Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Результативность профессиональной деятельности психолога

В наличии
10 руб. 100 руб.
Экономия: 90 руб. (-90%)

Скачать реферат Результативность профессиональной деятельности психолога

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

Содержание Введение 2 1. Сущность профессии психолог 3 2. Профессионально важные качества (ПВК) психолога 5 3. Основные направления деятельности психолога 9 4. Социально-профессиональные ролевые позиции психологов 10 Заключение 18 Список литературы 19 Введение В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема результативности профессиональной подготовки практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности психолога т.к. эти процессы являются ведущими и во многом определяют успешность профессиональной психологической деятельности. Практика сегодняшнего дня такова, что существует множество научных психологических изданий, в которых исследуются результативность профессиональной деятельности психолога, рассматриваются проблемы эффективности психологической коррекции, а также работы практического психолога (Г.С. Абрамова, Ю.Б.Алешина, М.В.Молоканов и др.), однако остается нераскрытым вопрос определения критериев оценки уровня продуктивности деятельности психолога. Актуальность темы нашего исследования также определяется тем, что критерий дает возможность регулирования, результативности профессиональной деятельности психолога как у студентов психологического факультета, так и у работающих психологов. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности психолога позволяют облегчить и сделать более точным отбор абитуриентов на факультет психологии. Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и обобщить критерии оценки уровня продуктивности профессиональной деятельности психолога(слайд 1). 1. Сущность профессии психолог Психолог – специалист, реализующий трансформирующее лидерство в обществе. Основная задача психолога - оказания клиенту психологической помощи, он открывает для клиента психическую реальность его собственной жизни. Предназначение психолога - конструктивное влияние на происходящие социальные, культурные, экономические, производственные, политические процессы, содействие позитивным изменениям как во внутреннем мире отдельного человека, так и в окружающей действительности - межличностных отношениях, внутриорганизационной среде, в клиентской практике и т.д.[1] (слайд 2) Мне нравится профессия психолога, т.к. я могу помочь человеку понять себя и обрести спокойствие. Различия психологии профессиональной от любительской Условно можно выделить следующие принципиальные отличия психолога–профессионала от «психолога–любителя»: 1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное — систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания. 2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Без метода научного познания психолог, даже обладающий многообразным систематизированным знанием, часто оказывается бессильным что–либо понять в проблемах окружающего мира. 3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств - методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели - научной, диагностической, формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика. Если любитель в основном опирается на свои имеющиеся таланты (обаяние, опыт и т. п.), то специалист в случае необходимости как бы компенсирует возможное отсутствие у себя некоторых талантов удачно выбранной методикой. 4. Особая ответственность психолога–профессионала. Если «любитель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность «на себя» (и многим людям это нравится, так как снимает ответственность с них самих), то задача профессионала более сложная - постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов (и не всем это нравится, что значительно затрудняет работу настоящего психолога). 5. Психолог–профессионал поддерживает связь со своими коллегами, а также - с бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т. п. Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий (своевременно узнавать о новинках психологии), обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты, наконец, просто получать морально–эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких–то неудач и трудностей. Естественно, всего этого лишен психолог - «любитель». 6. Наличие у психолога–профессионала документа о психологическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально (и действительно, некоторые «профессионалы» все–таки могут уступать по многим позициям даже «любителям»), но для большинства клиентов очень небезразлично, кто их консультирует, «настоящий» психолог или «не настоящий». 7. Особый профессиональный такт и следование профессионально–этическим нормам у психолога–профессионала. 8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога–профессионала. Конечно, и «любитель» может ходить по книжным магазинам, покупать и читать книги о психологии и т. п., но, как уже отмечалось, его саморазвитие часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот психолог–профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятельного освоения какого–то знания или новой методики, но делать это осмысленно и, главное, систематизированно. 9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога–специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически. А психолог иногда за одну полуторачасовую консультацию может истощиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов. 10. Важная характеристика психолога–профессионала - осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим зачастую на то, чтобы считаться психологическими, но при этом базирующихся на системах представлений, таковыми исторически не являющихся и чаще всего в той или иной мере популистских в своих приложениях.[4] Психолог–профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами (а также коллегами, администрацией, «заказчиками» и т. п.), но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением так называемых «кризисов профессионального роста». Профессиональная деятельность психолога — это прежде всего трудовая деятельность. 2. Профессионально важные качества (ПВК) психолога В профессии «психолог» личность носителя профессии имеет особое значение – его профессионализм, активность, мотивированность, умение понимать другого человека и влиять на него. Поэтому развитие личности, ее профессионально важных качеств (ПВК) - психологические качества личности, определяющие продуктивность, качество, результативность и др. деятельности, - является важнейшим условием успешности психолога в его профессиональной судьбе.(слайд 3) Г.С. Абрамова предлагает десять основных качеств профессиональной деятельности квалифицированного психолога, которые отличают его от деятельности неквалифицированного психолога: 1. Реализуя цели психологической помощи, квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает ему возможность найти максимально возможное число вариантов поведения. Он рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности. 2. В ситуации профессиональной деятельности квалифицированный психолог может найти множество реакций - вербальных и невербальных на широкий спектр ситуаций и проблем, избегая оценочных суждений по поводу поступков и действий клиента. 3. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность клиента, понимает возможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций. 4. Такой психолог способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность и рефлексия являются основой для культурной продуктивности. 5. В работе квалифицированный психолога реализует принцип конфиденциальности. Он четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимость для клиента. 6. Ограничениями в деятельности практического психолога являются результаты рефлексии содержания своей профессиональной деятельности и реальной оценки своих возможностей и уровня квалификации. Психолог понимает и принимает ограничения своих возможностей. Он адекватно относится к проблеме профессионального роста. 7. Г.С.Абрамова отмечает: «Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наоборот - реакции клиента влияют на него самого. Таким образом, он выделяет содержание своей Я-концепции и степень ее включенности во взаимодействие с клиентом».[1] Человеческое достоинство в работе практического психолога является самоценностью. Для квалифицированного психолога уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации. Обобщенная теория в работе квалифицированного психолога занимает особое место. Это обобщенное научное знание, на содержание которого он активно рефлексирует в ходе своей работы, постоянно осваивает новые теории и подходы.Отношение к обобщенной теории квалифицированного психолога характеризуется тем, что он рассматривает теорию как отражение реальности, он видит в ней манеру мышления, вытекающую из его культурной и половой принадлежности. Т.е. он понимает, что в любой теории есть предмет и способы его описания.[2] Современные исследователи, характеризуя деятельность психолога и описывая его ПВК, относят к их числу: навыки рефлексии; ответственность; навыки самоконтроля; креативность; практическое мышление; навыки эмпатии. Проявление всех этих качеств непременно направленно на решение задачи - оказания психологической помощи клиенту, а значит и оказания влияния на его личность, самоотношение, мировоззрение, понимание и принятие себя, окружающих и т.д.(слайд 4) В таблице представлены ПВК (А.К.Марковой) Таблица 1 ПВК (А.К.Марковой) (слайд 5) Особенности деятельности Требования к ПВК Деятельность - всегда взаимодействие, общение (коммуникация). - Мотивация и готовность к взаимодействию; - Культурная продуктивность; - Социальная компетентность; - Навыки вербализации; - Коммуникативные навыки (понимания). Деятельность - работа с особым типом информации (психологической). - Социальная любознательность; - Аттенциональные способности; - Навыки социальной перцепции; - Психологическая проницательность. Деятельность - работа с абстрактными моделями и их интерпретация. - Высокий общий интеллект; - Аналитико - синтетическая лабильность; - Навыки рационализации когнитивных конструкций. Динамичность и иррациональность объекта деятельности. - Гибкость и подвижность мыслительных процессов; - Креативность; - Практическое мышление; - Социальный интеллект. Эмоциональная «загруженность» процесса деятельности. - Фрустрационная толерантность; - Навыки саморегуляции; - Навыки эмпатии; - Эмоциональная продуктивность. Личностная включенность в процесс деятельности. - Навыки рефлексии; - Ответственность; - Навыки самоконтроля; - Адекватная своим возможностям самооценка; - навыки работы со своими ограничениями. Прагматичность и оперативность процесса деятельности. - Навыки фасилитации; - Способность (не склонность) к риску; - Смелость и уверенность в себе; - Настойчивость; - Работоспособность. Таблица 2 «Основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога» Этап Основное содержание этапа 1. Первоначально это ориентация на имеющиеся традиционные проблемы психологии (для психологов–теоретиков) или на проблемы обслуживаемых клиентов психологических служб. Главное здесь — показать свою способность решать эти проблемы и, таким образом, доказывать свою «полезность» для окружающих. Обычно здесь основное внимание уделяется познанию различных психологических «реальностей», понимаемых часто как «объективные реальности», то есть независимых от субъективной и мировоззренческой позиции самого психолога. На этом этапе своего развития психолог не любит рассуждать о нравственности и профессиональной совести или понимает эту совесть слишком упрощенно («не навреди!», «не обижай клиента», «не подтасовывай объективные факты» и т. п.). 2. Постепенно приходит понимание того, что во многом эффективность исследований или эффективность практической помощи зависит от методов исследования. На этом этапе постепенно происходит переключение основного внимания с психологических реальностей (с объектов исследования и клиентов) на сами методы. При этом психолог все больше задумывается не просто о поиске и использовании методов, но и об их модификации и даже об их самостоятельном проектировании. Здесь осваивается принцип: каковы методы — таковы и результаты. В итоге все ориентировано на решение проблем (исследовательских или практических), то есть на интересы того же клиента, но основные акценты все–таки меняются. Более того, на этом этапе психолог начинает понимать, что и сами результаты («истина») тоже во многом зависят от используемых методов, то есть психологическая реальность уже не предстает чисто «объективной» и ни от чего не зависимой 3. На третьем этапе психолог постепенно «осмеливается» все больше опираться в своей работе и на свою собственную интуицию. И на свою мировоззренческую (нравственную) позицию, которая становится более важной, чем даже методы исследования или методы практической помощи клиенту Е.А. Климов писал, что методика — это «совокупность внешних средств профессиональной деятельности психолога.., дополненная профессиональным мастерством того, кто эту методику применяет». Но кроме традиционно понимаемого «профессионального мастерства» важную роль играют и общекультурный уровень, и нравственная позиция профессионала, что особенно важно именно в гуманитарных профессиях, к которым все–таки относится и психология. На данном этапе психолог все больше задумывается о своей личности, о том, каким образом его личность оказывает влияние на эффективность труда и как влияет работа на само развитие личности. При этом все больше и больше профессионала начинает волновать вопрос о смысле своей профессиональной деятельности, тем более, что именно смысл является стержнем личностного и профессионального развития. 4. Наконец, психолог все больше задумывается о своей «миссии», о своем «предназначении» и «призвании». Не только конкретные методы работы, но и вся профессиональная деятельность рассматриваются лишь как «средства» осуществления этой «миссии». Здесь профессионал фактически перерастает традиционные рамки своей профессии и стремится уже не просто решать какие–то конкретные проблемы, но и внести свой вклад в общечеловеческую культуру. Именно так он начинает относиться к своей конкретной работе с конкретными клиентами, рассматривая даже самые «мелкие» и «незначительные» свои дела как вклад в общественный прогресс и развитие культуры. Как пишет В. Э. Чудновский, «проблема смысла жизни — это прежде всего проблема «качества» жизни, а не ее масштаба». Выделенные этапы развития психолога–профессионала степени соотносятся с этапами развития внутринаучной рефлексии: от онтологизма, ориентированного на познание объективной истины — к гносеологизму, ориентированному на познание средств познания — к методологизму, ориентированному уже на производство. 3. Основные направления деятельности психолога Основными направлениями являются: психопрофилактика, психогигиена, психологическое просвещение, психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, психологическое консультирование и др. Психопрофилактика - система предупредительных мер, призванная обеспечить эффективное функционирование человека, группы, организации задачамипсихопрофилактики являются снижение угрозы дезадаптации человека в социуме и количества психосоматических заболеваний; содействие успешному функционированию человека, сохранение психического здоровья. При этом, психическое здоровье понимается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.Критериями психического здоровья являются следующие: 1. Соответствие субъективных образов отображаемым объектам действительности и характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий; 2. Адаптивность в микросоциальных отношениях; 3. Адекватность возрасту уровня зрелости личностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер; 4. Способность управлять своим поведением; разумно планировать жизненные цели и поддерживать активность в их достижении[6] Профилактика нарушений психического здоровья в организациях предполагает: 1)помощь в адаптации тем, кто только начал включаться в новую социальную систему («новичкам»); 2)создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации; 3)подготовку членов коллектива к изменениям и введению новых подходов в работу. 4. Социально-профессиональные ролевые позиции психологов Социально профессиональные ролевые позиции(Г. Селье) (слайд 7): 1. Позиции можно рассматривать по аналогии с тем, как это делается в психологии малых групп — по критериям популярности и степени влияния на группу. Так, можно выделить «общепризнанного лидера», умеющего выражать основные интересы данной группы психологов (проблема в том, что это за интересы, относятся ли они к работе, к сложным психологическим проблемам, или данная группа психологов не воспринимает свою работу всерьез и ищет иные смыслы прихода на работу). Далее можно выстраивать целую систему социально–ролевых позиций по отношению к данному лидеру (приближенные, отверженные, свободные члены и т. п.). 2. По отношению к решению психологических проблем могут быть выделены примерно следующие социально–ролевыеܖ позицииܖ «ориентированныхܖ наܖ делоܖ психологов»: •ܖ генераторܖ идейܖ (нередкоܖ онܖ можетܖ лишьܖ предлагатьܖ идеи,ܖ ноܖ неܖ решатьܖ их); •ܖ систематизаторܖ идей,ܖ способныйܖ обобщатьܖ разныеܖ идеиܖ иܖ наводитьܖ вܖ нихܖ определенныйܖ «порядок»; •ܖ проводникܖ идей,ܖ способныйܖ «пробивать»ܖ идеиܖ вܖ кабинетахܖ вышестоящихܖ начальников; •ܖ реализаторܖ идеи,ܖ способный,ܖ например,ܖ эффективноܖ реализоватьܖ программуܖ илиܖ апробироватьܖ новуюܖ методикуܖ дажеܖ лучше,ܖ чемܖ создательܖ этойܖ методикиܖ илиܖ программыܖ иܖ т.ܖ п. •ܖ критик,ܖ оппонент,ܖ способныйܖ своевременноܖ выявитьܖ недостаткиܖ иܖ ошибки,ܖ аܖ вܖ идеалеܖ —ܖ способныйܖ датьܖ конструктивныеܖ предложенияܖ поܖ устранениюܖ этихܖ недостатков; •ܖ восторгающийсяܖ коллега,ܖ самܖ неܖ способныйܖ ниܖ наܖ чтоܖ конструктивное,ܖ ноܖ умеющийܖ вселитьܖ вܖ генератораܖ идейܖ (аܖ такжеܖ —ܖ воܖ всехܖ остальных)ܖ чувствоܖ оптимизмаܖ иܖ уверенностиܖ вܖ том,ܖ чтоܖ ониܖ наܖ «правильномܖ пути»ܖ иܖ занятыܖ «оченьܖ важнымܖ делом»; •ܖ публика,ܖ отܖ которойܖ такжеܖ малоܖ видимойܖ пользы,ܖ ноܖ котораяܖ самимܖ своимܖ присутствиемܖ (вܖ ходеܖ публичныхܖ дискуссийܖ иܖ обсуждений)ܖ создаетܖ определенныйܖ эмоционально–деловойܖ фон,ܖ обязывающийܖ спорящихܖ взвешиватьܖ своиܖ слова,ܖ делатьܖ ихܖ болееܖ понятнымиܖ дляܖ присутствующих,ܖ тоܖ естьܖ повышающихܖ ответственностьܖ основныхܖ участниковܖ творческогоܖ процессаܖ заܖ своеܖ творчествоܖ иܖ делатьܖ егоܖ болееܖ доступнымܖ дляܖ пониманияܖ (аܖ значит,ܖ иܖ болееܖ реализуемымܖ вܖ перспективе). 3.ܖ «Декоративные»ܖ социально–профессиональныеܖ позицииܖ илиܖ «мастераܖ созданияܖ атмосфер»ܖ (определенногоܖ социально–психологическогоܖ климатаܖ работы)ܖ имеютܖ разныеܖ вариантыܖ своегоܖ воплощения: •ܖ «очаровашки»,ܖ способныеܖ однимܖ своимܖ видомܖ поднятьܖ настроение,ܖ снятьܖ профессиональныйܖ стрессܖ илиܖ напряжение;ܖ правда,ܖ иногдаܖ такоеܖ «очаровашничество»ܖ можетܖ иܖ сильноܖ раздражать;ܖ иܖ все–такиܖ лучше,ܖ когдаܖ отܖ «очаровашки»ܖ естьܖ хотьܖ какая–тоܖ деловаяܖ польза,ܖ аܖ тоܖ ведьܖ прощеܖ завестиܖ какое–нибудьܖ домашнееܖ животное,ܖ котороеܖ нередкоܖ выполняетܖ психотерапевтическиеܖ функцииܖ неܖ хужеܖ такихܖ «прелестюшечек»,ܖ даܖ ещеܖ называющихܖ себяܖ «психологами»; •ܖ «модники»ܖ (илиܖ «модницы»),ܖ выполняющиеܖ чистоܖ декоративнуюܖ функциюܖ иܖ иногдаܖ вселяющиеܖ вܖ сознаниеܖ сотрудниковܖ чувствоܖ гордостиܖ заܖ то,ܖ чтоܖ именноܖ вܖ ихܖ коллективеܖ работаетܖ такоеܖ «прелестное»ܖ иܖ дажеܖ «элитное»ܖ создание;ܖ правда,ܖ такиеܖ чувстваܖ болееܖ характерныܖ дляܖ преимущественноܖ мужскихܖ коллективов,ܖ способныхܖ оценитьܖ «красоту»ܖ некоторыхܖ своихܖ внешнеܖ эффектныхܖ сотрудницܖ (например,ܖ вܖ коллективахܖ инженеров,ܖ проектировщиков,ܖ конструкторовܖ иܖ т.ܖ п.),ܖ ноܖ вܖ средеܖ психологов,ܖ гдеܖ многоܖ работаетܖ женщин,ܖ этиܖ эффектыܖ могутܖ бытьܖ дажеܖ отрицательнымиܖ (зависть,ܖ обвиненияܖ вܖ излишнейܖ «декоративности»ܖ вܖ ущербܖ работеܖ иܖ т.ܖ п.). •ܖ «дизайнеры»,ܖ способныеܖ создатьܖ определенныйܖ уют,ܖ удачноܖ переставитьܖ мебельܖ илиܖ развешиватьܖ всякиеܖ симпатичныеܖ картиночкиܖ иܖ календарики;ܖ особенноܖ ониܖ проявляютܖ своиܖ талантыܖ передܖ официальнымиܖ праздникамиܖ (Рождество,ܖ Новыйܖ годܖ иܖ всеܖ остальное); •ܖ «кулинары–угощатели»,ܖ способныеܖ лучшеܖ другихܖ сваритьܖ кофе,ܖ илиܖ приносящихܖ изܖ домаܖ «такиеܖ вкусныеܖ пирожки»;ܖ дляܖ такихܖ психологовܖ лучшиеܖ временаܖ такжеܖ наступаютܖ воܖ времяܖ праздниковܖ сܖ общимܖ столомܖ иܖ т.п. •ܖ «произносителиܖ тостов»ܖ вܖ ходеܖ различныхܖ совместныхܖ застолийܖ (поܖ поводуܖ защитܖ дипломовܖ иܖ диссертаций,ܖ аܖ такжеܖ различныхܖ научныхܖ «событий»)ܖ сܖ учетомܖ особенностейܖ русскогоܖ менталитетаܖ вܖ наукеܖ являютсяܖ оченьܖ важнымиܖ фигурами,ܖ т.к.ܖ способныܖ «подвестиܖ определенныйܖ итог»ܖ многолетнейܖ работыܖ илиܖ сказатьܖ что–тоܖ важноеܖ вܖ решающийܖ моментܖ построенияܖ судьбыܖ своегоܖ коллеги,ܖ иܖ ужеܖ потомܖ благодарныеܖ коллеги,ܖ конечноܖ же,ܖ «неܖ забудут»ܖ такогоܖ «участия»ܖ вܖ своейܖ судьбеܖ иܖ всеܖ такое; •ܖ «песенники»ܖ (режеܖ —ܖ «поэты»),ܖ умеющиеܖ создаватьܖ атмосферуܖ чего–тоܖ возвышенного,ܖ благородного,ܖ интеллигентного..,ܖ чтоܖ дляܖ психологов,ܖ претендующихܖ наܖ определеннуюܖ «избранность»ܖ иܖ «изысканность»ܖ своейܖ профессии,ܖ оченьܖ дажеܖ важноܖ иܖ почтиܖ «священно»ܖ (этоܖ характерноܖ дляܖ представителейܖ всехܖ творческихܖ профессий,ܖ этоܖ важныйܖ моментܖ формированияܖ профессиональногоܖ самосознанияܖ иܖ профессиональнойܖ гордости,ܖ поэтомуܖ мыܖ говоримܖ обܖ этомܖ дажеܖ безܖ иронии);ܖ заметим,ܖ чтоܖ «песенкиܖ соܖ свечами»ܖ (подܖ гитару)ܖ -ܖ этоܖ важнейшийܖ ритуалܖ неформальногоܖ профессиональногоܖ становленияܖ многихܖ отечественныхܖ психологов,ܖ черезܖ которыйܖ следовалоܖ быܖ пройтиܖ каждому,ܖ темܖ более,ܖ чтоܖ вܖ этомܖ делеܖ накопленܖ определенныйܖ опытܖ иܖ традиции;ܖ дляܖ будущейܖ профессиональнойܖ деятельностиܖ соприкосновениеܖ сܖ такимиܖ ритуаламиܖ особенноܖ важноܖ дляܖ техܖ психологов,ܖ которымܖ придетсяܖ создаватьܖ подобныеܖ «атмосферы»ܖ приܖ работеܖ сܖ подростками,ܖ сܖ отчаявшимисяܖ клиентами,ܖ сܖ больнымиܖ пациентамиܖ (например,ܖ похожаяܖ «атмосфера»,ܖ правда,ܖ сܖ использованиемܖ несколькоܖ иныхܖ средств,ܖ частоܖ воспроизводитсяܖ наܖ тренингахܖ иܖ вܖ различныхܖ психотерапевтическихܖ группах); •ܖ «рассказчикиܖ оܖ поездкахܖ заܖ границу»,ܖ чтоܖ сܖ учетомܖ особенностейܖ российскогоܖ менталитетаܖ такжеܖ оченьܖ важноܖ дляܖ нашихܖ психологовܖ (приятнаܖ мысль,ܖ чтоܖ членыܖ нашегоܖ коллективаܖ «тамܖ тожеܖ бывают»,ܖ значит,ܖ иܖ мыܖ «когда–нибудьܖ тамܖ побываем»ܖ иܖ т.ܖ п.); •ܖ «бывалые»ܖ иܖ «значительные»ܖ («хвастуны»),ܖ которыеܖ любятܖ самоутверждатьсяܖ иܖ частоܖ хвалятсяܖ своимиܖ знакомствами,ܖ связямиܖ иܖ дажеܖ интимнымиܖ отношениямиܖ сܖ «великими»ܖ психологамиܖ (илиܖ сܖ известнымиܖ деятелямиܖ вܖ другихܖ сферах),ܖ создаваяܖ такимܖ образомܖ атмосферуܖ изысканностиܖ иܖ избранностиܖ неܖ толькоܖ дляܖ себя,ܖ ноܖ иܖ дляܖ другихܖ членовܖ коллективаܖ (поܖ принципу:ܖ средиܖ насܖ работаетܖ человек,ܖ которыйܖ «рядомܖ сܖ золотомܖ лежал»,ܖ аܖ значит,ܖ иܖ мыܖ неܖ «лыкомܖ шиты»…)ܖ иܖ т.ܖ п. 4.ܖ «Великиеܖ организаторыܖ иܖ комбинаторы»ܖ вܖ эпохуܖ тотальнойܖ ориентацииܖ наܖ «зарабатываниеܖ денег»ܖ (иܖ психологияܖ здесьܖ неܖ исключение)ܖ являютܖ собойܖ оченьܖ «престижный»ܖ иܖ дажеܖ полезныйܖ типаж,ܖ которыйܖ подразделяетсяܖ наܖ следующиеܖ разновидности: •ܖ «своиܖ людиܖ уܖ начальства»,ܖ способныеܖ защищатьܖ некоторыеܖ профессиональныеܖ иܖ житейскиеܖ интересыܖ хотяܖ быܖ некоторыхܖ членовܖ коллектива; •ܖ «деловые»ܖ психологи,ܖ способныеܖ наܖ сторонеܖ находитьܖ выгодныеܖ заказыܖ наܖ теܖ илиܖ иныеܖ психологическиеܖ работыܖ (гранты,ܖ хоздоговоры,ܖ совместныеܖ мероприятия,ܖ чтениеܖ лекций)ܖ иܖ даватьܖ возможностьܖ некоторымܖ своимܖ коллегамܖ иметьܖ дополнительныйܖ заработок; •ܖ разновидностьюܖ «деловых»ܖ психологовܖ являютсяܖ такие,ܖ ктоܖ можетܖ налаживатьܖ реальныеܖ контактыܖ сܖ зарубежнымиܖ коллегамиܖ иܖ дажеܖ обеспечиватьܖ этимܖ совместныеܖ проектыܖ сܖ частичнойܖ работойܖ вܖ другихܖ странахܖ (мечтаܖ многихܖ отечественныхܖ психологов,ܖ неܖ способныхܖ самостоятельноܖ организоватьܖ такиеܖ контактыܖ илиܖ неܖ имеющихܖ влиятельныхܖ родственниковܖ иܖ покровителей,ܖ которыеܖ могутܖ организоватьܖ вܖ нашеܖ замечательноеܖ времяܖ вообщеܖ все,ܖ чтоܖ угодно,ܖ лишьܖ быܖ доставитьܖ радостьܖ себеܖ иܖ своимܖ деточкам–внучечкам–женушкам); •ܖ «командиры»,ܖ способныеܖ быстроܖ навестиܖ организационныйܖ порядокܖ вܖ работеܖ своихܖ коллег,ܖ покаܖ официальноеܖ руководствоܖ (илиܖ штатныеܖ лидеры)ܖ «раскачиваются»,ܖ аܖ интересыܖ делаܖ требуютܖ быстрыхܖ иܖ решительныхܖ действий; •ܖ «психологи–полицейские»,ܖ дляܖ которыхܖ важенܖ внешнийܖ «порядок»ܖ иܖ которыеܖ частоܖ простоܖ терроризируютܖ своихܖ коллегܖ излишнейܖ придирчивостью;ܖ самаяܖ страшнаяܖ разновидностьܖ такихܖ «полицейских»ܖ —ܖ этоܖ когдаܖ кܖ придиркамܖ добавляютсяܖ постоянныеܖ жалобыܖ («стукачество»)ܖ начальствуܖ наܖ тех,ܖ ктоܖ «постоянноܖ опаздывает»,ܖ слишкомܖ многоܖ пьетܖ кофе,ܖ иܖ вообщеܖ ведетܖ себяܖ неܖ так,ܖ какܖ «положено». 5.ܖ «Имитаторы»ܖ настоящихܖ психологов–профессионаловܖ проявляютсяܖ вܖ следующихܖ разновидностях: •ܖ показнаяܖ эрудиция,ܖ когдаܖ заܖ обширнымиܖ знаниямиܖ неܖ просматриваетсяܖ системаܖ (ранееܖ мыܖ ужеܖ неܖ разܖ писалиܖ оܖ том,ܖ чтоܖ вܖ основеܖ системыܖ частоܖ лежитܖ какая–тоܖ идея,ܖ смысл,ܖ цель..,ܖ которыеܖ иногдаܖ дажеܖ выходятܖ заܖ рамкиܖ самойܖ профессии,ܖ например,ܖ многиеܖ благородныеܖ целиܖ —ܖ этоܖ ужеܖ сфераܖ этикиܖ иܖ философии,ܖ сфераܖ нравственнойܖ иܖ жизненнойܖ позицииܖ психолога); •ܖ показнаяܖ активностьܖ —ܖ поܖ принципу:ܖ «главное,ܖ неܖ стоятьܖ безܖ дела»;ܖ ноܖ психологияܖ —ܖ этоܖ творческаяܖ профессия,ܖ аܖ творчествоܖ иногдаܖ предполагаетܖ необходимостьܖ простоܖ остановитьсяܖ иܖ задуматься,ܖ аܖ тоܖ иܖ простоܖ помечтать; •ܖ вܖ практическойܖ психологииܖ —ܖ этоܖ можетܖ бытьܖ распространенныйܖ типажܖ «уверенногоܖ вܖ себеܖ специалиста,ܖ уܖ которогоܖ всеܖ «о'кей»;ܖ опасностьܖ такогоܖ профессиональногоܖ стереотипаܖ вܖ том,ܖ чтоܖ частоܖ онܖ неܖ даетܖ возможностиܖ самомуܖ клиентуܖ решатьܖ своиܖ проблемы,ܖ онܖ поначалуܖ очаровываетܖ клиентаܖ своейܖ уверенностьюܖ иܖ оптимизмомܖ (частоܖ довольноܖ примитивным),ܖ аܖ затемܖ самܖ принимаетܖ заܖ клиентаܖ важныеܖ жизненныеܖ решения,ܖ оставляяܖ егоܖ вܖ ролиܖ пассивногоܖ наблюдателяܖ (аܖ еслиܖ сказатьܖ жестчеܖ —ܖ вܖ ролиܖ «болвана»,ܖ потребляющегоܖ психологическуюܖ «услугу»)ܖ иܖ т.ܖ п. 6.ܖ Психологи–пациенты»,ܖ которымܖ следовалоܖ быܖ самимܖ обратитьсяܖ заܖ психологическойܖ (илиܖ психиатрическойܖ помощью),ܖ ноܖ которыеܖ волеюܖ судьбыܖ самиܖ сталиܖ «профессионалами».ܖ Возможныܖ примерноܖ следующиеܖ воплощенияܖ такогоܖ типа: •ܖ «ходячаяܖ совесть»,ܖ когдаܖ человекܖ всемܖ своимܖ видомܖ показывает,ܖ чтоܖ окружающиеܖ емуܖ чем–тоܖ «обязаны»,ܖ например,ܖ «обязаны»ܖ помогатьܖ емуܖ вܖ решенииܖ своихܖ личныхܖ проблемܖ (обоснованиеܖ здесьܖ такое,ܖ чтоܖ иܖ уܖ психологовܖ естьܖ проблемыܖ иܖ кому,ܖ какܖ ниܖ коллегамܖ помогатьܖ другܖ другу); •ܖ элементарнаяܖ невоспитанность,ܖ вспыльчивость,ܖ агрессивность,ܖ когдаܖ человекܖ простоܖ неܖ умеетܖ контролироватьܖ своеܖ поведение;ܖ иногдаܖ здесьܖ требуетсяܖ неܖ столькоܖ психологическое,ܖ сколькоܖ традиционноеܖ (вܖ лучшемܖ смысле)ܖ педагогическоеܖ вмешательство,ܖ тоܖ естьܖ такогоܖ человекаܖ надоܖ разок–другойܖ простоܖ наказать,ܖ аܖ неܖ «цацкаться»ܖ сܖ нимܖ какܖ сܖ «больным»; •ܖ возможноܖ иܖ конструктивноеܖ воплощениеܖ «психолога–пациента»,ܖ когда,ܖ например,ܖ такойܖ психологܖ проводитܖ психотерапевтическуюܖ группуܖ иܖ быстроܖ выясняется,ܖ чтоܖ уܖ негоܖ самогоܖ проблемܖ больше,ܖ чемܖ уܖ всехܖ присутствующих;ܖ еслиܖ этотܖ психологܖ достаточноܖ миловиденܖ иܖ обаятелен,ܖ тоܖ нередкоܖ группаܖ дажеܖ сплачиваетсяܖ наܖ основеܖ оказанияܖ такомуܖ психологуܖ совместнойܖ помощиܖ иܖ наܖ этойܖ основеܖ уܖ кого–тоܖ изܖ участниковܖ группыܖ уܖ самогоܖ можетܖ наблюдатьсяܖ определенноеܖ улучшение;ܖ ноܖ всеܖ этоܖ оченьܖ рискованныеܖ игры,ܖ ведьܖ наܖ группахܖ могутܖ бытьܖ иܖ настоящиеܖ суициды,ܖ иܖ люди,ܖ неܖ воспринимающиеܖ «психологов–пациентов». 7.ܖ Отдельноܖ можноܖ выделитьܖ иܖ группуܖ «психологов–артистов»,ܖ вܖ чем–тоܖ похожуюܖ наܖ «мастеровܖ созданияܖ определенныхܖ социально–психологическихܖ «атмосфер»,ܖ ноܖ отличающихсяܖ отܖ нихܖ тем,ܖ чтоܖ «артистам»ܖ все–такиܖ удаетсяܖ соединитьܖ своиܖ «атмосферныеܖ таланты»ܖ сܖ основнойܖ профессиональнойܖ деятельностью.ܖ Условноܖ можноܖ выделитьܖ следующиеܖ вариантыܖ «психологическогоܖ профессиональногоܖ артистизма»: •ܖ «мастераܖ самокрасования»,ܖ когдаܖ психологи,ܖ выступающиеܖ передܖ различнымиܖ аудиториямиܖ илиܖ передܖ клиентами,ܖ сܖ однойܖ стороны,ܖ добиваютсяܖ вниманияܖ кܖ своимܖ занятиям,ܖ аܖ сܖ другойܖ стороны,ܖ ещеܖ иܖ умудряютсяܖ продемонстрироватьܖ своиܖ несомненныеܖ достоинства,ܖ вызываяܖ восторгܖ иܖ восхищениеܖ доверчивыхܖ студентов,ܖ коллегܖ иܖ клиентов;ܖ кܖ сожалению,ܖ нередкоܖ содержаниеܖ читаемогоܖ курсаܖ илиܖ смыслܖ оказываемойܖ психологическойܖ помощиܖ уходитܖ какܖ быܖ наܖ второйܖ план,ܖ аܖ наܖ первомܖ местеܖ оказываетсяܖ такаяܖ «очаровательная»ܖ личностьܖ психолога–артиста; •ܖ «мастераܖ самоутверждения»,ܖ умеющиеܖ искусноܖ навязыватьܖ своиܖ мненияܖ иܖ точкиܖ зренияܖ аудиториямܖ иܖ клиентам,ܖ превращаяܖ ихܖ вобъектовܖ откровеннойܖ манипуляции;ܖ например,ܖ известноܖ немалоܖ случаев,ܖ когдаܖ такиеܖ психологиܖ (некоторыеܖ психотерапевты)ܖ фактическиܖ такܖ «очаровывают»ܖ участниковܖ различныхܖ психотерапевтическихܖ группܖ иܖ тренингов,ܖ чтоܖ превращаютܖ ихܖ вܖ некоеܖ подобиеܖ сект; •ܖ «мастера–искусители»,ܖ стремящиесяܖ воܖ чтоܖ быܖ тоܖ ниܖ сталоܖ «произвестиܖ впечатление»ܖ наܖ очереднуюܖ аудиторию,ܖ иܖ фактическиܖ «влюбить»ܖ ееܖ вܖ себя;ܖ уܖ такихܖ мастеровܖ можетܖ дажеܖ появитьсяܖ азартܖ коллекционераܖ (поܖ аналогииܖ сܖ «коллекционированием»ܖ своихܖ «жертв»ܖ различнымиܖ искусителямиܖ иܖ соблазнителямиܖ вܖ обыденнойܖ жизни);ܖ сܖ однойܖ стороны,ܖ немалаяܖ частьܖ клиентовܖ иܖ студентовܖ самаܖ этогоܖ хочетܖ (вܖ силуܖ ихܖ естественныхܖ иܖ частоܖ неудовлетворенныхܖ потребностейܖ бытьܖ любимымиܖ иܖ любитьܖ самим),ܖ но,ܖ сܖ другойܖ стороны,ܖ самоܖ содержаниеܖ читаемыхܖ курсовܖ иܖ оказываемойܖ психологическойܖ помощиܖ опятьܖ жеܖ уходитܖ наܖ второйܖ план;ܖ молодымܖ впечатлительнымܖ студентамܖ иܖ клиентам–пациентамܖ следуетܖ бытьܖ особенноܖ осторожнымиܖ сܖ такимиܖ «мастерами»;ܖ заметим,ܖ чтоܖ иܖ дляܖ самогоܖ такогоܖ преподавателяܖ бываетܖ сложноܖ переживать,ܖ когдаܖ вܖ немܖ «разочаровывается»ܖ самܖ студентܖ (студентка),ܖ найдяܖ дляܖ себяܖ болееܖ интересныйܖ «объект»ܖ дляܖ «обожания»;ܖ какܖ признаютсяܖ некоторыеܖ преподаватели,ܖ ониܖ «испыталиܖ настоящееܖ раскрепощениеܖ иܖ свободу,ܖ какܖ толькоܖ отказалисьܖ отܖ «соблазна»ܖ постоянноܖ нравитьсяܖ студентам»,ܖ чтоܖ позволилоܖ имܖ наܖ своихܖ занятияхܖ «говоритьܖ то,ܖ чтоܖ ониܖ думаютܖ иܖ чувствуют,ܖ аܖ неܖ подстраиватьсяܖ подܖ вкусыܖ иܖ симпатии–антипатииܖ аудитории»… •ܖ естественно,ܖ возможныܖ иܖ ситуации,ܖ когдаܖ артистическоеܖ мастерствоܖ органичноܖ сочетаетсяܖ сܖ содержаниемܖ лекцийܖ (илиܖ соܖ смысломܖ практическойܖ помощиܖ клиенту)ܖ иܖ психологуܖ действительноܖ удаетсяܖ заинтересовыватьܖ —ܖ неܖ «очаровывая»,ܖ мотивироватьܖ —ܖ неܖ манипулируяܖ илиܖ объяснятьܖ —ܖ неܖ агитируяܖ иܖ неܖ пропагандируяܖ толькоܖ своюܖ точкуܖ зрения. 8.ܖ Наконец,ܖ можноܖ выделитьܖ настоящихܖ психологов,ܖ дляܖ которыхܖ главноеܖ —ܖ этоܖ творческоеܖ самоопределениеܖ иܖ самореализацияܖ вܖ самомܖ труде,ܖ аܖ неܖ толькоܖ вܖ сопутствующихܖ этомуܖ трудуܖ видахܖ активности.ܖ [7]ܖ (слайдܖ 8) Заключение Вܖ результатеܖ анализаܖ научныхܖ источниковܖ намиܖ выявленыܖ дваܖ основныхܖ качества,ܖ наличиеܖ которыхܖ являетсяܖ однимܖ изܖ критериевܖ оценкиܖ уровняܖ продуктивностиܖ профессиональнойܖ деятельностиܖ психолога: умениеܖ активноܖ слушать умениеܖ понятноܖ говорить Данныеܖ результатыܖ подтверждаютܖ предварительныйܖ теоретическийܖ анализܖ работܖ А.Ф.ܖ Ануфриева,ܖ И.В.ܖ Дубровиной,ܖ А.К.ܖ Болотовой,ܖ гдеܖ говоритсяܖ оܖ том,ܖ чтоܖ эффективностьܖ деятельностиܖ психологаܖ зависитܖ отܖ точногоܖ пониманияܖ словܖ говорящего,ܖ аܖ такжеܖ отܖ пониманияܖ невербальныхܖ сигналов,ܖ т.е.ܖ отܖ уменияܖ активноܖ слушать.ܖ Свободноеܖ владениеܖ речьюܖ являетсяܖ составляющейܖ моделиܖ эффективногоܖ психолога.(слайдܖ 9) Цельܖ нашейܖ работыܖ достигнута,ܖ былиܖ изученыܖ иܖ обобщеныܖ критерииܖ оценкиܖ уровняܖ продуктивностиܖ профессиональнойܖ деятельностиܖ психолога. Список литературы 1. Абрамоваܖ Г.С.ܖ Практическаяܖ психология:ܖ учебникܖ дляܖ студентовܖ вузовܖ -ܖ 4-еܖ изд.,ܖ перераб.ܖ Иܖ доп.-ܖ Екатеринбург,ܖ 2008ܖ 2. Алешинаܖ Ю.Е.ܖ Индивидуальноеܖ иܖ семейноеܖ психологическоеܖ консультированиеܖ -ܖ М.,ܖ 2011. 3. Амосовܖ Н.М.ܖ Модельныйܖ подходܖ кܖ исследованиюܖ личностиܖ вܖ процессеܖ ееܖ развитияܖ //ܖ Эвристическиеܖ моделиܖ вܖ психологииܖ иܖ социологии.ܖ -ܖ Киев,ܖ 1976.-с.4-32. 4. Василюкܖ Ф.Е.ܖ Уровниܖ построенияܖ переживанияܖ иܖ методыܖ психологическойܖ помощи.ܖ //ܖ Вопросыܖ психологии,ܖ 1988.ܖ №5. 5. Гиппенрейторܖ Ю.Б.ܖ иܖ др.ܖ Феноменܖ конгруэнтнойܖ эмпатииܖ //ܖ Вопросыܖ психологии.-1993,-№4-с.61-68. 6. Емельяновܖ Ю.В.ܖ Активныеܖ групповыеܖ методыܖ социально-психологическойܖ подготовкиܖ специалистовܖ //ܖ Вопросыܖ психологии.-2013.-№4.-с.69-73. 7. Забродинܖ Ю.М.ܖ "Модельܖ личности"ܖ вܖ психодиагностике;ܖ дляܖ практическихܖ психологов.ܖ -ܖ Кн.1.М.,ܖ 1994. 8. Молокановܖ М.В.ܖ Личностныеܖ компонентыܖ успешностиܖ практическогоܖ психолога:ܖ Дисс.ܖ -ܖ М.,ܖ 2012.
Год сдачи
2017
Loading...

Последние статьи из блога

Диагностика сформированности конфликтной компетентности студентов педагогического вуза

Теоретические основы формирования конфликтной компетентности будущего педагога-психолога

Физико-химические свойства эпоксидных связующих

Вопросы по международному праву

Задачи по УК РФ

Структурно-логическая схема состава преступления, предусмотренного ст. 161 УК РФ

Методы очистки сточных вод от СПАВ

Геометрия фракталов

Использование радиолокации для изучения динамики атмосферных явлений

Инклюзивный дизайн

Цифровая трансформация в металлургии

​Роль металлургии в развитии возобновляемых источников энергии

​UX/UI дизайн для мобильных приложений

Квантовые базы данных

Оптимизация производительности реляционных баз данных

Металлургия в постапокалиптическом мире

Основные подходы к формированию управленческих компетенций топ-менеджеров

Роль и функции топ-менеджмента в современных организациях

Комплексный анализ и управление рисками пожарной безопасности на промышленных объектах

Цифровая обработка сигналов в радиофизике