Введение............................................................................................. 3
Вхождение в войну Советского флота 22 июня 1941 г.–................. 4
Черноморский флот........................................................................... 5
Северный флот................................................................................... 7
Балтийский флот................................................................................ 9
Тихоокеанский флот........................................................................ 10
Заключение....................................................................................... 13
Список литературы.......................................................................... 14
22 июня 1941 г. в 4 часа утра Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Немецко-фашистская авиация произвела налеты на военно-морские базы Кронштадт, Ригу, Либаву, Севастополь, Измаил. Противоздушные силы флотов, переведенных за несколько часов до начала войны по приказу Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова на оперативную готовность № 1, отражали атаки вражеской авиации. Ни один корабль флота в первый день войны не был потерян.
Начальный период войны проходил в крайне тяжелых условиях для Советской Армии и Военно-Морского Флота.
К концу ноября 1941 г. противником были заняты Прибалтика, Белоруссия, большая часть Украины и часть территории РСФСР.
Первый самый трудный для СССР период Великой Отечественной войны длился с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г.
В эти месяцы основной задачей Военно-Морского Флота было содействие на приморских направлениях сухопутным войскам, а также защита своих и нарушение вражеских морских коммуникаций. Корабли и части флота приняли активное участие в героической обороне военно-морских баз Ханко, Либавы, Одессы и Севастополя, в многотрудной битве за Ленинград, в которой морская артиллерия играла существенную роль. Она использовалась главным образом для борьбы с тяжелой артиллерией врага, обстреливавшей город, а также для стрельбы по наиболее удаленным от фронта целям.
Моряки сражались и на сухопутных фронтах. Из экипажей кораблей, курсантов военно-морских училищ формировались бригады и отдельные батальоны морской пехоты. Только в 1941 г. на сухопутный фронт было направлено почти 150 тыс. моряков, из которых третья часть воевала под Москвой.
К началу войны на службе ВМФ СССР находились около тысячи кораблей различных классов. Среди них - 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок. Кроме этого, флот усиливали более 2,5 тысячи единиц авиации и 260 батарей береговой обороны. Это была мощная сила, способная существенно влиять на ход боевых действий как на море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.
Слабых мест у советского флота также хватало. Прежде всего, это низкий уровень оперативно-тактической подготовки командного состава, который обозначился еще во время советско-финской войны. Историки главную вину возлагают на массовые репрессии, в результате которых флот потерял более 3 тысяч грамотных и зрелых командиров. Пришедшие им на смену офицеры, как правило, были плохо готовы к исполнению своих обязанностей. Позднее это стало одной из причин больших потерь и болезненных поражений.
Серьезное препятствие для успешного ведения войны с Германией на море представляла географическая изолированность Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Ситуация усугублялась тем, что значительная часть сил (50% торпедных катеров, 45% морской авиации, 40% подводных лодок, 30% тральщиков) находилась на Дальнем Востоке. Этим противник первое время успешно пользовался.
Большие потери на флоте в первый период войны можно объяснить также неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации. Самым неблагоприятным для советского флота был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Однако все неудачи компенсировались ожесточенным сопротивлением советских моряков, из-за чего страны гитлеровской коалиции так и не смогли добиться очевидного преимущества на море.
Черноморский флот был одним из самых подготовленных соединений Вооруженных сил СССР.
К началу Великой Отечественной войны СССР располагал на Чёрном море хорошо оснащённым по тому времени флотом, в составе: 1 линкора («Парижская коммуна»), 5 крейсеров, 3 лидеров, 16 эскадренных миноносцев, 1 бывшего бронепалубного крейсера «Коминтерн» (1905 г. постройки) перед самой войной переклассифицированного в минный заградитель, 4 канонерских лодок, 2 сторожевых кораблей, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров (в Севастополе и Очакове), отдельного дивизиона торпедных катеров (в Поти) и отдельного отряда торпедных катеров (в Новороссийске), нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (свыше 600 самолётов) и сильной береговой обороной.
В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941 года) и созданная в июле 1941 года Азовская военные флотилии.
ЧФ был нацелен на противодействие флотам причерноморских стран (Болгарии, Румынии, Турции), над которыми имелся значительный численный перевес.
Кроме того, значительными силами на Чёрном море и Дунае располагала Морская пограничная охрана НКВД СССР, имевшая в своём составе порядка 105 пограничных катеров (из них 46 типа «МО») и приданные ей две отдельные эскадрильи погранвойск НКВД (6 обаэ ПВ НКВД и 7 ораэ ПВ НКВД), которые после начала Великой Отечественной войны влились в состав Черноморского флота.
Уже 22 июня 1941 года немецкая авиация нанесла бомбовый удар по Севастополю. Впрочем, застать врасплох советских моряков не удалось. Атаку отбили благодаря своевременному обнаружению эскадрильи противника радарами крейсера «Молотов». А 25 июня силами Черноморского флота и авиации была нанесена серия ударов по румынской Констанце. Согласно германским данным от попаданий снарядов загорелись несколько нефтяных резервуаров, железнодорожные цистерны, и взорвался поезд с боеприпасами.
До 21 июля советскими моряками была выполнена установка 7115 мин и 1404 минных защитников, которые, к сожалению, в дальнейшем принесли больше потерь Черноморскому флоту, чем противнику. Так, в 1941–1942 годах на своих же минах подорвались три эсминца.
Корабли Черноморского флота принимали участие в обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска и в битве за Кавказ. Не только на море. Черноморцы пополняли ряды морской пехоты и гарнизонов, защищающих города. За ярость в бою немцы прозвали их «черной смертью».
Черноморский флот дольше других сохранял независимость от армейского сухопутного командования, что, по мнению военных специалистов, в конкретных условиях имело гораздо больше отрицательных последствий, чем положительных.
В состав Черноморского флота входил уникальный корабль – зенитная плавбатарея №3, представлявшая собой стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами. Это судно, сконструированное капитаном 1-го ранга Григорием Бутаковым, за 9 месяцев боев сумело уничтожить более 20 немецких самолетов.
Отметился в боях на Черном море и подводник, капитан 3-го ранга Михаил Грешилов. На подлодке М-35 он потопил 4 транспорта противника, а в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи.
Перелом на Черноморском театре военных действий пришелся на конец 1942-го - начало 1943 года. Высадка на Малую землю 4 февраля 1943 года стала первой с начала войны наступательной операцией Черноморского флота за два года боев.
К началу Великой Отечественной войны Северный флот располагал относительно скромными ресурсами. В строю находились 8 эскадренных миноносцев, из них 2 старых, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, несколько торпедных катеров и тральщиков. Однако в ходе войны флот пополнился авиацией и кораблями с Тихого океана и Каспийского моря.
22 мая 1941 г., за месяц до нападения фашистской Германии на Советский Союз, Финляндия заключила секретное соглашение с Германией о координации военных действий против СССР. В соответствии с соглашением Финляндия предоставила свои базы и аэродромы для немецких кораблей и самолетов и северную часть страны в качестве плацдарма для немецких сухопутных войск.
Основные силы финской армии должны были наступать на Карельском перешейке к Ленинграду и между Ладожским и Онежским озерами к р. Свирь. В центральном и северном районах Финляндии была развернута немецкая армия «Норвегия». 3-й финский армейский корпус, который с 15 июня был подчинен командованию армии «Норвегия», из района Суомуссалми и Кусамо должен был продвигаться к Кировской железной дороге и перерезать ее в районе Лоухи; 36-й немецкий корпус, усиленный финскими частями, должен был нанести главный удар в направлении Саллу, Кандалакша и отрезать Кольский полуостров. 19-й немецкий горно-стрелковый корпус под командованием генерала Дитля должен был с началом войны в короткий срок выдвинуться в район Петсамо, затем, развернув стремительное наступление, захватить порт Мурманск и военно-морскую базу Полярное. Таким образом, на крайнем северном фланге перед немецкими войсками ставилась задача захватить Кировскую железную дорогу, а также незамерзающий порт Мурманск, лишить советский Северный флот основного района базирования.
Боевые действия сухопутных войск поддерживали 5-й немецкий воздушный флот и финские военно-воздушные силы, которые вместе насчитывали около 900 самолетов. Часть этих сил (около 200 самолетов) ударами по базам и кораблям должна была парализовать наш Северный флот. Окончательно судьбу флота должно было решить быстрое занятие сухопутными войсками побережья Кольского залива и расположенных на нем портов и баз.
На Севере у противника не было крупных военно-морских сил, не было и больших кораблей, так как гитлеровское командование планировало захват Полярного и Мурманска как чисто сухопутную операцию и было уверено в успешном исходе молниеносного удара. Фашисты здесь имели пять эскадренных миноносцев, соединения сторожевых кораблей и тральщиков, вспомогательный крейсер «Бремзе» (бывший учебный артиллерийский корабль), три бывших норвежских миноносца и несколько кораблей вспомогательного и специального назначения, через три недели после нападения на Советский Союз появилось несколько подводных лодок.
С началом войны немецкие военно-морские силы имели задачу обеспечивать свои морские перевозки вдоль берегов Норвегии, но уже в середине июля их подводным лодкам была поставлена задача начать действия на наших морских сообщениях, а эскадренным миноносцам произвести несколько набегов на коммуникацию, проходившую вдоль Кольского полуострова.
Финляндия на Баренцевом море имела отряд военных кораблей (морской батальон) в составе четырех вооруженных пароходов и нескольких катеров, которые базировались на Петсамо и подчинялись немецкому морскому командованию.
Перед войной Крайний Север прикрывала 14-я армия Ленинградского военного округа под командованием генерал-лейтенанта В. А. Фролова. Ее войска были развернуты на трех основных направлениях: мурманском, Кандалакшском и лоухском. На полуостровах Рыбачий и Средний находился 23-й укрепрайон, в который входили два пулеметных батальона и артиллерийский полк. Кроме того, для обороны мурманского направления предназначались две стрелковые дивизии. 14-я дивизия под командованием генерал-майора А. А. Журбы была рассредоточена. Ее 135-й стрелковый полк находился на полуострове Рыбачий, 95-й — у границы, в устье р. Титовка, 325-й — на северном побережье Кольского полуострова. 52-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Н. Н. Никишина стояла отдельными гарнизонами вдоль железной дороги от Мончегорска до Мурманска. 14-я армия имела одну смешанную авиадивизию, в составе которой было 142 боевых самолета.
Молодой Северный флот к началу войны не был достаточно сильным. Он имел 8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 охотников за подводными лодками и др. Основную ударную силу флота составляли 15 подводных лодок. Военно-воздушные силы флота насчитывали 116 самолетов, но почти половину из них составляли устаревшие гидросамолеты. Против кораблей и баз противника могли быть использованы только 11 бомбардировщиков типа СБ, которые имели к тому же большой процент износа.
Таким образом, противник превосходил нас в авиации, живой силе и вооружении сухопутных войск. Его горно-егерские дивизии имели опыт боев в Норвегии, а летный состав — двухлетний опыт войны на Западе. Он мог быстро увеличить свои морские силы, переведя крупные корабли и подводные лодки из Балтийского и Северного морей в базы Северной Норвегии.
Накануне войны Балтийский флот состоял из 2 линейных кораблей, 2 крейсеров, 2 лидеров эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 канонерских лодок, 65 субмарин, также в его составе были минные заградители, тральщики, «охотники» за подводными лодками, катера.
22 июня 1941 года в 3 часа 6 минут контр-адмирал Иван Елисеев отдал приказ об открытии огня по самолетам противника, вторгшимся в воздушное пространство СССР. Это был первый приказ дать отпор гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне.
Балтийское море сравнительно небольшого размера, оно отличается незначительными глубинами и изрезанной береговой линией. Это благоприятствовало использованию минного оружия и организации противолодочной обороны. Противнику часто без помех удавалось минировать воды в оперативных зонах советского флота, из-за чего наши корабли шли на дно, даже не сделав выстрела.
28 августа немцы захватили главную базу Балтийского флота – Таллин, что позволило им заблокировать минными полями надводный флот в Ленинграде и Кронштадте. 30 августа из Таллина в Кронштадт прорвались оставшиеся суда Балтийского флота. Из 200 вышедших судов к месту назначения прибыли 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна, на которых были доставлены свыше 18 тысяч человек.
Наиболее ожесточенные бои на Балтике проходили за Моонзундские острова. В тяжелейших условиях в течение 49 дней корабли флота и части сухопутных войск, уступавшие в численности и вооружении немецкой армии, сдерживали натиск противника. За время обороны Моонзундских островов гитлеровцы потеряли до 25 тысяч солдат и офицеров, много боевой техники и оружия, а также свыше 20 судов.
Успешно в Балтийском море действовал и подводный флот. Ценой крупных потерь ему удавалось периодически прорывать блокаду и нарушать морские коммуникации противника.
Северный флот — оперативно-стратегическое объединение ВМФ СССР Вооружённых Сил СССР во время Великой Отечественной войны.
Северный военный флот образован согласно Приказа НКО СССР № 056 от 11 мая 1937 года Маршала Советского Союза К. Ворошилова на базе Северной военной флотилией.
Суровым испытанием для молодого Северного флота явилась Великая Отечественная война. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Северный флот непрерывно действовал на открытом морском театре, который отличался огромными размерами и суровыми физико-географическими особенностями.
К началу Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот имел в своём составе:
ü 2 бригады надводных кораблей
ü 4 бригады подводных лодок
ü бригаду торпедных катеров
ü несколько отдельных дивизионов кораблей и катеров
ü 9 авиаполков
ü 11 авиаэскадрилий.
В отличие от других флотов, Северный флот в течение войны увеличил свои силы. Так, к началу Великой Отечественной он располагал всего пятнадцатью подводными лодками, сведенными в одну бригаду и восемью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми кораблями, (практически все сторожевики являлись мобилизованными на период войны гражданскими судами), его авиация насчитывала всего 116 боевых самолётов, в основном устаревших типов.
Береговая артиллерия флота, решение о строительстве фортификационных укреплений которой было принято в 1931 году, к началу боевых действий представляла собой крупнейшую в мире береговую оборонительную линию из сотен береговых батарей и бетонных ДОТов, вдоль всего дальневосточного побережья СССР, от Анадыря до границы с Кореей, общей протяжённостью немногим более 11 тыс. км. Особый упор при строительстве делался на защиту прибрежных городов (в первую очередь — Владивостока), баз флота и стратегически важных объектов.
Перекос в сторону численности авиации и подводных лодок был связан с рядом причин, первая: задачи по обороне ДВ ТОФ должен был решать совместно с сухопутными войсками ДВФ, так как количественный состав Императорского флота Японии был огромен и разрыв в численности не мог быть ликвидирован в кратчайшие сроки (10 линейных кораблей, 10 авианосцев). В обороне делалась ставка на изматывание противника силами авиации и подводных лодок, нарушение его коммуникаций. Бои надводных кораблей ввиду численного перевеса противника не предполагались, надводные корабли служили для придания боевой устойчивости подводным силам. Второй причиной такого перекоса было отсутствие судостроительных и прочих машиностроительных мощностей на ДВ для самостоятельной постройки кораблей класса «крейсер». Крейсера «Каганович» и «Калинин» даже к августу 1945 г. были условно боеспособны, приняты во флот номинально и не приняли участие в советско-японской войне, для доведения их до полной боеспособности отвели первую послевоенную пятилетку.
За время Великой Отечественной войны Военно-Морским Флотом потоплено 708 боевых кораблей и вспомогательных судов Германии и ее союзников, а также 791 транспортное судно полной вместимостью 1,84 млн. т. Достоверность этих цифр подтверждается двусторонними данными. Почти половина из потопленных кораблей и судов явилась результатом ударов авиации. На долю подводных лодок приходится 5% потопленных боевых кораблей и 20% транспортов. От воздействия минного оружия погибло около 15% из всех потопленных германских кораблей и судов. Надводными кораблями ВМФ СССР потоплено 53 боевых корабля и вспомогательных судна и 24 транспорта противника. В целом в ходе Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот нанес противнику ощутимые потери. “Он до конца выполнил свой долг перед Родиной” - отмечалось в итоговом приказе Верховного Главнокомандующего.
1.Капитанец, И. М. Битва за мировой океан в «холодной» и будущих войнах. — М.: Вече, 2002.
2.Платонов А. В. Борьба за господство на Чёрном море. — М.: Вече, 2010.
3.Ковалёв С. А. Арктические тени Третьего рейха. — М.: Вече, 2010. — 432 с.
4.Тихоокеанский флот // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 716—717. — 500 000 экз.