ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы представленного исследования обусловлена тем, что здоровый образ жизни следующего поколения является весьма острой проблемой. Сегодня физическая культура выступает в качестве важного компонента культуры, сферы социальной деятельности, представляя собой совокупность духовных и материальных ценностей, которые формирует и использует общество для физического развития, укрепления здоровья и повышения физической активности. Это говорит о необходимости сделать занятия физической культурой и спортом доступными и интересными для всего населения нашей страны.
Другими словами, физическая культура и спорт выполняют функцию важнейшего вида деятельности людей, ориентированного на физическое улучшение состояние, как всего общества, так и конкретного гражданина. Эта деятельность влияет с оздоровительной, воспитательной, политической и социально-экономической точки зрения на общественное развитие всего человечества. При этом спорт играет роль главного элемента физической культуры и исторически сформировавшей формой соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к состязаниям.
Проблема развития данного сегмента множество раз выносилась для дискуссии на заседании Правительства Российской Федерации. В качестве нормативно-правовой базы управления в сфере физической культуры и массового спорта выступает Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"[1].
Отметим, что с момента принятия закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" начинают свою работу органы местного самоуправления. Данный закон говорит о том, что в компетенции муниципальных образований пребывают проблемы местного значения и некоторые государственные полномочия[2].
Область физической культуры и спорта специалисты делят на профессиональный спорт (спорт высших достижений) и массовую физическую культуру и спорт (так называемый любительский спорт). В первом случае управленческой деятельностью занимаются федеральные и региональные органы государственной власти, во втором – органы местного самоуправления[3].
Сегодня и во все времена именно физическая культура и спорт являлись гарантом здоровья нации и укрепления национальной безопасности всего государства. Качественное, масштабное и оперативное обеспечение спорта является непосредственной обязанностью каждого уровня власти. Поэтому появляется потребность в повышении эффективности управления областью физической культуры и спорта, что подразумевает максимально разумное использование существующих на данный момент возможностей.
Степень разработанности темы. Здоровье нации и в данном явлении физического воспитания и спорта уже много лет и достаточно тщательно исследуется самыми разными учеными и практиками.
Сегодня здоровье и спорт все чаще интересуют и служащих государственного и муниципального управления. Физическую культуру и спорт с точки зрения объекта управления исследователи такие специалисты, как В. В. Иванов, М. Е. Кутепов, В.Д. Самойлов, А.С. Соколов, В.Б. Зотов, Н.А. Волгин, С.В. Тихомиров. В протоколах собраний, конференций, международных встреч, активно публиковались доклады руководящих работников Минспорта России и спортивных организаций. В этих выступления тщательно и всесторонне исследовался вопрос физического воспитания и спорта как раз с позиции управления и обнаружения самых оптимальных управленческих решений.
В свою очередь, Аристова исследовала государственную политику в области физической культуры и спорта с позиции поддержки здоровья молодежи и хорошего самочувствия и активной деятельности нации в целом как общий процесс, который контролирует власть, так как она, в первую очередь, заинтересована и ответственна за здоровье граждан. Спортивную политику России на федеральном уровне исследовали В.Г. Игнатов, Ю.В. Гимазова, В.А. Ершов. При этом А.Л. Миронов, С.Ю. Кабашов, В.А. Холопов, Н.В. Макарейко определили существующие механизмы развития физической культуры и спорта на региональном уровне. А А.Н. Чесноков, А.М. Банников, Р.К. Кудашов, в то же время, изучали самые разные позиции управления на местном уровне. Л.П. Матвеев интенсивно включал в практику главные положения выполняемых им исследований, занимался изучением самых сложных и противоречивых проблем физической культуры и спорта. А.П. Исаев, Т.В. Потапова разработали свои собственные концепции развития физической культуры и спорта.
Цель данной работы заключается в изучении развития управления в сфере физической культуры и спорта, анализ проблем и перспективы управления развитием физической культурой и спортом в Забайкальском крае.
Задачи:
Объектом работы является управление физической культуры и спорта в Забайкальском крае.
Предметом работы является совершенствование развития управления физической культурой и спортом в Забайкальском крае.
Практическая значимость: использование данного материала для управления физической культурой и спортом в Забайкальском крае;
Теоретическая значимость: с помощью научно-методического материала расширено представление об особенностях управления физической культурой и спортом в Забайкальском крае.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Первый раздел состоит из теоретико-правовых основ исследования управления физической культурой и спортом: законодательные основы управления физической культуры и спорта, формы и методы управления в сфере физической культуры и спорта и управление физической культурой и спортом.
Второй раздел включает теоретические исследования совершенствования управления физической культурой и спортом: современное состояние физической культуры и спорта в Забайкальском крае, анализ проблем и перспективы управления развитием физической культуры и спорта в Забайкальском крае, рекомендации по совершенствованию управлением физической культуры и спорта в Забайкальском крае.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Под термином «государственная политика в области физической культуры и спорта» подразумевается целый комплекс мер, которые проводятся органами власти, ориентированные на формирование правовых, экономических и организационно-управленческих условий, гарантирующих удовлетворение нужды разных категорий и групп граждан в физкультурно-спортивной активности. Вместе с тем, во внимание берутся существующие традиции, обычаи и экономическое состояние.
Качественно согласованная работа физкультурно-спортивных организаций, органов и учреждений образования, здравоохранения и средств массовой информации является главным направлением муниципальной политики в области физической культуры и спорта[4].
Необходимо отметить, что политика подразумевает организационную работу по подготовке и проведению масштабных соревнований и связанных с ними мероприятий. В том числе дополнительные мероприятия в образовательных организациях: спортивные соревнования и праздники, выполнение подходящих требований по физическому воспитанию по месту жительства и в парках отдыха, увеличение количества спортивных школ и секций.
Добавим, что программы по развитию физической культуры и спорта для детей, молодежи и людей с ограниченными возможностями выполняются в качестве приоритетных. Важно значительно увеличить количество доступных соревнований по массовым видам спорта для всех возрастов. Организация масштабных состязаний не должна быть самоцелью, их главная задача привлечь детей и молодежь в спортивную соревновательную деятельность.
Информация и пропаганда. Физическая культура и спорт должны иметь общее информационное поле. Существование федеральных, региональных и местных информационных систем, пропагандистских информационных технологий по основным направлениям деятельности региона, формирование грантов на социальные программы, предоставляемых на конкурсной основе для средств массовой информации, является чрезвычайно важным[5].
Основной целью пропаганды является создание приоритетов для здорового образа жизни в обществе, повышение интереса к физическому воспитанию и спорту, упорство в массовом сознании понимания жизненной необходимости этих занятий.
При рассматривании существующих управленческих мер, можно отметить, что в управлении развитием физической культуры и спорта должен базироваться приоритет территориального принципа. Важно осуществить процесса перенаправления работы соответствующих региональных и местных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений на массовое развитие физической культуры и спорта.
В то же время, требуется поддержка государства в процессе популяризации олимпийского движения, которое бы гарантировало присутствие отечественного спорта на таких масштабных мероприятиях, как олимпийские игры, помощь со стороны властей в участии главных отечественных спортсменов и команд в становлении и развитии профессионального спорта[6].
На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение администрации, которое сообща с другими регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:
– спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организаций независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
– детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивно-технических школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва;
– образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм, муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Важно отметить, что термин «муниципальная спортивная политика» толкуется специалистами как работа, ориентированная на реализацию активного отдыха граждан с помощью занятий физической культурой и спортом на локальном уровне. Исследователи из европейских стран, в частности – Испании, указывают, что «данные термин подразумевает процесс непрерывного взаимодействия, в процессе которого представители локальной власти осуществляют необходимую работу, ориентированную на претворение в жизнь тех решений политической власти, которые становятся причиной получения конкретных результатов и, в результате чего, и конкретного социального эффекта». С данной точки зрения у местных властей не существует более успешных рычагов воздействия на социум и конкретного человека, так как данные люди и участвуют в реализации данной политики.
Следовательно, наблюдение за развитием физической культуры и спорта в местных образованиях производится по разным направлениям:
- спонсирование соревнований в области физической культуры и спорта;
- снабжение физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, пребывающих в имуществе муниципалитета;
- создание соответствующей среды для роста физической культуры и спорта в отдаленных районах;
- поощрение спонсорства и благотворительную деятельность в данной сфере;
- поддержка физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, строительство и укрепление их материально-технической базы;
- льготы спортсменам, сотрудникам, вкладывающим средства в развитие физической культуры и спорта.
Органы управления в области физической культуры и спорта взаимодействуют с организациями по каждому вопросу развития этой области. Остановимся на этих вопросах подробнее:
1. сообща организуют спортивные состязания различных направленностей;
2. реализуют пропаганду физической культуры и спорта;
3. производят профессиональную подготовку сотрудников физкультурно-спортивных организаций, организуют прохождение повышения их квалификации, гарантируют успешное применение существующих спортивных сооружений и возведение новых объектов;
4. оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, помогают решению ими уставных задач и оказывают им информационную поддержку[7].
Отметим, что такая работа проводится на условиях договоренности в регламентированном функционирующем законодательством порядке. Увеличение и реконструкция действующих спортивных объектов, возведение новых объектов для осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности в разных форматах и подготовки спортивных резервов, включение дополнительных урочных и внеурочных спортивных занятий в образовательных организациях производятся с согласования органов исполнительной власти.
В рамках молодежной политики органы местного самоуправления участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, способствуют ее привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают с участием молодежных, детских и других организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы[8].
Источниками финансирования развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне являются средства местного бюджета, физкультурно-оздоровительных объединений, от продажи билетов на спортивные соревнования, благотворительные взносы юридических и физических лиц и другие поступления.
Местные административные органы также имеют право устанавливать льготы по налоговым платежам, сборам и платежам в местные бюджеты физкультурно-спортивным организациям, спортивным сооружениям всех форм принадлежности, которые осуществляют деятельность в области физической культуры и спорта[9]. Понижать налоговые выплаты для организаций, если они поступают на создание, содержание спортивных строений и проведение массовых спортивных мероприятий. Вводят дополнительные компенсации и гарантии спортсменам, тренерам и другим организаторам физической культуры и спорта, призерам соревнований и их тренерам за счет средств местного бюджета.
Местные административные органы могут регулировать стоимость посещения спортивных мероприятий, сдачу в аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам, разрешать проведение в муниципальных спортивных сооружениях занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других, не запрещенных законом источников.
На сегодняшний день уровень развития физкультурно-спортивного движения в стране серьезно зависит от успешности управления физической культурой и спортом в каждом регионе.
Необходимо сказать, что управление физической культуры и спорта в разных регионах производится сегодня в разных векторах и в то же время связано с серьезными сложностями.
В первую очередь, к таким трудностям относится происходящее существенное преобразование системы управления областью, а параллельно с этим наблюдаются и существенные организационные трудности.
Во-вторых, власти пробуют во многом существенно улучшить процесс работы системы с помощью создания правильной нормативно-правовой базы, которая и в данный момент имеет существенные недоработки на федеральном уровне и еще более серьезные – в регионах страны.
В-третьих, наблюдается более конкретный переход на программно-целевое управление, обнаружение не использованных ранее источников финансирования, информационного сопровождения развития отрасли, из-за чего появляется огромное количество различных сложностей в связи с потребность в переходе на принципиально новый, более высокий, уровень работы каждой организации и сотрудника области.
Эффективное развитие физической культуры и спорта в регионах страны в серьезной мере обусловлено уровнем их финансового благополучия, которое сегодня обеспечивается из бюджетных и внебюджетных источников.
Важно отметить, что в качестве достаточно успешного пути совершенствования управления развитием физической культуры и спорта в регионах страны выступает применение различных целевых программ. В то же время принципиальную позицию в осуществляемом процессе совершенствования систем управления развитием физической культуры и спорта в регионах страны занимает улучшение системы подготовки сотрудников и научно-методического обеспечения[10].
Необходимо сказать, что успешным способом оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в регионах является плотное и взаимовыгодное сотрудничество и интенсивное включение инноваций и новых идея в местных органах управления физкультурно-спортивным движением.
Добавим, что на совершенствование управления развитием физической культуры и спорта в регионах страны непосредственное воздействие оказывает формирование и постоянное улучшение работы информационной инфраструктуры, включая организацию и проведение работы со СМИ по пропаганде физической культуры и спорта и здорового образа жизни.
Специалисты говорят о том, что исследование возможностей улучшения работы системы управления развитием физкультурно-спортивного движения в регионах страны даст возможность управленцам более ясно представить пределы собственной профессиональной компетенции, более эффективно коммуницировать с вышестоящими, одноуровневыми и нижестоящими органами в процессе решения общих задач[11].
Добавим, что в сегодняшних условиях развития физкультурно-спортивного движения нашей страны самую главную роль играет успешность управления не просто федерального центра, но и регионального уровня. Вопросы регионального управления сегодня являются объектами пристального внимания управленцев самых разных уровней и предметами научных изысканий российских исследователей области физической культуры[12].
Обобщая все вышесказанное, можем заключить, что сегодня органы управления физической культурой и спортом, на самом деле являются физкультурно-спортивной ассоциацией, выступающей в системе управления субъектом, влияющей на другие физкультурно-спортивные организации как объекты. Полномочия органов управления физической культурой и спортом в наше время регулирует закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» и органы исполнительной власти.
Управление физической культурой и спортом выступает в качестве системы определенных форм и методов целенаправленной работы, ориентированной на сопровождение успешной работы и совершенствования сферы физической культуры и спорта для максимально полного удовлетворения граждан в физическом совершенствовании.
и спортом
Начнем с того, что правовое обеспечение каждой сферы, зафиксированное в действующем законодательстве страны, владеет приоритетным значением для процесса организации ее управления, функционирования и финансирования. Изменения нормативно-правовой базы области физической культуры и спорта необходимы для выработки успешного и действующего механизма осуществления социального потенциала данной области, укрепления имиджа российского спорта на международном поприще. Важно отметить, что максимальная юридическая сила принадлежит законам. Под термином «закон» подразумеваются письменные официальные документы, которые принимаются органами законодательной власти либо напрямую гражданами страны в формате референдума. Данные документы имеют возможность определять, преобразовывать или ликвидировать нормы права. Совокупность данных документов является системой законодательства страны. На главной позиции, вне всяких сомнений, находится Конституция. Далее следуют кодифицированные акты-кодексы, гарантирующие обобщенный и комплексный контроль конкретной категории общественных отношений. Потом следуют законы по разным областям деятельности. В данную группу входит Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[13].
Важно отметить, что Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» играет роль принципиального по значимости этапа развития политики в области физической культуры. Именно в указанном документе прописаны главные термины и принципы политики в области, компетенция субъектов физкультурно-спортивного движения с точки зрения компонентов системы при осуществлении данной политики, зафиксированы цели и задачи принятия закона и иные важные моменты.
Добавим, что действующее в наше стране Законодательство о физической культуре базирует на нескольких принципах, остановимся на них подробнее:
1. гарантирование права на занятия физической культурой для каждой группы людей;
2. сочетание государственного контроля отношений в отрасли физической культуры с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры;
3. гарантирование безопасности жизни и здоровья людей, занимающихся физической культурой, участников и зрителей состязаний;
4. единство нормативной правовой базы в сфере физической культуры на всей территории страны.
а) в список законодательных актов входит:
1) конституционные законы: Конституция страны включает в себя несколько статей, чрезвычайно важных для управления физической культурой, а именно:
Ст.41. «В России спонсируются из бюджета федеральные программы охраны и укрепления здоровья граждан, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется работа, помогающая укреплению здоровья граждан, развитию физической культуры, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
Ст. 72, 76. «В совместном ведении Российской Федерации и регионов пребывают...е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры...», по которым «...публикуются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и другие нормативные акты регионов»[14].
2) обыкновенные законы;
В данную категорию входят конкретные нормы, контролирующие специальные вопросы, имеющие непосредственное отношение к управлению физической культуры. В частности, УК РФ содержит ст. 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов», которая содержит информацию об уголовной ответственности. Данный кодекс имеет принципиальное значение для формирования физкультурно-спортивных организаций.
3) текущие законы;
Данными законами являются ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете; законы, посвященные контролю вопросов создания и лицензирования работы коммерческих и некоммерческих организаций; законы, занимающиеся контролем вопросов образования.
4) законодательные акты регионов страны;
В регионах России принимаются самые разные текущие законы, выполняющие важные функции для управления физической культурой. Самыми важными являются законы о физической культуре, которые приняты в большинстве регионов страны.
б) подзаконные акты
в) Указы Президента:
1) нормативные (принимаются по различным вопросам и действуют как самодостаточные или временные акты до момента утверждения законов по определенным вопросам);
2) индивидуальные (прописываются решения о вручении сотрудникам физической культуры государственных наград).
Таблица 1 – Основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления Забайкальского края в области физической культуры
№ |
Наименование |
Содержание |
1 |
Конституция РФ |
Указывает гарантии, обязанности и основы местного самоуправления, как самостоятельного института власти в РФ, а также порядок граждан на осуществление местного самоуправления. (Глава 8, с. 130-133) |
2 |
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ |
Обозначает задачи местного значения городского округа. |
3 |
ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ |
Определяет единые правила организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ. |
4 |
ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ |
Регулирует правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в сфере физической культуры; устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры. |
5 |
Закон Забайкальского края «О физической культуре и спорте в Забайкальском крае» |
Определяет главные вопросы и приоритетные направления развития физической культуры в Забайкальском крае. |
6 |
Устав г. Чита |
Определяет полномочия органов местного управления г. Чита в области физической культуры и спорта. |
Важно отметить, что управление спортивной деятельностью в нашей стране сегодня производится властями с помощью принятия соответствующих законов, где определяются правовые основы системы государственного управления спортивной сферы, структура спортивных объединений, экономическое обеспечение работы в области физической культуры, права, обязанности и ответственность субъектов физкультурно-спортивного движения.
Добавим, что законодательство, занимающееся контролем физкультурно-спортивных отношений, включает в себя Конституцию, федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и другие нормативно-правовые акты высших органов государственной власти регионов, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, нормы международного права и международных договоров России[15].
Важно отметить, что главный отраслевой федеральный закон о физической культуре принят в России 4 декабря 2007 года. Данный закон определяет принципы взаимодействия трех главных субъектов, образующих собой систему организационного обеспечения физической культуры, а именно: государство через Министерство спорта и органы исполнительной власти регионов страны устанавливает основы политики в области спорта; спортивные федерации по видам спорта несут ответственность за спорт высших достижений и за участие отечественных спортсменов в национальных и международных состязаниях; Олимпийский комитет занимается вопросами участия сборной команды России в Олимпийских играх[16].
Добавим, что в этом законе еще указаны основные положения законодательства о физической культуре.
Необходимо отметить, что сегодня физическая культура и спорт являются обязательным элементом образа жизни большинства людей. По свое природе спорт является областью удовлетворения базовых потребностей в двигательной активности. Они дают возможность людям максимально полно осуществлять собственные физические возможности. При этом спорт и физическая культура принципиально важны в процессе решения вопросов поддержания на должном уровне здоровья людей, активного долголетия и разумного использования свободного времени. При этом они имеют возможность для повышения успешности собственного труда, а получение достаточно высокого качества жизни нельзя представить без активных занятий физической культурой.
Ключевым методом реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" признан программно-целевой метод, позволяющий рационально использовать выделенные ресурсы и комплексно решать проблемы. Данный метод позволяет концентрировать ресурсы по следующим приоритетным направлениям работы:
- развитие массового спорта в субъектах РФ;
- развитие спорта высших достижений с учётом развития инфраструктуры спортивно-тренировочных центров, научных и образовательных организаций спортивной направленности;
- подготовка спортивного резерва на базе спортивно-тренировочных региональных центров, а также материально-технического обеспечения детских спортивных школ;
- совершенствование методического и пропагандистского сопровождения реализации мероприятий Программы.
В рамках программно-целевого метода в Программе рассматриваются два варианта решения проблемы: 1) интенсивный и 2) инерционный.
Интенсивный вариант потребует иного алгоритма взаимодействия федерального центра и субъектов РФ, связан с более высокими рисками, однако ожидаемые результаты за счёт оптимизации проектных решений для объектов массового спроса могут быть достигнуты меньшими средствами.
Инерционный вариант характеризуется высокой вероятностью реализации мероприятий Программы с наименьшими рисками, однако он будет иметь низкую эффективность, поскольку дальнейшее повышение целевых показателей будет достигаться только при условии линейного роста необходимых финансовых ресурсов.
В концепции Программы отмечено, что отказ от использования программно-целевого метода, может привести к следующим негативным последствиям:
- отсутствие системности приведёт к снижению эффективности стоящих перед государством задач в сфере физической культуры и спорта;
- приведёт к разобщённости усилий органов исполнительно власти федерального, регионального и муниципального уровней управления в реализации, поставленных в Программе задач;
- приведёт к ущемлению прав личности российских граждан, касающихся дискриминации по доступности физкультурно-спортивных услуг в зависимости от региона проживания;
- снизит активность использования потенциала спорта при позиционировании Российской Федерации на международном уровне;
- снизит уровень и стабильность результатов в спорте высших достижений;
- уменьшит социальную эффективность физкультурно-спортивной деятельности в части воспитания детей и молодёжи, а также формирования положительных примеров и ориентиров в обществе.
Специалисты отмечают, что существенный социальный потенциал физической культуры выступает менее затратным и более эффективным способом форсированного морального и физического оздоровления граждан. В этой сфере посредством разнообразия организационных форм наиболее сближены индивидуальные и общественные интересы[17]. При этом в процессе совершенствования спортивной индустрии появляется некоторое количество актуальных вакансий, а развитие спорта активно помогает строительству зрелищной индустрии, владеющей существенным экономическим значением.
Профессиональный спорт и олимпийский спорт выступают сегодня в качестве сильнейшего импульса к налаживанию международных контактов, созданию привлекательного имиджа России на международном поприще. Спортивные успехи и достижения российских спортсменов становятся причиной серьезного подъема духа патриотизма, гражданственности, помогают укреплению морального духа и сплоченности, гордости за свой народ. Добавим, что почти в каждой развитой государственной системе физкультурно-оздоровительная и спортивная работа плавно соединяет в себе работу властей, правительственных, общественных и частных организаций и социальных институтов.
Важно отметить, что сегодня значение государственных институтов в формировании и совершенствовании системы и поддержки работы в сфере физкультуры показано в нескольких направлениях:
- законодательный контроль с помощью принятия отраслевых законодательных актов и улучшения смежного законодательства, занимающегося контролем определенных институтов спортивной области;
- формирование работающей системы государственного управления физической культурой;
- формирование системы методического, научного, образовательного, медицинского обеспечения области и некоторых ее институтов;
- образование системы соответствующего финансового и материально-технического обеспечения и структуры, и некоторых ее составляющих[18].
Важно сказать, что управление развитием социальной областью, включая физическую культуру, специалисты изучают с позиции работы организаций и учреждений любой ветви власти, нацеленной на формирование задач развития, осуществление контролирующих и координирующих действий на каждую область общества для угождения потребностей граждан и свершения отмеченных социальных задач развития.
Таким образом, в зависимости от величины субъекта управления специалисты определяют федеральное, региональное и муниципальное управление. Вместе с тем, для управления физической культурой на государственном уровне сформирована трехуровневая система органов управления (таблица 2). На федеральном уровне, в отношении физической культуры, проводится политика государства, определяются стратегические цели и задачи развития. На региональном уровне цели становятся более узкими и выявляются характерные признаки и проблемы развития физической культуры в определенном субъекте страны, определяются главные направления регионального совершенствования физической культуры. Следовательно, на муниципальном уровне важные цели и задачи становятся предельно точными и выполняются с особым вниманием на ограниченные условия и возможности.
Таблица 2 – Функции государственных органов управления физической культурой и спортом по уровням государственного устройства РФ
Уровень управления |
Функции управления |
Федеральный |
Установка стратегических задач развития физической культуры; Гарантирование воплощения основных положений государственной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы»; Воплощение контрольных функций и возможностей в области своих полномочий. |
Региональный |
Формулирование главных задач и векторов развития физической культуры в регионах; Принятие и осуществление государственных региональных программ развития физической культуры и межмуниципальных программ в области физической культуры; Создание и осуществление региональных программ и проектов в сфере физической культуры, включая в себя массовое приобщению разных категорий граждан к регулярным занятиям физкультурой; Утверждение и осуществление календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов России; Участие в формировании регионального бюджета с учетом выбора приоритета физкультурно-спортивной работы в субъекте. |
Муниципальный |
Определение основных вопросов и направлений развития физической культуры с учетом местных положений и перспектив; Утверждение и реализация местных программ развития физической культуры; Популяризация физической культуры среди разных групп населения на муниципальном уровне; Установление и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований. |
Наряду с государственным управлением в области физической культуры есть и общественное управление. В этом управлении роль субъектов выполняют юридически оформленные общественные объединения, действующие согласно с законом в пределах собственных полномочий. На деятельность общественного управления оказывают прямое воздействие главные цели и направления развития конкретных видов спорта.
Таблица 3 – Функции общественных органов управления физической культурой
Уровень управления |
Функции управления |
Федеральный |
Реализация политики Всероссийской федерации по видам спорта; Установление стратегических задач развития массового движения; Выявление стратегических целей развития спорта высших достижений, в том числе подготовку спортивного резерва; Формирование и реализация программ по видам спорта и осуществление контроля их реализации; Установление всероссийского календарного плана физкультурно-спортивных мероприятий по конкретным видам спорта. |
Региональный |
Осуществление определенных областей государственных программ развития физической культуры на уровне субъекта; Определение основных задач и направлений развития конкретных видов спорта в субъекте страны; Пропаганда видов спорта среди разных категорий граждан; Взаимодействие работы физкультурно-спортивных организаций; Содействие в осуществлении всероссийского календарного плана физкультурно-спортивных мероприятий по конкретным видам спорта; Осуществление регионального календарного плана физкультурно-спортивных мероприятий по конкретным видам спорта. |
Муниципальный |
Определение основных задач и направлений развития конкретных видов спорта в муниципальном образовании; Организация физкультурно-спортивных мероприятий по конкретным видам спорта. |
Анализируя таблицы, можно заключить, что у социального сегмента трехуровневая структура управления. Но, как правило, в большом количестве муниципальных образований нет федераций по видам спорта. В таких обстоятельствах физкультурно-спортивные секции по видам спорта в муниципальных образованиях управляются региональными общественными организациями.
Добавим, что для успешной реализации перечисленных функций на каждом уровне государственного устройства страны работают органы управления специальной компетенции, а именно субъекты управления (рисунок 1). Например, на федеральном уровне работает Министерство спорта, Олимпийский комитет, федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные общества. Тем временем на региональном уровне свои обязанности выполняют Министерство по физической культуре и спорту региона, региональные федерации по видам спорта, региональные физкультурно-спортивные общества. И на муниципальном уровне работают муниципальные комитеты по физической культуре, муниципальные федерации по видам спорта.
Следует выделить, что в виде элементов управления в области физической культуры и спорта выполняют организации физкультурно-спортивной направленности с их возможностями, которые действуют с целью притягивания всех слоев населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Услуги в сфере физической культуры и спорта предоставляются организациями всех форм собственности и функционального направления. Для целей государственного управления физической культурой и спортом, на наш взгляд, необходимо осуществить их классификацию по критерию «целевые установки деятельности». Данный подход позволяет выделить организации, предоставляющие услуги в (таблица 3): государственном сегменте; общественном сегменте; коммерческом сегменте.
Рисунок 1 – Функциональная структура управления физической культурой
и спортом в РФ
Таблица 4 – Классификация организаций, оказывающих услуги в сфере физической культуры и спорта по критерию «целевые установки деятельности»
Сегмент |
Целевые установки деятельности |
Организации |
Государственный |
Обеспечение государственных минимальных стандартов в области физической культуры: удовлетворение потребности граждан в физической активности, во всестороннем и гармоничном развитии личности; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни |
Учреждения основного и дополнительного образования |
Общественный |
Развитие, популяризация и пропаганда видов спорта; организация и проведение спортивной и физкультурно-оздоровительной работы; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни |
Коллективы физической культуры, клубы физической культуры и спорта, федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные общества. |
Коммерческий |
Получение прибыли, рост доли на рынке, повышение конкурентоспособности оказываемых услуг |
Спортивно-оздоровительные центры и клубы |
Важно отметить, что главное назначение работы организаций государственного и общественного секторов достаточно схожи и заключаются в укреплении здоровья граждан посредством организации и проведения соответствующих мероприятий в сфере физической культуры. Главное отличие сводится к тому, что работа организаций государственного сектора сосредоточена на обеспечение системы государственных обязательных критерий двигательной активности граждан, а именно – подрастающего поколения. Одновременно с этим работа организаций общественного сегмента нацелена на развитие определенных видов спорта и любую возрастную категорию граждан (рисунок 2.).
Рисунок 2 – Общие и специфические цели работы организаций общественного и государственного секторов
Отметим, что между объектом и субъектом управления есть, прямые и обратные связи. Под прямой связью понимается команда, идущая от субъекта к объекту управления. При этом обратная связь - данные, идущие от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления. Взаимодействие субъекта и объекта в сфере физической культуры ориентировано на удовлетворение потребностей людей в физкультурно-спортивной активности. Другими словами, в государственном управлении физической культурой принципиальное значение принадлежит не просто наличию управленческих влияний, оказываемых на объекты управления – физкультурно-спортивные организации, но и на граждан – как специфический участник процесса управления – получатель физкультурно-спортивных услуг.
Обобщая все вышесказанное, мы можем заключить, что в первом разделе данной работы были изучены теоретико-правовые основы исследования управления физкультурой и спортом. На основании выполненного исследования можно сделать несколько выводов: физическая культура и спорт являются одним из видов человеческой активности, ориентированной на физическое улучшение, как человеческой нации, так и конкретного индивидуума, оказывающей оздоровительное, воспитательное и социально-экономическое влияние на общественное развитие человечества.
В существующих сегодня в нашей стране рыночных условиях серьезно увеличивается значение роли физической культуры в удовлетворении потребностей граждан в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности. Под термином «управление физической культурой и спортом» понимается комплекс определенных форм и методов целенаправленной деятельности, ориентированной на обеспечение успешного функционирования и развития области физической культуры. Государственная политика подразумевает под собой организационную работу по проведению массовых состязаний и физкультурно-спортивных мероприятий[19].
Добавим, что Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет в компетенцию муниципальных образований решение вопросов физической культуры на местном уровне; на муниципальном уровне контролем решения подобных вопросов занимается соответствующее структурное подразделение администрации[20].
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
2.1 Современное состояние физической культуры и спорта
в Забайкальском крае
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики Забайкальского края. В регионе была создана и одобрена постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года № 381 «Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае». Осуществление данной программы в реальности поможет вызвать интерес к регулярным занятиям физической культурой, приобщению к здоровому образу жизни граждан данного субъекта[21].
Приоритетными частями программы, значительно определяющими совершенствование физической культуры и спорта в Забайкальском крае в будущем, выступает обеспечение новейшего характера образования и модернизации инфраструктуры сфера, основательная оптимизация финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной работы. Еще в данном субъекте создана и утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры и спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики в Забайкальском крае». Назначения программы заключается в активизации участия населения Забайкальского края в совершенствовании и продвижении территории посредством формирования подходящих условий в области молодежной политики, физической культуры.
Важно отметить, что решением указанных задач в области физической культуры в Забайкальском крае занимается Министерство спорта Забайкальского края. В настоящее время внутренняя структура министерства представляет собой гармонизированную систему, созданную для осуществления исполнения пунктов Положения о министерстве спорта Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 20 апреля 2010 года № 162, в соответствии с которым министерство осуществляет свои полномочия.
Совершенствование управления физической культурой и спортом, как непроизводственной сферой и функционирующим в ее рамках рынком физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, требует внедрения современных подходов и приемов[22]. Это позволит обеспечить адекватное решение задач государственной политики в области физической культуры и спорта с учетом рационального использования имеющихся ресурсов и максимально возможной сбалансированности спроса и предложения физкультурно-спортивных услуг. Однако решение поставленной задачи зависит от того, какую роль занимает отрасль физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны.
Необходимо сказать, что Министерство спорта Забайкальского края выполняет свою работу и через подведомственные государственные учреждения, а именно: государственное учреждение «Региональный центр спортивной подготовки». Данный центр занимается организацией и обеспечением устойчивых условий для стабильной, регулярной специализированной централизованной подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва, их выступлений в составе команд Забайкальского края и Российской Федерации; государственное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва №1». Указанный центр необходим для содержания материально-технической базы, формирования условий для проведения мероприятий по популяризации среди граждан занятий физической культурой для укрепления здоровья, повышения роли физической культуры, формирования здорового образа жизни; помощи в формировании необходимых условий для регулярных занятий физической культуры. Еще в обязанности центра входит проведение тренировочного процесса и сопровождения участия в спортивных состязаниях различного уровня. Государственное профессиональное образовательное учреждение «Училище олимпийского резерва». Государственное автономное учреждение «Футбольный клуб «Чита»».
Важно отметить, что в качестве главных задач Министерства физической культуры Забайкальского края на 2019 год выступают:
1. Воплощение тактики развития физической культуры и спорта в Забайкальском крае до 2024 года.
2. Формирование и направление в регулированном порядке в Правительство региона законодательных актов отраслевого регионального закона о физической культуре и спорте.
3. Помощь в представлении предложений в Министерство спорта РФ по:
– перечню характеристик оценки продуктивности работы исполнительной власти регионов, характеризующих формирование системы физической культуры, масштаб населения регулярными занятиями физической культурой;
– повышению уровня существующей системы физического воспитания детей и подростков;
– разработки новой системы оплаты труда физкультурным работникам;
– обучению высококвалифицированных физкультурных сотрудников;
– проведение всероссийских конкурсов по различным номинациям: лучший спортсмен, тренер, преподаватель физической культуры, руководитель спортивной базы.
4. Разработка плана развития спорта высших достижений.
5. Произведение анализа эффективного применения спортивных сооружений, формирование предложений строительства объектов спортивной инфраструктуры.
6. Формирование программы на уровне субъекта по вовлечению большего количества населения к систематическим занятиям физической культурой.
7. Поиска новых форм организации студенческого спорта.
8. Создание сайта Министерства физической культуры и спорта региона, оформить его наглядность, привлекательность и наполняемость не просто информационной направленности, но и получения посетителями новых знаний.
9. Создание и осуществление различных мероприятий в рамках федеральных и региональных целевых программ в данной области.
10. Формирование спортивной инфраструктуры с использованием региональных и федеральных нормативов обеспеченности жилых районов главными спортивными объектами.
11. Увеличение продуктивности использования физической культуры в развитии здорового образа жизни, предотвращении отрицательных явлений.
12. Создание и развитие оптимальной системы управления физической культурой в регионе[23].
Таким образом, решение указанных задач поможет улучшению системы управления и популяризации физической культуры, профессионального спорта и повышения количества регулярно занимающихся физической культурой граждан в регионе.
Необходимо отметить, что Правительству Забайкальского края в первую очередь необходимо распределять бюджет на развитие детско-юношеского спорта, приобретения спортивного инвентаря и экипировки для сборных команд региона, оборудования для организации спортивных соревнований и массовых праздников, на совершенствование подготовки сотрудников данной отрасли.
На основании всего вышесказанного, можем заключить, что на сегодняшний день в нашем регионе имеются все необходимые условия и перспективы для развития физической культуры, включая материально-технические, правовые, образовательные, организационно-управленческие. В первую очередь в преобразованиях нуждается само отношение человека к физической культуре, другими словами, необходимо сделать так, чтобы занятия физической культурой выступали в качестве серьезной потребности человека. Практика показывает, что для достижения более высоких результатов навыки ведения здорового образа жизни важно прививать человеку еще с дошкольного возраста.
Необходимо добиться того, чтобы гармонично соединенные элементы системы физкультурно-спортивного движения России, включая физическое воспитание в школах, массовый спорт, формирование спортивного резерва, спорт высших достижений и профессиональный спорт, успешно развивались, активно содействовали повышению социально-экономической возможности России, международному престижу страны.
2.2 Анализ проблем и перспективы управления развитием физической культуры и спорта в Забайкальском крае
Министерство по физической культуре и спорту Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти региона, осуществляющего функции в сфере физической культуры и спорта. В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Уставом Забайкальского края, законами. Забайкальского края и др. документы. Располагается по адресу: 672000, г. Чита, ул. Анохина, 91.
Остановимся подробнее на стоящих перед министерством задачах:
1. Участие в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта, нормативно-правового регулирования в области физической культуры и спорта, разработке и реализации государственных программ и ведомственных целевых программ в области физической культуры и спорта.
2. Организация и проведение региональных и межмуниципальных официальных мероприятий по физической культуре и спорту.
3. Обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Забайкальского края и развитие физической культуры и спорта для людей с ограниченными возможностями.
4. Формирование условий для совершенствования профессионального уровня специалистов в сфере физической культуры и спорта, тренеров и спортсменов в регионе.
5. Участие в осуществлении приоритетных направлений стратегии государственной молодежной политики, разработка и осуществлении государственной молодежной политики, а также нормативно-правовое регулирование в области молодежной политики в пределах компетенции.
6. Формирование и развитие профессионального, креативного потенциала молодого поколения, поддержка института молодой семьи.
7. Предоставление в установленном порядке областной государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений.
Министерство возглавляет министр Забайкальского края, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке. С 12 июля 2018 года министром спорта был назначен Ломаев Виталий Борисович. В структуре министерства находятся 9 подведомственных учреждений: ГУ «РЦСП»; ГБУ «СШОР №1»; ГБУ «СШОР №2»; ГБУ «СШОР №3»; ГПОУ «УОР»; ГБУ СШОР по боксу, по национальным видам спорта, по биатлону; ГАУ «Футбольный клуб Чита».
Немаловажно выделить, то что, несмотря на позитивные тенденции, которые существуют сегодня в реализации массового молодежного спорта, детского отдыха и реабилитации на региональном уровне, остается большое количество различных проблем. Прежде всего, данные вопросы имеют непосредственное отношение к органам исполнительной власти регионов, которые не владеют полным и понятным планом действий становления и развития детско-юношеского спорта и активного отдыха. Местные власти, которые обязаны заниматься непосредственным развитием детско-юношеского спорта, не владеют необходимым количеством собственных бюджетных средств, при этом материальная база сегодня чересчур изношена.
Необходимо отметить, что на данный момент в России нет единой линии государственной политики в области детского спорта на уровне федеральных органов власти и в регионах страны[24].
На сегодняшний день действующее законодательство нашей страны не гарантирует в полной мере предоставлять услуги по организации занятий и воспитанию детей в области физической культуры за счет средств бюджета. Как показывает практика, финансирование интересующей нас системы осуществляется по просьбе ее основателя, чаще всего муниципалитетов, которые еще не имеют необходимой системы доходов.
Добавим, что текущая актуальная проблема дефицита финансирования в отношении насущных потребностей спортивных образовательных организаций теперь выглядит следующим образом:
1. не существует научно обоснованных стандартов финансовой поддержки этого спорта, включая соревновательную работу, которая позволяет учреждениям и, следовательно, основателям добросовестно создавать бюджетную политику;
2. Выделение ограниченного количества денежных средств на бюджетные учреждения, которое становится закономерной причиной увеличения количества и популяризации платных услуг в детско-юношеском спорте, что, в свою очередь, существенно уменьшает возможности заниматься спортом.
Несмотря на пристальный интерес и помощь развитию физической культуры в регионе, не все проблемы региона могут быть решены в настоящее время за счет обеспечения регионального бюджета. Крайне важно возбудить интерес к финансированию этой области из внебюджетных источников. Материально-техническая база служит важнейшим и проблемным вопросом в качественной подготовке региональных команд. В течение нескольких лет в регионе построено несколько спортивных сооружений, но этого недостаточно, поскольку проблема нехватки материально-технической базы по определенным видам спорта по-прежнему остается острой.
Значительное внимание, на наш взгляд, нужно уделить тому факту, что в данный момент не существует таких условий, которые бы подходили для подготовки сборных команд по разным видам спорта, например стрельба из лука, легкая атлетика и гимнастика. Только самые титулованные спортсмены, которые заслужили это своими достижениями, обеспечиваются денежным содержанием, посещают учебно-тренировочные сборы, но этого катастрофически не хватает на большой круг спортсменов. Необходимо основать фонд для поддержки спортсменов и их тренеров, заняться решением насущных жилищных вопросов. Существует острая потребность в тематических семинарах, тренерско-педагогическому составу требуется присутствовать на курсах повышения квалификации, обеспечивать приглашать главных тренеров и специалистов страны на масштабные региональные мероприятия. Для реализации задач качественной подготовки и участия спортсменов региона на всероссийских и международных соревнованиях требуются согласованные действия Министерства спорта региона, его подведомственных учреждений и местных физкультурно-спортивных организаций.
Добавим, что сегодня как никогда актуален вопрос целесообразности создания и реализации мер по поддержке детско-юношеского спорта за счет денег из федерального бюджета, ведь в регионах таких сумм просто нет. Как показывает практика, в наши дни нельзя организовать качественную подготовку олимпийского резерва в регионах без помощи властей, выделения дотаций и межбюджетных ассигнований. Осуществляемые сегодня реформы дают возможность запускать действенные механизмы развития разных отраслей за счет бюджета из столицы. Поэтому требуются новые поправки в Бюджетный кодекс и Национальный проект по образованию по оказанию финансовой помощи регионам на поддержку детско-юношеского спорта и учреждений, проводящих подготовку спортивного резерва.
Важно отметить, что сейчас работа учреждений спортивной подготовки, в первую очередь, школ высшего спортивного мастерства, законом не регулируется, из-за чего появляется потребность в создании нормативно-правовой базы для подобных структур.
В то же время недостаточность и противоречивость существующей сегодня нормативно-правовой базы, включая ведомственную, не поддерживает в необходимой мере социальный статус системы детско-юношеских спортивных школ, не обещает ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития[25].
Добавим, что на уровень эффективности деятельности спортивных школ, училищ олимпийского резерва по подготовке спортивного резерва непосредственное воздействие оказывает уровень качества проводимого отбора перспективных детей и формирование аналогичных условий для воспитанников спортивных школ на разных стадиях подготовки независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм собственности. Но спортивные школы системы образования не в состоянии предоставить материально-финансовые условия обеспечения воспитанников в том же объеме, что и такие же учреждения, функционирующие в системе органов управления физической культурой. Требуется выполнить определенные исправления нормативно-правовых документов, которые курируют вопросы обеспечения спортсменов, и подготовить идентичные возможности подготовки для каждого воспитанника, отталкиваясь исключительно от уровня их спортивной подготовки, но никак ни от статуса и типа учреждения, где они обучаются. В качестве одного из возможных способов решения представленной проблемы выступает формирование при органах управления физической культуры региона межведомственных центров олимпийской подготовки, которые и обязаны производить организационно-материальную поддержку ведущих спортсменов[26].
Важно отметить еще несколько актуальных на сегодня проблем развития детско-юношеского спорта. В перечень подобных проблем входит недостаток практики диагностики уровня здоровья воспитанников; определения физических качеств, функциональной подготовки, морфофункциональных показателей, потенциальных возможностей, психологических способностей, спортивного таланта и ориентации; модельных характеристик и игровых показателей[27].
К сожалению, в постсоветский период практически полностью разрушена государственная система повышения квалификации специалистов и тренеров-преподавателей. Отдельное внимание необходимо отвести сложному положению, которое сложилось с категорией директоров и их заместителей, для которых за все это время не было организовано ни одного мероприятия, имеющего хоть какое-то отношение к повышению их профессионального уровня. При этом будущее развитие и улучшение работы ДЮСШ, СДЮСШОР и ШВСМ на сегодняшнем этапе развития России во многом связано как раз с оперативным и доступным получением профессиональной информации для их руководителей.
Если говорить о конкретных проблемах в сфере физкультуры в изучаемом регионе, нужно отметить следующее.
Обеспеченность спортивными объектами в регионе очень сильно отстает от существующих сегодня нормативов. В среднем показатель функционирующих спортивных залов в регионе равняется 1583 м2 на 10000 человек, при нормативе 3500 м2 - 45,7%. Самая плохая ситуация сложилась в г. Петровск-Забайкальске, а именно: 111 м2, в Карымском районе 385 м2, Читинском районе 580 м2.
Не хватает в регионе и бассейнов. При нормативе 750 м2 на 10000 человек только в 8 муниципальных районах и городском округе есть бассейны, их показатель равняется лишь 85 м2 или 10%, а в целом по региону - 0,03%. Единовременная пропускная способность спортивной базы за 2018 год равняется 600 людям при всероссийском нормативе 1900 человек на 10000 человек.
В то же время наблюдается достаточно сильное устаревание материально-технической базы и инвентаря. Требуется привязка объектов строительства придомовых площадок к научно обоснованным нормам обеспеченности.
Добавим, что спорт высших достижений в регионе весьма сильно оторван от спортивно-соревновательного процесса и на федеральном, и на международном уровне. Главная причина данной оторванности заключается в недостаточной развитости спортивной базы спорта высших достижений и фрагментарной представленности спортивно-зрелищных объектов, подходящих под действующие сегодня международные стандарты.
При этом еще одной серьезной проблемой является недостаточное и неоперативное финансовое обеспечение мероприятий по направлениям физической культуры и спорта. Хуже всего ситуация сложилась в Ононском районе, в котором на 1 человека финансирование на физическую культуру и спорт равняет только 27 рублям в год (среднерегиональный показатель 2018 года 178 рублей), в Борзинском районе - 29 рублей, в Шелопугинском районе - 34 рублей. Слабо осуществляется деятельность и по оказанию платных услуг гражданам средствами физической культуры и налаживание контактов с потенциальными инвесторами[28].
Необходимо отметить, что сегодня крайне медленно решаются вопросы по основанию органов управления физической культуры на уровне муниципальных поселений. При этом логично, что существуют серьезные проблемы с наймом квалифицированных опытных физкультурных работников. Например, при федеральном нормативе 26 специалистов на 10000 человек проблема в данном вопросе присутствует в Карымском районе (8,2 штатных работника), в Могочинском районе (10 работников), в Хилокском районе (12,6 работников), в Оловяннинском районе (13 работников). Практически на минимальной отметке находится уровень качества организации спортивных мероприятий. При этом не закончена работа, посвященная улучшению и оптимизации структуры управления физической культуры, повышению эффективности подготовки и переподготовки специалистов, ориентируясь на постоянно обновляющиеся требования к ним.
Анализируя все вышесказанное, можем заключить, что для оперативного и качественного решения вопросов развития детско-юношеского спорта в стране требуется, в первую очередь, создание ясной и понятной нормативно-правовой базы, ориентированной на обеспечение успешной работы детско-юношеских спортивных школ, сохранения их статуса и установления их ведомственной подчиненности, на их гарантированное финансовое и материально-техническое обеспечение и счет средств федерального бюджета, и за счет бюджетов региона. Отдельное пристальное внимание нужно уделить созданию работающего механизма государственного контроля эффективности работы существующей системы спортивных школ. Сегодняшняя ситуация нуждается в усилении управленческих функций со стороны органов исполнительной власти регионов и координационных – со стороны федеральных органов исполнительной власти.
2.3 Рекомендации по совершенствованию управлением физической культуры и спорта в Забайкальском крае
В связи с ухудшающейся финансово-экономической ситуацией в стране, связанных с падением цен на нефть и зарубежными санкциями, государственные бюджетные источники всех уровней сокращаются. Соответственно все ранее заявленные показатели социально-экономического развития территорий подлежат корректировке. В связи с этим актуализируется проблема выбора приоритетов при распределении скудного бюджета в той или иной сфере деятельности. Первоначально заявленные цифры бюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта сегодня сокращаются на уровне федеральных, региональных и местных программ развития. В обществе постепенно назревает протест против дорогостоящих для страны международных спортивных проектов, как Чемпионат мира по футболу FIFA 2018. В условиях резкого обнищания населения, данные мероприятия выглядят как пир во время чумы.
Немаловажно выделить, то, что увеличение управления системой физической культуры в стране является проблемой повышенного значения для публично-правовых образований. Между тем, систематизированный подход к развитию физической культуры, увеличение независимости муниципальных и государственных структур, усовершенствования физического воспитания населения и подготовки спортивного резерва, введение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», реализация современной инфраструктуры спорта нуждаются в смене преимуществ работы, функций и структуры органов управления физической культурой всех уровней, нормативного обоснования численности государственных служащих, работающих в данных органах управления.
Министерство спорта Российской Федерации советует модернизировать структуру и кадры органов управления физической культурой региона с акцентом на рекомендации. Проект типовой структуры органов управления физической культурой был создан на основе изучения организационных структур, функционирующих сегодня, анализа характеристик структур управления в зависимости от количества выполняемых работ и численности работников. Для этих методических принципов существуют три модели управления органами физической культурой и спортом: первая модель – количество жителей более двух миллионов человек; вторая модель – количество жителей от одного до двух миллионов человек; третья модель – количество жителей до одного миллиона человек[29].
Рисунок 3 – Модель управления органами физической культуры и спорта для регионов с численностью населения свыше двух млн. человек
При формировании организационной структуры все органы управления физической культурой и спортом разделены на три группы, для каждой из которых определена своя типовая структура с учетом спектра и объемов выполняемых ими работ[30]. Также представляется целесообразным объединять отдельные структурные подразделения в органе управления физической культурой и спортом либо предусматривать замещение подразделений отдельными специалистами в целях обеспечения оптимальной загруженности сотрудников. Как правило, под данную модель наиболее подходящей является соответствующая структура (смотреть рисунки 3-5)
Рисунок 4 – Модель управления органами физической культуры и спорта для регионов с численностью населения от одного до двух млн. человек
Рисунок 3 – Модель управления органами физической культуры и спорта для регионов с численностью населения до одного млн. человек
При рассматривании существующих моделях управления, можно отметить, что в управлении развитием физической культуры и спорта должен базироваться приоритет территориального принципа. Важно осуществить процесс перенаправления работы соответствующих региональных и местных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений на массовое развитие физической культуры и спорта.
Таблица 5 – Формы управления на уровне субъекта Российской Федерации для групп субъектов Российской Федерации
Форма управления на уровне субъекта РФ |
1 группа (более 2 млн. человек) |
2 группа (1-2 млн. человек) |
3 группа (менее 1 млн. человек) |
Министерство |
++ |
+ |
+ |
Департамент |
- |
+ |
+ |
Управление |
- |
- |
++ |
Предлагаемые ключевые условия целесообразной организации труда: наиболее эффективное размещение работников по структурным подразделениям, выполняющим аналогичные функции; снабжение оптимального взаимодействия работников, выполняющих взаимосвязанные или родственные функции, в одном структурном подразделении, если нормативное количество работников меньше установленного минимума, необходимого для создания по каждой из них самостоятельного структурного подразделения; введение должностей ответственных исполнителей, если количество работников меньше установленного минимума, а функция не может быть совмещена с другими в одном структурном подразделении; рациональная организация рабочих мест персонала[31].
Таблица № 6 – Рекомендуемые формы управления на уровне муниципального образования
Форма управления на уровне муниципалитета |
Городской округ |
Муниципальный район |
Городское поселение свыше 10 тысяч человек |
Сельское поселение и городское поселение менее 10 тысяч человек |
Главное управление |
+ |
– |
– |
|
Управление |
++ |
+ |
– |
|
Отдел |
В структуре управления |
++ |
+ |
|
Специалист (муниципальный служащий) |
Расчет количества смотреть таблицу № 6 |
+ |
Предлагаемый вид управления и организационные структуры, и индикатор штатного количества на уровне муниципального образования выражены в таблицах 6 и 7.
В муниципальных образованиях с количеством проживающих меньше 10 тыс. чел. допустимы формы совмещения функций структурного подразделения по управлению физической культурой и спортом с дополнительными функциями. В особо крупных муниципальных образования (городских округах) может введено промежуточное звено управления в форме «Главного управления физической культуры и спорта муниципального образования».
Таблица 7 – Рекомендуемая организационная структура и нормативы штатной численности с учетом форм управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании
Наименование должностей в штатном расписании |
Главное управление / Управление |
Отдел |
Руководитель (начальник) |
1 |
1 |
Заместитель руководителя |
1-2 |
1 |
Руководитель структурного подразделения (отдела) |
1-2 |
- |
Главный специалист по физической культуре и спорту |
1-2 |
1-2 |
Ведущий специалист по физической культуре и спорту, в том числе по реализации ВФСК «ГТО» |
1-3 |
1-2 |
Специалист 1 категории по физической культуре и спорту |
2-4 |
1-2 |
Специалист 2 категории по физической культуре и спорту |
2-4 |
1-2 |
Помощник руководителя/ секретарь референт |
1-2 |
1 |
Работники финансовых, административно-хозяйственных, правовых подразделений |
3-6 |
- |
Всего |
13-26 |
7-11 |
Для высококачественного отбора претендентов в управляющие должности в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления необходимо формировать кадровый резерв[32]. Кадровый резерв - это специально сформированная группа обученных и многообещающих профессионалов с нужными профессиональными и деловыми свойствами и потенциалом развития, нужными для продвижения на управляющие должности, а также с положительной репутацией в соответствующих сферах деятельности[33]. Схема работы с кадровым резервом - это система формирования приготовленного резерва претендентов на должности, которые способны стремительно освоить новое направление работы и обеспечить действенное решение задач, которые стоят перед органом управления физической культуры и спорта.
На региональном уровне предлагается показать следующие квалификационные запросы руководителю органа управления в области физической культуры и спорта: степень профессиональной подготовки, трудовой стаж и опыт работы в области физической культуры и спорта на руководящих должностях, знание основных законодательных актов общего и отраслевого характера; наличие высшего профессионального образования по одной из перечисленных специальностей: «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «государственное и муниципальное управление» или наличие ученых степеней по перечисленным специальностям; наличие опыта профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта, образования государственного и муниципального управления, менеджмента организации – не менее 5 лет, в том числе опыт работы на руководящих должностях в государственных органах Российской Федерации или в государственных органах субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с данным профилем, - не менее 3 лет; знание нормативно-правовых актов относительно выполнения соответствующих служебных обязанностей.
В системе управления физической культурой и спортом большое значение имеет рациональное использование общественного ресурса в управление отраслью[34].
Аспектами эффективности деятельности общественных органов могут быть:
– постоянный вид деятельности;
– наличие полного комплекта документов, регламентирующих работу органа (положение об органе, порядок его деятельности;
– деятельность на плановой основе, значимость повестки, высококачественная организация информативных, статистических, справочных и аналитических материалов с целью рассмотрения на заседаниях;
– соотношение осматриваемых проблем, как местным приоритетам, так и преимущественным направлениям федеральной и региональной политики в отрасли;
– наличие концепции делопроизводства и контролирования (мониторинга) за выполнением принятых решений; информативное сопровождение работы органа.
Задачами отмеченных ранее коллегиальных органов могут быть:
– анализ ситуации в сфере физической культуры и спорта в регионе или муниципалитете;
–разработка высокоэффективных путей совершенствования отрасли;
– создание концепции и установлении приоритетных сторон развития физической культуры и спорта в территории;
– рассмотрение планов нормативных правовых актов согласно проблемам физической культуры и спорта и подготовка определенных предложений (в том числе программ);
– анализ социально важных инициатив и проектов в сфере физической культуры и спорта; получение рекомендаций по их поддержке, формирование предложений и рекомендаций по увеличению качества услуг в области физической культуры и спорта;
Для организации оперативной работы в конкретных областях деятельности с коллегиальным органом могут быть созданы постоянные (временные) работники, экспертные и другие группы (комиссии).
В целях устойчивого и целенаправленного формирования целой системы физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации необходимо присутствие различных типов и видов государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности. В таблице 7 приведены рекомендуемые типы учреждений в зависимости от их деятельности.
Увеличение управления системой физической культуры в стране является проблемой повышенного значения для публично-правовых образований. В то же время, системный подход к развитию физической культуры, увеличение самостоятельности муниципальных и государственных структур, усовершенствования физического воспитания населения и подготовки спортивного резерва, введение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», реализация современной инфраструктуры спорта нуждаются в смене преимуществ работы, функций и структуры органов управления физической культурой всех уровней, нормативного обоснования численности государственных служащих, работающих в данных органах управления. Поэтому появляется потребность в повышении эффективности управления областью физической культуры и спорта, что подразумевает максимально разумное использование существующих на данный момент возможностей.
Таблица 8 – Рекомендуемые виды учреждений с учетом направлений их деятельности и уровни квалификации руководителя учреждения
№ |
Наименование направления деятельности учреждений |
Наименование рекомендуемых государственных (муниципальных) услуг (работ) выдаваемых данным учреждениям |
Рекомендуемые названия учреждений |
1 |
Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту жительства и также в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в oбласти физической культуры и спорта |
Проведение занятий физкультурно-спортивной ориентации по месту жительства граждан; Организация и проведение официальных физкультурно-оздоровительных мероприятий; Содействие в проведении официальных спортивных мероприятий; Обеспечение доступа к открытым спортивным oбъектам для свободного пользования |
Физкультурно-спортивный клуб; Адаптивный детско-юношеский клуб физической подготовки; Спортивно-технический клуб; Туристско-спортивный клуб; Фитнес-центр; Спортивный клуб. |
2 |
Управление деятельностью прогнозирования и планирования, информационному и методическому обеспечению деятельности физкультурно-спортивной oрганизации |
Проведение физкультурно-спортивных занятий по месту жительства граждан; Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни. |
Методический (консультационно-аналитический) центр физической культуры и спорта |
Продолжение таблицы 8
3 |
Руководство деятельностью по технической эксплуатации, ремонту и модернизации спортивного и технологического оборудования, спортивного сооружения (объекта спорта), Определение технического развития физкультурно-спортивной oрганизации |
Обеспечение доступа к закрытым спортивным объектам для свободного пользования в течение ограниченного времени; Доступ к открытым спортивным объектам для свободного пользования; Проведение занятий физкультурно-оздоровительной ориентации по месту жительства граждан. |
Спортивное сооружение (согласно классификации объектов спорта). |
4 |
Руководство деятельностью по тестированию населения в рамках всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) |
Организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); Организация и проведение всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе. |
Центр тестирования |
5 |
Руководство физкультурно-спортивной организацией, осуществляющей всестороннюю деятельность в области физической культуры и спорта |
Организация и проведение официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; Проведение занятий физкультурно-спортивной ориентации по месту жительства граждан; Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни. |
Центр (дворец) Физической культуры и спорта; Спортивно-оздоровительный комплекс; Физкультурно-спортивное oбъединение (общества). |
Следовательно, для улучшения роли физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни граждан важен весь комплекс, отраженный в данной работе. В тоже время они должны регулироваться с экономическими, социальными и политическими явлениями дня и возможностями государственных, муниципальных органов и общества.
Высокий уровень возможностей человека, его здоровый образ жизни - не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высокие проявления человеческих качеств.
Физическая культура и спорт имеет не только экономическое значение, зависимый на прямую от здорового образа жизни, но и сугубо политическое значение, которое первоначально вызвано подготовкой молодежи к военной службе, а так же развитием спорта высших достижений способствующих росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа граждан, гордости за страну.
Состояние уровня здоровья населения является главным определяющим фактором благополучия во всех сферах жизнедеятельности общества. В первую очередь, физическая культура и массовый спорт - та область, которая в существенной мере определяет уровень физического здоровья нации. Другими словами, физическая культура и спорт выполняют функцию важнейшего вида деятельности людей, ориентированного на физическое улучшение состояние, как всего общества, так и конкретного гражданина. Эта деятельность влияет с оздоровительной, воспитательной, политической и социально-экономической точки зрения на общественное развитие всего человечества.
В этом понимании спорт как традиционное увлечение детства мог бы не только спасти, но и значительно улучшить ситуацию: массовый спорт может дать человеку как сугубо физическую пользу (поддержание хорошей физической формы, укрепление здоровья), так и нравственные блага (достойные примеры для подражания в лице знаменитых спортсменов, формирование патриотизма, целеустремленности, самодисциплины, привычки к систематическому труду и преодолению трудностей) и в целом стать основой воспитания здорового, мотивированного на правильный образ жизни и труд поколения.
Наряду с этим в Программе развития физкультуры и спорта в России выделяется особая важность развитию детско-юношеского спорта, который укрепляет иммунитет у детей и формирует спортивный резерв для национальных сборных. Программа, принятая Правительством, и реализуемая Министерством спорта РФ, обеспечивает создание новой системы физического воспитания школьников и студентов, создания новых образовательных стандартов в области физического воспитания. Так количество часов физкультуры в учебных заведениях страны увеличилось до 3 уроков физкультуры в неделю. Вступила в силу новая система соревнований, в которую включены три обязательные для каждой школы игровые вида спорта: мини-футбол, школьный баскетбол и школьный волейбол. Реализована новая система спортивных состязаний для школ - Спартакиады школьников и введено в обращение современный аналог норматива ГТО.
Осуществление в жизнь новой системы физического воспитания невозможна без организации современной инфраструктуры массового спорта, в том числе – создания и реконструкции спортивных объектов по месту жительства, модернизации школьных спортивных площадок (примером может служить опыт Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, где есть соответствующие программы «Школьный стадион»), поддержки штатного учителя физкультуры в школах (существует пример Краснодарского края, где профильным педагогам доплачивается 2 тыс. руб. в месяц), информационной поддержки (трансляция детских соревнований, демонстрация позитивного примера отечественных чемпионов). Такая работа потребует немалых совместных усилий Министерства спорта, Министерства образования РФ, региональных органов власти.
Реформы затронут и второе направление детско-юношеского спорта – подготовку резерва для спортивных сборных страны. Для преодоления сложившейся тенденции к снижению результативности выступления российских спортсменов на соревнованиях высшего уровня, стране необходима новая эффективная система подготовки спортивного резерва.
Государство не случайно в последнее время озадачилось вопросом всестороннего развития детей и подростков. А так как лучшего средства для укрепления и поддержания здоровья, чем спорт, еще не придумали, то ясно, почему именно развитие детско-юношеского спорта стало одним из приоритетных вопросов политики нашей страны.
Из всего выше перечисленного следует, что основными направлениями развития детско-юношеского спорта являются совершенствование материально-технической базы, кадрового обеспечения, создание условий для развития детско-юношеского спорта по месту жительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным направлением государственной политики является создание фундамента для поддержания и совершенствования физического и духовного здоровья жителей. Между тем, значимым элементом, определяющим уровень здоровья граждан, является сохранение оптимальной физической деятельности в течение всей жизни населения.
Опыт многих зарубежных стран демонстрирует, что такие задачи могут быть решены при комплексном методе к вопросам совершенствования физической культуры и спорта. На сегодняшний день роль спорта становится все более значительным социальным и политическим фактором в современном мире. Вовлечение большого количества населения к систематическим занятиям физической культурой, состояние здоровья граждан и успехи на состязаниях высокого уровня являются неоспоримым доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Впрочем, в последние годы из-за нехватки финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.
На данный момент имеются проблемы, влияющие на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:
– недостаточное вовлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой;
- диссонанс уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта (а также их моральный и физический износ) задачам развития массового спорта в стране;
– малое количество квалифицированных тренерских кадров;
– исчезновение традиций российского спорта высших достижений;
–недостаток на государственном уровне активной популяризации занятий физической культурой и спортом как важной составляющей здорового образа жизни.
Наши исследования подтвердили, что органы государственной власти – это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и воплощать их в жизнь. Новейший период в развитии физической культуры и спорта продемонстрировал созидательную политику государства.
Сегодня и во все времена именно физическая культура и спорт являлись гарантом здоровья нации и укрепления национальной безопасности всего государства. Качественное, масштабное и оперативное обеспечение спорта является непосредственной обязанностью каждого уровня власти. Поэтому появляется потребность в повышении эффективности управления областью физической культуры и спорта, что подразумевает максимально разумное использование существующих на данный момент возможностей.
Органы управления в рамках выполняемых функций формируют отношения, распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на регулирование и реализацию системы государственного управления в сфере физической культуры и спорта, что закрепляется в нормативно-правовых актах. Необходимо еще выделить, что результативность системы управления отраслью физической культуры и спорта непосредственно зависит от полного нормативного обеспечения ее деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[1] О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон РФ [от 04.12.2007 г. № 564-ФЗ] // Проспект. – 2007. – С. 40.
[2] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон [от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ] // Рос. газета. - 2003. - 08 октября. С. 18.
[3] Берлизов, М.П. Государственное управление в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект): Монография / М.П. Берлизов. - Москва: Юрлитинформ, 2013. - 200 c.
[4] Джамалудинова М.Ю. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие. - Москва: Издательство «Русайнс», 2015. - 104 с.
[5] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - Москва: Омега-Л, 2013. - 584 с.
[6] Волгин Н. А. Государственное и муниципальное управление. Учебник / И.А. Василенко. - Москва: Юрайт, 2014. - 496 c.
[7] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон [от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ] // Рос. газета. - 2003. - 08 октября. С. 18.
[8] Братановский С.Н. Спортивное право как отрасль российского права // Спорт: экономика, право, управление. – 2009. – № 4. – С. 11–12.
[9] Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта (Теоретические проблемы социальной политики. Особенности государственного регулирования) // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 5. – С. 2–8.
[10] Кемеров Е.И., Стимулирование и мотивация в современном управлении спортом/ Е.И. Кемеров. – Москва: ИНФРА-М, 2000.
[11] Исаев А.А. Спортивная политика России. – Москва: Советский спорт, 2002. – 512 с.
[12] Чесноков А.Н. Место спортивного права в системе российского законодательства // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 5.
[13] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон [от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ] // Рос. газета. - 2003. - 08 октября. С. 18.
[14] Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 64 с.
[15] Абросимова, М. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении / М.А. Абросимова. - Москва: КноРус, 2017. - 248 c.
[16] 3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон РФ [от 04.12.2007 г. № 564-ФЗ] // Проспект. – 2007. – С. 40.
[17] Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление в России / В.Г. Игнатов. - Москва: Феникс, 2014. - 738 c.
[18]Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 383 c.
[19] Холопов, В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Холопов. - Москва: Феникс, 2016. - 368 c.
[20] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон [от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ] // Рос. газета. - 2003. - 08 октября. С. 18.
[21] О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон РФ [от 04.12.2007 г. № 564-ФЗ] // Проспект. – 2007. – С. 40.
[22] Игнатов, В. Г. Государственное и муниципальное управление / В.Г. Игнатов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 480 c.
[23] О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон РФ [от 04.12.2007 г. № 564-ФЗ] // Проспект. – 2007. – С. 40.
[24]Кемеров Е.И., Стимулирование и мотивация в современном управлении спортом/ Е.И. Кемеров. – Москва: ИНФРА-М, 2000.
[25] Тихомиров, С.В. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / С.В. Тихомиров. - Москва: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 320 c.
[26] Кемеров Е.И., Стимулирование и мотивация в современном управлении спортом/ Е.И. Кемеров. – Москва: ИНФРА-М, 2000.
[27] Чесноков А.Н., Юткин А.В. Конституция Российской Федерации и правовое регулирование физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. – 2004. – № 4.
[28] Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края [Электронный ресурс] / Официальный портал Забайкальского края, 2016 – 2019. Режим доступа: http://www.минспорт.забайкальскийкрай.рф
[29] Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. - Москва: ЮНИТИ, 2015. - 135 c.
[30] Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] / дизайн и разраб. отд. интернет-технологий ЦНИТ. – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/
[31] Яновский, В. В. Введение в специальность "Государственное и муниципальное управление" / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - Москва: КноРус, 2017. - 200 c.
[32] Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов и др. - Москва: Дашков и Ко, 2017. - 556 c.
[33] Воронин С.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С. Е. Воронин. - Москва: ДиС, 2014. - 352 c.
[34] Кемеров Е.И., Стимулирование и мотивация в современном управлении спортом/ Е.И. Кемеров. – Москва: ИНФРА-М, 2000.