ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ.. 6
1.1. Понятие технической единицы.. 6
1.2. Структура себестоимости технической единицы.. 10
1.3. Особенности калькулирования себестоимости технической единицы.. 19
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ.. 26
2.1. Попроцессный метод калькулирования себестоимости. 26
2.2. Позаказный метод калькулирования себестоимости. 30
2.3. Сравнение методов калькулирования себестоимости. 32
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ В МОСКОВСКОЙ ДИРЕКЦИИ СВЯЗИ.. 39
3.2. Нормативно-целевое бюджетирование в московской дирекции связи. 51
3.2. Организация взаимодействия внутри компании при формировании бюджета компании. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 65
Наиболее значимой проблемой в этой области исследования на современном этапе развития экономики явилось отсутствие единой методологической основы и информационных моделей анализа и снижения издержек предприятия. Это касается как небольших предприятий, так и предприятий с большой сетью филиалов и подразделений, каким является АО «РЖД».
Весьма актуальной представляется задача четкого и последовательного анализа и снижения издержек, их классификации с целью оптимизации, влияющих факторов и всего инструментария показателей и методов, которые позволяют их оценить наиболее эффективным образом, а также использования современных методов управления затратами. В связи с этим вопросы управления расходами организации, снижения издержек обращения, рассмотрения системы показателей, позволяющих охарактеризовать расходы организации, характеристика методики глубокого, полного факторного анализа данного экономического показателя имеют особую значимость в современных условиях хозяйствования.
Эффективность функционирования организации находится в прямой зависимости от комплекса управленческих решений, являющихся предпосылкой для реальной экономической самостоятельности хозяйствующего субъекта. В связи с этим, принимая во внимание сложность и высокую подвижность процессов, происходящих в производственной деятельности предприятия, становится актуальной проблема эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия, в том числе и себестоимостью. Данный аспект управления в настоящее время приобретает с каждым днем все большее значение, поскольку у любого хозяйствующего субъекта есть потребность в адаптации к быстро меняющимся условиям внешней среды. Повышенное внимание к проблеме управление себестоимостью вызвано, в том числе, тем обстоятельством, что в условиях рынка возможности снижения затрат сокращаются. При этом внешняя среда требует от предприятий жесткого контроля за расходами в целях устойчивой рентабельной деятельности.
В условиях рынка хозяйствующий объект несет ответственность за результаты деятельности непосредственно своим имуществом. Размер результатов находится в функциональной зависимости с величинами доходов и расходов. Большую часть доходов дорожные организации получают путем выполнения государственного заказа, что свидетельствует об их низкую возможность влиять на увеличение доходов. Таким образом, основным источником повышения результатов является снижение затрат путем усовершенствования процесса управления ими. В железнодорожной отрасли хозяйственно-экономическая деятельность является очень материалоемкой, трудоемкой, машиноемкой и энергоемкой, поэтому она характеризуется высокой затратоемкостью. В общих затратах железнодорожной организации подавляющая доля принадлежит себестоимости выполненных работ, поэтому прежде всего необходимо совершенствовать процесс управления ею.
Себестоимость является одной из важнейших характеристики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Именно она в значительной степени предопределяет прибыльность хозяйствования и формирует маржинальный доход. Себестоимость продукции – это затраты на производство и последующую реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
Иначе говоря, себестоимость представляет собой денежное выражение факторов производства, которые могут или должны быть затрачены на выпуск продукции и ее последующий сбыт. Ее величина определяется расходами организации. В настоящее время себестоимость продукции считается одним из наиболее важных синтетических показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Свое отражение в ней находят все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия, включая качество работы, уровень технологий и степень использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Стоит отметить, что система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, сложившаяся в настоящее время в большинстве предприятий, обусловлена информационными потребностями исключительно налогового и финансового учета, а потому не предназначена по своей сути для обеспечения управленческого персонала оперативной и системной информацией о расходах организации. Такая ситуация ведет к проблемам информационного, методического и информационного характера, при этом отсутствует взаимосвязь процедур учета издержек с целями управления. Другими словами, система учета затрат функционирует независимо от управленческой модели подобных организаций. В связи с этим проблема разработки системы учета затрат на современных предприятиях, является весьма актуальной.
Себестоимость выполненных работ является денежным выражением затрат на производство и реализацию работ (продукции, услуг) организаций дорожного хозяйства. Для обеспечения эффективного управления себестоимостью предприятия необходимо прежде всего определиться с методом ее калькулирования, который определяет технические приемы расчета себестоимости работ с помощью определенных процедур. Итак, обоснование наиболее целесообразного метода калькулирования себестоимости выполненных работ является первоочередным.
Изучение источников – монографий, учебной литературы, статей в научных изданиях – позволил сделать вывод о том, что методы калькулирования исследуются многими учеными-экономистами. Особый интерес для исследователей представляют методики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Обозначенная тема исследуется в трудах И. Белоусовой, Т. Карповой, И. Садовской, Фостера Дж., Ш. Датара, К. Друри и других. Особое значение имеют работы Кожевникова Ю.Н. и Смеховой Н.Г. об издержках и себестоимости железнодорожных перевозок. Но проблема совершенствования калькулирования себестоимости и учета затрат в целом требует дальнейших исследований. Целью исследования является рассмотрение сущности и практического использования и совершенствования методов калькулирования затрат на предприятии железнодорожной отрасли – Московской дирекции связи.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретическую сущность себестоимости технической единицы;
- провести сравнительный анализ методов калькулирования себестоимости;
- рассмотреть практическое использование методов калькулирования себестоимости в Московской дирекции связи;
- исследовать нормативно-целевое бюджетирование в Московской дирекции связи.
Объектом исследования в работе выступает калькулирование себестоимости, предметом – калькулирование себестоимости технической единицы в Московской дирекции связи.
Методы исследования включают: общие методы научных исследований (диалектика, анализ, синтез, последовательность и т. д.), специальные методы и методы экономического анализа. Практический интерес исследования заключается в том, что применение его результатов на практике может повысить экономическую эффективность предприятия за счет улучшения управления затратами предприятия. В исследовании отражено состояние изучаемого объекта с помощью представленного в ней аналитического материала, а все теоретические и методологические позиции и концепции, заимствованные из литературных и других источников, сопровождаются ссылками на их авторов. Структура работы представлена четырьмя главами, а также введением, заключением, перечнем использованной литературы и приложениями.
В настоящей выпускной квалификационной работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи. По итогам изучения методики бухгалтерского учёта трат и калькулирования себестоимости продукции по Московской дирекции связи целесообразно отразить ряд моментов.
Учёт затрат может быть организован по позаказному методу или методу накопления затрат за определенный период времени с применением элементов нормативной системы учета и контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Использование различных методов определения себестоимости направлено на получение достоверной информации о расходах на отдельную продукцию. Эта информация может быть использована как для контроля соблюдения запланированного уровня затрат в процессе производства. В настоящее время в организациях железнодорожного хозяйства для калькулирования себестоимости выполненных работ используются следующие методы: позаказный, нормативный и по полной себестоимости.
Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции имеет много общего с позаказным методом.
Общие черты попроцессного и позаказного методов:
- отнесение материальных, трудовых и накладных расходов на продукцию;
- применение различных способов расчета себестоимости единицы продукции;
- необходимость подготовки информации для планирования, контроля и принятия решений;
- использование одних и те же основных производственных счетов (общепроизводственные расходы, материалы, незавершенное производство, готовая продукция);
- совпадение потоков затрат, проходящих через выше перечисленные счета.
Различия между попроцессным и позаказным методами:
- попроцессное калькулирование предполагает непрерывный выпуск идентичной продукции, что исключает необходимость соотнесения материальных, трудовых и накладных расходов с конкретным заказом покупателя (позаказный метод);
- при попроцессном калькулировании собираются не затраты заказов, а затраты цехов, которые относятся на все единицы, проходящие через цех за период времени, а при позаказном же методе за период производится много заказов, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности.
Попередельный метод – основной метод учета затрат для предприятий с множеством стадий производства. При нем возникает необходимость калькуляции себестоимости полуфабрикатов. Таким производством наглядно выступает производство металлопроката. В цепочке чугун-сталь-прокат существует необходимость исчисления себестоимости каждого полуфабриката. Прямые и косвенные затраты учитываются на каждом переделе. Затраты всего предприятия аккумулируются на конечном переделе.
В качестве практического примера в работе выступила Московская дирекция связи ОАО «РЖД». Московская дирекция связи является структурным подразделением Центральной станции связи — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Основными задачами дирекции являются обеспечение технологической связью структурных подразделений ОАО «РЖД» и оказание возмездных услуг связи.
Подразделения Московской дирекции связи обязаны применять унифицированные формы первичной учетной документации по учету разнообразных работ по монтажу оборудования связи.
Статьи затрат, по которым осуществляется отражение затрат по перевозочным видам деятельности, необходимо разделить на указанные категории, закрепив при этом в виде отдельного справочника наиболее существенные статьи затрат, рассматриваемые в рамках бюджетного управления (по принципу 80/20). При расчете себестоимости незавершенного производства отдельно определяются материальные затраты незавершенного производства и конверсионные расходы.
Усовершенствовать систему управления и учета затрат в Московской дирекции связи предлагается на основе нормативно-целевого бюджетирования. При этом функциональные филиалы ОАО «РЖД» должны быть заинтересованы в снижении затрат своих смежников – внутренний обмен услугами будет их мотивировать на снижение непроизводительных расходов. Нормативы, в том числе локальные, должны формироваться на уровне производственных систем и передаваться в систему автоматизации. В целевой модели процесс формирования отчетов по исполнению бюджетов и матриц взаимодействия должен быть полностью автоматизирован с помощью АС НЦБ (Автоматизированная система нормативно-целевого бюджетирования). Система АС НЦБ обеспечивает сопоставление производственных планов с бюджетами производства и затрат филиалов.
Таким образом, представленная система аналитического учета затрат позволит Московской дирекции связи более детально анализировать оперативную информацию о затратах, а значит – повысить эффективность своей деятельности.