СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………………………………………………5
1.1 Понятие дисциплинарной ответственности ………………………………..5
1.2 Виды дисциплинарных взысканий………………………………………….7
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОВД.......................................................................................................................14
2.1. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности……………..14
2.2 Проблемные вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности и пути решения ……………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................31
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина – неотъемлемый элемент жизни и деятельности любой организации как объединения людей. Она направлена на обеспечение единства членов организации и достижение поставленных целей, выступает в качестве необходимого условия всякой общей работы.
Актуальность темы исследования обусловлена как теоретической, так и практической значимостью вопросов, связанных с наличием и функционированием института дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также с необходимостью общей характеристики производства по привлечению их к дисциплинарной ответственности.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка и привлечения его к дисциплинарной ответственности. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие условия и порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, а также правоприменительная деятельность по осуществлению дисциплинарной практики в органах внутренних дел.
Цель и задачи. Основная цель курсовой работы заключается в подробном исследовании понятия и особенностей наложения дисциплинарной ответственности в системе органов внутренних дел. Средством реализации указанной цели является решение следующих задач: дать общую характеристику понятия дисциплинарной ответственности, рассмотреть особенности и специфику данной ответственности в системе органов внутренних дел.
Методология исследования. В ходе исследования применены статистический, сравнительный, аналитический методы.
В качестве нормативно-правовой базы использованы следующие источники: Конституция РФ, действующее федеральное законодательство, нормативные правовые акты регулирующие вопросы дисциплинарной ответственности различных категорий государственных служащих, нормативные акты МВД России и др.
1. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1.1 Понятие дисциплинарной ответственности
Органы внутренних дел в системе исполнительной власти занимают особое место. Они непосредственно и повседневно охраняют права и свободы граждан, обеспечивают правопорядок и законность. Такая деятельность требует высокой профессиональной подготовки, моральной стойкости, физической выносливости, личного мужества при выполнении служебного долга.
К лицам, поступающим на службу в органы внутренних дел, предъявляются специальные требования морального, физического, возрастного и общеобразовательного характера. В то же время служебная дисциплина в органах внутренних дел требует от всех сотрудников высокой дисциплинированности, исключительной честности, сознательности, точности и исполнительности, большой организованности. Все это обусловливает установление для лиц, занимающих должности рядового и начальствующего состава, особой служебной дисциплины.
Служебная дисциплина в органах внутренних дел - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, настоящим Уставом, контрактом, а также приказами и распоряжениями Министра внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных сотруднику прав.
Одним из традиционных правовых средств, использование которых направлено на повышение эффективности управления государственной службой, является ответственность. Дисциплинарная ответственность является одной из разновидностей юридической ответственности, применяемой в рамках трудового (служебного) права
Нормативное определение дисциплинарной ответственности в настоящее время отсутствует. В правовой науке под дисциплинарной ответственностью принято понимать одну из форм принуждения, применяемую уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущую неблагоприятные последствия для нарушителя.
Иначе говоря, дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, которая представляет собой установленную законом обязанность субъекта служебного правоотношения соблюдать и исполнять принятые на себя обязанности, а в случае противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения имеющихся предписаний (дисциплинарный проступок) - возможность понести меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные трудовым (служебным) законодательством.
Связано это с тем, что принято считать государственную службу особым видом профессиональной деятельности. Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственнойслужбой Российской Федерации является — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и др. (ст. 1)
Привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности влечет за собой определенные юридические последствия. Например, при применении таких дисциплинарных взысканий, как предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел, сотрудник исключается из книги почета или с доски почета органа внутренних дел.
Под дисциплинарной ответственностью в ОВД понимается обязанность ее субъектов претерпевать лишения наказательного государственно-властного характера за совершенный дисциплинарный проступок, которые выражаются в ограничениях личного или организационного характера, выраженных в санкциях правовых норм.
Конкретными последствиями дисциплинарной ответственности наказательного характера за нарушение дисциплины являются дисциплинарные взыскания, что, впрочем, характерно для любого вида юридической ответственности — наступление каких-либо установленных правовыми актами неблагоприятных последствий для виновного лица.
Вместе с тем институт дисциплинарной ответственности сотрудников ОВД имеет особенности, которые выражаются в воспитательном значении дисциплинарных взысканий. В этом случае основным наказанием выступает социально-юридическое содержание дисциплинарных взысканий, сущность которых определяет не кара, а воспитательно-правовое воздействие как на самого нарушителя, так и на других сотрудников ОВД.
Особый характер выполняемых государственными служащими функций предопределяет необходимость помещения их под особый режим правового регулирования, характеризующийся главенствованием императивных установлений, что может быть обеспечено лишь нормами публичного права .
Все виды юридической ответственности имеют общие объективные и субъективные основания, какими являются противоправность деяния, причинная связь между ним и наступившими негативными последствиями, вина нарушителя. Правовым основанием юридической ответственности сотрудников ОВД являются правовые нормы, содержащиеся в актах, принимаемых, как
Фактическим основанием применения юридической ответственности является, как правило, совершение правонарушения по службе. За административные правонарушения сотрудники ОВД несут дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими дисциплинарные отношения в ОВД, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.
1.2 Виды дисциплинарных взысканий
Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленного законодательством Российской Федерации, Присягой, Контрактом о службе в ОВД, а также приказами МВД РФ и прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Содержание дисциплинарного проступка, как и любого другого правонарушения, предполагает наличие совокупности юридических признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Иными словами, формально-правовым основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является наличие в деянии нарушителя юридического состава дисциплинарного проступка.
Начальник несет ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. Наряду с высокой требовательностью к ним он обязан:
1) создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;
2) воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;
3) не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел;
4) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;
5) уважать честь и достоинство подчиненных.
Мерами дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел являются дисциплинарные взыскания. На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисления из учебного заведения.
Сотрудник органов внутренних дел может быть одновременно отстранен от должности в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. За время отстранения от должности сотруднику выплачивается денежное довольствие в полном размере.
Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации, а также в суд.
При нарушении служебной дисциплины подчиненным начальник обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости наложить дисциплинарное взыскание или передать материалы о проступке на рассмотрение суда чести.
Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.
Начальник при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняемой должности.
Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам.
Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Благодарность, замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.
О поощрениях и дисциплинарных взысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании).
За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение.
Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку.
Сотрудники, подвергнутые дисциплинарному взысканию, не освобождаются от материальной ответственности за причиненный ущерб, а также от привлечения к административной или уголовной ответственности, если они виновны в совершении административного правонарушения (проступка) или в их действиях содержатся признаки состава преступления.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.
Прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы временно. Ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником. Сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими и младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях занимаемой должностью.
Последнее вовсе получило в федеральных органах государственной власти различное толкование. Так, из приказа Минтопэнерго России от 18 декабря 1998 года № 445 "О мерах по укреплению исполнительской дисциплины в центральном аппарате Министерства и улучшению документооборота" следует, что под исполнительской дисциплиной понимается работа с документами, исполнение принятых решений, работа с обращениями граждан и запросами депутатов, а также своевременная и качественная подготовка, оформление и представление документов и материалов, их оперативное прохождение. В свою очередь Приказ ГТК России от 6 августа 1997 года № 474 "О мерах по укреплению служебной и исполнительской дисциплины" говоря о служебной и исполнительской дисциплине, указывает на необходимость соблюдения правил внутреннего распорядка, использования сотрудниками рабочего времени.
До наложения взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.
Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение виновного, признание им своей вины, его отношение к службе и др.
Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее 1 месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.
Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.
Сотрудникам, отсутствовавшим на службе без уважительных причин, денежное довольствие за время прогула не выплачивается. При этом они не освобождаются от дисциплинарной ответственности. При привлечении к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования - показаниями не менее двух свидетелей. Получение каких-либо объяснений от сотрудника откладывается до его вытрезвления.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более 6 месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.
Если к сотруднику органов внутренних дел, по мнению начальника, необходимо применить меры поощрения или наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником.
Вышестоящий начальник имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.
Отсутствие нормативных определений "дисциплинарного проступка", "грубого" либо "систематического" нарушения служебной дисциплины, а также регламентации дисциплинарного производства, как и иные сегменты служебных отношений, оказавшиеся в ситуации аномии (неурегулированности), создают многочисленные условия для субъективизма и необъективности дисциплинарной практики, нарушений принципа справедливости работы с личным составом.
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОВД
2.1. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности
Подобное расширение мер дисциплинарного воздействия не противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания (ч. 2 ст. 192). При этом в соответствии с ч. 4 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. В связи с этим перечень дисциплинарных взысканий, установленный Положением о службе является исчерпывающим. Поэтому такие меры, как предупреждение, указание на недостатки, лишение или снижение денежной премии и другие, часто встречаемые в органах: внутренних дел, не являются дисциплинарными взысканиями.
Вместе с тем их применение в качестве дисциплинарного взыскания или с целью дисциплинарного воздействия либо придания им значения дисциплинарного воздействия не рекомендуется. Как уже было отмечено, Трудовой кодекс Российской Федерации прямо запрещает применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 4 ст. 192). Дисциплинарные взыскания налагаются гораздо чаще и в больших масштабах, нежели иные правовые санкции, применяемые к сотрудникам органов внутренних дел. Говоря об общих правилах применения дисциплинарных взысканий, следует отметить, что привлечение работников или сотрудников к дисциплинарной ответственности по общему правилу является правом, но не обязанностью работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации в ч. 5 ст. 192 отмечает, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Кроме того, в соответствии с п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при примепении дисциплинарных взысканий должны соблюдаться конституционные принципы: справедливость, равенство, соразмерность, законность, гуманизм .
В соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и др.
Действенность мер ответственности обеспечивается только при обязательном выполнении таких требований трудового законодательства, как обоснованность и своевременность наложения дисциплинарного или общественного взыскания, его соразмерность содеянному, учет других факторов, например, отношение работника к выполнению трудовых обязанностей до совершения дисциплинарного проступка [8] .
По общему правилу до наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки. В Положении о службе в органах внутренних дел не разъясняется, как должен поступать руководитель при отказе сотрудника давать объяснение. По этой причине в первую очередь рекомендуется готовить письменное уведомление сотрудника о необходимости представления объяснения. Затем руководствоваться ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривающей, что если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт, желательно с подписями двух свидетелей из числа сотрудников или работников. При проведении служебной проверки, в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России , в случае отказа от дачи письменных объяснений в установленном порядке составляется акт по установленной форме, подписанный комиссией в составе не менее 3 человек.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника органа внутренних дел либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника органов внутренних дел в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении. При этом Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указывает на необходимость иметь в виду, что
а) месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка;
б) днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий;
в) в месячный срок для применения дисциплинарного взыскания не засчитывается время болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, необходимое на соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работников (ч. 3 ст. 193 ТК РФ); отсутствие работника на работе по иным основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работ), не прерывает течение указанного срока;
г) к отпуску, прерывающему течение месячного срока, следует относить все отпуска, предоставляемые работодателем в соответствии с действующим законодательством, в том числе ежегодные (основные и дополнительные) отпуска, отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, отпуска без сохранения заработной платы. Положение о службе требует учитывать при применении дисциплинарных взысканий конституционную гарантию сотрудника: за каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке). /Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.
Задачами комиссии являются:
- обеспечение соблюдения сотрудниками органов внутренних дел принципов и норм профессиональной этики, повышения на этой основе степени общественного доверия и моральной поддержки органов внутренних дел со стороны общества, укрепления престижа органов внутренних дел:
- профилактика и предупреждение нарушений служебной дисциплины и законности;
- предупреждение и урегулирование конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, подразделений, учреждений системы МВД России, а также содействие руководству органов, подразделений, учреждений системы МВД России в его урегулировании;
-урегулирование межличностных конфликтов среди сотрудников органов внутренних дел;
- воспитание сотрудников органов внутренних дел, допускающих порочащие органы внутренних дел нарушения законности, служебной дисциплины, норм профессиональной этики.
Комиссия в ходе своей деятельности выполняет следующие функции:
- вырабатывает предложения и рекомендации для руководства органа, подразделения, учреждения системы МВД России по укреплению служебной дисциплины и законности, предотвращению и урегулированию конфликта интересов, профилактике правонарушений, обеспечению благоприятного социально-психологического климата в служебном коллективе;
Задачами комиссии являются:
- обеспечение соблюдения сотрудниками органов внутренних дел принципов и норм профессиональной этики, повышения на этой основе степени общественного доверия и моральной поддержки органов внутренних дел со стороны общества, укрепления престижа органов внутренних дел:
- профилактика и предупреждение нарушений служебной дисциплины и законности;
- предупреждение и урегулирование конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, подразделений, учреждений системы МВД России, а также содействие руководству органов, подразделений, учреждений системы МВД России в его урегулировании;
-урегулирование межличностных конфликтов среди сотрудников органов внутренних дел;
- воспитание сотрудников органов внутренних дел, допускающих порочащие органы внутренних дел нарушения законности, служебной дисциплины, норм профессиональной этики.
Комиссия в ходе своей деятельности выполняет следующие функции:
- вырабатывает предложения и рекомендации для руководства органа, подразделения, учреждения системы МВД России по укреплению служебной дисциплины и законности, предотвращению и урегулированию конфликта интересов, профилактике правонарушений, обеспечению благоприятного социально-психологического климата в служебном коллективе;
2.2 Проблемные вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности и пути решения
В истории России органы внутренних дел всегда занимали значительное место, в том числе и в системе органов государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. В этом отношении не является исключением и современный период развития российского общества. Данная государственная структура находится под пристальным вниманием руководства страны, политических сил самого различного спектра, общественности и рядовых граждан. Это объясняется, в первую очередь, функционально-целевым назначением органов внутренних дел, наличием у них широких полномочий по применению комплекса мер для конструирования систем общественной и личной безопасности и обеспечения их эффективного функционирования.
В связи с реформированием Министерства внутренних дел России и его территориальных органов, совершенствованием системы гарантий прав и основных свобод граждан, отмечается повышенное внимание государства и общества к вопросам правового статуса сотрудников органов внутренних дел, в том числе к повышенным требованиям, предъявляемым к служебной дисциплине сотрудников органов внутренних дел.
На проблему соблюдения служебной дисциплины было обращено и внимание Президента Российской Федерации, который потребовал от государственных и муниципальных служащих, чтобы они соотносили свои действия с установленными правилами поведения на службе, «…невыполнение данных правил должно влечь дисциплинарную ответственность, а в необходимых случаях административную или уголовную ответственность» . В одном из своих выступлений Д.А. Медведев отметил, что «…значительная часть проблем, существующих и в Вооруженных силах и в правоохранительных органах, и в специальных службах, связана с падением дисциплины … Дисциплина – ключ к решению самых разных задач… Обратите внимание на дисциплину, потому что ею заниматься нужно всегда».
Очевидно, что представление об органах правопорядка складывается в первую очередь на основе личного контакта с его сотрудниками. Поэтому очень важно, каким будет сотрудник органов внутренних дел (полиции). От этого во многом зависит и успех проводимой реформы МВД, в рамках которой особое внимание уделяется повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу.
Несмотря на принимаемые меры по профилактике, нарушения служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел остаются еще на достаточно высоком уровне. Ряд происшествий произошедших с участием и по вине сотрудников полиции вызвали большой общественный резонанс и резкий рост критики в их адрес, что способствует формированию негативного отношения граждан к органам внутренних дел, снижению эффективности принимаемых мер по укреплению доверия граждан к органам правопорядка.
Детальную правовую регламентацию деятельности сотрудников, которая означает необходимость руководствоваться заранее предписанными правилами (например, служебными инструкциями, приказами и т, д.). С одной стороны, несоблюдение этих правил может препятствовать успешному выполнению служебных обязанностей и соблюдению принципа законности. С другой стороны, высокая жесткость реализуемых предписаний и необходимость их точного выполнения могут вызвать стремление действовать по шаблону, не вникая глубоко в содержание той или иной правовой нормы и способствовать, тем самым, возникновению проявлений профессиональной деформации.
Наличие властных полномочий, которые предоставлены сотрудникам органов внутренних дел для того, чтобы они могли более полно реализовать свои должностные обязанности, направленные, в частности, на обеспечение безопасности, благополучия и спокойствия граждан. К подобным властным полномочиям относятся, например, возможность применения санкций принуждения, выяснение подробных обстоятельств личной жизни людей, ограничение свободы отдельных граждан, и даже применение силы. В результате у сотрудников, реализующих данные полномочия, может выработаться склонность к их чрезмерному и недостаточно обоснованному применению.
Повышенную социальную и юридическую ответственность за характер и результаты своей деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристального внимания со стороны общественности и может быть наказуема законом.
Психические и физические перегрузки. Психофизиологические перегрузки могут быть вызваны нестабильным графиком работы, длительным лишением сна, резкими колебаниями вынужденной активности или, напротив, монотонностью деятельности и продолжительными дежурствами, а также работой в неудобное или сверхурочное время. В таких условиях труда происходит перенасыщенность информацией или, наоборот, наступает сенсорная изоляция. В результате организм не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся условиям несения службы, что снижает продуктивность деятельности, повышает вероятность травматизма и происшествий.
Рассмотренные нами факторы, не охватывают всего многообразия отношений и сложных ситуаций, возникающих в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Но учитывая влияние этих и других факторов, причин и условий необходимо проводить активную работу по поддержанию и укреплению служебной дисциплины по двум основным направлениям.
Первое направление — внесение корректив в содержание, методы и принципы применения административно-правовых средств обеспечения и поддержания служебной дисциплины, путем внесения поправок в действующее законодательство. И здесь особое внимание должно быть уделено институту дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, поскольку, являясь с одной стороны, средством обеспечения законности и эффективности деятельности в сфере исполнения возложенных на них задач, с другой стороны выступает юридической гарантией защиты правового статуса сотрудника. Оптимизация дисциплинарной практики и защита сотрудников от произвольного применения мер дисциплинарного воздействия обуславливает необходимость совершенствования этого института.
Изложить определение нарушения служебной дисциплины в следующей редакции: «Нарушением служебной дисциплины понимается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и непосредственного руководителя при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность».
Исключить из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, санкции, схожие по характеру последствий для нарушителя. Так, можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между такими взысканиями как «выговор» и «строгий выговор». Можно сделать вывод о том, что подобное деление взысканий на виды весьма условно, и как правило, их применение основано от степени «психологического» воздействия, которое необходимо оказать на нарушителя служебной дисциплины.
Кроме того, настоящее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации обязывает работодателя при наложении взыскания учитывать не только тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, но предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Мы предполагаем, что такая «развернутая» система дисциплинарных взысканий, скорее всего, является «данью традициям», архаизмом, и связана с тем, что на протяжении всего времени существования милиции система дисциплинарных отношений строилась применительно к дисциплинарным отношениям, сложившимся в Красной армии, и регулировалась дисциплинарными уставами, разработанными на основе уставов РККА. По нашему мнению, дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора необходимо исключить.
повышения у сотрудников уважения к избранной профессии и утверждения в ОВД прогрессивной организационной культуры;
формирования правильного отношения руководства и всех сотрудников к профессиональной деформации, проведению периодического освидетельствования на её наличие и принятию соответствующих мер воздействия;
создания инновационного климата для внедрения форм и методов, способствующих профессиональному и личностному росту личного состава ОВД;
разнообразия форм проведения досуга, т. к. сегодня значительная часть правонарушений и чрезвычайных происшествий все еще совершается во внеслужебное время;
В рамках данного направления необходимо уделить особое внимание дисциплинарной практике руководителя (начальника, командира) по поддержанию высокого уровня организованности и дисциплинированности личного состава. Она достигает своей цели только тогда, когда осуществляется правильно и в ней используется все многообразие средств воздействия на личный состав и учитываются психологические особенности подчиненных. Эффективная дисциплинарная практика связана с умениями руководителя предъявлять обоснованные требования к подчиненным, справедливо применять поощрения за достижения в труде и налагать взыскания за совершенные дисциплинарные проступки.
Успех в применении указанных мер профилактики нарушений дисциплины и законности среди личного состава ОВД, естественно, во многом зависит от позиции, занимаемой руководителями различного уровня. Если они сами не демонстрируют образцы ответственного и дисциплинированного отношения к делу (и тем самым не утверждают свой авторитет), вместо них активное влияние на подчиненных будут оказывать неформальные лидеры. В случае, если последние являются людьми недисциплинированными, их модель поведения будет накладывать негативный отпечаток на поведение других сотрудников. Крайне важно повысить роль руководителей в осуществлении ежедневной воспитательной работы с личным составом. От ее качества зависит, смогут ли сформироваться и проявиться у подчиненных такие нравственные характеристики, как чувство долга и ответственности, совести и непримиримости к антиобщественным проявлениям .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ответственность сотрудников ОВД - это предусмотренная правовыми нормами обязанность виновного сотрудника претерпевать определенные неблагоприятные последствия в результате совершенного им деяния.
Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего они выражаются в том, что должностными лицами нарушаются порядок реализации норм и сроки исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания.
Вместе с тем законодательством предусмотрены и такие случаи, когда отдельные категории сотрудников ОВД подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место и не при исполнении служебных обязанностей, если эти поступки не совместимы с достоинством и назначением сотрудников ОВД ввиду особого характера выполняемых ими обязанностей.
Дисциплинарные взыскания не могут быть наложены за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: с текстом Государственного Гимна и вступ. статьей. М.: ИНФРА-М, 2012. 48 с.-,,...........
2. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018).-,,...........
3. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.08.2018)
4. .О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: [с изм., внесенными федер. законами от 17.12 2009 № 313-ФЗ; от 13.12.2010 № 358-ФЗ]. М.: Инфра-М, 2011. 64 с. б)-,,...........
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. //Собрание законодательства РФ. 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях
7. Указ Президента Российской Федерации от 27.11.2009 N 1356 (ред. от 25.04.2017)
8. Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О материальной ответственности военнослужащих.
9. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» ( в ред от 03.08.2018г., с изм. и дополнениями вступ. в силу с 16.01.2019г.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
10. Айнур, Турисбек. Административно-правовое регулирование функций в различных видах государственной службы / Турисбек Айнур // Полицейская деятельность. 2011. № 3. С. 8-12.
11. Акимова, М.А. Аттестация сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учебное пособие / М.А. Акимова, О.Е. Савостьянов, Е.А. Спицына. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. 65 с.
12. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Общая часть /Под ред. А.П. Коренева. М.,1996.
13. Административное право: Учебник/Под. ред. Попова Л.Л. М, 2002.
14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.,1996.
15. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность: (Теоретические вопросы). Красноярск, 1985.
16. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2001.
17. Бачило И.Л., Шорина Е.В. Ответственность в управлении. М.,1983.
18. Вольский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении. М.,1988.
19. Бутьшин В.Н. Рассмотрение жалоб граждан на действия работников ОВД, ущемляющих права и законные интересы граждан. М., 1992.
20. Гавриленко Д.А. Государственная дисциплина и ответственность. Л.,1990.
НАУЧНАЯ ЛИЕТРАТУРА
24. Ганишев, А.В. Организация взаимодействия кадровых подразделений с ведомственными военно-врачебными комиссиями по вопросам медицинского отбора в ОВД РФ: учебно-методическое пособие/ А.В. Ганишев. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. 64 с.
25. Ильясов С.Г. Дисциплинарная ответственность работников органов внутренних дел. М., 1974.
26. Коренев А.П. Административное право России: Учебник. В 3-х частях. М., 1996. Ч. 1.
27. Кукушин В.М. Полицейская деонтология: (Социологический анализ зарубежных концепций). М., Академия МВД России. 1994.
28. Кукушин В.М. Организаторская и воспитательная деятельность заместителя начальника органа внутренних дел по работе с личным составом. М.,1992
29. Курбатова, О.В. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации [Текст]: учебное наглядное пособие / О.В. Курбатова, А.В. Ольшевская, Г.Х. Хадисов; Департамент 4 государственной службы и кадров МВД России. М.: ДГСК МВД России, 2013. 160 с.
30. Султанова, М.В. Актуальные проблемы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: учеб. пособие/ М.В.Султанова; - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2013. 94 с.
31. Костенников, М.В. Правовое регулирование социальной защиты сотрудников ОВД: монография. / ред. М.В. Костенников, А.В. Куракин, П.А. Михайлюк. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012 г. 60 с.
32. Сидорова, М.В. Государственная служба в полиции: учебное пособие / М.В. Сидорова. Орел: ОрЮИ МВД России, 2013. 92 с.
33. Словарь терминов и понятий по дисциплине «Государственная служба в органах внутренних дел» / [сост. М.В.Султанова]; Ставроп. филиал КрУ МВД России. Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2014. 11 с.
34. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.
35. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.,1972.
36. Черников В.В. Организация правовой работы в системе МВД России. М.,2001.
СТАТЬИ
37. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2000.
38. Буздалина Е.А. Административное право. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
39. Манохин В.М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению //Сов. гос-во и право. 1990. № 1.
40. Порощук С. Правовая защита сотрудников органов внутренних дел //Законность. 1993. № 12.
41. Тарбагаев А.Н. Дисциплинарный проступок в механизме уголовно-правового регулирования//Правоведение. 1993. №2.
42. Тяжкова И.М. Ответственность за недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям //Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1992.№6.
ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ
43. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: курс лекций / М.Б. Наумов; Нижегородская академия МВД России. Электрон. текстовые дан. Н. Новгород: НА МВД России, 2014. 96 с.
44. Государственная служба в органах внутренних дел [Электронный ресурс]: учебное пособие / [сост. О. Ю. Тхаровская] ; Краснодарский университет МВД России. Электрон. текстовые дан. Краснодар: КрУ МВД России, 2014. 183 с.
45. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / М.В. Султанова; Ставроп. филиал КрУ МВД России. Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2011. 167 с. в)
46. https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics [статистика МВД РФ Электронный ресурс]
[1] Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. Ст. 2063.
[2] Минасян, С. П. Институт государственной гражданской службы в административном законодательстве (проблемы формирования) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 81.
[3] См.: Веремеенко, В. В. Все о дисциплинарной ответственности // АИПС "Консультант Плюс".
[4] АИПС "Консультант Плюс".
[5] АИПС "Консультант Плюс".
[6] Основы работы по укреплению дисциплины и законности / под ред. В. Л. Кубышко. - М, 2008. - С. 9-10.
[7] Приказ МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. -№ 17. 2 См.: Полетаев, Ю. Н. Правопорядок и ответственность в трудовом праве. - М.: "Проспект",-2001. -С . 91
[8] См.: Полетаев, Ю. Н. Правопорядок и ответственность в трудовом праве. - М.: "Проспект", - 2001. - С. 91.
[9] Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009, - № 14
[10] Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - № 6.
[11] Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - № 6.