СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. 3
Задание 1. Знакомство с образовательным учреждением…………………………………………………………………… 3
Задание 2. Изучение содержания социально-педагогической деятельности образовательной организации………………………………………………... 4
Практическое задание 3………………………………………………………. 5
Задание 4. Разработать и обосновать комплексную программу социально-педагогической помощи конкретному ребенку…………………………….. 5
Задание 5. Организовать и провести мероприятия по социальной защите детства……………………………………………………………………………6
Задание 6 . Разработать и реализовать программу социального проекта.
Содержание задания: разработать программу социального проекта и реализовать его на практике совместно с детьми своего класса…………….8
Задание 7. Осуществить анализ деятельности на производственной практике (педагогической практике) 1 и оформить отчет в соответствии с требованиями кафедры и Положения об организации и проведении практики обучающихся ТГУ………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………..9
Введение
Производственная практика, входящая в состав базового учебного плана программы «Психолого-педагогическое образование» (направление 44.03.02), представляет собой важный этап для освоения общекультурных и универсальных компетенций. Она направлена на систематизацию и углубление наших теоретических знаний, а также знакомство с организационной структурой образовательного учреждения через активное участие в образовательном процессе.
Целью практики является овладение необходимыми общекультурными, универсальных компетенций, систематизация, обобщение и углубление теоретических знаний, а также общее знакомство с организационной структурой образовательного учреждения на основе наблюдения за образовательным процессом.
Задачи в ходе производственной практики, охватывают различные аспекты:
Систематизация, конкретизация и закрепление теоретических знаний, основанных на изучении работы конкретной школы в учебных, воспитательных и организационно-методических областях.
Получение навыков и умений в области психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса через активное наблюдение.
Овладение универсальными компетенциями.
Изучение нормативно-правовых и административно-организационных особенностей образовательного учреждения.
Анализ особенностей организации учебно-воспитательного процесса в данном учреждении.
Погружение в социально-педагогическую деятельность школы.
Практическое задание 1. Знакомство с образовательным учреждением
Практика проходила в Государственном бюджетном учреждении Самарской области в средней общеобразовательной школе № 3 им. М. Ф. Леонова с. Приволжье, где мной были успешно выполнены задания по изучению нормативно-правовых и административно-организационных особенностей учреждения, освоению особенностей его учебно-воспитательного процесса, а также социально-педагогической деятельности.
При знакомстве с образовательным учреждением ГБОУ СОШ № 3 им. М.Ф. Леонова с. Приволжье, мною была изучена структура управления
школой. Деятельность школы регулируется Уставом, результат деятельности образовательной организации представлен в отчете по самообследованию.
Выявлено, что директор школы регулирует все подразделения, в том числе социально-педагогическую службу, которая представлена социальным педагогом и педагогом-психологом.
Социально-педагогическая поддержка оказывается детям из социальнонеблагополучных семей, имеющих элементы девиантного поведения,трудности усвоения школьной программы, признаки дезадаптации в 1 и 5 классах.
Профилактическая деятельность осуществляется в различных направлениях в рамках просвещения обучающихся и их родителей.
Практическое задание 2. Изучение содержания социально-педагогической деятельности образовательной организации
В ходе выполнения практического задания 2 «Разработка содержания и проведение уроков в начальной школе» были проведены уроки по следующим предметам: русский язык, математика, литературное чтение, технология. По каждому проведенному уроку был составлен самоанализ, подведены итоги, сформулированы выводы.
Самоанализ
1. Урок по литературному чтению содержал образовательную, развивающую и воспитательные цели, которые были достигнуты по результатам проведения урока. Практические цели, поставленные учениками, были достигнуты.
2. Структура урока соответствовала типу занятия, применяемые методы позволили достичь поставленной цели урока. Тип урока – урок повторения и обобщения.
3. Мотивация и интерес учеников поддерживался активным темпом, сменой заданий, наличием соревновательного момента.
4. Урок соответствовал требованиям ФГОС НОО, запланированные универсальные действия были сформированы в процессе выполнения заданий.
5. Викторина была направлена на закрепление изученного материала, развитие познавательного интереса у обучающихся к изучению литературных произведений И.А. Крылова. Задания викторины соответствовало объему изученного материала, программному содержанию, уровню развития обучающихся.
6. На уроке самостоятельная деятельность обучающихся преобладала в сравнении с деятельностью педагога. Ученики активно принимали участие в викторине на протяжении всего урока. При составлении викторины использовался дифференцированный подход.
7. Данный урок прошел успешно. Поставленная цели была достигнута, задачи решены. В процессе награждения была отмечена работа всех учеников, сказаны слова поддержки и ободрения наиболее активным участникам.
Практическое задание 3. Задание 4. Разработать и обосновать комплексную программу социально-педагогической помощи конкретному ребенку
В ходе прохождения педагогической практики мною была была проведена диагностика обучающегося 2 Б класса с целью выявления особенностей поведения и составления плана коррекции. На основе характеристики ребенка от классного руководителя и анализа результатов диагностических методик была дана характеристика обучающего. На основе полученных данных разработаны рекомендации для родителей, педагогов, программа социально-педагогической помощи.
Фамилия, имя: Иван Т.
Дата рождения: 26.12.2014.
Класс: 2 Б.
Причина обращения: ребенок с ослабленным здоровьем, нарушения дисциплинарных требований школы, проявления агрессии.
С ребенком была проведена комплексная диагностика уровня сформированности высших психических функций, уровня тревожности. Результаты диагностики отражены в протоколе (Приложение 2).
На основе полученных результатов был сделан вывод о том, что существует необходимость создания программы по снижению уровня тревожности и агрессивности у обучающегося 3 класса. В связи с тем, что ребенок неконфликтен, общителен, основным направлением программы является снижение эмоциональной и мышечной напряженности, поиска способа расслабления, коррекция поведения.
Цель программы − снижение уровня агрессивности и тревожности, оптимизация поведения в школьном коллективе.
Задачи:
– создать условия для снижения чувство страха, тревожности;
– обеспечить психоэмоциональную поддержку ребенку;
– снижение телесного напряжения.
– воспитывать уверенность в себе, уважение к учителю и одноклассникам.
Программа включает в себя 3 этапа: знакомство и установление контакта (1-2 занятия), коррекционно-развивающий этап (2-8 занятий), закрепление результата (1 занятие). Каждое занятие имеет определенную структуру: вводная часть, где происходит приветствие участников и обратная связь от обучающегося по итогам предыдущего занятия, основная часть, которая включает в себя два направления: упражнения на развитие самооценки и упражнения на снижение тревожности, заключительная часть по итогам занятия, которая предполагает проведение рефлексии, а также упражнений на релаксацию и снятия напряжения в теле. Продолжительность одного занятия 30 минут. Занятие проходили в индивидуальной форме во внеурочное время.
В ходе практического задания, мною было разработано и реализовано обследование ученика 2 класса, в результате которого было выявлено, что у мальчика высокий уровень развития памяти, внимания, мышления, обследование личностных особенностей позволила определить высокий уровень тревожности, проявления агрессивности.
В ходе беседы с классным руководителем было выявлено, что мальчик систематически нарушает дисциплину на уроках, что выражается в выкриках, мелких конфликтах с одноклассниками. С целью оказания социально-педагогической помощи была разработана программа, которая содержала 10 индивидуальных занятий. Содержание программы включало в себя игры и упражнения с элементами арт-терапии, игротерапии, телесной терапии. Выбор методов и технологий обусловлен возрастом ребенка, выявленными проблемами. Для классного руководителя и родителей разработаны рекомендации.
Задание 5. Организовать и провести мероприятия по социальной защите детства
В рамках реализация социально-педагогической работы было проведено обследование ученика 2 Б класса. Анализ полученных результатов показал, что у ребенка высокий уровень тревожности, наблюдаются признаки агрессивного поведения. Был сделан вывод о необходимости разработки социально-педагогической программы с целью понижения уровня тревожности, коррекции самооценки, оптимизации поведения. Программа содержала 10 занятий, которые включала упражнения с элементами арт-терапии, игротерапии, телесной терапии. Проверка эффективности программы показала, что у ученика 2 Б класса снился уровень тревожности, агрессивности. Проведение социально-педагогической работы в рамках педагогической практики было успешным.
Задание 6 . Разработать и реализовать программу социального проекта.
Разработав проект мы поспособствуем вовлечению максимального числа учащихся и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания.
Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта, может стать традицией классного коллектива, объединяя и воспитывая и взрослых и детей.
Формирование уважительного отношения к окружающим людям, к своему классу и школе.
За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Все свои добрые дела мы записывали на специальных карточках-ладошках (Ладошка – это символ того, что добрые дела надо делать своими руками!) и таким, образом, пополняли свою «Копилку добрых дел». Через несколько лет будет очень интересно каждому прочитать и вспомнить, что же хорошего ты после себя оставил?
Сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям.
Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать. И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.
Практическое задание 7. Осуществить анализ деятельности на производственной практике
Педагогическая практика проходила в период с 22.12.2023 года по 31.05.2024 г я проходила практику в Государственном бюджетном учреждении Самарской области в средней общеобразовательной школе № 3 им. М. Ф. Леонова с. Приволжье. Целью педагогической практики
была в получении профессиональных умений и навыков в процессе
практики.
Практика проходила во 2 Б классе. По списку в классе 28 человек, из них
13 мальчиков и 15 девочек. Было выявлено, что
дети проявляют активность при выполнении общешкольных заданий, имеют устойчивую социальную позицию. В классе наблюдается 2 неформальных лидера. У обучающихся высокая мотивация к учению, познанию нового.
Для достижения цели педагогической практики была изучена
документация социального педагога, педагога-психолога, учителя начальных классов. Также были выявлены основные направления работы социального педагога, которые реализуются при взаимодействии с учениками младших классов.
В ходе прохождения практики, я сделала вывод
о навыках и умениях, необходимых социальному педагогу, педагогу-психологу, учителю начальных классов для осуществления профессиональной деятельности.
Заключение
С 22.12.2023 года по 31.05.2024 г я проходила практику в Государственном бюджетном учреждении Самарской области в средней общеобразовательной школе № 3 им. М. Ф. Леонова с. Приволжье.
Вначале состоялось моё знакомство с руководством школы и с самим образовательным учреждением.
В ходе производственной практики, проводимой в рамках направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», передо мной стояли конкретные цели и задачи. Основной целью практики было овладение необходимыми общекультурными и универсальными компетенциями, систематизация, обобщение и углубление теоретических знаний, а также общее знакомство с организационной структурой образовательного учреждения.
Поставленные цели и задачи были успешно достигнуты в ходе ознакомительной практики. В процессе практики я освоила и применила универсальные и профессиональные компетенции. Этот опыт оказался ценным для моего профессионального развития, укрепления теоретических знаний и ознакомления с различными аспектами профессиональной деятельности. Полученные навыки и знания будут служить основой для дальнейшего развития в моей профессиональной карьере.