СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 СОСТОЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ЯПОНИИ.. 5
2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 22
Улучшенный кипящий ядерный реактор (англ. Advanced Boiling Water Reactor (ABWR)) — третье поколение кипящих ядерных реакторов (англ. Boiling Water Reactor (BWR)), в которых пароводяную смесь получают в активной зоне.
ABWR имеют многочисленные улучшения и изменения, по сравнению с реакторами второго поколения BWR. Они включают в себя улучшенную топливную технологию, лучшие тепловую эффективность и систему пассивной безопасности, сокращение стоимости строительства и обслуживания. Улучшения в технологии привели к увеличению сроков эксплуатации реактора до 60 лет, по сравнению с 40 годами для реакторов второго поколения.
Мощность стандартного блока ABWR составляет 1350 МВт.
Первый ABWR был построен в 1996 году в Японии на электростанции Касивадзаки-Карива (яп. 柏崎刈羽原子力発電所) [1]. Реакторы этого типа строились в Японии, на Тайване, в США. Конкуренцию им составляют реакторы ESBWR (Economic Simplified BWR) (Экономичный упрощенный кипящий ядерный реактор) и реакторы поколения 3+.
Отличительные особенности:
1. По сравнению с предыдущим поколением реактор этого типа отличают следующие особенности [2]:
2. Добавление 10 насосов рециркуляции в нижней части корпуса реактора, улучшает производительность системы охлаждения при избавлении от сложных трубопроводных соединений: петель рециркуляции в прежних BWR. Производительность каждого 6912 м³/ч.
3. Система управления регулирующими стержнями теперь оснащена системой точного привода, что улучшает точность перемещений стержня без потери функции быстрого аварийного ввода стержней в активную зону, что необходимо для безопасности.
4. Цифровая система управления защитой с многократным резервированием позволяет идентифицировать случаи ложных срабатываний датчиков более точно.
5. Улучшенная система очистки теплоносителя — отвечает за полное удаление поглотителей нейтронов из циркулирующей воды.
6. Улучшенная система аварийного охлаждения реактора.
АЭС, на которых установлены реакторы этого типа:
- АЭС Касивадзаки-Карива (Япония): блоки 6 и 7
- АЭС Хамаока (Япония): блок 5
- АЭС Сика (Япония): блок 2
Запланированы:
- АЭС Симане (Япония): блок 3
- АЭС Ома (Япония): блок 1
- АЭС Лунгмень (Тайвань): блоки 1 и 2.
Целью курсовой работы является рассмотрение инвестиционной привлекательности строительства АЭС с энергоблоком типа ABWR на территории Японии в текущей экономической обстановке.
Поставленная цель реализуется путем решения следующих задач:
1. Рассмотрение общих вопросов состояния энергетической отрасли в стране.
2. Расчет экономической привлекательности проекта строительства АЭС с заданным типом реактора.
Энергетическая политика Японии обладают рядом специфических черт, заложенных исторически. Несмотря на успешную послевоенную модернизацию на основе рыночной экономики, проводимую с начала 1950-х, Япония сохранила традиционный социокультурный уклад, что позволяет говорить о появлении новых принципов формирования энергетической политики, выросших из рыночной экономики, параллельно с сохранением традиционных норм и правил неформальных договорённостей.
Энергетическая политика Японии опирается на четыре базовых принципа:
1. Энергетическая безопасность. Отсутствие собственных запасов ископаемого топлива делает страну более чем на 90% зависимой от импорта энергоресурсов. Этот факт подразумевает развитие сильной законодательной базы, регулирующей как систему взаимодействия национальных энергокомпаний с зарубежными партнёрами, так и потоки распределения энергоресурсов внутри страны. Мировые энергетические кризисы подтолкнули страну к отказу от доминирующего использования нефти и выбору приоритета развития атомной, газовой и альтернативной энергетики. Благодаря таким усилиям, японская энергетика может с минимальными потерями реагировать на колебания цен на мировых рынках первичных энергоресурсов.
2. Эффективность энергоснабжения. Учитывая ситуацию, обозначенную в предыдущем пункте, стране необходимо максимально эффективное использование энергоресурсов по всей цепочке энергоснабжения, что вполне успешно осуществляется. Например, потери при передаче электроэнергии на большие расстояния (ЛЭП высокого напряжения) в Японии составляют 8-9%. По этому показателю страна является мировым лидером.
3. Либерализация энергетических отраслей. С конца 1990-х в стране осуществляется поэтапная реформа электроэнергетики и газовой отрасли. Цель этих реформ – запустить механизмы конкуренции в традиционно монопольных отраслях, тем самым повысив их экономическую эффективность [10]. Пока рано говорить об уверенном позитивном эффекте, но определённые результаты достигнуты. Например, по состоянию на декабрь 2016 года порядка 10% общей выработки электроэнергии в стране приходилось на долю производителей, независимых от «большой десятки» территориальных компаний-монополистов.
4. Снижение трансакционных издержек при заключении энергетических контрактов. Это относительно новое направление, на которое стали обращать внимание после аварии на АЭС «Фукусима» в марте 2011 г., когда потребовалось срочно компенсировать выбывшие мощности АЭС. Излишняя медлительность при принятии решений, вызванная бюрократическими препятствиями, вылившимися в продолжительные согласования и безрезультатные совещания, привела к масштабным отключениям электроэнергии для промышленных потребителей и населения в 2011-2012 гг. Это вызвало падение уровня промышленного производства в среднем на 5%, в результате чего экспортно-ориентированная экономика Японии понесла существенные потери.
Ключевым институтом формирования энергетической политики Японии является Основной энергетический план (ОЭП) до 2030 г., новая редакция которого была принята в июле 2018 г. План разрабатывался Агентством природных ресурсов и энергетики в тесной связке с Институтом экономики энергетики Японии и при участии других авторитетных экспертных структур. Главным потребителем импортируемых первичных энергоресурсов является электроэнергетическая отрасль, поэтому в рамках плана ей уделяется первоочередное внимание.
Согласно ОЭП, к 2030 году доля возобновляемой генерации в общей структуре выработки электроэнергии (ГЭС, ГАЭС, другие ВИЭ, распределённая генерация населения и коммерческого сектора) должна вырасти до 21-23% с 11% в 2014 году. Доля ТЭС, работающих на нефти, газе и угле составит 54-56%, доля атомной энергетики – 15-17% [14]. Вместе с тем, указанные структурные изменения, не приведут к существенному росту генерации и потребления электроэнергии в будущем. По нашей оценке, сделанной на основе анализа экономических и демографических факторов, эти показатели будут демонстрировать тенденцию к снижению в долгосрочной перспективе.
Ситуацию усложняет неопределённое будущее атомной энергетики. В течение полутора лет после аварии на АЭС «Фукусима» все атомные станции были остановлены, долгосрочные перспективы атомной энергетики оказалось под вопросом. Институт экономики энергетики Японии считает наиболее вероятным сценарий, при котором существующие мощности АЭС всё же будут частично эксплуатироваться, но не будет осуществляться строительство новых, за исключением тех, что находились в стадии строительства до марта 2011 г.
Задачу по снижению зависимости от импорта энергоресурсов предполагается решить за счёт возобновляемой энергетики. Дополнительным фактором служит ускоренное развитие технологий ВИЭ и снижение стоимости сооружения ФЭУ и ВЭУ. Считается, что активное развитие возобновляемой энергетики к тому же станет драйвером роста для сопряжённых отраслей экономики, таких как химическая промышленность и машиностроение.