Введение..........................................................................................................................................................................................3
1. Теоритические аспекты деятельности комплексных центров социального обслуживания в городах и районах..........................................................................................................................................................................................5
1.1 Основные направления государственной и муниципальной социальной политики в РФ..........................................................................................................................................................................................5
1.2 Деятельность комплексных центров социального
обслуживания..........................................................................................................................................................................................14
1.3 Мероприятия по повышению профессионального уровня работников Центра..........................................................................................................................................................................................17
2. Анализ деятельности МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области..........................................................................................................................................................................................20
2.1 Организационные и нормативно-правовые основы деятельности МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения.....................................................................................................................................20
2.2 Основные категории граждан, обслуживающиеся МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области.....................................................................................................................................25
2.3 Анализ деятельности и качества услуг, предоставляемых МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области.....................................................................................................................................28
Заключение..........................................................................................................................................................................................34
Список литературы..........................................................................................................................................................................................35
В настоящее время значительная часть Центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные предоставить семье, детям, престарелым инвалидам разнообразные по видам и формам услуги: социально-медицинские, психолого-педагогические и торговые, оказывая реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Наиболее высокими темпами в России сеть Центров социального обслуживания развивается в Краснодарском крае, Нижегородской, Самарской, Пермской, Московской областях, в городах Москва и Санкт-Петербург.
В настоящее время наибольшее количество Центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов создано в Москве, республике Дагестан, Кемеровской, Свердловской областях.
Актуальность данной темы возрастает с каждым годом, так как количество граждан, нуждающихся в социальной помощи постоянно увеличивается.
Кроме того, Центры социального обслуживания предоставляют услуги людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помогают людям, оставшимся по тем, или иным обстоятельствам без жилья, без семьи, людям без определенного места жительства.
Целью курсовой работы является рассмотрение и обобщение нормативных актов, регулирующих порядок предоставления социальных услуг, а также анализ деятельности Центра социального обслуживания.
Задачи курсового исследования:
дать характеристику правового регулирования деятельности Центров социального обслуживания;
проанализировать особенности социального обслуживания в Центрах социального обслуживания;
рассмотреть виды, характер, цели деятельности и структуру Центров социального обслуживания.
Объектом курсового исследования является правотворческий процесс, регулирующий деятельность МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения.
Предметом исследования является характеристика, анализ особенностей и значение деятельности Центров социального обслуживания.
Структура данной курсовой работы состоит из:
основных понятий Центров социального обслуживания;
– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;
– проанализировать деятельность учреждений МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения;
Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).
Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39).
В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция провозглашает право каждого:
– на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);
– на жилище (ст. 40);
– на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);
– на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст.43);
– на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст.44).
Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал» (система трудовых пенсий). Принцип «что ты имеешь» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.
Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.
Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.
Социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.
Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.
Состояние социальной сферы в таком смысле служит интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущения социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.
Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.
При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.
Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт – минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:
– минимальный уровень оплаты труда;
– минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;
– обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;
– перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.
Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.
Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:
– норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;
– нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;
– нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами;
– нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.
Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровенем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.
В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.
Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.
Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.
На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:
– комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
– социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
– дома инвалидов и престарелых;
– детские дома;
– центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.
Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.
Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.
Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы.
Российская Федерация после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.
Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.
Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.
Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.
Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.
Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.
Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.
Государство – это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.
В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.
Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.
Социальная сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.
Задача местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства – о создании достойного уровня жизни человека.
Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющего на территории города, района города или района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам Центр создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на подведомственной территории по предложению соответствующих органов социальной защиты населения.
Центр включает в себя аппарат управления и структурные подразделения, создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые решением директора Центра по согласованию с соответствующим органом социальной защиты населения.
Центр организуется и содержится за счет:
- средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- средств местного бюджета;
- ассигнований, направляемых в муниципальный сектор социального обслуживания из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в качестве дотаций на предоставление услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг;
- дополнительных внебюджетных поступлений, в т.ч. средств, поступающих от граждан в качестве оплаты за социальные услуги;
- доходов от предпринимательской деятельности Центра, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с Примерным положением о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы социальной защиты населения осуществляют координацию деятельности центров на подведомственной территории и оказывают им организационно - методическую и практическую помощь.
Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету и печать с полным наименованием Центра. Центр вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, зарегистрированную в установленном порядке эмблему, а также открывать в установленном порядке счета в банках на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Центр вправе открывать в качестве обособленных подразделений вне места своего расположения филиалы, выполняющие часть его функций. Филиал Центра не является юридическим лицом, действует на основании утверждаемого директором Центра положения о филиале Центра. Филиал Центра организует свою работу от имени и в
интересах Центра на основании доверенности, выдаваемой директором Центра.
Центр для достижения поставленных перед ним задач может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую этим задачам и не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Доходы от этой деятельности, а также приобретенное за счет доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Центра и учитываются на отдельном балансе.
Здания или помещения, в которых располагается Центр и его филиалы, находятся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в государственную или муниципальную собственность и закрепляться за Центром во владение, пользование и распоряжение с соблюдением норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Центр не подлежит приватизации и не может быть перепрофилирован на иные виды деятельности, а закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в залог. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально - бытового благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно - гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда. Центр возглавляет директор Центра, назначаемый соответствующим органом социальной защиты населения.
Основными задачами деятельности Центра являются:
Разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического обеспечения населения на территории, обслуживаемой Центром. Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.д.), общественными (комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.) и религиозными организациями и объединениями.
Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию. Оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с федеральным или территориальным перечнем гарантированных государством услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи.
Трудовая реабилитация граждан в лечебно - трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в введении Центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда Российской Федерации. Внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке и местных социально - экономических условий региона. Привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении.
Осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра. Структурными подразделениями Центра являются отделения социального обслуживания на дому, социально-медицинского обслуживания на дому, дневного пребывания, срочного социального обслуживания, социальной реабилитации, а также социальная столовая (буфет). В Центре могут создаваться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его целям и задачам.
Структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра. Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурным подразделением;
- оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;
- содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей;
- осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;
- обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством. Каждое структурное подразделение Центра возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра.
Контроль за деятельностью структурных подразделений осуществляется руководством Центра, заведующими соответствующих структурных подразделений, а также органами здравоохранения, госсанэпиднадзора, финансов, налоговой инспекции в пределах их компетенции. Социальное обслуживание граждан структурными подразделениями Центра может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе. Противопоказаниями к зачислению граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра являются: наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям оформляется совместным заключением его руководства и врачебно - консультативной комиссии учреждения здравоохранения.
Снятие граждан с обслуживания структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра по личному заявлению обслуживаемого лица, при истечении сроков обслуживания, нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских противопоказаний, нарушении гражданами установленных норм и правил при предоставлении им социальных услуг.
При отказе граждан от обслуживания, при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения и получено письменное подтверждение о получении ими такой информации.
Решение об отказе от принятия на обслуживание или снятия с обслуживания граждан может быть обжаловано ими или их законными представителями в органы управления социальной защиты населения, а также в суд.
Питание граждан может осуществляться как в Центре, в том числе в социальной столовой (буфете), так и на предприятиях общественного питания.
Вместо затрат, предусмотренных на содержание специального автотранспорта для обслуживания граждан, могут производиться расходы на наем автомобилей в автотранспортных или иных предприятиях.
Оформление документов, связанных с обслуживанием граждан в Центре, осуществляется в соответствии с примерными образцами документов.
Муниципальное учреждение является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, имеет юридический адрес, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевой и иные счета в органах казначейства, печать с изображением Герба субъекта Российской Федерации со своим наименованием и наименованием Учредителя, штамп для согласования документов, бланки, фирменную символику и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.
Наименование Учреждения: – муниципальное бюджетное учреждение Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области.
Учредителем учреждения является отдел социальной защиты населения Баганского района. Учреждение действует под руководством Учредителя, который оказывает Центру организационно-методическую и финансовую помощь. Контроль за деятельностью Учреждения осуществляется учредителем или его законным представителем на территории муниципального образования, финансовым управлением района, а также государственными органами Госсанэпиднадзора, налоговой, контрольно-ревизионной и другими государственными службами в пределах их компетенции. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостатке денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Учредитель.
Учреждение является некоммерческой организацией и финансируется из средств областного бюджета на основе сметы доходов и расходов в соответствии со статьей 31 Федерального Закона № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Уставные направления деятельности Центра могут финансироваться за счет средств федеральных, областных, муниципальных целевых программ. Центр пользуется дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии со статьей 32 ФЗ № 122 - ФЗ.
В состав Комплексного центра социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области включаются следующие отделения:
- срочного социального обслуживания и консультирования;
- социально-реабилитационное;
- профилактики безнадзорности, правонарушений детей и подростков;
- социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
- филиал – «Специальный дом для одиноких престарелых № 1»;
- филиал «Специальный дом для одиноких престарелых № 2»;
- филиал «Отделение интенсивного ухода (милосердие)».
Учреждение осуществляет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации в соответствии с Федеральными законами, Указами Президента РФ, правительственными документами, областными законами, постановлениями и распоряжениями органов государственной власти, приказами и распоряжениями Управления социальной защиты населения Баганского района.
Деятельность Центра направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических мероприятий, для чего осуществляется:
- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического благополучия граждан на территории муниципального образования;
- выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определении необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;
- оказание гражданам социально-педагогических, юридических, социально-психологических, социально-медицинских, социально-бытовых, торговых, консультативных и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности их оказания, участие в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с уполномоченными компетентными органами;
- привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и других), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и так далее) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координации их деятельности в этом направлении;
- оказание дополнительных платных услуг населению.
Учреждение решает задачи:
1) Восстановления социального статуса пожилых граждан и инвалидов, попавших в трудные жизненные ситуации, их материально-бытовой поддержки, социально-трудовой и социально-психологической адаптации путем проведения медико-социальных и социокультурных реабилитационных мероприятий.
2) Доврачебной медицинской помощи и социально-бытовой поддержки пожилых граждан и инвалидов, по состоянию здоровья частично утративших способность к самообслуживанию или по медицинским показаниям нуждающихся в посторонней помощи социальной поддержке, на дому и в специализированных отделениях Центра.
3) Организации социальной помощи и поддержки семьям и одиноко проживающим гражданам, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, а также попавшим в экстремальную ситуацию, в первую очередь многодетным, неполным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, одиноким пенсионерам, получающим социальную пенсию.
4) Содействия гражданам в решении социально-правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения.
Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую или иную приносящую доходы деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством по согласованию с Учредителем и использовать доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество в соответствии со статьей 120 и статьей 298 Гражданского кодекса РФ на развитие Учреждения в целях оказания социальной поддержки гражданам.
Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, направляются Учреждением на цели, не противоречащие уставным.
Учреждение руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, инструкциями по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, инструкциями Минфина о ведении бухгалтерского учета предпринимательской деятельности в бюджетных учреждениях и другими нормативными актами.
Учреждение имеет право в установленном порядке и в соответствии с уставом и действующим законодательством Российской Федерации:
- приобретать или арендовать при осуществлении хозяйственной деятельности основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, и получаемых для этих целей ссуд и кредитов;
- планировать свою деятельность и определять перспективы развития по согласованию с учредителем, а также исходя из спроса потребителей на продукцию, работы и услуги;
- учреждать с согласия учредителя обособленные подразделения (филиалы, представительства) с правом открытия текущих и других счетов без права юридического лица.
Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области обязано:
- предоставлять учредителю сметно-финансовую документацию в полном объеме утвержденных форм и по всем видам деятельности;
- согласовывать с Учредителем структуру Учреждения;
- нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств;
- обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный работнику увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- нести ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.);
- обеспечить передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, в архивные фонды в соответствии с согласованным перечнем документов;
- средства областного бюджета расходовать строго в соответствии с утвержденными росписью и лимитами бюджетных средств;
- осуществлять оперативный бухгалтерский учет результатов, вести статистическую и бухгалтерскую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в порядке и сроки, установленные законодательством РФ.
В учреждении формируются фонд оплаты труда, материального поощрения, развития производства, социального развития, социальной помощи, резервного и других фондов. Порядок формирования и использования фондов определяются Комплексным центром социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области по согласованию с учредителем. Средства, поступающие от оплаты предоставляемых услуг, расходуются в соответствии с Положением о порядке использования средств, поступающих на счета учреждений социального обслуживания от оплаты социальных услуг, утвержденным приказом учредителя.
Учреждение определяет свою учетную политику, ведет бухгалтерскую статистическую отчетность в установленном законом порядке и несет ответственность за ее достоверность. По разным видам (бюджетной и внебюджетной) деятельности ведется раздельный бухгалтерский учет.
3 ноября 1965 года был образован Баганский район, в который вошли Андреевский, Китай-Городский, Палецкий сельсоветы, выделенные из Карасукского района, и Баганский, Вознесенский, Грушевский, Казанский сельсоветы, выделенные из Купинского района.
Территория района общей площадью 3367,8 кв.км. расположена в юго-западной части Новосибирской области на расстоянии 450 км от областного центра г. Новосибирска Протяженность района с севера на юг составляет 103 км и с запада на восток- 60 км.
На его территории расположено 9 муниципальных образований, 44 населенных пункта. Численность населения Баганского района на 01.01.2020 года составила 17983 человека. На протяжении последних лет численность населения постоянно снижается. Все население района сельские. Крупными селами являются – с. Баган, с. Палецкое, с. Савкино.с. Андреевка. Этнический состав населения следующий: русские, украинцы, белорусы, казахи, немцы и др.
Административный центр ‑ с. Баган с населением 5955 человек расположен на пересечении автомобильных дорог, идущих в двух направлениях: Карасук-Новосибирск, Купино - Омск и представляет собой компактный массив, в котором сосредоточены большинство предприятий практически всех производственных отраслей, имеющихся на территории района.
В целом динамика демографической ситуации в районе совпадает с тенденциями демографического развития области. За период 2017-2019годы численность населения района уменьшилась на 0,5 тысяч человек. К началу 2020 года численность населения Баганского района составила 17983 человек против 18483 человек в 2016 году. В 2020 году отмечен прирост населения.
Таблица 1 Основные показатели, характеризующие демографические процессы
Показатели | Годы |
|||
2017 |
2018 | 2019 |
||
1. Численность населения (чел.) |
18483 |
18085 | 17983 |
|
2. Доля в численности населения области (%) |
0,7 |
0,7 | 0,7 |
|
3. Общий коэффициент смертности (чел на 10000 чел. населения) |
141,7 |
165,9 | 144,6 |
|
4. Коэффициент миграционного прироста (чел на 10000 чел. населения) |
-249 |
-40 | -16 |
|
5. Коэффициент естественного прироста (чел на 10000 чел. населения) |
-0,5 |
-15 | -36 |
Особую остроту в последние годы приобрела проблема низкой рождаемости. Общий коэффициент рождаемости за этот период снизился с 136,3 в 2017 году до 108,4 в 2019 году на 10000 населения, то есть на 27,4%.
Также одной из наиболее острых проблем современного демографического развития района, сохраняющаяся в динамике, является высокая смертность населения. Коэффициент естественной убыли населения составляет 144,6 на 10000 населения. Число умерших в 2019 году в 1,3 раза выше числа родившихся. В общей структуре причин смерти населения района лидируют болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, несчастные случаи, травмы.
Таким образом, главной причиной депопуляции является естественная убыль населения, имеющая устойчивый и долговременный характер. Другой причиной снижения численности населения района является отрицательное сальдо миграции.
Возрастная структура населения за последние годы не претерпела значительных изменений.
Таблица 2 Структурные показатели численности населения
Показатели | Годы |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|
1. Структура населения: городское и сельское (%) |
100 |
100 |
100 |
1. Возрастная структура населения (%): - моложе 16 лет - трудоспособного возраста - пенсионного возраста |
20 57 19 |
23 55 18 |
22 57 18 |
3. Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения (чел.) |
3364 |
3238 |
3267 |
4. Показатель «детской нагрузки» на трудоспособное население (численность населения моложе 16 лет на одного трудоспособного) |
0,35 |
0,41 |
0,38 |
5. Показатель «пенсионной нагрузки» на трудоспособное население (численность стоящих на учете пенсионеров на одного трудоспособного) |
0,32 |
0,33 |
0,33 |
6. Общая «нагрузка» на трудоспособное население (чел.) (4+5) |
0,67 |
0,74 |
0,71 |
В районе функционирует специализированный дом для одиноких престарелых граждан и инвалидов, в нём проживает 14 человек, отделение Милосердия на 20 коек, и 42-х квартирный дом Ветеранов, в котором проживает 62 человека.
В 1998 году в районе открыт ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения со стационаром социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов», в котором действуют отделения срочной помощи и надомного обслуживания.
Социальные услуги населению в районе оказываются МБУ «КЦСОН Баганского района». За 2019 год отделениями центра социального обслуживания населения оказано всего - 183339 услуг – 4970 человекам (за 2019- 92231 услуги, 4242 чел.).
На 01.01.2020 года в отделении срочного социального обслуживания и организационно-методического сопровождения на учете состоит 812 (2019-858) малообеспеченных семей, в них 3097 (2019-3 170) человек, из них 1575(2019-1533) детей, что составляет 17,3% (2019 г – 17,6%) от численности населения.
Рис. 1. Количество граждан, которым оказаны услуги отделением социальной защиты
За 2019 год отделением срочного социального обслуживания и организационно-методического сопровождения оказано 1315 социальных услуг. Услуги оказаны 635 человекам.
Экономическая помощь оказана 799 (2019-838) семьям, в которых обслужено 2179 (2019- 2 276) человек. Им оказано 4509 (2019-3614) услуг на сумму 4222 322 (2019-2 561 071) рублей, что в среднем на 1 человека составляет 1938 (2019-1 125) рублей.
В том числе:
Таблица 3 Виды помощи в МБУ «КЦСОН Баганского района»
Наименование помощи |
Чел./семей 2019 |
Сумма 2019 |
Чел./семей, 2020 |
Сумма, 2020 |
1. Продукты и новогодние подарки |
1348/657 |
169 235 |
1619/690 |
212 446 |
2. Горячее питание (оздоровление) |
114 чел. |
135 720 |
81 |
87 480 |
3. Вещевая (и прочая )помощь |
140 чел |
174 274 |
102 чел |
116 570 |
4. Социальная помощь на платное лечение |
13 семей |
47 000 |
17 семей |
95 000 |
5. Оплата проезда |
32 семьи |
67 900 |
37 семей |
64 350 |
6. Остальные денежные средства |
402 семьи |
1 044 804 |
323 семьи |
746 054 |
7. Детские оздоровительные путёвки и доставка |
185 чел. |
2 583 390 |
92 чел. |
992 817 |
На эти цели были затрачены средства из бюджетов всех уровней: 1. Областной бюджет: 3938,6 т.р.(2019-2076,1)
2. Местный бюджет: 283,7 т.р.(2019- 192,7)
3. Федеральный бюджет: - (2019-292,3)
На финансирование культурно-массовых мероприятий израсходовано 11,3 т.р. (2019г- 22,8 т.р.)
Подготовлено:
- 17 заседаний (2019 г. - 11) районной комиссии «Об оказании материальной социальной помощи малообеспеченным жителям Баганского района».
- 16 (2019 - 16) пакетов документов по заказу «Отдела пособий и социальных выплат»,
- 3 (2019 - 3)пакета документов для «Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту».
- 35 (2019 - 53) заявлений об оказании адресной натуральной помощи. Министерством принято решение об оказании помощи 28 (2019 -35) заявителям, отказано 7(2019 - 18).
Зарегистрировано:
- 1201 (2019 - 1041) выходов в семьи, состоящие на учете и по заявлениям на оказание материальной помощи;
- устных обращений граждан: 6 611 (2019 - 7791);
Выдано 297 (2019 - 313) справок на социальную стипендию.
На ярмарку вещей бывших в употреблении поступило 715 (2019-535) единиц, выдано 676(2019 - 493) единиц.
Специалистами отделения оказано содействие отделу пособий и социальных выплат по сбору пакетов документов на меры социальной поддержки гражданам различных категорий:
1.- 474 (2018 - 589) пакета документов на оформление субсидии на оплату ЖКХ,
2.- 850 (2018 - 785) пакетов документов для оформления деклараций на ежемесячное пособие на детей.
Обследовано 465 участников ВОВ и тружеников тыла, на каждого составлен социальный паспорт.
Отделу пособий и социальных выплат предоставлены списки многодетных семей, наиболее нуждающихся в получении компенсации на приобретение школьной формы (110 семей, в которых обучается 255 детей).
Специалистами отделения подготовлено 43 пакета документов на оказание единовременной материальной помощи при поступлении ребёнка из многодетной семьи в первый класс общеобразовательных учебных заведений.
На 1.010.2020 года на социальном обслуживании на дому состоит 117 (122) человек, из них 79 (86) женщины и 38 (36) мужчин в их число входят граждане пожилого возраста 50 (56) человек, инвалиды 51 (46), УВОВ 4 (5), ИВОВ 6 (9), вдов 6 (7) человек. Обслуживают их 13 социальных работников и 32 (26) человека работающих по договору.
За отчетный период проведено 298(350) плановых посещения в результате которых были обследованы условия проживания одиноких граждан, находящихся на обслуживании и проверена работа 68 (148) социальных работников.
Социальными работниками за данный период осуществлено 27637 (25890) посещений на дому и оказано 63549 (73693) услуг. В кассу Центра поступило от оказания социально-бытовых услуг 108897 (56269) рублей, от услуг парикмахера и швеи 3600(6800) рублей, всего 11897 (66425) рублей. В 2019 году филиалом «Дом-интернат интенсивного ухода (милосердия)» было оказано 96971 платных услуги на сумму 480480 руб. Оказано содействие в оформлении и доставки 15 (4) пенсионеров в филиал «Дом-интернат интенсивного ухода (милосердия)» в с. Казанка, что было решено на 12 (8) заседаниях комиссии по распределению социального жилья, было рассмотрено 37 (36) заявлений. Согласно реализации 122 Закона «О Ветеранах» за 2019 год продано 1429 (1756) проездных билета для льготной категории граждан. На конец отчетного периода на территории Баганского района проживает 989 взрослых инвалидов (2019 г.- 945 чел.), детей-инвалидов – 59 человек (2019 г.- 61 чел.).
Таблица 4 Виды социальных услуг, оказанных Отделом пособий и социальных выплат МБУ «КЦСОН Баганского района»:
на 01.01.2019 |
на 01.01.2020 |
|
Социально-медицинских |
5302 услуг- 171 чел. |
6714услуг - 97 чел. |
Социально-педагогических |
2502 услуг- 511 чел. |
3118 услуг - 327 чел. |
Социально-психологических |
1392 услуг- 153 чел. |
4129 услуг – 64 чел. |
Социально-экономических |
- |
276 услуг-147 чел. |
Социально-бытовых |
- |
929 услуг – 95 чел. |
Социально-правовых |
- |
50 услуг – 39 чел. |
всего |
9196 услуг – 491 чел. |
15 216 услуг- 235 чел. |
За отчетный период в отделении зарегистрировано 536 устных обращений граждан (2019г.-385). Основной категорией обратившихся являются инвалиды, родители детей-инвалидов по вопросам реализации ИПР и прохождения реабилитации, а также люди пенсионного возраста и родители н/летних детей по вопросам оздоровления в ДОЛ и СОЛ области, в отделении и организации досуга.
В течение данного периода по рекомендациям ИПР инвалидов направлены для прохождения реабилитации в Областной центр социокультурной реабилитации инвалидов 5 человек, в Областной реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями 5 детей.
За отчетный период отделением профилактики безнадзорности, правонарушений и бродяжничества детей и подростков всего оказано 1779 педагогических услуг: 55 детям, 205 взрослым (2019г - 1148 услуг 82 детям, 107 взрослым).
В Баганском районе на учете ОПБПБДП КЦСОН состоит 98 неблагополучных семей, в которых проживает 256 детей (2019 г:105 семьи, 280 детей). За отчетный период выявлено и поставлено на учет 18 семей, в которых проживает 38 несовершеннолетних (2019 г: 14семей 32 ребенка), снята с учета 25 семья 59 детей, из них 14 - по исправлению (2019 г: 11 семей- 26 детей, них 1 по исправлению). Преобладающий фактор риска – криминальный, т.к. большинство родителей в этих семьях злоупотребляют спиртным, ранее судимы, дети в этих семьях безнадзорны, педагогически запущены, 26 из них состоят на учете в ОВД за правонарушения (2019 – 24).
Важная роль при работе с семьями «группы риска» отводится социальному патронажу. За отчетный период проведено – 1050 выходов в семьи (2019 г. – 1084). Основная цель патронажа – восстановление нормальных условий для проживания и воспитания детей в семье.
Эффективность работы с неблагополучными семьями и несовершеннолетними, склонными к правонарушениям, достигается путем совместной работы всех подразделений профилактики. Совместно с ПДН ОВД, социальными педагогами школ, ОКДН и ЗП, УИИ проведено 41 рейд (2019 г. - 45), обследовано 126 семей (2019 г. – 130). Приняли участие в 12 КДН и ЗП рассмотрено 76 материалов на несовершеннолетних (2019 г. - 75). Направлено в Отдел опеки, ОВД, ЦРБ, УИИ, КДН, 176 материалов по фактам неисполнения родительских обязанностей (2019 г. – 98).
Оказано содействие в лечении 25 родителей из СГР от алкогольной зависимости (2020 г. – 14).
Организовали устройство 16 несовершеннолетних из 11-ти семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в социально реабилитационные центры для несовершеннолетних Татарского района и Краснозерского района. Оказано содействие в устройстве 1 несовершеннолетней (р\инв) из СГР, оказавшейся в ТЖС в Чумаковскую школу-интернат Куйбышевского района.
Проделанная работа позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, Центр социального обслуживания является важнейшим элементом в системе социального обслуживания населения, играет важнейшую роль в жизнедеятельности пенсионеров, инвалидов, людей с ограниченными возможностями.
Во-вторых, Центры социального обслуживания могут оказать доступные по средствам услуги в самообслуживании гражданам пожилого возраста и инвалидам.
В-третьих, Центр социального обслуживания имеет большую структуру, которую входят: отделение социального обслуживания на дому, отделение срочного обслуживания, отделение социально-медицинского обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, социально-реабилитационное отделение, социальную столовую.
Такой большой спектр услуг, оказываемых Центром социального обслуживания позволяет найти индивидуальный подход к каждому гражданину, оказавшемуся в той или иной трудной жизненной ситуации и найти выход из этой ситуации.
Социальные услуги населению в районе оказываются МБУ «КЦСОН Баганского района». За 2020 год отделениями центра социального обслуживания населения оказано всего - 183339 услуг – 4970 человекам (за 2019- 92231 услуги, 4242 чел.).
На 01.01.2021 года в отделении срочного социального обслуживания и организационно-методического сопровождения на учете состоит 812 (2009-858) малообеспеченных семей, в них 3 097 (2019-3 170) человек, из них 1575(2009-1533) детей, что составляет 17,3% (2019 г – 17,6%) от численности населения.
https://kursovik1.ru
1. Архангельский В. Н. Потребности пожилого населения в социальном обслуживании // Психология зрелости и старения. – 2014. - N 2. - С. 36-59
2. Асеева И. Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у работников социальных служб // Работник социальной службы. - 2018. - N 1. - С. 75-103
3. Волобаев В. М. К вопросу о функциональном диагнозе синдрома эмоционального выгорания // Психотерапия. - 2018. - N 11. - С. 25-29
4. Гоппе С. Социальная работа в ее жизни // Социальное обеспечение. – 2016. - N 9. - С. 24-25
5. Киршин П. А. Опыт изучения и профилактики синдрома эмоционального сгорания работников социальной службы // Работник социальной службы. - 2017. - N 4. - С. 101-105
6. Коваленко И. К вопросу об "эмоциональном выгорании" // Вопросы социального обеспечения. – 2017. - N 8. - С. 19
7. Огибалов Н. В. Работа с пожилыми людьми // Социальная работа. – 2019. - N 2. - С. 38-40
8. Папанова О. А. Синдром эмоционального выгорания у студентов - будущих социальных работников и способы его профилактики // Высшее образование сегодня. - 2018. - N 9. - С. 49-53
9. Прокохина М. И. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2017. - N 6. - С. 78-103
10. Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на селе: инновационные формы и методы – М. : [б. и.] , 2018. - 209 с.
11. Топчий Л. В. Социальное обслуживание пожилых людей: новые шаги к инновационным технологиям и созданию благоприятной обстановки // Работник социальной службы. – 2019. - N 1. - С. 49-57