с презентацией и докладом
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1. Определение понятия «монологическая речь», ее становление у детей с нормотипичным развитием.. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. 13
1.3. Особенности монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ.. 22
2.1. Организация и методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. 22
2.2. Анализ результатов изучения устной речи и обследования монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.. 36
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по формированию монологической речи у детей с псевдобульбарной дизартрией. 36
3.2. Содержание логопедической технологии формирования монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 137
Актуальность исследования. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста являются насущными в теории и практике обучения, так как она является одним из важнейших компонентов коммуникативного развития. Особенную роль играет развитие у детей монологической речи, которая выступает в качестве сложной формы связной речи, демонстрируя все речевые достижения детей, усвоенные ими речевые средства, не востребованные в диалогической речи.
Особенного внимания со стороны как педагогов, так и родителей требуют дошкольники с различными видами речевых нарушений, в частности, с псевдобульбарной дизартрией. Дети данной категории испытывают значительные сложности в овладении монологической речью, что, зачастую, снижает эффективность обучения навыкам рассказывания, пересказывания, снижает коммуникативные навыки. Формирование связной монологической речи у таких детей определяется необходимостью их социализации, развитием их личности, успешным решением образовательных и воспитательных задач.
На сегодняшний день вопрос развития и коррекции нарушений связного высказывания речи широко рассмотрен в литературе. О роли монологической речи в общем речевом развитии детей писали А. Н. Гвоздев, В. П. Глухов, Н. И. Жинкин и другие. Сложностям формирования монологической речи у детей с речевой патологией посвящены труды Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой и других. Основные направления формирования монологической речи у детей с дизартрией отражены в трудах Е. В. Архиповой, Л. И. Беляковой, Н. С. Жуковой, Л. В. Лопатиной, Р. И. Лалаевой и других авторов.
Тем не менее, сегодня, в век развития компьютерной техники и информационных технологий, представляется необходимым разрабатывать новые технологии логопедической работы с воспитанниками по преодолению имеющихся сложностей развития связной монологической речи. Требует дальнейших исследований оценка эффективности использования на логопедических занятиях средств наглядности, ИКТ, методов мнемотехники и т.п. Таким образом, существует противоречие между необходимостью совершенствования имеющихся подходов и путей к развитию монологической речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и малоизученностью возможностей использования современных, инновационных, логопедических технологий в практике логопедов, что обуславливает проблему исследования.
Объект исследования – связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования – содержание работы по формированию монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования – на основе изучения методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание
логопедической работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Изучить лингвистическую, клиническую, психолого-педагогическую литературу по проблеме понятия, значения и особенностей развития связной монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и определить общие и специфические особенности состояния монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать логопедическую технологию формирования монологической речи старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Методологической базой исследования выступили:
Методы исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы; экспериментальные: констатирующий эксперимент; интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза; качественный анализ экспериментальных данных.
Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Работа посвящена актуальной проблеме развития связной монологической речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Актуальность данной темы обусловлена важнейшей ролью связной монологической речи в общем речевом и коммуникативном развитии дошкольников.
В работе был выполнен теоретический анализ источников по проблеме развития связной монологической речи у детей в онтогенезе и дизонтогенезе. Обзор показал, что связная устная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Благодаря высокому уровню развития монологической речи в старшем дошкольном возрасте ребенок имеет возможность успешно общаться со сверстниками и взрослыми, передавая свои мысли и чувства. Особенную проблему представляет собой нарушение связной монологической речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Для подтверждения теоретических сведений было проведено практическое изучение особенностей сформированности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Участие принимал 1 дошкольник с псевдобульбарной дизартрией. На констатирующем этапе были отобраны методики исследования, которые включают общее обследование речи, обследование моторики, углубленное исследование лексико-грамматического компонента речи и связной монологической речи. Это методические рекомендации, составленные Н. В. Трубниковой и методика обследования связной монологической речи В. П. Глухова.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у обследуемого ребенка имеются осложнения в анамнезе и, как следствие, нарушения деятельности центральной нервной системы. При проведении обследования было отмечено, что ребенок имеет нарушения в моторной сфере, что характерно для детей с псевдобульбарной дизартрией.
Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер.
Результаты обследования фонематического слуха показали, что у обследуемого ребенка имеются трудности при необходимости различения фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Нарушения фонематического восприятия выражаются в затруднениях сложных форм звукового анализа и синтеза.
Были отмечены нарушения активного словаря ребенка. Затруднен подбор синонимов и антонимов, однокоренных слов, трудности в определении признаков предметов.
Обследование грамматического строя речи выявило трудности понимания предлогов, падежных окончаний существительных. Нарушения в преобразовании единственного числа имен существительных во множественное. Затруднено понимание инвертированных конструкций. Трудности в образовании падежных форм.
Исследование показало, что общий уровень развития связной монологической речи у дошкольника находится на недостаточном уровне. Низкий уровень развития словаря, трудности с грамматическим оформлением речи, сложности с передачей смысловой программы заданного текста – все это способствует снижению связной речи у участника. Ребенку сложно развивать замысел, подбирать нужные слова, чередовать коммуникативно сильные и слабые предложения в рассказе. В процессе монолога воспитаннику было сложно удержать собственную мысль и грамотно передать ее. Монологи ребенка характеризовались отсутствием художественного оформления. Таким образом, сделан вывод о том, что участник исследования нуждается в педагогической помощи по развитию у него монологической речи.
По результатам проведенной диагностики были определены основные направления логопедической работы по формированию связной монологической речи у старшего дошкольника с псевдобульбарной дизартрией. Работа включала предварительный, основной и закрепляющий этапы. В реализации формирующей технологии рекомендуются игры и упражнения, способствующие расширению словаря, обучению детей составлять описательный рассказ по предмету, рассказ по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, а также самостоятельный рассказ по впечатлениям. Новизной технологии являлось включение в работу информационно-компьютерных технологий и активное использование художественной литературы.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.