Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Формирование культуры учебного труда у учащихся 2-го класса

В наличии
0 руб.

Диплом Формирование культуры учебного труда у учащихся 2-го класса

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

Будем благодарны если Вы поддержите проект

Скачать

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА У УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА…...…………………………

1.1. Проблема формирования культуры учебного труда у младших школьников в педагогических исследованиях…………………………………………….

1.2. Особенности развития культуры учебного труда у учащихся второго класса..............................................................................................................................

1.3. Содержание форм, методов и приемов работы по формированию культуры учебного труда у учащихся 2-го класса……………………………………………...

Выводы по 1 главе……………………………………………………………………..

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА…………………………………………………..

2.1. Диагностическая программа исследования и обоснование методик………….

2.2. Результаты исследования……………….

2.3. Проект или цикл занятий по формированию культуры учебного труда второклассников…….


ВВЕДЕНИЕ

Акутальность иссследования

Культура учебного труда представлена как интегративное качество личности, которое в совокупности личностного, мотивационно-потребностного, интеллектуально-творческого и организационно-деятельностного компонентов определяет эффективность учебной деятельности, возможность учащегося качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять умственную работу в процессе обучения.

В условиях изменений, происходящих в жизни современного общества, возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и обще учебных умений, универсальных значимых компетенций, ответственности, организованности.

В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования (второго поколения) формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования, которое будет ориентировано на обеспечение самоопределения и самообразования личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, формирования культуры учебного труда.

Таким образом, актуальность исследования определяется: социальным заказом на творческую, самостоятельную личность. Формирование универсальных учебных умений - это одна из главных идей Стандарта, но для ее реализации весьма необходимым является воспитание культуры учебного труда.

Важность воспитания культуры учебного труда сегодня осознаётся как теоретиками, так и практиками педагогики. За последние два десятилетия для развития учебно-познавательных способностей учащихся сделано уже немало. В программы учебных предметов включены разделы, в которых указано, какими умениями должны овладеть учащиеся.

В монографии А.С. Грашицкой «Научить думать и действовать» ученый с практическим опытом учителя рассказывает, как организовывать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальным развитием умственных способностей учащихся» [4, с. 43].

Также варианты решения данной проблемы отображены в таких пособиях как книга П.Я. Гальперина «Формирование умственных действий и понятий», Н.В. Гузина «Учись учиться», С.Н. Зинченко «Почему детям бывает трудно учиться» и др.

Интересующая нас проблема отражена и в других научных трудах, что говорит о ее изученности и достаточно полной освещенности. Однако проблема заключается в поиске условий формирования культуры учебного труда младших школьников.

Цель исследования – теоретически обосновать и определить способы и средства формирования культуры учебного труда у учащихся 2-го класса.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования культуры учебного труда у младших школьников.

2. Систематизировать возрастные особенности учеников младшего школьного возраста (7-8 лет).

3. Осуществить отбор содержания и методов формирования культуры учебного труда у учащихся 2-го класса.

Провести диагностику.

4. Разработать программу по формированию культуры учебного труда у учащихся 2-го класса.

Объект исследования – учебный труд учащихся младших классов.

Предмет исследования – педагогические условия формирования культуры учебного труда у учащихся 2-го класса.

База исследования: МОУ «Разметелевская СОШ», учащиеся 2 класса

Для решения поставленных задач были использованы разнообразные методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; беседа; анкетирование; проектирование; метод экспертных оценок.

Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка информационных источников и приложений к работе.

В первой главе рассмотрено понятие «культура учебного труда», основные принципы его формирования, место культуры учебного труда в начальном образовании. Изучены возрастные особенности учеников младшего школьного возраста, описано содержание форм, методов и приемов работы по формированию культуры учебного труда у учащихся 2-го класса.

Во второй главе … .

В третьей главе … .

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА У УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА

1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования учебного труда у младших школьников

Учебный труд – это «специфический вид деятельности, связанный с процессом приобретения новых знаний, умений и навыков или изменения старых»[1].

Основы теории учебного труда были заложены такими научными деятелями как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, А.П. Нечаев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И. Лингарт, Й. Ломпшер и др.

Современные педагоги и психологи (Б.Г. Ананьев, П.Р. Атутов, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.Н. Скаткин, Б.М. Теплов и др.) в своих исследованиях приходят к выводу о том, что учебный труд оказывает влияние на развитие сознания, познавательных способностей и психики в целом.

Наблюдения за практикой учебно-воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях свидетельствуют о том, что в учебной деятельности младших школьников нередко проявляются в результате нежелательных перегрузок, явления: утрата снижение внутренней работоспособности, организованности, потеря уверенности в своих силах, смещение или потеря цели и др. Одной из причин проявления подобных явлений является отсутствие достаточно рациональной, научно обоснованной системы организации учебного труда младших школьников.

В научной литературе отмечается, что в 70–90-е гг., то есть в стартовый период разработки различных вариантов классификаций общеучебных умений и навыков, большое влияние оказали работы Ю.К. Бабанского. Бабанский, опираясь на теорию деятельности, выделил в классификации основных умений и навыков учебного труда три группы. Эта классификация отображает традиционный подход к структуре учебного труда. Учебно-организационные умения включают умение принимать и намечать задачи деятельности, умение рационально планировать деятельность, умение создавать благоприятные условия для деятельности: режим дня, гигиена рабочего места, закаливание. Учебно-информационные умения состоят из умения осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочниками и др., работать с техническими источниками информации, осуществлять наблюдение. Учебно-интеллектуальные умения включают умения мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, логически осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности[2].

В ФГОС НОО второго поколения данная классификация имеет отображение в универсальных учебных действиях, перекликаясь с метапредметными и личностными планируемыми результатами учебной деятельности.

Таким образом, культура учебного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель – это своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности.

Основные принципы формирования культуры учебного труда[3]:

- чередование периодов умственной работы с отдыхом или другими, в том числе физической работы;

- выбор удобного для работы времени с учетом предшествующей деятельности и той, что будет следовать за данной работой;

- составление и использование определенной системы в работе, организации рабочего места, системы расположения учебных материалов и пособий;

- знание общих правил учебной деятельности и умение следовать им в своей работе.

Овладение культурой учебного труда поможет легче включаться и дольше заниматься напряженной интеллектуальной деятельностью.

Вполне очевидно, что культура учебного труда есть часть социальной культуры, а потому основой его сущностного определения должно стать понятие культуры в его широком смысле.

Наиболее подходящим для наших целей представляется определение культуры, данное в кратком философском словаре под редакцией М. Розенталя и П. Юдина: «культура есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном историческом этапе развития общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства и сопутствующих им учреждений»[4].

Каждое поколение предпринимает определенные усилия для того, чтобы передать весь накопленный до него и им самим культурный потенциал новому поколению, способствуя тем самым переходу последнего на более высокую ступень психического развития. Полнее всего это происходит в условиях обучения.

Дополнительный материал к пониманию культуры учебного труда дает анализ такого связанного с ним понятия как «информационная культура». В широком смысле информационная культура – это система информационных ресурсов общества, которая предполагает создание, переработку, хранение, поиск, передачу и потребление информации.

Понятия «культура учебного труда» и «информационная культура личности» во многом совпадают, что дает нам основание использовать их иногда как взаимозаменяемые. Выражения «рациональная организация учебной деятельности», «совершенствование учебного труда», «повышение эффективности учебной деятельности», «оптимизация учения», «научная организация учебного труда» также имеют некоторую общность, однако в специальной литературе принято различать их смысловые оттенки[5]:

- рациональная организация учебной деятельности – улучшение ее структуры и более целесообразная организация информационного поведения участников этой деятельности;

- совершенствование учебного труда – обновление отдельных форм и методов учения, приведение их в соответствие с современными требованиями и влечет за собой частичное (нецелостное) его улучшение;

- повышение эффективности учебной деятельности, как правило, соотносится с более высокой ее результативностью безотносительно к тому, какими средствами она достигнута;

- оптимизация учения предполагает повышение эффективности наиболее целесообразными для данной конкретной ситуации средствами;

- научная организация учебного труда – наиболее широкое понятие из всех вышеперечисленных, так как включает в себя рационализацию, совершенствование и оптимизацию труда как более частные приемы. Ближе всего она находится к понятию культуры учебного труда, хотя полностью с ней и не совпадает.

Культура учебного труда – ядро общей культуры учащегося, на котором базируется эффективность и результативность процесса обучения, реализация познавательных способностей личности. Существует прямая зависимость между уровнем культуры учебного труда и такими важнейшими характеристиками процесса обучения, как качество формируемых знаний и умений, познавательная активность, стили мышления, социальная компетентность. Целенаправленное формирование культуры учебного труда является, таким образом, не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса. Актуальность этой проблемы растет по мере ускорения темпов технологизации образовательного пространства, которая стремительно изменяет само содержание и формы интеллектуального труда[6].

В начальном образовании важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Таким образом, условие эффективности воспитания – самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.

Таким образом, формирование культуры учебного труда у младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса и формирования личности ученика. Для того чтобы грамотно организовать данный процесс, необходимо знать возрастные особенности учеников начальной школы, а также основные методы и приемы, позволяющие решить поставленную задачу.

1.2. Особенности развития культуры учебного труда у учащихся второго класса

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребенка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций[7].

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладанием операционального мышления в понятиях[8]. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Учение в младшем школьном возрасте только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция[9].

В ходе образовательного процесса младший школьник овладевает основными универсальными учебными действиями. Они могут быть приобретены учеником в условиях соблюдения им определенных требований[10]:

- обучение носит деятельностный характер;

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

- правила аттестации отличаются четкостью и понятны всем участникам учебного процесса;

- используются продуктивные формы групповой работы.

Т.С. Гарькавая выделяет еще и самостоятельную работу младших школьников. Она считает, что в процессе обучения необходимо не только вооружить младшего школьника знаниями по предмету, но и научить получать эти знания самостоятельно. Выполнение самостоятельной работы требует от младших школьников напряжения умственных способностей, умения планировать свои действия, проявлять творческую инициативу, т. е. владение культурой учебного труда. Автор полагает, что самостоятельная работа младших школьников – это, прежде всего, выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя[11].

Культура учебного труда представляет собой совокупность личностного, мотивационно-потребностного, интеллектуально-творческого и организационно-деятельностного компонентов, определяющих эффективность учебной деятельности.

Личностный компонент – базовый компонент, обеспечивающий готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирующий познавательную самостоятельность, познавательную активность, мировоззрение и духовный мир личности, а складывающиеся при этом личностные позитивные отношения учеников к самому учебному процессу, его направленность оказывают воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда[12].

Первой психологической проблемой, с которой сталкиваются учителя, поставившие себе целью воспитание культуры умственного труда школьников, является слабая мотивация учения и как следствие – недостаточность стремления совершенствоваться в этом виде деятельности[13].

Мотивационно-потребностный компонент широко изучен психологами и педагогами. Психологи утверждают, что человеческая деятельность полимотивирована, но один из мотивов обычно является ведущим. Он придает деятельности личностный смысл.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Мотивационно готовым к учебной деятельности является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах[14]:

- ребенок хочет учиться в школе и переживает при отсутствии такой возможности;

- учение привлекает его как серьезная, социально значимая деятельность;

- сформирована широкая полимотивация учения;

- сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;

- сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;

- ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты обучения в школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к учебной деятельности эти компоненты не могут иметь большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения (А.Л. Чепкасова)[15].

Интеллектуально-творческий компонент. Интеллект очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий.

Принято выделять интеллект, связанный со способностью оперировать словесным материалом (вербальный интеллект), и интеллект, связанный с символическим, пространственным, графическим материалом (невербальный интеллект). Уровень развития того или иного вида интеллекта во многом определяет успешность ребенка в учебной деятельности. Как способность к познанию, интеллект является «индикатором» обучаемости человека.

Развитию интеллекта во многом способствует развитие логического мышления младшего школьника. Рассмотрим педагогические условия, способствующие формированию логического мышления ученика[16]:

1. Задания на уроках, которые побуждают детей размышлять.

2. Лучше, когда такие задания не только на уроках математики, а и на всех остальных. А некоторые учителя делают логические пятиминутки между уроками.

3. Общение с учителем и сверстниками — в урочное и неурочное время. Размышляя над ответом, путями решения задачи, ученики предлагают разные варианты решения, а педагог просит их обосновывать и доказывать правильность своего ответа. Таким образом, младшие школьники учатся рассуждать, сопоставлять разнообразные суждения, делать умозаключения.

4. Хорошо, когда учебный процесс наполнен элементами, где ученик: может сравнивать понятия (предметы, явления), понимать различия между общими признаками и отличительными (частными) выделять существенные и несущественные признаки не брать во внимание несущественные детали анализировать, сравнивать и обобщать.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности[17].

В контексте нашего исследования любая деятельность человека, в том числе и интеллектуальная, представляет собой творческий акт, ибо и субъект, и объект выходят из акта деятельности иными, чем они вошли.

Еще одной важной составляющей единицей культуры учебного труда является организационно-деятельностный компонент, т.е. качества и способности, которые проявляются в умении определить цели и задачи предлагаемой работы, наметить пути и средства достижения поставленной цели, умении контролировать результаты и процесс своей работы, умении оценивать степень своего усвоения учебной информации.

Организационно-деятельностная сторона очень широкая и включает в себя гигиенические требования. Они рассматриваются не только как умение знать и соблюдать гигиенические требования, но и как умение применять их к умственной работе (умение учитывать особенности своей памяти, внимания и т.п.). Гигиена учебной работы имеет целью разработку мероприятий и средств, обеспечивающих в процессе обучения наименьшие затраты организма учащихся, в первую очередь коры головного мозга, и предупреждающих развитие большого утомления и тем более переутомления детей и подростков[18].

Именно на этапе младшего школьного возраста возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Использование различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в огромной степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям школьной среды и успешного протекания учебной деятельности, являющейся основной на данном периоде развития ребенка[19].

В процессе воспитания культуры умственного труда младшего школьника необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом[20].

Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы[21]. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

1.3. Содержание форм, методов и приемов работы по формированию культуры учебного труда у учащихся 2-го класса

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить условия эффективного формирования культуры учебного труда младших школьников в процессе обучения.

При выделении педагогических условий мы опирались на значимые исследования Э.Д. Кондраковой, О.М. Луговой, И.П. Сергеевой, А.М. Халилова, И.Х. Хачировой, З.М. Чомаевой, О.М. Шкуропатовой, И.Р. Шнайдера и др.

Исследователи выделяют:

- целенаправленность деятельности по освоению культуры, приобщение человека к различным ценностям культуры этноса[22],

- целостность познавательного процесса, его технологичность, культурную ценность содержания учебного материала[23],

- личностно-ориентированный подход, активность обучающегося[24],

- опору на гуманистические и волевые качества личности, использование межпредметных связей[25],

- создание внутренней благоприятной социально-психологической сферы, опору на личный жизненный опыт обучающихся, формирование индивидуального стиля познавательной деятельности[26],

- организационно-практические условия, психолого-педагогические условия[27],

- совершенствование форм, методов и средств обучения, повышение самостоятельности, формирование творческих способностей, ценностное отношение к знаниям[28],

- усиление практической направленности учебного материала, уровень трудности познавательной деятельности, самостоятельную работу[29].

Анализ перечисленных условий свидетельствует об их многоплановости, и требует сведения в определенную систему и, поскольку они разнородны, акцентирования внимания на тех из них, которые значимы для формирования культуры умственного труда младших школьников.

Среди условий в данном исследовании мы выделили следующие: интерес к изучаемому материалу, его эмоциональную направленность, учет модернизации содержания образования, личностно-ориентированный характер методов и средств обучения, системную организацию обучения, опору на уровни организационной подготовки младших школьников, учет специфики учебного предмета. А так же создание развивающей среды, постепенное усложнение нагрузок и дозированность домашних заданий, использование индивидуализированных заданий, опора на самостоятельность ребят при выполнении заданий.

Изучение сущностных характеристик, психолого-педагогических механизмов гуманистической парадигмы образования, опыт и результаты исследований позволяют рассмотреть подробнее педагогические условия, способствующие формированию культуры учебного труда младших школьников и включающие[30]:

– гуманные субъект-субъектные отношения «учащийся – учитель», основанные на положениях личностно-ориентированной педагогики, проявляющиеся в эмоциональной составляющей их взаимодействия и составляющие основу положительной мотивации младших школьников к формированию культуры умственного труда;

– предоставление «права на ошибку»; создание ситуации успеха на всех этапах учебной деятельности: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий, а не боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий;

– владение учителем системой знаний о возрастных особенностях младших школьников, позволяющих последнему на высоком уровне овладеть знаниями, умениями и навыками, формировать положительное отношение к умственному труду;

– определение роли обобщенных умений и навыков и их значимости для организации и самоорганизации умственного труда; опора на самостоятельное овладение знаниями, основанных на активном участии младшего школьника в процессе обучения;

– специально организованное обучение младших школьников с целью успешного усвоения знаний о культуре умственного труда, формирования системы умений и навыков, лежащих в основе компонентов культуры умственного труда;

– опора на ценностный потенциал содержания образования, использование отечественного культурного наследия как эффективного средства, способствующего самоопределению личности младшего школьника в системе гуманистических ценностей;

– включение личностного опыта в процесс обучения, приобщение младших школьников к рефлексии результатов своего умственного труда.

Отметим, что удовлетворенная потребность вызывает у младших школьников положительные эмоции, что в свою очередь вызывает новые мотивационные состояния – желания и стремления вновь испытать радость, гордость, ощущение своих больших возможностей. Без благоприятной эмоциональной атмосферы не может состояться активная учебная деятельность. Состояние тревоги, страх, беспокойство угнетают и отрицательно сказываются на учебной деятельности младшего школьника и ее результатах.

Определенное значение имеет и волевая сфера. С одной стороны, учебный умственный труд требует от младших школьников проявления волевых усилий, когда возникают затруднения, и их необходимо преодолеть, а с другой стороны, способствуют развитию волевой сферы, когда затруднения преодолеваются.

Выше мы акценитровали внимание на важности развития самостоятельной работы младших школьников. Правильно организованная самостоятельная работа в начальной школе, с позиций культуры умственного труда, позволяет решить следующие задачи при обучении различным учебным предметам:

– выработать у младших школьников умения и навыки, требуемые программой в соответствии с целевой установкой школы;

– повысить сознательность и прочность усвоения знаний;

– научить младших школьников пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками в жизни и бытовой сферах;

– развивать у младших школьников их познавательные способности;

– привить младшим школьникам основы культуры умственного и физического труда, научить их основам самостоятельно трудиться, продуктивно и с интересом подходить к достижению поставленной цели;

– готовить младших школьников к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной деятельностью в дальнейшем.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы указать на следующий важнейший фактор формирования культуры учебного труда младших школьников – в том случае, если педагог не обладает указанными выше учебными умениями и навыками, его педагогическая деятельность, направленная на формирование культуры учебного труда у учеников, будет неэффективна и нерезультативна. Поэтому учителю, в первую очередь, необходимо обратить внимание на собственную компетентность в данной области.

Выводы по главе 1

Проведенный анализ теоретической и научно-методической литературы по проблеме формирования культуры учебного труда у младших школьников позволил сделать следующие выводы:

  • В современной образовательной системе отсутствует достаточно рациональная, научно обоснованная система организации учебного труда младших школьников.
  • Компонентами культуры учебного труда являются учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-интеллектуальные умения. В ФГОС НОО второго поколения данная классификация имеет отображение в универсальных учебных действиях, перекликаясь с метапредметными и личностными планируемыми результатами учебной деятельности.
  • Педагогическими условиями, способствующими формированию культуры учебного труда младших школьников, являются:

– гуманные субъект-субъектные отношения «учащийся – учитель», основанные на положениях личностно-ориентированной педагогики, проявляющиеся в эмоциональной составляющей их взаимодействия и составляющие основу положительной мотивации младших школьников к формированию культуры умственного труда;

– предоставление «права на ошибку»; создание ситуации успеха на всех этапах учебной деятельности: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий, а не боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий;

– владение учителем системой знаний о возрастных особенностях младших школьников, позволяющих последнему на высоком уровне овладеть знаниями, умениями и навыками, формировать положительное отношение к умственному труду;

– определение роли обобщенных умений и навыков и их значимости для организации и самоорганизации умственного труда; опора на самостоятельное овладение знаниями, основанных на активном участии младшего школьника в процессе обучения;

– специально организованное обучение младших школьников с целью успешного усвоения знаний о культуре умственного труда, формирования системы умений и навыков, лежащих в основе компонентов культуры умственного труда;

– опора на ценностный потенциал содержания образования, использование отечественного культурного наследия как эффективного средства, способствующего самоопределению личности младшего школьника в системе гуманистических ценностей;

– включение личностного опыта в процесс обучения, приобщение младших школьников к рефлексии результатов своего умственного труда.

Важнейшим фактором формирования культуры учебного труда младших школьников является, в первую очередь, сформированность её составляющих у самого педагога.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА

2.1. Диагностическая программа исследования и обоснование методик

Для диагностики уровня сформированности общеучебных умений и навыков (далее – ОУН) у учащихся 2 класса использовалась методика, предложенная специалистами Центра психологического сопровождения образования «Точка Пси»[31].

Большинство способов диагностики ОУН в научно-методической литературе предполагают проведение специальных мероприятий (например, контрольных тестов по отдельным дисциплинам, выполнение тестовых заданий, диагностических упражнений и т.п.). Однако на подобную диагностику ОУН требуется очень много времени и усилий. Предлагаемая методика не требует участия детей, в ней принимают участие только педагоги (6-8 человек) по основным предметам, которые работают в данном классе не менее 2-3 месяцев.

Каждый педагог получает три опросных листа («Интеллектуальные ОУН», «Организационные ОУН», «Коммуникативные ОУН») и заполняет их по инструкции. В средней колонке («Виды работы на уроке») даны отдельные характеристики учебной работы детей, которые проявляются у них постоянно. Педагог должен выбрать наиболее подходящую характеристику и поставить галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.

Каждой позиции, выбранной педагогом для каждого учащегося, соответствует определенный балл. Все полученные баллы складываются и записываются в строку «Общий балл». Далее общие баллы учащегося складываются и делятся на количество участников опроса, в результате чего получается среднеарифметический балл каждого учащегося по шкале. Отметим, что эти баллы являются условными: они необходимы для отнесения учащихся к определенной группе.

Процедура подсчета баллов по всем ОУН является одинаковой, различаются только ключи к ним.

2.2 Результаты исследования уровня сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся 2 класса

Анализ интеллектуальных умений и навыков учащихся 2 класса показал, что в классе преобладают учащиеся, принадлежащие к средней группе (66,7%) (рис. 1).

Рис. 1. Сформированность интеллектуальных умений и навыков у учащихся 2 класса

Учащиеся средней группы нуждаются в дополнительных разъяснениях со стороны педагога. У них средний темп интеллектуальной деятельности. Как правило, они выполняют задания по алгоритму, предложенному педагогом.

16,6% учащихся относятся к сильной группе. Они успешно воспринимают учебную информацию с первого раза, часто действуют творческими способами, решая учебные задачи, могут адекватно оценить свои способности и результаты работы.

К слабой группе относятся 16,7% учащихся. Они почти не могут действовать самостоятельно, тяжело воспринимают информацию в устной форме, не могут выделить новое и главное при интеллектуальной обработке информации. Они часто не видят свои ошибки, у них не сформировано представление об эталоне работы.

Анализ организационных умений и навыков учащихся 2 класса показал, что в классе преобладают учащиеся, принадлежащие к средней группе (80%) (рис. 2).

Рис. 2. Сформированность организационных умений и навыков у учащихся 2 класса

Учащиеся средней группы понимают учебную задачу как цель своей деятельности, но в ходе работе уточняют ее. В целом они придерживаются плана работы, но не всегда добиваются результата, который зачастую не проверяют. Они часто обращаются за помощью, но не всегда могут ей воспользоваться.

Учащиеся сильной группы (13,3%) заранее планируют свои действия, пользуются уже сформированными алгоритмами работы, придерживаются плана. Они всегда добиваются результата, проверяют работу, находят и исправляют ошибки.

Учащиеся слабой группы (6,7%), приступая к работе, не имеют плана, не задают уточняющих вопросов, действуют импульсивно, не видят допущенных ошибок.

Анализ коммуникативных умений и навыков учащихся 2 класса показал, что в классе преобладают учащиеся, принадлежащие к средней группе (53,3%) (рис. 3).

Рис. 3. Сформированность коммуникативных умений и навыков у учащихся 2 класса

Учащиеся средней группы иногда затрудняются сформулировать свои мысли, ответить на вопросы педагога, не всегда могут отстоять свою позицию, могут нарушать социальную дистанцию.

Учащиеся сильной группы (16,7%) ясно и четко излагают свои мысли, корректно отвечают на вопросы, аргументируют свою позицию и не нарушают социальную дистанцию.

К слабой группе относятся 30% учащихся. Они не понимают важности аргументации собственной позиции, не подчиняются общему решению группы, не умеют выстраивать общение со сверстниками и педагогами.

2.3 Проект

Тема проекта – «Как правильно просить»

Доминирующий метод – научно-исследовательский.

Данный проект ориентирован на учащихся 2 класса (средний возраст – 7-8 лет).

Проект направлен на обобщение и закрепление темы «Вежливые слова. Просьба», изученной ранее.

В основу проектной деятельности на уроке риторики во 2 классе была положена следующая гипотеза: если на уроке риторики во 2 классе использовать метод проектов в органической связи с программным материалом, то это будет способствовать:

- формированию метапредметных УУД;

- повышению уровня коммуникативной компетенции учащихся;

- улучшению мотивации и развитию познавательных интересов учащихся;

- развитию интеллектуальных умений критического и творческого мышления.

Основной целью проектной деятельности на уроке риторики во 2 классе была проверка истинности гипотетических положений в условиях экспериментального обучения.

Кроме того, целями урока с использованием метода проектов явились:

· обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Вежливые слова. Просьба»;

· закрепление практического умения употреблять вежливые слова, уметь попросить желаемое, научиться употреблять различные средства выражения вежливости;

· закрепление умения составлять монологическое и диалогическое высказывания;

· развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;

  • воспитание чувства взаимовыручки;
  • развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстами художественной литературы при поиске примеров.

Учитель предлагает ученикам следующую тему проекта: «Как правильно просить». Суть проекта заключается в том, что трем группам необходимо обосновать и доказать, что получить требуемое от человека можно или вежливо попросив, или умоляя, или же требуя.

Шаг. 2. Учащиеся и учитель приходят к соглашению о форме представления результатов, конечного «выхода» затеваемого проекта.

Форма представления результатов – письменный и устный отчеты. Письменный отчет дублируется на экране проектора. На этом же этапе обсуждается наиболее приемлемая аудитория для представления результатов общей работы. Ею будет аудитория одноклассников.

Шаг 3. Учащиеся и учитель структурируют проект.

После того, как учащиеся договорились между собой и с учителем о теме и конечном результате проекта, ими разрабатываются детали, подробности, следуя которым начинается выполнение проекта, которое проходит через некоторое число его этапов.

Проект включает в себя следующие этапы:

Исходное задание.

Учитель предлагает ученикам доказать, что добиться чего-либо или получить требуемое от человека можно несколькими способами:

  • человека можно попросить, используя вежливые слова;
  • человека можно умолять, упрашивать;
  • от человека можно потребовать желаемое.

Формирование двух групп для проекта.

Выбираются 15 человек из класса для участия в проекте, составляются три группы по 5 человек.

Задания для групп.

Каждая из групп выбирает для себя один из способов получения желаемого и различными способами пытается доказать, что именно данный способ является единственно верным.

На этапе подготовки задания задействуется вся группа, в представлении результатов исследования могут участвовать два-три человека.

В частности, каждая из групп должна составить мини-словарик, в котором будут подобраны и зафиксированы те слова и выражения, которые можно использовать для получения желаемого с помощью того или иного способа.

Далее каждая из групп подготавливает инсценировку, в которой могут участвовать два-три человека: один из участников сценки с помощью одного из способов пытается получить желаемое (например, просит дать на выходные велосипед; дать почитать новую книгу; дать поиграть игрушкой, которую родители не разрешаю никому давать и т.п.); другой же подбирает слова для вежливого отказа. Участникам инсценировки необходимо тщательно продумать формы просьбы и аргументы.

Группа должна подготовить небольшое сообщение на тему «Что такое просьба. Почему человек обращается с просьбой к другому человеку. Почему мы можем получить отказ на свою просьбу».

Также каждая из групп из текстов художественной литературы должна подобрать примеры, когда герои произведений используют тот способ получения желаемого, который отстаивает группа.

Кроме данных обязательных заданий, каждая из групп готовит свою форму представления своей исследовательской деятельности, то есть придумывает и представляет нечто оригинальное, творческое, способное донести до зрителей и участников других групп свою «правду». Это может быть рисунок, подбор музыкальной композиции, стихотворения и т.п.

После того, как выступили обе группы и отстояли свои точки зрения, экспертная комиссия решает, кто же был более убедительным и кто в этом «споре» прав. Предполагается, что наиболее оптимальным способом получения желаемого учащиеся выберут вежливую просьбу, остальные же способы будут рассмотрены как вероятные при определенных условиях.

Необходимо отметить, что некоторые задания и непосредственно анализ и синтез полученной информации могут вызвать у маленьких учеников определенные затруднения. В связи с этим представляется целесообразным привлечь к подготовке к проекту родителей, предложив им список того, что они могли бы сделать вместе с детьми. Родители должны иметь возможность получить консультацию педагога по проекту в любое время.

Чтобы определить степень знания учащихся о методе проектов в учебной деятельности, им было предложено ответить на 3 вопроса составленной нами анкеты:

1. Знаете ли вы, что такое метод проектов?

2. Выполняли ли вы когда-нибудь какие-либо проекты на уроках?

3. Хотели ли бы вы самостоятельно выполнить какой-либо проект на уроке риторики?

Ученикам было предложено на каждый из указанных вопросов ответить «да» или «нет».

Результаты анкетирования учащихся о знании метода проектов в учебной деятельности представлены в таблице 2.5.1.

Таблица 2.5.1. Результаты анкетирования учащихся о знании метода проектов в учебной деятельности

Вопрос

Ответы «да», %

Ответы «нет», %

1. Знаете ли вы, что такое метод проектов?

33

67

2. Выполняли ли вы когда-нибудь какие-либо проекты на уроках?

0

100

3. Хотели ли бы вы самостоятельно выполнить какой-либо проект на уроке?

89

11

Как показали результаты анкетирования, треть учащихся класса (33 %) знают о том, что такое метод проектов. Но никто из учеников никогда не выполнял ни одного проекта. При этом почти все ученики (89 %) хотели бы попробовать самостоятельно выполнить какой-либо проект на уроке.

В процессе реализации проектной деятельности на уроке риторики во 2 классе педагогом были решены следующие задачи:

- тема проекта была отобрана с учетом возрастных и психологических особенностей класса;

- было определено место проекта в системе уроков риторики, в системе всех изучаемых школьниками данного класса дисциплин;

- тема проекта была связана с предшествующими знаниями и умениями школьников, с возможными вариантами дальнейшей самостоятельной работы и творчества учащихся;

- были согласованы темы отдельных проектов, предложенных учащимися, с общей темой работы класса.

Наилучший результат был достигнут за счет того, что был правильно выбран этап обучения риторике, на котором работа над проектом дала максимальный эффект.

Задачей внедрения метода проектов на уроке риторики во 2 классе было развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих возможностей школьников. Данный метод был ориентирован, прежде всего, на деятельностный подход в обучении. Он предполагал:

- решение значимой проблемы (выявление роли причастных и деепричастных оборотов в речи и художественном тексте);

- получение результата (то есть проект имел практическую ценность: он предполагал проведение учащимися самостоятельных исследований, давал детям возможность учиться в соответствии с их способностями).

Учитель грамотно организовал все этапы деятельности учащихся по подготовке к созданию проекта-исследования:

- он помог школьникам определиться с выбором темы исследования, обозначить проблему, помочь сформулировать гипотезу;

- предложил список литературы по обозначенной проблеме;

- систематически отслеживал ход исследования, консультировал учащихся по вопросам содержания, структурирования материала и оформления проекта;

- предложил оптимальную форму защиты проведенного исследования (устное выступление, сопровождающееся компьютерной презентацией).

Учащиеся разделились на группы в соответствии с заинтересовавшей их задачей, получили исходный текст и список литературы и приступили к исследованию теоретического и лингвистического материала.

Работа над проектом продолжалась в течение недели. В течение этого времени ученики получали необходимые консультации и по содержанию, и по структурированию материала.

Форму презентации выбирали по желанию: большинство учащихся решили представить свою работу в виде компьютерной презентации. Использование мультимедийной установки сделало выступление учащихся более ярким, убедительным и наглядным.

Защита проекта состоялась на одном из уроков риторики.

Таким образом, метод проектов на уроке риторики во 2 классе позволил реализовать компетентностный подход в обучении, научил самостоятельной деятельности каждого ученика, помог в овладении теми особенностями учебного труда, которые необходимы для обучения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 2011. – С. 201-202.
  • Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 2012.
  • Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М., 1981.
  • Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  • Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 2008.
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение.2007.
  • Болотина Л.Р., Баранов С.П., Семушкина Л.Г. Педагогика – М.: Просвещение, 2009. – 201 с.
  • Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
  • Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться. - М., 1975.
  • Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.
  • Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М. 2008. – 146 с.
  • Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
  • Гарькавая Т.С. Педагогические условия формирования культуры умственного труда младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2012. №11.
  • Горбачев В.Т. Культура интеллектуального труда. Учебно-методические материалы.- Москва, 2010.
  • Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 12. С. 65-69.
  • Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 2006. – 18 с.
  • Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /под
  • ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 2006.
  • История педагогики и образования /Под.ред. Пискунова А.И. 2 изд. М.: 2001.
  • Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981.
  • Каптерев П.Ф. История русской педагогики //Педагогика. – М., 2005.
  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия.
  • Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах: Учебное пособие для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Педагогика и методика начального обучения». – Караганда: Издательство КарГУ, 2004.– 211 с.
  • Косырев В.Н. Культура учебного труда студента: Учебное пособие.- Тамбов: ТГУ, 1997.
  • Краткий философский словарь / Под ред. П.Юдина, М.Ро-зенталя. - М., 1954.
  • Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.
  • Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., 1980.
  • Лопатина Н.В. Культура чтения как компонент информационной культуры личности // Проблемы формирования культуры чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. 25-27 ноября 1994. - Тамбов, 1994.
  • Макаренко А.С. Цель – воспитание: Сочинения, Т.5. - М.: Просвещение. – 353 с.
  • Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / Вопросы психологии, 1984, № 4.
  • Маркова А.К. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников // Психологические вопросы формирования учебной деятельности школьников. - М., 1968.
  • Матюшкин А.М. Психологическая структура и динамика развития познавательной активности / Вопросы психологии, 1982, № 4.
  • Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие / Под ред. В.П. Шульгиной. Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320 с.
  • Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 1979.
  • Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М., 1987.
  • Платонов К.К. Проблема способностей. - М., 1972.
  • Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 400 с.
  • Путило Л.В. Культура интеллектуального труда. Учебно-методические материалы.- Москва, 2007.
  • Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. - М., 1976.
  • Савин Н.В. Педагогика: Пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 2003. – 351 с.
  • Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М., 1976.
  • Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. – М.: Педагогика, 2006.
  • Субботкина М.И. Культура умственного труда младшего школьника // Вестник Тамбовского универститета. – Тамбов, 2014.
  • Субботкина М.И., Шаршов И.А. Становление понятия «культура умственного труда» // Основные парадигмы психологии в XXI в. Одесса, 2012.
  • Субботкина М.И. Универсальные учебные действия как основа фомрирования культуры умственного труда // Вестник Тамбовского универститета. – Тамбов, 2015.
  • Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 2011.
  • Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983.
  • Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений.- М., 1987.
  • Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 2004.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 томах. Т.2. - М., 2008. – 687 с.
  • Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. – Кемерово, 2001.
  • Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1976.
  • Шаршов И.А., Старцев М.В., Королева А.В. Системно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №11(103). С. 110-116.
  • Шибанов А.А., Дуля И.П. и др. Воспитание в школе в труде. – М.: 2003.
  • Щукина Г.И. Активизация мыслительной деятельности учащихся в познавательном процессе. - М., 1976.
  • Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.
  • Яковлев В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников. - Тамбов, 1975.

[1] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия. – С.155.

[2] Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М., 1981.

[3] Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.

[4] Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954.

[5] Путило Л.В. Культура интеллектуального труда. Учебно-методические материалы.- Москва, 2007.

[6] Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., 1980.

[7] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 2011. – С. 201.

[8] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

[9] Там же.

[10] Гарькавая Т.С. Педагогические условия формирования культуры умственного труда младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2012. №11.

[11] Гарькавая Т.С. Педагогические условия формирования культуры умственного труда младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2012. №11.

[12] Субботкина М.И., Шаршов И.А. Становление понятия «культура умственного труда» // Основные парадигмы психологии в XXI в. Одесса, 2012.

[13] Косырев В.Н. Культура учебного труда студента: Учебное пособие.- Тамбов: ТГУ, 1997.

[14] Субботкина М.И., Шаршов И.А. Становление понятия «культура умственного труда» // Основные парадигмы психологии в XXI в. Одесса, 2012.

[15] Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений.- М., 1987.

[16] Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 2008.

[17] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

[18] Путило Л.В. Культура интеллектуального труда. Учебно-методические материалы.- Москва, 2007.

[19] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение.2007.

[20] Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2006.

[21] Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981.

[22] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 2011. – С. 201-202.

[23] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение.2007.

[24] Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М., 1981.

[25] Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

[26] Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 2012.

[27] Болотина Л.Р., Баранов С.П., Семушкина Л.Г. Педагогика – М.: Просвещение, 2009. – 201 с.

[28] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение.2007.

[29] Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 2008.

[30] Маркова А.К. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников // Психологические вопросы формирования учебной деятельности школьников. - М., 1968.

[31] Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. http://psy.1sep.ru/article.php?ID=200600712.

Loading...

Последние статьи из блога

Административное право

Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

Факторы эколого-экономической безопасности региона

Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

Французский язык в истории итальянской гастрономии

Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Внеклассная работа

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды