СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
5 |
|
1 |
Теоретические основы волонтерской деятельности |
10 |
1.1 1.2 1.3 |
Общие понятия и классификации направлений деятельности в волонтерском движении Мотивация и стимулирование в волонтерском движении Оценка мирового опыта развития волонтерского движения |
10 18 24 |
2 |
Анализ развития волонтерского движения в России |
33 |
2.1 2.2 2.3 |
Анализ развития волонтерского движения в России Анализ волонтерского движения в высших учебных заведениях России и г. Хабаровска Оценка деятельности волонтерского движения и внутренних мотивов волонтеров в Тихоокеанском государственном университете на основе опроса |
33 44 51 |
3 |
Концепция улучшения волонтерской деятельности в Тихоокеанском государственном университете |
57 |
3.1 |
Разработка эффективного управленческого подхода в систему работы центра волонтеров и оценка мотивации студентов в ней |
57 |
3.2 3.3 |
Внедрение новых подходов в деятельность центра волонтеров Тихоокеанского государственного университета Опыт работы центра волонтеров, определение важности и полезности волонтерского движения для университета. |
62 76 |
Заключение |
81 |
|
Список использованных источников |
84 |
|
Приложение А Анкета социологического исследования |
91 |
|
Приложение Б Анкета социологического исследования |
94 |
|
Приложение В Анкета социологического исследования |
95 |
|
Диск CD В конверте на обороте обложки |
Волонтерская деятельность носит гражданский характер, выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость. Волонтеры регулярно участвуют в общественных делах, тем самым помогая более эффективно решать проблемы и задачи государства и общества.
Для сферы образования волонтерство является важным ресурсом. Оно формирует и развивает у детей и молодежи знания и навыки, духовно-нравственного и трудового воспитания, а также помогает реализовать профессиональные интересы, особенно в части получения опыта общения в коллективе.
Целью выпускной квалификационной работы (ВКР) является повышение эффективности управления мотивацией и стимулированием волонтерской деятельности в высших учебных заведениях.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
Объектом ВКР исследования выступает Тихоокеанский государственный университет.
Предметом исследования мотивация и стимулирование волонтерского движения.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области развития волонтерской деятельности, системы мотивации и стимулирования добровольцев, исследования и отчеты волонтерских организаций, посвященные теме ВКР, материалы зарубежных национальных организаций.
В исследовании Певневой М. В. раскрыто и систематизировано содержание волонтерства как социально-экономического явления, доказано что волонтерство может рассматриваться как особая форма занятости, проведен анализ трудового потенциала и экономическим эффектов волонтерской деятельности, предложена методология обследования данного явления в России. В работе предлагается первый отечественный опыт анализа добровольческого труда как формы занятости населения.
Проблемами альтруистического труда с позиций социальной психологии занимаются зарубежные авторы Доукифф Р., Хьюстон М., Кенрис Д., Майерс Д., Нейберт С., , Штребе В. ,Чалдини Р. и др. Российские авторы, посвящающие свои работы данной проблеме - Азарова Р. Н., Андреева В. В., Бабочкин П. И., Лапина В.Г. и др.
В глобальном научном сообществе в сфере экономики труда востребованы работы сотрудников Американского университета им. Дж. Хопкинса. Босиок Д., Фонович К. и Саломон JI. М. впервые волонтерство рассмотрели, как особую форму занятости и провели международное исследование волонтеров из 36 стран.
В работах отечественных специалистов по социологии труда Азаровой Е. С., Кудринской Л. А., Куприяновой Г. В., Михеева Ю. И., Слабжанина Н. Ю., Соповой Е. В., Шековой Е. Л. рассмотрено волонтерство, как формирование общественно-экономического явления в России, мотивация к волонтерской деятельности, оформление социально-трудовых отношений с волонтерами, методы организации и оценка результатов волонтерского труда.
Так же в работах известных российских ученых: Бобкова В. Н., Восколович H. A., Долженковой Ю. В., Кибанова А. Я., Колосовой Р. П., Костина Л. А., Мысляевой И. Н, Сафонова А. Л. и др., разработаны методы обследования волонтерства как особой формы занятости.
Однако необходимо отметить целый комплекс проблем, как в теоритическом, так и в практическом плане. Неразработанность теоритических проблем проявляется в неясности понятия «волонтер», разнообразии направлений волонтерской деятельности, точности классификации мотивации и методов стимулирования волонтерской деятельности в высших учебных заведений. В практическом смысле следует отметить проблемы, связанные с отсутствием системной работы центров волонтеров в высших учебных заведениях, эффективного управлением мотивации и стимулированием волонтерской деятельности со стороны университета.
В ходе исследования использованы методы системного анализа, статистического анализа, многопризнаковой классификации, графическая интерпретация и табличное представление причинно-следственных связей, а также анкетирование как метод социологического исследования.
В качестве информационных источников в ВКР были использованы результаты собственных эмпирических исследований. В качестве метода эмпирического исследования был выбран опрос (анкетирование) среди сотрудников и волонтеров ТОГУ, направленный на выявления общностных характеристик в волонтерской деятельности, а также оценки мотивационных факторов среди участников центра волонтеров и выявление способов совершенствования системы стимулирования.
Научная новизна ВКР заключается в следующем:
Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов исследования в процессе развития и активации волонтерского движения в Тихоокеанском государственном университете.
Результаты исследования прошли апробацию на различных научно-практических конференциях:
По результатам исследования опубликовано следующие работы автора:
В процессе работы над ВКР были раскрыты теоретические основы волонтерской деятельности; исследованы мотивация и методы стимулирования в волонтерском движении; оценен мировой опыт развития волонтерского движения; проведен анализ развития волонтерского движения в России, в высших учебных заведениях; проанализирована деятельность волонтерского движения в Тихоокеанском государственном университете, мотивации и стимулирования студентов. На основании полученных результатов для улучшения показателей эффективности разработана новая структура центра волонтеров Тихоокеанского государственного университета.
По итогам проделанной работы автором и проведенному исследованию было рассмотрено влияние волонтерства на личность студента в целом, проанализирован процесс мотивации и стимулирования волонтерской деятельности (на примере Тихоокеанского государственного университета), предложен подход повышения эффективности мотивации и стимулирования и раскрыта полезность и важность развития волонтерской движения в университете. Разработана и внедрена в практическую деятельность усовершенствованная модель внутренней структуры управления волонтерского центра в высшем учебном заведении, носящая проектный характер деятельности, благодаря которой студенты приобретают дополнительный опыт, наращивают свой потенциал и повышают эффективность его использования, самостоятельно учатся применять свои знания в практической деятельности, находить способы решения социально-значимых проблем и оценивать их реализуемость.
В главе 1 рассмотрены различные подходы к понятию волонтерства с точки зрения их использования в нормативно-правовых зарубежных и российских документах и научных отечественных исследованиях. Предлагается авторское определение волонтерской деятельности. Приведена сравнительная таблица анализа классификаций направлений в волонтерской деятельности, а также выделены распространенные и редко встречающиеся направления. Рассмотрены мотивационные аспекты и стимулирующие элементы в волонтерском движении. Данные свидетельствуют о том, что волонтерами в их деятельности движет совокупность мотивационных факторов, привлекаемых к занятию волонтерствов - от желания делать добро, желания чувствовать себя нужным и важным до самореализации и развития надпрофессиональных качеств, общение с единомышленниками и интересными людьми. Волонтерская деятельность позволяет совместить удовлетворение своих личных потребностей и потребностей общества. Представлен мировой опыт развития волонтерского движения.
В главе 2 исследования проведен анализ развития волонтерского движения в России, представлены численные данные по этому вопросу, рассмотрена и представлена деятельность волонтерских организации Хабаровского края. Проведен анализ опроса, проводимого среди жителей г. Хабаровска в возрасте 17 – 65 лет с целью выявления отношения, предпочтения в направлениях волонтерской деятельности у людей разного возраста. Рассмотрена деятельность волонтерского центра в Тихоокеанском государственном университете , принято решение об изменении структуры центра волонтеров и управления в нем, пересмотрена система мотивации и стимулирования волонтерского движения для привлечения большего числа студентов и развития их надпрофессиональных навыков. Таким образом, были представлены усовершенствованная модель управления центра волонтеров ТОГУ, расширены направления деятельности в волонтерском движении (добавление секторов социальное, экологическое, патриотическое, медицинское, направление ЗОЖ и проектной деятельности), представлен показатель эффективности управления мотивацией, разработаны новые методы стимулирования волонтерского движения в Тихоокеанском государственном университете, в частности, это возможность участия в форумах и слетах различных уровней, направленных на развитие и поддержание волонтерской деятельности; возможность участия в крупных проектах, мероприятиях университета, города, края и страны; поощрение сувенирной брендовой продукцией; организация совместного досуга; приобретение навыков и опыта; значимость и важность каждого волонтера; общественное признание (грамоты, благодарственные письма); освещение деятельности в СМИ; внедрение талонов на питание в столовых университета; скидочные карты от партнеров; оформление личных книжек добровольцев.
В главе 3 автором предложена новая структура управления центром волонтеров ТОГУ, расширены спектры направлений деятельности в волонтерском движении, приведена оценка изменений отношения к мотивации и разработке новых методов стимулирования. Особое внимание уделено развитию направления проектной деятельности, благодаря которой студенты развивают гибкие навыки: личные качества и установки, такие как ответственность, дисциплина, самоменеджмент; социальные навыки - коммуникация, в частности слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект и менеджерские способности -управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление, которыми необходимо обладать добровольцу (волонтеру). Представлен опыт реализованных социально-значимых проектов. Также можно сделать вывод о том, что волонтерская деятельность в университете имеет очень важное значение от социальной активности до экономической полезности - это воспитание личности, это возможности реализации студентов их инициатив и участие в грантовых конкурсах с привлечением дополнительного финансирования в университет, развитие досуговой деятельности, развитие гибких навыков студентов.