Введение.......................................................................................... 2
Политические и правовые последствия вступления России в ВТО........................................................................................................... 3
Социально-экономические последствия........................................ 4
Параметры торговой политики после вступления России в ВТО 6
Заключение.................................................................................... 11
Список литературы....................................................................... 12
Российская Федерация 22 августа 2012 года официально стала 156м членом Всемирной торговой организации (ВТО) спустя 18 лет. Россия вступила в ВТО в качестве развитой страны, а не развивающейся. Последними препятствиями членства в ВТО была блокирующая позиция Грузии, поиски компромиссов в двусторонних переговорах с США и ЕС.
Нормы ВТО непосредственно оказывают влияние не только на внешнеторговые отношения, но и на внутренние параметры функционирования экономики вступившей страны. Вступление России в ВТО активизирует глобализационные процессы на рынках субъектов страны. Членство в ВТО создает новые возможности и угрозы для России: возможности в виде более благоприятных условий доступа на международные рынки товаров и услуг и защиту своих интересов; угрозы упадка производства в неконкурентных российских отраслях, рост безработицы.
Итоговый эффект вступления в ВТО крайне сложно оценить, так как последствия не складывается из отдельных положительных и отрицательных эффектов по отраслям и имеют сложный временной график в силу в силу разных сроков введения новых тарифов и различных лагов запаздывания. На макроэкономическом уровне выигрыш одних отраслей компенсируется проигрышем в других.
В условиях глобализации Россия не может оставаться закрытой страной, которую дискриминируют на международном рынке. Большинство исследователей ВШЭ, РАН, Инвестиционного совета сходятся во мнении, что вступлении России в ВТО было политическим решением. Членство в ВТО повышает престиж страны, снижает политические риски для инвесторов, влияет на общую интегрированность в глобальную политическую систему.
Стоит заметить, что страны с развитой экономикой выигрывают больше от вступления в ВТО, нежели развивающиеся. Но если наша страна сможет эффективно провести экономико-социальные реформы, то доступ к международному рынку и возможность играть не последнюю роль в определении правил международной торговле будет существенным плюсом присоединения. Очевидно, что на фоне глобализационных процессов роль международных организаций будет усиливаться, и Россия, чтобы участвовать в мировом регулировании, должна стать членом такой организации. Не вступив в ВТО, Россия была бы в торгово-политической изоляции и была бы вынуждена сохранять громоздкую систему двусторонних торговых договоров со всеми своими партнерами.
Как член ВТО Россия не только сама будет придерживаться строгих правил, но и будет вправе требовать от зарубежных партнеров соблюдения аналогичной процедуры. Россия сможет требовать пересмотра инструментов торговой политики, применяемых к отечественным производителям другими странами, а также использовать при необходимости механизм регулирования споров ВТО.
Для Казахстана и Белоруссии (членов Таможенного союза) вступление России в ВТО - это фактически способ добиться членства в этой организации. Находясь в Таможенном союзе с Россией, они получают доступ примерно к такой же инфраструктуре, приведут правовые базы в соответствие с требованиями ВТО. По мнению большинства экспертов, роль Таможенного союза как международной организации постепенно будет снижаться, и он растворится в ВТО, как объективно более слабая организация.
При всей болезненности интеграции в мировую экономику, она необходима России, чтобы более интенсивно проводить структурную перестройку и повышать эффективность. Под влиянием усилившейся конкуренции закроются неконкурентоспособные предприятия, ориентированные на внутренний рынок. В результате дефицитные трудовые и иные ресурсы смогут переместиться в новые сектора, в том числе ориентированные на экспорт. Однако для лучшего перераспределения ресурсов правительство обязано создать условия для мобильности капитала. Эти условия должны включать развитие рынка съемного жилья, ипотеки, устранение коррупционного налога и ограничений конкуренции в ряде регионов.
Вступление в ВТО дает российской экономике своего рода «внешний якорь». Следствием присоединения должна стать активизация институциональных реформ. Страна приведет все свое законодательство, в том числе региональное, в соответствие со своими международными обязательствами и нормами ВТО. Оно станет более cтабильным, предсказуемым, прозрачным, ликвидируются правовые пробелы в определенных областях, сократятся возможности лоббирования, искажающего конкуренцию.
Российское правительство не сможет откладывать необходимые реформы, используя протекционистские меры для получения быстрого выигрыша. Структурные реформы принесут выгоды не только отечественным компаниям в долгосрочном периоде, но и смогут уверить иностранных инвесторов в улучшении инвестиционного климата и создании условий для развития честного конкурентного бизнеса.
Согласно ведущему научному сотруднику Института торговой политики НИУ ВШЭ Алексею Портанскому: «ВТО сама по себе не является проблемой, а лишь высвечивает те проблемы, которые существовали ранее в разных сферах российской экономики». То есть выиграет или проиграет Россия от членства в ВТО в большей мере будет зависеть не от нынешних условий членства и пошлин, а от способов защиты нашей страны.
Эксперты отмечают, что позитивные последствия проявятся только в среднесрочной и долгосрочной перспективе (5-6 лет после снижения всех тарифов (2022-2023 гг.)) . Более того, сценарий развития будет во многом зависеть от действий федеральных и региональных органов власти.
Итоговый эффект оценить крайне сложно, поскольку он не складывается из отдельных положительных и отрицательных эффектов по отраслям. Более того, последствия имеют сложный временной график в силу разных сроков введения новых тарифов и различных лагов запаздывания.
Наиболее точные данные по оценкам большинства экспертов предоставлены в рамках модели общего равновесия. Исследования по данной методологии, используя конечные обязательства вступления России в ВТО предоставлены ЦЭФИР/РЭШ совместно с бельгийским центром TML и германским ZEW, также Всемирным Банком, экспертами Томасом Рузерфордом и Дэфидом Тарро, авторитетной международной консалтинговой фирмой Ernst and Young совместно с РЭШ, аналитическим центром ВТО-Информ и другими. Результаты большинства исследований достаточно похожи за исключением небольших расхождений в цифрах. Прогнозы развития предоставлены Национальным инвестиционным советом, Международной организацией труда и другими исследовательскими ценрами, но по неопределенным точно параметрам вступления, в 2002-2003.
В подавляющем большинстве исследований авторы говорят о незначительном росте ВВП в России (Ernst and Young, РЭШ, ЦЭФИР) на 1-3%, наибольший рост ВВП приводят аналитики Мирового банка на 3-5%, часть других исследований предполагают спад ВВП (ВТО-Информ, Исследовательский центр Карнеги).
Расчеты ЦЭФИР и РЭШ демонстрируют рост благосостояния экономики в долгосрочном периоде на 0,96 % в год.
При либерализации торговли очевидно, что вырастет экспорт и импорт, притом импорт в большей мере. Ожидается падение цен на отечественные товары. Согласно результатам ЦЭФИР, Всемирного банка, Ernst and Young совместно с РЭШ в краткосрочном периоде снижение составит 1.5-2.5 %, в долгосрочном - до 3%. Импортные цены снизятся прежде всего на продукты пищевой, легкой, химической и нефтехимической отраслей, также на изделия из дерева, транспортные средства и оборудование. Снизятся цены в сфере услуг. С точки зрения потребителей вступление в ВТО может принести им выгоды и увеличение благосостояния, что будет результатом снижения цен на некоторые импортные товары. Но уровень цен не обязательно снизится при снижении импортных пошлин, так как импортер товара может оставить разницу в цене себе в качестве маржи. Увеличение выигрыша потребителей произойдет в большей мере вследствие перераспределения доходов из госбюджета и российских производителей.
Эксперты данных выше организаций оценивают рост агрегированного потребления приблизительно в 0.4%. Наиболее оптимистичный сценарий предоставлен Всемирным Банком - до 3.3%.
Большинство аналитиков прогнозируют рост притока прямых иностранных инвестиций в Россию. Рост произойдет при условии улучшения среды функционирования в стране и инвестиционного климата из-за увеличения степени прозрачности и предсказуемости, а также принятых обязательств в области охраны прав интеллектуальной собственности.
Что касается налоговых поступлений, то они в первую очередь связаны со связанным импортным тарифом. Стоит отметить, что тарифы не обнуляются, а просто устанавливается своеобразный «потолок», который страна не может превысить. Таможенные пошлины играют важную роль в формировании бюджета страны, но экспортные пошлины дают больший вклад, нежели импортные. Таким образом, налоговые поступления состоят из акцизов, сборов импортного тарифа, сборов НДС с импорта. Некоторые исследователи считают, что особого влияние на налоговые поступления членство в ВТО не окажет, так как нормы и правила организации задают в конечном плане параметры функционирования, поэтому как минимум ожидается, что российская налоговая система станет более прозрачной и предсказуемой. Согласно расчетам ВТО-ИНФОРМ, Ernst and Young и РЭШ совокупные поступления в федеральный бюджет от всех налогов на импорт снизится в среднем на 5,5 %.
Большинство исследователей считают, что в краткосрочном произойдет общий спад производства и занятости, в связи с низкой мобильностью рабочей силы и незавершенной структурной перестройкой экономики. Расчеты Российской академией наук при участии Национального инвестиционного совета (анализ проводился на межотраслевой модели с использованием данных системы национальных счетов) показали итоговое сокращение производства в российской экономике могло бы составить не более 1%. Международная организация труда оценивает сокращение занятости следующим образом: «каждый процент падения производства в промышленности может привести к утере 0,2% рабочих мест, а в сельскохозяйственном производстве еще меньше». Падение занятости будет варьироваться по отраслям (наибольшее сокращение легкой) и по регионам. В долгосрочном периоде часть рабочей силы перейдет из одних отраслей в другие.
Экспертами ожидается рост производительности труда и эффективности работы оставшихся на рынке предприятий, связанный с ростом конкуренции с импортными производителями при вступлении в ВТО. Это даст возможности для реструктуризации экономики России.
Рассматривая воздействие либерализации внешней торговли на качество рабочей силы, возможно повышение спроса на квалифицированный труд при одновременном ухудшении положения менее квалифицированных групп рабочей силы на рынке труда. Последняя тенденция находит выражение в увеличении безработицы среди этих групп и увеличении разрыва в заработной плате по отношению к квалифицированным работникам. Проблема усугубляется двумя факторами: доля работников с более низкими качественными характеристиками сосредоточена преимущественно в низкотехнологичных отраслях, к тому же эти производства зачастую концентрируются в отдельных регионах. По расчетам Ernst and Young и РЭШ изменения реальной заработной платы кваллифицированных рабочих составит – 0,85%, снижение низкокваллифицированных – 0,56%.
В этом году исполняется 8 лет вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). Данный договор принес российской экономике не только плюсы, но и существенные минусы.
По причине ускоренной глобализации в XX веке для большинства стран значительно возросла роль международной торговли. В то же время стремление защитить собственного производителя с помощью введения тарифных барьеров, импортных квот и полного эмбарго определенных видов продукции препятствовало развитию торговли на глобальном уровне. Одним из первых шагов по преодолению данных препятствий стало подписание "Генерального соглашения по тарифам и торговле" в 1947 г.
Торговые раунды, проходившие под эгидой ГАТТ, позволили в значительной мере снизить внешнеторговые пошлины. В ходе Уругвайского раунда переговоров было достигнуто соглашение о преобразовании ГАТТ в постоянно действующую организацию (ВТО), которая бы позволяла более оперативно решать торговые споры. ВТО в данный момент имеет статус безальтернативного регулятора международной торговли и является единственным инструментом по борьбе с торговой дискриминацией и ущемлением прав отдельно взятых государств. Для вступления в ВТО государство должно изменить свое законодательство в области пошлин и тарифов в соответствии с требованиями организации. На 2018 г. в ВТО состоят 164 государства.
Вступление Российской Федерации в ВТО произошло в 2012 г. по относительно гибким условиям, предусматривающим планомерный переход к пониженным тарифным пошлинам. В рамках соглашения был установлен переходный период 2-3 года (5-7 лет для наиболее чувствительных товаров), в течение которого происходило снижение уровня импортных пошлин. Снижение уровня средневзвешенной ставки импортной пошлины составило 3%, а по части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение достигло 4,4%.
После вступления России в ВТО можно выделить ряд положительных последствий. Акцент на развитие международной торговли и кооперации позволял повысить инвестиционный климат в Российской Федерации. Ранее России было трудно в полной мере реализовывать собственную внешнеторговую политику, однако после 2012 г. ряд стран были вынуждены отменить меры по протекционизму по отношению к России (отмена поправки Джексона - Вэника в США, по которой запрещалось предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли). Россия получила доступ к международным технологиям на равных правах с остальными государствами, что в перспективе является фактором, способствующим интенсивному экономическому росту.
Был установлен относительный баланс между ускоренной интеграцией страны в мировую экономику и защитой собственного производства. Став полноправным членом ВТО, Россия расширила свои возможности по отстаиванию интересов экспортеров в зарубежных государствах, примером чего может служить иск по третьему энергопакету ЕС.
Вступление в организацию дало немедленный эффект на внешнеторговый баланс России. По результатам первой половины 2013 г. можно наблюдать рост импорта на 3,4% с $145721 млн до $150678 млн и снижение экспорта на 2,74% с $261105 млн до $253943 млн. Сальдо внешнеторгового оборота снизилось более чем на 10%, что связано с повышением конкуренции на внутреннем рынке в связи со снижением импортных пошлин.
Значительно изменилась структура внешней торговли. Доля экспорта и импорта в страны СНГ показала снижение на 7,2% и 8% соответственно. За тот же период экспорт и импорт в страны дальнего зарубежья повысились на 1,7% и 1,5%.
Структура экспорта по категориям экспортируемых товаров не показала значительных изменений после вступления в ВТО. Наибольшее изменение произошло в сфере топливно-энергетических товаров, удельный вес которых снизился на 7,2% по отношению к тому же периоду 2012 г. Рост удельного веса в структуре экспорта показали машины и оборудование, металлы и продукция химической промышленности.
В январе-июне 2013 г. стоимостной объем топливно-энергетических товаров не изменился по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., в то время как физический объем снизился на 10,6%. При этом среди данных товаров возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья: бензина - на 17,0%, дизельного топлива – на 28,3%, газа природного – на 11,6%, топлив жидких – на 10,6%, угля каменного – на 13,2%. Доля экспорта металлов и изделий из них уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 1,6%. Снижение произошло как физического объема (на 12,2%), так и стоимостного (на 18,3%). В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес металлов и изделий из них в январе-июне 2013 г. составил 7,6%, что на 1,6% меньше по сравнению с 2012 г. Стоимостной объем экспорта указанных товаров снизился по сравнению с январем-июнем 2012 г. на 18,3%, а физический - на 12,2%.
2016 г. ознаменовался крайне низкими показателями внешнеторгового оборота, причиной которого стало резкое снижение цены на нефть и, как следствие, девальвация рубля. Объем экспорта России уменьшился на 28,7% по причине резкого снижения цены на продукты экспорта. Частично компенсировать топливно-энергетический экспорт смогло повышение поставок за границу техники и сельхозпродукции.
Машины и оборудование имеют наибольший структурный объем импорта из стран дальнего зарубежья: на них приходится 44%. Стоимостной объем ввоза данной группы товаров сократился на 8,2%, наибольшее снижение произошло в сфере легковых и грузовых автомобилей: физические объемы их ввоза сократились на 31% и 23,2% соответственно. Падение объемов импорта техники наблюдается уже несколько лет подряд. С одной стороны, это связано с переносом заводов по производству машин и оборудования из стран дальнего зарубежья непосредственно на территорию России, а с другой - ростом цен и снижением покупательской способности населения по причине девальвации российского рубля.
Однако говорить о влиянии вступления в ВТО невозможно, не принимая во внимание внешнеполитическую и экономическую обстановку в стране. Кратковременная разрядка международно-политических отношений закончилась в 2014 г. в связи с санкциями по причине "присоединения Крыма к России и конфликта на востоке Украины". Данные события практически нивелировали основную часть положительных эффектов вступления в ВТО. Данные санкции были сделаны с поправкой на статью ГАТТ, следуя которой государства имеют право вводить ограничения по соображению национальной безопасности. В данном случае и санкции стран Евросоюза, и санкции России не были оспорены в ВТО.
Вместе с тем, не оправдались надежды российских экспортеров на облегчение доступа на международные рынки: к уже существовавшим до "санкционной войны" ограничениям против российских компаний добавились новые. Россия не получила доступ к передовым технологиям, упали объемы прямых инвестиций, затруднен доступ к дешевым финансовым кредитам, что было главным при вступлении в ВТО.
Крупные убытки в результате вступления в ВТО понес сельскохозяйственный сектор. Значительное снижение тарифной пошлины вкупе с усилением конкуренции на внутреннем рынке пошатнули позиции российских сельхозпроизводителей. Своевременным решением данной проблемы стал частичный запрет на ввоз сельхозпродукции из ряда государств.
Недостаток высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции и общая спешка в вопросах ратифицирования договора (договор был ратифицирован до полного перевода соответствующего договора на русский язык) привело к тому, что после вступления в ВТО против России в ряде стран действует несколько расследований по поводу экспорта российских товаров по демпинговым ценам.
Из-за снижения ввозных пошлин за 5 лет российский бюджет недосчитался 800 млрд руб. Сам механизм ВТО в последние годы теряет свою эффективность, становится неспособным поддерживать безбарьерную экономическую среду в международной торговле. Также, несмотря на большое количество исков, поданных в рамках организации процедур по решению торговых споров, не было принято решений, вводящих значимых санкций. Во время частых экономических и политических кризисов государства вводят сугубо протекционистские меры, без санкций со стороны ВТО.
Данные аргументы ставят под вопрос само членство России в данной организации, что привело к рассмотрению в Госдуме РФ вопроса о выходе России из ВТО. Однако, по прогнозам ряда экономистов, выход России приведет к ужесточению международных санкций и к невозможности отстаивать свои торгово-экономические интересы на мировой арене. Также выход России из ВТО приведет только к кратковременному росту отечественного производства. Изоляция от международного рынка и международных технологий может стать отправной точкой к замедлению роста научно-технологического потенциала России.
Подводя итоги, можно выделить, что вступление России в ВТО имеет не положительный и не отрицательный, а по большей части нейтральный характер. Вместе с интеграцией России в мировую экономику мы получили и ряд проблем для собственного производства вкупе со снижением государственных доходов от пошлин на ввозимые товары.