Содержание
Введение. 4
Глава 1 Теоретические основы управления качеством.. 6
1.1 Сущность «управления качеством» на инновационно-ориентированном предприятии. 6
1.2 Подходы к управлению качеством и особенности их применения. 10
1.3 Влияние инновационной составляющей на управление качеством.. 16
Глава 2 Анализ управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии (на примере АО «Уфа-АвиаГаз») 21
2.1 Особенности развития инновационно-ориентированного предприятия. 21
2.2 Анализ развития инновационных процессов и их влияние на показатели качества. 25
2.3 Проблемы управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии. 32
Глава 3 Методические рекомендации по повышению эффективности управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии. 40
3.1 Принципы и целевая модель управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии. 40
3.2 Критерии эффективности управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии. 42
3.3 Оценка эффективности управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии. 47
Заключение. 56
Список использованной литературы.. 58
Рыночные формы хозяйствования, открытость России для установления торговых отношений с зарубежными странами влечет за собой обострение конкуренции на рынках товаров и услуг, вынуждает многие отечественные предприятия искать все новые и более совершенные инструменты борьбы за потребителя, обеспечивающие устойчивое положение организации на занимаемых сегментах рынка и создающие предпосылки для дальнейшего развития и роста. Для многих предприятий возникает необходимость внедрять инновационные технологии в системе управления качеством.
Конкуренция в условиях рыночной экономики обязывает уделять большое внимание проблемам качества как важнейшему фактору повышения уровня жизни населения, его социальной и экологической безопасности.
Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Следовательно, актуальность данной темы обусловливается тем, что качество продукции играет большую роль в становлении и развитии предприятий.
Эффективные нововведения значительно повышают конкурентные преимущества, как выпускаемой продукции, так и самой организации. Современная организация должна иметь возможность гибко реагировать на внешние воздействия, обладать способностью к изменчивости и механизмами приспособления к условиям конкурентной среды.
Для большинства производственных организаций приспособление к изменяющейся внешней среде – самая насущная проблема. Многие руководители организаций уже провели или проводят необходимые преобразования, направленные на повышение эффективности работы.
Цель работы – изучить механизм управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Объект – процесс управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии.
Предмет – оценка эффективности управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии. Теоретическая значимость заключается в том, что успешное решение проблем качества важно во многих отношениях. Оно позволяет установить новые прогрессивные пропорции между отраслями и внутри их. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства и повышения ее экономичности. Повышение качества продукции важно и для автоматизации производственных процессов во всех отраслях.
В первой теоретической главе раскрыта сущность управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии и подходы к управлению. Рассмотрено влияние инновационной составляющей на управление качеством.
В практической части изучены особенности развития инновационно-ориентированного предприятия на примере АО «Уфа-АвиаГаз». Проведен анализ развития инновационных процессов и их влияния на показатели качества. Выявлены основные проблемы управления качеством.
В третьей главе рассмотрены принципы и целевая модель управления качеством. Изучены критерии эффективного управления качеством, а также оценка эффективности управления качеством на инновационно-ориентированном предприятии.
Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение всего внимания и сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, техники, промышленности, вес знания и умения работающего населения следует направить на решение самой неотложной проблемы – повышение качества, удовлетворяющего потребителей, и соответственно создание конкурентоспособной продукции и услуг.
В современных условиях, в первую очередь, это зависит от существенного совершенствования управления качеством, которое неразрывно связано в конечном итоге с повышением эффективности всего производства.
Улучшение системы качества является объективной необходимостью в условиях рыночной экономики. Если это требование в условиях рыночных отношений оставить без внимания, то возникнет опасность наступления негативных последствий для всех наших предприятий, экономики и материального благополучия каждого человека.
Следовательно, управление качеством является ключевой функцией в деятельности любого предприятия. Качество продуктов, включая услуги, всегда является окончательным результатом всех видов деятельности на каждой стадии жизненного цикла. Эффективное управление качеством выбирает в настоящее время приоритет предупреждающих действий в противоположность методам обнаружения и устранения уже имеющих место несоответствий.