Введение.......................................................................................... 3
Методика обследования (по Стребелевой).................................... 4
Методика обследования (по Ушаковой О.С., Струниной Е.М.). 11
Заключение.................................................................................... 20
Список литературы....................................................................... 21
Приложение.................................................................................. 22
Речь - одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.
Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и т.д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности в целом.
Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию за предыдущий год (динамика речевого развития за год).
Средний возраст (4-5 л.)
1. Методика "Будь внимательным"
Цель: диагностика умения выделять определенный гласный звук из ряда предложенных звуков.
Оборудование: экран.
Ход обследования: ребенку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук "а" ("у, и"). Воспитатель за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и; а, у, о, ы, у и т.д.
2. Методика "Повтори".
Цель: диагностика умения ребенка повторить слова, сохраняя правильность слоговой структуры.
Ход обследования: взрослый последовательно называет ряд слов и просит ребенка отраженно их произнести. Предлагаются следующие слова: машина, полотенце, бабочка, матрешка, пуговица, лягушка, мыльница.
3. Методика "Назови".
Цель: диагностика умения ребенка самостоятельно называть слова со сложной слоговой структурой.
Оборудование: картинки с изображением предметов: кастрюля, черепаха, корабль, памятник, аквариум.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки и назвать их.
4. Методика "Покажи картинку".
Цель: диагностика умения ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Ход обследования: перед ребенком раскладываются парные картинки, его просят показать, где коса и коза, уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля.
5. Игра "Эхо".
Цель: диагностика слухового внимания, восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру "Эхо".
Взрослый произносит следующие слоговые ряды и просит ребенка их повторить: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-бапа, та-та-да.
Старший возраст(5-6 л.)
1. Методика "Назови правильно".
Цель: проверка звукопроизношения.
Оборудование. рисунки.
Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова
С: сад, коляска, глобус.
Сь: василек, такси.
3: замок, незнайка.
Зь: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
Ш: шашки, ошейник, карандаш.
Ж: жираф, жук, лыжи.
IЦ: щука, щенок, плащ.
Ч: чайник, печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол.
Ль: лимон, плита, соль.
Р: рак, марки, мухомор.
Рь: река, пряники, фонарь.
И: лейка, яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф.
Г: грядка, грелка, виноград.
Х: хлеб, ткачиха, петух.
2. Методика "Повтори правильно".
Цель: проверка звукопроизношения.
Оборудование: сюжетные рисунки.
Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие, предложения: У сома усы.
У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
3. Методика "Считалки".
Цель: проверка звукопроизношения в процессе проговаривания текста-считалки.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть в считалки: "Я начинаю считалку, а ты слушай, потом повторишь". Взрослый, ритмично произнося текст считалки, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка: "Начинается считалка: На дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец".
"Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал, серый зайчик ускакал".
За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?" (Каждую считалку можно повторить не более 2-3 раз).
4. Методика "Назови"
Цель: проверка сформированности умения ребенка изолированно произносить слова различной слоговой структуры.
Оборудование: картинки со следующими словами - свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные), при затруднениях взрослый просит повторить за ним следующие слова: свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.
5. Методика "Повтори за мной".
Цель: проверка сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Оборудование: сюжетные картинки:
1 .Милиционер стоит на перекрестке.
2. Золотые рыбки плавают в аквариуме.
3. Фотограф фотографирует детей.
4. Саша сушила мокрое белье на веревочке.
5. Часовщик чинит часики.
6. Птичка вывела птенцов в гнезде.
7. Мотоциклист едет на мотоцикле.
8. Повар печет блинчики на сковородке.
Ход обследования:
Взрослый показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложения:
Милиционер стоит на перекрестке.
Золотые рыбки плавают в аквариуме.
Фотограф фотографирует детей.
Саша сушила мокрое белье на веревочке.
Часовщик чинит часики,
Птичка вывела птенцов в гнезде.
Мотоциклист едет на мотоцикле.
Повар печет блинчики на сковородке.
6. Методика "Эхо"
Цель: проверка слухового внимания, восприятия в умения произнести слоговые ряды в заданной последовательности.
Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру "Эхо": логопед произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.
7. Методика "Повторю".
Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот; том-дом-ком; удочка-уточка.
8. Методика "Будь внимательным".
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: "Я буду называть слова, если услышишь звук "ш", хлопни в ладоши".
Взрослый называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина. Затем ребенку поочередно предлагают выделить следующие звуки: "к", "л" из предлагаемых слов: обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак; кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.
9. Методика "Назови правильно".
Цель: проверка звукопроизношения.
Оборудование: рисунки.
Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова:
С: сад, коляска, глобус.
Сь: василек, такси.
3: замок, незнайка.
Зь: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
Ш: шашки, ошейник, карандаш.
Ж: жираф, жук, лыжи.
IЦ: щука, щенок, плащ.
Ч: чайник, печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол.
Ль: лимон, плита, соль.
Р: рак, марки, мухомор.
Рь: река, пряники, фонарь.
И: лейка, яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф.
Г: грядка, грелка, виноград.
Х: хлеб, ткачиха, петух.
10. Методика "Повтори правильно".
Цель: проверка звукопроизношения.
Оборудование: сюжетные рисунки.
Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие, предложения: У сома усы.
У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
11. Методика "Считалки".
Цель: проверка звукопроизношения в процессе проговаривания текста-считалки.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть в считалки: "Я начинаю считалку, а ты слушай, потом повторишь". Взрослый, ритмично произнося текст считалки, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка: "Начинается считалка: На дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец".
"Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал, серый зайчик ускакал". За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?" (Каждую считалку можно повторить не более 2-3 раз).
Старший возраст (6-7 л.)
1. Методика "Назови правильно".
Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.
С: сад, коляска, глобус.
Сь: василек, такси.
З: замок, Незнайка.
Зь: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
Ш: шашки, ошейник, карандаш.
Ж: жираф, жук, лыжи.
Щ: щука, щенок, плащ.
Ч: чайник. печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол.
Ль: лимон, плита, соль.
Р: рак, марки, мухомор.
Рь: река, пряники, фонарь.
И: лейка. яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф.
Г: грядка, виноград.
Х: хлеб, ткачиха, петух.
Ход обследования: ребенку предлагают назвать картинки.
2. Методика "Повтори предложения".
Оборудование: сюжетные картинки.
У сома усы. У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка - вот в весь Мишутка.
У ежа ежата. Дятел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
3. Методика "Повтори за мной"
Цель: проверка сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить следующие предложения:
В магазине продаются полотер, пылесос.
Листья падают - наступает листопад.
Мотоциклист едет на мотоцикле.
Фотограф фотографирует детей.
Бабушка вяжет внучке воротник.
Рыбу ловит рыболов.
Пчел разводит пчеловод.
На стройку приехал самосвал.
4. Методика "Эхо".
Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения воспроизвести слоговые ряды в заданной последовательности.
Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру "Эхо": взрослый произносит следующие слоговые ряды: па-па-ба, та-да-та; па-ба-па; па-ба, па-ба, на-ба; ка-ха-ка; са-за, са-за, са-за; са-ша. са-ша, са-ша.
5. Методика "Повтори"
Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить Ряд слов: крыша-крыса; полено-колено; земля-змея: дочка-точка -коч-ка; бабушка-кадушка-подушка мишка-миска-мьшка.
6. Методика "Будь внимательным"
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха.
Ход обследовании: взрослый предлагает ребенку поиграть. Я буду называть слова, если услышишь звук "з", хлопни в ладоши", взрослый называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок.
Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: "ш", "с", "л". При затруднениях взрослый сам называет несколько слов.
7. Методика "Угадай, сколько звуков".
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.
Ход обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает ответить на вопрос: "Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй". Например, "дом". При затруднениях взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.
Средний возраст(4-5 л.)
(Методика может быть использована и для младшего возраста)
1. Проверка звукопроизношения. Это задание проводится так же, как и для младших дошкольников; отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
1) Ребенок произносит все звуки;
2) не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;
3) не произносит ни сонорные, ни шипящие.
2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
1) Ребенок произносит текст отчетливо;
2) нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;
3) имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
3. Воспитатель спрашивает: "Все ли звуки ты произносишь правильно?"
1) Ребенок произносит все звуки и осознает это;
2) не произносит некоторые звуки, но осознает это;
3) не произносит и не осознает.
Старший возраст.(5-6 л.)
1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
2) называет более двух слов;
3) называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро - медленно, тихо - громко - шепотом. "Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят" (или любую другую).
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2) недостаточно четко произносит;
3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу "Я пойду в школу" так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2) передает только вопросительную интонацию;
3) повторяет повествовательную интонацию.
Методика обследования по программе "Из детства в отрочества".
Средний возраст
В среднем дошкольном возрасте проверяется умение правильно произносить следующие звуки: [с-с’], [з-з’], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р-р’], [л-л’], [й], [к-к’], [г-г’], [х - х ’], [б-б’], [д-д’].
На каждый проверяемый звук педагог подбирает по три предметные картинки. В названиях предметов, изображенных на картинках, изучаемый звук находится в трех разных позициях: в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звуки [г], [б], [д], [з], [ж]. Эти звонкие согласные звуки на конце слова оглушаются. Поэтому для их проверки подбираются по две картинки, где звук встречается в начале и середине слова.
Педагог последовательно показывает ребенку картинки и предлагает назвать, что на них изображено.
Задание 1. Самостоятельный отбор картинок на определенный звук.
Воспитатель выкладывает перед ребенком 12 предметных картинок и просит отобрать те из них, в названии которых встречается звук [с], а затем – звук [ш]. Если ребенок выполнил задание правильно (указал 1-2 картинки), то на другие звуки он картинки не отбирает. Если ребенок с заданием не справился, то педагог предлагает указать картинки на другие дополнительные звуки. Дополнительные звуки даются в следующей последовательности: [з], [ж], [к], [г].
Задание 3. Выбор из двух картинок одной, в названии которой есть заданный звук.
Педагог показывает ребенку две картинки, называет их и просит дать ему ту, в названии которой есть звук [з] ([ж]). Если ребенок выполнил задание правильно, то на другие звуки он картинки не отбирает. Если ребенок с заданием не справился, то педагог предлагает выбрать картинки на другие дополнительные звуки, дополнительные звуки даются в следующей последовательности: [с], [ш], [к], [г].
Задание 2. Проверка слоговой структуры слова.
Педагог по очереди показывает ребенку 3 картинки с изображением холодильника, велосипеда и вертолета и просит назвать их: Что это такое? Если ребенок произносит слово неверно, переставляет слоги, упрощает конструкцию слова, то воспитатель произносит слово сам и вновь просит ребенка повторить его. Если после этого ребенок произносит слово правильно, то это означает, что слоговая структура у него сохранена. Внимание! При проверке слоговой структуры слова воспитатель не учитывает неправильное произнесение звуков.
Цель: обследовать речевой слух ребенка.
Изучая речевой слух ребенка, педагог предлагает ему следующие задания.
Задание 1. Определение звука в слове.
Ход обследования: Педагог показывает ребенку картинку с изображением предмета, название которого начинается с гласного звука, стоящего под ударением. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук (а-а-а-стра, у-у-у-тка и т. п.). Затем предлагает ответить на вопрос: "Какой первый звук в этом слове ты, слышишь?" или "С какого звука начинается слово?". При обследовании согласных звуков, которые находятся в словах в разных позициях (в начале, середине или конце слова), воспитатель голосом старается выделить звук (жу – к),после чего спрашивает: "Какой звук ты слышишь в конце слова?";(л – л – л- л-ожка) – "С какого звука начинается слово?"; (Ромаш – ш –ш –ш-ка) – "Какой я выделила голосом?".
Задание 2. Проверка звукопроизношения
Цель: обследование звукопроизношения.
Внимание! данное обследование проводится только с теми детьми, у которых были проблемы в произнесении определенных звуков или какие-то звуки находились в стадии становления. Звуки, которые ребенок при первичном обследовании (или при обследовании в конце предыдущего учебного года) произносил в норме, не изучаются. Воспитатель предлагает ребенку картинки на следующие звуки: [с - с’], [з - з’], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р - р’], [л - л’], [й], [к - к’], [г - г’], [х - х’), [д - д’], [б - б’]. Педагог показывает ребенку картинки и предлагает назвать, что на них изображено. Педагог предлагает ребенку по три картинки на каждый исследуемый звук, который должен находиться в трех позициях: в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звонкие согласные, которые оглушаются в конце слова. На звуки [г], [б], [д], [з], [ж] воспитатель предлагает по две картинки, в которых звуки стоят в начале и в середине слова.
Полученные данные педагог заносит в таблицу.
Задание 3. Обследование речевого слуха
Цель: обследование речевого слуха.
При обследовании речевого слуха педагог предлагает ребенку следующие задания: Выделение слова с заданным звуком из цепочки слов.
Ход обследования: Педагог называет несколько слов (например: соловей, цапля, зяблик) и просит ребенка определить слово с заданным звуком. Перечень звуков и слов:
[с] - соловей, цапля, зяблик;
[з] - заяц, слон, зебра;
[ш] - жакет, шарф, плащ;
[ж] - щенок, жеребенок, кукушонок.
Задание 2.Расположение звука в слове.
Цель: выявление распознания детьми места звука в слове (в начале, середине, конце).
Ход обследования:
Педагог предлагает ребенку игровое упражнение "Звуки играют в прятки и объясняет правила: "Сначала я назову звук, который будет играть с нами в прятки. Затем я покажу тебе картинку и назову, что на ней изображено. Ты внимательно слушаешь и определяешь, где спрятался звук: в начале, середине или конце слова.
Примерный перечень картинок: самолет - на звук [с] в начале слова; зонт - на звук [з] в начале слова; карандаш - на звук [ш] в конце слова; мак - на звук [к] в конце слова; топор на звук [р в конце слова; пиджак - на звук [ж] в середине слова; рога - на звук [г] в середине слова; полка - на звук [л] в середине слова.
Задание 3Последовательность звуков в слове.
Цель: определение последовательности звуков в слове.
Ход обследования:
Педагог показывает ребенку картинку и называет ее. Слово должно быть односложным, т.е. состоять из одного слога (например: мак, лук). Воспитатель просит ребенка назвать первый звук в слове, затем второй, третий. Звуковой состав предлагаемого слова должен соответствовать речевым возможностям ребенка, т. е. подбирается слово со звуками, которые ребенок умеет правильно произносить.
Задание 4. Дифференциация звуков
Цель: определение умения дифференцировать звуки.
Обследование включает три серии однотипных заданий. И каждой серии педагог выкладывает перед ребенком по десять (двенадцать) картинок, называет их и просит разделить между двумя куклами. Куклам даются имена с теми звуками в начале слова, которые ребенок будет дифференцировать. Ребенок раздает картинки куклам.
[с] - [з] Соня Зоя |
[ш) - [ж] Шура Жанна |
[р) - [л] Рая Лариса |
самолет |
шапка |
рак |
зонт |
жук |
лампа |
лиса |
подушка |
рога |
коза |
пиджак |
дятел |
ананас |
машина |
ведро |
стол |
карандаш |
полка |
заяц |
башня |
стол |
санки |
медвежонок |
топор |
замок |
камыш |
карандаш |
роза бусы парус |
желуди вишня жираф |
пила руль белка |
Задание 5. Слоговая структура слова.
Цель: проверка слоговой структуры слова.
Ход обследования:
Педагог по очереди показывает ребенку три картинки (термометр, сковорода, аквариум) и просит назвать, что это такое. Если при выполнении задания ребенок неправильно произносит сложный для него звук (например, звук [р]), но сохраняет при этом ритмический рисунок слова, т.е. последовательность слогов, то в таком случае считается, что слоговая структура сохранена. Если ребенок упрощает слоговую структуру или переставляет слоги местами, то в этом случае фиксируется нарушение слоговой структуры слова. При проведении заданий 2-5 используется набор картинок.
Старший возраст(6-7 л.).
Обследование речевого слуха (предлагается пять заданий).
Задание 1.
Цель: определение согласного звука в слове.
В отличие от старшей группы детям предлагаются слова, в которых звучат не только твердые согласные звуки, но и мягкие. Оборудование (на каждого ребенка). Цветок с семью лепестками, десять картинок (семь основных и три дополнительные).
Основные картинки:
№1 на звук [с] - мост;
№2 на звук [з’] - зебра;
№3 на звук [ц] - кольцо;
№4 на звук [щ] щетка (щука);
№5 на звук [ч] - чайник (чашка);
№6 на звук [р’] - рябина (ремень);
№7 на звук [л] - волк (елка).
Результаты изучения речевого слуха вносятся в таблицу.
Задание 2.
Цель: определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Задание выполняется с подгруппой детей!
Оборудование (на каждого ребенка). Полоска бумаги, поделенная на три части разного цвета: желтую, белую, коричневую ; картинки (9 шт.)на звук [щ] - щука, ящик, плащ; на звук
[к] - курицы, стакан, мак; на звук
[р] – рак, ведро, топор.
Белый цвет желтый цвет коричневый цвет
Педагог предлагает детям игровое упражнение "Звуки играют в прятки" и объясняет правила: "Вы помните, что слова состоят из звуков. Один и тот же звук может слышаться в одних словах в начале, в других - в середине или в самом конце слова.
Посмотрите на полоску. Представим, что это слово. Желтый цвет на полоске обозначает звук в начале слова, белый цвет - звук в середине слова, коричневый цвет - звук в конце слова.
Теперь я буду называть (по очереди) звуки, которые станут играть с нами в прятки, и место, где они прячутся в словах. Вы находите картинку, на которой изображен предмет с названным звуком, и кладете ее на тот цвет полоски, который обозначает место звука в слове (начало, середина, конец). Итак, начинаем".
Образцы инструкций: "Найдите на картинках предмет, в названии которого звук [щ] стоит в начале слова. Положите эту картинку на желтую часть полоски"; " Найдите на картинках предмет, в названии которого звук [к] стоит в середине слова.
Положите эту картинку на белую часть полоски"; " Найдите на картинках предмет, в названии которого звук [р] стоит в конце слова. Положите эту картинку на коричневую часть полоски".
При правильном выполнении задания на полоске должны быть выложены следующие картинки: на желтой части - щука, на белой - стакан, на коричневой - топор.
Задание 3.
Цель: определение последовательности звуков в слове
Задание проводится в индивидуальной форме.
Оборудование. Картинка, на которой изображена муха.
Воспитатель показывает ребенку картинку, просит назвать, что изображено на ней; назвать первый, второй, третий и четвертый звуки в слове муха.
Задание 4.
Цель: обследование выявления дифференциации звуков.
Задание проводится в индивидуальной форме. В процессе обследования выявляется, как дети дифференцируют следующие пары звуков: [т - д], [с - ш], [л - р], [с - з], [ж - з], [г - к], [б - п].
Оборудование. Картинки (14 шт.): точка, девочка (дочка), крыса, крыша, лак, рак, сайка, зайка, куски кожи (кожи), две козы (козы), глаз, класс, бочка, почка (на ветке дерева).
Предварительно (накануне обследования) педагог показывает детям картинки и называет, что на них изображено.
При этом обращает внимание детей на то, как он назвал некоторые изображения, например: "Я сказала не "заяц", а "зайка"; "На этой картинке изобразили куски кожи, из которой потом будут шить кожаные вещи (портфели, сумки, сапоги, туфельки и пр.)";
"Это класс. Сюда скоро придут дети, и начнется урок" и т.д.
При обследовании воспитатель раскладывает на столе картинки парами: точка - дочка, крыса - крыша, лак - рак, сайка - зайка, кожи - козы, глаз - класс, бочка - почка.
Образец инструкции: "В каждой паре картинок нужно указанную картинку положить на другую. Слушай внимательно. Положи точку на дочку. Положи крысу на крышу. Положи сайку на зайку и т.д."
После выполнения задания ребенок уходит. Воспитатель фиксирует правильно выполненные задания (во время выполнения задания или после).
Задание 5.
Цель: проверка слоговой структуры слова
Обследование проводится в индивидуальной форме.
Оборудование. Картинки с изображением термометра, двух снеговиков, гнезда, парикмахерской.
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть каждую картинку. При этом педагог называет, что на ней изображено.
Обращает внимание ребенка на то, как он назвал выражение: термометр, снеговички, гнездышко, парикмахерская.
Далее ребенку предлагается упражнение "Закончи предложение (фразу)". Ребенок должен вставить слово и показать соответствующую картинку. Слова необходимо повторить так же, как они звучали в образце воспитателя.
Примеры предложений (фраз):
На окне висит ... (термометр).
Во дворе стоят ... (снеговички).
Птичка свила ... (гнездышко).
На вашей улице есть ... (парикмахерская).
Проведенный анализ методик позволяет систематизировать взгляды по рассматриваемой теме, а также обозначить и конкретизировать круг проблем, необходимых для детальной проработки в теории и на практике.
Так, теоретический и эмпирический анализ педагогических диагностических методик по выявлению звукопроизношения позволил выделить факторы, которые имеют большое значение для проектирования диагностического инструментария, разработки алгоритма обследования, проведения процедуры обследования, а также анализа полученных данных и разработки дальнейшей коррекционной работы. Совокупность описанных факторов позволит спроектировать оптимальную модель технологии обследования звукопроизношения и звукопроизносительной стороны речи детей в целом, что значительно повысит эффективность диагностической и коррекционной работы по данному направлению.
1. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: "Владос", 2014 – 288 с.
2. Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений \ Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвешение, 2006с.: .
3. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2013 – 224 с.
4. Гейци Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу "Психолого-педагогическая диагностика детей" [текст] \ Э.Д. Гейци. – Н.: Издательство 000 "БОРА – ПРЕСС" 2006. – 506с.
5. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [текст] \ Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 96 с.
6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед./ Сост. Алексеева М.М, Яшина В.И. - М.: Изд. центр "Академия", 2009. - 560 с.
Методика |
На какой возраст рассчитан |
Исследуемые компоненты речи |
Какие методы используются |
Оценка результатов |
Особенности диагностики |
Опросник Громовой О.Е. (зайка) |
С 8м до 1,5 лет |
Понимание речи, исследование невербальных средств общения (действия, жесты) |
Наблюдение, опрос |
Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка |
Опросник лучше отражает реальное развитие: - маленьких детей (примерно до 1,5 лет) - детей с более равномерным речевым развитием - поздноговорящих детей экспрессивного речевого стиля - детей с задержкой речевого развития - у референциальных детей различия возникают между уровнем 50 до 100 слов (момента лексического скачка) и увеличиваются после лексического взрыва |
Опросник Громовой О.Е. (мишка) |
С 1,6 до 3 лет |
Лексика, в конце раздела определяется уровень развития вербального мышления, в разделе грамматика исследуются синтаксические навыки |
Наблюдение, опрос |
Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка, лексикон исследуется с учетом количественного и качественного аспекта |
Это методика (опросник «зайка» и «мишка») была создана в США в 1993 году, в России адаптирована кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002. Опросник составлен специально для родителей, с рекомендациями по заполнению, исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Перед заполнением опросника, уточняются данные о ребенке и о заполняющем. |
Громова О.Е. Соломатина Г.Н. «Логопедического обследование детей 2-4 лет» |
2-4 года |
Звукопроизношение, слоговая структура слова, обследование лексико-грамматического строя речи |
Активное наблюдение |
Количественная оценка. При наличии таблиц нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков можно сразу выявить нарушения. Нарушения слоговой структуры речи выявляются в процентном соотношении. |
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова. |
Логопедическое обследование ребенка второго года жизни Разенковой Ю.А. |
1-3 года |
Артикуляционный аппарат, активная речь, сформированность лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи, сформированности слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкая моторика рук |
Беседа, активное наблюдение, изучение медицинской документации |
Количественная оценка. Автор выделяет: - нормальное развитие ребенка - развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой - развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) - отставание в развитии |
Данная методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979). |
Громова О.Е. Опросник «Первые слова». |
От 1 до 3 лет рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9 мес., 2 лет |
Исследуется понимание обращенной речи, пассивный и активный словарь |
Наблюдение, опрос |
Количественная оценка. - подсчет процентов от общего числа ответов - количественный и качественный подсчет без учета оценки результатов - при подсчете одинаковые слова из разных категорий считаются за одно - при оценке результатов сравнивают соотношение активного и пассивного словаря |
Диагностика строится на информации, предоставленной родителями, поэтому специалисту может понадобиться выборочная перепроверка, например, понимания инструкций. Если диагностика проводилась на разных возрастных этапах, это позволяет отследить динамику. |
Ю.Ф. Гаркуша (Методика логопедического обследования детей раннего возраста с ЗРР в условиях диагностических групп) |
2-2,5 лет |
Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата |
Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных |
Качественная оценка. Логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи. |
Исследования фиксируются в протоколах, магнитофонах и видеозаписях. |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Стребелевой Е.А.) |
2-7 лет |
Изучается уровень познавательной деятельности, по необходимости проводится обследования слуха и в заключении проводится обследование речи |
Беседа, активное наблюдение |
Качественная оценка. - принятие задания - способы выполнения задания - обучаемость в процессе обследования - отношение к результату своей деятельности Количественная оценка производится в баллах Первая группа (10-12 баллов) – тяжелая умственная отсталость Вторая группа (13-23 балла) – легкая и умеренная УО Третья группа (23 – 33 балла) – группы риска Четвертая группа (34-40 баллов) - норма |
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. Первое издание вышло в 1998г без приложения |
Е.В. Шереметьева «Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте» |
2-3 года |
Изучение: - субъекта речевой деятельности - социальные условия развития, эмоциональная сфера - моторное развитие, артикуляционная моторика, просодика - импрессивная или, если есть, экспрессивная речь. |
Анкетирование, наблюдение, беседа, опрос |
Количественно-качественная оценка. Сумма баллов всех обследованных детей делится на количество детей, это является суммарным коэффициентом эмоционального развития и мотивационной составляющей речевой деятельности |
Составлен для родителей и педагогов, определяет дизонтогенетические маркеры возможных речевых нарушений, а также организует формы и методы выявления этих маркеров у детей третьего года жизни с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития. |
Комплексная диагностика детей раннего возраста (Приходько О.Г.) |
1 – 3 года |
Всего изучается 29 компонентов по основным линиям развития: - социальное развитие - познавательное развитие - речевое развитие Динамика разития предпосылок речи, понимание обращенной речи, экспрессивная речь. - Двигательное развитие |
Активное наблюдение, беседа, изучение медицинской документации. |
Количественно-качественная оценка. 4х бальная система оценок для каждого диагностического блока. |
Составлена схема комплексного логопедического обследования детей раннего возраста, отражающая сформированность всех компонентов. В результате обследования логопедом делается заключение о состоянии социального, познавательного, речевого и двигательного развития. |
Обследование речевого развития детей раннего возраста по Г.В. Чиркиной |
От 0 до 3 лет Доречевое развитие младенцев: от 0 до 12 мес Обследование речи преддошкольного возраста от 1 г до 3 лет |
1 период новорожденности: -Крик, дыхание, кормление, глотательные и сосательные движения 2 период (1-3 мес): - характер реакций на голод, охлаждение, перегрев - появление первых мимических гримас - начальное зрительное и слуховое сосредоточение - фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого - наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого - характер преобладающих реакций на раздражители - характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери - проявление положительных эмоций в комфортных условиях Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца: - начальное гуление – гуканье - истинное гуление - первые реакции на интонацию взрослого -монотонность/ выразительность, напевность гуления. 3 период (3-6 мес): -характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят - особенности интонационной окрашенности голосовых реакций - переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности -изменение поведения в ответ на слуховые раздражители -наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре - особенности визуального контакта с близкими людьми -неполноценность комплекса оживления 4 период (6-9 мес): - особенности формирования лепета - особенности формирования понмания обращенной речи - развитие паралингвистических форм коммуникации - развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи - характер взаимодействия с матерью 5 период (9-12 мес): - первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации - хорошее понимание обращенной речи - завершение лепетной стадии - появление первых слов и переход к речевой коммуникации - условия наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка - сформированности базовых навыков глотания и жевания Обследование детей преддошкольного возраста включает в себя диагностические блоки:
-исследование фонетической и фонематической стороны речи -импрессивной речи -экспрессивной речи -состояние фразовой речи |
Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение медицинской документации, ознакомление с пед. характеристикой, если ребенок посещает детский сад, собственно логопедическое обследование ребенка. |
Количесвенно-качественная оценка, используются центильные таблицы |
Логопедическое заключение о речи ребенка, оставшегося без попечения родителей, дается после сопоставления его речевого развития со схемой системного развития нормальной детской речи и с опорой на показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, разработанные Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной под руководством Н. М. Аксариной (1996). При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи. |