Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Федеральная, муниципальная и региональная бюджетные системы

В наличии
0 руб.

Читать бесплатно курсовую Федеральная, муниципальная и региональная бюджетные системы

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту

1. Теоретические аспекты бюджетной системы

1.1 Федеральная бюджетная система

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 г. и сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. Как правило, бюджетная система федеративных государств трехуровневая и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней, каждый из которых представлен соответствующими видами бюджетов (рис. 7.1).

Первый уровень бюджетной системы включает два вида бюджетов — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

Рис. 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации

Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Ресурсы федерального бюджета предназначены для финансового обеспечения национальной экономики, социально-культурных мероприятий, обороны страны, органов государственной власти и управления, других общественных потребностей.

В составе федерального бюджета могут создаваться:

  • резервный фонд Президента РФ;
  • резервный фонд Правительства РФ;
  • целевые бюджетные фонды.


  • Резервный фонд Президента РФ — используется на финансовое обеспечение непредвиденных расходов на основании указов и распоряжений Президента РФ. Направлять средства фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

    Резервный фонд Правительства РФ. Средства фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других Свердловской областиезвычайных ситуаций.

    Целевой бюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. Средства фондов подлежат обособленному учету и управлению.

    В настоящее время в составе федерального бюджета образуются: Резервный фонд; Фонд национального благосостояния; Дорожный фонд; Инвестиционный фонд.

    Целью создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния является снижение воздействия колебаний внешнеэкономической конъюнктуры на бюджетную систему и предотвращение бюджетной несбалансированности, возникающей в связи с исчерпанием нефтегазовых ресурсов в будущем. Управляет средствами фондов Минфин России.

    Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда осуществляет Банк России, а Фонда национального благосостояния — Банк России и специализированные финансовые организации в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России.

    Резервный фонд формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами самого фонда. В Резервном фонде должен поддерживаться достаточный объем средств для финансирования дефицита федерального бюджета при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры в течение длительного времени.

    Фонд национального благосостояния предназначен для ^финансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

    Дорожный фонд используется для финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

    Инвестиционный фонд подлежит использованию в целях поддержки приоритетных для государства и регионов конкретных инвестиционных проектов по созданию транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения.

    Статус бюджетов государственных внебюджетных фондов имеют: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    1.2 Муниципальная бюджетная система

    Через бюджеты муниципальных образований перераспределяется более 8% ВВП, что составляет пятую часть от всех средств, перераспределяемых бюджетной системой Российской Федерации. Доля доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований (см. таблицу 1) в бюджетной системе была стабильной на протяжении шести лет – с 2012 до 2017 года.

    Таблица 1 - Доходы бюджетов муниципальных образований в 2012–2017 годах (в % ВВП).

    2012

    2013

    2014

    2015

    2016

    2017

    Налоговые доходы

    6,3

    6,9

    6,4

    6,1

    6,1

    6,5

    Доходы

    7,7

    9,0

    8,6

    7,6

    7,8

    8,2

    Расходы

    6,8

    8,6

    8,4

    7,7

    8,2

    8,7

    Источник: Минфин Российской Федерации, расчеты авторов.

    Как было отмечено выше, за рассматриваемый период происходил параллельный стабильный рост доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации. На фоне стабильной доли муниципальных бюджетов в бюджетной системе России подобная тенденция стала следствием расширения расходной части республиканских, краевых и областных бюджетов, за счет передаваемых с федерального уровня на региональный расходов. Причем подобное расширение производится не вследствие увеличения объема средств финансовой помощи местным бюджетам, с целью дальнейшего их использования для финансирования, передаваемых с федерального уровня расходов, а в результате роста собственных расходов региональных бюджетов.

    Таблица 4 - Доходы муниципальных образований в 2012–2017 годах (в % от консолидированного бюджета РФ).

    2012

    2013

    2014

    2015

    2016

    2017

    Налоговые доходы

    16%

    18%

    19%

    19%

    20%

    20%

    Доходы

    20%

    19%

    19%

    20%

    20%

    20%

    Расходы

    20%

    19%

    19%

    20%

    21%

    20%

    Источник: Минфин Российской Федерации, расчеты авторов.

    В целях анализа бюджетов муниципальных образований нами были выбраны следующие города: Владимир, Краснодар, Чита, Хабаровск, Самара, Курган, Архангельск, Челябинск, Екатеринбург, Улан-Удэ, Новосибирск, Барнаул и Саранск. Все эти города являются региональными центрами и крупнейшими донорами консолидированных бюджетов соответствующих субъектов Федерации.

    Представленные города отражают практически весь спектр регионов России как по экономическому развитию, так и по географическому расположению. Так, Екатеринбург, Самара, Челябинск – являются крупными промышленными городами с развитой социальной инфраструктурой, причем Екатеринбург и Самара представляют регионы, не получающие трансферты из ФФПР, Улан-Удэ и Барнаул входят в состав регионов, в наибольшей степени зависимых от средств федерального бюджета. Что касается географического положения, то северные регионы представляют Новосибирск и Архангельск, регионы средней полосы России – Владимир, Самара, а южную часть страны – Краснодар.

    1.3 Региональная бюджетная система

    Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

    В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территории.

    В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

    Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержание дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

    С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территории, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

    В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации - это денежный фонд, находящийся в собственности данного субъекта. При этом под денежным фондом понимается обособленная совокупность денежных средств, распределенных на определенные группы, имеющие свое целевое назначение, порядок использования и орган, который ими распоряжается.

    В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации - это имущество (в денежной форме), принадлежащее субъекту Российской Федерации на праве государственной собственности и входящее в состав его казны.

    Как экономическая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда субъекта Российской Федерации. При этом различаются два вида экономических финансовых отношений: приходные и расходные. Первые отношения опосредуют движение денежных средств от плательщиков в бюджет и выражают его формирование как денежного фонда. Будучи стороной этого отношения, субъект Российской Федерации выступает в качестве получателя денежных средств. Примером могут служить налоговые отношения, которые выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Вторые - расходные экономические отношения выражают расходование (распределение) бюджета и движение денежных средств из бюджета к получателю бюджетных средств. Как сторона данного отношения субъект Российской Федерации выступает в качестве поставщика денежных средств.

    Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это финансово-правовой акт субъекта Российской Федерации, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта

    Правовая форма, в которую облачается бюджет как финансовый план, предопределяется тем, о каком бюджете - федеральном, субъекта Российской Федерации или местном, идет речь. Федеральный бюджет утверждается федеральным законом, бюджеты субъектов Российской Федерации - законом соответствующего субъекта, местный бюджет -решением представительного органа местного самоуправления.



    2. Анализ федеральной, муниципальной и региональной бюджетной системы Уральского федерального округа

    2.1 Состояние республиканского бюджета Свердловской области за 2014-2016 год

    Бюджетная система Чеченской Республики - основанная на экономических отношениях совокупность республиканского бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чеченской Республики, бюджетов муниципальных образований Чеченской Республики.

    К бюджетам бюджетной системы Чеченской Республики относятся:

    • Республиканский бюджет и бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чеченской Республики;
    • местные бюджеты.
    • в том числе:
      • бюджеты муниципальных районов;
      • бюджеты городских округов;
      • бюджеты городских и сельских поселений.

    Основные характеристики республиканского бюджета Чеченской Республики на 2016 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового регионального продукта в размере 285670,3 млн. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года):

    прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета Свердловской области в сумме 33368281,9 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 10496896,8 тыс. рублей, из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 9863738,5 тыс. рублей;

    общий объем расходов республиканского бюджета Свердловской области в сумме 36795034,8 тыс. рублей;

    предельный объем государственного долга Свердловской области в сумме 15649823,5 тыс. рублей;

    верхний предел государственного внутреннего долга Свердловской области на 1 января 2016 года в сумме 15649823,5 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Свердловской области в сумме 396815,5 тыс. рублей;

    объем расходов на обслуживание государственного долга Свердловской области в сумме 510000,0 тыс. рублей;

    прогнозируемый дефицит республиканского бюджета Свердловской области в сумме 3426752,9 тыс. рублей.

    Утверждены основные характеристики республиканского бюджета Свердловской области на 2016 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового регионального продукта в размере 314786,9 млн. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года):

    прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета Свердловской области в сумме 35304804,7 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 10952474,8 тыс. рублей, из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 10353725,6 тыс. рублей;

    общий объем расходов республиканского бюджета Свердловской области в сумме 37740037,7 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1684679,5 тыс. рублей;

    предельный объем государственного долга Свердловской области в сумме 17914300,5 тыс. рублей;

    верхний предел государственного внутреннего долга Свердловской области на 1 января 2017 года в сумме 17914300,5 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Свердловской области в сумме 259215,5 тыс. рублей;

    объем расходов на обслуживание государственного долга Свердловской области в сумме 510000,0 тыс. рублей;

    прогнозируемый дефицит республиканского бюджета Свердловской области в сумме 2435233,0 тыс. рублей.

    Основные характеристики республиканского бюджета Свердловской области на 2017 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового регионального продукта в размере 347223,8 млн. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,3 процента (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года):

    прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета Свердловской области в сумме 36913353,6 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 10827744,1 тыс. рублей, из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 10635556,1 тыс. рублей;

    общий объем расходов республиканского бюджета Свердловской области в сумме 39521914,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 3361547,0 тыс. рублей;

    предельный объем государственного долга Свердловской области в сумме 20390158,1 тыс. рублей;

    верхний предел государственного внутреннего долга Свердловской области на 1 января 2018 года в сумме 20390158,1 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Свердловской области в сумме 121615,5 тыс. рублей;

    объем расходов на обслуживание государственного долга Свердловской области в сумме 510000,0 тыс. рублей;

    прогнозируемый дефицит республиканского бюджета Свердловской области в сумме 2608561,0 тыс. рублей.

    Кассовое исполнение консолидированного бюджета Свердловской области по доходам за 2016 год, согласно утвержденной отчетности, составляет 69 млрд. 691,9 млн. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам исполнение бюджета составляет 12 млрд. 843,5 млн. рублей, по безвозмездным поступлениям 56 млрд. 848,4 млн. рублей.

    Таблица 2.1 «Динамика увеличения доходов консолидированного бюджета Свердловской области за 2010 - 2016 годы»

    Наименование показателя

    2010г.

    2011г.

    2014г.

    2015г.

    2016г.

    Уровень превышения или снижения 2016г. к 2015г.

    Доходы- ВСЕГО в т.ч.

    64832,7

    78917,1

    66561,1

    65736,0

    69691,9

    увеличение на 6%

    Безвозмездные перечисления

    56143,2

    68562,7

    56519,5

    53485,8

    56848,4

    увеличение на 6,3%

    Собственные доходы

    8 689,5

    10 354,3

    10041,6

    12250,2

    12843,5

    увеличение на 4,8%

    2.2 Анализ формирования республиканского бюджета Свердловской области за 2014-2016 г

    В динамике лет доходы консолидированного бюджета республики выглядят следующим образом.( Рис.4) (/млн.рублей/)

    Рис.4 Доходы консолидированного бюджета 2012-2016 гг.

    Основной удельный вес в общей сумме налоговых и неналоговых доходов занимают:

    - налог на доходы физических лиц - 51,5%;

    - налог на прибыль организаций - 14,9%;

    - налог на товары (работы, услуги),

    реализуемые на территории РФ - 22,6%;

    - налог на имущество - 4,4%.

    На эти налоги приходится 93,4 % всей суммы налоговых и неналоговых поступлений консолидированного бюджета Свердловской области, поступивших в 2016 году.

    Рис. 5. «Распределение доходов по удельным весам».

    Табл.4 Темпы роста основных доходных источников:

    Консолидированный бюджет

    на 01.10.2015 г.

    на 01.10.2016 г.

    темпы роста (%)

    (млн.рублей)

    (млн.рублей)

    Налоговые и неналоговые доходы

    8 373,2

    8 908,7

    106,4

    Налог на прибыль организаций

    359,1

    377,0

    104,9

    Налог на доходы физических лиц

    5 141,3

    5 749,7

    111,8

    Налоги на товары (работы,

    услуги) реализуемые на

    1 847,5

    1 613,5

    87,3

    территории РФ

    Налоги на имущество

    721,7

    684,7

    94,9

    В сравнении с 2015 годом, общие поступления 2016 года увеличились на 6%. По налоговым и неналоговым доходам, как указывалось ранее, увеличение произошло на 4,8%. (Рис. 6)

    Рис. 6 Темпы роста основных доходных источников

    Также, налог на прибыль организации вырос на 4,9%, налог на доходы физических лиц на 11,8%, налог на товары(работы, услуги реализуемые на территории РФ снизился на 12,7%, и налог на имущество снизился на 5,1%.

    Рис. 7. «Удельные веса доходов бюджетов бюджетной системы Свердловской области за 2016 г.»

    Доходы поселений – 1.1%

    Доходы бюджетов городских округов – 7.1%

    Доходы районных бюджетов – 16.8%

    Доходы республиканского бюджета – 75.0%

    2.3 Пути решения проблемы оптимизации структуры доходов бюджета Свердловской области

    Оптимизация структуры доходов бюджета - это оптимальное соотношение внутренних и внешних, налоговых и неналоговых поступлений в доходную часть бюджета, установление эффективной ставки и доли их отчислений, где критерием оптимальности служат максимизация доходов от внутреннего реального сектора экономики и справедливых прямых налоговых отчислений.

    Исходя из определения и складывающейся ситуации на внутреннем финансовом рынке, совершенствование мер налогового регулирования является одной из основных задач, решение которой направлено на оптимизацию структуры доходов бюджета.

    Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджетов, в соответствии с которым объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. [9]

    В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает методические рекомендации по формированию программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

    Целью таких методических рекомендаций является оказание методологической помощи органам местного самоуправления по разработке и реализации мероприятий, направленных на мобилизацию доходов и оптимизацию бюджетных расходов.

    Реализация рекомендованных мероприятий позволяет:

    1) повысить качество управления бюджетным процессом;

    2) активизировать механизмы оздоровления муниципальных финансов;

    3) создать условия для обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов;

    4) повысить эффективность и результативность работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса;

    5) выявить внутренние резервы экономии расходов и увеличения доходов местных бюджетов. [9]

    В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов муниципальным образованием рассматривается и утверждается решением местной администрации программа мероприятий, в которой должно содержаться следующее:

    I. Мероприятия по организации работы по мобилизации доходов местных бюджетов.

    1. Мероприятия по увеличению поступлений местных налогов.

    Важным источником мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог).

    В целях увеличения доходов местного бюджета, а также организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц необходимо предусмотреть:

    1) проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению;

    2) содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами;

    3) установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам. [9]

    В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков представляется целесообразным проведение органами местного самоуправления работы по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.

    Обеспечение полноты учета собственников недвижимости, являющейся объектом налогообложения, достигается путем использования предоставленной законодательством возможности привлечения граждан к административной ответственности.

    2. Оптимизация перечня действующих льгот и их соответствие общественным интересам;

    В целях реализации прав органов местного самоуправления по установлению налоговых льгот рекомендуется утвердить порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности, а также предусмотреть введение процедуры запрета по рассмотрению проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки. [9]

    При этом критериями оценки эффективности предоставления налоговых льгот должны быть:

    1) обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципальных образований направлений хозяйственной деятельности и стимулирование участия в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования;

    2) создание необходимых экономических условий для развития инновационной и инвестиционной деятельности;

    3) оказание благоприятных экономических условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально-незащищенных категорий населения.

    3. Сокращение недоимки по налогам и сборам.

    В целях сокращения и ликвидации недоимки, рекомендуется создание координационной комиссии с участием работников администрации, финансовых и налоговых органов и других заинтересованных структур.

    При этом основными направлениями работы будут являться:

    1) анализ состояния платежной дисциплины предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;

    2) разработка мер по недопущению недоимки в местный бюджет по местным налогам, а также другим закрепленным доходным источникам;

    3) разработка предложений по реструктуризации недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. [9]

    4. Мероприятия по привлечению дополнительных неналоговых доходов местных бюджетов.

    В целях увеличения доходной части местных бюджетов необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов, так как муниципальные образования имеют реальные возможности по мобилизации неналоговых доходов.

    Увеличению доходов от использования муниципального имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании. В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:

    1) проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;

    2) определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;

    3) выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных уСвердловской областиеждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;

    4) установление перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление и расчет объемов доходов, поступающих в бюджет;

    5) утверждение программы приватизации муниципального имущества и поступления средств в бюджет;

    6) осуществление учета доходов по акциям, другим формам участия в капитале, в том числе от распоряжения правами на результаты научнотехнической деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности. [9]

    В целях мобилизации доходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рекомендуется предусмотреть установление заданий по объемам привлечения дополнительных средств муниципальными уСвердловской областиеждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, без ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населению бесплатно.

    В целях увеличения поступлений неналоговых доходов местных бюджетов органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо организовать работу по привлечению дополнительных средств в местный бюджет путем:

    1) установления размеров платы за пользование бюджетными средствами, предоставляемыми на возвратной и возмездной основе;

    2) начисления процентов в случае продления срока по предоставленным ранее отсрочкам и рассрочкам платежей;

    3) назначения представителей муниципального образования в акционерные общества с долями муниципального образования для защиты интересов муниципального образования;

    Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года предусматривается возможность введения самообложения граждан муниципального образования. Действие указанной статьи наиболее актуально и эффективно применимо в сельских поселениях. [9]

    Для установления самообложения граждан требуется принятие местных нормативных правовых актов представительного органа, местной администрации и решение референдума (схода граждан), которые должны решить следующие вопросы:

    1) определение размеров платежей, плательщиков, льготных категорий граждан;

    2) установление сроков уплаты, целей и порядка использования собранных средств, а также введение санкций при нарушении сроков уплаты;

    Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с уставом муниципального образования.

    II. Мероприятия по оптимизации расходов местных бюджетов.

    Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств. [9]

    При подготовке мероприятий по оптимизации расходов местных бюджетов следует исходить из того, что основными условиями рационального и эффективного расходования бюджетных средств являются:

    1) соблюдение принципов разграничения расходных обязательств.

    Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств местных бюджетов (за исключением расходов, финансируемых за счет бюджетов других уровней).

    2) составление и ведение реестра расходных обязательств муниципального образования.

    В рамках разработки Программы мероприятий рекомендуется проведение анализа реестра расходных обязательств с учетом объективных бюджетных потребностей и обоснованности осуществления расходов, т. е. соответствие расходов на оказание муниципальных услуг экономически обоснованным затратам и качеству этих услуг.

    В целях выполнения функций и задач органов местного самоуправления при проведении оценки расходных обязательств рекомендуется осуществить следующие мероприятия:

    а) определить объемы, структуру и размеры бюджетных расходов в соответствии с направлениями использования и поставленными целями;

    б) утвердить перечень мероприятий, программ, проектов, а также категорий получателей бюджетных средств;

    в) установить конкретный порядок финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств;

    г) утвердить методики оценки стоимости расходных обязательств.

    Следует обязательно предусмотреть утверждение порядка учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке решения о бюджете на очередной финансовый год. [9]

    3) внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результат.

    Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами является внедрение в бюджетный процесс принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках внедрения указанных принципов важными факторами являются:

    - создание системы учета потребности в предоставляемых услугах муниципального образования;

    - оценка и анализ причин отклонений утвержденных годовых показателей расходов от фактических затрат в результате исполнения местного бюджета за три предшествующих года;

    - внедрение механизмов формирования расходной части бюджета, обеспечивающих взаимоувязку объемов бюджетного финансирования с системой мер, направленных на достижение заданных результатов;

    - стимулирование органов управления, их структурных подразделений к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;

    - создание системы мониторинга и результативности оказываемых бюджетных услуг для оценки качества работы уСвердловской областиеждений бюджетной сферы и оценки эффективности бюджетных расходов на основе анализа степени достижения конечных результатов;

    - утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг по их видам и порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг установленным стандартам;

    - проведение инвентаризации действующих нормативных правовых актов с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг.

    4) проведение оценки эффективности бюджетных расходов.

    Для осуществления этой работы необходимо провести функциональный и количественный анализ бюджетного сектора, который заключается в составлении сравнительных таблиц фактически достигнутых производственных показателей бюджетных уСвердловской областиеждений, осуществляющих функции в сферах, относящихся к вопросам местного значения и нормативов обеспечения соответствующими бюджетными услугами.

    5) расходование бюджетных средств с учетом организации межмуниципального сотрудничества.

    Одним из существенных резервов экономии средств местных бюджетов является межмуниципальная кооперация, которая подразумевает объединение усилий нескольких муниципальных образований по совместному предоставлению гражданам муниципальных услуг.

    6) оптимизация бюджетных расходов путем проведения конкурсов по муниципальным закупкам в рамках муниципального заказа.

    Целью муниципального заказа является обеспечение заданного результата, т. е. приобретение требуемого количества материальных ресурсов установленного качества с наименьшими затратами.

    В этой связи органам местного самоуправления необходимо осуществить ряд мероприятий по применению формализованных процедур планирования и реализации муниципальных закупок. [9]

    Требуется также стимулировать усиление конкуренции путем максимального привлечения потенциальных претендентов к получению заказа на поставку товаров или выполнение работ. При этом созданные условия должны позволять всем желающим равноправно участвовать в этом состязании.

    7) мониторинг и контроль за расходами местного бюджета.


    Loading...

    Последние статьи из блога

    Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

    Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

    Процесс координации деятельности проектной команды

    Судебные штрафы

    ​ Причины возникновения проблемных кредитов

    Экономическое содержание банковского кредитования

    Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

    Задачи стратегической политики развития муниципального образования

    Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

    Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

    Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

    Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

    Визуальный мерчандайзинг

    Пожизненная рента

    Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

    Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

    Деятельность Росфинмониторинга

    ​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

    Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

    Право на социальное обеспечение в РОССИИ