ВВЕДЕНИЕ................................................................................ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ.............................................. 4
1.1 Понятие настойчивости в психологии.............................. 4
1.2 Особенности проявления настойчивости у студентов..... 7
1.3 Факторы, влияющие на развитие настойчивости в процессе обучения............................................................... 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ НАСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ..................... 15
2.1 Организация и методы исследования............................ 15
2.2 Анализ результатов исследования настойчивости студентов............................................................................. 17
2.3 Взаимосвязь настойчивости студентов и их академических достижений................................................. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 32
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающими требованиями к качеству высшего образования и необходимостью выявления факторов, способствующих повышению эффективности обучения студентов. В современных условиях, характеризующихся интенсификацией учебного процесса и увеличением объема информации, особую значимость приобретает способность студентов проявлять настойчивость в достижении образовательных целей.
Проблема исследования заключается в недостаточной изученности роли настойчивости студентов в процессе обучения и ее влияния на академические достижения. Несмотря на признание важности настойчивости в различных сферах деятельности, ее специфика в контексте высшего образования требует дополнительного изучения.
Объектом исследования выступают студенты высших учебных заведений.
Предметом исследования является настойчивость студентов в процессе обучения.
Цель исследования: изучить роль настойчивости студентов в процессе обучения и ее влияние на академические достижения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза исследования: высокий уровень настойчивости студентов положительно коррелирует с их академическими достижениями и способствует более эффективному освоению учебного материала.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Московского Государственного Университета в период с января 2024 года по июнь 2024 года. В исследовании приняли участие 200 студентов различных факультетов, обучающихся на 2-4 курсах бакалавриата.
Методы исследования включают теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические методы (анкетирование, тестирование), а также методы статистической обработки данных.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области психологии личности (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн), психологии мотивации (Т.О.Гордеева, Х.Хекхаузен), педагогической психологии (И.А.Зимняя, Н.Ф.Талызина), а также современные исследования настойчивости и ее роли в обучении (A.L.Duckworth, C.S.Dweck, B.J.Zimmerman).
Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении роли настойчивости студентов в процессе обучения с учетом современных образовательных реалий и выявлении конкретных механизмов влияния настойчивости на академические достижения.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов для разработки программ повышения эффективности обучения студентов путем развития их настойчивости, а также для совершенствования методов психолого-педагогического сопровождения студентов в вузе. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения,
Проведенное исследование было посвящено изучению настойчивости студентов и ее роли в процессе обучения. В ходе работы были решены поставленные задачи и получены следующие основные результаты:
Таким образом, гипотеза исследования о том, что высокий уровень настойчивости студентов положительно коррелирует с их академическими достижениями и способствует более эффективному освоению учебного материала, получила эмпирическое подтверждение.
Полученные результаты имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретически они углубляют понимание роли настойчивости в образовании и ее связей с другими психологическими факторами. Практически их можно применить для создания программ развития настойчивости у студентов, что может улучшить эффективность обучения и академические результаты.
Перспективы дальнейшего изучения данной проблемы могут включать:
В заключение следует отметить, что развитие настойчивости у студентов представляется важной задачей современного высшего образования, решение которой может способствовать не только повышению академической успешности, но и лучшей подготовке студентов к вызовам будущей профессиональной деятельности.