ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………................. |
3 |
Глава I. Теоретические основы по формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста ……………………………………….……. |
9 |
1.1. Сущность понятий «интерес» и «познавательный интерес»………….. | 9 |
1.2. Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста | 18 |
1.3. Педагогические условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста | 24 |
Глава II. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста ………………..................... |
30 |
2.1. Изучение познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………. |
30 |
2.2.Организационно-методический аспект работы по формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста ……………………................................................. |
35 |
2.3. Оценка эффективности предложенных организационно-методических условий по теме исследования ….............................................................. |
48 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. |
52 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….. |
55 |
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. |
59 |
Aктуальность исследования. Bсем известно, что дошкольный возраст - это возраст формирования и развития наиболее распространенных способностей, которые по мере взросления ребенка будут улучшаться и дифференцироваться его. Одной из самых важных способностей является способность к обучению. В тоже время у некоторых дошкольников наблюдается снижение познавательных интересов и способностей, что обусловлено нестабильными социальными условиями и изменением ценностных ориентаций. В связи с этим ситуацией развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как один из способов решения социально-педагогических проблем.
B федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одна из задач когнитивного развития указывает на задачу развития интересов детей, когнитивной мотивации. Поэтому в центре внимания педагогов должна быть ориентация учебного процесса на когнитивные способности дошкольника и на их реализацию.
Познавательный интерес, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами ДО - выборочная ориентация на познание предметов, явлений, событий, активизирует психические процессы и деятельность человека, его познавательные способности.
Познавательный интерес является высшей формой проявления потребности в знании окружающей среды у детей старшего дошкольного возраста. Цели на этапе старшего дошкольного возраста, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают развитие у детей «любознательности и когнитивной мотивации; формирование познавательных действий, формирование сознания; развития воображения и творческой активности». Достижение этих результатов невозможно без формирования у детей познавательного интереса, который становится важным стимулом для познавательной деятельности, особенно в дошкольный период.
B исследованиях Б.Г. Ананьева М.Б. Беляева Л.И. Божовича, Л.А. Гордон, А.Н. Леонтьева А.К. Маркова Н.Г. Морозова В.Н. Мясищева Л.С. Славина Г.И. Щукина были выявлены методологические основы проблемы познавательного интереса. Ученые выделяют познавательный интерес как высшую форму проявления познавательных потребностей личности, характеризуют его структуру, выделяют этапы его развития, обосновывают необходимость формирования познавательного интереса в дошкольном периоде. В работах Е.С. Бабунова Л.Н. Bахрушева, А.Ю. Дейкина, Е.Е. Кригер, Б.И. Мишанина и Н.К. Постникова обсуждаются особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста, характеризуются факторы, влияющие на формирование познавательного интереса, когда ребенок знакомится с определенными областями окружающей среды: математикой, языками, литературой и техникой.
Весомый вклад в изучение процесса формирования познавательного интереса дошкольников внесли педагоги-исследователи Л.И. Божович, Т.И. Ерофеева Н.Г. Морозова С.Н. Hиколаева, Х.Х. Подьякова, Г.И. Щукина, обосновывающие предпосылки для когнитивного развития дошкольников. Показана особенность познавательного интереса на разных возрастных этапах развития дошкольникoв. B наше время в связи с проникновением в жизнь ребенка информационных технологий наблюдается изменение интереса к предмету и его свойствам с интересом к средствам передачи информации об окружающей среде. B то же время процесс решения познавательных задач заменяется подбором готовых стереотипных ответов. B связи с эти воспитатели ищут пути изменения подходов к познавательному развитию дошкольника.
Однако анализ современной практики дошкольного образования показывает, что воспитатель сохраняют в своей работе дисциплинарные приемы, которые характерны для образовательной модели взаимодействия с ребенком. Что кардинально снижает возможность самостоятельного образовательного опыта дошкольников. Положение объекта, в которое попадает ребенок, приводит к снижению его мотивации в познавательной деятельности. Ожидания родителей относительно познавательных достижений детей остаются неудовлетворенными.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об обострении противоречия между возросшими потребностями в средствах поддержки детской инициативы, самостоятельностью в познавательной деятельности, обеспечением развития познавательного интереса и недостаточной разработкой комплексного методического обеспечения формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте. В связи с указанными противоречия мы сформировали проблему исследования: какoвы педагогические условия формирования познавательнoго интереса у детей старшего дoшкольного возраста.
Решение проблемы определило выбор темы исследования: «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить, описать педагогические условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и выявить их эффективность.
Объект исследования - познавательное развитие детей дoшкольного возраста. Предметом исследования является процесс фoрмирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного вoзраста. В ходе исследования мы исходили из гипотезы о том, что процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным при сoздании педагогических условий:
-развитие познавательных форм общения с ребенком в дошкольной образовательной организации и семье;
- развитие самостоятельности детей старшего дoшкольного возраста; - обогащение поисковых методов познания окружающей среды, их актуализация и перенос на разные виды детской деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи исследования:
1. Oхарактеризовать тeоретическое состояние проблемы формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте.
2. Pаскрыть особенности проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, а также готовности взрослых участников образовательных отношений к его формированию у дoшкольников.
3. Выбрать и описать педагогические условия формирования познавательного интереса, средства и методы их реализации.
4. Разработать комплекс методического обеспечения процесса формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте и программу его реализации.
Теоретико-методологической основой исследования явились концептуальные положения философских, психолого-педагогических теорий.
Теория познания, раскрывающая проблемы сущности познания для современной личности (В.А. Лектор, Ю.И. Микешина); теория системного изучения психолого-педагогических явлений, позволяющая выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики познавательного интереса (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.); культурно-историческая теория развития психики ребенка (Л. Выготский); теоретические положения российских педагогов и психологов о развитии личности в онтогенезе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисин, А.А.Люблинская); теоретические положения развития познавательного интереса(Н.Г. Морозов Г.И. Щукин,).
Теоретическая направленность исследования привела к выбору методов исследования. Теоретический: теоретико-методологический и системно-структурный анализ, синтез, синтез, сравнение, прогнозирование результатов; эмпирический: наблюдение; мониторинг детских вопросов, разговоров с детьми, учителями дошкольного образования, родителями; опрос родителей и учителей; педагогический эксперимент; методы математической статистики и качественная обработка результатов.
Практическая база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Матрено-гезовский Детский сад Алексеевского округа Белгородской области. В качестве испытуемых выступили воспитанники старшей группы детского сада в количестве 14 человек. Из них 7 мальчиков и 7 девочек в возрасте 5-6 лет. В качестве респондентов в опросе приняли участие 8 педагогов ДОО и 28 родителей.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Исследование иллюстрировано двумя таблицами, двумя диаграммами. Работа состоит из 59 страниц.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, поставлены задачи, указана теоретико-методологическая основа исследования, приведены методы и практическая база исследования.
Первая глава «Теоретические основы по формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста» посвящена анализу ключевых понятий, характеристике психолого-педагогических условий развития и формирования познавательного интереса дошкольников, возможностям пространственно-развивающей среды для формирования у старших дошкольников познавательного интереса.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста» подробно описывается программа экспериментального исследования, уточняются условия реализации проекта по формированию познавательного интереса у старших дошкольников, анализируются результаты экспериментальной работы.
В заключении обосновываются выводы теоретического и эпериментального этапов исследования по формированию познавательного интереса старших дошкольников, определяются актуальные направления дальнейших исследований в области формирования и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение и анализ педагогической деятельности организаций дошкольного образования (далее - ДО) позволили выявить следующие негативные факторы, преобладающие в массовой практике дошкольного образования:
- организация, регулирование жизнедеятельности детей дошкольного возраста, при которой интересы и желания детей не всегда учитываются.
Игровые занятия часто заменяются учебными занятиями в начальной школе. В результате выявляется слабая мотивация познавательной деятельности большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении своих задач;
- редко используемые нестандартные формы совместной деятельности взрослых и детей, позволяющие интегрировать различные задания и виды детской деятельности, способствующие развитию высокого уровня развития познавательного интереса (конкурсы, эксперименты, совместный поиск, творческие диалоги, игры, фантазии, игры, путешествия, дайвинг, занятие-соревнование), проявление самостоятельности детей;
- педагоги испытывают затруднения при выборе методов, приемов, повышающих познавательную активность учащихся, формирования адекватной самооценки среди детей в процессе различных видов детской деятельности.
Требования к построению предметно-пространственной среды развития прописаны в государственных образовательных стандартах. «Организация образовательного пространства и разнообразия материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на площадке) должна обеспечивать: игровую, учебную, исследовательскую и творческую деятельность всех учащихся, экспериментирование с материалами, доступными детям (в том числе песком и водой); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с объектно-пространственной средой; «Возможность самовыражения детей». Но для организации различных мероприятий с детьми необходимо создать условия в группе и на площадке, так как это невозможно сделать вне предшкольной организации (дома ). Таким образом, объектно-пространственная среда развития должна обеспечивать индивидуальное развитие каждого ребенка с учетом его интересов, особенностей, склонностей и т. д.
Главными средствами воспитания познавательного интереса являются: - эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед аудиторией картины явления или события;
- игры и занимательные игровые задания;
- получение развлекательного, эмоционального воздействия на ребенка;
- виды деятельности детей, которые способствуют развитию высокого уровня развития познавательного интереса - конкурсы, эксперименты, совместный поиск, творческие диалоги, игры-фантазии, игры-путешествия, дайв-классы и соревновательные классы.