Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретическое обоснование использования текстильных материалов в работе с детьми дошкольного возраста………………………………………5
1.1 Виды текстильных материалов……………………………………..…..…..5
1.2 Значение использования текстильных материалов.………………………..8
1.3 Возможность использования текстильных материалов в работе с детьми с детьми дошкольного возраста…………………………………………………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………12
Глава 2 Практическая работа на занятиях по использованию текстильных материалов старшего дошкольного возраста.………………………………….14
2.1 Исследование уровня творческих способностей детей 5-6 лет на занятиях при работе с тканью на примере старшей группы МДОУ «Детский сад №16 г. Вичуга ………………………………………………………………14
2.2 Организация и проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием текстильных материалов МБДОУ «Детский сад №16 г. Вичуга……..…………………………………………………………….22
2.3 Методические рекомендации по использованию текстильных материалов с воспитателями и родителями…………………………………………………25
Выводы по 2 главе………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………………………………….32
В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью единой системы образования.
Современная система образования ориентируется на всестороннее развитие личности дошкольников в процессе обучения и воспитания. Реализация такого подхода требует развитие у детей различных жизненно важных навыков. Так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является обучение и игра, то рассмотрим развитие навыков работы с текстильными материалами с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду.
Рассмотрим основные аспекты развитие моторики у детей с использованием текстильных материалов это: нитки, ткани, ленты, шнуры, бисер, пуговица, и многие другие; влияние моторики на нравственные, психологические, эстетические и воспитательные функции, а также на способность к развитию речи, памяти, мышления и остальных психофизиологических способностей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие мелкой моторики — один из ведущих факторов развития ребенка. Ребенок, взаимодействуя с окружающей средой, формирует целую систему восприятия. Воспитатели уделяют огромное внимание развитию детской моторики, учитывая психофизиологические факторы дошкольников, так как чем увереннее взаимодействие их рук с орудиями труда, тем больше их мастерство, тем он больше познает окружающий их мир, развиваются его способности. Существует много факторов для развития моторики у детей, один из них технологический. Моторика развивает: вкус, логику, внимание, закладываются основные работы с пластилином, бумагой, пробками от бутылок, древесиной, нитками, природным материалом, и многие другие. Из швейных материалов это: бусы, пуговицы, бисер, шнурки, нитки, пряжа, и конечно же, лоскутки ткани. Чем больше изобретательности и техники исполнения, тем больше развивается самостоятельность, творчество.
Целью данного исследования является изучение и обоснование использования текстильных материалов в работе с детьми дошкольного возраста.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить технологию создания творческих работ с применением текстильных материалов;
2. Обосновать возможность использования текстильных материалов в работе с детьми с детьми дошкольного возраста;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей старших дошкольников при работе с текстильным материалом;
4. Дать методические рекомендации по использованию текстильных материалов с воспитателями и родителями.
Объектом исследования является использование текстильных материалов в работе с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс включения текстильных материалов в работу с детьми дошкольного возраста на примере МДОУ «Детский сад № 16» г. Вичуга.
Методы исследования: теоретический (изучение справочной и методологической литературы по проблеме исследования) и экспериментально-практический (организация и проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием текстильных материалов).
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Проблемой развития детского творчества и развития творческих способностей занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Кириенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства остается недостаточно раскрытым. В настоящее время очень много внимания уделяется развитию творческих способностей ребёнка посредством продуктивной деятельности, которая включает в себя и работу с текстильными материалами. Но практика показывает, что существует очень мало литературы, практических пособий, методических рекомендаций для привлечения детей дошкольного возраста в продуктивную деятельность с использованием текстильных материалов, несмотря на разнообразие их видов, технологий их использования для создания творческих работ, несмотря на эмоциональный отклик детей при вовлечении их в работу с мягкими, приятными, яркими материалами.
Для изучения особенностей текстильных материалов и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста была проведена исследовательская работа. Были поставлены задачи:
1. Изучить технологию создания творческих работ с применением текстильных материалов;
2. Обосновать возможность использования текстильных материалов в работе с детьми с детьми дошкольного возраста;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей старших дошкольников при работе с текстильным материалом;
4. Дать методические рекомендации по использованию текстильных материалов с воспитателями и родителями.
Поставленные задачи в ходе проведения исследовательской работы были выполнены.
Практическая работа с детьми старшей группы показала, что дети обладают достаточно высоким уровнем развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности, с удовольствием и большим усердием работают с данными материалами. Дети, хорошо владеющие техническими приемами работы с текстильными материалами, всё своё внимание направляют на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.