Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту
Содержание
Введение................................................................................................. 2
Роль негосударственных некоммерческих организаций в решении задач общественного обслуживания сферы социальных услуг.............................. 3
Потенциал общественных объединений социальной направленности в решении задач повышения уровня жизни..................................................... 8
Роль государственных и общественных организаций в решении актуальных проблем молодежи........................................................................................ 12
Заключение........................................................................................... 20
Список литературы.............................................................................. 21
Задание................................................................................................. 22
Существенным показателем зрелости любого общества является наличие и работа негосударствен- ных общественных организаций, которые получили название «третьего сектора», наряду с государ- ственным и частным. Формирование разветвленной системы общественных организаций является показателем развито- сти гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.
По направлению деятельности среди неправительственных организаций можно выделить орга- низации, занимающиеся вопросами экологии и охраны окружающей среды; социальной защиты и реабилитации; охраны здоровья и медицины; науки, культуры и искусства, образования, просвещения и воспитания, общественные организации по интересам; спортивные и туристические общественные организации; профессиональные, организации национальных меньшинств, молодежные, детские и женские общественные организации, организации инвалидов, ветеранов, общественные организации, ориентированные на содействие в решении отдельных общественных проблем, устранении негатив- ных последствий катастроф, аварий и т.д. .
Деятельность неправительственных организаций многовекторна и разнонаправленна. С одной сто- роны, они являются гарантами стабильности общества (например, сохранение культурного наследия и традиций), с другой – именно общественные организации инициируют, продвигают и реализуют значительную часть прогрессивных изменений, происходящих в современном обществе. С каждым годом растет доля предоставляемых ими услуг, а вместе с тем изменяется и их роль в социальной жизнедеятельности.
Система регулирования отношений бизнеса, власти и населения опосредуется в рамках «поля институционализации» связями и взаимодействиями бизнеса, государственных органов управления, населения, общественных организаций. Формированию и укреплению таких связей способствуют создаваемые в российских регионах независимые исследовательские центры, службы «связей с общественностью», центры социального консультирования. Целью таких объединений является разработка стандартов по обслуживанию и их утверждение, упорядочение взаимоотношений, укрепление контактов с заказчиками и клиентами. Это придаёт институционализированным связям весьма ценный ресурс гибкости, который особенно важен для развивающегося российского бизнеса, определения форм его социализации, участия в социально значимых программах и проектах обслуживания населения.
Важной тенденцией развития сферы социальных услуг является то, что негосударственные некоммерческие организации играют все более значительную роль в решении общественного обслуживания, рассматривают его как приоритетное направление формирования гражданского общества. Цель некоммерческих организаций - прежде всего направление инициативы «снизу» в социально полезное русло. Этим создается уникальная возможность плавного, безболезненного объединения всеобщих государственных интересов, интересов бизнеса и населения через форму интереса определенных общественных групп - в рамках гармоничного, неконфликтующего гражданского общества.
В силу исключительности своего положения государство является монополистической организацией, несущей, с одной стороны, возможность стабильности, устойчивости, а с другой - негибкость, опасность реализации не общественных, а групповых и личных интересов, а при отсутствии продуманной экономической программы возможно развитие деформационных процессов, которые могут вызвать разрушительный экономический кризис. Важным элементом государственного регулирования и обеспечения стабильности экономики являются институты, социально-экономическая сущность которых с точки зрения участия в стабилизирующих и антикризисных процессах проявляется в следующих воздействиях:
институты играют интегрирующую роль, способствуя консолидации средств субъектов общественного производства реализации их функций в целях решения задач, обеспечивающих целостность не только экономической системы, но и всего общества;
информационное воздействие институтов заключается в накоплении, обработке и передаче специализированной экономической информации, необходимой как для деятельности хозяйствующих субъектов, так и для обеспечения иных экономических и социальных процессов. Выполняя информационную функцию, институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства;
институты оказывают и ориентационное воздействие, являясь одним из инструментов направления деятельности экономических субъектов по курсу, наиболее приоритетному для общества и экономики, и приостановления деятельности субъектов, приносящей отрицательные последствия.
Указанные воздействия способствуют обеспечению устойчивости, повышению уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие кризисные явления на основе урегулирования возникающих противоречий. В свою очередь, выступая в качестве системы стабилизации, рыночные институты должны обладать механизмами адаптивности и устойчивости, которые формируются в результате взаимодействия существующих противоречивых сил. Развитие подобных механизмов требует формирования ряда теоретико-методологических принципов построения и функционирования системы экономического управления. Стабильность и устойчивость институциональной среды определяются совокупностью состояний всех ее элементов и связей, которая оценивается надежностью.
Перечень представленных научных результатов свидетельствует о значительных разработках в сфере обеспечения экономической устойчивости. В то же время институциональные аспекты устойчивости еще недостаточно освещены в научной литературе, что обусловливает актуальность данного исследования. Исходя из вышеприведенных положений, институциональная устойчивость может быть определена как совокупность свойств институтов рынка выполнять свои функции в условиях резкого изменения воздействий окружающей среды. Наличие внутренних механизмов институциональной устойчивости является одним из основных направлений макроэкономической стабилизации. Общие моменты формирования механизмов институциональной устойчивости могут быть охарактеризованы следующим образом. Исходным элементом обеспечения институциональной устойчивости, который должен быть реализован при формировании комплекса мер по стабилизации функционирования социально-экономической системы в рыночных условиях, является степень учёта индивидуальных влияний (отдельных хозяйствующих субъектов или каких-либо событий) на действие механизмов адаптации. В общем случае индивидуальные действия подстраиваются и приспосабливаются под существующие способы функционирования, в ином случае они могут быть пресечены и остановлены.
Однако подавление различного рода индивидуальных воздействий возможно лишь до определенного предела, за которым следует либо формирование конкурентного института, либо разрушение старого и передача его функций новому институту. Следовательно, изменение институтов является функцией системы устойчивости в целом в результате прохождения длительных и значимых процессов. Изменившиеся институты в свою очередь оказывают влияние не только на функционирование национальной экономики, но и на поведение других институтов и каждого индивида. Для обеспечения институциональной устойчивости указанные аспекты являются наиболее сложными параметрами деятельности, поскольку функционирование цивилизованной рыночной системы основывается на правовых нормах, предполагающих обеспечение абсолютного равноправия всех участников хозяйственной деятельности и не позволяющих принимать и разрабатывать индивидуальные меры в конкретных случаях. Это в определенной мере предопределяет ненадобность выявления и учета различных индивидуальных ситуаций. Определение параметров процессов и явлений, по достижении которых институты, обеспечивающие устойчивость, должны предпринимать различные действия для изменения существующего порядка функционирования (например, согласовывать деятельность экономических агентов), является сложной теоретической задачей, требующей понимания необходимой степени организованности и упорядоченности во взаимодействии специально созданных структур с хозяйствующими субъектами и властными структурами.
Определим теперь некоторые важнейшие направления регулирующего воздействия государства (через совокупность влияния совершенствующихся методов управления на экономику страны в сторону ее социального ориентирования). К ним следует отнести:
разработку такой социальной политики сверху донизу и снизу доверху, которая должна стимулировать развитие материальной сферы, стать «мотором экономических реформ»;
достижение баланса социальных интересов в случаях неприемлемого развития элементов саморегулирующего рынка;
принятие и проведение действенных мер по защите населения от загрязнения окружающей среды: создание нормальных условий для жизни и работы;
поддержание и развитие таких социальных отраслей народного хозяйства, как культура, просвещение, здравоохранение: без помощи этим отраслям о социальном ориентировании экономики говорить вообще не приходится.
Выше перечислены те немногие направления регуляционной политики государства, без которых развитие социально ориентированной экономики и, следовательно, социально ориентированных предприятий не представляется возможным. Подчеркнем, что роль регулирования, в первую очередь государственного, не следует ни переоценивать, ни недооценивать. Если исключить регулирование, соответствующие методы управления из хозяйственной жизни, то рынок может превратиться в экономически примитивный институт обмена, а рыночная экономика - в структуры, развивающиеся в узких интересах отдельных групп. В то же время основные теоретико-методологические изыскания в области регулирования со стороны государства в большей степени ориентированы на поиск путей стабилизации экономического роста, смягчения последствий кризисов, а не на поиск механизмов регулирования. Это представляется определенным сужением рамок научного поиска, хотя разработка средств антицикличного макроэкономического регулирования и позволяет сформировать достаточную теоретическую и практическую базу для формирования механизмов экономического регулирования, что выражается в качественном обновлении приемов и методов государственного воздействия на экономику.
По своей природе государственное регулирование экономикой базируется на принципах административно-властного воздействия на объект управления, которое находит свое выражение в правовых формах, а также на выработке общегосударственных целей для государственных органов власти и управления. Механизм государственного регулирования реализуется внешним и внутренним взаимодействием органов системы управления: по каналу прямой связи к объекту управления поступает распорядительная информация, а по каналу обратной связи - отчётная. Процедуры движения распорядительно-отчетной информации и действия по реализации содержащихся в ней указаний предполагают наличие соответствующих механизмов согласования в структурах управления хозяйствующих субъектов рыночной системы, причем необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о механизмах согласования, а не исполнения, как это свойственно директивной экономике. В этой связи большое значение приобретает развитие различных хозяйственных альянсов (ассоциативных форм организации и управления), что выделяет интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводящих к проявлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. В результате функционирования этих процессов образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп - всё, что повышает организованность и устойчивость рыночной системы. Скоординированность и сплоченность действий бизнес-структур в значительной степени обусловливают установление норм делового оборота, следование существующим правилам ведения хозяйственной деятельности. Значительную роль в консолидации бизнеса, осознании им их своих интересов, прав и возможностей, а также социальных обязанностей могут сыграть различного рода некоммерческие организации: союзы, ассоциации, деятельность которых должна быть направлена на выработку стандартов обслуживания потребителей и правил ведения бизнеса, реализовывать механизмы саморегулирования бизнеса, что проявляется в самых различных сферах экономики.
Роль общественных организаций в повышении уровня жизни будет более понятной, если бедность мы будем понимать не только как определенный уровень доходов семьи, но и доступность для той или иной категории населения общественных благ. Так, например, если при среднем уровне дохода человек в инвалидной коляске не может попасть в административные здания, театры, магазины, то он, несмотря на наличие денег, беден, потому что не имеет доступа ко многим необходимым ему благам.
С другой стороны, кооперация и объединение людей для взаимной помощи и организации доступа к таким благам, их взаимная поддержка и услуги могут привести к тому, что их уровень жизни повышается, несмотря на то, что уровень доходов остался прежним. Поэтому основная задача, которую могут выполнить ОО, заключается в их вкладе в развитие социального капитала, то есть формировании той степени доверия и интеграции в обществе, которая приносит, в том числе, экономический эффект.
Так какие же роли выполняют общественные организации, каким может быть их вклад в решение социальных проблем, и, в частности, такой задачи, как формирование социально капитала и повышение уровня жизни?
Анализ мировой практики и практики РБ позволяет прийти к выводу, что так называемый «третий сектор» – это достаточно разнородная среда. Единственное, что их объединяет – это то, что объектом их деятельности является общество, и потому все они могут быть названы социальными агентами. Условно различные позиции, которые занимают общественные организации в обществе, можно представить следующим образом:
1) «гуманитарщик, благотворитель» – социальный агент, специализирующийся на сборе распределении гуманитарной помощи, организации благотворительной помощи;
2) «НГО целевой группы» – социальный агент, являющийся объединением представителей самой целевой группы, артикулирующий проблемы данной целевой группы перед обществом;
3) «сервисная организация» – социальный агент, выполняющий социальный заказ на предоставление социальных услуг в форме некоммерческой организации;
4) «агент изменений» – социальный агент, миссией которого является общественное развитие посредством реализации определенной профессиональной деятельности и организации коммуникативных процессов.
Вклады этих категорий ОО в задачу повышения уровня жизни людей, преодоление бедности может быть следующим:
1) Категория «гуманитарщик, благотворитель». Основная деятельность – организация и оказание благотворительности, а также предоставление гуманитарной помощи нуждающимся людям. То есть, общественная организация в данном случае – это форма, в которой может выразиться стремление вполне благополучных граждан проявить солидарность с нуждающимися и выразить делом свое сострадание и поддержку. Многочисленные рождественские акции, сбор подарков детским домам, оказание помощи больницам и домам престарелых – здесь существует большое разнообразие адресатов и способов организации такой деятельности. В Беларуси практически не развита система благотворительных фондов и волонтерской работы для оказания помощи, однако ряд организаций все же сумели перешагнуть рамки простого перераспределения гуманитарной помощи, поступающей из-за рубежа, и налаживают благотворительную деятельность именно как форму солидарности с нуждающимися.
2) Категория «НГО целевой группы»
1. Выражение интересов тех или иных социальных групп, а, следовательно, организация этих групп с целью осознания, оформления и продвижения своих интересов. По отношению ко всему обществу любая отдельная социальная группа есть всегда меньшинство. И всегда существует необходимость в том, чтобы был услышан ее голос. То есть общественная организация в данном случае – это голос тех, чей уровень жизни мы собираемся повышать. Это способ, каким общество может услышать их мнение относительно того, какие барьеры существуют для них или какие социальные услуги им необходимы, относительно путей и методов улучшения их жизни, доступности для них тех или иных общественных благ (жилья, качественной пищи, образования, возможности заработать себе на жизнь и т.д.). Например, женщины составляют половину населения РБ, но по-разному будут звучать вопросы объединившихся многодетных матерей, бизнес-леди или матерей-одиночек.
2. Взаимопомощь и солидарность. Общественные организации здесь выступают коммуникативными площадками для граждан, имеющих сходные проблемы или задачи, помогая им обрести поддержку друг друга и тем самым способствовать более высокому качеству их жизни. Это группы само- и взаимопомощи, клубы, учебные кружки одиноких родителей, усыновителей детей-сирот или пожилых людей.
Организации этих категорий в западной практике называют «grass-root orgnisations», то есть организации «от корней травы», что очень точно характеризует их роль в обществе – быть выразителем интересов тех или иных целевых групп, индикатором их состояния, местом соорганизации первичных сообществ.
3) Категория «сервисная организация». Общественная по юридическому статусу организация может выполнять функцию замещения других агентов, работающих в социально-экономической сфере. А именно, они могут выполнять другую общественно-полезную деятельность, которая в других обстоятельствах может быть работой образовательных учреждений, системы социального обеспечения, даже коммерческих фирм, то есть структур, относящихся к государственному или экономическому сектору. Такое замещение происходит по ряду причин, чаще экономических, но не всегда. По форме такое замещение может быть просто субподрядом от государства, или других ресурсодержателей (социальный заказ), и выполняющие его организации работают по модели «неприбыльного бизнеса» (профессиональная и экономически эффективная организация).
4) Категория «агент изменений». Общественная организация в роли «агента изменений» выполняет следующие роли:
1. Внедрение изменений. Инновационные воздействия, внедрение новых подходов, практик, норм, отвечающих потребностям целевых групп. При этом следует помнить, что изменения социального характера могут целенаправленно внедрять и профессионалы из того же государственного сектора, из образовательной среды, например, или из сферы бизнес-консалтинга. Роль общественной организации состоит именно в том, что их инновационные воздействия осуществляются исходя из интересов той или иной целевой группы, и именно решение проблем с точки зрения целевой группы является критерием успеха. В Беларуси к данной категории относятся реализация таких проектов, как, например, создание хосписов или клубов активного поиска работы.
2. Коммуникация и посредничество – организация коммуникативных процессов, «склеивание» частей общества, налаживание коммуникации между гражданами, с одной стороны, и государством (политическим сектором и администрацией), экономическим сектором (источниками ресурсов), с другой. Это особенно важно в тех случаях, когда социальная проблема не решается иначе как совместными скоординированными усилиями разных секторов общества, выполняющими разные роли.
Общественная организаций инициирует процесс решения общественных проблем при согласовании интересов и потребностей различных целевых групп и возможностей разных секторов. Такое решение основано на интеграции прибыльной и неприбыльной деятельности и обязательно включает межсекторное сотрудничество.
Процесс реализации таких проектов может быть описан следующим образом. Некоторая проблема, затрагивающая какую-то социальную группу, может в любой момент обостриться – чем вызвать к жизни создание общественной организации по озвучиванию позиции этой группы перед обществом (например, создание безбарьерной среды для инвалидов-колясочников, которое выносится на повестку дня ассоциацией таких людей). И тогда такая общественная организация окажется в ситуации, когда ей потребуется союзник в виде «агента изменений» по налаживанию и организации коммуникации с властью, профессиональным сообществом и источником ресурсов. Задача общественной организации как «агента изменений» будет состоять в «пошаговой» деятельности, направленной на то, чтобы власть и бизнес вышли на диалог с пониманием своих ролей в данной ситуации. Роль власти будет состоять в обеспечении правил игры, при которых общественные ресурсы будут направляться на решение проблемы данной социальной группы (нормы и правила застройки, требования к общественному транспорту и т.д.). Роль профессионалов, бизнеса – в профессиональном и качественном использовании этих ресурсов (обеспечение соответствующего оборудования зданий, оказание услуг с учетом ограничений и потребностей данной группы людей).
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения разных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяют будущее общества.
В «Социологической энциклопедии» дается определение понятия «молодежь» в широком и узком смысле. В широком смысле молодежь – это совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком значении молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей .
Актуальность данной темы заключается в том, что молодежь – это будущее нации, и оттого, насколько эта социальная группа будет подготовлена к жизни, зависит состояние общества, его стабильность и благополучие.
В своей работе «Социология молодежи» В.Т. Лисовский выделяет две группы молодежных проблем. К первой группе он относит: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных групп; изучение запросов, потребностей и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе; анализ социальных аспектов деятельности и движений молодежи .
Во вторую группу В.Т. Лисовский включает проблемы образования, семьи, брака, особенности и эффективность различных форм, средств и методов воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее место и роль в структурах власти и др.
Таким образом, молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества .
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.
В 2016 г. число молодых граждан России в возрасте 16 – 29 лет составляло более 32 млн. человек, или 22 % от всего населения страны. Численность молодежи в Саратовской области составляло 607,9 тыс. человек, или 22 % от общей численности населения России. Падение рождаемости привело к «старению» молодежи, увеличилась доля 25 – 29 летних людей .
Молодежь как особая социальная группа сталкивается с большим количеством проблем, которые особенно остро проявляются в условиях малого города. Среди них можно выделить следующие: неравенство в получении образования; сложности при трудоустройстве, высокий уровень безработицы; отсутствие организации досуга; жилищные проблемы.
Говоря о проблеме образования в условиях малого города, следует отметить ряд специфических особенностей: заведомо ограниченный спектр высших и средне- специальных образовательных учебных заведений; основной контингент студентов и абитуриентов составляют, в основном, жители сельской местности, семьи которых не обладают достаточными финансовыми средствами для оплаты образования детей на коммерческой основе; относительно небольшие расстояния позволяют студентам навещать родных в каникулярное время, выходные и праздничные дни.
Особенно остра проблема безработицы среди молодежи. Ее специфика заключается в том, что при трудоустройстве к молодым специалистам предъявляют требования к наличию опыта и стажа работы, которыми они, как правило, не обладают, а недостаточный учет конъюнктуры рынка труда, невостребованность специалистов определенных профессий, в том числе и таких престижных специальностей, как экономисты, юристы, бухгалтеры, что порождает высокий уровень безработицы.
Необходимо также заострить внимание на проблеме организации досуга молодежи. В малом городе довольно мало учреждений для организации и проведения досуга, кроме нескольких спортивных клубов, что провоцирует молодых людей на совершение противоправных поступков и других форм девиантного поведения. По статистике на молодежь в возрасте от 14 до 29 лет приходится 57 % общего числа правонарушений, в их структуре которых наиболее весомое место занимают кражи, насилие против личности . Около 40 % молодых людей одобрительно относится к установке сверстников «делать деньги любой ценой», в обход морали и закона. При этом происходит девальвация прежней системы ценностей. За 90-е годы вдвое возросло число юношей и девушек, которые не работают и не учатся, т.к. в их представлении знания бесполезны с точки зрения приобретения материальных благ, а «честным трудом все равно много не заработаешь» (ориентация на труд, как средство достижения жизненных целей, характерна для 51,1 % молодежи; при этом, только 13 % предполагало работать при наличии достаточных материальных средств .
На наш взгляд, положение такой социально-демографической группы как молодежь зависит от государственной социальной политики, которая в Саратовской области, опирается на законы общефедерального и регионального значения. Среди них следует назвать следующие: областная целевая программа «Молодежь Саратовской области» на 2014-2016 гг., Закон «О молодежной политике в Саратовской области», принятый 17 октября 2014 г., Закон «О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области» , принятый 27 февраля 2014 г. Саратовской областной Думой.
В связи с принятием в 2014 г. Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ, произошло бурное развитие молодежного движения на федеральном и региональном уровнях. Современное молодежное и детское движение в Саратовской области может быть классифицировано по следующим признакам:
• деятельность молодежных и детских общественных объединений - правопреемников комсомола и пионерской организации, представленных ныне Российским Союзом Молодежи (РСМ) и Союзом пионерских организаций – Федерацией детских организаций (СПО – ФДО);
• деятельность региональных отделений зарубежных, либо международных организаций (скаутские организации, Ассоциация студентов и молодых специалистов, занимающихся экономикой и управлением);
• деятельность молодежных фракций политических партий и движений России («Единая Россия», «ЛДПР», «Наш дом – Россия» и др.)»;
• деятельность организации, возникших в условиях распада тотальных общественных объединений, как правило, созданных, по профессиональному принципу (спортивные, досуговые, образовательные, научные и другие).
Общественное молодежное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.
Изучив общественную и частную благотворительность в Саратовской области, можно отметить, что часть общественной благотворительности реализуется в деятельности территориальных фондов социальной поддержки населения, которые в зависимости от источников финансирования могут осуществлять функцию государственной социальной помощи и благотворительности. В Саратовской области эти фонды, в основном составляют звено государственной поддержки, в отличие от Волгоградской, где приоритет в деятельности этих фондов принадлежит общественным организациям.
Особенно активно работают общественные организации, деятельность которых направлена на работу с детьми. Из более 120 разных по форме и статусу объединений Саратовской области с различными целями и видами деятельности – 40 благотворительных фондов, а деятельность 53 фондов и обществ направлена на поддержку нового поколения. Хотя еще несколько лет назад их было значительно больше, поскольку многие вынуждены были свернуть свою деятельность из-за установления высокой арендной платы за помещения фондов, от которой они раньше были освобождены. Благотворительные организации фактически были приравнены к коммерческим, и для многих арендная плата оказалась непосильной.
Среди наиболее известных общественных организаций Саратовской области следует назвать региональный общественный благотворительный фонд «Источник надежды», Саратовское отделение Российского детского фонда, детский общественный благотворительный фонд «Савва», Союз помощи заключенным и брошенным детям, Фонд «Новое поколение», Ассоциации приемных семей Саратовской области.
Так, Саратовский региональный общественный благотворительный фонд «Источник надежды» оказывает помощь по улучшению материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации безработных, инвалидов и иных лиц, которые не могут в силу определенных обстоятельств реализовать свои права и законные интересы, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий и катастроф, беженцам. Содействует развитию в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного становления личности, профилактики и охраны здоровья граждан, охране окружающей среды и животных, исторических, природоохранных и культурных ценностей.
Детский общественный благотворительный фонд «Савва» помогает детям из числа семей группы «риска» в становлении их полноправными членами общества. Основными направлениями деятельности Фонда являются защита прав ребёнка; духовное, гражданское и правовое воспитание подрастающего поколения, психологическая и юридическая помощь подросткам, преступившим закон, профилактика наркомании среди молодёжи, работа с подростками девиантного поведения.
Саратовское отделение Российского детского фонда имеет своей целью защиту прав детей и подростков в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, упрочение социального статуса детства в обществе. Приоритетными задачами Фонда выступают: объединение людей неравнодушных для проведения общественных акций, направленных на защиту здоровья, интересов и прав детей, их социального положения; разработка и реализация долгосрочных программы по оказанию помощи и поддержки разным категориям детей и подростков; привлечение внимания органов государственной власти, экономических структур, общественных объединений к проблемам воспитания детей в семье; фандрайзинг; выявление, изучение и пропаганда полезных инициатив граждан, государственных и общественных организаций, банков и коммерческих структур, направленных на создание гармоничных условий для развития детей.
В настоящее время детский фонд работает по пяти долгосрочным программам – «Здоровье», «Соучастие в судьбе», «Семья», «Юные таланты» и «Духовная защита». В ходе их реализации оказывается помощь и поддержка детям-инвалидам, детям-сиротам, несовершеннолетним правонарушителям, назначается стипендия талантливым детям из социально-незащищенных семей, оказывается помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Вместе с тем, в качестве негативных сторон деятельности общественных объединений выделяются следующие:
• низкий уровень профессиональной подготовки руководства и персонала;
• отсутствие правовых знаний;
• недостаточное взаимодействие с исполнительными и законодательными ветвями государственной власти, органами местного самоуправления и частным бизнесом;
• отсутствие материально-технической базы и опыта по ее формированию;
• неадекватное восприятие населением;
• отсутствие информационной поддержки, необходимой для создания благоприятного имиджа благотворительного сектора для местного сообщества и внутреннего развития.
Благотворительные объединения, имеющие традиционные для российского общества нормы, в условиях рыночных отношений страдающие отсутствием гарантированного финансирования и нехваткой кадров, владеющие современными управленческими подходами, испытывают потребность во всевозможных формах поддержки со стороны государственной власти.
Однако, на наш взгляд, нельзя отрицать тот факт, что наряду с эффективно работающими организациями есть объединения, существующие номинально и использующие статус благотворительной организации как прикрытие. Что же касается Саратовской области, то здесь из 86 зарегистрированных благотворительных фондов действует около 40, а ощутимо помогают социально незащищенным слоям населения только 21.
Таким образом, для улучшения региональной социальной политики в отношении молодежи, на наш взгляд, необходимо решение следующих задач:
• обеспечение социального здоровья молодого поколения;
• общественное содействие семейному воспитанию;
• содействие получению образования, профиль которого
соответствует способностям юношей и девушек;
• профессиональное ориентирование молодежи, учитывающее как
уровень и направленность их общеобразовательной подготовки, так и
социально-психологические рекомендации по выбору специальности;
- обеспечение условий для занятости молодежи;
относительно самостоятельной, в российских условиях,
оказывается проблема жилья для молодежи, которая должна решаться посредством обеспечения юношей и девушек рабочими местами, высокими заработками.
Однако, в обозримом будущем, в России не приходится ожидать такой экономической конъюнктуры, при которой сформировалось бы широкое предложение жилья по приемлемым ценам, в кредит. Поэтому необходимость в специальных программах обеспечения молодых семей, прежде всего, жильем, очевидна.
От того, как молодежь использует свою молодость, зависит ее будущее и настоящее. Реальное положение молодежи вызывает все большее социальное беспокойство в России. Гражданское общество формирует свой социальный заказ на будущие молодые поколения и за процессами, происходящими в молодежной среде, наблюдают политики, законодатели, социологи, психологи, педагоги, врачи. И, следует отметить, что положительной тенденцией последних лет является возрастание политической активности молодежи, ее стремление влиять на политику государства, связанную в первую очередь с решением важнейших социальных проблем. К сожалению, существующие экономические и социальные программы недостаточно учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев социальной работы с молодым поколением.
Анализ функционирования общественных организаций на современном этапе позволяет фикси- ровать и проблемы, с которыми они сталкиваются. К таким проблемам относятся: проблема финан- сирования, проблема взаимоотношений неправительственных организаций с местными властями, внутренние проблемы общественных организаций, проблемы, связанные с несовершенством закона о налогообложении в отношении общественных организаций, проблема, связанная с коммерческой деятельностью и т.д. Для представителей зарубежных благотворительных организаций проблемой становится незнание и непонимание законов, регулирующих гуманитарную деятельность. Сложности и длительное пребывание на таможенных терминалах при- вело к значительному сокращению ввоза гуманитарной помощи со стороны зарубежных неправительственных организаций.
Изменения в мировой экономике привели и к изменению роли общественных организаций, они рассматриваются не только как организаторы различных проектов, которые предоставляют матери- альную помощь и поддержку, но и как силы, которые способны влиять на принятие решений. Следует отметить, что традиционные роли неправительственных организаций не исчезают, просто акцент перемещается из сферы оказания материальной помощи в сферу влияния на принятие важных реше- ний. Можно предположить, что в будущем на первый план деятельности общественных организаций выйдут следующие направления: построение коалиций для решения актуальных проблем, содействие в проведении международных переговоров, расширение участия людей в принятии важных реше- ний
Изменяющийся глобальный контекст открывает новые возможности для неправительственных организаций: позволяет более тесно сотрудничать, на основе использования новых информационных технологий, создавать альянсы общественных организаций, формировать сети неправительственных организаций. Таким образом, важными перспективами на будущее для общественных организа- ций является создание различных структур для тесного сотрудничества между собой, координация и разработка стратегий совместной работы.
Что понимается в теории и практике менеджмента под ситуацией?
ОТВЕТ:
Функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде.
Действия, каждое из которых само по себе является процессом. 3.Вся совокупность обстоятельств и условий, побуждающих и вынуждающих менеджера принимать решения и предпринимать управленские решения.
Это качественные преобразования управления в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.
Под ситуацией в теории и практике менеджмента понимается вся совокупность обстоятельств и условий, побуждающих или вынуждающих менеджера принимать решения и предпринимать управленческие действия.
Слово система в общем случае означает объединение элементов в единое целое. В этом смысле системой может быть любое дело, за которое менеджер считает себя ответственным: бизнес, организация, проект, традиция, исполняемая миссия, технология и т. д.
Ситуация и система – это реалии в поле деятельности и творчества менеджера, с которыми так или иначе приходится считаться и на которые направлено управленческое мышление. В этом смысле ситуация и система – важнейшие управленческие категории, которые работают даже тогда, когда эти понятия не используются в конкретном мыслительном акте. В качестве понятий они помогают не только создавать образ управленческой реальности в сознании, но эффективно моделировать и организовывать ее. В определенной плоскости исследования ситуация и система оказываются своего рода полюсами, между которыми движется мысль менеджера.