Оглавление
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................................................3
1. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ......................................................................................................................................................................7
1.1. Базовые понятия, разновидности, этапы создания и инструменты управления стратегией предприятия.......................................................................................................................................................................7
1.2. Исследование внешней и внутренней среды предприятия.......................................................................................................................................................................23
1.3. Анализ альтернатив и выбор стратегии управления. Внедрение управленческой стратегии.......................................................................................................................................................................41
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ......................................................................................................................................................................51
2.1. Исследование организационных показателей и экономическая характеристика ООО «Умный дом»......................................................................................................................................................................51
2.2. Изучение системы управления и анализ действующей стратегии предприятия.......................................................................................................................................................................56
2.3. Анализ внутриотраслевой конкуренции ООО «Умный Дом»......................................................................................................................................................................66
3. ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ......................................................................................................................................................................75
3.1. Постановка целей, задач и миссии......................................................................................................................................................................75
3.2. Исследование внешней и внутренней среды организации......................................................................................................................................................................76
3.3. Разработка функциональной, маркетинговой, управленческой стратегии для ООО «Умный Дом»......................................................................................................................................................................88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................................................98
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................................................................................101
Как только Россия перешла к рыночной экономике и начали формироваться новые формы экономических отношений, - это нашло отражение в социальной, политической, правовой и прочих сферах1. Новый, рыночный тип отношений поставил перед предприятиями новые же задачи, которые были связаны с выживаемостью в условиях кризиса: чтобы иметь возможность сохранять устойчивые позиции и стабильно развиваться в новом мире, предприятия должны были перестроить свою структуру таким образом, чтобы она стала гибкой и имела возможность подстраиваться, отвечая на меняющиеся требования рынка, законодательства, общественных потребностей.
На сегодняшний день успешное становление предприятия зависит от того, насколько успешно его руководство предвидит потенциальные возможности рынка, насколько гибко отвечает на перемены в мировой и местной экономике, эффективно или нет осваивает новые сферы деятельности, а также от того, совершенствует ли свою стратегию управления2.
Почему предприятие в существующих реалиях требуется стратегическое управление? Потому, что в современном мире происходит стандартизация процесса потребления, обусловленная все ускоряющейся глобализацией, минимизирующей национально-этнические, общественные и прочие предпочтения и различия. Кроме этого, бизнесу на территории РФ свойственна глубокая интеграция, и изменения во внешней среде дает толчок формированию инновационных управленческих подходов. В сложившейся ситуации основополагающей задачей эффективного менеджера является определение направлений развития предприятия, выявление его специфики и уникального торгового предложения, позволяющего отстроиться от конкурентов, и выработку сравнительных преимуществ, которые позволят усилить эффективность стратегии поведения во внешней среде.
Говоря о стратегии, мы подразумеваем под этим термином не что иное, как эффективную концепцию ведения бизнеса3, дополнительно укомплектованную определенными действиями, предназначенными для усиления стратегии с целью того, чтобы добиться реального, измеримого, стабильного конкурентного преимущества. Поэтому любая управленческая стратегия в качестве своей базы должна иметь основополагающие знания о сущности и особенностях как рынка в целом, так и рыночной ниши в частности, а также актуальную информацию о позиции на рынке и исчерпывающие данные о конкурентах.
В соответствии с этим особую важность имеет исследование вопросов, касающихся теории управления предприятием, и в первую очередь – анализ механизмов управления, их существующих разновидностей, той роли, которую они играют, их отличительных особенностей и методов эксплуатации. Высокая важность подобных исследований объясняется тем, что механизмы управления развитием предприятия самым прямым образом влияют на эффективность деятельности организации, так как именно от того, насколько успешно регулируется работа механизмов управления, зависит прогнозирование краткосрочных и постановка долгосрочных целей, а также разработка стратегии их достижения4.
Методика стратегического управления позволяет управлять развитием предприятия, оценивать его возможности и перспективы, формировать стратегию и разрабатывать планы действий относительно преодоления кризисов и эффективного использования появляющихся возможностей. Но анализ управленческого процесса – достаточно новая сфера, и механизмы, используемые в управлении стратегиями, применяются далеко не всем организациями даже несмотря на то, что рыночная среда сейчас является достаточно неопределенной, что предъявляет повышенные требования к разработке стратегии управления5.
Управление предприятием требует осуществления мероприятий по формированию методологии анализа и проведению на его основе исследования систем стратегического управления, а также действий по разработке эффективных механизмов стратегического управления, учитывающих последние разработки в сфере менеджмента и актуальные события в макро- и микроэкономике6.
Цель данной работы заключается в рассмотрении теоретического аспекта стратегического управления предприятием и разработке управленческой стратегии с учетом основ теории для торговой организации Общества с ограниченной ответственностью «Умный Дом», специализирующейся на продаже бытовой техники. Автором работы были сформированы следующие задачи, служащие достижению вышеуказанных целей:
Исследование теоретических основ стратегического управления и уточнение методологической базы применительно к современным реалиям;
Анализ организационных, экономических, управленческих характеристик и актуальной стратегии предприятия ООО «Умный Дом»;
Формирование рекомендаций по выявлению целей, задач и миссий управленческой стратегии;
Разработка стратегии управления и рекомендаций по ее применению.
Объектом исследования данной работы является управленческая стратегия предприятия на примере ООО «Умный Дом». Предмет исследования представляет собой комплекс методологических, теоретических, практических решений, касающихся вопросов управления стратегией российской организации.
В качестве теоретической базы автором данной работы использованы разработки как российских, так и зарубежных ученых; в основе работы лежат принципы стратегического исследования и системного анализа, методы экономического и логического моделирования, а также метод оценки и статистический метод. Нормативная база исследования представлена в первую очередь актами законов и нормативов, а также информационными материалами Министерства экономического развития и Государственного комитета по статистике.
1 Вигери П., Смит С., Багаи М. Рост бизнеса под увеличительным стеклом. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 272 с.
2 Вертакова, Ю.В. Стратегическое управление жизнеспособностью организации на основе применения системы сбалансированных показателей. - М.: Русайнс, 2017. - 127 c.
3 Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание. – М: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
4 Калашникова, И.А. Проблемы формирования стратегии развития предприятия. ЭКОНОМИНФО. – 2019. – №1. – С. 9-27.
5 Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. – М.: Олимп-Бизнес, 2019. – 416 с.
6 Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 361 с.
Подводя итоги исследованию, проведенному в рамках данной работы, хочется еще раз остановиться на том, что организации требуется не только наличие четкой и определенной стратегии, но также и регулярный анализ того, насколько она коррелирует с теми условиями, которые характеризуют рынок на данный момент времени и прогнозируемо будут характеризовать его в будущем. Анализ стратегии позволит вести эффективную деятельность и сохранять конкурентные преимущества, что в условиях современного состояния рынка является значимой мерой для любой коммерческой организации.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Имеющая стратегия компании ООО «Умный Дом» не является эффективной в достаточной степени, на что указывают данные проведенной в рамках данной работы диагностики и указывают такие факты, как:
- Низкие темпы развития товарного оборота;
- Низкая скорость увеличения торговых площадей;
- Потери покупателей из-за появления новых конкурентных сил и отсутствия маркетинговой активности;
- Нуждающаяся в реорганизации система управления: она снижает возможности развития предприятия, потому что руководитель отвлекается на решение других вопросов и на стратегическое планирование у него не остается времени.
Несмотря на активную конкуренцию, ООО «Умный Дом» был и остается предприятием с сильными конкурентоспособными позиции, однако у него есть ряд факторов, сдерживающих его развитие. В рамках данной работы разработана стратегия экономического развития, которая учитывает рыночную сегментацию, специфику предлагаемой предприятием продукции, а также характерные черты внутренней и внешней среды. В рамках выполнения данной работы был решен ряд отдельных вопросов, в частности:
Определены предмет и объект исследования;
Исследованы методологические особенности формирования стратегии;
Изучены теоретические аспекты, свойственные разработке стратегии;
Осуществлено изучение важнейших показателей экономического плана и анализ имеющегося плана стратегического развития;
Выявлена миссия предприятия;
Исследована иерархия целей в Общества;
Сформированы основные стратегии, которые обеспечат эффективность функционирования предприятия и хорошую базу для его последующего развития.
Разработанная в рамках данной работы стратегия учитывает разнообразные факторы, которые выявлены как во внутренней среде, так и во внешнем окружении предприятия, историю становления предприятия, специфическую направленность его ассортимента и его организационные характеристики. Использование вышеозначенного стратегического плана станет большим подспорьем для роста и развития Общества с ограниченной ответственностью «Умный Дом» и позволит рассчитывать в будущем на более высокую прибыль.