ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.. 5
1.1 Понятие и основные черты государственной власти. 5
1.2 Разделение государственной власти по горизонтали и вертикали. 7
1.3 Государственные решения и общество. 10
Глава 2. Система органов государственной власти.. 14
2.1 Органы законодательной власти. 14
2.2 Органы исполнительной власти. 16
2.3 Органы судебной власти. 19
2.4 Правовое положение Президента РФ как главы государства. 24
Заключение. 28
Список использованных источников.. 30
Актуальность исследования. Проблемы в организации и осуществлении власти государства вызывали интерес, как у теоретиков, так и у практиков на протяжении большого количества времени. Мировой опыт убедительно показывает, что важным условием успешного функционирования власти государства выступает принцип разделения властей. По этой причине имеется необходимость совершенствования системы практической реализации власти государства в современной Российской Федерации на всем пространстве, как на уровне регионов, так и федерации в общем.
Власть государства всегда материализуется в конкретной системе органов государства, способы связей между которыми обуславливаются соотношением разных политических сил в стране. В условиях политического демократического режима важное значение на взаимоотношения органов власти государства оказывает принцип разделения властей, являющийся основным принципов строительства государства, один из юридических основ гражданского общества, а также является той функциональной базой, обеспечивающей эффективную деятельность государственной системы.
Как показывает ход развития истории, идея разделения властей неизменным образом приобретает актуальность в тех странах, где были проведены демократические реформы государственной власти. На данный момент принцип разделения властей установлен в конституциях большинства государств мира, но системы его практической реализации значительно отличаются друг от друга.
Принцип разделения властей выступает в качестве основополагающего принципа в государстве на конституционной основе. Он определяет независимость и самостоятельность таких систем государственного механизма, как исполнительная, судебная и законодательная. Это значит, что законодательную власть призван осуществлять орган законодательной власти, правосудие – органы судебной власти, а исполнительную деятельность – органы исполнительной власти.
Подобное распределение функцией требуется для того, чтобы исключить сосредоточение всей компетенции в ведении определенного единого властного органа и предназначен для предотвращения произвола. Вместе с тем все ветви власти остаются, однако, едиными и целостными, которые осуществляют взаимный контроль и взаимодействие, что дает возможность не допустить нарушения действующего законодательства.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с системой государственной власти в РФ.
Предмет исследования – осуществление государственной власти в РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование государственной власти в России, ее свойств и форм осуществления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и основные черты государственной власти;
- рассмотреть разделение государственной власти по горизонтали и вертикали;
- исследовать взаимосвязь между государственными решениями и обществом;
- исследовать системы органов государственной власти.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные. Структура работы весьма традиционна. Она состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам:
Принцип разделения властей приобрел широкое распространение в конституционном законодательстве подавляющего большинства государств на современном этапе развития, в качестве непременного атрибута правового государства на демократической основе.
Сущность данного принципа состоит в том, что демократическим может быть признан только такой государственный режим, который основывается на подразделении функций власти государства между независимыми органами власти государства – законодательными, исполнительными, а также судебными. Данные органы исполняют базовые государственные функции: издают законы, занимаются практической реализацией их исполнения и следят за верностью и законностью, как самих законов, так и их практическим исполнением.
Конституция Российской Федерации 1993 года предопределила принципиально новый подход и трактовку сущности власти государства, ее основное теоретико-юридическое основание: принцип разделения властей и формирования на данной основе независимых органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Механизм органов власти государства РФ располагается на этапе своего развития и совершенствования, который прогрессирует в условиях усложнения государственной и общественно-политической жизни РФ и субъектов РФ. Происходит процесс становления вертикали исполнительной власти, совершенствование механизма органов законодательной власти, в т. ч. Совета Федерации РФ, а также реформа судебной системы. Данные юридические процессы в государстве проходят тяжело, иногда можно встретить значительное противодействие со стороны определенных органов государства, должностных лиц, общественных организаций, некоторых категорий граждан, в особенности в субъектах РФ.
Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации занимает ведущее место в структуре органов власти государства, она наделяется широкой компетенцией и регулируется более подробно, нежели исполнительная власть в Конституции РФ. Несмотря на то, что в уставах и конституциях субъектов Российской Федерации главы о данной ветви власти в некоторых случаях следует сразу после глав об органах законодательной власти, исполнительная власть неразрывным образом связана с компетенцией главы государства, поэтому не ограничивается отведенной ей ролью лишь исполнителя законов и по собственному политическому весу порой и превосходит законодательную власть.
Последние акты нормативно-правового характера, которые посвящены вопросам реформирования органов исполнительной власти в РФ и направленные на оптимизацию ее механизма и структуры, должны стать серьезным основанием для дальнейшей работы по осуществлению эффективной административной реформы в РФ.
Отечественный опыт последних лет отчетливо показывает, что, для того, чтобы достичь целей политики государства, недостаточно всего лишь их сформулировать, обеспечить нормативную основу и выработать план дальнейших действий. Следует организовать исполнение данных планов, постоянно контролировать их практическую реализацию, а в случае необходимости – проводить корректировку. Иногда даже верные решения концептуального характера не выдерживают бремени их реализации на практике.