Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Коррупция как фактор нарушения прав человека

В наличии
0 руб.

Скачать уникальный реферат Коррупция как фактор нарушения прав человека

Категория: Рефераты

Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту

скачать

Содержание

Введение. 2

Понятие и сущность коррупции как научной категории. 3

Коррупция как фактор нарушения прав человека в России. 4

Заключение. 9

Литература: 10



Введение

История коррупции не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации, где бы она ни проявлялась - в Египте, Риме или Иудее. Проблема борьбы с коррупцией является одной из наиболее острых и «кровоточащих» проблем Российского государства и общества. На протяжении многих веков власть принимает различные меры по борьбе с коррупцией, однако универсальной и наиболее эффективной модели противодействия не выявлено до сих пор.

Тема реферата: «Коррупция как фактор нарушения прав человека». Актуальность указанной темы определяется тем, что вопросы противодействия коррупции приобретают особое значение в современной России. Уверенность более 75 % российских граждан в коррумпированности власти на всех уровнях - стереотип массового сознания. Усиление и проникновение коррупционных проявлений в различные сферы общественной жизни, поражение государственных органов, низкий уровень доверия населения к власти стало характерной особенностью повседневной ситуации в России. Осознание серьезности проблемы привело к принятию ряда антикоррупционных нормативно-правовых актов в 2008-2009 гг. Создание надлежащей правовой базы позволило начать перестройку организационной составляющей противодействия коррупции.

Учитывая сложность причин, порождающих коррупцию и многообразие форм ее проявления, подход к противодействию ей должен быть комплексным. Это указывает на необходимость надлежащего изучения и осмысления деятельности по противодействию коррупции, что также определяет актуальность соответствующих теоретических разработок.



Понятие и сущность коррупции как научной категории

В соответствии с Кодексом поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятым 17 декабря 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООН, понятие коррупции должно определяться национальным правом и охватывать совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами», а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Таким образом, в развитии представлений о коррупции как социально-правовом явлении в истории человечества можно условно выделить два периода. Первый период характеризуется выявлением, становлением и актуализацией коррупционной проблемы в контексте влияния ее на социальную систему, второй - дифференциацией знания об этом явлении социальными и гуманитарными науками, разрабатывающими собственные методологические подходы к описанию механизма коррупционного поведения государственных служащих. Результаты проведенного нами анализа отечественной научной литературы относительно определения категории «коррупция» позволяют прийти к выводу о том, что в научном сообществе существует два различных подхода к толкованию этого термина. Одни ученые считают, что коррупция - это подкуп, взяточничество, обосновывая свою точку зрения тем, что латинское слово «corruptio» в переводе означает «подкуп, разложение, порча». Сторонники другого подхода шире определяют этот термин, исходя из того, что коррупция - это любое корыстное злоупотребление своим служебным положением. Она не может сводиться только к взяточничеству.

При анализе юридического содержания данной дефиниции просматривается неточность законодательной формулировки, многозначность содержащихся в определении понятий, наличие коллизий с нормами уголовного закона, приводящее к возникновению определенных сложностей в правоприменении и ошибкам в уголовно-правовой оценке содеянного. Законодатель свел понятие коррупции к простому перечислению посягательств, составляющих суть должностной преступности, казалось бы, конкретизирующих, а по сути подменяющих понятие коррупции. Руководствуясь принципом точности и определенности терминологии, формулировку коррупции можно подвергнуть критике по причине довольно узкого ее понимания и причисления к должностным преступлениям, посягающим на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Исходя из необходимости соблюдения международных обязательств и в целях оптимизации противодействия коррупции, российскому законодателю следует расширить понятие коррупции путем трансформации ее признаков из международного законодательства в отечественное, в котором получение взятки трактуется как одно из составляющих коррупционного поведения, но не является его стержневым содержанием.

Коррупция как фактор нарушения прав человека в России

Коррупция в России является одной из главных проблем страны наряду с низким уровнем доходов граждан и недостаточным развитием инфраструктуры. Особенно большой вред акты коррупции наносят государству и обществу, будучи совершёнными в государственных органах или органах местного самоуправления. Коррупция в таком случае не только нарушает права граждан, но и ухудшает статус власти в целом [1, с. 76].

Центральное звено коррупции — взяточничество, которое является одним из опаснейших видов должностных преступлений против государственной власти. Взяточничество — обычай брать взятки, караемые законом; систематическое пользование взятками [2, с. 82].

Взятка, в свою очередь, — плата или подарок должностному лицу за совершение каких-нибудь незаконных действий по должности в интересах дающего.

В настоящее время принято считать, что коррупция — преступление, несущее вред обществу и нарушающее права человека и гражданина. Но так считалось не во все времена.

М. Вебер считал, что в том случае, если коррупция усиливает позиции элиты, которая выступает гарантом ускорения общественных изменений, коррупция явля-ется приемлемой для общества. Его сторонники считают, что коррупция, выполнив свои экономические (стимулирование инвестирования и предпринимательства за счёт ускорения прохождения бюрократических преград) и политические функции, исчезает.

Сторонники институционального подхода (например, С. Хантингтон) утверждал, что коррупция — единственно возможное средство постепенного создания демократических политических институтов. Тот факт, что индустриа-лизация формирует новые постоянно меняющиеся источники власти и богатства, новые требования к социуму и политике, не позволяют формировать политическую институционализацию [3, с. 40].

В качестве способа выявления коррупционных правонарушений может выступать общественное мнение [4, с. 150]. Во многих европейских странах (например, в Дании), общество пристально следит за деятельность бюрократи-ческого аппарата, особенно руководящих постов, и подозрения общественности в совершение акта коррупции может послужить сигналом для правоохранительных органов к проведению проверок.

Способом предупреждения коррупции должно выступать формирование в обществе негативного образа коррупции.

Воспитание в обществе нетерпимости к взяткам — не единственный способ борьбы с коррупцией. Как рассматривалось ранее, к коррупционерам также применяются меры, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации [5, с. 24].

В России за 2016 год за совершение коррупционных преступлений были осуждены свыше 13 тыс. человек, по данным Генеральной прокуратуры России.

Всего в истекшем году за совершение коррупционных преступлений осуждено 13183 человека.

Всего в 2016 году было выявлено более 300 тыс. нарушений коррупционной направленности. По результатам их рассмотрения 72,6 тыс. лиц были наказаны в дисциплинарном порядке, в том числе 383 лица были уволены в связи с утратой доверия. По материалам прокуроров следственные органы возбудили 3,7 тыс. уголовных дел [6, с. 17].

В истекшем году прокурорами инициировано более 360 процедур контроля за расходами чиновников, в суды направлено 29 исков об обращении в казну государства имущества, приобретенного на сокрытые доходы. Общая его стоимость превысила 350 млн руб.

По исполненным решениям суда в доход государства были обращены 12 объектов, стоимость которых составила более 34 млн рублей.

Стоит отметить, что по данным Судебного департамента при Верховном суде, число лиц, которым суды выносят приговоры за коррупцию в России, ежегодно в среднем увеличивается на 1,5 тысяч человек. Если в 2012 году за коррупционные преступления в России было осуждено 6 тысяч человек, в 2013—8,5 тысяч, в 2014 году — 10,7 тыс., в 2015 году — уже 11,5 тыс. человек.

При этом больше всего осуждается за дачу взяток. Если в 2012 году за такие преступления были осуждены 2 тысяч человек, то в 2015 году суды вынесли приговоры в отношении 5,2 тыс. взяткодателей [6, с. 14].

Размер материального ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, в 2016 году составил 43,8 млрд руб. Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупции составляет примерно 10% от общей суммы ущерба от всех видов преступлений в целом по России.

Что касается мер по компенсации нанесенного вреда, то за последние полтора года суды удовлетворили гражданские иски прокуроров и потерпевших более чем на 11 миллиардов рублей. Коррупционеры добровольно погасили ущерб на 6,8 миллиарда рублей. Кроме того, у них изъяли деньги и ценности почти на 10 миллиардов рублей и арестовали имущество на 34,6 миллиарда.

В этом году осуждено 9932 лица за совершение коррупционных преступлений, из которых 984 должностных лица правоохранительных органов, то есть около 10%. За коррупцию осуждены 629 сотрудников органов внутренних дел, 134 сотрудника Федеральной службы судебных приставов, 45 сотрудников наркоконтроля, 38 — Таможенной службы, 18 — Следственного комитета [6, с. 15].

Стоит отметить, что кривая коррупции пошла вверх не из-за ее естественного роста, а как следствие повышенного внимания к проблеме со стороны правоохрани-тельных структур, в частности — Генпрокуратуры. Например, фактов взяточничества было выявлено почти на пять процентов больше, чем годом ранее.

Такое внимание к данному вопросу неслучайно: анализ показал, что доля коррупционных преступлений в общей массе — всего 1,5 процента, но материальный урон от них составляет седьмую часть общего ущерба, причиненного криминалом (по данным за 2016 год).

Сегодня усилия правоохранителей сосредоточены не только на сомнительных доходах чиновников, но и на благосостоянии их ближнего круга. За последние три года прокуроры предъявили более 40 исков на 2,4 миллиарда рублей. Суды удовлетворили 20 из них на общую сумму свыше двух миллиардов рублей. Важно, что эта методика применяется все чаще и из разовых акций превращается в устойчивый механизм.

Примечательно, что в РФ самым распространенным наказанием за коррупцию являются штрафы. Именно к ним приговариваются более половины осужденных коррупционеров. Вторым по частоте является условное лишение свободы. К реальному лишению свободы приговаривается примерно каждый восьмой коррупционер.

Например, в Орле суд удовлетворил исковое заявление прокурора об обращении в доход государства имущества местного депутата, приобретенного на неподтвержденные доходы. У него изъяли помещения хозяйственного назначения стоимостью 28 миллионов рублей, приобретенные в 2013 году, когда официальный доход депутата составлял 5,4 миллиона [7, с. 90].

В минувшем году в поле зрения прокурорских работников находились не только действующие, но и бывшие чиновники. Антикоррупционное законодательство пред-усматривает еще один способ пресечения коррупционных связей, которым раньше широко пользовались нечестные чиновники.

Несмотря на то, что ежегодно тысячи чиновников и рядовых граждан осуждаются за совершённые акты коррупции, её уровень по-прежнему остаётся высоким.



Заключение

Таким образом, коррупция является одной из основных проблем современной России, волнующих население. Но примерно 40% общества смирилось с тем, что коррупция — нормальное явление, которое было, есть и будет. Таким образом, общественное мнение как способ выявления и предупреждения коррупционных правонарушений в Российской Федерации является малоэффективным как на федеральном уровне, так и на уровне муниципальных образований [8, с. 74].

Ежегодно за коррупционные преступления к ответственности привлекаются 10—15 тысяч человек. К уголовным наказаниям, в том числе к тюремному заключению, приговариваются как рядовые служащие на местах, так и высокопоставленные чиновники. Часть из них заслуживают общественного порицания, другие же находят поддержку даже после миллионных взяток и хищений. Привлечение к ответственности как способ борьбы с коррупцией является относительно эффективным в России, поскольку темпы расследования коррупционных престу-плений весьма низкие, раскрывается лишь малая доля правонарушений [9, с. 151].

Высокий уровень коррупции в России известен и в мировом масштабе. В 2013 году Россия заняла 127 место в рейтинге коррупционной восприимчивости. Демократи-ческие способы борьбы с коррупцией как в Дании, либеральные как в Новой Зеландии или авторитарные как в Китайской Народной Республике не гарантируют низкого уровня коррупции. Меры, необходимые для борьбы с коррупцией, для каждой страны сугубо индивидуальны и зависят от таких факторов, как менталитет населения, историческое развитие, культурные ценности и другие.



Литература:

1.Лысков А. Г. Меры по противодействию коррупции: правовые и политико-этические аспекты // Российский юридический журнал. — 2016. — № 4. — С. 75–80.

2.Астанин В. В. Проблемы определения коррупционных проявлений в современном российском законодательстве // Российский юридический журнал. — 2016. — № 4.- С. 81–83.

3.Киселев И. А. Актуальные вопросы совершенствования антикоррупционного законодательства в Российской Федерации // Следователь. — 2016. — № 2. — С. 37–42.

4.Дупленко Н. Г., Дрок Т. Е. Влияние экономических санкций на предпринимательскую активность в приграничном регионе на Примере Калининградской области // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2016. — Т. 5. — № 4 (17). — С. 148–151. Актуальные экономические исследования калининградских вузов:

5.Сборник научных трудов / Союз землячеств приморских регионов; Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Институт экономики и менеджмента. Казань, 2017. Том Выпуск 1. Гуреев С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? // Вопросы экономики. — 2017. — № 1. — С. 11–18.

6.Егорова Н. О национальном плане противодействия коррупции / Наталья Егорова // Уголовное право. — 2016. — № 6. — С. 88–93.

7.Дупленко Н. Г. Проблемы оценки потенциала развития предпринимательства в муниципальных образованиях региона // В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития экономики Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. 2014. С. 71–75.

8.Глущенко П. П., Пылин В. В. Муниципальное право: Учебное пособие. — СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2015. — 240 с.

Loading...