Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические характеристики подходов ведения внешней политики…………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и факторы применения «мягкой силы»…………………………….5
1.2 «Величие Франции» и «дипломатия влияния»………………..…………….9
Глава 2. Основная характеристика французской «дипломатии влияния»……16
2.1 Подходы в реализации французской «дипломатии влияния»……………..16
2.2 «Франкофония» в аспекте «дипломатии влияния»………………………...22
Глава 3. Реализация французской «дипломатии влияния» на примере африканского направления……………………………………………………...25
3.1 Инструменты и механизмы французской дипломатии влияния в Африке……………………………………………………………………..……..25
3.2 Проблемы реализации «дипломатии влияния» Франции в Африке на современном этапе……………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………36
Актуальность темы исследования заключается в том, что в 2022-2023 годах XXI века, влияние Франции на страны Африки стало постепенно ослабевать, по соотношению с усилением на территории африканских стран влияния США, Китая и России.
Влияние Франции на территории африканских государств, с момента их деколонизации всегда являлось важным аспектом внешней политики Французской республики. Большинство африканских стран до середины ХХ века являлись колониями Франции. Между тем, получив относительную самостоятельность после деколонизации, африканские страны стали местом конфронтации и конкуренции разных геополитических сил. Учитывая также нестабильность африканских политических режимов, низкий уровень грамотности местного населения, гуманитарные проблемы и иные проблемы африканских стран, правильный подход в определении внешней политики заинтересованных стран является залогом наиболее эффективного подхода в отстаивании своих национальных интересов на территории другого континента.
За последние тридцать лет, подходы в ведении внешней политики существенно эволюционировали. Доминирование политики «мягкой силы» не исключает конкуренцию между основными геополитическими игроками в ее влиянии на остальных участников международного сообщества. В начале 10-х годов XXI века многие французские эксперты и дипломаты стали публично говорить об уменьшении «французского влияния», которое в первую очередь формировалось за счет усиления США и Китая на большинство геополитических игроков. Исходя из этого, французское правительство стало менять свои подходы в реализации внешней политики, используя такой подход, как «дипломатия влияния».
Объектом курсовой работы являются отношения в сфере международных отношений.
Предметом курсовой работы являются отношения Франции в процессе реализации ею политики «дипломатии влияния».
Целью курсовой работы является изучение основных аспектов формирования и последующей реализации «дипломатии влияния» во внешней политики Франции, на примере международных отношений Франции со странами Африки.
Задачами курсовой работы являются:
- определить понятие и факторы применения «мягкой силы»;
- изучить понятие и признаки реализации «дипломатии влияния»;
- выявить соотношения «мягкой силы» от «дипломатии влияния»;
- определить подходы в реализации французской «дипломатии влияния»;
- проанализировать франкофонию в аспекте «дипломатии влияния»;
- основные аспекты французской «дипломатии влияния» на африканском направлении;
- провести анализ проблемы реализации «дипломатии влияния» Франции в Африке на современном этапе
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Дипломатия стала инструментом влияния. Иногда цель состоит в том, чтобы привлечь государство на свою сторону в международных переговорах или в создании военной коалиции, иногда в получении экономического контракта на внешнем рынке, иногда в том, чтобы заручиться поддержкой политической линии или приверженности культурному влиянию.
Также дипломатия влияния нацелена на негосударственных субъектов, будь то политические партии, лица, формирующие общественное мнение, интеллектуальные круги, лица, принимающие экономические решения. В сочетании с «мягкой силой» она глубоко изменила профессию дипломата, которая сегодня стала более сложной. Действительно, дипломат осуществляет свою профессию в контакте со множеством действующих лиц: СМИ, бизнес-лидерами, социальными сетями, с которыми ему приходится взаимодействовать. Он сталкивается с множеством проблем, экономических, культурных, лингвистических: поддержка усилий компании по коммерческому проникновению или технологических ноу-хау в передовой области, влияние языка или литературы, превосходство университетов своей страны (для привлечения иностранных умов) и многое другое, стало основным источником формирования «дипломатии влияния» как одной из концепций реализации политики «мягкой силы».
Франция, несмотря на объявление политики «дипломатии влияния», а также разработки целых программ, направленных на усиление французского влияния в контексте реализации «мягкой силы», неминуемо столкнулась с проблемами эффективности подобной политики, о чем свидетельствует «успехи» Франции в африканском регионе.
Будучи бывшими французскими колониями, а также странами, где преобладающая часть населения владеет французским языком, имеет родственников во Франции, либо так или иначе связана с французской культурой, африканские страны в начале 20-х годов XXI перенаправляют свои интересы в отношении других, не франкоязычных стран. Подобные результаты «дипломатии влияния» отчетливо формируют концептуальные ошибки в реализации внешней политики в такой форме.
Упор на гуманизацию международных отношений, снижение оборонных бюджетов и «беззубая» политика Франции в африканском регионе, привела к тому, что место Франции заняли другие государства, которые нашли способы убедить африканских правителей в наличии единых интересов, не на основе «мягкой силы», а на основе принципов «реальной политики».