УФА-2019
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА КАК ВИДА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА……………………………………………..………………..10
1.1 Арт-менеджмент как вид организационной деятельности…………10
1.2 Арт-менеджмент как вид проектной деятельности в сфере организации фестивалей-конкурсов……………………………………..……..18
Выводы по первой главе..........................................................................28
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА КАК АКТИВНОЙ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..30
2.1. Фестиваль-конкурс как активная форма социальной культурной деятельности……………………………………………………………………30
2.2. Организационно-педагогические аспекты проведения фестиваля-конкурса………………………………………………………………………….43
2.3 Экономико-организационные условия проведения фестиваля-конкурса…………………………………………………………………………52
Выводы по второй главе..........................................................................59
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ КОНКУРСА………………………………………………..62
3.1. Анализ опыта проведения фестиваля-конкурса «Одаренные дети России: в мире танца»…………………………………………………………..62
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы и рекомендации по организации и проведению фестиваля-конкурса……………...………………70
Выводы по третьей главе............................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….……………………………..…88
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ
ЛИТЕРАТУРА……………………...90
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………...98
Актуальность исследования. Вопрос о развитии творческого потенциала ребенка является одним из самых актуальных. Ребенок развивается и успешно усваивает различные виды деятельности, когда учитываются его индивидуальные особенности и возрастные возможности. Развитие личности требует правильной организации и целенаправленного обучения. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижение этой цели во многом способствует правильная организация воспитания детей, а именно участие детей в фестивалях-конкурсах.
Фестивали в области культуры и искусства играют важную роль в знакомстве общества с культурами различных стран. Участие в них позволяет выразить себя в представлении национальной культуры и увеличить степень знакомства с отечественным культурным наследием. Сегодня фестиваль как социкультурное явление стало популярно, так как отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения.
Главными целями фестиваля-конкурса являются выступление исполнителей для показа своего уровня мастерства, его сравнение с другими участниками; приобретение опыта публичных выступлений; воспитание у молодого поколения любви к искусству и чувства патриотизма, формирование музыкальной культуры, личностных качеств и установок, необходимых человеку в самореализации. Развитие личности ребенка происходит в процессе каждого выступления, так как это событие, являющееся основой развивающего обучения. Благодаря фестивалям-конкурсам ребенок участвует в творческом процессе, видно динамичное развитие его способностей, приобретается опыт публичных выступлений. Умение сравнивать свой уровень мастерства с уровнем других более опытных участников становится мощным стимулом к развитию и совершенствованию своих навыков.
Организация фестиваля – очень сложное и ответственное явление, так как его проведение нередко связано с участием большим количеством гостей и участников, значительными затратами времени и денежных средств. Отсюда, необходимо правильная технология организации фестиваля-конкурса, которая осуществляется на основе арт-менеджмента. Именно знание основ арт-менеджмента помогут специалисту социокультурной сферы осуществить проектирование, разработать весь алгоритм многочисленных культурных форм, документов по организации и проведению фестиваля-конкурса. Более того арт-менеджмент позволяет правильно оценить возможные трудности, рассчитать финансовые затраты, организовать все этапы работы, спрогнозировать результаты по организации фестиваля-конкурса.
Степень научной разработанности проблемы. В современной жизни стали достаточно популярными шоу-программы, развлекательные мероприятия, концерты для различных артистов. Подготовка и организация таких мероприятий достаточно сложная деятельность, которая требует большого опыта и мастерства. Однако для того чтобы обучить проектированию и проведению развлекательных программ необходимо теоретическое и методическое сопровождение, которое сегодня раскрывается недостаточно и не имеет солидной теоретической базы. Следует выделить научные исследования по данной проблеме А.П. Маркова, Г.М. Бирженюка, И.И. Пригожина, Г.Л. Тульчинского, Е.Л. Шекова, Е.И. Резникову, Е.А. Широкову и других.
На основе актуальности исследования и анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы выявлены следующие противоречия между:
Данные противоречия актуализируют проблему исследования и направляют наше внимание на определение теоретических основ, понятийного анализа проблемы. Проблема остается открытой и актуальной, что стало основанием для выбора темы исследования: «Технологии арт-менеджмента фестиваля-конкурса («Одаренные дети России: в мире танца»).
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию арт-менеджмента как вида проектной деятельности по организации фестивалей-конкурсов на примере проекта «Одаренные дети России: в мире танца».
Объект исследования – организация детско-юношеского фестиваля-конкурса в области хореографии.
Предмет исследования – технология арт-менеджмента как вида проектной деятельности по организации хореографического фестиваля-конкурса «Одаренные дети России: в мире танца».
Гипотеза исследования заключается в том, что организация фестиваля-конкурса будет эффективной, если технология арт-менеджмента будет основываться на проектную деятельность в сфере организации фестивалей-конкурсов, включающую планирование, целеполагание, прогнозирование, конструирование социокультурной деятельности, а далее получение и оценивание результата, а также организационные и управленческие этапы проведения фестиваля-конкурса и методическое сопровождение данного мероприятия.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы предполагается решить следующие задачи:
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды, публикации в различных источниках информации отечественных и зарубежных авторов, освещающих вопросы:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение); эмпирические (наблюдение, описание, сравнение, проектирование), диагностические (тестирование знаний технологии проведения фестиваля-конкурса студентами-волонтерами, анкетирование участников фестиваля-конкурса «Моя оценка мероприятия»).
Научная новизна исследования состоит:
Теоретическая значимость исследования заключается:
Практическая значимость исследования заключается:
Базой исследования стал БГПУ им. М.Акмуллы.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (констатирующий), предполагал анализ состояния и степени теоретической разработанности проблемы; изучение практики развития фестивалей-конкурсов в России. Проведенный анализ послужил основой для определения теоретических основ, разработки цели, задач, методологии и методов исследования, а также разработки технологии организации фестиваля-конкурса. На данном этапе нами была осуществлена первичная диагностика знаний основы технологии проведения фестиваля-конкурса студентами-волонтерами, принимающих участие в подготовке фестиваля-конкусра.
Второй этап (формирующий), включал осуществление технологии арт-менеджмента как вида проектной деятельности по организации фестивалей-конкурсов на примере проекта «Одаренные дети России: в мире танца», в котором участие принимали студенты волонтеры.
Третий этап (результативный) – включал анализ полученных результатов, результативную диагностику знаний технологии проведения фестиваля-конкурса студентами-волонтерами, анкетирования участников фестиваля-конкурса «Одаренные дети России: в мире танца» на оценку мероприятия, формулировку на основе полученных результатов выводов и разработку рекомендаций по организации фестиваля-конкурса «Одаренные дети России: в мире танца».
Положения, выносимые на защиту:
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической базой исследования и теоретическим обоснованием проблемы, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленной цели и задачам исследования, успешности организации фестиваля-конкурса «Одаренные дети России: в мире танца».
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на XII Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2017); Всероссийской научно-практической конференции (с Международным участием), посвященной 150-летию со дня рождения С. Г. Рыбакова и 120-летию со дня выхода в свет исследования «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (Уфа, 2018); II Международной научно-практической конференции «Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве» (Уфа, 2018); XVIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации» (Пенза, 2018); III Международной научно-практической конференции «Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве» (Уфа, 2019). Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Данное исследование демонстрирует целостный обзор фестивалей-конкурсов как важной формы в современной художественной культуре. Сегодня фестивали-конкурсы стали очень популярными и востребованными в современном обществе, поскольку они являются отражением состояния современного искусства и культуры и художественно-коммуникативной средой, в которой происходит творческий обмен между его участниками.
Исследование существующих фестивалей-конкурсов современной культуры проводилось с опорой на методы сравнения, анализа и сопоставления. Сравнительный анализ фестивалей-конкурсов доказал, что у каждого из них имеется собственная стратегия, тематическое содержание, организационная и управленческая структура, разные сроки проведения и источники финансирования. Особая сложность в работе арт-менеджера является нисколько специфика отбора участников в соответствии с заявленными требованиями, сколько грамотное проектирование фестиваля-конкурса и осуществление ее технологии.
Анализ организации и проведения существующих художественных фестивалей позволил определить, что фестивали-конкурсы подразделяются по видам искусства (театральные, хореографические, музыкальные, фестивали декоративно-прикладного и изобразительного искусства и другие.); по хронологии проведения (ежегодные и т.д.) и по территориальному охвату (международные, региональные, городские и другие.); по институциональной поддержке (государственные, частные, муниципальные, спонсорские); исходя из состава участников (детские, профессиональные, молодежные); фестивали, связанные с развитием новейших технологий (фестивали медиа- и видеоарта).
На основе анализа проведения фестивалей конкурсов, нами был спроектирован и организован фестиваль-конкурс с международным участием «Одарённые дети России: в мире танца», который осуществлялся на основе разработанных документов: Положения о конкурсе, Программы конкурса, плана подготовки к конкурсу, сценария конкурса, регламента конкурса.
Настоящее исследование показало, что фестиваль-конкурс как художественное явление, является неотъемлемым явлением в социокультурном пространстве, выступая надёжным залогом для развития социально-культурной деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие учебно-творческих коллективов, любительских объединений, студий, формаций как представителей данного движении и, соответственно, творческих единиц – участников коллективов. Фестиваль-конкурс, получивший значительное распространение в последней трети XX века, безусловно, направлен на просветительство, на развитие того вида искусства, которое он представляет. Выявление и определение новых ярких талантливых исполнителей и коллективов, поддержка наиболее перспективных детей, молодёжи – есть основа фестиваля-конкурса. Определяя значение и место фестиваля-конкурса в современной художественной культуре, правомерно рассматривать это явление как важный культурообразующий и культуросозидающий феномен.