Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Комплексный анализ речи ребенка дошкольного возраста

В наличии
1 000 руб.

Диплом или ВКР Комплексный анализ речи ребенка дошкольного возраста

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

АП 80

Магадан

2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ В НАУЧНОМ ОСВЕЩЕНИИ.. 7

§ 1. Обзор этапов формирования детской речи. 7

§ 2. Общие закономерности усвоения фонетики русского языка. 13

§ 3. Лексико-семантические особенности. 16

§ 4. Формирование грамматической системы в детской речи. 19

ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЕЧИ ОДНОГО ИНФОРМАНТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ, ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОМ И СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЯХ.. 21

§1. Фонетические особенности речи информанта. 21

§2. Лексико-семантический уровень. Толкование детьми и взрослыми слов родного языка. 26

§ 3. Анализ формирования синтаксических конструкций. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 54

ВВЕДЕНИЕ

Детская речь всегда притягивала интерес исследователей (в частности, лингвистов), педагогов-воспитателей, психологов, а главное родителей, так как дети – наше все, с них начинается жизненный путь человека. Так, например, К.И. Чуковский называл ребенка «великим лингвистом», подчеркивая творческое начало в становлении детской речи. Он писал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты. У ребенка сложная система тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Сплошь и рядом случается, что ребенок изобретает слова, которые уже есть в языке, но неизвестны, ни ему, ни окружающим. Таким образом, ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков»[1]. Самое удивительное и ценное для лингвиста качество, обнаруживающееся в детских инновациях, - это так называемое «постоянство в отклонениях от нормы, о котором в начале века писал М. Граммон, утверждая, что у ребенка нет «ни разнобоя, ни господства случая... Он, несомненно, попадает мимо цели, но он последователен в своих промахах»[2]. При этом известно, что в процессе освоения речи каждый ребенок идет своим собственным путем (при наличии, безусловно, и общих закономерностей развития речи). Именно поэтому лонгитюдное наблюдение за речью одного ребенка не перестает быть актуальным для лингвистики детской речи.

Значительное количество проанализированного речевого материала, собранного в результате длительного наблюдения за речью нашего информанта и ранее не бывшего предметом научного исследования, определяет ее научную новизну.

Объектом нашего исследования является речь ребенка дошкольного возраста с точки зрения фонетической, понятийной и синтаксической организаций.

Предметом исследования являются речевые единицы и конструкции (словоформы, слова, словосочетания, выражения, предложения), зафиксированные в речи Александры Самохваловой (зафиксированные в период с 2ᅟ ᅟлетᅟ ᅟ6ᅟ ᅟмес. до 5 лет). Ребенок отличается от многих своих сверстников усидчивостью, быстрым восприятием нового материала. Очень активна, любит читать сказки и смотреть мультики. А также учит младшего братика новым играм, увиденным в садике. Послушна, но иногда своенравна, если не получает свое, как и многие дети в ее возрасте, пытается добиться этого слезами. Часто поет песни, особенно в последнее время, подражая английскому языку. Кроме того, нами были опрошены взрослые-информанты в возрастной категории от 20 до 50 лет, данные материалы были использованы при сопоставления толкований слов детьми и взрослыми со словарными дефинициями.

Цель исследования – анализ усвоения фонетического, грамматического (синтаксического) и лексико-семантического строя речи ребенка дошкольного возраста.

Для осуществления поставленной цели стало необходимым решить следующие задачи:

  • Лонгитюдное наблюдение за информантом;
  • Фиксация речевого материала;
  • Анализ собранных данных в фонетическом, лексико-семантическом и синтаксическом аспектах.

Методы исследования: в процессе сбора материала использовались метод наблюдения в ходе исследования, прямой опрос в ходе беседы, осуществление записи спонтанных монологов и диалогов с помощью диктофона и видеокамеры, беседы во время игр («строительство дома»), аудирование (чтение вслух), обсуждение прочитанного по вопросам. В ходе обработки данных мы использовали системный, описательный, сопоставительный и аналитический методы. В общей сложности наш банк данных составил 237 минут аудио- и видеозаписей.

Методологической основой исследования послужили работы А. Н. Гвоздева, К. И. Чуковского, Н. И. Лепской, С. Н. Цейтлин, Р. О. Якобсона, А. А. Леонтьева и др.

Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка используемой литературы.

Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и новизна, определяются цель и задачи работы, а также объект, предмет, методы исследования.

Первая глава называется «Становление детской речи в научном освещении» и состоит из четырех параграфов предлагается обзор основополагающих исследований в области речи детей дошкольного возраста, здесь же детская речь рассмотрена в фонетическом, лексико-семантической и грамматическом аспектах.

Во второй главе, имеющей название «Анализ речи одного информанта на фонетическом, лексико-семантическом и синтаксическом уровнях» и состоящей из трех параграфов, описаны наблюдения за речью информанта и проанализированы особенности усвоения информантом фонетического, лексическо-семантического и синтаксического уровней речи.

Заключение представляет собой изложение основных выводов, к которым мы пришли в результате исследования материала.

Апробация работы. Часть исследования была апробирована в виде доклада на научно-практической конференции студентов филологического факультета «Актуальные проблемы русистики» в апреле 2016 года.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и результатов в процессе преподавания таких вузовских курсов, как «Современный русский язык» (разделы «Фонетика», «Лексикология», «Синтаксис»), «Психолингвистика», спецкурсов и спецсеминаров, посвященных онтолингвистической проблематике.

[1] Чуковский, К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. - М.:1984. С. 272 - 273.

[2] Якобсон Р. Избранные работы. - М.:1985. С. 67.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аналитический обзор научной литературы по проблемам исследования детской речи позволил убедиться, что современная онтолингвистика располагает разнообразным эмпирическим материалом, иллюстрирующим этапы, принципы и особенности порождения речи, характер усвоения языка как системы.

В ходе фонетического, лексико-семантического и синтаксического исследований были решены поставленные нами задачи: во-первых, было проведено лонгитюдное наблюдение за информантами, во-вторых, во время наблюдения был произведен сбор, систематизация данных, кроме того, были сделаны фонетический, лексико-семантический и грамматический анализы речевого материала. Вследствие чего мы смогли достигнуть поставленной цели: проанализироватьᅟ ᅟусвоениеᅟ фонетического, лексико-семантического и синтаксического строя ᅟречиᅟ ᅟребенкаᅟ ᅟдошкольногоᅟ ᅟвозраста, а также провели сапоставительный анализ толкования детьми и взрослыми слов родного языка. Проведенные нами лонгитюдные наблюдения за речью Александры, во многом подтверждают данные, полученные исследователями-онтолингвистами. Кроме того, можно сделать вывод, что этапы речевого развития информанта характеризуются, прежде всего, проявлением типологических закономерностей, в той или иной степени присущих деятельности детей и среде, в которой они задействованы.

Обычно фонетические явления в слове происходят по причине того, что ребенок еще не овладел звуковой стороной языка полноценно и это может выражаться в виде фонетических инноваций. В ходе фонетического исследования было выявлено, что информант еще находится в процессе овладения звуковой стороной языка. Кроме того, это связано с возрастными особенностями (физическими, психическими и т.п.) информанта. А также нами было зафиксировано спорадическое оканье, причиной этому послужила речь бабушки, которая часто читает сказки и рассказы с явно выраженным оканьем. При анализе каждого звука, речевыхᅟ ᅟединиц, ᅟ,,,ᅟконструкцийᅟ ᅟ(словоформы,ᅟ ᅟслова,ᅟ ᅟсловосочетания,ᅟ ᅟвыражения) мы выявили, что звуковая сторона речи развивается в пределах “нормы”, явных отклонений не было выявлено. Кроме того, мы отметили некоторые фонологические явления: ассимиляция, оглушение согласных на конце слова, субституция, слоговая элизия, диереза, выпадение звука (звуков) в слове (в основном согласных), такого явления как эпентеза в речи нашего информанта не было зафиксировано. На основе полученных данных мы выявили, что системы вокализма и консонантизма находится на стадии формирования, это доказывает, что исследователи правы, когда говорят о том, что на данном этапе развития ребенка невозможно полноценное усвоение систем и этому нужно время, как минимум до 4 – 5 лет.

В лексико-семантической части нашего исследования мы произвели сопоставительный анализ детских толкований с лексическим пониманием взрослого, и нашли отличия от словарной дефиниции. По итогам этой части работы можно сделать вывод, что понятийный аппарат ребенка находится еще на стадии формирования, это во многом зависит от того, что ребенок еще маленький и он еще не совсем владеет сложными речемыслительными операциями.

В части исследования грамматической организации речи Александры мы выявили, что на период от 4 до 5 лет владение разнообразными грамматическими конструкциями также находится еще на стадии формирования, но мы установили, что информант при ответах и изложении информации пользовался различными формами синтаксических конструкций от простых предложений, например, двусоставными полными, до сложных, например, сложных предложений с разными видами связи.

Кроме всего вышесказанного, в процессе анализа материала нами были зафиксированы некоторые отступления от морфологической нормы у информанта, и свидетельствует речь ребенка, у него еще не вполне сформировано представление, например, о категории рода (кисель – она, ну, чтобы пить), также и о категории одушевленности – неодушевленности, например, «хочу большого домика». Кроме того, мы выявили словообразовательные инновации: образование с помощью продуктивного суффикса -ств- сущ. «спасательством» или «всеспасательствав». Исходя из этого мы можем говорить о несовершенстве владения словообразовательной структурой слова, но на интуитивном уровне ребенок понимает, как может происходит образование нового слова.

Уникальность
80
Loading...

Последние статьи из блога

Административное право

Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

Факторы эколого-экономической безопасности региона

Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

Французский язык в истории итальянской гастрономии

Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Внеклассная работа

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды