Будем благодарны если Вы поддержите проект
Содержание. 2
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и сущности Российского государства. 5
1.1 Сущность современного Российского государства. 5
1.2 Характерные черты современного государственного устройства. 18
Глава 2. Особенности функций современного Российского государства. 38
2.1 Внутренние функции Российского государства. 38
2.2 Внешние функции Российского государства. 43
Глава 3. Актуальные функции Российского государства на современном этапе. 47
3.1 Экономическая функция государства. 47
3.2 Социальная функция государства. 51
3.3 Правовая функция государства. 56
3.4 Политическая функция государства. 57
3.5 Функция внешнеэкономического партнерства и поддержки мирового порядка. 59
Заключение. 62
Список использованной литературы.. 66
В юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений.
Государство не стоит на месте. Меняется общество, меняется и государство. Российская Федерация находится в начальной стадии своего становления как демократического правового социального государства, и наше общество претерпевает изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. 12 декабря 1993 года многонациональный народ России в ходе всенародного голосования поддержал текст Конституции Российской Федерации, которая на протяжении уже более чем 20 лет является фундаментов современной российской государственности, гарантией стабильного и поступательного внутриполитического развития России. Одним из главных достижений действующей Конституции следует признать тот факт, что положение о федеративном устройстве России, закреплено непосредственно в первой главе «Основы конституционного строя» (а точнее в ст. 1 Основного закона страны), что гарантирует Россию от возможного демонтажа федеративных основ в организации государственного устройства.
Государство осуществляет свою политику определенными средствами и имеет определенные функции.
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью исполнения функций государства. С понятием функции государство связаны такие важнейшие аспекты как политико-государственный режим, правовая система общества, становление государственности, социальная сфера и национальная безопасность.
Одной из причин, обусловивших выбор темы исследования, явилась недостаточная степень её разработанности. Вопросы функций государства так или иначе связаны с вопросами определения государства, пониманием его сущности, типологии.
Объектом исследования является сущность государства, его основные функции.
Предметом исследования выступают экономические отношения, связанные с современными функциями государства.
Цель исследования - анализ современных подходов к сущности и функциям государства.
В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности современного Российского государства;
- определить характерные черты современного государственного устройства;
- рассмотреть внешние и внутренние функции государства.
Методологической базой диссертационного исследования является совокупность различных методологических приемов и средств познания. Общей методологической основой исследования являлись современные научные методы: общенаучные, частнонаучные, специальные, в том числе диалектико-материалистический, исторический, комплексный, системно-структурный, логические, сравнительно-правовой и другие.
Источниковедческую базу исследования составляли труды отечественных и зарубежных авторов по теории и истории государства и права, по истории учений о государстве и праве, общей истории, политологии, социологии, философии и другим отраслям знания.
Одним из основных признаков, который присутствует практически во всех современных понятиях государства, используемых соотечественниками, это то, что государство есть организация.
Изучив современные понятия государства, можно вывести базовое определение. Итак, государство – это организация именно политической власти, располагающая специальным аппаратом, который имеет право управлять, а в случае необходимости использовать принуждение в отношении населения страны.
При определении современной сущности государства мы установили, что к ней имеются два подхода. В рамках первого – государство понимается как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход. В рамках данного подхода государство понимается как средство для обеспечения интересов большинства населения страны. Данный подход пока больше идеал, нежели реальность.
Почти на всех этапах своего развития государство выступало как организация власти, обладающая аппаратом принуждения. Но сущность государства, как и понятие, не может оставаться на месте, она меняется параллельно с обществом.
В настоящий момент Россия находится именно на этапе становления общечеловеческого подхода. Россия нацелена на сохранение единства общества, на достижение согласия между разными слоями населения, на обеспечение законности и правопорядка.
Российская Федерация в соответствии со ст. 5 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года состоит из равноправных субъектов РФ. В составе РФ 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Так, последним присоединенным субъектом является Автономная республика Крым.
Современная Россия как демократическое федеративное правовое государство имеет ряд особенностей, определяющих функционирование института федерализма в стране.
Во-первых, классические федеративные государства образуются, как правило, путём объединения нескольких государств в одно. Образование России как федеративного государства было растянуто во времени на долгие столетия, а сама Российская Федерация не является объединением нескольких государств в одно в классическом понимании данного понятия.
Во-вторых, порядок образования современной России как федеративного государства свидетельствует о том, что Российская Федерация изначально носила не договорной или конституционно-договорной характер, а исключительно конституционно-правовой характер, поскольку фактически была создана не в результате подписания договора между её субъектами, а исключительно в силу факта провозглашения федерацией непосредственно в тексте Конституции.
В-третьих, на протяжении всего периода существования современной России как федеративного государства на первом плане находится проблема ассиметричности отношений между федеральным центром и российскими регионами, а также в отношениях российских регионов между собой.
В-четвёртых, особенностью российского федерализма в его современном виде является то обстоятельство, что субъекты Российской Федерации обладают определённой степенью самостоятельности в вопросах внешних сношений с субъектами федераций иностранных государств, административно-территориальными образованиями зарубежных государств.
В-пятых, характерной особенностью современной модели российского федерализма является «матрёшечный» принцип организации некоторых российских регионов, что предполагает вхождение одних равноправных субъектов федерации в состав других. Парадоксальной особенностью современного федерализма в России также является пример Республики Адыгея, которая как бы территориально окружена Краснодарским краем, однако является самостоятельным субъектом Федерации.
В-шестых, ключевой особенностью современного российского федерализма является отсутствие баланса и стабильности в вопросах и процессах централизации и децентрализации системы управления.
Современная Россия уже сложилась как федеративное государство не только де-юре, но и де-факто. Российская Федерация функционирует как федеративное государство в соответствии с положениями Конституции России 1993 года, однако современный российский федерализм имеет определённые особенности, к которым можно отнести ассиметричность, усиление тенденций к централизации страны, ослабление финансовой самостоятельности регионов, а также отсутствие стабильного и единообразного порядка формирования представительных и исполнительных органов власти субъектов.
Содержание государственного устройства проявляется во взаимодействии многообразных составных элементов, которые отражают своеобразие и специфику этого феномена.
Наиболее значительными его составными частями являются следующие:
Во-первых, гражданство,
Во-вторых, политический режим.
В-третьих, форма правления.
В-четвёртых, правовая система.
В-пятых, государственный суверенитет.
В-шестых, компетенция государства как сложная юридическая категория
В-седьмых, органы государства.
В-восьмых, государственная территория.
Во второй главе были рассмотрены внешние и внутренние функции государства.
Приведем их краткий перечень:
Главная цель внешних функций: обеспечение мира, порядка, спокойствия в стране, регионе, выполнение которых зависит от экономических, политических, исторических, географических факторов. Приоритетными направлениями внешних функций являются оборона страны, обеспечение мира и международной безопасности, укрепление сотрудничества и связей со странами СНГ, интеграция в мировую и социально-культурную сферу, борьба с мировым терроризмом. В третьей главе более подробно раскрыты ряд важнейших функций государства.