Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Проблемы профилактики преступности среди несовершеннолетних

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно ВКР Проблемы профилактики преступности среди несовершеннолетних

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту

скачать

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время в научной литературе справедливо отмечается расширение социально-экономической и нравственно-духовной базы преступности несовершеннолетних. Детерминанты, порождающие преступность в обществе, детерминируют и преступность несовершеннолетних.

Несовершеннолетние в силу своих возрастных особенностей более, чем взрослые, подвержены негативным влияниям макро и микросреды. Агрессия и враждебность окружающего мира отражается на них и деформирует их миропонимание. С начала 90-ых годов 20 века наблюдается рост преступности несовершеннолетних. Несмотря на определенную активизацию правотворческой и правоприменительной деятельности в настоящее время, объем преступности несовершеннолетних существенно не уменьшился. Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

Проблема нашего исследования: Какова роль деятельности социального педагога с трудновоспитуемыми младшими школьниками в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних?

Целью работы является криминологический анализ преступности несовершеннолетних в Российской Федерации и изучение состояния деятельности по ее предупреждению.

Задачи:

1. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений.

2. Изучение нравственно-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.

3. Обобщение опыта работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в начальных классах.

Предмет: ранняя профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах.

Изучением проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних занимались: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и др.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности, социального педагога и классного руководителя на формирование высоконравственных и этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся начальных классов.

Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу, проведение диагностических исследований и коррекционных занятий.



1 Теоретические аспекты проблем профилактики преступности среди несовершеннолетних

1.1 Сущность профилактики преступности среди несовершеннолетних

Анализ проблем противодействия негативным явлениям показывает, что в юридической литературе достаточно часто применяется термин «предупреждение» или «профилактика» правонарушений и преступлений несовершеннолетних: в этой связи термин «предупреждение преступности» можно определить как сложную систему сдерживающего или упреждающего воздействия на криминогенные явления, процессы, имеющую совей целью снижения их криминогенного эффекта вплоть до полного уничтожения или нейтрализации, и создание условий, которые исключили бы возможность возникновения таких явлений.

Предупреждение преступности является наиболее гуманным способом борьбы с ней. В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат фундаментальные принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.[6, c.22]

Профилактика правонарушений также рассматривается как особый вид социальной практики, обеспечивающий преобразование общественных отношений, в результате которого нейтрализуются или устраняются причины, способствующие девиантному поведению; это совокупность социальных, воспитательных, организационных мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, на исправление и воспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение от противоправных деяний.

Безусловно, что осуществление данных мер обеспечивается конкретными органами и учреждениями, образующими целую систему.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач.

Классификация субъектов профилактики осуществляется в зависимости от их подчиненности, масштабов и направлений деятельности, выполнения координирующих и контрольных функций. Наиболее популярно деление субъектов профилактики на специализированных и неспециализированных.

Специализированные субъекты профилактики – суды, органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, юстиции, таможенной службы, комиссии по делам несовершеннолетних, воспитательные колонии, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, для которых профилактика преступности среди несовершеннолетних входит в число основных, профилирующих задач. .[9, c.12]

Неспециализированные субъекты профилактики – органы и должностные лица, которые выполняют задачи по предупреждению правонарушений попутно с обеспечением своих основных функций, носящих более общий характер; к ним относятся органы законодательной и исполнительной власти РФ, органы местного самоуправления, опеки и попечительства, общественные формирования, в том числе политические партии, фонды, движения, религиозные конфессии, благотворительные организации и т. д.

Особое место в системе специализированных органов отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления.

Кроме того, Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в п. 1 ст.4 устанавливает свой исчерпывающий перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, куда входят как специализированные, так и неспециализированные субъекты профилактики – это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Комиссии по делам несовершеннолетних являются координирующими органами профилактики, призванными обеспечивать функционирование единой системы предупреждения преступлений несовершеннолетних на региональном уровне.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних;

Комиссии по делам несовершеннолетних тесно взаимодействуют с органами управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, центрами социальной помощи семье и детям, центрами психолого-педагогической помощи населению, центрами экстренной психологической помощи, социально-реабилитационными центрами, которые предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, выявляют таких несовершеннолетних, принимают участие в профилактической работе с подростками, организуя их досуг. .[12, c.82]

Таким образом, можно констатировать, что Российское законодательство предоставляет достаточно широкий круг возможностей как для несовершеннолетних, так и для тех, кто с ними работает, чтобы найти свое место в социальной среде и не ступить на криминальный путь, но уполномоченным субъектам профилактики подростковой преступности необходимо прикладывать максимальные усилия, для того чтобы на практике реализовывать предоставленные законодателем возможности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к лицам, с которыми осуществляется профилактическая работа, относятся:

- безнадзорные – несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей;

- беспризорные – это безнадзорные несовершеннолетние, не имеющие места жительства или места пребывания;

- несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении – лица в возрасте до 18 лет, которые вследствие беспризорности или безнадзорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья;

- несовершеннолетние, совершающие антиобщественные действия – лица, систематически употребляющие спиртные напитки, одурманивающие вещества, занимающиеся проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством;

- несовершеннолетние, совершающие правонарушения – лица, совершающие деяния, влекущие дисциплинарную, административную, гражданскую либо уголовную ответственность.

В целях осуществления превентивных задач органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Большое значение имеет индивидуальная профилактика: ее меры должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую его социальную среду: при этом под индивидуальной профилактической работой подразумевается деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.

Конечной целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации.

1.2 Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних на современном этапе развития

В настоящие время преступность несовершеннолетних становится определенной, отображающей социальное настроение граждан, совершенство законодательных инициатив и проводимой перспективной политики государства. Участие государства в жизни молодежи есть неотъемлемый постулат политики, который мы наблюдаем во многих принятых законах, ведь рассматриваемые вопросы касаются будущего страны в целом.

Несовершеннолетними и при их участии совершено каждое десятое преступление, а их общее число в настоящее время постоянно увеличивается. В целом преступления, связанные с несовершеннолетними, составляют 10 - 12% в структуре преступности [13; с. 30].

В качестве характеризующего состояния преступности среди несовершеннолетних следует отметить рост корыстно-насильственных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность.

В результате изучения правонарушений несовершеннолетних ученые выяснили, что чаще всего подростки совершают противоправные деяния под непосредственным влиянием сверстников, а также их вовлекают в совершение преступлений взрослые лица. Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д. Однако можно отметить, что и в благополучных семьях, где вокруг несовершеннолетнего создается любящая атмосфера, невнимание не обладающих достаточной педагогической культурой родителей приводит к формированию личности с негативными последствиями.

Следовало бы отметить, что выработанные меры контроля над преступностью, а также предупреждения правонарушений в целом и отдельных ее видов становятся невозможными без изучения особенностей личности несовершеннолетнего преступника, поскольку именно личность является носителем причин преступности, в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения [5; с. 50].

На наш взгляд, в настоящее время, как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ создана достаточная правовая база в целях противодействия несовершеннолетней преступности. Кроме того, этому явлению уделяется существенное внимание властных органов. Однако, данные меры являются явно недостаточными.

В связи с чем необходим более внимательный и взвешенный подход к разрешению данной проблемы [8; с. 62].

Во-первых, необходимо совершенствование действующего уголовного законодательства в части регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних.

Применение наказания к несовершеннолетним за совершение ими преступлений основывается на идее приоритета установления минимальных репрессивных мер в отношении этой возрастной группы и максимальной ориентации на исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет [15; с. 102].

Уголовное наказание несовершеннолетних имеет свои специфические черты:

— наказание несовершеннолетним рассматривается как крайняя вынужденная мера воздействия со стороны государства на несовершеннолетнего правонарушителя;

— несовершеннолетним назначаются не все виды уголовных наказаний (6 из 13);

— в наказаниях, применяемых к несовершеннолетним, заложен значительно меньший объем карательного воздействия, чем в однородных наказаниях взрослых;

— закрепление в законе альтернативы наказанию — принудительных мер воспитательного воздействия, а также дополнительных возможностей по дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности несовершеннолетних путем возложения на суды обязанности при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего решать вопрос о возможности применения условного осуждения (ч. 1 ст. 430 УПК РФ [2]).

При назначении наказания несовершеннолетнему должны учитываться не только ст. 60 УК РФ [3], но и условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту. По существу, эти требования дополняют, детализируют положения ст. 60 УК РФ.

При определении видов наказания несовершеннолетних или мер, альтернативных наказанию, целесообразно руководствоваться их педагогическими перспективами. Именно усиление педагогического потенциала уголовного закона может способствовать активизации его превентивного воздействия.

Полагаем, что глава 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» УК РФ нуждается в серьезной доработке.

Необходимо легальное закрепление понятия уголовной ответственности несовершеннолетних, целей, которые она преследует, цели наказания несовершеннолетних, а также иных уголовно-правовых понятий [17; с. 147].

Во-вторых, обратившись к криминологической составляющей деятельности в направлении предупреждения преступности несовершеннолетних, в литературе отмечается, что в криминологии меры предупреждения преступности принято подразделять на общесоциальные и специально-криминологические [10; с. 122].

Первые представляют собой мероприятия, которые обеспечивают позитивное воздействие на социальные процессы. Это необходимый элемент социально-экономической деятельности по устранению недостатков в политической, социальной, нравственно-психологической и духовной сфере общества. Как правило, данные меры связаны с повышением материального благосостояния людей, улучшением качества условий труда и отдыха, ростом общей культуры.

Общесоциальное предупреждение преступности, по сути, есть такое управление социальными процессами, которое искореняет собственно предпосылки антиобщественного поведения в целом и преступного поведения в частности. Причем такую деятельность осуществляют органы государственной власти и общественные формирования, для которых функция предупреждения преступности вовсе не является главной или профессиональной [12; с. 163].

Относительно специально-криминологических мер предупреждения преступности в науке не сложилось единого понимания их сущности. Одни ученые специальным предупреждением называют деятельность, направленную на устранение причин совершения преступлений и условий, им способствующих. Другие же считают, что специальное предупреждение включает меры, направленные только на нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, которые могут либо уже совершили преступления.

Есть и третья группа ученых, по мнению которых, термином «специальное предупреждение» охватывается деятельность специальных органов борьбы с преступностью, обеспечивающих превентивные меры в отношении совершения конкретных преступлений [20].

Сфера предупреждения преступности несовершеннолетних характеризуется следующими особенностями:

— сочетанием государственных и общественных ресурсов;

— направленностью на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;

— специализацией информационного фонда, методик, организационных форм и управления, кадров;

— распределением полномочий между Федерацией и ее субъектами, широкими правами органов местного самоуправления в соответствующем сегменте профилактики преступности;

— распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности;

— определением сферы применения мер воспитания, обеспечением нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики преступности, включая правовые ее формы;

— переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных мер воздействия к правовым, обеспечением достаточности и своевременности этих мер [18; с. 12].

Система предупреждения преступности несовершеннолетних должна базироваться на принципах законности, справедливости, демократизма.

Еще одной сферой интересов государства, к которой должно быть приковано самое пристальное внимание – это предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних. В силу определенных обстоятельств, а именно отсутствия понятия рецидива для несовершеннолетних в уголовно-правовом (не криминологическом) смысле, направления деятельности здесь должны касаться следующих аспектов [16; с. 74]:

1. Создание структуры воспитательного центра, позволяющего обеспечить непрерывность и преемственность социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними, оградить их от влияния со стороны взрослых преступников, воспрепятствовать распространению криминальной субкультуры.

2. Обеспечение раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, имеющих наибольшую степень криминальной зараженности, и остальной части воспитанников.

3. Обеспечение условий отбывания наказания, позволяющих стимулировать правопослушное поведение несовершеннолетних путем последовательного снижения уровня правоограничений (система так называемых социальных лифтов).

Перемещение осужденного из одних условий в другие должно происходить по решению комиссии, состоящей из сотрудников воспитательного центра, представляющих различные службы. Таким образом, система социальных лифтов, реализованная в воспитательном центре, позволит увеличить эффективность отбывания наказания, создаст предпосылки для непрерывного исправительно-реабилитационного процесса в отношении несовершеннолетних в целях их подготовки к освобождению и предупреждению совершения с их стороны рецидивных преступлений [9; с. 114-117].

4. Оптимизацию численности несовершеннолетних осужденных в коллективах, создание мультидисциплинарных групп осужденных (вместо отрядов), что обеспечит индивидуализацию исправительного воздействия.

5. Приоритет в работе психолого-педагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных. Необходимым условием успешной ресоциализации несовершеннолетних является формирование в воспитательном центре особой социально-педагогической среды, которая бы способствовала социальной реабилитации лиц, содержащихся в воспитательном центре, и восстановлению их социального статуса в ситуациях ограничения свободы и исполнения в отношении них уголовного наказания. Для этого следует изменить вектор работы с воспитательной на социально-педагогическую, направленную не только на выработку у несовершеннолетних элементарных навыков социально одобряемого поведения, но прежде всего на формирование самостоятельно действующей личности, отвечающей за выбор жизненного пути и реализацию своих устремлений в общественных отношениях [7; с. 166].

6. Специализированную подготовку основных категорий сотрудников по работе с несовершеннолетними осужденными, в том числе на базе высших образовательных учреждений ФСИН России.

Важным направлением работы по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области работы с несовершеннолетними осужденными. Это обусловлено прежде всего тем, что современные международные стандарты (Пекинские правила, Европейские пенитенциарные правила [1]) предъявляют к персоналу исправительных учреждений для несовершеннолетнего высокого требования в части знания основ юриспруденции, возрастной педагогики, психологии, социологии, социальной работы, медицины и др. [11; 18]

Например, преамбула Европейских пенитенциарных правил гласит, что в этих правилах особый упор делается на понятии человеческого достоинства, на стремлении администрации мест лишения свободы действовать гуманно и эффективно, на значимости роли, которую играет персонал этих учреждений, и на внедрении современных методов управления.

В соответствии с современным пониманием задач исправления преступников пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних осужденных должны быть организованы в виде реабилитационных центров, выполняющих функции как исполнения наказания, так и ресоциализации несовершеннолетних, подготовки их к законопослушной жизни после освобождения.

Реабилитационные центры необходимы по месту жительства несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний. В таких центрах должно быть предусмотрено длительное пребывание несовершеннолетних с предоставлением им питания, необходимой помощи в трудоустройстве, поиске постоянного места проживания. И мы говорим об этом в контексте общих вопросов предупреждения преступности несовершеннолетних также еще и потому, что данные меры позволят не только не совершить новое преступление несовершеннолетним преступником, но и позволят не допустить совершение преступления несовершеннолетними, которые ранее не были втянуты в преступную среду.

1.3 Использование опыта зарубежных стран

Необходимо создание службы пробации по опыту зарубежных стран. Служба пробации осуществляет контроль за осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, условно осужденными, а также возвратившимися из мест лишения свободы. Проект Федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих» был подготовлен, но, учитывая его затратность, Минфин России эту инициативу не поддержал [14; с. 5].

С учетом отечественного и зарубежного опыта требуется повсеместная специализация судей — создание ювенальных судов. Затянувшееся решение вопроса о создании таких судов в России отрицательно сказывается на судьбе несовершеннолетних преступников [6; с. 65].

Особый комплекс причин, способствующих совершению рецидивных преступлений несовершеннолетними, связан с нахождением их в воспитательных колониях. Для настоящего исследования этот вопрос является актуальным, поскольку, будучи помещенными в колонии и совершая там преступления, они в криминологическом плане должны считаться рецидивистами.

Как известно, уголовно-исполнительная система, неотъемлемой частью которой являются учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе и воспитательные колонии, представляет собой сложный противоречивый организм, не подлежащий однозначной оценке. Государственные органы, осуществляющие исполнение наказаний в условиях изоляции осужденных от общества, криминальная субкультура, состав осужденных, их взаимоотношения друг с другом и с администрацией учреждений — это специфичные феномены, нуждающиеся в тщательном исследовании с позиций криминологической профилактики преступлений [19; с. 24-25].

Одной из задач, определенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р[4], является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.

Проблемой предупреждения преступности несовершеннолетних является проблема в их приобщения к неформальным объединениям, в основе которой лежит возрастная потребность в общении со сверстниками, группировании. В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Я такой как все? Я не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости».

Именно в подростковом возрасте резко проявляется потребность в дружбе, в ощущении своей нужности другому, защищенности, понимании, сочувствии, сопереживании, уважении со стороны равных себе сверстников, в их положительной оценке. Подростку необходима среда, где есть возможность быть принятым таким, каков он есть, возможность «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) – в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д. И трудно приходится подростку, который к этому времени не чувствует себя полноправным членом классного коллектива, детского коллектива по интересам, не имеет возможности в завоевании популярности, признания. Жизнь его не наполнена яркими событиями и впечатлениями, или подросток находится в позиции изгоя среди сверстников, нелюбимого среди учителей и дома (причем, не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта).

И тогда неформальные группы становятся той средой, где подросток может реализовать свои индивидуальные притязания, например, на лидерство или конформное подчинение, на самореализацию в определенных видах деятельности, получить ответы на те вопросы, на которые он не получает ответа ни в школе, ни в семье.

Таким образом, изучив природу приобщения подростков к неформальным группам, исследовав возможные причины экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде, учитывая возрастные потребности этой категории молодежи, образовательное учреждение, являясь центром многонациональных культур, может определить систему мер по формированию у учащихся социально-психологической устойчивости, толерантного сознания, предупреждению подросткового экстремизма.

Еще одной проблемой предупреждения преступности является тот факт, что преступность несовершеннолетних – это, как правило, уличная преступность. И в связи с этим задача состоит не только в том, чтобы убрать с улиц подростков, но и сделать все для того, чтобы они там не оказывались. Необходимо использовать не только фискальные меры, но и создавать побудительные условия для единственного выбора - здорового образа жизни.

В работе с детьми не должно быть места кампанейщине и формализму, общий результат может быть достигнут только тогда, когда мы достучимся до конкретного ребенка и при необходимости заставим каждого родителя выполнять свои обязанности.

Органы системы профилактики должны адекватно реагировать на факты жестокого обращения с детьми, вовлечения их в преступную среду, безразличного отношения родителей к вопросам воспитания и содержания детей. Мы должны помнить, что каждый предоставленный себе ребенок сегодня, завтра может оказаться либо потенциальной жертвой преступления, либо преступником.

Государство создало мощный механизм органов профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Многие проблемы обусловлены неумением либо нежеланием руководителей и рядовых работников работать, отсутствием творческого подхода. Здесь неприменим кабинетный стиль.

Необходимо обеспечить взаимодействие в данной работе сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных полиции, школьных участковых, оперуполномоченных уголовного розыска. Активней участвовать в родительских собраниях, собраниях по месту жительства подростков.

Не помогают общественные меры воздействия, значит надо принимать более кардинальные меры, вплоть до привлечения к уголовной ответственности и лишения родительских прав.

Должна проводиться постоянная работа по предупреждению пьянства и наркомании, профилактике противоправного поведения в общественных местах. Более пристальное внимание следует уделить этому в период летних каникул.

Необходимо бескомпромиссно пресекать деятельность торговых предприятий, реализующих пиво и алкогольную продукцию подросткам.

В профилактике должен быть обеспечен комплексный подход и взаимодействие всех заинтересованных органов, в том числе органов местного самоуправления, к компетенции которых относится разработка муниципальных программ с учетом потребностей в обеспечении здорового образа детей, их занятости. [15; с. 104]

Убирая подростков с улиц, мы должны создать для них условия для полноценного отдыха, спорта.

Прокурорам городов и районов необходимо ужесточить надзор за соблюдением законодательства в указанной сфере. На системной основе проводить проверки исполнения законодательства органами системы профилактики, обсуждать проблемные вопросы на межведомственных и координационных совещаниях, активней участвовать в проведении разъяснительной работы в учебных заведениях среди учащихся и родителей. Под особый контроль взять реализацию закона края о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Насколько эффективно будет работать закон, решения, которые мы принимаем, будет зависеть от каждого из нас.

Главное, что есть понимание важности и необходимости проводимой работы.



2. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних

2.1 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике

Трудновоспитуемость, как и другие отклонения в нравственном формировании подростков, представляет собой не случайный эпизод в их жизни, а закономерное следствие длительного процесса социальной деформации личности. В.Н. Кудрявцев этой связи пишет: "Внешний акт совершения антиобщественного поступка обычно не происходит спонтанно; он почти всегда подготовлен более или менее длительным процессом формирования личности... Постепенно, "по крупицам" складываются элементы будущего антиобщественного поступка, образуются его основные черты. В большинстве случаев даже нельзя назвать тот этап или момент указанного процесса, где позитивные психологические элементы поведения переросли в негативные, антиобщественные. [13; с. 37]

Для успешного решения проблемы трудновоспитуемости необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка.

Исследователи подчеркивают, что такие отклонения наблюдаются довольно рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляли крайнюю неустойчивость поведения, конфликтовали с педагогами, многие из них оказывались в положении "изолированных" и предпочитали дружить со старшими мальчишками вне школы. [15; с. 102]

Беседы с учителями начальных классов и воспитателями старших и подготовительных групп детских садов показали, что почти в каждом из этих классов или групп находится 1—3 (редко 4—6) ребят, которых педагоги не без оснований считают трудными. Эти дети, как правило, очень невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, развязны, навязчивы и болтливы, непослушны. К сожалению, у нас довольно широко распространено еще ошибочное мнение относительно того, что отклонения в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста, следует рассматривать как проявление специфических особенностей их возраста — незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточное функционирование второй сигнальной системы и пр.

Действительно, отклонения в поведении многих ребят в некоторой мере объясняются спецификой возраста.

В то же время педагогическая практика показывает, что уже в самые первые дни пребывания в школе некоторые ребята допускают такие нарушения, которые никак нельзя объя<

Loading...

Последние статьи из блога

Методика анализа и оценки эффективности системы управления затратами на предприятии

Дневник практики в Старой Риге

Административное право

Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

Факторы эколого-экономической безопасности региона

Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

Французский язык в истории итальянской гастрономии

Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Внеклассная работа

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа