Улан-Удэ
2021
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы семейного
неблагополучия………………………………………………………………...12
1.1.Неблагополучная семья как объект социальной работы.…..……….…12
1.2. Проблемы неблагополучных семей…………………..…………………..19
Глава 2. Практические аспекты социальной работы с неблагополучными семьями………………………………………………………………….………25
2.1. Опыт практической деятельности Г. Улан- Удэ с неблагополучными семьями……………………...…….…..…………………………….…………..29
2.2. Анализ деятельности специалистов по социальной работе Г. Улан- Удэ по организации социальной работы с неблагополучными семьями………..………………..………………………………………….……34
Заключение……………………………………………………….………..…….44
Список использованной литературы………………………………………46
Актуальность темы. Как социальный институт - семья является основной ячейкой общества и выполняет важные социальные функции. Она играет первостепенную роль в жизни человека, защищает, формирует и обеспечивает успешную социализацию в обществе.
Семья вбирает и сочетает в себе индивидуальные и коллективные компоненты. Она является одной из актуальных ценностей любого современного общества, поскольку положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются своего рода социальным индикатором, показывающим общее положение дел в стране, раскрывающим перспективы развития данного общества.
Семья – система общественной жизни, на которой могут сказываться изменения в социально-экономической, политической сферах.[1] Современная российская семья переживает разнообразные потрясения, среди которых - низкая материальная обеспеченность, безработица, межэтнические и политические конфликты. Кардинальные изменения могут стать проблемой для семьи, не только в социальном, но и в финансовом плане.
Для ребенка и его полноценного развития необходимо воспитание в семье в атмосфере добра, любви и заботы. Но в связи с изменениями в социальном институте «семья», все больше становится актуальным термин неблагополучная семья. Наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.
И именно проблема семьи и благополучия стоит на повестке дня. Неблагополучная семья характеризуется тем, что родители или законные представители в этих семьях не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей, отрицательно влияют на детей, что чревато усваиванием негативных моделей семейных отношений, деструктивных жизненных установок, либо родители совершают в отношении детей противоправные действия. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблема неблагополучных семей является одной из самых острых проблем современности. Потому что каждый человек рождается, растет, развивается в социуме, а социум состоит из ячеек и семья как раз является основной из них. От ее благополучия или неблагополучия напрямую зависит будущее каждого человека.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предоставляет данные исследования об отношении россиян к проблеме неблагополучных семей. 45% россиян говорят, что знакомы с такими семьями, но в основном это единичные случаи, а у 16% подобных примеров в окружении большинство. Главным критерием неблагополучной семьи, по мнению тех, у кого в окружении есть такие знакомые, является - низкий уровень жизни и нехватка денежных средств на самое необходимое (47%). В качестве причин неблагополучия респонденты также называют высокий уровень безработицы (17%), алкоголизм и наркотическую зависимость – 12%[2].
Для сокращения количества неблагополучных семей в стране россияне предлагают, прежде всего, бороться с безработицей (24%), повышать уровень зарплат, пенсий и уровень жизни людей (11%). Также предлагается оказать материальную помощь (8%), усилить контроль органов опеки (7%), бороться с алкоголизмом и наркоманией, заниматься воспитанием молодежи (по 4%)[3].
Согласно данным статистики, на 1 мая 2019 года в Республике Бурятия на учете в банке данных состоит 706 семей, в них 1646 детей. Согласно официальному сайте Министерства социальной защиты населения РБ от 24 июля 2020 г. - «…В ходе патронажа специалистами территориальных отделов и учреждений Минсоцзащиты Бурятии родителям оказано содействие в оформлении социальных выплат, выделены медицинские маски, вручены продуктовые наборы. Также проведена работа по разъяснению родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, созданию условий для проживания детей, последствия отнесения семьи к категории находящихся в социально опасном положении. В некоторых районах республики сформированы единые реестры неблагополучных семей. Всего, посещено 719 семей, в том числе 338 семей, находящихся в социально опасном положении. По итогам рейдов еще 25 семей признаны находящимися в социально опасном положении, 79 родителей привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение ими родительских обязанностей...».[4]
Разработанность темы. Степень изученности проблемы семейного неблагополучия состоит из множества мнений авторов. Исследованием проблем неблагополучных семей занимались Л.С. Алексеева[5], Е.А. Личко[6], С.А. Беличева,[7]В.М. Целуйко8, Ю.В. Васильева 9, А.В. Мудрик 10, Ю.А. Новикова 11, М.А. Галагузова 12 и другие. Исследователи давали определения неблагополучным семьям, изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных, рассматривали методы решения проблем в таких семьях
Проведенные ими исследования отражают их мнение на данную проблему и выделяют такие классификации для выявления проблемы неблагополучных семей.
По мнению М.А. Галагузовой неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»13. По типологии Л.С. Алексеевой, которая основана на факторах, которые определяют «социопатическое развитие семьи» и включает четыре типа: 1) конфликтная семья, взаимоотношения родителей в которой, в связи с психологическими причинами, развиваются в сторону конфликтного общения; 2) аморальная семья, где весь образ жизни отходит от общепринятых моральных норм общежития и взаимодействия; 3) педагогически несостоятельная семья, в которой при внешнем благополучии неправильно формируются взаимоотношения с детьми; 4) асоциальная семья, где ярко выражена антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям соответствующих правил, ценностей, требований, отличающихся от нравственно-правовых норм общества.
В свою очередь, Е.A. Личко выделяет четыре типа неблагополучных семей: 1) гиперопека различных степеней – от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании; 2)безнадзорность; 3) ситуация, которая создает «кумира» семьи с постоянным вниманием к
11 Новикова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый — 2014. — №2. — С. 104 — 112
12 Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: 2000. — 256 с
любому побуждению ребенка; 4) ситуация, которая создает «золушек» в семье, что ведет к увеличению количества жестоких и черствых подростков.
С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. По его мнению - понятие семьи, которое целесообразно нужно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов.
Также согласно точке зрения доктора педагогических наук, профессора М.А. Галагузовой, неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Минненур Ахметхановна считает, адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно13[8]. По мнению В.М. Целуйко семьи с явной формой неблагополучия -это асоциальные проблемные семьи с аморально-криминальным поведением, внешнереспектабельные семьи. Образ жизни таких семей не беспокоит общество.
Шульга Т.И. в своей работе обозначает, неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. В данном учебном пособии впервые представлены результаты теоретического анализа, экспериментального опыта работы с неблагополучными семьями, имеющими детей и практического применения такого опыта[9].
Согласно совместному мнению ряда исследователей таких, как Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева[10] , раскрываются особенности работы с детьми группы риска, в том числе с детьми-сиротами, детьми, лишенными родительского попечения, детьми-бродягами и др.; приведены нормативно-правовые основы социально-педагогической поддержки этих детей. Представлены методики, технологии работы с детьми в социально-педагогических образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа.
Также региональные авторы, изучающие данную проблему, к примеру, Ефимов С.Г. – кандидат социологических наук, список его работ включает различные стороны изучения проблематики, также современного состояния вопроса[11]. « Изучение благополучия/неблагополучия современной семьи, внедрение инновационных технологий работы по раннему выявлению неблагополучия в семье, определение комплексных мер терапии являются своеобразным ответом на запросы социальной практики, формирующиеся сложностью проблем, с которыми сталкивается современная семья».[12] Антонова Н.С. изучает особенности социальной работы с неблагополучными семьями в особо опасном положении в Республике Бурятия и г. Улан-Удэ.[13] Ее работы « Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях», « Женский алкоголизм как основной фактор социального сиротства» и др.
Объектом исследования являются неблагополучные семьи.
Предмет исследования –социальная работа с неблагополучными семьями(на примере города Улан-Удэ).
Цель исследования –изучить социальную работу по неблагополучным семьям (на примере г. Улан-Удэ)
Исходя, из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть неблагополучную семью как объект социальной работы.
2. Изучить проблемы неблагополучных семей.
3. Изучить опыт практической деятельности г. Улан- Удэ с неблагополучными семьями
4. Проанализировать деятельность специалистов по социальной работе г. Улан- Удэ по организации социальной работы с неблагополучными семьями.
Гипотеза исследования. Неблагополучные семье негативно влияют на воспитание подрастающего поколения, что приводит к нарушению жизненных ценностей будущего общества.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ научно-методической литературы, нормативно-правовой документации;
2) эмпирические – анкетирование, наблюдение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
[1][Электронный ресурс] https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/403329/20190520-h1235-footprint-report-ru1.pdf
[2][Электронный ресурс] Официальный сайт Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9200 Дата доступа: 21.10.2020.
[3][Электронный ресурс] Официальный сайт Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9200 Дата доступа: 21.10.2020.
[4][Электронный ресурс] ВЦИОМ новости https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/neblagopoluchnye-semi-kto-vinovat-i-chto-delat
[5]Алексеева Л. С., Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи//Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников, - М., 1979. - С 140-152.
[6]Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
[7]Беличева С. А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.
8 Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос- Пресс, 2003.- 351 с.
9 Васильева Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2002.- 208 с.
10Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 200 с,361с.
[9] Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
[10]Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М., 2008. - 256 с.
[11] [Электронный ресурс] Ефимов С.Г. Современные аспекты благополучия и неблагополучия современной семьи в республике Бурятия https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16344940
[12][Электронный ресурс] Вестник Бурятского государственного университетаhttps://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-blagopoluchiya-i-neblagopoluchiya-sovremennoy-semi-v-respublike-buryatiya/viewer
[13][Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38509807 Дата доступа: 7.01.2021.
В работе рассматриваются теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями теоретические аспекты молодежной проблематики – темы актуальной для социальных исследований. В современный период времени, становится очевидным, что семья попадает ситуацию риска и полной неопределенности вследствие масштабных изменений социальной структуры, социальных институтов и подсистем. Затрагивая, теоретические аспекты исследуемой проблематики, автор отмечает, что проблема неблагополучной семьи как следствие дисфункциональности института семейных структур в современном российском обществе, весьма серьезна, так как под угрозу автоматические подпадает ряд еѐ ключевых социальных функций, среди которых – рождение и воспитание детей, посредничество между социально-демографическими интересами личности и общества, передача норм, ценностей, морально- нравственных принципов духовной культуры.
Осуществляя литературный обзор исследуемой проблематики, автор подчеркивает, что в научной литературе отсутствует единое определения понятия «семейное неблагополучие». В различных источниках встречаются такие характеристики, как негармоничная, деструктивная, дисфункциональная, асоциальная.
В связи с появлением, обширных социальных проблем таких как, тяжелое материальное положение, ухудшение здоровья населения из-за недоедания, плохой экологии, от изменения качества продуктов питания, употребления алкоголя и наркотиков, жестокое обращение с детьми и между членами семьи, антиобщественный образ жизни, правонарушения, драки ссоры. Возникают семейное неблагополучие и у старшего поколения, и у младшего поколения (детей).
Таким образом, семейное неблагополучие выступает как фактор возникновения трудной жизненной ситуации. Жизнь ребенка в такой семье сопряжена с множеством стрессовых ситуаций. Результатом этого является негативное влияние семейного неблагополучия как на развитие различных сфер личности ребенка.
Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой отсутствует структура, размыты внутренние границы, не принимаются во внимание или обесцениваются главные семейные функции, присутствуют явные или скрытые недостатки в воспитании, и как следствие – ухудшается психологический климат в семье, и дети становятся «трудными».
Неблагополучные семьи выступают достаточно актуальной темой для обсуждения в настоящее время. Проблема оказания социальной помощи таким семьям заключается в разнообразии их ситуаций и, как следствие в большом количестве методов их решения. Такими вопросами и их решением занимается непосредственно специалист по социальной работе.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что изучение благополучия/неблагополучия семьи, внедрение инновационных технологий работы по раннему выявлению неблагополучия в семье, определение комплексных мер «сетевой терапии» являются своеобразным ответом на запросы социальной практики, формирующиеся сложностью проблем, с которыми сталкивается современная семья. Поэтому приоритетной задачей социального обслуживания семьи является развитие и формирование у субъекта социальной защиты ключевых понятий, таких как жизненные силы, жизненное пространство семьи, которые позволили бы ей не только комфортно существовать, но и осуществлять благополучную социальную адаптацию, которая является основой ее настоящего и будущего благополучия.
Подводя итог, можно дать ряд рекомендаций по улучшению коррекционной работы с неблагополучными семьями: необходимо четкое регулирование положения неблагополучных семей в законодательных актах, неукоснительное соблюдение этих положений и усовершенствование санкций за неисполнение данных требований.