Введение..........................................................................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка..........................................................................................................................................................................................5
1.1 Детско-родительские отношения в психологии...........................................................................................................................................................5
1.2 Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста..........................................................................................................................................................................................10
1.3 Понятие семьи и семейных отношений...........................................................................................................................................................16
Глава 2. Теоретические основы изучения вопроса эмоционального интеллекта..........................................................................................................................................................................................20
2.1 Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению..........................................................................................................................................................................................20
2.2 Структура эмоционального интеллекта..........................................................................................................................................................................................27
2.3 Эмоционального интеллекта родителей..........................................................................................................................................................................................31
Глава 3. Анализ зависитости эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений..........................................................................................................................................................................................34
3.1 Развитие эмоционального интеллекта в семье..........................................................................................................................................................................................34
3.2 Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений "..........................................................................................................................................................................................40
3.3 Методики диагностики эмоционального интеллекта и родительского отношения..........................................................................................................................................................................................47
Заключение..........................................................................................................................................................................................50
Список литературы..........................................................................................................................................................................................53
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).
Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть двойственность или поляризацию родительских отношений.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.
Цель исследования: изучить детско-родительские отношения у дошкольников и их влияние на формирование личности ребенка.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами дошкольника.
Гипотеза: на основе экспериментального исследования мы исходили из предположения, что детско-родительские отношения влияют на личность и развитие ребенка.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме детско-родительских отношений и их влияние на личность ребенка
2. Отобрать диагностические методики, направленные на выявление детско-родительских отношений
3. Провести экспериментальное исследование, сформулировать выводы
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
А. С. Спиваковская выделяет три спектра отношений составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.
В настоящее время очень остро стоит проблема влияния семьи на развитие детей.
Изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).
В результате исследования была доказана гипотеза о влиянии детско-родительских отношений на личность и развитие ребенка. В семье должны складываться благоприятные условия для воспитания полноценной личности ребенка. В противном случае ребенок вырастает неблагополучным. Ему тяжело найти любимое занятие, завести новое знакомство.
Поставленная в исследовании цель: изучить детско-родительские отношения у дошкольников и их влияние на формирование личности ребенка – достигнута.
К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления c любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим людям человека.