СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. |
3 |
||
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………... |
6 |
||
1.1 |
Сущность и значение межбюджетных отношений на современном этапе развития…………………………………………………………… |
6 |
|
1.2 |
Методы исследований межбюджетных отношений …………………. |
12 |
|
1.3 |
Проблемы развития межбюджетных отношений ..…………………... |
18 |
|
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ………………………………................................ |
22 |
||
2.1 |
Характеристика финансового уровня деятельности Альшеевского района ………………………………………………….………………… |
22 |
|
2.2 |
Анализ исполнения местного бюджета Альшеевского района………………………………………………………………..…. |
27 |
|
2.3 |
Оценка поступления межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов ………………………………………………………………... |
35 |
|
3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА…………………………………………………………... |
39 |
||
3.1 |
Методика оценки эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований………………………… |
39 |
|
3.2 |
Методика оценки эффективности финансового стимулирования муниципальных образований…….……………………………………. |
43 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. |
58 |
||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. |
61 |
Экономическое пространство Российской Федерации представляет собой пространство, характеризующееся крайней неоднородностью и сильной дифференциацией по природно-климатическим, инфраструктурным, этническим, транспортным, хозяйственным, а также другим условиям. Однако смягчить подобного рода территориальные диспропорции можно. Ключевым инструментом, который используется для этого в федеративных государствах, является система межбюджетных отношений.
С одной стороны, данная система включает в себя распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы страны, что прямым образом формирует доходный потенциал государственных территорий. С другой стороны, она подразумевает вторичное перераспределение бюджетных ресурсов в виде безвозмездных поступлений и бюджетных кредитов. Таким образом, система межбюджетных отношений оказывает сильное влияние на устойчивость и стабильность финансовой базы развития территорий страны, и именно от степени эффективности построения и организации этой системы зависит возможность государства осуществлять возложенные на него полномочия и функции.
Система межбюджетных отношений – основной фактор, влияющий на социально-экономическое благосостояние целого государства. В зависимости от того, насколько целесообразно будут распределены финансовые ресурсы между регионами страны, насколько эффективно будут применяться инструменты, контролирующие использование данных ресурсов, зависит благосостояние населения страны и государства в целом.
В Российской Федерации на протяжении нескольких лет большая часть субъектов подпадает под дотации государства, потребляя с каждым годом все больше дотационных средств. Это характеризует сложившиеся межбюджетные отношения не с лучшей стороны в вопросе собственной эффективности и обусловливает актуальность оптимизации системы межбюджетных отношений на данный момент.
Стремление повысить эффективность системы межбюджетных отношений, а также желание избежать ошибок и их негативных последствий побуждает к изучению уже проверенного временем зарубежного опыта стран с федеративной формой государственного устройства с целью поиска наиболее рациональных идей, подходов, методов бюджетного регулирования и выявления возможностей их использования в России.
Актуальность исследования и изучения темы межбюджетных отношений в России определена, прежде всего, проблемами регулирования межбюджетных отношений в экономике России, которая все еще находится на стадии развития и становления.
Предметом исследования данной работы являются механизмы и инструменты горизонтального и вертикального выравнивания финансовой обеспеченности регионов в Российской Федерации.
Объектом исследования выступает процесс государственного регулирования с помощью межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Целью данной работы является решение актуальных проблем межбюджетных отношений в Российской Федерации при помощи использования зарубежного опыта на примере муниципального образования Альшеевского района Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. изучить сущность и значение межбюджетных отношений на современном этапе развития;
2. рассмотреть проблемы развития межбюджетных отношений;
3. исследовать правовые основы межбюджетных отношений в России;
4. охарактеризовать финансовый уровень деятельности Алышеевского района;
5. провести анализ исполнения местного бюджета Альшеевского района;
6. оценить поступления межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов;
7. рассмотреть подходы к перспективам развития межбюджетных отношений;
8. разработать предложения по развитию межбюджетных отношений.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно может послужить основой для дальнейших исследований межбюджетных отношений в федеративном государстве.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены сущность и значение межбюджетных отношений, методы их исследований, а также проблемы развития межбюджетных отношений на территории Российской Федерации.
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассмотрен и проведен анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования на региональном уровне на примере Альшеевского района, а также дана оценка целесообразности использования полученных межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов.
В третьей главе выпускной квалификационной работы были разработаны и предложены методы оценки эффективности межбюджетных трансфертов, способствующие выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также методы оценки эффективности финансового стимулирования муниципальных образований.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 65 страниц. В работе представлено 8 рисунков, 12 таблиц, 7 формул и 40 использованных литературных источников.
В существует моделей отношений, идеальной не . Каждая выбирает различных именно элементы, в специфических могут наилучший . И этом исходить, всего, существующей этой политической экономической , общего развития ней хозяйства.
межбюджетных в Федерации на федерализме, можно , как управления, котором интересы государства интересами его , обеспечивается и страны соблюдении территорий решении , включенных их .
Рассмотрев зарубежных , относящихся разным организации отношений, сделать , что все инструменты, в отношениях, рассмотренными на уровне от государственного и организации сферы. , необходимо различия стран, в использовании или инструмента, которого различиями степени расходных доходных и муниципальных . Мировой также , что всех существует дефицитности , на которой выравнивающие . Важным развития отношений регионов может использование « трансфертов» ( опыту ) с снижения на бюджеты развития сотрудничества.
нашей движение потоков бюджетами используется того, в степени различия субъектами доходному . Однако, факт, большая субъектов Федерации под государства, с годом больше средств, сложившиеся отношения с стороны вопросе эффективности остро проблему своей на момент.
2019 году Альшеевского получил 1 046 146 . рублей. объем (71%) составляют поступления. 26,8% составляют доходы оставшуюся (2,2%) составляют поступления.
объем средств района на (58,72%) и экономику (9,83 %), в составило 68,55 % бюджета района. объем был на окружающей и государственного муниципального по 0,01%. отметить, на в 2019 из Альшеевского не средств
объем поступлений бюджет на бюджетам системы , которые 404,3 млн.., или 54,4 %. 26,6 % безвозмездных составили бюджетам системы , сумма составила 197,8 .руб.
моей была методика эффективности стимулирования образований, использование показателей, автором, которых « бюджетный » (СБР), соотношение налоговых неналоговых бюджета всех доходов. оценки воздействия , и , результативности предлагается эффект рычага (). При данных в с разработанной обеспечивается эффективности стимулирования механизма региональных местных в управления отношениями.