Оглавление
Введение......................................................................................................................................................................3
Глава I. Теоретический анализ особенностей формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием......................................................................................................................................................................6
1.Особенности зрительного восприятия при амблиопии и косоглазии......................................................................................................................................................................6
2.Этапы формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста......................................................................................................................................................................12
3. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием......................................................................................................................................................................17
4. Игровые упражнения для формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием...............................................................................................................................................................21
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием......................................................................................................................................................................24
2.1. Организация опытно-практической работы по формированию представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием......................................................................................................................................................................24
2. Каталог упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием......................................................................................................................................................................29
Заключение......................................................................................................................................................................33
Библиографический список......................................................................................................................................................................35
Приложение......................................................................................................................................................................38
Задачи процесса обучения и воспитания требуют обязательного учёта психофизиологических особенностей детей, создания условий для их полноценного развития. Это особенно актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы увеличилось число детей, имеющих зрительную патологию. По последним данным, во всём мире имеют нарушение зрения около 300 млн. человек, из них 19 млн. - это дети. В России статистика констатирует, что нарушение зрения наблюдается у каждого второго жителя нашей страны, в том числе и у детей. Известно, что амблиопия и косоглазие являются самыми распространенными среди заболеваний глаз, которые относятся к функциональным нарушениям зрительного анализатора, при этом у детей проявляется нарушение бинокулярного видения и отмечается монокулярный характер зрения. В период сенситивного овладения предметным миром затрудняется зрительно-пространственная ориентация у ребенка с монокулярным зрением при отсутствии стереоскопического видения, осложняется формирование представлений о форме, величине, пространственном положении объектов.
Подколзина Е.Н. [Подколзина, 2007] отмечает, что в связи с искаженным восприятием предметов дети дошкольного возраста, страдающие амблиопией и косоглазием, испытывают значительные трудности в освоении представлений о геометрических фигурах, что связано с неполноценностью получаемой зрительной информации. Нарушение глазодвигательных функций, бинокулярного видения осложняет восприятие величины, пространственного расположения предметов, формы. При монокулярном зрении можно наблюдать сложности в выделении объемных предметов детьми в макропространстве, соотнесение расстояния, местоположения и взаимоотношения между объектами. Снижение перцептивных возможностей плохо сказывается на развитии предметно-практических действий. Выделение размеров объекта, действие соотнесения формы предметов к заданным сенсорным эталонам формы, установление пространственных отношений между объектами происходит у детей с косоглазием и амблиопией медленнее, чем у сверстников с сохранным развитием. Отличительные особенности развития элементарных математических представлений указывают на необходимость повышения эффективности обучения с целью успешного овладения представлений о геометрических фигурах у детей с нарушением зрения.
Несмотря на достаточную разработанность проблемы коррекции зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией, формирование представлений о геометрических фигурах остается недостаточно изученным. Более того игровые упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста, не адаптированы для детей с амблиопией и косоглазием.
В связи с вышесказанным возникает проблема исследования: как формировать представление о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием посредством игровых упражнений?
Объект исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
Предмет исследования: игровые упражнения как средства и условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
Цель исследования: изучение средств и условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием посредством игровых упражнений.
Задачи:
1. Дать характеристику особенностям зрительного восприятия детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
2. Рассмотреть этапы формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
3. Выделить игровые упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
4. Выделить условия использования игровых упражнений, направленных на формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием
Теоретическая основа исследования представлена разработками Плаксиной Л.И. о нарушении зрения детей с амблиопией и косоглазием и Щербакова Е.И. об особенностях формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы
2) Анализ образовательных программ для детей с нарушением зрения
3) Диагностика уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием
4) Систематизация и отбор игровых упражнений, направленных на формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием
Практическая значимость работы заключается в подборе видов игровых упражнений, направленных на зрительно-осязательное восприятие геометрических фигур для формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
Рассмотрев особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, мы пришли к выводу, что функциональные нарушения зрения приводят к нарушению бинокулярного зрения и монокулярному характеру зрения, снижению остроты зрения, сужению поля зрения, трудностям фиксации взгляда и нарушению прослеживающей функции взгляда, нарушению цветовосприятия и пространственной ориентации в целом.
Сравнив этапы формирования представлений о геометрических фигурах Будько Т.С. и Щербаковой Е. И., мы можем сделать вывод, что последний автор конкретных возрастных этапов не выделяет, но придерживается той же последовательности: постепенно на протяжении всех периодов происходит узнавание геометрических фигур, затем сравнение геометрических фигур, потом нахождение геометрических фигур в окружающих предметах.
Рассмотрев подраздел «Развитие зрительного восприятия» раздела «Коррекционная работа в детском саду» программы Плаксиной Л.И.мы выделили главную особенность организации работы по формированию представлений о геометрических фигурах у детей с амблиопией и косоглазием в отличие от их сверстников с сохранным развитием – активное привлечение осязательного восприятия для обследования геометрических фигур.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что подбирая игровые упражнения для формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием нужно учитывать особенность зрительно-осязательного восприятия. Для более полного формирования представлений о геометрических фигурах особенности зрительного восприятия, связанные с первичным дефектом, компенсируются осязательным восприятием. Его активное включение в работу по формированию представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием на любом году обучения позволит полнее представить плоские и объемные геометрические фигуры, выделив их свойства. При подборе наглядного материала, разного по цвету, размеру и фактуре, следует обязательно учитывать зрительные нагрузки, связанные со сложностью зрительного нарушения, и требования к нему.