Красноярск 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования. 6
1.1. Феномен синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: понятия, причины, характеристики. 6
1.2. Особенности общения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.................................................................................................10
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностного взаимодействия у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.................................................................................................14
Выводы по первой главе. 18
Глава 2. Методологические основы изучения и коррекции межличностного взаимодействия у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.. 20
2.1. Методы диагностики межличностного взаимодействия у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.. 20
2.2. Основные направления и методы психологической коррекции межличностного взаимодействия у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.. 24
Выводы по второй главе. 29
Заключение. 30
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения ……………………………………………………………………..35
Актуальность исследования. Все дети индивидуальны, нет ни одного ребёнка с идентичной манерой поведения или состоянием психического здоровья. Внимание стоит уделять всем, но в особенности детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). К ним нужен особый подход, но зачастую педагоги и родители относятся к ним лояльно или наоборот строго, не понимая, как правильно с ними наладить контакт, взаимодействовать, построить их образовательный процесс.
СДВГ является вполне распространённым явлением для детей младшего школьного возраста. Это примерно 25% учеников. Чаще встречается этот синдром у мальчиков (проявление в три раза выше, чем у девочек).
Изначально он описывался как одно из проявлений минимальной мозговой дисфункции, но сейчас считается за отдельное состояние, изучением которого занимаются различные специалисты из разных областей науки.
Очень важно выявить наличие синдрома как можно раньше, ведь от этого зависит психологическое состояние ребёнка и дальнейшее его развитие. Сейчас всё больше внимания уделяется детям с СДВГ и большинство из них диагностируют до перехода в среднюю школу, но в начальных классах всё ещё достаточно детей с недиагностированным СДВГ.
Детям с таким синдромом сложно сконцентрировать внимание, они крайне активны, у некоторых наблюдаются отклонения в поведении. Школьники импульсивны, из-за этого часто возникают вспышки гнева, они не дожидаются инструкции для выполнения задания. Их редко принимают в свою компанию, сверстники и взрослые относятся к ним с неприязнью. Из-за этого происходит нарушение отношений в семье и в коллективе, и их социализация не проходит успешно. Так же у них отмечается низкая успеваемость, трудности в организационных процессах, невыполнение домашнего задания.
Изучением проблемы межличностных отношений у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимались такие авторы, как: Н.Н. Заваденко (2005); R.A.Barkley (2002); Е.К. Лютова (2000); И.П. Брязгунов (2002); О.И. Романчук (2010); А.Л. Сиротюк (2008); А.М. Алексеева (2006); Т.А. Лазебник, Л.С. Чутко (2002); П.С. Чутко (2007); В.И. Габдракипова, Э.Г. Эйдемиллер (2009); О.И. Политика (2008) и другие.
Актуальность исследуемой проблематики заключается в своевременной диагностике особенностей межличностных отношений у детей с синдромом дефицита внимания дефицита внимания и гиперактивностью, с целью предотвращения возникновения ситуаций дезадаптации на начальной ступени обучения и формирования эффективного социального взаимодействия детей со сверстниками, значимыми взрослыми и родителями. С уверенностью можно утверждать, что данная проблема является одной из фундаментальных в системе наук о человеке и развитии его личности.
Цель исследования: теоретически изучить особенности межличностного взаимодействия у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Объект исследования: межличностное взаимодействие младших школьников.
Предмет исследования: изучение межличностного взаимодействия у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить основные методы диагностики и методы психологической коррекции межличностного взаимодействия у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использован теоретический метод исследования: анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях межличностного взаимодействия у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Этапы проведения исследования.
1. Аналитический. Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Заключительно-обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись теоретические выводы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 21 источника, приложения.
Подводя итог проделанной нами работы, можно сказать, что на основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы мы определили современное состояние вопроса изучения межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это синдром, при котором у человека повышенная физическая и умственная активность. При нём происходит преобладание процесса возбуждения над торможением. А это значит, что ребёнок хочет, но не может изменить своё поведение по приказу его окружения. У таких детей, как правило, трудности с концентрацией, поведением, обучением, отношением в коллективе и семьёй. Этот синдром не так просто диагностировать, ведь внешне дети не как не отличаются от своих сверстников. Но самое главное их отличие от других, это импульсивность и расторможенность.
Межличностные отношения важны в любом возрасте. Дети с СДВГ импульсивны, у них присутствует двигательная расторможенность, и абсолютно нет самоконтроля. И уже в младшем школьном возрасте эти проблемы определяются другими факторами, у них формируется заниженная самооценка, присутствует повышенный уровень тревожности, часто возникают конфликты с окружающими, повышен уровень агрессии. Эта проблема лежит в основе личностной дезадаптации.
Очень часто родители и педагоги считают, что это моральный дефект и что ребёнку просто лень что-то делать, он сильно болтлив, несобранный. Учителя жалуются, что у них в классе каждый третий ученик обладает таким диагнозом. Они рассказывают, что дети на уроках ведут себя агрессивно, хамят, дерутся. Но ни агрессия, ни драки не имеют прямого отношения к СДВГ.
В настоящее время создаются и прорабатываются разные методики, программы коррекции и психологической помощи детям и родителям. Эти программы в основном направленны на успешную адаптацию ребёнка в социум, чтобы научиться правильно управлять своими эмоциями и телом, речью и учебной деятельностью.
Диагностики и психокоррекционные работы для детей с СДВГ прорабатываются и создаются как за рубежом, так же и наши соотечественники. Наиболее эффективными психокоррекционными методами работы с детьми с СДВГ являются: арт-терапия, песочная игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, сказкотерапия, дыхательная гимнастика.