ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ.. 5
1.1 Понятие, история и механизмы формирования локуса контроля. 5
1.2 Организация и методика исследования локуса контроля. 11
2 ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ.. 17
2.1 Эмпирическая характеристика локуса контроля школьников. 17
2.2 Анализ факторов, влияющих на локус контроля школьников. 20
2.2 Анализ социально-психологической деятельности по развитию локус-контроля школьников. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ. 39
Актуальность исследования. Личность-это своеобразная совокупность психических качеств, черт характера, свойств темперамента, развитых предпочтений, специфического мышления, которая определяет индивидуальность человека и отличает его от ряда себе подобных.
Для социальной психологии человек выступает как продукт общественных отношений, выразитель и конкретный носитель этих отношений, субъект общественной жизни и элемент общности. Личность-это свойство индивида или совокупность интегрированных в него социально значимых черт, которые сформировались в ходе прямого и косвенного взаимодействия этого человека и делают его субъектом труда, познания и общения.
С помощью социальной психологии определяется, как и в каких конкретных группах человек способен усваивать социальные влияния и как он реализует свою социальную сущность. Социальная психология рассматривает аспекты личности, характеризующие социальные связи и отношения человека, в том числе Я-концепцию, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и побуждения.
В качестве предмета исследования для социального психолога выступают локус контроля, самоэффективность, самопрезентация, самоуничижение и самовосхваление. Самоэффективность-это уверенность человека в своей компетентности, способность достигать высоких результатов в определенном виде социальной деятельности. Самоуважение - это чувство самодовольства, гордости за себя. Самооценка-это позитивное отношение к себе (человек принимает себя таким, какой он есть).
Проявление локуса контроля заключается в том, что человек может искать и находить объяснение поведению других людей. Самопрезентация включает представление себя другим людям или процесс выбора человеком форм социального поведения, направленных на то, чтобы произвести впечатление на других. Все вышесказанное определяет актуальность данной темы.
Состояние и степень разработанности проблемы. Проблемы этой темы изучались такими выдающимися авторами как Утлик Э.П., Тропотяга П.А., Столяренко Л.Д., Пчегатлук А.А., Нуркова В.В., Крутых Е.В., Косенкова Т.В., Дмитренко Л.Б., Хабарова Т.Ю., Константинов В.В., Дьяков В.В., Абраменкова В.В., Андреева Г.М., Алтунина И.Р., Немов Р.С., а также другие исследователи, специалисты в области социальной психологии. Они углубились в проблему, высказали свое мнение и тщательно изучили все аспекты данной темы.
Цель работы: изучить социально-психологическую характеристику локус-контроля личности
Объект работы: процесс формирования локус контроля школьников среднего возраста
Предмет работы: процесс влияния тревожности на формирование локус контроля школьников среднего возраста
Задачи работы:
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень тревожности влияет на характеристику локус-контроля личности.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования в социальной психологии Утлик Э.П., Тропотяга П.А., Столяренко Л.Д., Пчегатлук А.А., Нуркова В.В., Крутых Е.В., Косенкова Т.В., Дмитренко Л.Б., Хабарова Т.Ю., Константинов В.В., Дьяков В.В., Абраменкова В.В., Андреева Г.М., Алтунина И.Р., Немов Р.С.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении различных материалов о локус-контроле личности.
Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные результаты могут использоваться в процессе преподавания психологии, а также в процессе работы с учениками.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Цель исследования - выявить социально-психологическую характеристику локусом контроля школьников среднего возраста и разработать программу внеурочной деятельности, направленная на снижение тревожности у обучающихся.
Понятие «тревожность» ввел в аппарат психологической науки З. Фрейд в 1925 г. В психологических исследованиях можно встретить расположенными рядом понятия «тревожность», «тревога», «страх», «беспокойство», которые часто рассматриваются как синонимы. Однако, понятия «тревога», «страх» и «беспокойство» являются составляющими тревожности.
Под тревожностью следует понимать индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в переживании эмоционального дискомфорта человека в различных жизненных ситуациях.
Переживание тревожности у школьников среднего возраста является индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У школьников среднего возраста тревожность имеет ситуационное проявление. Повышенная тревожность у школьника может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также неврозами.
Важную роль в развитии тревожности играет локус контроля. От определенного типа локуса контроля зависит степень независимости, самостоятельности и активности в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие события. Вопросу изучения локуса контроля уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Дж. Роттер, Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд, М.И. Вайберт, С. Розенцвейга, Г.Э. Бреслав. Под локусом контроля следует понимать качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям.
В психологической литературе выделяют следующие типы локуса контроля: экстернальный (внешний); интернальный (внутренний). Дети с экстернальный типом убеждены, что причиной неудач является невезение. Ребенок с интернальным типом убежден, что успех и неудача не случайны, и зависят от личных действий.
Целью экспериментальной работы являлось изучение влияния тревожности на локус контроля у школьников среднего возраста. Исследование проводилось на базе школы №69 «Центр развития образования» г. Рязань 8-х классов. В эксперименте принимало участие 23 ученика.
Исследование показало, что у школьников с низким (экстернальным) типом локуса контроля преобладает высокий (59) и средний (67) уровень тревожности. Высокий (интернальный) уровень локус контроля наблюдается у детей с низким (75) и средним (33) уровнем тревожности и полностью отсутствует при высоком уровне тревожности.
Изучив, психолого-педагогическую литературу и проведя исследование мы разработали программу внеурочной деятельности «Я побеждаю свой страх» для 8 класса, направленную на снижение уровня тревожности у школьников среднего возраста.