Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Социальное взаимодействие в образовательной среде

В наличии
1 000 руб.

Скачать уникальную ВКР Социальное взаимодействие в образовательной среде

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

АП 80

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 1 

Теоретические аспекты проблемы социального взаимодействия у подростков 

1.1 Понятие социального взаимодействия в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..10

1.2 Особенности социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы………………………………………………….22

1.3 Психологические проблемы социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы…………………………………………………37

1.4 Возможности коррекции психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы……………44

Выводы по первой главе……………………………………………………….66

2 Опытно-экспериментальное исследование по коррекции психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы

2.1 Диагностика психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы…………………………………68

2.2 Система работы по формированию опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы………………………………….80

2.3 Анализ эффективности системы работы по формированию опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы……………………………………………………………………………90

Выводы по второй главе………………………………………………………..99

Заключение……………………………………………………………………..102

Список использованных источников…………………………………………107

Приложение…………………………………………………………………….114

Введение

Актуальность исследования. Текущая стадия развития социально-экономических преобразований в России, становление рыночных отношений, возникновение рынка труда и конкуренции, а также понимание фундаментального значения общечеловеческих ценностей предполагают радикальное изменение всей системы обучения. Цель последней заключается не в политизации и идеологизации новых поколений, а в формировании условий для обеспечения развития в каждом подростке свободной, гуманной, самосозидающейся личности, настоящей человеческой духовности. В то же время кардинальные изменения в педагогической реальности устанавливают приоритет образования и воспитания перед остальными направлениями деятельности. В рыночных условиях потребуется личность нового типа, способная без посторонней помощи заниматься решением задач с позиций творческого подхода, обладающая ответственностью и предприимчивостью. Формировать эти свойства личности и подготавливать к осознанному, обоснованному социальному самоопределению сначала начнёт семья. При этом система социального самоопределения будет перестраивать направленность детей на появление у них индивидуальности, на развитие самостоятельности и рефлексии.

Социально взаимодействие – многогранная и сложная деятельность, требующая определенных знаний и умений. Это необходимое условие существования человека и вместе с тем один из главных факторов и важнейший источник его психического развития. Высокий уровень взаимодействия– это залог успешной адаптации человека в любой социальной среде. Это определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков общения с самого раннего детства.

Подростковый период – самый ответственный период, так как здесь складываются основы нравственности, вырабатываются социальные установки, отношения к обществу, людям, себе. Кроме того, именно в данном возрасте устанавливаются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе взаимодействия подростков в образовательной среде школы. Центр жизни ребенка перемещается во внешний мир, переходит в среду взрослых и сверстников. Социальное взаимодействие играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Анализ научно-методической литературы показал, что психологические проблемы социального взаимодействия подростков в образовательной среде школы требует дальнейшего изучения. Отсюда следует, что вопрос является актуальным.

Учитывая актуальность, нами определена тема работы: «Психологическая помощь школьникам в преодолении трудностей социального взаимодействия в образовательной среде».

Основная цель исследования – разработать модель и программу психологической помощи школьникам в преодолении трудностей социального взаимодействия в образовательной среде.

Объектом исследования выступает социальное взаимодействие подростков в образовательной среде школы.

Предметом исследования является психологическая помощь школьникам в преодолении трудностей социального взаимодействия в образовательной среде.

В качестве гипотезы выступает положение о том, что у подростков в образовательной среде школы существуют психологические проблемы социального взаимодействия, решить которые можно посредством разработки системы работы, которая будет эффективна при выполнении следующих условий:

- будут использоваться различные индивидуальные и коллективные методы коррекции психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы, позволяющие подросткам освоить различные способы социального взаимодействия;

- будут использоваться различные индивидуальные и коллективные методы коррекции психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы, позволяющие подросткам апробировать различные позиции в социальном взаимодействии (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-общество).

В соответствие с целью исследования нами определены следующие задачи:

  • Проанализировать понятие социального взаимодействия в психолого-педагогической литературе;
  • Исследовать особенности социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы;
  • Изучить психологические проблемы социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы;
  • Проанализировать возможности коррекции психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы;
  • Провести диагностику психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы;
  • Разработать систему работы по формированию опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы;
  • Провести анализ эффективности системы работы по формированию опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- концепции возрастных особенностей подросткового возраста (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, Е.А. Владимирская, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительскон и др.);

- положения социального взаимодействия у подростков (Г. М. Андреева, А.А. Брудный, И.В. Габелая, В.А. Горянина, Т.Г. Григорьева, Л.З. Ленская и др.);

- исследования в области формирования опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы (Д.В. Григорьев, Л.И. Гриценко, А. Гусев, П.В. Степанов и др.).

Методы исследования:

В работе использован комплекс следующих методов, подобранных адекватно цели, предмету и задачам исследования:

- теоретические методы: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по психологии и другим смежным областям исследуемой проблематики, их обобщение и синтез;

- эмпирические методы: изучение научных источников по теме исследования, нормативных и инструктивно-методических материалов; включенное и не включенное наблюдение, опросы респондентов; тестирование; изучение и обобщение опыта практической деятельности респондентов;

- психодиагностические методики: «Незаконченный тезис» (отношение к учителю); анкета «Школьная идентичность» для учащихся 7-11-х классов; Методика «Акт добровольцев».

- методы обработки экспериментальных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое отображение данных.

Эмпирической базой исследования стала МОУ СОШ № 11 города Павловский Посад.

Научно-практическая новизна состоит в уточнении сущности понятия «Социального взаимодействия» и его особенностей у подростков, в выделении критериев социального взаимодействия у подростков: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-общество; в разработке модели системы работы по формированию опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы.

Практическая значимость: в исследовании доказано, что у подростков в образовательной среде школы существуют психологические проблемы социального взаимодействия, связанные с их межличностными отношениями, решить которые можно посредством разработки системы работы, которая будет эффективна при выполнении следующих условий: будут учитываться особенности психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы; будут использоваться различные индивидуальные и коллективные методы коррекции психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы, позволяющие подросткам освоить различные способы социального взаимодействия; будут использоваться различные индивидуальные и коллективные методы коррекции психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы, позволяющие подросткам апробировать различные позиции в социальном взаимодействии (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-общество). Результаты экспериментального исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов, а также студентами психолого-педагогических училищ и вузов.

Положения, выносимые на защиту:

  • Трудности социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы определяют в дальнейшем эффективность построения ими межличностных отношений в обществе;
  • Трудности социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы определяется наличием следующих проблем: наблюдаются недостаточно благоприятные отношения со взрослыми, в частности, с педагогами, они игнорируют требования взрослых, могут демонстративно их не замечать, проявлять характер; в исследуемой группе подростков в на констатирующем этапе исследования наблюдались следующие психологические проблемы социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы: школьники исследуемой группы по большей части не отличаются положительными взаимоотношениями с педагогами, при этом у них также не обнаружено значимых взаимоотношений со своими сверстниками, они обособлены от коллектива класса и от общества в целом, замкнуты, не уверены в себе, не общительны; на констатирующем этапе исследования в группе подростков наблюдался средний уровень социальной активности подростков в общественной жизни школы: подростки исследуемой группы не очень активно участвовали в мероприятиях школы, не активно собирались в коллективы для проведения мероприятий, старались держаться обособленно.
  • Программа формирования опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы предполагает совершенствование целевых (направленность на преодоление проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы), ресурсных (формы методы, средства преодоления проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы) параметров социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы.
  • Разработанная авторская программа формирования опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы подразумевает достижение следующих результатов формирования социального взаимодействия подростков: сформированность позиции «учитель-ученик», у подростков будет сформировано ответственное отношение к учению; сформируются благоприятные отношения с учителями, подросток станет чувствовать себя более уверенным, сможет обращаться к учителю за помощью в любой трудной ситуации; сформированность позиции «ученик-ученик», у подростков будет сформировано уважительное отношение к труду; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; социальные нормы и правила поведения; у подростка будут оптимизированы отношения с одноклассниками и другими участниками образовательного процесса, подростки начнут чувствовать себя полноправными участниками школьного коллектива, с большим удовольствием и активностью будут участвовать в школьной жизни и школьных мероприятиях; сформированность позиции «ученик-общество», у подростков будет сформирована российская гражданская идентичность, гуманистические, демократические и традиционные ценности общества; чувство ответственности и долга перед Родиной; нравственные чувства и нравственное поведение; ценности безопасного образа жизни; основы экологической культуры. Подростки будут чувствовать себя частью гражданского общества, будут более активно выполнять свой долг перед обществом, т.к. начнут чувствовать свою полезность более выражено.

Результаты исследования отражены в сборнике трудов молодых ученых (экспериментальная платформа-2018) «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОКАЗАНИИ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, М.И. Розеновой ; Московский государственный психолого-педагогический университет. Пермь, 2018 Издательство: ИП Сигитов Т.М. (Пермь)

Структура исследования – исследование включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

Заключение

В процессе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были сделаны следующие выводы:

- выяснено, что социальное взаимодействие – это сложный, многоплановый процесс развития и установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, который включает в себя выработку единой стратегии сотрудничества понимания и восприятия партнера, обмен информацией;

- в результате проведения исследования также сделан вывод, что у подростков необходимо решать комплексные психологические проблемы социального взаимодействия по трем направлениям: взаимодействие со сверстниками, взаимодействие со взрослыми, взаимодействие с обществом в целом.

- у детей подросткового возраста существуют некоторые психологические проблемы социального взаимодействия: возрастные, индивидуально-психологические, деятельностные, статусно-позиционно-ролевые, этнокультурные, проблемы в области межличностных отношений;

- на основании проведенного исследования мы предположили, что социальное взаимодействие подростков включает в себя три позиции: позиция «ученик-учитель», позиция «ученик-ученик» и позиция «ученик-общество» и ее формирование будет более эффективно, если будет направленно на развитие всех 3 составляющих социального взаимодействия подростков:

— позиция «ученик-учитель» будет формироваться главным образом в процессе обучения и в дополнительном образовании в школе;

— позиция субъекта детско-взрослой школьной общности, «ученик-ученик» будет оформляться в общественной среде школы. При этом общественная среда представлена в виде клубов, общешкольных событий, детско-взрослого управления, детского самоуправления и т. д.;

— позиция «ученик-общество» будет формироваться во внешкольном (внешнем относительно школы, но всё же связанном с ней) социализационном пространстве. Подросток будет занимать такую позицию, принимая участие в социальных проектах в школе, в социальных акциях, в общественных объединениях и т. п.

Практическое исследование было проведено в 2017-2018 гг. В исследовании приняли участие 50 подростков 10-11-х классов.

В результате констатирующего этапа исследования получены следующие результаты исследования: на констатирующем этапе исследования у половины группы изучаемых подростков отмечается наличие психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы: у них наблюдаются недостаточно благоприятные отношения со взрослыми, в частности, с педагогами, они игнорируют требования взрослых, могут демонстративно их не замечать, проявлять характер; в исследуемой группе подростков в на констатирующем этапе исследования наблюдались следующие психологические проблемы социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы: школьники исследуемой группы по большей части не отличаются положительными взаимоотношениями с педагогами, при этом у них также не обнаружено значимых взаимоотношений со своими сверстниками, они обособлены от коллектива класса и от общества в целом, замкнуты, не уверены в себе, не общительны; на констатирующем этапе исследования в группе подростков наблюдался средний уровень социальной активности подростков в общественной жизни школы: подростки исследуемой группы не очень активно участвовали в мероприятиях школы, не активно собирались в коллективы для проведения мероприятий, старались держаться обособленно.

Для проведения экспериментального исследования коррекции психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы нами была разработана программа коррекции психологических проблем социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы.

Программа была апробирована на подростках экспериментальной группы течение 7 месяцев обучения в школе. В рамках формирующей программы в течение месяца проводилось 6 мероприятий, по 2 мероприятия на каждую направленность.

При реализации программы формирования опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы подразумевается достижение следующих результатов формирования социального взаимодействия подростков:

- сформированность позиции «учитель-ученик», у подростков будет сформировано ответственное отношение к учению; сформируются благоприятные отношения с учителями, подросток станет чувствовать себя более уверенным, сможет обращаться к учителю за помощью в любой трудной ситуации;

- сформированность позиции «ученик-ученик», у подростков будет сформировано уважительное отношение к труду; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; социальные нормы и правила поведения; у подростка будут оптимизированы отношения с одноклассниками и другими участниками образовательного процесса, подростки начнут чувствовать себя полноправными участниками школьного коллектива, с большим удовольствием и активностью будут участвовать в школьной жизни и школьных мероприятиях.

- сформированность позиции «ученик-общество», у подростков будет сформирована российская гражданская идентичность, гуманистические, демократические и традиционные ценности общества; чувство ответственности и долга перед Родиной; нравственные чувства и нравственное поведение; ценности безопасного образа жизни; основы экологической культуры. Подростки будут чувствовать себя частью гражданского общества, будут более активно выполнять свой долг перед обществом, т.к. начнут чувствовать свою полезность более выражено.

После реализации деятельности по формированию опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы нами был проведен анализ эффективности деятельности по формированию опыта социального взаимодействия у подростков в образовательной среде школы.

В результате проведения контрольного этапа исследования получены следующие результаты: в результате сравнения результатов по анкете «Учитель-ученик» на контрольном этапе исследования по критерию взаимоотношений с учителей между этапами в группе стали наблюдаться значимые различия: благоприятный характер взаимоотношений «учитель-ученик» в группе на контрольном этапе исследования показало на 24% больше подростков, чем на констатирующем этапе исследования, средний уровень показало на 22% меньше подростков, чем на констатирующем этапе исследования; в результате проведения анкеты «Школьная идентичность» для учащихся 10-11-х на контрольном этапе исследования получено наличие значимых различий: 28 подростков стали воспринимать учителей как положительно значимых людей в своей жизни против 12 на констатирующем этапе исследования; 22 подростка стали ощущать себя положительно причастными к школьной общности против 12 на констатирующем этапе исследования; 24 подростка стали ощущать себя гражданами общества против 13 на констатирующем этапе исследования; в результате сравнения результатов по методике «Акт добровольцев» на контрольном этапе исследования по критерию особенностей взаимоотношений с обществом между этапами обнаружено наличие различий: высокий уровень активности учащих в жизнедеятельности учебного заведения показало на 6% больше испытуемых, чем на констатирующем этапе исследования, низкий уровень активности учащих в жизнедеятельности учебного заведения показало на 8% меньше испытуемых, чем на констатирующем этапе исследования.

Следовательно, эффективность проведенной нами программы подтверждена, цель достигнута, задачи решены.

Уникальность
80
Loading...

Последние статьи из блога

Административное право

Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

Факторы эколого-экономической безопасности региона

Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

Французский язык в истории итальянской гастрономии

Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Внеклассная работа

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды