Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту
Основная причина необходимости государственного вмешательства в экономику состоит в противоречии между характером производства, которое становится все более общественным, и частной (в интересах отдельных субъектов) формой присвоения его результатов.
Каждый производитель в конкурентной борьбе стремится обойти, потеснить другого, выпустить максимальное количество продукции либо, наоборот, сократить производство и повысить до предела цены, чтобы получить как можно больше прибыли. Действия эти осуществляются не только на свой страх и риск, но и изолированно, как правило, в условиях отсутствия необходимой информации. В итоге это приводит к всеобщему перепроизводству и нарушению экономической стабильности. Развитие ряда видов экономической деятельности, создание крупных предприятий, дорог, мостов, коммуникаций и т.п. требует огромных затрат, связанных с низкой прибылью и риском потери капитала. Но без них невозможно само функционирование экономической системы и общества. Поскольку они не представляют интереса для частного предпринимательства, риск подобных вложений во многом берет на себя государство.
Крупнейшие фирмы разрушили рынок свободной конкуренции, установили на нем свое монопольное господство, ликвидировали равновесные цены, а тем самым равенство спроса и предложения на уровне макроэкономики, сформировали спекулятивную экономику "мыльного пузыря" и пр. Это требует от государства активной антимонопольной деятельности. Как показывают исследования и исторический опыт, в большинстве своем хозяйствующие субъекты преследуют преимущественно только ближайшие цели. Поэтому отстаивание перспективных общих интересов должно также взять на себя государство.
Развитие рыночной экономики приводит к появлению ряда негативных последствий (так называемые внешние эффекты, например загрязнение природы), которые усиливают ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста, могут привести к краху рынка как экономической системы. Речь идет об обострении социальных отношений, нерациональном использовании природных ресурсов и т.п. Необходимость их преодоления также расширяет сферу деятельности государства. Усиление роли государства в экономике происходит также в результате обострения международной конкуренции. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национального производства предприниматели вынуждены прибегать к его поддержке и защите.
Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и среднихпредприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такоготипа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.
Основной причиной государственного вмешательства в организацию деятельности отраслевых рынков являются провалы рынка. К ним относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство информации. Ведущей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния. Основными концепциями, составляющими основу отраслевой политики, служат:
– экономическая эффективность. На рынке экономическая эффективность достигается благодаря действию основного рыночного механизма – конкуренции. Она вызывает стремление товаропроизводителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска. Но государство должно поддерживать развитие здоровой конкуренции на рынке;
– оптимизация поведения экономических агентов.
Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятиеэкономических решений. По мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики (см. табл. 1).
Таблица 2 Типы отраслевой политики государства
Типы отраслевой политики |
По используемым методам |
||
пассивная |
активная |
||
По целям |
защитная |
Конкурентная политика проводится путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование |
Антимонопольное регулирование сочетается со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой |
наступательная |
Конкурентная политика сочетает антимонопольное ре-гулирование и создание благоприятного экономического климата через использование методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики |
Структурная политика проводится в целях ускорения экономического роста, разрабатывается система координации экономических решений (в том числе создается система индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике |
|
Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.
Такая политика считается защитной, поскольку государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Она является пассивной так как, с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой – этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности.
Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий, как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.
Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Важнейший инструмент государственного регулирования - финансовая, денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.
В прошлом государственное регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным образом в военные периоды. Основной причиной прямого вмешательства государства в ценообразование в период войны становится резкое нарушение механизма воспроизводства.
В этих условиях государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, администлативных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения).
Разработка цен в рыночных условиях производится товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия производителя со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение.
За последние годы государственное регулирование цен осуществлялось в следующих формах:
Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы (изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег; нормализация расходов государственного бюджета и т.д.).
Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, предприятия и создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К прямым методам можно отнести государственные субсидии хозяйствующим субъектам, государственные инвестиции, дотации и др.
В качестве преимущества косвенных методов воздействия необходимо отметить то, что они не нарушают рыночной ситуации. Одновременно им присущ и недостаток, заключающийся в определенном лаге, который возникает между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями хозяйственных результатов.
При принятии управленческих решений важно иметь в виду, что степень влияния косвенных методов на те или иные рыночные субъекты неодинакова. Если, например, налоги и пошлины воздействуют достаточно активно, то предоставление экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, но не вызывает столь серьёзной реакции рыночных агентов.
Практически косвенные методы преобладают над прямыми.