Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Задачи и принципы уголовного права

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно курсовую Задачи и принципы уголовного права

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту

скачать

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Теоретические основы уголовного законодательства............................... 5

1.1 Сущность уголовного закона................................................................ 5

1.2 Толкование уголовного права.............................................................. 9

2. Задачи и принципы уголовного законодательства................................. 12

2.1 Задачи уголовного законодательства................................................. 12

2.2 Принципы уголовного законодательства........................................... 15

3. Проблемы законодательной регламентации системы задач и принципов уголовного законодательства....................................................................... 19

Заключение.................................................................................................... 34

Список литературы....................................................................................... 36



Введение

Актуальность работы очень высока т.к. уголовный закон — закон федеральный, т.е. его действие распространяется на всей территории РФ. Уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовно-правовые нормы не могут содержаться ни в каком другом федеральном законодательном акте. Уголовный закон, следовательно, является единственным и исключительным источником российского уголовного права. Вместе с тем уголовный закон — это не застывший слепок социально-экономической действительности, не вечная догма. Являясь действенным инструментом правового регулирования всех сторон жизнедеятельности общества, закон не может отставать от возникающих общественных потребностей, не реагировать на появляющиеся при этом проблемы, на неточности или неполноту нормативных формул. В связи с этим возникает объективная необходимость внесения в действующее уголовное законодательство соответствующих изменений и дополнений. Это естественный процесс, более того, прямая обязанность законодательной власти российского государства.

Часть 2 ст. 1 УК РФ устанавливает, что Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Принципы Уголовного кодекса не только вытекают, но в ряде случаев непосредственно базируются на соответствующих положениях Конституции РФ, например принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК, ст. 19 Конституции РФ).

Цель курсовой работы – рассмотрение принципов и задач уголовного законодательства.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- дать определение уголовному закону;

- определить задачи уголовного законодательства;

- рассмотреть принципы уголовного законодательства;

- раскрыть способы толкования уголовного закона.

Объектом исследования являются принципы уголовного права, их система и законодательная регламентация в нормах Уголовного кодекса РФ.

Предмет исследования составили доктринальные взгляды по теме, совокупность правовых норм, в которых закреплены принципы уголовного права, правоприменительная практика, а также данные, полученные в ходе анкетирования практических работников.

Методология и методика исследования. В основу диссертации положен диалектический материализм как всеобщий метод познания, дающий возможность любому представителю частной науки ознакомиться с наиболее общими законами развития природы, общества и мышления и уметь применять их для объяснения частных явлений; признавать противоречия движущей силой развития; вовлекать сведения практического характера в орбиту исследования; быть противником агностицизма, но признавать несовершенство (историчность) знаний, управленческих и законодательных решений. Автором использовались также формально-логический, аксиологический, конкретно-исторический, сравнительно-правовой и статистический методы познания.

Правовую (нормативную) основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что автором предпринята попытка на основе анализа и обобщения действующего законодательства, научных трудов, оценить сложившиеся представления о понятии «принципы уголовного права», «принципы Уголовного кодекса РФ», о содержании каждого из уголовно-правовых принципов, а равно проследить тенденции развития уголовного законодательства в этой части.



1. Теоретические основы уголовного законодательства

1.1 Сущность уголовного закона

Уголовный закон – это нормативно-правовой акт, принятый во исполнение воли народа высшим законодательным органом страны, состоящий из взаимосвязанных юридических норм, одни из которых закрепляют основания и принципы уголовной ответственности и содержат общие положения уголовного законодательства, другие – определяют, какие именно общественно-опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, либо в определенных случаях указывают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК и не могут действовать отдельно от него. Эти законы, равно как и другие содержащиеся в УК нормы, являются по существу, уголовными законами в узком смысле слова, применяемые по конкретным делам. При этом ссылка делается только на определенную статью УК.[2, c.12]

Уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых и составляет уголовное право. Поэтому понятия эти неразделимы. Закон и норма права, совокупность законов (уголовное законодательство) и совокупность норм права соотносятся между собой как форма и содержание.

Юридическим основанием уголовного законодательства являются Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права (ч. 2 ст. 1 УК). В частности, в соответствии с ратифицированными нашим государством международными конвенциями в УК 1996 г. включены нормы, предусматривающие ответственность за нарушение равноправия граждан (ст. 136), за изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186), за незаконные оборот наркотических с целью сбыта (ст. 228) и другие преступления, связанные с наркотическими средствами (ст. 229, 230, 231, 232), за производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355), за геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), наемничество (ст. 359) и др. [2, c.34]

В ч.1 ст.1 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация – Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления». Правовой характер нашего государства является в настоящее время декларативным, российское государство только стремится стать таковым.

В условиях формирования правового государства закон, в том числе и уголовный, приобретает исключительно важное значение. Широкая правовая реформа, проводимая в стране, призвана обеспечить верховенство закона во всех областях государственной и общественной жизни, усилить механизмы поддержания правопорядка на основе развития народовластия.

В правовом государстве меняется соотношение государства и права, если до сих пор право в целом, его отдельные отрасли и институты рассматривались как некий атрибут государственной машины, как придаток государственного аппарата, то в правовом государстве право, являясь порождением воли народа, выраженной в законе, изданном высшими органами государственной власти становится главным регулятором наиболее важных общественных отношений, в том числе и тех, которые регламентируют деятельность всех органов государственной власти и государственного управления.

Закон является фундаментом правового государства, защитником свободы и равенства граждан, порядка и организованности в обществе, гарантом принципа социальной справедливости.

Вместе с тем надо помнить, что юридические законы в отличие от объективных, естественных законов природы и общества, не зависящих как известно, от сознания и воли людей, создаются и устанавливаются людьми, и поэтому целесообразность их разработки и принятия, их содержание и целенаправленности зависят целиком от воли законодателя, который, прежде чем принять закон должен глубоко изучить и четко представлять интересы и потребности современного общества.

Содержание законов, в том числе и уголовных, определяется в конечном счете материальными условиями жизни общества, его интересами и потребностями.

Отсюда большое значение приобретает улучшение законодательной деятельности высших органов власти Российской Федерации и ее субъектов, направленной на укрепление конституционного режима в стране и решительное повышение роли законов, регулирующих важнейшие области общественных отношений. [6, c.12]

Уголовный закон является единственным источником уголовного права. Нормы уголовного права содержатся только в уголовных законах. Только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость общественно опасного деяния. Никакие другие акты органов государства не могут содержать норм уголовно-правового характера. Это вытекает из принципа верховенства уголовного закона в области уголовно-правотворческой и уголовно - применительной деятельности.

Отсюда следует, что в качестве источников уголовного права не могут признаваться ни обычаи, ни судебные прецеденты, ни правила общежития, ни постановления (разъяснения) Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Последние лишь раскрывают сущность и смысл уголовно-правовых норм, содержащихся в уголовном законе, но не создают новых норм.

Уголовный закон – исторически изменчивая категория, поскольку непрерывное развитие общественного производства, совершенствование производственных и иных общественных отношений, изменение социально-экономических, политических и идеологических условий жизни общества естественно требуют соответствующего изменения и дополнения уголовного законодательства.

Итак, можно сформулировать основные черты уголовного закона[2, c.53]:

- уголовный закон – это правовой акт высшего законодательного государственного органа власти, основанный на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права;

- основополагающая черта (свойство) уголовного закона вытекает из его назначения и состоит в обеспечении охраны: личности, ее прав и свобод, а также окружающей среды, собственности, общественных и государственных интересов и потребностей, всего правопорядка от преступных посягательств;

- уголовный закон в правовом государстве служит его орудием в осуществлении уголовной политики, направленной на оздоровление общества, на утверждение действительной власти народа для народа и осуществляемой самим народом;

- уголовный закон является единственным источником уголовного права, поскольку нормы уголовного права содержатся лишь в уголовных законах, и только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость деяния;

- уголовный закон закрепляет основания и принципы уголовной ответственности, а также формирует общие положения уголовного права;

- уголовный закон определяет, какие общественно опасные деяния (действия и бездействие) являются преступлениями, и устанавливает наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступление, либо в определенных случаях указывает условия освобождения от уголовной ответственности и наказания;

- уголовный закон соответствует социально-экономическим, политическим и идеологическим условиям жизни общества, его интересам и потребностям, а в случае утраты такого соответствия уголовный закон или его отдельные нормы изменяются законодателем либо отменяются;

- уголовный закон самим фактом его издания, а также последующего применения в судебной практике способствует предупреждению преступлений, воспитанию граждан в духе соблюдения Конституции РФ и других ее законов.

Подавляющее большинство граждан нашей страны сознательно и добровольно выполняют предписания уголовного закона. Нарушение уголовного закона некоторыми членами общества вызывает отрицательную морально-политическую оценку, сурово осуждается общественностью.

1.2 Толкование уголовного права

Необходимым условием правильного применения любого уголовного закона является установление его подлинного содержания и смысла, выявление юридически значимых признаков и уяснение терминов, указанных в уголовно-правовой норме. Науке уголовного права известны несколько видов и способов (приемов) толкования закона.

В зависимости от того, кто, какой орган осуществляет толкование прежде всего различают виды толкования по субъекту или, как их еще называют, по степени обязательности: аутентическое, легальное, судебное и неофициальное (научное, профессиональное, обыденное).

Аутентическим называется толкование, которое исходит от органа, принявшего толкуемый закон. Правом аутентического толкования обладают только высший орган государственной власти Российской Федерации – Государственная Дума.

Следовательно, такое толкование норм Уголовного кодекса может принимать только форму федеральных законов о внесении дополнений и изменений в действующий УК РФ.

Легальным в теории уголовного права называется толкование, которое дается органом, специально уполномоченным на то Основным Законом государства. Действующая Конституция РФ наделяет таким правом только Федеральное Собрание РФ. Оно же может давать только аутентическое толкование закона. [8, c. 52]

Судебным называется толкование, которое дается судом в процессе применения уголовного закона к лицу, виновному в совершении преступления. Оно обязательно лишь для данного дела и после вступления приговора в законную силу приобретает силу закона. Следует сказать и о разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовного закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ право издавать такие разъяснения. Но они не имеют силу закона, не являются его источником, хотя обязательны для всех судов, рассматривающих уголовные дела.

Неофициальное толкование не носит обязательного характера, но оказывает важное значение для правильного применения закона. Научное толкование осуществляется научными учреждениями, отдельными учеными в монографиях, учебниках, статьях, научно-практических комментариях действующего уголовного законодательства. Этот вид толкования помогает уяснению содержания и смысла закона, способствует его правильному применению в соответствии с буквой правовой нормы и волей законодателя. Профессиональное толкование дается лицами, связанными с расследованием конкретного уголовного дела (следователи, адвокаты, прокуроры). Оно имеет значение для выработки правильного решения на предварительных стадиях расследования уголовного дела, но окончательное решение будет принимать суд. Обыденное толкование осуществляется любыми лицами по поводу тех или иных особенностей применения уголовного закона (обычные граждане, журналисты и т.п.).

Виды толкования уголовного закона различают не только по субъекту, но и по объему, т.е. в зависимости от круга деяний, на которые распространяется действие данного уголовного закона. По объему толкование может быть буквальным, ограничительным и распространительным.

Буквальное толкование основывается на уяснении закона в точном соответствии с его текстом и «буквой», которые в силу их ясности и определенности не допускают ни расширительного, ни более узкого понимания его положений. Такими точными и ясными положениями отличается, например, ч. 2 ст. 33 УК РФ, которая устанавливает: «Исполнителем признается лицо непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств…».[8, c.74]

Содержание и смысл подавляющего большинства уголовно-правовых норм ввиду их полноты и ясности устанавливаются на основе их буквального толкования.

Ограничительным называется толкование, в результате которого закон применяется к более узкому кругу случаев, в отличие от буквального текста закона.

Распространительным (расширительным) называется толкование, в результате которого закон применяется к более широкому кругу случаев, чем это вытекает из его буквального текста. В качестве примера распространительного толкования закона можно сослаться на уяснение термина «похищение» как одного из альтернативно-обязательных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 325 УК РФ (похищение или повреждение документов, штампов, печатей), которое шире понятия хищения чужого имущества, даваемого в п. 1 Примечания к ст. 158 УК РФ.

Наряду с видами толкования судебно-следственной практике и теории уголовного права известны следующие способы (приемы) толкования уголовного закона: грамматическое, систематическое и историческое.

Некоторую особенность толкования имеют международные договоры. Оно осуществляется в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (разд. 3 ст. 31–33). Согласно п. «б» ч. 3 ст. 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.



2. Задачи и принципы уголовного законодательства

2.1 Задачи уголовного законодательства

Задачи Уголовного закона определяют содержание и структуру уголовного законодательства и выражают содержание правоохранительной функции уголовного права. Правоохранительная функция уголовного закона заключается в защите установленных Конституцией РФ, другими отраслями Российского права должного поведения, закрепленных прав и свобод, личных и общественных интересов и т.д. Задачи Уголовного закона сформулированы в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Такими задачами являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Новое уголовное законодательство, как уже отмечалось, изменило приоритеты правоохранительной деятельности уголовного закона, выдвигая на первое место не государственные интересы, а права и свободы личности. Это красной нитью проходит через всю систему построения нового Уголовного кодекса. [6, c.43]

Содержание основных прав и свобод граждан раскрывается в главе 2 Конституции РФ. К ним относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и достоинства; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства; свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию; свободу совести и вероисповедания; свободу мысли и слова, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; осуществление избирательных прав и участия в референдумах; свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Пользование указанными правами не должно идти в разрез с правами и свободами других лиц. Роль уголовного закона в защите прав и свобод человека и гражданина заключается в установлении правовых запретов на их нарушение и определение соответствующих наказаний.

Конституция РФ провозглашает равенство различных форм собственности и устанавливает их защиту со стороны государства. В отличие от предыдущего Уголовного кодекса, в котором собственность разделялась на государственную и личную (причем за посягательство на государственную собственность уголовная ответственность носила более жесткий характер, чем за посягательство на личную собственность), новый УК уравнял все формы собственности, установив за посягательство на нее равную ответственность.

Охрана общественного порядка и общественной безопасности уголовно-правовыми нормами призвана обеспечить стабильность в обществе, уверенность в завтрашнем дне. Под общественным порядком как объектом уголовно-правовой охраны понимается сфера общественных отношений, включающих общественное спокойствие; соблюдение общественной нравственности; физическая неприкосновенность личности. [5, c.102]

Современное общество характеризуется развитием промышленности, массовым использованием природных ресурсов в технологических целях жизнеобеспечения, что нередко приводит к нарушениям экологического равновесия и влечет создание неблагоприятной среды места пребывания человека. Уголовный закон призван обеспечить более безопасный режим использования природных ресурсов, путем установления определенных ограничений и запретов в данной области.

Содержание понятия конституционного строя как объекта уголовно-правовой охраны включаются: форма государственной власти в Российской Федерации, источник государственной власти, суверенитет РФ, ее федеративное устройство, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, приоритет прав личности и принципы политической, идеологической и экономической свободы, многообразие форм собственности. Нормы уголовного права накладывают запрет на насильственное изменение, закрепленных в Конституции РФ основных положений государственного строя и связанных с этим действий, влекущих ущерб суверенитету и государственной целостности России.

В Уголовный кодекс в раздел XII «Преступления против мира и безопасности человечества» включены нормы обеспечивающие участие Российской Федерации в международной борьбе с преступностью уголовно-правовыми средствами, с посягательствами на мир, безопасность человечества, природную среду.

Задача УК обеспечивать мир и безопасность человечества подчеркивает его международно-правовое значение.

Одной из важнейших решаемых задач новый УК признает – предупреждение преступлений. Эта задача решается путем определения общественно опасных деяний как преступлений и, в зависимости от их тяжести и общественной значимости, установления мер уголовной ответственности, что, по мнению законодателей должно удерживать от совершения общественно-опасных деяний. Уголовное законодательство содержит уголовно-правовые нормы, освобождающие от уголовной ответственности лиц, действующих правомерно защищая личные и общественные интересы, хотя такие действия и содержат признаки преступления. Эти нормы призваны обеспечить активное участие населения в борьбе с преступностью, что уже само по себе является предупреждением преступлений.



2.2 Принципы уголовного законодательства

Задачи, стоящие перед уголовным законодательством, решаются на основе принципов, в соответствии с которыми строится не только система, но и осуществляется реализация уголовного права. Принципы уголовного закона представляют собой основные, исходные начала, идеи, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан. Непосредственно в УК РФ (статьи 3 – 7) выделены пять основных принципов: законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности, справедливости, гуманизма, которые тесно связаны между собой, дополняя друг друга.

Принцип законности (ст. 3 УК РФ) выражается в том, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом. Данный принцип отражает положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в ст. 54: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением», и означает, что только уголовный закон определяет, какие уголовно-правовые последствия наступают за их совершение. Поэтому правоприменительные органы, решая вопрос о привлечении лиц к уголовной ответственности, назначении и исполнении наказания, обязаны руководствоваться только законом. [7, c.43]

Если деяние лица, хотя и повлекло за собой наступление вреда, но оно не было предусмотрено законом как преступление, то это исключает привлечение его к уголовной ответственности. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. При этом согласно ст.15 Конституции РФ соблюдение требований уголовного закона является обязанностью не только органов государтсвенной власти и местного самоуправления, должностных лиц, но и всех граждан и их объединений.

Принцип законности также проявляется и в том, сто преступлением признается только деяние лица (действие или бездействие), причиняющее тот или иной вред правам и интересам личности, общества и государства. Ни мысли, ни убеждения, ни даже замысел на совершение преступления преступным деянием быть не могут, а поэтому и ненаказуемы. Именно об этом писал К.Маркс, указывая, что «простое заявление о намерении сделать то-то и то-то не может послужить поводом для преследования меня со стороны уголовной, ни со стороны исправительной полиции… Только поступки доказывают, насколько серьезно было заявление».

Принцип равенства граждан перед законом (ст.4 УК РФ) означает, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и служебного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Данный принцип отражает положения ст.19 Конституции Российской Федерации, подчеркивая тем самым его значение для решения задач по охране общественных отношений от преступных посягательств. Любое лицо, совершившее преступление, должно быть привлечено к ответственности за содеянное, либо к нему необходимо принять иные меры уголовно-правового характера.

Равенство перед уголовным законом означает равную ответственность всех граждан за совершенное преступление. Вместе с тем нельзя не отметить, что от этого законодательного принципа также законодательно закреплены и отступления, с чем нельзя согласиться. Так, установлены особые основания для привлечения к уголовной ответственности депутатов Государственной Думы, судей. Нередко рассматриваемый принцип нарушается и в связи с учетом служебного и даже имущественного положения лица. Подобные факты отрицательно сказываются на авторитете государственной власти, допускающей отступление от ею же провозглашенного принципа.

Принцип вины 8(ст. 5 УК РФ) предполагает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те действия, либо бездействие и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, уголовное законодательство исходит из субъективного вменения, т.е. привлечения к ответственности за то деяние и те последствия, в отношении которых проявляется определенная воля лица, что находит свое отражение в умышленной или неосторожной вине. Невиновное причинение вреда, сколь бы тяжким он и не был, исключает ответственность.

Принцип справедливости (ст.6 УК РФ) воплощается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового воздействия, подлежащие применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Определяя меры уголовно-правового воздействия, в том числе и наказания лица, виновного в совершении преступления, следует исходить из того, что как чрезмерно суровая, так и чрезмерно мягкая мера ответственности будут несправедливыми не только по отношению к виновному, но и в целом к обществу. Любое воздействие должно быть применено в той мере, в какой способно исправить лицо, чтобы оно воспринимало наказание за содеянное как необходимую реакцию на его противоправное поведение. И это воздействие должно способствовать его исправлению. [9, c.52]

Однако данный принцип ни в коей мере не противоречит принципу равенства всех граждан перед законом. Если последний возлагает обязанность любого лица, виновного в совершении преступления, нести ответственность за содеянное, то принцип справедливости обязывает исходить из учета индивидуальных особенностей личности, совершившей преступление, а также конкретных обстоятельств его совершения.

Принцип справедливости закрепляет также положение, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ) предполагает, что наказание и иные меры уголовно-правового воздействия, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Данный принцип уголовного законодательства отражает положения Конституции Российской Федерации, которая в ст.31 провозглашает: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

Воплощается принцип гуманизма и в том, что правовое воздействие на лиц, совершивших преступление, не преследует цель возмездия. Напротив, устанавливая наказание виновному, уголовный закон требует, чтобы каждое из них преследовало цель исправления осужденного, а тем самым оказывало предупредительное воздействие на других лиц. При этом более строгий вид наказания из числа предусмотренных за содеянное применяется только в случае, если менее строгий вид не может обеспечить общие цели наказания. Даже лишение или ограничение прав и свобод лица, составляющие содержание наказания, не носят характера причинения физических страданий либо унижения человеческого достоинства.



3. Проблемы законодательной регламентации системы задач и принципов уголовного законодательства

До недавнего времени вопрос о необходимости законодательного закрепления принципов был одним из наиболее спорных, к нему в своих работах обращались практически все ученые, занимающиеся или занимавшиеся проблемой принципов.

Васильев справедливо отмечает, что, будучи отраженными в законодательстве, правовые принципы, во-первых, сами приобретают регулирующее значение, воздействуя на правосознание людей, и, во-вторых, выступают в качестве отправных начал для дальнейшего развития законодательной и правоприменительной деятельности

По мнению М.И. Байтина и В.К. Бабаева, законодательное закрепление принципов права позволяет нагляднее соотнести правовые предписания с регулируемыми общественными отношениями, значительно повышает общее воспитательное и превентивное воздействие права, а также способствует стабилизации законодательства.

К.П. Уржинский указывает на то, что "текстуальное выражение принципов более понятно и доступно для населения, исключает различное их толкование, помогает установить черты и тенденции развития отраслей и институтов, выявить их служебную роль, способствует выработке новых норм права, систематизации законодательства".

Формулируя принципы уголовного законодательства, законодатель пошел по пути их прямого закрепления в нормах закона, что в полной мере соответствует теоретическим разработкам по этому вопросу. Таким образом, выполнена одна из задач науки уголовного права - разработка путей и методов совершенствования уголовного законодательства с учетом потребностей общественной жизни и практики применения уголовного закона. На наш взгляд, законодательное выражение содержания принципов уголовного законодательства в нормах-принципах имеет действительно важное значение, так как упрощает процесс реализации требований принципов как законодательными, так и правоприменительными органами. [4, c.83]

Однако только на первый взгляд кажется, что установление в ст. 3-7 УК РФ 1996 г. принципов уголовного законодательства положило конец спорам вокруг их системы. Но это далеко не так.

Например, не все авторы согласны с тем, как был решен вопрос с законодательным закреплением принципов в уголовном законе.

Так, в юридической литературе совершенно справедливо указывается на то, что возможны два основных способа выражения принципов права: формулирование их в юридических нормах [текстуальное (прямое) закрепление]и выведение отправных идей из смысла законодательства [смысловое (косвенное) закрепление] .

Вместе с тем нельзя безоговорочно согласиться с теми авторами, которые полагают, что от формы закрепления принципов зависит степень их юридической силы. Например, В.Н. Ронжин отмечает, что специально закрепленные в нормах принципы обладают наибольшей юридической силой и имеют обязательное руководящее значение; принципы, закрепленные в преамбуле или в общих положениях закона, не имеют прямого регулирующего воздействия, они только определяют наиболее существенные черты содержания норм, цели регулирования; принципы, косвенно закрепленные в праве, имеют наименьшую правовую силу, они могут забываться, игнорироваться .

На наш взгляд, правильной следует признать точку зрения, в соответствии с которой различие в приемах законодательного закрепления не может служить основанием для признания или непризнания соответствующего положения принципом, как не имеет значения для решения этого вопроса и то место, которое законодатель отвел данному положению внутри соответствующего законодательного акта .

С этим согласны не все авторы.

Так, И.В. Коршиков пишет о том, что было бы целесообразней разместить принципы действующего уголовного законодательства в преамбуле УК РФ. Таким образом, по мнению автора, "мы определяем место принципов в данной отрасли, их основополагающее значение по отношению к остальным нормам, устраняем противоречия понимания принципа как исходной нормы с нормой непосредственного действия, и в то же время даем ориентир законодателю, правоприменителю и правоисполнителю для правильного понимания и применения правовых норм, в данном случае уголовно-правовых норм".[11, c.53]

Бесспорно, данная точка зрения имеет право на существование, но только в том случае, если речь идет о преамбуле, наделенной полной юридической силой наравне с другими частями нормативного акта, иначе требования соблюдения принципов будут носить лишь декларативный характер.

Кроме этого, мы не считаем, что расположение принципов в самом тексте уголовного закона умаляет их значение и делает их необязательными для законодателей и правоприменителей. Нормы-принципы, как уже было указано в предыдущей главе, носят императивный характер, и их требования являются обязательными, независимо от их расположения в нормативно-правовом акте. В противном случае мы должны будем поместить в преамбулу и иные нормы, имеющие приоритетное значение, например, ст. 2 УК РФ, закрепляющую задачи УК РФ.

Таким образом, основываясь на изложенном выше, мы считаем, что нет необходимости в размещении принципов уголовного законодательства в преамбуле УК РФ. Кроме того, в настоящее время мы не видим смысла в формулировании самой преамбулы. К тому же, как справедливо утверждает В.Д. Филимонов, "содержание принципов должно быть раскрыто, а это возможно лишь в самом тексте Уголовного кодекса".

В связи с этим возникает вопрос: а нужно ли в тексте уголовного закона давать определение каждого принципа?

Loading...

Последние статьи из блога

Административное право

Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

Факторы эколого-экономической безопасности региона

Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

Французский язык в истории итальянской гастрономии

Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Внеклассная работа

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды