Введение.....................................................................................................................................3
1.КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА.....................................................................................................................................4
1.1. Краткая экономическая характеристика деятельности организации и результаты ее работы в соответствии с принятыми в организации стандартами...........................................................................................................................................................4
1.2. Действующая нормативно-правовая база, регламентирующая экономическую и финансово-кредитную деятельность...........................................................................................................................................................5
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРИСИСТЕМНЫХ ОПЕРАЦИЙ БАНКА НА ПРИМЕРЕ АО «АЛЬФА-БАНК».....................................................................................................................................10
2.1. Порядок проведения кассовых операций и денежных переводов...........................................................................................................................................................10
2.2. Порядок проведения кредитных и вкладных(депозитных) операций...........................................................................................................................................................13
2.3 Порядок проведения валютно-обменных операций...........................................................................................................................................................17
3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГНОЗА И ВЫЯВЛЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ
3.1. Выявление финансовых перспектив развития организации...........................................................................................................................................................21
3.2. Применение для решения аналитических и исследовательских задач современных технических средств и информационных технологий............................................................................................................................................................29
Заключение...........................................................................................................................................................33
Список литературы...........................................................................................................................................................34
Приложения...........................................................................................................................................................35
«АЛЬФА-БАНК» – один из крупнейших российских коммерческих банков. По данным рейтингов РБК и Forbes на конец 2021 года – седьмой в России банк по объёму активов (среди частных банков – первый)
Банк, безусловно, представляет интерес для его исследования, так как он является первооткрывателем во многих сферах банковского дела в России, а также банк хорошо технически развит и предлагает услуги интернет банкинга.
«АЛЬФА-БАНК» предлагает почти весь спектр услуг для физических лиц: вклады, переводы, обмен валют, прием коммунальных платежей, платежей за услуги сотовой связи и т. д. Однако банк в своей работе делает акцент на потребительские кредиты, в частности, на экспресс-кредиты в точках продаж. [2].
Цель производственной практики – показать, подтвердить и соединить результаты теоретического обучения с практической деятельностью, получить первое представление о своей будущей профессии банкира, закрепить на основе собственного практического опыта основные теоретические положения и навыки за период второго года обучения.
Задачи производственной практики:
1. Ознакомление с кредитной организацией.
2. кассовых операций и денежных переводов.
3. кредитных и вкладных(депозитных) операций.
4. валютно-обменных операций.
Объект исследования: АО «АЛЬФА-БАНК».
Альфа-Банк по состоянию на июнь 2022 года— универсальный кредитный институт с широко развитой сетью региональных подразделений. С 03 января 1991 г. имеет лицензию Банка России на проведение операций с денежными средствами граждан и предприятий в рублях и иностранной валюте. Альфа-Банк внесен в реестр банков – участников системы обязательного страхования вкладов, является профессиональным игроком на рынке ценных бумаг. Осуществляет все виды банковских услуг, представленных на финансовом рынке.
Всего расположено 389 отделений. Головной офис находится по адресу: г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27.
К услугам держателей пластиковых карт – 2090 банкоматов.
Альфа-Банк предлагает своим клиентам обширный перечень финансовых услуг. Для частных лиц разработана широкая продуктовая линейка, включающая различные предложения.
Срочные вклады размещаются на выгодных условиях. Клиент может выбрать подходящую программу из 2. Максимальная ставка – 10,00%. Наибольшей популярностью у вкладчиков пользуются следующие виды депозитов: Альфа-Счет, Альфа-Вклад.
Альфа-Банк предлагает клиентам оформление дебетовых карт. Общее число программ – 10. Максимальная ставка на остаток — $8,00%%. В числе самых выгодных программ – Кэшбэк 1-5-25, Аэрофлот Black Edition, AlfaTravel Premium.
У каждой программы потребительского кредитования (их 5) минимальная процентная ставка – 5,90%. Наиболее популярные продукты: Наличными (владельцам зарплатных карт), Наличными, Рефинансирование.
Количество ипотечных программ – 7, ставки от 4,90%. Самыми выгодными предложениями, по мнению клиентов, считаются На новостройку, Семейная ипотека, Для IT-специалистов.
Количество программ в рамках автокредитования — 1, процентные ставки целевых займов – от 7,90%. Чаще всего клиенты выбирают программы Кредит на автомобиль.
Банк выдает кредитные карты по различным программам (16 в регионе) с минимальной ставкой 11,99% и льготным периодом. Самые популярные предложения в линейке: Кредитная карта рассрочки 100 дней без % (Gold), 365 дней без %, Кредитная карта Билайн 100 дней.
Показатели текущего курса продажи/покупки евро в Альфа-Банке – 56,45/48,45.
Курс продажи/покупки доллара – 53,65/45,65.
Альфа-Банк имеет показатель Ca в рейтинге международного агентства Moody’s Investors Service. Агентством Standard&Poor's банку присвоен рейтинг BBB-.
В рейтингах по активам, депозитам и кредитам банк занимает 4, 9 и 3 строчки соответственно. Суммарные ключевые показатели (активы/депозиты/кредиты) – 5 791 364 млн. руб., 335 104 млн. руб. и 1 039 875 млн. руб. соответственно.
В приложении 1 Вы можете ознакомиться с нормативно-правовой базой, регулирующей сферу:
1. защиты персональных данных;
2. защиты информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах;
3. обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.
Для регулирования кредитной деятельности банк использует.
Кредитные операции в банке регулируются, прежде всего, Конституцией - Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой, прямым действием, а также применяющаяся на всей территории РФ. Конституция содержит ряд положений, которые можно применить к кредитным отношениям. На основании ст.71 Конституции РФ введении государства находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
Центральным, основным федеральным законом, регулирующим гражданско-правовые отношения, является Гражданский кодекс РФ. Общие положения, регулирующие порядок образования юридических лиц, которыми являются кредитные организации, способы обеспечения обязательств, в частности кредитных, принципы построения договорных отношений и т.д., содержатся в первой части ГК. Более детально кредитные отношения отражаются в части второй ГК, гл.42 которой имеет название "Заем и кредит", а § 2 целиком посвящен кредиту. Нормы гл.42 устанавливают понятие кредитного договора, условия его заключения, а также взаимоотношения сторон возникающие при предоставлении кредита.
Федеральный закон №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Данный закон обозначает цели и направления деятельности Банка России, а также его функции, среди которых: проведение единой государственной денежно-кредитной политики; монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; кредитование в последней инстанции для кредитных организаций, организация системы их рефинансирования; установление правил осуществления расчетов в РФ и правил проведения банковских операций.
Применительно к кредитным отношениям Банк России может устанавливать обязательные для выполнения кредитными организациями нормативы, в том числе применительно к кредитным отношениям и рискам кредитной организации по кредитам.
В качестве одного из основных законов, регулирующих кредитные отношения, можно назвать Федеральный закон №395-1 "О банках и банковской деятельности". Кроме этого, указанный закон определяет общие положения и требования к осуществлению деятельности кредитными организациями, видам, порядку осуществления банковских операций и сделок, требования к уставному капиталу, учредительным документам, управлению в кредитной организации, требования к кредитным организациям в отношении обязательного резервирования, осуществления защиты интересов клиентов кредитных организаций, обслуживания клиентов и общие положения о бухгалтерском учете в кредитных организациях.
Федеральный закон №218-ФЗ "О кредитных историях" определяет понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использование кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.
Положение Банка России "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациям и денежных средств и их возврата (погашения)" №54-П. Банк России настоящим положением устанавливает порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам, в том числе другими банками ("клиенты банка") - юридическим и физическим лицам, независимо от того, имеют они или не имеют расчетные, текущие, депозитные, корреспондентские счета в данном банке и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также бухгалтерский учет указанных операций. Данное Положение определяет требования к предоставлению (размещению) денежных средств клиентам банка, порядок возврата клиентом - заемщиком предоставленных ему денежных средств и уплаты процентов по ним а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.
Положение Банка России "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками"
605-П и 604-П. Данные Положения определяет порядок начисления процентов по активным и пассивными операциям банка, связанным с привлечением и размещением денежных средств клиентов банка - физических и юридических лиц, как в национальной валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, а также за использование денежных средств находящихся на банковских счетах.
Положение Банка России N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности". В соответствии с данным Положением кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам. Резерв формируется кредитной организацией при обесценении ссуды (ссуд), то есть при потере ссудной стоимости в вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора либо существования реальной угрозы такого неисполнения.
Инструкция Банка России "Об обязательных нормативах банков" от № 110-И определяет методику расчета кредитных рисков по условным обязательствам кредитного характера, методику расчета кредитных рисков по срочным сделкам, методику определения синдицированных кредитов, методику определения уровня риска по синдицированных кредитам. А также максимальный размер риска на одного заемщика, размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставляемых филиалами и другие нормативы.
В данной работе представлен основной перечень нормативно-правовой базы, регулирующей кредитные операции в банке, также кредитные операции регулируются Указами Президента, Постановлениями Правительства, актами министерств и ведомств, международными соглашениями, локальными нормативными актами банков.
На рисунке 1 представлена динамика изменения соотношения привлеченных средств физических и юридических лиц. Как видно из данных рисунка, доля средств юридических лиц практически незначительно росла на протяжении рассматриваемого периода 2019-2021 годов.
Рисунок 2 Соотношение собственных и привлеченных средств АО «АЛЬФА-БАНК»
Как видно их информации, представленной на рисунке, в анализируемом периоде привлеченные средства АО «АЛЬФА-БАНК» стремительным образом повышаются, это, в первую очередь, находится в зависимости от депозитов и кредитов краткосрочных и среднесрочных. Нужно заметить, что средства до востребования занимают значительную долю привлеченных ресурсов – соответственно по периодам 61,06%, 39,10% и 41,49%, однако их доля на протяжении трех лет постепенно снижалась.
Можно отметить значительный рост среднедневных остатков на счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в иностранной валюте, который был вызван увеличением внешнеторгового оборота АО «АЛЬФА-БАНК» и привлечением новых экспортеров и импортеров. В общем нужно отметить, что ресурсная база банковского учреждения является достаточно устойчивой и дешевой.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов - это совокупность банковских операций, удовлетворяющих определенные потребности клиентов и направленных на извлечение прибыли.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе:
- зачисление поступивших на имя владельца счета денежных средств;
- перечисление со счета денежных средств иным лицам и банкам;
- обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке;
- прием и выдачу денежной наличности;
-иные действия, предусмотренные законодательством и осуществляемые по соответствующим банковским счетам.
Клиент уплачивает банку вознаграждение за оказываемые ему операции расчетно-кассового обслуживания в соответствии с тарифами, утвержденными в банке. Плата за каждую операцию устанавливается отдельно.
При расчетно-кассовом обслуживании банки выступают в качестве финансовых посредников между экономическими агентами. Банки, с одной стороны, предоставляют услуги по платежам своим клиентам, а с другой - сами являются клиентами Национального банка, пользуясь его услугами для организации наличного денежного обращений и осуществления межбанковских расчетов по выполнению денежных требований и обязательств по собственным платежам и платежам, инициированным их клиентами,
Для анализа структуры расчетно-кассового обслуживания составим таблицу 1 и проследим их динамику и качественные изменения за период с 2019 по 2021 год.
Таблица 1 - Анализ структуры расчетно-кассового обслуживания АО «АЛЬФА-БАНК», тыс.руб.
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
|||||
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 | 2021/ 2019 |
|||||
1. Счета юридических лица |
1241850 |
1649864 |
2180241 |
408014 |
530377 |
938391 |
132,8 |
132,1 | 175,5 |
|
2. уд. вес в % |
62,2 |
69,2 |
79,6 |
7 |
10,4 |
17,4 |
- |
- | - |
|
3. Счета физических лиц |
756116 |
732664 |
560270 |
-23452 |
-172394 |
-195846 |
96,9 |
76,4 | 74 |
|
4.уд. вес в % |
37,8 |
30,8 |
20,4 |
-7 |
-10,4 |
-17,4 |
- |
- | - |
|
5. Всего счетов |
1997966 |
2382528 |
2740511 |
384562 |
357983 |
742545 |
119,2 |
115 | 137,1 |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что наибольшую долю в расчетно-кассовом обслуживании занимают счета юридических лиц, в 2021г. их значение составило 79,6%, а счета физических лиц составляют в 2021г. всего 20,4%.
Прослеживая динамику, можно сделать вывод, что в целом за три года произошло увеличение денежных средств на счетах юридических лиц, в 2021г. их значение составило2180241 тыс.руб., что на 938391 тыс.руб. или 75,5% выше, чем в 2019г. и на 530377 тыс.руб. или 32,1% выше, чем в 2020г.
По счетам физических лиц наблюдается противоположная ситуация, в 2021г. мы наблюдаем снижении денежных средств на счетах физических лиц, значение этого показателя составило 560270 тыс.руб., что на 195846 тыс.руб. или на 26% ниже, чем в 2019г., и на 172394 тыс.руб. или на 23,6% ниже, чем в 2020г. Столь резкое снижение данного показателя было вызвано экономическим кризисом.
В целом следует отметить об увеличение денежных средств на счетах , в 2021г. их значение составило 2740511 тыс.руб., что на 742545 тыс.руб. выше чем в 2019г.
На рисунке 2 представлена структура клиентской базы по расчетно-кассовому обслуживанию АО «АЛЬФА-БАНК».
Рисунок 2 – Структура расчетно-кассового обслуживания в АО «АЛЬФА-БАНК»,%
По рисунку 2 видно, что на протяжении всех трех лет расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц занимает наибольшую долю, в 2019г. значение составило 62,2%, в 2020г. – 69,2%, в 2021г. – 79,6%.
АО «АЛЬФА-БАНК» - универсальный коммерческий банк с широким спектром услуг корпоративным клиентам и частным лицам. Одним из основных направлений деятельности Банка является работа с корпоративными клиентами. Прием платежей постоянно меняется, что зависит от многих показателей. Поступления платежей от физических лиц носит сезонный характер, первую позицию занимают налоговые платежи - от 11 до 17%., на второй позиции - платежи сотовых операторов связи. Далее идут прочие платежи соответственно. Анализ организации расчётов с юридическими лицами позволяет сделать вывод о развитии почти всех секторов экономики. Но заметнее этот рост наблюдался в строительстве. В 2021 году произошло увеличение комиссионных доходов, которое связано с расширением спектра предоставляемых услуг и увеличением клиентской базы.
Кредитные операции
Параметры классического размещения
Под классическим понимается вклад без возможности пополнения или частичного снятия. Такие варианты размещения средств — всегда самые прибыльные, и Альфа-Банк не стал исключением.
Вы кладете на такой вклад определенную сумму и фактически забываете про него. Ежемесячно банк будет начислять проценты, которые можно получать на карту или выбрать вариант капитализации — проценты остаются на вкладе, увеличивая доходность.
Параметры классического вклада Альфа-Банка:
для открытия достаточно положить на счет 10000 рублей;
чем больше денег на счету, тем выше доходность. Порог — 1000000 руб;
срок заключения договора — 92 дня — 3 года.
По классическому депозиту разработана широкая сетка процентных ставок. С повышением суммы увеличивается актуальный процент. Кроме того, обратите внимание, что чем длительнее срок размещения средств, тем выше доход.
Рисунок 4. Процентные ставки Альфа-Банка по вкладу для физических лиц без возможности пополнения и снятия:
Как видно, заявленная банком в рекламе доходность в 10% годовых актуальна только при размещении средств на 3 года
Размещение с пополнением
Вкладчик получает свободу действий. Он может пополнять счет, увеличивая его доходность. Это лучшие условия, если депозитный счет открывается с целью накопления, а не просто для сохранения средств.
Параметры предложения:
ставка идентичная по программам только со снятием и по тем, что предполагают и снятие, и обналичивание;
минимальная сумма размещения — 300000 рублей;
проценты можно оставлять на вкладе (капитализация);
сроки — от 92 дней до 1 года.
И здесь точно также ставка зависит от суммы, которая находится на счету, и от выбранного срока заключения договора. Лучшие условия — при выборе срока в 184 дня. Сетка ставок в этом случае:
Рисунок 5. Процентные ставки Альфа-Банка при размещении с пополнением
Размещение с пополнением и снятием
Вкладчик получает полную свободу действий. Может не только пополнять вклад, но и снимать с него средства до установленной суммы неснижаемого остатка. Ставки по таким депозитным продуктам всегда самые низкие.
Рисунок 6. Процентные ставки Альфа-Банка при размещении с с пополнением и снятием
После февральских событий 2022 года Центральный Банк значительно увеличил ключевую ставку с 9,5% до 20% годовых. И это моментально отразилось на условиях обслуживания вкладов. Если раньше Альфа предлагал ставки не больше 8%, сейчас они увеличены до 18% годовых.
В июне 2022 года ЦБ РФ вернул ключевую ставку к своему докризисному значению в 9,5%. Предельная ставка по вкладам Альфа-Банка опустилась до 10%.
Но обратите внимание, проценты по вкладам Альфа-Банка увеличиваются только для новых договоров. Если вы открывали здесь депозитный счет до повышения ставок, ваш договор обслуживается на прежних условиях.
Проведение операций покупки наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте осуществляется в следующем порядке:
1. Покупка наличной иностранной валюты или платежных документов в иностранной валюте осуществляется с заполнением кассиром всех граф реестра купленной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте;
2. При покупке наличной иностранной валюты рублевый эквивалент может быть:
- выплачен наличными;
- перечислен в безналичном порядке посредством платежного поручения на счет физического лица (продавца иностранной валюты), а также на счета организаций в оплату за товары (работы, услуги) и иные счета в случае, если данные операции не связаны с деятельностью физического лица в качеств индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.
Кассир обязан выдать физическому лицу один экземпляр платежного поручения, принятого уполномоченным банком к исполнению, вместе с чеком.
3. При покупке наличной иностранной валюты или платежных документов в иностранной валюте за наличные деньги кассир:
- принимает наличную иностранную валюту или платежные документы в иностранной валюте;
- заполняет реестр купленной иностранной валюты;
- платежных документов в иностранной валюте;
- фиксирует операцию с помощью кассового аппарата либо компьютерной системы;
- выдает физическому лицу наличные деньги вместе с чеком.
4. При покупке наличной иностранной валюты за безналичные деньги кассир:
- принимает наличную иностранную валюту;
- заполняет реестр купленной иностранной валюты;
- платежных документов в иностранной валюте;
- оформляет платежное поручение в соответствии с законодательством РФ;
- фиксирует операцию с помощью кассового аппарата либо компьютерной системы;
- выдает физическому лицу один экземпляр платежного поручения, принятого уполномоченным банком к исполнению, вместе с чеком.
5. При покупке платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту кассир:
- принимает платежные документы в иностранной валюте;
- заполняет реестр купленной иностранной валюты;
- платежных документов в иностранной валюте;
- фиксирует операцию с помощью кассового аппарата либо компьютерной системы;
- выдает физическому лицу наличную иностранную валюту вместе с чеком.
Проведение операций продажи наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте осуществляется в следующем порядке:
1) продажа иностранной валюты или платежных документов в иностранной валюте осуществляется с заполнением кассиром всех граф реестра проданной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте;
2) при продаже наличной иностранной валюты или платежных документов в иностранной валюте за наличные кассир:
- принимает наличные белорусские рубли;
- заполняет реестр проданной иностранной валюты;
- платежных документов в иностранной валюте;
- фиксирует операцию с помощью кассового аппарата либо компьютерной системы;
- выдает физическому лицу наличную иностранную валюту или платежные документы в иностранной валюте вместе с чеком.
Проведение операций конверсии наличной иностранной валюты осуществляется в соответствии с конверсией иностранной валюты, осуществляется с заполнением работником обменного пункта (кассы) всех граф реестра конверсии иностранной валюты.
Часть средств в иностранной валюте, подлежащих конверсии, может быть приобретена уполномоченным банком по курсу покупки иностранной валюты с отражением данной операции в реестре конверсии иностранной валюты.
7. При конверсии наличной иностранной валюты в наличную иностранную валюту кассир принимает от физического лица наличную иностранную валюту, заполняет реестр конверсии иностранной валюты, фиксирует операцию с помощью кассового аппарата либо компьютерной системы, выдает физическому лицу наличную иностранную валюту вместе с чеком.
Проведение операций размена и обмена наличной иностранной валюты осуществляется в следующем порядке:
- операции размена, обмена наличной иностранной валюты осуществляются с заполнением кассиром всех граф реестра размена, обмена наличной иностранной валюты;
- при размене наличной иностранной валюты кассир принимает наличную иностранную валюту одного номинала, заполняет реестр размена, обмена наличной иностранной валюты, выдает физическому лицу вместе с чеком наличную иностранную валюту этого же вида другого номинала;
- при обмене наличной иностранной валюты кассир принимает наличную иностранную валюту, заполняет реестр размена, обмена наличной иностранной валюты, выдает физическому лицу вместе с чеком наличную иностранную валюту этого же вида.
Ведение реестров осуществляется в письменном виде либо в электронном виде с использованием программно-технических средств, а также в виде электронного документа в соответствии с законодательством РФ об электронных документах.
Если реестры ведутся в электронном виде (за исключением случаев ведения реестров в виде электронного документа), то по окончании рабочего дня кассир распечатывает реестры. Распечатанная информация данных реестров заверяется подписью кассира и помещается в документы дня уполномоченного банка.
Уполномоченные банки вправе самостоятельно вносить в реестры дополнительные графы и сведения, в том числе необходимые для исполнения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.
Таким образом, в этой главе изложены правила документального оформления операций с наличной иностранной валютой, из которых следует, что при совершении операций с наличной иностранной валютой должны в обязательном порядке быть составлены соответствующие реестры, а в конце проведения операций клиенту должен быть выдан чек, подтверждающий совершение операции.
После проведения анализа расчетно-кассового обслуживания, можно прийти oн oнк выводу, что необходимо провести ряд мероприятий по повышению эффективности.
Таблица 3 – Проблемы РКО АО «АЛЬФА-БАНК» и пути их решения
Проблема |
Пути решения |
Наращивание доли доходов, полученных в виде комиссионного вознаграждения. . |
Данную проблему можно решить путем перевода отдельной категории вкладчиков на использование безналичных форм перечислений, в частности длительных поручений ф. № 190 |
Перечень предоставляемых услуг банком отличается конкурентов не многим. . |
Внедрение автоматизированных систем позволит ускорить обработку в 4 – 10 раз (этот показатель зависит от объема задействованных аппаратных средств) и обеспечить 100%-ную точность введения данных в автоматизированную банковскую систему, что существенно повышает качество работы банка |
Банку следует наращивать долю доходов, полученных в виде комиссионного вознаграждения. Данную проблему можно решить путем перевода отдельной категории вкладчиков на использование безналичных форм перечислений, в частности длительных поручений ф. № 190.
Вклады "до востребования" и "пенсионный", постоянно пополняемые за счет поступлений на них денежных доходов либо личных взносов, предоставляют клиентам возможность осуществлять безналичные расчеты за различные виды услуг. Для этого в АО «АЛЬФА-БАНК» по месту открытия вклада клиент составляет длительное поручение (ф.190), и банк оплачивает в указанный, вкладчиком, срок счета клиента.
В указанной форме, заполняемой вкладчиками, обязательно должны быть указаны: номер счета по вкладу, фамилия, имя, отчество вкладчика, номер расчетного (текущего) счета организации, которой должен быть перечислен платеж, ее название, наименование учреждения банка (РКЦ), вид платежа и за какое время производится перечисление, номер лицевого счета плательщика (при перечислении платы за телефон – номер телефона), сумма платежа, дата.
Контроль за своевременным списанием сумм платежей осуществляется контролером (оператором) по карточкам ф. № 190.
Кроме того, в длительном поручении ф.190 предусмотрена автоматическая корректировка операционным работником суммы списания, что немаловажно при часто меняющихся тарифах за коммунальные услуги. Эта форма незаменима для тех, кто ведет активную деловую жизнь, уезжает в длительные командировки либо, наоборот, не имеет желания куда-либо ходить. Это удобно и пенсионерам, и отпускникам, которые с наступлением дачного сезона спешат выехать из душного города на лоно природы.
Единственное условие – наличие на счете денежных средств, в необходимой сумме для проведения расчетов. Впрочем, если денег будет недостаточно для осуществления платежа, банк в обязательном порядке известит клиента.
Описанные выше преимущества и простота в использовании форм безналичных расчетов, дают основания для поиска путей развития безналичных расчетов с вкладов населения - это позволит банку нарастить долю непроцентных доходов и в целом улучшить структуру доходной части баланса.
В структуре безналичных перечислений наибольший удельный вес занимают перечисления заработной платы во вклады – 52%. Количество населения, занятого в экономике страны, по статистическим данным составляет 50 млн. человек.
Несмотря на это, для АО «АЛЬФА-БАНК» имеется реальная возможность для развития безналичных перечислений с использованием длительных поручений ф. 190, так как имеются отличительные преимущества (например, автоматическая корректировка суммы перечислений).
Для развития операций с использование длительных поручений ф. 190 предлагается:
1) внести в договор по вкладу "До востребования", причем по счетам, на которые производится зачисление заработной платы трудящихся, пункт об обязательном перечислении средств в уплату коммунальных платежей с использованием вышеуказанной ф. № 190;
2) внести изменения в Тарифы на услуги, предоставляемые АО «АЛЬФА-БАНК» с использованием ф. № 190: "списание средств со счета по вкладу на счета юридических лиц за квартплату и коммунальные услуги, проводить с удержанием 1,5 – 3% от перечисляемой суммы".
Данное изменение в условии договора позволит отделению банка получить дополнительный доход в виде комиссионного вознаграждения, что в итоге оптимизирует структуру доходов банка.
В результате выборочного обследования процент данной категории вкладчиков оказался незначительным, поэтому дальнейший расчет будет проведен без их учета.
Учитывая имеющиеся данные в целом по отделению банка: о количестве счетов "До востребования", на которые ежемесячно ведется зачисление заработной платы; среднюю сумму перечислений по ф. 190 в уплату коммунальных услуг, можно получить планируемую сумму перечислений денежных средств за коммунальные услуги.
Таблица 4 - Исходные данные для расчета экономической эффективности мероприятия
Наименование |
Значение |
1.Количество предприятий переведенных на выплату заработной платы через АО «АЛЬФА-БАНК»,шт |
860 |
2.Количество перечисляющих заработную плату (млн. чел.) |
2 |
3.Общий объем перечислений за коммунальные услуги (млрд. руб.) |
78,9 |
4.Количество действующих длительных поручений ф. № 190 (млн. шт.) |
1,3 |
5.Средняя сумма перечислений по длительным поручениям ф. № 190 (руб.) |
100 |
Исходя из данных таблицы 4, проведем расчет экономической эффективности:
1. Рост безналичных перечислений:
2 000 000 – 1 300 000 = 700 000 (шт.).
2. Общая сумма перечислений по ф. № 190 (при изменении условия договора по вкладу "До востребования") составит:
700 000 • 100 = 70 000 000 (руб.).
3. Так как предлагаемый процент комиссионного вознаграждения 1,5-3% (в среднем 2,25%), планируемый доход составит:
70 000 000 • 2,25% = 1 575 000 (руб.)
Кроме того, для развития операций с использованием ф. 190 целесообразным является разработка и доведение плана по количеству совершаемых операций непосредственно до филиалов. Следует при этом повысить материальную и моральную заинтересованность работников филиалов по привлечению вкладчиков для выполнения рассматриваемой операции.
Более наглядно результат эффективности расчетов представлен на рисунке 4.
По данным таблицы следует, что данное мероприятие принесет значительную дополнительную прибыль в размере 1575 тыс.руб.
Расчетно-кассовое обслуживание - самый традиционный и стандартизованный вид банковских услуг. Однако именно с этой услуги начинаются партнерские отношения клиента с банком, и для банка это один из поводов показать свое лицо. Учитывая тот факт, что РКО входит в стандартный набор банковских услуг, конкуренция в этом сегменте среди банков самая серьезная. Сегодня при выборе банка клиент обращает внимание не только на стоимость услуг по РКО, но и на качество предоставляемых услуг. Важным фактором также является скорость оформления документов и проведения расчетов, надежность и имидж банка.[3, c.111]
На сегодняшний день качественное РКО банка неразрывно связано с использованием новых технологий обслуживания, а также с развитием неценовых методов конкуренции, повышающей лояльность и удовлетворенность клиентов. Внедрение новых технологий обслуживания и современного банковского оборудования позволяет оптимизировать, упростить и максимально ускорить процедуру осуществления как расчетных, так и кассовых операций для потенциальных и действующих клиентов.
На сегодняшний день расчетно-кассовое обслуживание АО «АЛЬФА-БАНК» находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Внедрение автоматизированных систем позволит ускорить обработку в 4 – 10 раз (этот показатель зависит от объема задействованных аппаратных средств) и обеспечить 100%-ную точность введения данных в автоматизированную банковскую систему, что существенно повышает качество работы банка.
К таким программным продуктам, к примеру, относится система «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений», которая, по мнению многих экспертов, является лучшим решением в своем классе. В основе программного комплекса лежит технология распознавания стандартных форм Cognitive Forms. Система настроена и оптимизирована для ввода платежных поручений (форма 0401060, комплект системы состоит из следующих этапов: сканирования, распознавания, верификации и ввода в АБС.
На этапе сканирования бумажный документ пропускается через сканер и в результате получается файл – графический прототип бумажного документа, который передается на обработку в систему.
На этапе распознавания система анализирует отсканированный графический образ, находит поля ввода данных, читает введенный в полях текст и создает встроенных библиотек проверок. Затем документ поступает на этап верификации. Если система обнаруживает в платежном поручении какое-либо несоответствие, система сообщает оператору об ошибочном документе и указывает поле с некорректной информацией, предоставляя оператору либо вручную скорректировать информацию (если это возможно), либо изъять документ из обработки.
На заключительном этапе система «Cognitive Forms: ВПП» конвертирует электронный прототип платежного поручения в формат автоматизированной банковской системы и осуществляет загрузку в банковскую систему.[4, c.59]
Одной из главных проблем в сфере расчетно-кассового обслуживания юридических лиц АО «АЛЬФА-БАНК» является скорость прохождения платежей.
Несмотря на то, что многие банки имеют код прямого участника платежей, то есть тмеют корреспондентский счет в некоторых других коммерческих банках, что сокращает время прохождения платежей, минуя ГРКЦ, все же для ускорения прохождения платежей требуется внедрение в платежную систему программы, действующей в режиме «on-line».
Возможно сделать прохождение платежей следующим образом: клиент приносит платежное поручение в режиме «on-line», что позволило бы клиентам в течение операционного дня наблюдать за поступлениями платежей из других банков. Данная система работает следующим образом. Как только платеж поступает на корреспондентский счет банка, он сразу же попадает в программу расчетно-кассового обслуживания и автоматически зачисляется на расчетный счет клиента.
Для того чтобы его увидеть, операционисту необходимо лишь сделать обновление поступающей информации, что занимает буквально несколько секунд. Данная программа предусматривает контроль на соответствие наименования организации, указанного в пришедшем платежном документе расчетному и встает на отправку с корреспондентского счета банка, что ускоряет процесс прохождения платежей.
Таким образом, внедрение электронного документооборота позволяет значительно сократить время прохождения платежей, благодаря использованию современных средств связи, специального шифровального программного обеспечения и признанию законодательно электронная цифровая подпись (ЭЦП) и электронный платежный документ (ЭПД), и, в зависимости от направлений, отправляется дальше.
Таким образом, предлагаемая стратегия повышения эффективности расчётно–кассовых операций позволит сократить время непосредственного обслуживания клиентов, в частности: время проверки правильности заполнения одного платежного поручения сократится на расчетов электронных платежей, модемной и спутниковой связи для перечисления денежных сумм из различных регионов России, позволит добиться ускорения расчетов между банками и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций.
Что касается расчетно-кассового обслуживания в АО «АЛЬФА-БАНК», то это скорость, умноженная на качество, а также высочайшая степень надежности и максимальное удобство для клиентов, которым предлагается широкий спектр операций с наличными и безналичными средствами, все виды документарных расчетов (документарные аккредитивы и инкассо, внешнеторговые гарантии) на конкурентных на банковском рынке условиях и по упрощенной системе.
Процедура открытия счета юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю максимально проста. Для этого всего лишь необходимо выбрать наиболее подходящий офис банка, представить необходимые документы для открытия счета и подписать договор на расчетно-кассовое обслуживание. Банковский счет открывается в тот же день и бесплатно.
Для повышения качества обслуживания в АО «АЛЬФА-БАНК» можно предложить клиентам также услуги персонального менеджера, через которого и происходит «общение» клиента с банком, задачей которого является полное комплексное обслуживание корпоративного клиента и обеспечение его взаимодействия со всеми структурными подразделениями банка.
Если ранжировать факторы, которые наиболее важны для клиентов по РКО, то на первое место мы бы поставили надежность банка, скорость обслуживания и проведения платежей.
На втором месте - лояльность и профессионализм сотрудников банка, оперативное реагирование на запросы клиента, удобная система работы с банком и готовность банка на индивидуальные параметры обслуживания.
И лишь на третьем месте - стоимость тарифов на расчетно-кассовое обслуживание.
Также важна и разветвленная филиальная сеть банка, что позволяет привлекать как крупных клиентов с широкой филиальной сетью, так и малые и средние предприятия, для которых очень важно, чтобы банк, в котором они обслуживаются, или его отделение и банкомат находились в непосредственной близости. Банку с широкой региональной сетью всегда проще найти общий язык с компанией, у которой много филиалов.
Все эти факторы имеют место в АО «АЛЬФА-БАНК».
Среди других важных факторов повышения качества РКО можно отметить возможность установления индивидуальных параметров обслуживания, в том числе и в области тарифной политики, широкую продуктовую линейку, индивидуальный подход к каждому клиенту, рекомендации партнеров и профессионализм менеджеров.
Сегодня каждому клиенту, даже самому маленькому, нужно предоставлять удобные, качественные и надежные услуги по РКО, ничем не отличающиеся от комплекса услуг для крупного корпоративного клиента и удовлетворяющие все его потребности.
Повышение мобильности населения делает чрезвычайно актуальным развитие дистанционных форм обслуживания банковских клиентов. Этому также способствуют быстрые темпы развития мобильной связи и интернета. Таким образом, перед большинством отечественных коммерческих банков стоит задача совершенствования платежных услуг и повышение качества расчетно-кассового обслуживания.
Последние исследования показывают, что уже сегодня количество электронных платежей, переданных в банк, существенно превышает число рассчетно-кассовых операций, осуществленных на бумажных носителях. Несмотря даже на регулярные кризисные явления в отечественной экономике, данная тенденция продолжает укрепляться. При этом требования клиентов банков также возрастают. Следовательно, банкам приходится искать новые более сложные сервисы, которые могли усовершенствовать рассчетно-кассовое обслуживание и расширить способы коммуникации с клиентами. Стоит добавить, что усложнение расчетно-кассового обслуживания и поиска новых возможностей приводит к росту рисков и издержек.
На данный момент наиболее распространенной формой расчетно-кассового обслуживания является система «Клиент-банк». В последние несколько лет данная система претерпела множество изменений, которые поспособствовали ее совершенствованию. Использование данной системы позволяет повысить оперативность совершения различных банковских операций, что в настоящее время является несомненным конкурентным преимуществом.
Также на практике активно используется система «Интернет-банк». В данном случае расчетно-кассовое обслуживание осуществляется при помощи исключительно интернет-технологий. Клиенты банка могут совершать любые банковские операции посредством сети Интернет. При этом клиенты могут не сомневаться в безопасности своих данных и денежных средств. Любое банковское учреждение, использующее подобную систему, применяет современные технологии безопасности данных.
Перспективы расчетно-кассового обслуживания
Учитывая активное развитие интернет-технологий, можно сделать предположение, что уже через несколько лет 90% банковских операций будет осуществляться в виде электронных расчетов. Это означает, что для проведения данных расчетов понадобится только лишь электронное устройство и средство связи. Подобный вариант расчетно-кассового обслуживания имеет множество преимуществ и перспектив.
В первую очередь, стоит отметить оперативность любых расчетных операций. Использование современных технологий позволяет банкам увеличить скорость совершения расчетов. Помимо этого, банковские клиенты смогут иметь возможность проводить операции на счетах со своего рабочего места. Другими словами, все банковские операции будут проводиться в режиме реального времени.
Преимуществом электронного расчетно-кассового обслуживания также является возможность автоматизации документооборота. Подобное РКО проводится на безбумажной основе.
На сегодняшний день основанием для такого расчетно-кассового обслуживания является договор между клиентом и банковским учреждением. Для подтверждения подлинности расчетных документов принято использовать электронно-цифровую подпись клиента, содержащую в себе набор математических символов. Безопасность подобных расчетов обеспечивается за счет применения специальных алгоритмов и ключей.
В целом большинство современных банков для укрепления своих позиций на рынке обращает внимание на ряд направлений РКО, требующих особенного совершенствования. Во-первых, для обеспечения конкурентоспособности банк должен обеспечить комплексность обслуживания. Во-вторых, необходимо сделать акцент на клиентоориентированность персонала. В-третьих, банки должны сократить время клиентов, потраченное на РКО. Наконец, банковские учреждения обязаны обеспечить безопасность финансовых средств своих клиентов.
Среди планов, направленных на повышение качества РКО в АО «АЛЬФА-БАНК» на следующий год можно предложить разработку внедрения тарифных планов для отдельных групп компаний. Например, для импортеров тарифный план, учитывающий такие услуги, как покупка валюты и переводы в иностранной валюте, для компаний, занимающихся розничной торговлей, - переводы в рублях, операции с наличными денежными средствами и др.; а также определение пакета услуг, условий его предоставления и стоимости для категорий VIP- клиентов.
Итак, деятельность АО «АЛЬФА-БАНК» в ближайшие годы следует направить, по моему мнению, на совершенствование функционирования платежной системы, проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов. В то же время нужно рассмотреть вопрос о целесообразности и эффективности использования форматов на базе международной банковской системы как в проектируемой системе валовых расчетов, работающей в режиме реального времени, так и в других системах расчетов.
АО «АЛЬФА-БАНК» следует продолжить работу по поддержанию ликвидности участников расчетов, совершенствованию тарифной политики.
Цель совершенствования комплекса услуг РКО состоит в том, чтобы обеспечить повышение скорости и надежности проведения расчетов между хозяйствующими субъектами, снижение их рисков и улучшение качества обслуживания клиентов. К методам повышения качества РКО банка можно отнести:
1) Применение электронных технологий
2) Совершенствование электронного банкинга
3) Присоединение международной системы. На сегодняшний день качественное РКО банка неразрывно связано с использованием новых технологий обслуживания, а также с развитием неценовых методов конкуренции, повышающей лояльность и удовлетворенность клиентов. Среди планов, направленных на повышение качества РКО в АО «АЛЬФА-БАНК» на следующий год можно предложить разработку внедрения тарифных планов для отдельных групп компаний.
АО «АЛЬФА-БАНК»» ─ крупный банк, специализирующийся на розничном кредитовании. Располагает широкой сетью продаж. Основой базы фондирования выступают привлеченные средства населения.
Основные операции, проводимые в Банке: расчетные операции, депозитные операции, кредитные операции, вклады, переводы, обмен валют, прием коммунальных платежей, платежей за услуги сотовой связи и так далее.
Однако банк в своей работе делает акцент на потребительские кредиты, в частности, на экспресс-кредиты в точках продаж .
В результате прохождения производственной практики была рассмотрена деятельность коммерческого банка «АЛЬФА-БАНК»
Продолжительность практики составила __ часа: с ________22 года по ________22 года.
Актуальность прохождения данной производственной практики заключается в закреплении и усовершенствовании навыков по профессии банковское дело.
Задачами производственной практики являлось:
1. Ознакомление с кредитной организацией.
2. кассовых операций и денежных переводов.
3. кредитных и вкладных(депозитных) операций.
4. валютно-обменных операций.
Работа на самом деле оказалась очень трудоемкой и породила много вопросов к руководителю и операционистам и помогла разобраться в тонкостях документооборота. Преимущества пройденной практики находится в том, что я ознакомился с большим количеством информации, на которой базируется банковская деятельность.
1. on Дьячков on А.А. on Фьючерс on как on инструмент on срочного on рынка on хеджирования on валютных on рисков on // on Научные on записки on молодых on исследователей. on – on 2016. on – on № on 4-5. on – on С. on 45–52.
2. on Лаврушин on О.И., on Ларионова on И.В., on Поморина on М.А. on Банковский on менеджмент. on – on 5-е on изд., on перераб. on и on доп. on – on М.: on Кнорус, on 2019 on – on 414 on с.
3. on Лужнова on Л.А. on Методы on хеджирования on валютных on рисков on в on практике on российских on банков on : on сб. on «Виттевские on чтения-2017». on – on М.: on ЧОУ on ВПО on МБИ, on 2017. on – on С. on 194.
4. on Официальный on сайт on АО «АЛЬФА-БАНК» on / on [Электронный on ресурс]. on - on Режим on доступа: on URL: on https://alfabank.ru/ on (дата on обращения: on 02.07.2022).
Приложение 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
Файл для скачивания |
|
Законодательство в сфере обработки персональных данных |
||
1. |
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» |
|
2. |
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» |
|
3. |
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» |
|
4. |
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами» |
|
5. |
Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» |
|
6. |
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» |
|
Законодательство в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры |
||
1. |
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» |
|
2. |
Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. № 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений» |
|
Документы Роскомнадзора |
||
1. |
Приказ Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных» |
|
2. |
Приказ Роскомнадзора от 30 мая 2017 г. № 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения» |
|
3. |
Приказ Роскомнадзора от 24 февраля 2021 г. N 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» |
|
4. |
Приказ Роскомнадзора от 21 июня 2021 г. № 106 «Об утверждении Правил использования информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в том числе порядка взаимодействия субъекта персональных данных с оператором» |
|
5. |
Разъяснения Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г. «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве» |
|
6. |
Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» |
|
7. |
Рекомендации по заполнению формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных |
|
8. |
Приказ Роскомнадзора от 24 декабря 2021 г. № 253 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами» |
|
Документы ФСБ России |
||
1. |
Приказ ФСБ России от 10 июля 2014 г. № 378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности» |
|
2. |
Приказ ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 «Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)» |
|
3. |
Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. № 152 «Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну» |
|
4. |
Приказ ФСБ России от 19 июня 2019 г. № 282 «Об утверждении Порядка информирования ФСБ России о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» |
|
5. |
Приказ ФСБ России от 24 июля 2018 г. № 367 «Об утверждении Перечня информации, представляемой в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации и Порядка представления информации в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» |
|
6. |
Приказ ФСБ России от 24 июля 2018 г. № 368 «Об утверждении Порядка обмена информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, между субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты, и Порядка получения субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации информации о средствах и способах проведения компьютерных атак и о методах их предупреждения и обнаружения» |
|
7. |
Методические рекомендации по разработке нормативных правовых актов, определяющих угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности от 31 марта 2015 г. № 149/7/2/6-432 |
|
Документы ФСТЭК России |
||
1. |
Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» |
|
2. |
Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» |
|
3. |
Приказ ФСТЭК России от 21 декабря 2017 г. № 235 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования» |
|
4. |
Приказ ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. № 239 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» |
|
5. |
Приказ ФСТЭК России от 22 декабря 2017 г. № 236 «Об утверждении формы направления сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий» |
|
6. |
Приказ ФСТЭК России от 29 апреля 2021 № 77 «Об утверждении Порядка организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну» |
|
7. |
Методика оценки угроз безопасности информации. ФСТЭК России, 2021 год |
|
8. |
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (выписка). ФСТЭК России, 2008 год (действует, не применяется) |
|
9. |
Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. № 31 «Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды» |
|
Международное законодательство в сфере обработки персональных данных |
||
1. |
Конвенция Совета Европы от 28 января 1981 г. «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» |
|
2. |
Дополнительный протокол к Конвенции «O защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, о наблюдательных органах и трансграничной передаче информации» (Страсбург, 8 ноября 2001 г.) ETS № 181 |
|
3. |
Регламент (ЕС) 2016/679 Европейского Парламента и Совета ЕС от 27 апреля 2016 г. «О защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном движении таких данных, и об отмене Директивы 95/46/ЕС» |
|
Дополнительная информация |
||
1. |
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) - глава 14 «Защита персональных данных работника» |
|
2. |
Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» |
|
3. |
Постановление Правительства РФ от 6 июля 2008 г. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных» |
|
4. |
Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1046 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных» |
|
5. |
Постановление Правительства РФ 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» |
|
6. |
Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» |
|
7. |
ГОСТ РО 0043-004-2013 «Защита информации. Аттестация объектов информатизации. Программа и методики аттестационных испытаний» |
|
8. |
Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К), утвержденные приказом Гостехкомиссии России от 30 августа 2002 г. № 282 |
|
9. |
Политика в отношении обработки персональных данных в ООО «НПЦ «КСБ» |
|
10. |
Пользовательское соглашение (Условия использования) |
|
11. |
Аттестат соответствия сервиса «Alfa-doc» требованиям по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну № 010914/ГИС/АС/АТ/1 |
|
12. |
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» |
|
13. |
ГОСТ ISO/IEC 29100-2021 «Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Основы защиты персональных данных» |
Приложение 2
Приложение 3