Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Педагогическая технология формирования монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

В наличии
750 руб.

Купить уникальную курсовую Педагогическая технология формирования монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с презентацией и докладом

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

АП 77

с презентацией и докладом

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 7

1.1. Определение понятия «монологическая речь», ее становление у детей с нормотипичным развитием.. 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. 13

1.3. Особенности монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. 17

ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ.. 22

2.1. Организация и методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. 22

2.2. Анализ результатов изучения устной речи и обследования монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. 26

ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.. 36

3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по формированию монологической речи у детей с псевдобульбарной дизартрией. 36

3.2. Содержание логопедической технологии формирования монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 49

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 99

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 97

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 110

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 137


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста являются насущными в теории и практике обучения, так как она является одним из важнейших компонентов коммуникативного развития. Особенную роль играет развитие у детей монологической речи, которая выступает в качестве сложной формы связной речи, демонстрируя все речевые достижения детей, усвоенные ими речевые средства, не востребованные в диалогической речи.

Особенного внимания со стороны как педагогов, так и родителей требуют дошкольники с различными видами речевых нарушений, в частности, с псевдобульбарной дизартрией. Дети данной категории испытывают значительные сложности в овладении монологической речью, что, зачастую, снижает эффективность обучения навыкам рассказывания, пересказывания, снижает коммуникативные навыки. Формирование связной монологической речи у таких детей определяется необходимостью их социализации, развитием их личности, успешным решением образовательных и воспитательных задач.

На сегодняшний день вопрос развития и коррекции нарушений связного высказывания речи широко рассмотрен в литературе. О роли монологической речи в общем речевом развитии детей писали А. Н. Гвоздев, В. П. Глухов, Н. И. Жинкин и другие. Сложностям формирования монологической речи у детей с речевой патологией посвящены труды Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой и других. Основные направления формирования монологической речи у детей с дизартрией отражены в трудах Е. В. Архиповой, Л. И. Беляковой, Н. С. Жуковой, Л. В. Лопатиной, Р. И. Лалаевой и других авторов.

Тем не менее, сегодня, в век развития компьютерной техники и информационных технологий, представляется необходимым разрабатывать новые технологии логопедической работы с воспитанниками по преодолению имеющихся сложностей развития связной монологической речи. Требует дальнейших исследований оценка эффективности использования на логопедических занятиях средств наглядности, ИКТ, методов мнемотехники и т.п. Таким образом, существует противоречие между необходимостью совершенствования имеющихся подходов и путей к развитию монологической речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и малоизученностью возможностей использования современных, инновационных, логопедических технологий в практике логопедов, что обуславливает проблему исследования.

Объект исследования – связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

Предмет исследования – содержание работы по формированию монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

Цель исследования – на основе изучения методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание

логопедической работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующий комплекс задач:

1. Изучить лингвистическую, клиническую, психолого-педагогическую литературу по проблеме понятия, значения и особенностей развития связной монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

2. Провести констатирующий эксперимент и определить общие и специфические особенности состояния монологической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

3. Разработать логопедическую технологию формирования монологической речи старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

Методологической базой исследования выступили:

  • проблемный подход к развитию связной речи с учетом ее развития в онтогенезе В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, О.С. Гомзяк, Л.Н. Ефименковой, В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко;
  • положения о коррекции речи при псевдобульбарной дизартрии Е.Ф. Ахутина, Л.И. Белякова, Р.И. Лалаева;

Методы исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы; экспериментальные: констатирующий эксперимент; интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза; качественный анализ экспериментальных данных.

Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа посвящена актуальной проблеме развития связной монологической речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Актуальность данной темы обусловлена важнейшей ролью связной монологической речи в общем речевом и коммуникативном развитии дошкольников.

В работе был выполнен теоретический анализ источников по проблеме развития связной монологической речи у детей в онтогенезе и дизонтогенезе. Обзор показал, что связная устная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Благодаря высокому уровню развития монологической речи в старшем дошкольном возрасте ребенок имеет возможность успешно общаться со сверстниками и взрослыми, передавая свои мысли и чувства. Особенную проблему представляет собой нарушение связной монологической речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

Для подтверждения теоретических сведений было проведено практическое изучение особенностей сформированности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Участие принимал 1 дошкольник с псевдобульбарной дизартрией. На констатирующем этапе были отобраны методики исследования, которые включают общее обследование речи, обследование моторики, углубленное исследование лексико-грамматического компонента речи и связной монологической речи. Это методические рекомендации, составленные Н. В. Трубниковой и методика обследования связной монологической речи В. П. Глухова.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у обследуемого ребенка имеются осложнения в анамнезе и, как следствие, нарушения деятельности центральной нервной системы. При проведении обследования было отмечено, что ребенок имеет нарушения в моторной сфере, что характерно для детей с псевдобульбарной дизартрией.

Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер.

Результаты обследования фонематического слуха показали, что у обследуемого ребенка имеются трудности при необходимости различения фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Нарушения фонематического восприятия выражаются в затруднениях сложных форм звукового анализа и синтеза.

Были отмечены нарушения активного словаря ребенка. Затруднен подбор синонимов и антонимов, однокоренных слов, трудности в определении признаков предметов.

Обследование грамматического строя речи выявило трудности понимания предлогов, падежных окончаний существительных. Нарушения в преобразовании единственного числа имен существительных во множественное. Затруднено понимание инвертированных конструкций. Трудности в образовании падежных форм.

Исследование показало, что общий уровень развития связной монологической речи у дошкольника находится на недостаточном уровне. Низкий уровень развития словаря, трудности с грамматическим оформлением речи, сложности с передачей смысловой программы заданного текста – все это способствует снижению связной речи у участника. Ребенку сложно развивать замысел, подбирать нужные слова, чередовать коммуникативно сильные и слабые предложения в рассказе. В процессе монолога воспитаннику было сложно удержать собственную мысль и грамотно передать ее. Монологи ребенка характеризовались отсутствием художественного оформления. Таким образом, сделан вывод о том, что участник исследования нуждается в педагогической помощи по развитию у него монологической речи.

По результатам проведенной диагностики были определены основные направления логопедической работы по формированию связной монологической речи у старшего дошкольника с псевдобульбарной дизартрией. Работа включала предварительный, основной и закрепляющий этапы. В реализации формирующей технологии рекомендуются игры и упражнения, способствующие расширению словаря, обучению детей составлять описательный рассказ по предмету, рассказ по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, а также самостоятельный рассказ по впечатлениям. Новизной технологии являлось включение в работу информационно-компьютерных технологий и активное использование художественной литературы.

Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.

Уникальность
77
Loading...

Последние статьи из блога

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского при Николае I. Подготовка, реализация и оценки кодификации законов.

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского при Александре I

Совершенствование организации муниципального управления в сфере образования

Теоретические основы управления ценовой стратегией

Citizens' Responses to COVID-19 Policies: A Comparative Analysis of Russia, Germany, and the USA

Социальная адаптация как объект управления

Адаптация сотрудников загранпредставительств как одна из проблем управления персоналом

Социальная адаптация молодого специалиста

Факторы профессионального становления молодых специалистов

Организация бюджетирования на железнодорожном транспорте

Предпосылки к появлению института медиации в Российской Федерации

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных униерсальных учебных действий

Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Управление взаимоотношениями с клиентами

Анализ обеспеченности средствами защиты электромонтёров по ремонту и обслуживанию электрооборудования установки рп-201 Ярактинское месторождение

The Impact of Information Technology on Journalism

Анна Тютчева: личность и жизненные практики

Разработка тимлида

Чарльз Дарвин и его теория эволюции

Влияние репутации и имиджа артиста на аудиторию