы).

Исходя из смысла законодательства и грамматических толкований, следует полагать, что в статье 191 УК РФ также имеется в виду и природный жемчуг. Не являются предметами рассматриваемых преступлений сусальное золото (тончайшие золотые пленки, которые наносятся на изделия в декоративных целях), ордена и прочие награды, которые выполнены из драгоценных камней и металлов.

Применительно к драгоценным природным камням, жемчугу, драгоценным металлам уголовно наказуемы все формы сделок (дарение, купля-продажа, залог, мена, заем и т. п.), совершенные с нарушением правил, которые установленных в законодательстве нашей страны.

В статье 3 федерального закона от 26.03.1998 г. «О драгоценных камнях и драгоценных металлах» установлено, что в нашей стране имеются биржи драгоценных камней и драгоценных металлов, которые предназначены для совершений физическими и юридическими лицами сделок, связанных с обращением: мерных и стандартных слитков драгоценных аффинированных металлов; необработанных драгоценных камней, которые прошли сортировку; обработанных драгоценных камней, которые прошли сертификацию; драгоценных самородков металлов; изделий, которые состоят из драгоценных камней и драгоценных металлов, за исключением ювелирных и прочих бытовых изделий, а также полуфабрикатов, которые содержат драгоценные металлы; монет, которые содержат драгоценные металлы.[6]

До начала работы и организации бирж драгоценных природных камней и драгоценных металлов сделки, с драгоценными природными камнями и драгоценными металлами осуществляют в соответствии с законодательством нашей страны. Здесь в первую очередь необходимо назвать:

- Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, которое утверждено при помощи Постановления Правительства РФ №756 от 30.06.1994 г.;

- Положение о совершении сделок с драгоценными природными камнями на территории Российской Федерации, которое утверждено при помощи Постановления Правительства РФ №759 от 27.06.1996 г.

При этом под обращением драгоценных природных камней и драгоценных металлов понимаются действия, которые выражаются в переходе прав собственности и прочих имущественных прав на драгоценные природные камни и драгоценные металлы, в том числе их применение в качестве залога.

Произведенные и добытые (т. е. извлеченные из комплексных добытых руд, концентратов и прочих полупродуктов, которые содержат драгоценные металлы, а также из отходов и лома) драгоценные металлы, кроме самородков, после необходимых обработок должны поступать на аффинаж в организации, которые включены в перечень, утвержденный при помощи Правительства РФ. Порядок совершения операций с минеральными видами сырья, содержащими драгоценные металлы, до аффинажа определяется при помощи Правительства РФ. Драгоценные аффинированные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные природные камни учитываются на балансах их собственников и направляются в гражданский оборот в соответствии с правами собственников, которые устанавливаются соответствующими договорами и лицензиями. Отходы и лом драгоценных природных камней и драгоценных металлов подлежат сбору на всех предприятиях, в том числе в воинских формированиях и частях, в которых образуются данный лом и отходы. Собранные отходы и лом подлежат обязательному учету и могут перерабатываться (обрабатываться) собирающими их организациями для вторичного применения либо реализовываться компаниям, которые имеют лицензии на данную форму деятельности, в целях дальнейшего аффинажа и производства драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней.

Под рекуперацией следует понимать извлечение драгоценных камней из выведенных из эксплуатации отработанных инструментов и прочих изделий с техническим назначением, а также из отходов, которые содержат драгоценные камни, с последующей отделкой (доведением) до качества, соответствующего классификатору и техническим условиям для алмазов.[7]

Драгоценные аффинированные металлы в стандартной форме, а также рекуперированные или добытые из недр драгоценные природные камни в рассортированной форме должны быть предложены субъектами их производства и добычи в приоритетных порядках для приобретения специально уполномоченным федеральным органам исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных природных камней и драгоценных металлов РФ и уполномоченным органам исполнительной власти в субъектах РФ, на территории которых были добыты данные камни и металлы, в целях пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных природных камней и драгоценных металлов в субъектах РФ.

Уникальные драгоценные камни и уникальные самородки драгоценных металлов, которые не подлежат переработке, также следует предлагать по договорным ценам субъектами их добычи в целях приобретения в приоритетном порядке в начале специально уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, а после уполномоченным органам исполнительной власти в субъектах РФ, на территории которых добыты данные камни и самородки. Самородки, которые не относятся к категории уникальных, могут продаваться субъектами их добычи в порядке, который установлен в законодательстве РФ. Драгоценные природные камни и драгоценные металлы, не проданные в приоритетных порядках, могут быть реализованы субъектами по их добыче и производству любым физическим и юридическим лицам, в том числе при помощи биржи драгоценных природных камней и драгоценных металлов, которые используют в собственном производстве или в качестве предметов залога и иных финансовых обязательств, а также вывозят в установленных порядках с территории нашей страны для реализации на внешних рынках.[8]

Следовательно, незаконность сделки с драгоценными природными камнями и драгоценными металлами может быть определена в связи с незаконностью самого производства и добычи данных предметов (т. е. если драгоценные природные камни и драгоценные металлы произведены или добыты незаконно, то незаконными считаются также последующие сделки с ними), а также нарушением установленных порядков при осуществлении сделок с правомерно произведенными и добытыми драгоценными природными камнями и драгоценными металлами (по кругу субъектов, по предметам сделок, по месту их совершения, при нарушении приоритетных порядков и др.).

Незаконные сделка с драгоценными природными драгоценными камнями, жемчугом и драгоценными металлами признаются оконченными преступлениями, когда выполнены все действия, которые составляют суть соответствующих сделок (мены, купли-продажи, использования в качестве платёжных средств платежа, дарения и т. п.). Если сделки, совершенные с нарушениями правил, которые установлены в законодательстве РФ, были двусторонними или многосторонними, то к ответственности можно привлечь все участвующие в них стороны.

Составы незаконной перевозки, пересылки или хранения драгоценных металлов, драгоценных природных камней и жемчуга имеют в виду случаи, когда эти предметы были незаконно произведены или добыты, похищены или получены как результат совершения любых других преступлений или приобретены при помощи сделки, которые совершены с нарушением правил, установленных в законодательстве нашей страны. Именно незаконные источники (способы) приобретения этих ценностей делают незаконными их последующее хранение, пересылки и перевозки.[9]

Под хранением следует понимать все умышленные действия, которые связаны с фактическим нахождением драгоценных природных камней драгоценных металлов или жемчуга во владении виновных лиц (при себе, если это не связано с перевозками, в помещениях, тайниках и прочих местах). Ответственность за хранение может наступить в независимости от срока его продолжительности. Хранением является длящееся преступное действие; оно совершается до того момента, пока указанные предметы остаются в незаконном владении виновных лиц.

Под перевозкой понимаются любые умышленные действия, направленные на перемещение драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга из одних мест в другие с применением транспортных средств. Она может быть осуществлена тайно или открыто, с сокрытием в транспортном средстве, в одежде, в багаже, в специально изготовленных тайниках, контейнерах, на людях или в полостях человеческих тел или тел животных и т. п.

Под пересылкой понимаются незаконные перемещения драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга в форме почтовых багажных отправлений (посылки, бандероли, багажи и т. п.), с нарочными или другим способом, когда их транспортировку осуществляют в отсутствии отправителей. Незаконную пересылку можно считать оконченным преступлением от моментов сдачи соответствующих предметов для отправлений.

Для привлечения к ответственности по статье 191 Уголовного кодекса РФ можно совершить любое из данных действий.

В части 1 статьи 191 Уголовного кодекса РФ ничего не говорится о стоимости и размерах драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга, необходимых и достаточных для уголовной ответственности в случаях незаконных сделок, перевозок, пересылок и хранения, хотя крупный размер данных действий, определяемый при помощи стоимости предметов незаконного оборота, превышающей 250 000 руб., несёт в себе квалифицирующее значение (пункт «б» части 2 статьи 191 Уголовного кодекса РФ).[10]

Субъективная сторона. Рассматриваемое преступление во всех его разновидностях может быть совершено только при наличии прямого умысла. Мотив преступлений в законах не оговорен, но, обычно он считается корыстным, хотя некоторые из соучастников преступлений могут руководствоваться и другими мотивами.

Субъектом преступлений могут быть граждане России, иностранцы или лица без гражданства после достижении ими возраста 16-ти лет.

Кроме крупных размеров квалифицирующую значимость имеет совершение действий, которые предусмотрены в части 1 статьи 191 Уголовного кодекса РФ, группами лиц по предварительным сговорам или организованными группами (пункт «в» части 2 статьи 191 Уголовного кодекса РФ).

В случае совершения преступлений организованными группами функции преступников могут очень четко распределяться: одни из них хранят драгоценные металлы, драгоценные природные камни или жемчуг, другие — транспортируют их, третьи выискивают контрагентов в незаконных сделках, четвертые - непосредственно их проводят и т. д.

Незаконный оборот драгоценных природных камней или жемчуга считаются преступлением средней тяжести, драгоценных металлов, а при наличии квалифицирующих признаков — тяжким преступлением.

Хищение драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга и последующее совершение с ними незаконных сделок квалифицируется по совокупности при помощи статей 158 - 162 Уголовного кодекса РФ (в зависимости от способов хищений) и статьи 191 Уголовного кодекса РФ, даже если данные предметы похищены у лиц, которые владели ими незаконно.

Хищение драгоценных природных камней, драгоценных металлов и жемчуга с последующим их незаконным хранением, перевозкой или пересылкой также необходимо квалифицировать по совокупности вышеуказанных статей, так как здесь совершены посягательства на различные объекты.

Нарушение требований, касающихся обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи для государства добытых из недр, а также полученных из вторсырья, найденных и поднятых драгоценных природных камней и драгоценных металлов с последующими незаконными сделками с данными ценностями или их незаконной перевозкой, пересылкой и хранением может быть квалифицировано по совокупности статей 191 и 192 Уголовного кодекса РФ.

Незаконные перевозки или пересылки драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга через таможенные границы нашей страны при обстоятельствах, которые указанных в статье 188 Уголовного кодекса РФ, можно квалифицировать по совокупности статей 188 и 191 Уголовного кодекса РФ.[11]

Глава 2. Незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней и соотношение со статьей 192 УК РФ

2.1 Признаки незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

Уголовной ответственности за совершение исследуемых преступлений подлежат граждане нашей страны, иностранные граждане и лица без гражданства.

В Российской Федерации в отличие от многих других стран мира (Англия, США, Франция и т. д.) не предусмотрена уголовная ответственность для юридических лиц за совершение преступлений в сфере экономики. В связи с этим, если сделка, которая была связана с драгоценными камнями или металлами была выполнена с нарушением правил юридическими лицами, к уголовной ответственности должно привлекаться конкретные виновные физические лица (директора или главные бухгалтеры).

В федеральном законе «О драгоценных камнях и драгоценных металлах» установлен очень широкий круг участников операций с указанными ценностями. Так, в соответствии пунктом 6 статьи 2 данного закона, драгоценные камни и драгоценные металлы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов нашей страны, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.[12]

Субъектом уголовно наказуемых нарушений требований государственного регулирования указанных ценностей могут являться физические лица, должностные лица и уполномоченные представители предприятий, юридических лиц, организаций, учреждений, в соответствии с виной которых были заключены противозаконные сделки, совершены транспортировка и хранение драгоценных камней и металлов.

По общим правилам, субъектом преступления могут быть не каждый из людей, а только обладающие способностью осознавать собственное поведение, отдавать отчет в собственных действиях, а также руководить ими, т.е. вменяемые лица. Виновность можно исключить в тех случаях, когда лица в момент совершения общественно опасных деяний по причине собственного психического состояния не осознавали характера собственных действий или не могли ими руководить.

Способность осознавать собственные действия и руководить ими возникает у психически здоровых людей не от момента рождения, а при достижении необходимого возраста. Возраст ответственности за незаконный оборот драгоценных камней и металлов установлен законодателем с 16 лет в соответствии с частью 1 статьи 20 Уголовного кодекса РФ. Посредники и прочие лица, которые содействовали совершению подобных действий, должны привлекаться к ответственности как соучастники преступлений.

При совершения незаконного оборота драгоценных камней и металлов должностным лицом, которые злоупотребили при этом собственным служебным положением, содеянное будет образовывать совокупность указанных преступлений.

Криминология и наука уголовного права и исходят из обстоятельства, что термины «личность преступника» и «субъект преступления» хотя и связаны между собой, но не являются тождественными. Субъекты незаконного оборота драгоценных камней и металлов есть совокупности признаков, необходимый минимум которых требуется для их способности нести уголовную ответственность за содеянное. При отсутствии хотя бы одного из них не имеется и состава преступления. Это тот минимум качеств преступника, который необходим для признания их субъектами данных преступлений.[13]

Законодатели при конструировании состава незаконного оборота драгоценных камней и металлов не могли включить все признаки, которые относятся к характеристике лиц, виновных в данном преступлении, так как каждое из преступлений носит собственные индивидуальные черты. Любая личность обладает только для ней свойственными индивидуальными признаками, все они не могли найти собственного отражения при составлении законодательных формулировок. Они не могли быть включены ни в основной состав, ни в составы с отягчающими обстоятельствами, при этом они не теряют собственного юридического значения. Суд имеет право их учесть при вынесении приговора.

Преступление, которое исследуемо нами можно совершить и в одиночку, и при помощи группы лиц. Причем своеобразие совершения незаконного оборота драгоценных камней и металлов в форме заключения сделок заключается в том, что данное деяние не может совершаться одним преступником, так как если имеется, скажем, одно лицо, которое продаёт данные ценности, то должно иметься и лицо, которое их приобретает. Соответственно, при заключениях незаконных сделок с драгоценными камни и металлами имеется, как минимум, два лица, которые совершают данные преступления с предварительным сговором.

При изучении материалов уголовных дел было установлено, что данное обстоятельство не отражается в квалификации; ссылки на часть 2 статьи 35 Уголовного кодекса РФ не осуществляют. На наш взгляд, данный подход не является правильным, так как заключение сделок охватывает деяние, которое совершается двумя сторонами, каждое из которых невозможно совершить само по себе. Соответственно, они находятся относительно друг по отношению друга в форме «необходимого соучастия». В подобных случаях дополнительная квалификация по части 2 статьи 35 Уголовного кодекса РФ не нужна.[14]

Соисполнительство при совершении незаконного оборота драгоценных камней и металлов заключается в том, что виновные непосредственно и совместно выполняют объективные стороны преступлений. К примеру, несовершеннолетний Воронцов Е. А. в период прохождения производственной практики извлекал из концентратов алмазы, затем выносил их с территории предприятия и передавал их для продажи Переверзину М. М. Следовательно, Воронцов Е. А. единолично совершал хищения алмазов, которое предусмотрено частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса РФ и совместно с Переверзиным М. М. они осуществляли деяние, которое предусмотрено частью 1 статьи 191 Уголовного кодекса РФ. Содеянное при помощи соисполнителей должно быть квалифицировано только по статье 191 Уголовного кодекса РФ, без ссылки на статью 33 Уголовного кодекса РФ.

Необходимо также заметить, что при соисполнительстве также может иметь место функциональные разделения ролей: одно из лиц хранит, а другое сбывает драгоценные природные камни или драгоценные металлы.

При сложных соучастиях в незаконном обороте драгоценных камней и металлов имеет место юридические разделения ролей. Одни из виновных лиц выполняют непосредственно объективные стороны преступлений (исполнители). К примеру, Ермолаев Е. В., житель посёлка Гуково при неустановленных обстоятельствах получил 40 природных алмазов с общим весом 35 каратов, вместе со своими друзьями попытался продать их. Другие выступали как идейный центр, исполняя обязанности организаторов. К примеру, Арутюнов В. В. организовал группу, которая специализировалась на перепродаже и скупке природных алмазов. Третьи лица при помощи своих действий вызывают у других лица решимость совершать преступные действий (подстрекатели). Из материалов уголовных дел следует, что преступники при этом применяют разные методы - и обещания будущих выгод, безбедной жизни, и угроз в случае отказов от совершения преступлений причинить вред для близких. Так, к примеру, действовали члены преступной группы, которая организована вышеуказанным Арутюновым В. В..

В практике известны случае, когда преступники нарочно сходились с одинокими женщинами, которые работали на обогатительных предприятиях, и склоняли их к совершениям преступлений. Четвертые умышленно содействовали совершению преступлений. Так, Кириенко В. Н. был осужден в качестве пособника в покушении на совершение сделок с драгоценными камнями с нарушением правил, которые установлены законодательством нашей. Действия Кириенко В. Н. выражены в том, что он очень активно содействовал собственному другу Ермолаеву Г. С. в продаже имевшихся у него необработанных природных алмазов, предоставлял транспорт, а также принимал участие в переговорах с клиентами.[15]

В подобных случаях для полного отражения характера участия виновных лиц в совершенных преступления, следует указывать соответствующую часть статьи 33 Уголовного кодекса РФ. Если виновное лицо выступало в нескольких ипостасях, пособника и подстрекателя, то ссылки требуются на каждую часть (части 4 и 5 статьи 33 Уголовного кодекса РФ).

Цели и мотивы в преступной деятельности при соучастиях бывают очень самыми различными. Они могут и не совпадать с целями и мотивами, которыми руководствуются исполнители. Следует установить, что лицо может осознавать фактический направленность и характер действий исполнителей, иначе ответственность них исключена.

2.2 Квалификация незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

Имеются разные точки зрения на непосредственные объекты преступления, которые предусмотрены статьёй 191 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с мнением М.Ю. Туранова, объектом данных преступных действий «считаются общественные отношения, которые регулируют порядок совершения сделок, связанных с драгоценными природными камнями, драгоценными металлами или с жемчугом, установленный при помощи нормативных актов». Однако оборот драгоценных природных камней регулируют не общественные отношения, а соответственные правовые акты. Именно данные акты устанавливают порядок обращения указанных ценностей и тем самым упорядочивают общественные отношения, а не наоборот. По данным же соображениям предоставляется необходимым уточнить и высказывание Б. В. Волженкина о том, что данное преступление направлено против установленных порядков обращения и драгоценных природных камней и драгоценных металлов. Думается, что в непосредственный объекты данных преступлений входит только установленный в нашей стране порядок обращения драгоценных камней и драгоценных металлов, а не всех валютных ценностей.

Исходя из вышесказанного, непосредственный объект преступлений, который предусмотрен в статье 191 Уголовного кодекса РФ, можно определить в качестве порядка обращения драгоценных камней и драгоценных металлов (порядок совершения сделок, перевозки, хранения и пересылки), установленный в нашей стране.

Предметом преступления можно считать драгоценные природные камни, драгоценные металлы и жемчуг, за исключением драгоценных камней с искусственным происхождением.

В связи с тем, что законодателем установлен особый порядок обращения только природных камней (статья 1 Федерального закона РФ «О драгоценных камнях и драгоценных металлах»), предметом анализируемых преступлений не могут быть искусственные (культивированные и синтезированные) камни.[16]

Драгоценные камни (в особенности алмазы) очень часто применяют в производственных технических целях. Так, алмазы используют в промышленности для сверл и резцов. А из низкосортных алмазов могут изготавливать алмазные порошки, при помощи помощью которых выполняют резку, огранку, полировку и шлифовку самых твердых материалов. Такие алмазные порошки, а также алмазная пыль и алмазная крошка не могут считаться предметами незаконных оборотов.

Более сложная ситуация возникают по отношению очень крупных драгоценных камней, которые, однако, по собственным размерным-весовым, качественным и цветовым характеристикам признаны непригодными для изготовлений ювелирных изделий. Если по отношению таких камней осуществляют незаконные действия, то в содеянном формально могут быть усмотрены признаки преступления, которое предусмотрено статьёй 191 Уголовного кодекса России. В тот же момент в части 3 статьи 22 Федерального закона РФ «О драгоценных камнях и драгоценных металлах» установлено, что драгоценные камни, которые непригодны для изготовлений ювелирных изделий, могут быть использованы в качестве продукции производственно-технического назначения без ограничений, которые установлены вышеуказанным законом. Исходя из систематических толкований данных нормативно-правовых актов и диспозиции части 1 статьи 191 Уголовного кодекса РФ, можно сделать вывод, что данные камни не могут быть предметами для анализируемых преступлений.

В настоящий момент законодатель не устанавливает особенных правовых ограничений оборота бытовых и ювелирных изделий из драгоценных камней и драгоценных металлов, а также лома данных изделий, так как они считаются обычными товарами и обычными вещами. В соответствии с Законом РФ «О валютном контроле и валютном регулировании» вышеуказанные предметы исключены из категорий валютных ценностей. Федеральный закон РФ «О драгоценных камнях и драгоценных металлах» не регулирует порядки совершения физическими лицами (гражданами) сделок с ювелирными и прочими бытовыми изделиями из драгоценных камней и драгоценных металлов. Следовательно, историческое и систематическое толкование правовых норм позволяет сделать выводы, что к предметам незаконного оборота драгоценных камней и драгоценных металлов, совершенному как в виде сделок, так и в виде перевозки, хранения, или пересылки, не относятся бытовые и ювелирные изделия, а также лом данных изделий.[17]

Общие порядки отнесения тех либо других изделий к бытовым или ювелирным устанавливается при помощи Правительства РФ. Так, согласно с Правилами продажи отдельных видов товаров, которые утверждены Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г., к изделиям из драгоценных металлов и драгоценных камней относятся: предметы сервировки стола, ювелирные украшения, украшения помещений, прочие изделия из драгоценных металлов (серебро, золото, палладий, платина и их сплавы), а также изделия с драгоценными камнями, изделия из драгметаллов со вставками из поделочных, полудрагоценных и синтетических камней.

Наиболее четкое определение ювелирных изделий имеется в Положении «О порядке отнесения изделий, которые содержат драгоценные металлы, к ювелирным», которые утвержденном при помощи приказа Комитета РФ драгоценным камням и по драгоценным металлам от 30.10.1996 г., - к ювелирным и прочим бытовым изделиям из драгоценных камней и драгоценных металлов относятся изделия, которые изготовленные как промышленными, так и кустарными способами. Такая, соответственно, правильная судебная практика помогает для некоторых лиц избежать уголовного наказания.

Отнесение изделий к бытовым или ювелирным не зависит от наличия на них пробирных клейм. В то же время некоторые исследователи утверждают, что продажа и прочие сделки с ювелирными украшениями из драгоценных металлов, в том числе и зарубежного производства, на которых отсутствуют государственные пробирные клеймо Российской Федерации, следует рассматривать в качестве уголовно наказуемых.[18]

Действительно, все изготовленные на территории нашей ювелирные и прочие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также изделия, которые ввезенные на территорию нашей страны для продажи, должны соответствовать пробам, которые определены Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 г. №643 «О порядке клеймения и опробования изделий из драгоценных металлов», и быть заклеймены при помощи государственного пробирного клейма. Однако клеймение и опробование изделий из драгоценных металлов проводится в целях защиты прав потребителей ювелирных и прочих бытовых изделий из драгоценных металлов, прав изготовителей данных изделий от недобросовестных конкурентов, а также для целей защиты государственных интересов. То есть клеймение при помощи государственного пробирного клейма не превращает данное изделие в бытовое или в ювелирное, а только лишь удостоверяет для потребителей фактическое достоинство драгоценных металлов, из которых оно изготовлено. Именно по этой причине бытовые и ювелирные изделия из драгоценных металлов останутся по своему назначению такими же, даже если они не были заклеймены в установленных порядках.

Возникает проблема: могут ли считаться ювелирными изделиями драгоценные ограненные камни без оправ? Следует ли иметь в виду, что процессы обработки камней складываются из нескольких операций, включая их сертификацию, поэтому после сертификации природные ограненные драгоценные камни становятся ювелирными ценностями и не считаются предметами преступлений по статье 191 Уголовного кодекса РФ. Однако отсутствие сертификатов само по себе не означает, что ограненные драгоценные камки не считаются ювелирным. В то же время неограненные камни, хотя и прошедшие через механическую предварительную обработку, камни не могут быть отнесены к ювелирным изделиям.[19]

Согласно с Положению «О совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации», которое утверждено при помощи Постановления Правительства РФ №756 от 30.06.1994 г., в нашей стране разрешается обращение некоторых монет из драгоценных металлов (к примеру, юбилейные монеты из серебра, золота или платины). Такие монеты также не могут являться предметами преступлений, которое предусмотрено в статье 191 Уголовного кодекса РФ.

В нашей стране разрешены банковские операции и сделки со стандартными либо мерными слитками платины, золота или серебра. Это могут быть как слитки отечественного производства, которые соответствуют государственным стандартам, действующим в нашей стране, так и слитки зарубежных производителей, которые соответствуют международным стандартам качества, принятым Лондонской Ассоциацией Участников Рынка драгоценных металлов. По той причине, что для слитков драгоценных металлов в диспозиции статьи 191 Уголовного кодекса РФ не делается никаких исключений, они также могут стать предметами незаконного оборота.

В части 1 статьи 191 Уголовного кодекса РФ законодатели использовали применительно к совершению сделок следующую формулировку «в нарушение правил, которые установлены в законодательстве Российской Федерации». Применительно к хранению, перевозкам и пересылкам законодатели не говорят о нарушении каких-нибудь правил, а применяют признак - «незаконные». Указание на «незаконность» значит, что под эту дефиницию Уголовного кодекса РФ подпадают не любое хранение, перевозки или пересылки данных ценностей, а только такие из действий, которые в соответствии с законодательством нашей страны не предусмотрены как правомерные. Думается, что в данном случае термин «незаконный» можно считать негативным бланкетным признаком. Содержание данного признака в обороте драгоценных камней и драгоценных металлов считается переменным, так как он может меняться при изменениях норм прочих отраслей права, в независимости от уголовно-правовой нормы. Следовательно, диспозицию статьи 191 Уголовного кодекса РФ можно охарактеризовать в качестве бланкетной.[20]

В диспозиции анализируемой статьи Уголовного кодекса РФ написаны «варианты» незаконного оборота драгоценных камней и драгоценных металлов. Законодатель в тексте данной статьи применил союз «либо» и выражение «а равно». К примеру, виновный в незаконном обороте драгоценных камней и драгоценных металлов может совершить сделки купли-продажи по отношению к необработанным изумрудам, может проделать аналогичные действия с золотыми слитками, выплавленным из производственных отходов, а может «только лишь» хранить один из данных предметов. Для привлечения к ответственности все из вариантов действий виновных лиц равноценны, так как любое из них следует квалифицировать по статье 191 Уголовного кодекса РФ.

Состав преступления является формальным, считается оконченным от моментов совершения указанных в диспозиции действий.

В объективную сторону можно включить следующие действия:[21]

- сделки с драгоценными природными камнями, драгоценными металлами или с жемчугом в нарушение установленных законодательством нашей страны правил. Согласно статьи 153 Гражданского кодекса РФ, сделка - это действия юридических лиц и граждан, которая направлена на установление, изменение либо прекращение гражданских обязанностей и прав, в т. ч. куплю-продажу, мену, дарение, заем, залог и др.

- прочие незаконные операции с драгоценными природными камнями, драгоценными металлами и жемчугом: перевозка, хранение, пересылка.

2.3 Ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней

В границах Уголовного кодекса РФ ответственность устанавливается при учёте положений статьи 191 («Незаконный оборот драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга»), которая при учёте последних редакций выглядит таким образом:

Совершение сделки, которая связанна с драгоценными природными камнями, драгоценными металлами, или с жемчугом, с нарушением правил, которые установленных в законодательстве нашей страны, а равно незаконные хранение, пересылка и перевозка драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга в любой форме, состоянии, за исключением бытовых ювелирных изделий и лома таких изделий, совершённые в крупных размерах, наказываются при помощи принудительных работ на срок в пять лет или лишением свободы на этот же срок со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или прочего дохода осуждённых за период до трёх лет или без таковых. Те же деяния, которые совершены организованными группами или группами лиц по предварительным сговорам, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённых за период до пяти лет или без таковых. Как следует из положений части 1, по существу, любые действия, которые нарушают установленные правила и требования, попадают под диспозицию статьи 191 Уголовного кодекса РФ. Крупным размером, в соответствии со ссылкой законодателя, признаётся сумма размером 2 250 000 рублей.

К примеру: Гражданин «А» занимался скупкой старой и не рабочей бытовой техники, в особенности он проявлял интерес к компьютерным и телевизионным платам. Как выяснилось, данный интерес был обусловлен тем, что практически в каждой плате содержалось некоторое количество драгоценных металлов - золота и серебра, которые при применении определённых химических соединений могут отделяться от остального сырья и быть полученными практически в чистой форме. Гражданин «А», понимая незаконность собственных действий, переплавлял все полученные вещества в небольшие слитки и продавал их в различные ювелирные мастерские, которые впоследствии перепродавали их собственным клиентам. Данные действия следует квалифицировать по части 1 статьи 191 УК РФ, если совершались они в крупном размере, в ином случае в действие вступает Административный кодекс. Итак, принимая во внимание всё вышеописанное, можно привести два показательных примера:

Пример 1. Гражданка «Б» в наследство от своей бабушки получила шкатулку с 10 огранёнными алмазами. Находясь в довольно трудном финансовом положении, «Б» решилась на продажу части камней, что должно было с лихвой покрыть все материальные проблемы в её жизни. Следуя рекомендации и оценке геммолога, гражданка «Б» продала камни на ювелирный завод и получила за это солидное вознаграждение. Подобная ситуация не образует состава преступления, так как драгоценные камни уже прошли процедуру огранки, что позволяет отнести их к ювелирному виду, а, как указано в части 1 статьи 191 УК РФ, такое состояние исключает наступление уголовной ответственности.

Пример 2. Гражданин «В», находясь в Сибири, недалеко от рудников по добыче драгоценных металлов, в командировке, отправился на рыбалку вместе со своими коллегами «Г» и «Д». В 30 км. от рудников трое рыбаков разбили лагерь. Гражданин «В», намереваясь сделать себе лежанку под деревом, используя лопату, вырыл углубление, но случайно обнаружил небольшой свёрток, в котором находилось несколько десятков необработанных золотых слитков. Понимая, насколько высока ценность находки, гражданин «В» скрыл это от своих коллег. Вернувшись из командировки, «В» сразу же обратился в ближайший ломбард с целью перепродажи слитков. Оценщик, ранее уже привлекаемый к уголовной ответственности, обратился в полицию с заявлением. Действия «В» были квалифицированы по части 1 статьи 191 УК РФ.

Глава 3. Предложения по совершенствованию уголовного законодательства в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней с учётом судебной практики и зарубежного опыта

3.1 Судебная практика по делам о незаконном обороте драгоценных металлов и драгоценных камней

Рассмотрим пример из судебной практики.[22]

Так, приговором Селемджинского районного суда Амурской области установлено, что П.А.А. нарушил правила, установленные Федеральным законом от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Указ Президента Российской Федерации № 179 от 22 февраля 1992 года «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», постановление Правительства Российской Федерации №1419 от 1 декабря 1998 года «Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа», запрещающие свободный оборот драгоценных металлов на территории Российской Федерации и разрешающие хранение и перевозку неаффинированного золота только его собственникам - юридическим лицам, имеющим специальное разрешение (лицензию) на добычу драгоценных металлов, обязывающие их сдавать указанное сырье на аффинаж.

П.А.А., осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий и желая их совершить, не имея законных оснований и разрешения на оборот драгоценных металлов, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, в период с 5 часов 59 минут до 10 часов 10 минут умышленно, незаконно перевозил часть указанного драгоценного металла - шлиховое самородное золото массой 1001,31 гр., в котором содержится 850,212 гр. химически чистого золота стоимостью 1.530.585 рублей 65 копеек, что превышает 1.500.000 рублей, предусмотренных примечанием к ст. 169 УК РФ, и признается крупным размером незаконного оборота драгоценных металлов .

Много проблем при квалификации преступных деяний по ст. 191 в судебной практике возникает по поводу оконченности преступления по ст. 191 УК РФ. Преступление считается оконченным с момента установления факта нарушения правил оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Преступление, совершенное по ст. 191 УК РФ уголовно наказуемо в случае, если виновный совершил покушение на совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам. Незаконная сделка с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки (купли-продажи, мены, дарения, использования в качестве средства платежа и др.).

Приведем пример.[23]

Так Перовский районный суд г. Москвы приговорил признать С.А.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 191 УК РФ, и назначить ему наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде штрафа в доход государства. С.А.А. совершил покушение на совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам, а именно: так он (С.А.А.), в неустановленное следствием время, но не позднее ..., в неустановленном месте, при неустановленных следствием обстоятельствах нашел полиэтиленовый пакет, в котором находилась пластина из металла белого цвета, массой 32,6 г которая, в соответствии с заключением эксперта № ..., изготовлена из сплава на основе драгоценного металла - палладия, общая расчетная масса драгоценного металла - палладия в составе сплава, из которого изготовлена пластина из металла белого цвета, общей массой 32,6 г, составляет 32,2 г. незаконно хранил указанный драгоценный металл у себя дома, по адресу: <адрес>, где проживал, с целью последующего сбыта вплоть до ..., когда примерно в 15 часов 30 минут, он (С.А.А.) в нарушение правил совершения сделок с драгоценными металлам, выступая в качестве продавца, намереваясь осуществить продажу вышеуказанной пластины из драгоценного металла, то есть совершить сделку в форме договора розничной купли - продажи, связанную с изделиями из драгоценных металлов, пытался продать металл белого цвета в виде пластины, общей массой 32,6 г, изготовленной из сплава на основе драгоценного металла - палладий, где расчетная масса чистого палладия в составе пластины, составляет 32,2 г, не являющуюся ювелирным и бытовым изделием, а также ломом такого изделия из расчета <данные изъяты> за 1 грамм металла, однако, довести до конца свои преступные действия не смог по независящим от него обстоятельствам, так как покупатель от сделки отказался, а его (С.А.А.) действия были пресечены сотрудниками ОЭБ УВД. Отметим, что покупатель С.А.А. так же находится под следствием, так как «если сделка, совершенная в нарушение правил, установленных законодательством РФ по ст. 191 УК РФ, была двусторонней или многосторонней, то ответственности подлежат все участвующие в ней стороны».

То есть, не смотря на то, что сделка не была доведена до конца, Старичков понес уголовную ответственность по ст. 191 УК РФ.

Вопрос квалификации смежных составов преступлений, предметом которых являются драгоценные металлы и драгоценные камни посвящен изучению взаимосвязи преступлений, совершаемых в сфере оборота драгоценных металлов и камней, и рассмотрению вопросов разграничения смежных составов.

Так, предметом кражи рассматриваемых ценностей могут быть только драгоценные металлы и драгоценные камни, не являющиеся естественным природным богатством, т.е. не изъятые из недр. Хищение этих ценностей и последующие незаконные сделки с ними, хранение, перевозка либо пересылка образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ, и соответствующими статьями, предусматривающими ответственность за хищение.

В случае, когда предметом незаконной сделки выступают предметы, имитирующие драгоценные металлы или камни , то действия лица должны квалифицироваться по направленности умысла, т.е. в случае осведомленности продавца об имитации реализуемых ценностей - по ст. 159 УК, в противном случае - по ч. 3 ст. 30 и ст. 191 УК.

В качестве предмета незаконного оборота драгоценных металлов могут выступать эти ценности не только в самородном виде, но и в ином виде и состоянии. С учетом данного обстоятельства при квалификации преступных деяний необходимо учитывать источник поступления драгоценного металла , так как при определенных обстоятельствах в подобных деяниях может содержаться совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 175 и 191 УК.

Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемая статья 191 УК РФ содержит ряд основных (альтернативных) составов преступления, различающихся по признакам объективной стороны и предмета преступления. Субъект и субъективная сторона являются общими для всех составов. В каждом случае преступление считается оконченным в момент совершения сделки либо в момент нарушения правил хранения, перевозки или пересылки указанных в статье объектов. Следует иметь в виду, что квалификация преступлений, предметом которых являются драгоценные металлы, отнюдь не исчерпывается ст. 191 УК РФ. На практике часто применяются (в том числе и по совокупности со ст. ст. 191 и 192) такие, например, статьи УК, как 158 (кража), 160 (присвоение или растрата), 164 (хищение предметов, имеющих особую ценность), 171 (незаконное предпринимательство), 188 (контрабанда).[24]

3.2 Регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в Европе и странах СНГ

Легализация импортных изделий под видом отечественных, существенный рост контрабанды и, как следствие, нарушение условий равной конкуренции, предоставляя неограниченные преимущества организациям, использующим криминальные схемы, а ликвидация государственного контроля за ювелирным производством и торгующими организациями, равно как и передача права на опробование и клеймение негосударственным организациям создадут условия для нарушения прав потребителей в любом государстве, требуют совершенствования процесса регулирования оборота драгоценных металлов как в отдельной стране, так и в целом в системе международных объединений.

В ноябре 1972 года в Вене была подписана Конвенция по контролю и клеймению изделий из драгоценных металлов - международное

соглашение, основной целью которого является упрощение процедуры экспорта и импорта изделий из драгоценных металлов. По соглашению, для упрощения процедуры ввоза/вывоза изделий из драгметаллов, на них должно быть нанесено унифицированное клеймо (CommonControlMark или CCM). Указанное клеймо удостоверяет, что изделие выполнено из драгметалла, не ниже указанной на нем пробы. Данное клеймо наносит страна производитель, государство же, являющееся импортером, обязано принять изделия с таким клеймом без дальнейшего его переопробования в национальной пробирной палате. За время существования Конвенции, в ее состав вошли 19 государств. Последней о вступлении в Конвенцию «просила» Италия. Впервые за 40 лет существования Конвенции, договаривающиеся государства не сошлись во мнениях и проголосовали не только «за», но и «против».

В результате долгих активных и противоречивых обсуждений «дела Италии» на заседании Конвенции 26 ноября 2012 года, итальянский вопрос остался открытым на неопределенный срок. Следует отметить, что несмотря на все утверждения итальянской стороны об истинных благих причинах, побуждающих страну вступать в Конвенцию, очевидным остается один факт — пока Италия не урегулирует вопросы государственного контроля за оборотом изделий из драгметаллов на внутреннем рынке, рассматривать беспрепятственный выход производства на международный уровень рано.[25]

В другом случае, в 2000 году система пробирного надзора Казахстана бала упразднена, следствием чего стали множественные нарушения процедур таможенного оформления, отсутствие данных о потоках ввоза и вывоза металлов и камней в страну и за ее пределы, фальсификации в сфере налогообложения и многочисленные нарушения прав потребителей. В связи с этим, в 2012 году Правительством Казахстана принято решение о возобновлении структуры органов государственного контроля в сфере производства, использования и оборота драгоценных металлов, камней и изделий из них. В структуру Комитета технического регулирования и метрологии входит Управление государственного надзора, Пробирная Палата Казахстана в настоящее время имеет статус акционерного общества, образованного путем приватизации. В соответствии с Правилами из драгоценных металлов и драгоценных камней, ввозимых на территорию Республики Казахстан, ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат клеймению, в том числе опробованию.

При ввозе на территорию Республики Казахстан ювелирных изделий заявитель проходит процедуры государственного контроля и клеймения. Уполномоченная организация проверяет соответствие установленной пробы ввозимых ювелирных изделий. Опробование ювелирных изделий проводится в соответствии с нормативными документами по стандартизации, действующими в Республике Казахстан. После установления соответствия пробы ввозимых ювелирных изделий уполномоченная организация осуществляет клеймение ювелирных изделий.

В соответствии с Правилами ввоза на территорию Республики Казахстан и вывоза с территории Республики Казахстан необработанных природных алмазов с учетом схемы сертификации Кимберлийского процесса ввоз и вывоз необработанных природных алмазов допускаются только из стран-участников Кимберлийского процесса. Ввоз и вывоз необработанных природных алмазов осуществляются в контейнерах (в опломбированных сейф-пакетах), защищенных от вскрытия. Сертификат Кимберлийского процесса — документ установленной формы, который идентифицирует партию необработанных природных алмазов как соответствующую требованиям схемы сертификации.

При ввозе на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Таможенный союз, необработанных природных алмазов до совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и таможенной очисткой товаров, заявитель проходит процедуру государственного контроля за необработанными природными алмазами, за исключением ввоза необработанных природных алмазов для совершения операций по переработке, в соответствии с таможенной процедурой. После прохождения государственного контроля при ввозе необработанных природных алмазов, заявитель совершает таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан.

Применяются ограничения и при вывозе ювелирных изделий. Например, ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, не могут быть вывезены с территории Республики Казахстан, если их контрактная стоимость, установленная во внешнеторговом договоре, меньше общей стоимости, определяемой государственным контролером в процессе прохождения государственного контроля.

В настоящее время пробирному надзору и клеймению подвергаются ювелирные изделия, произведенные в 68 странах мира с общим населением около 2,37 миллиардов человек (34,2 % мирового населения). Ряд стран (Китай, Германия, США) прибегают к услугам пробирных палат с хорошей международной репутацией за пределами своих территорий. Таким образом, более 70 государств с общим населением около 4,29 миллиардов человек (более половины населения планеты, 58,7 %) используют услуги по клеймению ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов. При этом исследуемые зарубежные ювелирные рынки отличаются по объему производимой и реализуемой продукции в десятки, а то и в тысячи раз.[26]

Во многих европейских странах, включая Францию и Великобританию, продажа ювелирных изделий без клейма незаконна. В Германии простановка государственных клейм на изделиях немецкого производства требуется законодательством и возложена на производителей. В Израиле клеймятся только золотые изделия, а в Швейцарии только корпуса часов из драгоценных металлов. В ряде стран простановка официального государственного клейма и «именник» производителя совпадают. В Чешской Республике проба и знак пробирной палаты комбинированы в одном клейме. В Финляндии и Швеции клеймо может ставиться вместо именника, если производитель не имеет такового. В ряде стран, таких как Швейцария, количество оттисков на одном изделии может доходить до 4 штук.

Правовое положение большинства пробирных палат - государственный орган/учреждение. В некоторых странах пробирные палаты имеют смешанный статус (например, Кипрская пробирная палата является квазигосударственным учреждением). Также общим, критерием для допуска на ювелирный рынок, в большинстве стран, являющихся крупными производителями ювелирной продукции — это прохождение процедуры государственной регистрации (в данном контексте регистрация это синоним лицензирования), компании регистрируются в пробирной палате или в реестре другого официального органа (министерства торговли, финансов и т. д.).

В Великобритании, Швейцарии, Франции, Испании, Португалии, Голландии, Объединенных Арабских Эмиратах и Египте установлен государственный пробирный надзор, опробование и клеймение осуществляются под контролем государства. При этом в Великобритании ювелирные изделия из золота весом менее 1 грамма и изделия из серебра весом менее 7,78 грамма в обязательном порядке не клеймятся. В других странах существует аналогичная практика, отличающаяся только величиной предельно допустимого веса.

В Германии и Италии обязательное клеймение осуществляет изготовитель, зарегистрированный в Торговой палате и получивший на Монетном дворе именное клеймо ювелирного изделия, либо импортер. Во Франции только высокопробные изделия из золота (высоких проб) клеймятся государством, остальные клеймятся изготовителями. В настоящее время каждая из стран «Большой восьмерки» практикует особую систему пробирного надзора.

Cледует учитывать, что в каждой стране существуют свои особенности, связанные с государственным клеймением изделий в зависимости от массы изделия и содержания драгоценного металла в нем. В частности во Франции золотые изделия высоких проб клеймятся под гарантии государства.

Исполнителем является Гарантийная палата при Таможенной дирекции (Direction Nationale de la Garantie et des Services Industriels), а золотые изделия пробы 375 и 585 клеймятся производителями на основании и на правах «публичной гарантии».

Разнообразна и ответственность за нарушения в сфере оборота драгоценных металлов и камней. Например, в Германии закон описывает нарушителей порядка торговли ювелирными изделиями, с умыслом или по неосторожности. Нарушение порядка может наказываться штрафом до 5 тысяч Евро. Предметы, на которых совершены нарушения порядка, могут быть конфискованы, а также применение репутационных рисков и внесении предпринимателя, допустившего злоупотребление, в «черный список», что, в конечном итоге, может привести к невозможности заниматься предпринимательской деятельностью. Причем данная «санкция» характерна для достаточно широкого спектра государств.

Таким образом, авторы полагают, что совершенствование российского законодательства о порядке оборота драгоценных металлов и камней необходимо осуществлять как с учетом практики работы международных организаций, так и опыта нормотворчества и правоприменения отдельных государств.

3.3 Предложения по совершенствованию уголовного законодательства в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

Подводя итог исследования можно сказать, что Предмет преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, состоит из трех частей. Первую его часть составляют драгоценные металлы. Вторую - природные (т. е. не созданные искусственным путем) драгоценные камни. К драгоценным камням (только в результате прохождения специальной экспертизы) могут быть приравнены уникальные янтарные образования. И третью часть - жемчуг.

Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступления: драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий; ограненные драгоценные камни; ювелирные изделия; бытовые изделия; искусственные драгоценные камни; лом ювелирных и бытовых изделий. В ходе исследования были сделаны выводы о том, что в ст. 191 УК РФ используется не совсем удачная формулировка «природные драгоценные камни или жемчуг», поскольку она не соответствует понятию драгоценных камней, закрепленному в ст. 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Данный закон прямо указывает, что драгоценными камнями являются лишь природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг, т. е. неприродные (искусственные) камни не могут считаться драгоценными. В ст. 191 УК РФ жемчуг выделяется отдельно, хотя в том же Федеральном законе сказано, что жемчуг является органичным драгоценным камнем. Как представляется, словосочетание «природные драгоценные камни или жемчуг» необходимо заменить словами «драгоценные камни», что упростит текст статьи и позволит избежать разногласий в толковании предмета преступления.

Заключение

На основании исследований в настоящей работе, можно сделать такие выводы. Преступления в экономической сфере могут причинить достаточно существенный в сравнении с прочими преступлениями вред, но в большей степени навредить для экономики государства способны и не отвечающая экономическим реалиям уголовно-правовые нормы.

Объект преступления являются общественные отношения, которые складываются по поводу финансовой государственной деятельности в области оборота драгоценных природных камней, драгоценных металлов или жемчуга.

Предметом являются драгоценные природные камни, драгоценные металлы или жемчуг, которые отнесены законодательством к валютным ценностям.

Объективная сторона преступления выражены в совершении сделок с драгоценными камнями, а также жемчугом в нарушение правил, которые установленных в законодательстве нашей страны.

Субъективную сторону преступлений можно охарактеризовать виной в форме прямого умысла. Мотивы преступления могут быть очень разными и на квалификацию преступления не оказывают влияния.

Субъектом преступления является любое из физических лиц, которое достигло 16 лет.

Законодательство в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга нуждается в совершенствовании и согласовании между собой множества нормативно-правовых актов, применяющихся при регулировании соответствующих отношений. В частности, нуждаются в корректировке и унификации формулировки и термины, применяемые в законодательстве, с целью избежания их неверного толкования

Список использованной литературы

Электронные ресурсы

1. Федеральный закон №63-ФЗ от 13.06.1996 г. «Уголовный кодекс Российской Федерации» (ред. от 23.04.2019 г.) [электронный ресурс]: URL - http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон №41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 23.05.2018 г.) [электронный ресурс]: URL - http://www.consultant.ru.

Учебная литература

3. Безбородов, Д. А. Актуальные проблемы уголовного права: учение о преступлении: научно-практическое пособие. под общ. ред. А. Н. Попова. – С.-Пб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. - 188 с.

4. Брагин, А. П. Российское уголовное право / А.П. Брагин. - М.: Университетская книга, 2015. - 638 c.

5. Зацепин, А. М. Уголовное право России / А. М. Зацепин. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 168 с.

6. Иванов Н.Г. Уголовное право Российской Федерации. - М.: Академия, 2014. – 544 с.

7. Скворцова, С. А. Уголовное право. Общая часть / С.А. Скворцова. - М.: РИОР, Инфра-М, 2016. - 635 c.

Научные статьи

8. Айдамирова Л. Д. Уголовное право / Л.Д. Айдамирова // Молодой ученый. - 2017. - №34. с. 56 - 58.

9. Благодатин А.Б. Уголовное право РФ / А.Б. Благодатин // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 6. с. 45 - 47.

10. Дронова Т.Н. Уголовное право / Т.Н. Дронова // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 15-2. с. 20 - 22.

11. Жукова К.А. Уголовное право / К.А. Жукова // В сборнике: Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований - сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. с. 58 - 59.

12. Зыков Д.А. Уголовное право / Д.А. Зыков //Вестник Владимирского юридического института. - 2018. - № 1. с. 97 - 103.

13. Иванчин А.В Уголовное право / А.В. Иванчин // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2017. - № 4. с. 46 - 51.

14. Некрасов В.Н. Современное уголовное право в схемах и ответах / В.Н. Некрасов // Актуальные проблемы уголовного права на современном этапе (вопросы дифференциации ответственности и законодательной техники). - 2015. - № 4. с. 65 - 70.

15. Николаев К.Д. Уголовное право Российской Федерации / К.Д. Николаев // Современные научные исследования и разработки. - 2015. - № 4. с. 14 - 19.

16. Полиховская А.В. Уголовное право / А.В. Полиховская // Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - с. 114 - 116.

17. Решетников А.Ю. Уголовное право / А.Ю. Решетников // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - №8. с. 122 - 132.

18. Синяева М.И. Уголовное право / М.И. Синяева // В сборнике: Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы Сборник научных статей V Международной заочной научно-практической конференции. - 2014. с. 72 - 77.

19. Сиянова П.В. Уголовное право / П.В. Сиянова // Вестник современных исследований. - 2017. - № 3. с. 211 - 213.

20. Солдаткина Р. Н. Уголовное право / Р.Н. Солдаткина // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. - 2017. - №9. с. 159 - 162.

[1] Айдамирова Л. Д. Уголовное право / Л.Д. Айдамирова // Молодой ученый. - 2017. - №34. с. 56.

[2] Благодатин А.Б. Уголовное право РФ / А.Б. Благодатин // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 6. с. 45.

[3] Безбородов, Д. А. Актуальные проблемы уголовного права: учение о преступлении: научно-практическое пособие. под общ. ред. А. Н. Попова. – С.-Пб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. с. 143.

[4] Федеральный закон №63-ФЗ от 13.06.1996 г. «Уголовный кодекс Российской Федерации» (ред. от 23.04.2019 г.) [электронный ресурс]: URL - http://www.consultant.ru.

[5] Солдаткина Р. Н. Уголовное право / Р.Н. Солдаткина // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. - 2017. - №9. с. 159.

[6] Федеральный закон №41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 23.05.2018 г.) [электронный ресурс]: URL - http://www.consultant.ru.

[7] Брагин, А. П. Российское уголовное право / А.П. Брагин. - М.: Университетская книга, 2015. c. 310.

[8] Зацепин, А. М. Уголовное право России / А. М. Зацепин. - М.: Юрлитинформ, 2014. с. 133.

[9] Иванов Н.Г. Уголовное право Российской Федерации. - М.: Академия, 2014. – с. 212.

[10] Федеральный закон №63-ФЗ от 13.06.1996 г. «Уголовный кодекс Российской Федерации» (ред. от 23.04.2019 г.) [электронный ресурс]: URL - http://www.consultant.ru.

[11] Федеральный закон №63-ФЗ от 13.06.1996 г. «Уголовный кодекс Российской Федерации» (ред. от 23.04.2019 г.) [электронный ресурс]: URL - http://www.consultant.ru.

[12] Федеральный закон №41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 23.05.2018 г.) [электронный ресурс]: URL - http://www.consultant.ru.

[13] Сиянова П.В. Уголовное право / П.В. Сиянова // Вестник современных исследований. - 2017. - № 3. с. 211.

[14] Федеральный закон №63-ФЗ от 13.06.1996 г. «Уголовный кодекс Российской Федерации» (ред. от 23.04.2019 г.) [электронный ресурс]: URL - http://www.consultant.ru.

[15] Решетников А.Ю. Уголовное право / А.Ю. Решетников // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - №8. с. 122.

[16] Федеральный закон №41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 23.05.2018 г.) [электронный ресурс]: URL - http://www.consultant.ru.

[17] Синяева М.И. Уголовное право / М.И. Синяева // В сборнике: Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы Сборник научных статей V Международной заочной научно-практической конференции. - 2014. с. 72.

[18] Полиховская А.В. Уголовное право / А.В. Полиховская // Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - с. 114.

[19] Николаев К.Д. Уголовное право Российской Федерации / К.Д. Николаев // Современные научные исследования и разработки. - 2015. - № 4. с. 14.

[20] Скворцова, С. А. Уголовное право. Общая часть / С.А. Скворцова. - М.: РИОР, Инфра-М, 2016. c. 335.

[21] Дронова Т.Н. Уголовное право / Т.Н. Дронова // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 15-2. с. 20.

[22] Зыков Д.А. Уголовное право / Д.А. Зыков //Вестник Владимирского юридического института. - 2018. - № 1. с. 97.

[23] Зыков Д.А. Уголовное право / Д.А. Зыков //Вестник Владимирского юридического института. - 2018. - № 1. с. 99.

[24] Федеральный закон №63-ФЗ от 13.06.1996 г. «Уголовный кодекс Российской Федерации» (ред. от 23.04.2019 г.) [электронный ресурс]: URL - http://www.consultant.ru.

[25] Иванчин А.В Уголовное право / А.В. Иванчин // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2017. - № 4. с. 46.

[26] Некрасов В.Н. Современное уголовное право в схемах и ответах / В.Н. Некрасов // Актуальные проблемы уголовного права на современном этапе (вопросы дифференциации ответственности и законодательной техники). - 2015. - № 4. с. 65.

Loading...

Последние статьи из блога

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ

Субъекты гражданского права

Солнечные затмения

Техника управления церковным хором

Историко-культурный анализ церковного пения

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Теоретические основы управления процессами интеграции