СОДЕРЖАНИЕ
1 |
ВВЕДЕНИЕ |
5 |
2 |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ |
8 |
3 4 |
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ |
16 24 |
5 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
29 |
6 7 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ |
31 35 |
Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста является актуальной, так как в современном мире повышаются требования к овладению коммуникативными умениями, от уровня коммуникативного развития зависит то, насколько человек будет успешен в школе, средних и высших учебных заведениях, на работе и в жизни.
Формирование коммуникативных умений у человека начинается с рождения и длится на протяжении всей жизни. Следует отметить, что низкий уровень сформированности коммуникативных умений детей перерастает в «коммуникативные трудности», которые сложно преодолеваются и имеют серьезные последствия для дальнейшей жизни.
На социально-педагогическом уровне актуальность обозначенной проблемы поддерживает введение федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В нем особое внимание уделяется развитию у обучающихся универсальных учебных действий, в частности коммуникативных, как основы любого вида деятельности, без которой невозможно добиваться целей, как педагогу, так и обучающемуся. ФГОС НОО предлагает формировать коммуникативные УУД для адаптации ребенка в социуме. Стандарт указывает на то, что в процессе общения школьникам необходимо научиться «выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [1].
В концепции начального образования развитие коммуникативных УУД определяется как важное приобретение школьника, как один из элементов формирования личности, средство социализации и психического развития [7].
Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий нашла отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, Г.В Бурменской, И.А Володарской, О.А. Дроздовой, Т.А. Яндуковой и других [4; 12; 25]. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: К.С. Джалиловой, О.А. Дроздовой; Т.А. Даньшовой, Е.С. Шамухаметовой, И.А Шаршовой, Т.А. Яндуковой и других [11; 13; 18; 23; 24; 25]. Однако, практика показывает, что большинство обучающихся испытывают трудности коммуникативного характера, поэтому одной из основных задач начального образования является создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Обобщая вышесказанное можно обозначить противоречие между необходимостью развития коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточным использованием психолого-педагогических условий для их развития в практике начальной школы.
Из вышеизложенного вытекает проблема исследования, которая заключается в определении психолого-педагогических условий развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Вышеназванные противоречие и проблема исследования обусловили актуальность темы нашего исследования: «Психолого-педагогические условия развития коммуникативных УУД у младших школьников».
Цель исследования – выявить и обосновать психолого-педагогические условия развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Объект исследования – процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие коммуникативных универсальных учебных действий, их сущность и содержание.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста.
3. Определить диагностические методики для экспериментальной работы.
Методы исследования: обобщение, изучение, систематизация научной литературы по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в определении психолого-педагогических условий развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (25 источников). Общий объем работы без приложения составляет 34 страницы.
Теоретический анализ научной литературы подтвердил актуальность выбранной темы исследования и позволил раскрыть ее основные категории.
Под коммуникативными универсальными учебными действиями понимаются действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Структурными компонентами являются коммуникативные действия направленные на учет позиции собеседника (коммуникация как взаимодействие), согласование усилий по достижению общей или совместной цели (коммуникация как кооперация) и коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации (коммуникация как условие интериоризации).
Несмотря на то, что развитие коммуникативных умений у человека происходит с момента рождения в семье, продолжается во время обучения в школе и далее на протяжении всей жизни - особое внимание развитию коммуникативных универсальных учебных действий следует уделять именно в начале школьного обучения. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Федеральный государственный стандарт определяет список различных коммуникативных умений, которыми должен владеть выпускник начальной школы. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий должно происходить комплексно и систематично.
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что только при благоприятных психолого-педагогических условиях развитие всех основных аспектов коммуникативной деятельности происходит более интенсивно (в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.
Нами были подобраны психодиагностические методики, используемые для исследования уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста: