Работа без списка литературы
Содержание
Введение........................................................................................................................................................ 2
Глава 1. Загадка как объект лингвистического исследования и логопедической практики.......... 6
1.1 Загадка как объект лингвистического исследования............................................................ 6
1.2 Особенности речевого развития и восприятия у детей с ОНР.......................................... 10
1.3 Коррекционно-развивающий потенциал загадки в логопедической практике............. 16
1.4 Методики использования загадок для развития речи детей.............................................. 20
Глава 2. Исследование коррекционного потенциала загадки............................................................. 27
2.1 Описание проведённых опытов....................................................................................................... 27
2.2 Обоснование методики...................................................................................................................... 28
2.2 Результаты экспериментов................................................................................................................ 34
2.3 Выводы.................................................................................................................................................. 36
3 Прототип программы для речевого развития посредством загадок.............................................. 37
Заключение..................................................................................................................................................... 40
Настоящая работа посвящена лингвистическому феномену загадки и её потенциалу для речевого развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в игровой форме.
Загадка представляет собой малоизученное лингвистическое явление, применяемое в педагогической и логопедической практике. Использование загадок в игровой методике развития речи у детей с ОНР способствует не только развитию речи и её восприятию, но и развитию логического и абстрактного мышления детей, что в свою очередь влияет и на речевое развитие, а также на формирование мировоззрения за счет образовательной функции загадок. Актуальность данного исследования обусловлена малоизученным потенциалом загадок в речевом и интеллектуальном развитии детей с ОНР, который мы используем для прототипа программы для речевого развития детей с ОНР посредством загадок. Кроме того, проблема развития речи детей с ОНР всегда остаётся актуальной, поскольку определённая доля детей с таким видом речевых нарушений всегда присутствует. Хотя педагоги и логопеды проводят работы практического и теоретического характера, требуется разработка новых подходов в организации работы по преодолению речевых нарушений у младших школьников, которые бы позволили создать условия для эффективного и качественного образовательного процесса. Ввиду развития интернет-технологий сфера образования полностью перестраивается, поскольку они позволяют внедрять новые методики для обучения и развития детей. Поэтому в этой работе мы предлагаем создать новый продукт, позволяющий развивать речь и мышление детей посредством загадок и дополнительных заданий к ним.
Исследованию загадки как средству развития речи посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич, Ю. Г. Илларионова. Выдающиеся русские и советские педагоги К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина, которые подчеркивали возможности загадок в воспитании культуры речи детей.
Целью данного исследования является анализ развивающего потенциала загадки в формировании речи детей с ОНР и создание прототипа программы для речевого развития детей с ОНР посредством загадок.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать феномен загадки как тип текста и её свойства;
- охарактеризовать особенности речевого развития и восприятия у детей с ОНР
- изучить методики использования загадок, направленные на развитие речи детей
- разработать лингвистические задания на основе загадок для детей с ОНР и исследовать эффективность таких заданий;
- разработать способы оценки динамики развития речи детей с ОНР.
Объект исследования — загадка как лингвистический феномен и её потенциал в речевом развитии речи детей с ОНР. Предмет исследования — методика использования загадок в развивающих заданиях для детей с ОНР и эффективность таких заданий.
В настоящей работе мы выдвигаем гипотезу о том, что с помощью лингвистических заданий на основе загадок можно улучшить развитие речи детей с ОНР в некоторых её аспектах, и задания с загадками эффективнее, чем без загадок.
Теоретическо-методологическая база исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение специальной литературы о развитии речи детей с ОНР, загадках и методиках развития речи с помощью загадок; теоретический анализ полученных сведений о методиках развития речи; синтез заданий для проведения эмпирических исследований эффективности загадок как средства развития речи для детей с ОНР; диагностические методы (опрос испытуемых согласно разработанным заданиям); статистический метод обработки полученных результатов; анализ результатов опросов на предмет эффективности заданий с загадками; синтез заданий для конечного электронного продукта на основе полученных данных.
Экспериментальной базой исследования послужила группа “Золушка” детского сада №97 города Новосибирска. В эксперименте принимали участие детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Научная новизна и практическая значимость заключается в том, в данной работе оценивается эффективность заданий для детей с загадками в развитии речи детей с общим недоразвитием речи в условиях эксперимента. В нашем исследовании использовались собственные задания с загадками и без загадок для оценки эффективности заданий с загадками в развитии речи детей с ОНР, а также разработаны специальные задания для создания электронного продукта для развития речи детей и продуман его функционал.
Структура работы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается явление загадки с двух аспектах: как объект лингвистического явления и как объект логопедической практики.
Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию коррекционного потенциала загадки и разработанному нами прототипу программы для речевого развития посредством загадок.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, заключающиеся в подтверждении нашей гипотезы и перспективах применения разработанных заданий с загадками.
В ходе практического исследования мы подтвердили гипотезу о том, что с помощью лингвистических заданий на основе загадок можно улучшить развитие речи детей с ОНР в некоторых её аспектах.
При создании для дошкольников с ОНР важным для нас было, не только учет представленных выше противоречий, но и соблюдение условий о том, чтобы каждый структурный компонент, входящий в дидактическую модель, должен быть собственно и технологией преодоления нарушений письменной речи в общеобразовательном процессе.