Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Анализ содержания методик обследования речи детей

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно реферат Анализ содержания методик обследования речи детей

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

Скачать бесплатно

Содержание

Введение.......................................................................................... 3

Методика обследования (по Стребелевой).................................... 4

Методика обследования (по Ушаковой О.С., Струниной Е.М.). 11

Заключение.................................................................................... 20

Список литературы....................................................................... 21

Приложение.................................................................................. 22


Введение

Речь - одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и т.д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности в целом.

Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию за предыдущий год (динамика речевого развития за год).


Методика обследования (по Стребелевой)

Средний возраст (4-5 л.)

1. Методика "Будь внимательным"

Цель: диагностика умения выделять определенный гласный звук из ряда предложенных звуков.

Оборудование: экран.

Ход обследования: ребенку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук "а" ("у, и"). Воспитатель за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и; а, у, о, ы, у и т.д.

2. Методика "Повтори".

Цель: диагностика умения ребенка повторить слова, сохраняя правильность слоговой структуры.

Ход обследования: взрослый последовательно называет ряд слов и просит ребенка отраженно их произнести. Предлагаются следующие слова: машина, полотенце, бабочка, матрешка, пуговица, лягушка, мыльница.

3. Методика "Назови".

Цель: диагностика умения ребенка самостоятельно называть слова со сложной слоговой структурой.

Оборудование: картинки с изображением предметов: кастрюля, черепаха, корабль, памятник, аквариум.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки и назвать их.

4. Методика "Покажи картинку".

Цель: диагностика умения ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Ход обследования: перед ребенком раскладываются парные картинки, его просят показать, где коса и коза, уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля.

5. Игра "Эхо".

Цель: диагностика слухового внимания, восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру "Эхо".

Взрослый произносит следующие слоговые ряды и просит ребенка их повторить: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-бапа, та-та-да.

Старший возраст(5-6 л.)

1. Методика "Назови правильно".

Цель: проверка звукопроизношения.

Оборудование. рисунки.

Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова

С: сад, коляска, глобус.

Сь: василек, такси.

3: замок, незнайка.

Зь: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: жираф, жук, лыжи.

IЦ: щука, щенок, плащ.

Ч: чайник, печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лимон, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Рь: река, пряники, фонарь.

И: лейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, грелка, виноград.

Х: хлеб, ткачиха, петух.

2. Методика "Повтори правильно".

Цель: проверка звукопроизношения.

Оборудование: сюжетные рисунки.

Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие, предложения: У сома усы.

У Зины зонт.

Кузнец кует цепь.

Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.

У ежа ежата.

Дятел долбил ель.

К нам во двор забрался крот.

Майя и Юра поют.

3. Методика "Считалки".

Цель: проверка звукопроизношения в процессе проговаривания текста-считалки.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть в считалки: "Я начинаю считалку, а ты слушай, потом повторишь". Взрослый, ритмично произнося текст считалки, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка: "Начинается считалка: На дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец".

"Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал, серый зайчик ускакал".

За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?" (Каждую считалку можно повторить не более 2-3 раз).

4. Методика "Назови"

Цель: проверка сформированности умения ребенка изолированно произносить слова различной слоговой структуры.

Оборудование: картинки со следующими словами - свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные), при затруднениях взрослый просит повторить за ним следующие слова: свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.

5. Методика "Повтори за мной".

Цель: проверка сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Оборудование: сюжетные картинки:

1 .Милиционер стоит на перекрестке.

2. Золотые рыбки плавают в аквариуме.

3. Фотограф фотографирует детей.

4. Саша сушила мокрое белье на веревочке.

5. Часовщик чинит часики.

6. Птичка вывела птенцов в гнезде.

7. Мотоциклист едет на мотоцикле.

8. Повар печет блинчики на сковородке.

Ход обследования:

Взрослый показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложения:

Милиционер стоит на перекрестке.

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

Фотограф фотографирует детей.

Саша сушила мокрое белье на веревочке.

Часовщик чинит часики,

Птичка вывела птенцов в гнезде.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Повар печет блинчики на сковородке.

6. Методика "Эхо"

Цель: проверка слухового внимания, восприятия в умения произнести слоговые ряды в заданной последовательности.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру "Эхо": логопед произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.

7. Методика "Повторю".

Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот; том-дом-ком; удочка-уточка.

8. Методика "Будь внимательным".

Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: "Я буду называть слова, если услышишь звук "ш", хлопни в ладоши".

Взрослый называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина. Затем ребенку поочередно предлагают выделить следующие звуки: "к", "л" из предлагаемых слов: обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак; кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.

9. Методика "Назови правильно".

Цель: проверка звукопроизношения.

Оборудование: рисунки.

Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова:

С: сад, коляска, глобус.

Сь: василек, такси.

3: замок, незнайка.

Зь: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: жираф, жук, лыжи.

IЦ: щука, щенок, плащ.

Ч: чайник, печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лимон, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Рь: река, пряники, фонарь.

И: лейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, грелка, виноград.

Х: хлеб, ткачиха, петух.

10. Методика "Повтори правильно".

Цель: проверка звукопроизношения.

Оборудование: сюжетные рисунки.

Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие, предложения: У сома усы.

У Зины зонт.

Кузнец кует цепь.

Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.

У ежа ежата.

Дятел долбил ель.

К нам во двор забрался крот.

Майя и Юра поют.

11. Методика "Считалки".

Цель: проверка звукопроизношения в процессе проговаривания текста-считалки.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть в считалки: "Я начинаю считалку, а ты слушай, потом повторишь". Взрослый, ритмично произнося текст считалки, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка: "Начинается считалка: На дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец".

"Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал, серый зайчик ускакал". За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?" (Каждую считалку можно повторить не более 2-3 раз).

Старший возраст (6-7 л.)

1. Методика "Назови правильно".

Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.

С: сад, коляска, глобус.

Сь: василек, такси.

З: замок, Незнайка.

Зь: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: жираф, жук, лыжи.

Щ: щука, щенок, плащ.

Ч: чайник. печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лимон, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Рь: река, пряники, фонарь.

И: лейка. яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, виноград.

Х: хлеб, ткачиха, петух.

Ход обследования: ребенку предлагают назвать картинки.

2. Методика "Повтори предложения".

Оборудование: сюжетные картинки.

У сома усы. У Зины зонт.

Кузнец кует цепь.

Шапка да шубка - вот в весь Мишутка.

У ежа ежата. Дятел долбил ель.

К нам во двор забрался крот.

Майя и Юра поют.

3. Методика "Повтори за мной"

Цель: проверка сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить следующие предложения:

В магазине продаются полотер, пылесос.

Листья падают - наступает листопад.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Фотограф фотографирует детей.

Бабушка вяжет внучке воротник.

Рыбу ловит рыболов.

Пчел разводит пчеловод.

На стройку приехал самосвал.

4. Методика "Эхо".

Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения воспроизвести слоговые ряды в заданной последовательности.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру "Эхо": взрослый произносит следующие слоговые ряды: па-па-ба, та-да-та; па-ба-па; па-ба, па-ба, на-ба; ка-ха-ка; са-за, са-за, са-за; са-ша. са-ша, са-ша.

5. Методика "Повтори"

Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить Ряд слов: крыша-крыса; полено-колено; земля-змея: дочка-точка -коч-ка; бабушка-кадушка-подушка мишка-миска-мьшка.

6. Методика "Будь внимательным"

Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха.

Ход обследовании: взрослый предлагает ребенку поиграть. Я буду называть слова, если услышишь звук "з", хлопни в ладоши", взрослый называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок.

Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: "ш", "с", "л". При затруднениях взрослый сам называет несколько слов.

7. Методика "Угадай, сколько звуков".

Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.

Ход обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает ответить на вопрос: "Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй". Например, "дом". При затруднениях взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.

Методика обследования (по Ушаковой О.С., Струниной Е.М.)

Средний возраст(4-5 л.)

(Методика может быть использована и для младшего возраста)

1. Проверка звукопроизношения. Это задание проводится так же, как и для младших дошкольников; отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.

1) Ребенок произносит все звуки;

2) не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;

3) не произносит ни сонорные, ни шипящие.

2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:

1) Ребенок произносит текст отчетливо;

2) нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;

3) имеет серьезные недостатки в произнесении текста.

3. Воспитатель спрашивает: "Все ли звуки ты произносишь правильно?"

1) Ребенок произносит все звуки и осознает это;

2) не произносит некоторые звуки, но осознает это;

3) не произносит и не осознает.

Старший возраст.(5-6 л.)

1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)

2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)

3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро - медленно, тихо - громко - шепотом. "Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят" (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу "Я пойду в школу" так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

Методика обследования по программе "Из детства в отрочества".

Средний возраст

В среднем дошкольном возрасте проверяется умение правильно произносить следующие звуки: [с-с’], [з-з’], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р-р’], [л-л’], [й], [к-к’], [г-г’], [х - х ’], [б-б’], [д-д’].

На каждый проверяемый звук педагог подбирает по три предметные картинки. В названиях предметов, изображенных на картинках, изучаемый звук находится в трех разных позициях: в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звуки [г], [б], [д], [з], [ж]. Эти звонкие согласные звуки на конце слова оглушаются. Поэтому для их проверки подбираются по две картинки, где звук встречается в начале и середине слова.

Педагог последовательно показывает ребенку картинки и предлагает назвать, что на них изображено.

Задание 1. Самостоятельный отбор картинок на определенный звук.

Воспитатель выкладывает перед ребенком 12 предметных картинок и просит отобрать те из них, в названии которых встречается звук [с], а затем – звук [ш]. Если ребенок выполнил задание правильно (указал 1-2 картинки), то на другие звуки он картинки не отбирает. Если ребенок с заданием не справился, то педагог предлагает указать картинки на другие дополнительные звуки. Дополнительные звуки даются в следующей последовательности: [з], [ж], [к], [г].

Задание 3. Выбор из двух картинок одной, в названии которой есть заданный звук.

Педагог показывает ребенку две картинки, называет их и просит дать ему ту, в названии которой есть звук [з] ([ж]). Если ребенок выполнил задание правильно, то на другие звуки он картинки не отбирает. Если ребенок с заданием не справился, то педагог предлагает выбрать картинки на другие дополнительные звуки, дополнительные звуки даются в следующей последовательности: [с], [ш], [к], [г].

Задание 2. Проверка слоговой структуры слова.

Педагог по очереди показывает ребенку 3 картинки с изображением холодильника, велосипеда и вертолета и просит назвать их: Что это такое? Если ребенок произносит слово неверно, переставляет слоги, упрощает конструкцию слова, то воспитатель произносит слово сам и вновь просит ребенка повторить его. Если после этого ребенок произносит слово правильно, то это означает, что слоговая структура у него сохранена. Внимание! При проверке слоговой структуры слова воспитатель не учитывает неправильное произнесение звуков.

Цель: обследовать речевой слух ребенка.

Изучая речевой слух ребенка, педагог предлагает ему следующие задания.

Задание 1. Определение звука в слове.

Ход обследования: Педагог показывает ребенку картинку с изображением предмета, название которого начинается с гласного звука, стоящего под ударением. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук (а-а-а-стра, у-у-у-тка и т. п.). Затем предлагает ответить на вопрос: "Какой первый звук в этом слове ты, слышишь?" или "С какого звука начинается слово?". При обследовании согласных звуков, которые находятся в словах в разных позициях (в начале, середине или конце слова), воспитатель голосом старается выделить звук (жу – к),после чего спрашивает: "Какой звук ты слышишь в конце слова?";(л – л – л- л-ожка) – "С какого звука начинается слово?"; (Ромаш – ш –ш –ш-ка) – "Какой я выделила голосом?".

Задание 2. Проверка звукопроизношения

Цель: обследование звукопроизношения.

Внимание! данное обследование проводится только с теми детьми, у которых были проблемы в произнесении определенных звуков или какие-то звуки находились в стадии становления. Звуки, которые ребенок при первичном обследовании (или при обследовании в конце предыдущего учебного года) произносил в норме, не изучаются. Воспитатель предлагает ребенку картинки на следующие звуки: [с - с’], [з - з’], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р - р’], [л - л’], [й], [к - к’], [г - г’], [х - х’), [д - д’], [б - б’]. Педагог показывает ребенку картинки и предлагает назвать, что на них изображено. Педагог предлагает ребенку по три картинки на каждый исследуемый звук, который должен находиться в трех позициях: в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звонкие согласные, которые оглушаются в конце слова. На звуки [г], [б], [д], [з], [ж] воспитатель предлагает по две картинки, в которых звуки стоят в начале и в середине слова.

Полученные данные педагог заносит в таблицу.

Задание 3. Обследование речевого слуха

Цель: обследование речевого слуха.

При обследовании речевого слуха педагог предлагает ребенку следующие задания: Выделение слова с заданным звуком из цепочки слов.

Ход обследования: Педагог называет несколько слов (например: соловей, цапля, зяблик) и просит ребенка определить слово с заданным звуком. Перечень звуков и слов:

[с] - соловей, цапля, зяблик;

[з] - заяц, слон, зебра;

[ш] - жакет, шарф, плащ;

[ж] - щенок, жеребенок, кукушонок.

Задание 2.Расположение звука в слове.

Цель: выявление распознания детьми места звука в слове (в начале, середине, конце).

Ход обследования:

Педагог предлагает ребенку игровое упражнение "Звуки играют в прятки и объясняет правила: "Сначала я назову звук, который будет играть с нами в прятки. Затем я покажу тебе картинку и назову, что на ней изображено. Ты внимательно слушаешь и определяешь, где спрятался звук: в начале, середине или конце слова.

Примерный перечень картинок: самолет - на звук [с] в начале слова; зонт - на звук [з] в начале слова; карандаш - на звук [ш] в конце слова; мак - на звук [к] в конце слова; топор на звук [р в конце слова; пиджак - на звук [ж] в середине слова; рога - на звук [г] в середине слова; полка - на звук [л] в середине слова.

Задание 3Последовательность звуков в слове.

Цель: определение последовательности звуков в слове.

Ход обследования:

Педагог показывает ребенку картинку и называет ее. Слово должно быть односложным, т.е. состоять из одного слога (например: мак, лук). Воспитатель просит ребенка назвать первый звук в слове, затем второй, третий. Звуковой состав предлагаемого слова должен соответствовать речевым возможностям ребенка, т. е. подбирается слово со звуками, которые ребенок умеет правильно произносить.

Задание 4. Дифференциация звуков

Цель: определение умения дифференцировать звуки.

Обследование включает три серии однотипных заданий. И каждой серии педагог выкладывает перед ребенком по десять (двенадцать) картинок, называет их и просит разделить между двумя куклами. Куклам даются имена с теми звуками в начале слова, которые ребенок будет дифференцировать. Ребенок раздает картинки куклам.

[с] - [з] Соня Зоя

[ш) - [ж] Шура Жанна

[р) - [л] Рая Лариса

самолет

шапка

рак

зонт

жук

лампа

лиса

подушка

рога

коза

пиджак

дятел

ананас

машина

ведро

стол

карандаш

полка

заяц

башня

стол

санки

медвежонок

топор

замок

камыш

карандаш

роза бусы парус

желуди вишня жираф

пила руль белка

Задание 5. Слоговая структура слова.

Цель: проверка слоговой структуры слова.

Ход обследования:

Педагог по очереди показывает ребенку три картинки (термометр, сковорода, аквариум) и просит назвать, что это такое. Если при выполнении задания ребенок неправильно произносит сложный для него звук (например, звук [р]), но сохраняет при этом ритмический рисунок слова, т.е. последовательность слогов, то в таком случае считается, что слоговая структура сохранена. Если ребенок упрощает слоговую структуру или переставляет слоги местами, то в этом случае фиксируется нарушение слоговой структуры слова. При проведении заданий 2-5 используется набор картинок.

Старший возраст(6-7 л.).

Обследование речевого слуха (предлагается пять заданий).

Задание 1.

Цель: определение согласного звука в слове.

В отличие от старшей группы детям предлагаются слова, в которых звучат не только твердые согласные звуки, но и мягкие. Оборудование (на каждого ребенка). Цветок с семью лепестками, десять картинок (семь основных и три дополнительные).

Основные картинки:

№1 на звук [с] - мост;

№2 на звук [з’] - зебра;

№3 на звук [ц] - кольцо;

№4 на звук [щ] щетка (щука);

№5 на звук [ч] - чайник (чашка);

№6 на звук [р’] - рябина (ремень);

№7 на звук [л] - волк (елка).

Результаты изучения речевого слуха вносятся в таблицу.

Задание 2.

Цель: определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Задание выполняется с подгруппой детей!

Оборудование (на каждого ребенка). Полоска бумаги, поделенная на три части разного цвета: желтую, белую, коричневую ; картинки (9 шт.)на звук [щ] - щука, ящик, плащ; на звук

[к] - курицы, стакан, мак; на звук

[р] – рак, ведро, топор.

Белый цвет желтый цвет коричневый цвет

Педагог предлагает детям игровое упражнение "Звуки играют в прятки" и объясняет правила: "Вы помните, что слова состоят из звуков. Один и тот же звук может слышаться в одних словах в начале, в других - в середине или в самом конце слова.

Посмотрите на полоску. Представим, что это слово. Желтый цвет на полоске обозначает звук в начале слова, белый цвет - звук в середине слова, коричневый цвет - звук в конце слова.

Теперь я буду называть (по очереди) звуки, которые станут играть с нами в прятки, и место, где они прячутся в словах. Вы находите картинку, на которой изображен предмет с названным звуком, и кладете ее на тот цвет полоски, который обозначает место звука в слове (начало, середина, конец). Итак, начинаем".

Образцы инструкций: "Найдите на картинках предмет, в названии которого звук [щ] стоит в начале слова. Положите эту картинку на желтую часть полоски"; " Найдите на картинках предмет, в названии которого звук [к] стоит в середине слова.

Положите эту картинку на белую часть полоски"; " Найдите на картинках предмет, в названии которого звук [р] стоит в конце слова. Положите эту картинку на коричневую часть полоски".

При правильном выполнении задания на полоске должны быть выложены следующие картинки: на желтой части - щука, на белой - стакан, на коричневой - топор.

Задание 3.

Цель: определение последовательности звуков в слове

Задание проводится в индивидуальной форме.

Оборудование. Картинка, на которой изображена муха.

Воспитатель показывает ребенку картинку, просит назвать, что изображено на ней; назвать первый, второй, третий и четвертый звуки в слове муха.

Задание 4.

Цель: обследование выявления дифференциации звуков.

Задание проводится в индивидуальной форме. В процессе обследования выявляется, как дети дифференцируют следующие пары звуков: [т - д], [с - ш], [л - р], [с - з], [ж - з], [г - к], [б - п].

Оборудование. Картинки (14 шт.): точка, девочка (дочка), крыса, крыша, лак, рак, сайка, зайка, куски кожи (кожи), две козы (козы), глаз, класс, бочка, почка (на ветке дерева).

Предварительно (накануне обследования) педагог показывает детям картинки и называет, что на них изображено.

При этом обращает внимание детей на то, как он назвал некоторые изображения, например: "Я сказала не "заяц", а "зайка"; "На этой картинке изобразили куски кожи, из которой потом будут шить кожаные вещи (портфели, сумки, сапоги, туфельки и пр.)";

"Это класс. Сюда скоро придут дети, и начнется урок" и т.д.

При обследовании воспитатель раскладывает на столе картинки парами: точка - дочка, крыса - крыша, лак - рак, сайка - зайка, кожи - козы, глаз - класс, бочка - почка.

Образец инструкции: "В каждой паре картинок нужно указанную картинку положить на другую. Слушай внимательно. Положи точку на дочку. Положи крысу на крышу. Положи сайку на зайку и т.д."

После выполнения задания ребенок уходит. Воспитатель фиксирует правильно выполненные задания (во время выполнения задания или после).

Задание 5.

Цель: проверка слоговой структуры слова

Обследование проводится в индивидуальной форме.

Оборудование. Картинки с изображением термометра, двух снеговиков, гнезда, парикмахерской.

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть каждую картинку. При этом педагог называет, что на ней изображено.

Обращает внимание ребенка на то, как он назвал выражение: термометр, снеговички, гнездышко, парикмахерская.

Далее ребенку предлагается упражнение "Закончи предложение (фразу)". Ребенок должен вставить слово и показать соответствующую картинку. Слова необходимо повторить так же, как они звучали в образце воспитателя.

Примеры предложений (фраз):

На окне висит ... (термометр).

Во дворе стоят ... (снеговички).

Птичка свила ... (гнездышко).

На вашей улице есть ... (парикмахерская).

Заключение

Проведенный анализ методик позволяет систематизировать взгляды по рассматриваемой теме, а также обозначить и конкретизировать круг проблем, необходимых для детальной проработки в теории и на практике.

Так, теоретический и эмпирический анализ педагогических диагностических методик по выявлению звукопроизношения позволил выделить факторы, которые имеют большое значение для проектирования диагностического инструментария, разработки алгоритма обследования, проведения процедуры обследования, а также анализа полученных данных и разработки дальнейшей коррекционной работы. Совокупность описанных факторов позволит спроектировать оптимальную модель технологии обследования звукопроизношения и звукопроизносительной стороны речи детей в целом, что значительно повысит эффективность диагностической и коррекционной работы по данному направлению.

Список литературы

1. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: "Владос", 2014 – 288 с.

2. Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений \ Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвешение, 2006с.: .

3. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2013 – 224 с.

4. Гейци Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу "Психолого-педагогическая диагностика детей" [текст] \ Э.Д. Гейци. – Н.: Издательство 000 "БОРА – ПРЕСС" 2006. – 506с.

5. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [текст] \ Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 96 с.

6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед./ Сост. Алексеева М.М, Яшина В.И. - М.: Изд. центр "Академия", 2009. - 560 с.


Приложение

Методика

На какой возраст рассчитан

Исследуемые компоненты речи

Какие методы используются

Оценка результатов

Особенности диагностики

Опросник Громовой О.Е. (зайка)

С 8м до 1,5 лет

Понимание речи, исследование невербальных средств общения (действия, жесты)

Наблюдение, опрос

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка

Опросник лучше отражает реальное развитие:

- маленьких детей (примерно до 1,5 лет)

- детей с более равномерным речевым развитием

- поздноговорящих детей экспрессивного речевого стиля

- детей с задержкой речевого развития

- у референциальных детей различия возникают между уровнем 50 до 100 слов (момента лексического скачка) и увеличиваются после лексического взрыва

Опросник Громовой О.Е. (мишка)

С 1,6 до 3 лет

Лексика, в конце раздела определяется уровень развития вербального мышления, в разделе грамматика исследуются синтаксические навыки

Наблюдение, опрос

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка, лексикон исследуется с учетом количественного и качественного аспекта

Это методика (опросник «зайка» и «мишка») была создана в США в 1993 году, в России адаптирована кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002. Опросник составлен специально для родителей, с рекомендациями по заполнению, исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Перед заполнением опросника, уточняются данные о ребенке и о заполняющем.

Громова О.Е. Соломатина Г.Н. «Логопедического обследование детей 2-4 лет»

2-4 года

Звукопроизношение, слоговая структура слова, обследование лексико-грамматического строя речи

Активное наблюдение

Количественная оценка.

При наличии таблиц нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков можно сразу выявить нарушения. Нарушения слоговой структуры речи выявляются в процентном соотношении.

Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.

Логопедическое обследование ребенка второго года жизни Разенковой Ю.А.

1-3 года

Артикуляционный аппарат, активная речь, сформированность лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи, сформированности слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкая моторика рук

Беседа, активное наблюдение, изучение медицинской документации

Количественная оценка.

Автор выделяет:

- нормальное развитие ребенка

- развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой

- развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более)

- отставание в развитии

Данная методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).

Громова О.Е. Опросник «Первые слова».

От 1 до 3 лет рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9 мес., 2 лет

Исследуется понимание обращенной речи, пассивный и активный словарь

Наблюдение, опрос

Количественная оценка.

- подсчет процентов от общего числа ответов

- количественный и качественный подсчет без учета оценки результатов

- при подсчете одинаковые слова из разных категорий считаются за одно

- при оценке результатов сравнивают соотношение активного и пассивного словаря

Диагностика строится на информации, предоставленной родителями, поэтому специалисту может понадобиться выборочная перепроверка, например, понимания инструкций. Если диагностика проводилась на разных возрастных этапах, это позволяет отследить динамику.

Ю.Ф. Гаркуша (Методика логопедического обследования детей раннего возраста с ЗРР в условиях диагностических групп)

2-2,5 лет

Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата

Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных

Качественная оценка. Логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

Исследования фиксируются в протоколах, магнитофонах и видеозаписях.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Стребелевой Е.А.)

2-7 лет

Изучается уровень познавательной деятельности, по необходимости проводится обследования слуха и в заключении проводится обследование речи

Беседа, активное наблюдение

Качественная оценка.

- принятие задания

- способы выполнения задания

- обучаемость в процессе обследования

- отношение к результату своей деятельности

Количественная оценка производится в баллах

Первая группа (10-12 баллов) – тяжелая умственная отсталость

Вторая группа (13-23 балла) – легкая и умеренная УО

Третья группа (23 – 33 балла) – группы риска

Четвертая группа (34-40 баллов) - норма

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. Первое издание вышло в 1998г без приложения

Е.В. Шереметьева «Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте»

2-3 года

Изучение:

- субъекта речевой деятельности

- социальные условия развития, эмоциональная сфера

- моторное развитие, артикуляционная моторика, просодика

- импрессивная или, если есть, экспрессивная речь.

Анкетирование, наблюдение, беседа, опрос

Количественно-качественная оценка. Сумма баллов всех обследованных детей делится на количество детей, это является суммарным коэффициентом эмоционального развития и мотивационной составляющей речевой деятельности

Составлен для родителей и педагогов, определяет дизонтогенетические маркеры возможных речевых нарушений, а также организует формы и методы выявления этих маркеров у детей третьего года жизни с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития.

Комплексная диагностика детей раннего возраста (Приходько О.Г.)

1 – 3 года

Всего изучается 29 компонентов по основным линиям развития:

- социальное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

Динамика разития предпосылок речи, понимание обращенной речи, экспрессивная речь.

- Двигательное развитие

Активное наблюдение, беседа, изучение медицинской документации.

Количественно-качественная оценка. 4х бальная система оценок для каждого диагностического блока.

Составлена схема комплексного логопедического обследования детей раннего возраста, отражающая сформированность всех компонентов. В результате обследования логопедом делается заключение о состоянии социального, познавательного, речевого и двигательного развития.

Обследование речевого развития детей раннего возраста по Г.В. Чиркиной

От 0 до 3 лет

Доречевое развитие младенцев: от 0 до 12 мес

Обследование речи преддошкольного возраста от 1 г до 3 лет

1 период новорожденности:

-Крик, дыхание, кормление, глотательные и сосательные движения

2 период (1-3 мес):

- характер реакций на голод, охлаждение, перегрев

- появление первых мимических гримас

- начальное зрительное и слуховое сосредоточение

- фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого

- наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого

- характер преобладающих реакций на раздражители

- характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери

- проявление положительных эмоций в комфортных условиях

Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

- начальное гуление – гуканье

- истинное гуление

- первые реакции на интонацию взрослого

-монотонность/

выразительность, напевность гуления.

3 период (3-6 мес):

-характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят

- особенности интонационной окрашенности голосовых реакций

- переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности

-изменение поведения в ответ на слуховые раздражители

-наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре

- особенности визуального контакта с близкими людьми

-неполноценность комплекса оживления

4 период (6-9 мес):

- особенности формирования лепета

- особенности формирования понмания обращенной речи

- развитие паралингвистических форм коммуникации

- развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи

- характер взаимодействия с матерью

5 период (9-12 мес):

- первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации

- хорошее понимание обращенной речи

- завершение лепетной стадии

- появление первых слов и переход к речевой коммуникации

- условия наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка

- сформированности базовых навыков глотания и жевания

Обследование детей преддошкольного возраста включает в себя диагностические блоки:

  • Исследование неречевых процессов (психолог)
  • Исследование речи логопедом:

-исследование фонетической и фонематической стороны речи

-импрессивной речи

-экспрессивной речи

-состояние фразовой речи

Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение медицинской документации, ознакомление с пед. характеристикой, если ребенок посещает детский сад, собственно логопедическое обследование ребенка.

Количесвенно-качественная оценка, используются центильные таблицы

Логопедическое заключение о речи ребенка, оставшегося без попечения родителей, дается после сопоставления его речевого развития со схемой системного развития нормальной детской речи и с опорой на показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, разработанные Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной под руководством Н. М. Аксариной (1996).

При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи.


Скачать бесплатно

Loading...

Последние статьи из блога

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ

Субъекты гражданского права

Солнечные затмения

Техника управления церковным хором