Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ВЪЕЗДА НА ТЕРРИТОРИЮ ГОСУДАРСТВА…………………6
1. Право человека на свободу перемещения как неотъемлемое право… 6
2. Суверенитет государства как основание ограничения права человека на свободное перемещение…………………………………………………..….18
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА ВЪЕЗДА В СТРАНУ…………………………………………………………………….……22
1. Понятие, назначение и сущность визового режима………………….22
2. Правовые механизмы установления безвизового режима………..…24
3. Ограничение безвизового режима…………………………...………..48
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВИЗОВОГО И БЕЗВИЗОВОГО РЕЖИМА…………………………………….50
1. Шенген………………………………………………….…………..50
2. Страны бывшего СССР…………………………………………….52
3. Иные территории………………………………………………...……..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………57
Глобализационные процессы, которые происходят во всем мире и практически во всех возможных правоотношениях приводят к тому, что современный человек все больше и все чаще становится мобильным и менее привязанным к месту рождения или преимущественного проживания. И если ранее такие тенденции были в некотором смысле ограничены границами государства, к примеру, в России на протяжении всей ее истории так или иначе происходили миграционные процессы – переселение народов по политическим причинам, направление выпускников учебных заведений на работу в регионы, переезд целых семей и отдельных граждан в поисках лучшей жизни – которые ограничивались исключительно границей Союза и выезда за пределы страны был чаще всего недостижимой мечтой для обычного гражданина. То сегодня в абсолютном большинстве современных государств запреты на въезд и выезда граждан и иностранцев на территорию и с территории страны практически ничем не ограничен за некоторым исключением.
Между тем абсолютно бесконтрольное разрешение перемещения населения тоже нельзя отнести к верной государственной политике, ведь государство обязано защищать интересы своих граждан и своей территории. В связи с этим миграционные процессы опосредованы некими административными процедурами, которые проходят как граждане страны в процессе выезда-въезда, так и – иностранные граждане, лица без гражданства и т.д.
Такие административные процедуры сегодня достаточно различны и мировое сообщество создало целый ряд таковых. Их целесообразность, полезность и эффективность, а также сам их механизм выступают довольно дискуссионной и популярной темой среди исследователей.
Все изложенное свидетельствует об интересе исследователей к теме работы, нерешенности многих вопросов и актуальности выбранной темы.
Целью исследования будет является изучение правового регулирования визового и безвизового режимов.
Объектом исследования является законодательство России и зарубежных стран, в части регламентации регулирования визового и безвизового режимов.
Предметом исследования будет являться институт регулирования визового и безвизового режимов.
Задачи исследования определяются целью работы и сводятся к следующему:
- рассмотреть право человека на свободу перемещения как неотъемлемое право;
- исследовать суверенитет государства как основание ограничения права человека на свободное перемещение;
- выявить понятие, назначение и сущность визового режима;
- определить правовые механизмы установления безвизового режима;
- установить ограничение безвизового режима;
- проанализировать современные геополитически механизмы визового и безвизового режимов на примерах территорий Шенгена, стран бывшего СССР и иных территорий.
Анализ научной разработанности выбранной темы показывает проявление интереса со стороны многих именитых авторов и начинающих теоретиков права. Однако несмотря на достаточно большой объем исследований по выбранной теме, автор приходит к выводу о ее актуальности и необходимости разработки на сегодняшний день.
Методологической базой работы послужили методы, обычно применяемые в процессе проведения аналогичного рода исследований, в частности, методы синтеза и анализа, сравнительный, исторический, и иные методы.
Эмпирическую базу исследования составили работы современных теоретиков права, судебная практика и материалы периодической печати.
Структура работы состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения, списка, использованных источников.
Все изложенное позволяет сделать ряд выводов.
На сегодняшний день вопросы глобализации настолько затронули все сферы жизнедеятельности людей, что тема специфического правового регулирования некоторых вопросов в одной стране и только на ее территории может рассматриваться как ограничение прав и свобод граждан другой страны.
В тоже время, хотя внедрение визового режима посещения территории иностранного государства и ограничивает в некоторой степени свободу человека и гражданина на передвижение, но все же в глобальном смысле установление таких ограничений вполне законно и обоснованно. В частности, охрана государственного суверенитета вполне может обуславливать установление определенных ограничительных административных режимов, в том числе, режима посещения того или иного государства.
Такое ограничение нередко проявляется не в тотальном запрете на въезд на территорию государства, а в установлении разрешительного режима ее посещения. Такой разрешительный режим еще именуется визовым режимом по причине того, что разрешение на въезд чаще всего выдается в виде визы.
Наличие визового режима посещения страны предполагает установление ряда процедур, которые потенциальный посетитель должен пройти и в конечном счете получить визу.
Между тем, на сегодняшний день в мире существуют как страны с безвизовым режимом посещения, так и страны с ограниченным визовым режимом.
Возникновение и установление таких режимов (безвизового или ограничивающего визовый) обусловлено взаимодействием государстви межгосударственных организаций, деятельность которых в конечном счете направлена на установление режима благоприятствования для граждан страны-партнера, что в итоге обуславливает взаимовыгодное сотрудничество.
Чаще всего такие режимы устанавливаются между государствами либо территориально расположенными рядом с друг другом (смежными государствами), либо – исторически или экономически связанными. Примерами установления таких режимов государствами исторически, экономически и территориально связанными - могут выступать страны шенгенского соглашения и страны бывшего СССР. Между тем, сегодня в число стран шенгенского соглашения уже входят не только смежные государства, но и территории, которые открыты для посещения и понимаю взаимную выгоду такого взаимодействия. В тоже время далеко не все страны бывшего СССР отменили визовый режим для граждан других стран из числа бывшего СССР, например, для России.
Еще одним фактором, опосредующим отмену режима или установление ограничений визового режима становится необходимость увеличения притока туристов, студентов, квалифицированных работников и т.д.
Все изложенное свидетельствует о том, что в современных условиях активного укрепления и расширения межгосударственного взаимодействия, налаживания межгосударственных социальных связей и уже имеющегося опыта отказа от визового режима, последний становится все менее и менее актуальным, что, скорее всего, спустя некоторое время приведет к полной его отмене на территориях мирно настроенных государств.