ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………………………………..7
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности подростков…………………………………………………………………………7
1.2 Характеристика скоростной выносливости………………………………..13
1.3 Методика развития скоростной выносливости……………………………17
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………..35
2.1. Методы исследования………………………………………………………36
2.2 Организация исследования…………………………………………………38
2.3. Комплекс упражнений по развитию скоростной выносливости………...40
ГЛАВА3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.............42
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……51
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….56
Актуальность. Сокращение сети спортивных учреждений и спортивных клубов привело к снижению физической активности школьников, развитию хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и ухудшению физической подготовленности молодежи.
Одним из наиболее важных компонентов физического здоровья является выносливость. В различных физических характеристиках выносливость занимает особое место. В структуре и методике тренировок выносливость более сложна по сравнению с другими моторными навыками, такими как скорость, сила и т.д. Задача повышения выносливости является необходимым условием для полноценной жизни и здоровья (А.А. Волков, 2017).
Выносливость и быстрота относятся к числу жизненно важных двигательных качеств человека. Но в то время как сила непрерывно увеличивается до двадцати-тридца-ти лет, рост выносливости и быстроты у девушек, систематически не занимающихся спортом, практически прекращается уже к 14-15 годам, а у некоторых даже снижается. Однако это не биологически предопределенное свойство организма, о чем свидетельствует, например, тот факт, что у спортсменок выносливость и быстрота продолжают повышаться под влиянием специальной тренировки и в более поздние годы - в течение всего периода активных занятий спортом.
Обобщение современной педагогической практики в системе физического воспитания и анализ научно-методической литературы показывает, что занятия в программе интервальных тренировок представляют собой научную систему физических упражнений, которая сочетает в себе эффективные гимнастические упражнения с силовыми тренировками и тренировками с отягощениями, упражнениями на сопротивление и гибкость, использование принципов перегрузок, повторений и специфичности нагрузок.
Успешная образовательная деятельность и необходимая физическая активность возможны только при идеальном здоровье, адекватном физическом развитии и физической подготовленности каждого человека.
По мнению Г.И. Погадаева, существующая система физического воспитания в образовательных учреждениях, должна быть радикально перестроена, чтобы обеспечить высокий уровень физической культуры, физического развития и физической подготовленности учащихся. Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений должно стать создание условий для увеличения двигательной нагрузки учащихся (Погадаев, 2015).
Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающихся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников активно занимающихся физической культурой, физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.
Как показывают исследования К.Д. Чернышенко, базовый уровень развития скоростной выносливости у школьников на 30-40% ниже нормы. Это обуславливает необходимость её развития на уроках физической культуры и секционных занятиях ( К.Д.Чернышенко, 2012).
Однако, необходимо выявить следующую проблему исследования: как повысить уровень развития скоростной выносливости на уроках физической культуры.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс развития скоростной выносливости у учащихся 14-15 лет.
Предмет исследования – экспериментальный комплекс упражнений, направленный на развитие скоростной выносливости у учащихся на уроках физической культуры.
Цель исследования: выявить эффективность экспериментального комплекса упражнений, направленного на развитие скоростной выносливости у учащихся 14-15 лет на уроках физической культуры.
Для того чтобы достичь этой цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования развития скоростной выносливости у учащихся 14-15 лет.
2. Определить уровень развития скоростной выносливости у учащихся 14-15 лет.
3. Разработать и апробировать экспериментальный комплекс упражнений по развитию скоростной выносливости в условиях современной школы.
4. Разработать методические рекомендации по развитию скоростной выносливости у учащихся 14-15 лет.
Гипотеза: развитие скоростной выносливости будет проходить более эффективно, если: на одном уроке в неделю использовать экспериментальный комплекс упражнений по развитию этого качества, применяемый интервальным методом.
Для решения задач применялись следующие методы исследования:
– анализ и обобщение научно-методической литературы;
– педагогическое наблюдение;
- антропометрия;
– тестирование;
– педагогический эксперимент;
– методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в получении новых данных о содержании занятий по физическому воспитанию, предназначенных для развития скоростной выносливости учащихся 14-15 лет.
Практическая значимость определяется эффективностью методики, разработанной для развития скоростной выносливости учащихся 14-15 лет.в условиях учебного процесса по физическому воспитанию.
База исследования: МБОУ СОШ № 33 г. Белгорода.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложения.
Особенности строения и функции органов ребенка непрерывно меняется. В среднем школьном возрасте (V-VIII классы) продолжается энергетический рост и развитие подростка. Подростки (11-15 лет) вступили в период так называемого «второго вытяжения», который совпадает с периодом полового созревания. У девочек этот период начинается несколько раньше (11-12 лет), чем у мальчиков (12-13 лет). Рост, вес и окружность грудной клетки у девочек в это больше, чем у мальчиков. К 15-16 годам мальчики начинают превосходить девочек по весу, росту и окружности грудной клетки, и это превосходство они сохраняют во всей последующей жизни (Холодов, 2015).
В.К. Бальсевич и Я.С. Вайнбаум считали, что в подростковом возрасте значительные изменения претерпевает костно-связочный аппарат, усиливается процесс окостенения, но в костях много еще хрящевой ткани (ростковый хрящ), за счет которой кости энергично увеличиваются в длину. Рост костей в длину может нарушаться при неполноценном питании, отсутствии закаливания воздухом, водой и солнцем, при неоправданно высокой или низкой дозированной нагрузке физическими упражнениями. Чрезмерное увеличение работой на силу и выносливость может привести к преждевременному окостенению ростковых хрящей, особенно таза и нижних конечностей (Бальсевич, 2011; Вайнбаум, 2011).
На уроке физической культуры необходимо выполнять упражнения способствующие развитию и укреплению стопы. Стопа ребенка усиленно развивается до 11-12 лет, а далее своды стоп должны укрепляться. Часто применяемые однообразные упражнения, исходные положения «основная стойка», длительные статические положения тела, чрезмерные нагрузки на стопу при длительной ходьбе на лыжах, злоупотребление прыжками могут иногда привести к умножению сводов стопы и даже к плоскостопию.
В подготовительной части урока рационально менять исходные положения, а для формирования и укрепления сводов стопы использовать специальные упражнения (бег по кругу, различные виды ходьбы на внутреннем и наружном своде стопы, упражнения в равновесии, плавание и др.).
Надо систематически развивать гибкость в движениях, чтобы она сохранялась и тогда, когда закончится процесс окостенения.
С.М. Вайцеховский говорил, что следует также обращать внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движения, так как в дальнейшем обычно труднее овладеть ими, а некоторая неловкость и угловатость движений может остаться (Вайцеховский, 2011).
На уроке физической культуры необходимо предусматривать и упражнения, связанные с координацией движений. Мышечная система подростка отличается относительно малым объемом, пониженной силой и слабой выносливостью. Она находится в процессе энергичного роста и развития, который идет неравномерно. Раньше всего развивается крупные мышцы, тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей.
Е.А. Захаров, А.С. Карасев, А.А. Сафонов отмечали, что у подростков можно наблюдать небрежное держание тела и гибкую осанку, что выражается в опускании головы, сутулости, выпячивание брюшной стенки и «крыловидных» лопаток. Работа над воспитанием осанки на уроках физической культуры должна проводится систематически с помощью следующих упражнений, укрепляющих мышцы спины, плечевого пояса и брюшного пресса (Захаров, 2014).
В подростковом возрасте наблюдается значительная разница в мышечной силе у девочек и мальчиков. Сила первых составляет 65 – 70% по отношению к силе вторых. Поэтому при занятиях с девочками следует строго дозировать упражнения, направленные на преодоление веса собственного тела (лазанию по канату, висы и подтягивания).
Легкие подростка еще находятся в процессе энергичного развития, поэтому нуждаются в систематическом и умелом воздействии. Легочная ткань обладает недостаточной эластичностью. Для укрепления легких необходимо применять упражнения динамического характера и чаще проводить занятия на воздухе. При этом важно строго дозировать силовые упражнения, связанные с настуживанием, задержкой дыхания на вдохе, и особое внимание уделять правильному дыханию при выполнении мышечных упражнений (Ингерлейб, 2014).
Подросток дышит поверхностно, а усиленный рост и интенсивный обмен веществ требует повышенного количества кислорода. Особое внимание, поэтому надо уделять дыханию через нос, при котором дыхательный объем воздуха увеличивается. Нарушение дыхания через нос (насморк, аденоиды, полипы и др.) наносит вред здоровью при этом чаще возникают простудные заболевания (воспаление легких и т.д.). Длительное выключение носового дыхания может привести к головным болям, снижению обмену веществ, ухудшению внимания и работоспособности (Прокудин, 2011).
Сердце ребенка 11-15 лет интенсивно развивается и может быть ранимым, если не соблюдаются правила постепенно повышающейся нагрузки физическими упражнениями. Ударный объем крови вырастает, а толщина стенок сердца (миокарда) увеличивается сравнительно медленно, поэтому оно работает с большим напряжением, т. к. сравнительно тонкие стенки миокарда должна обеспечивать выбрасывание вдвое большего объема крови. Здесь на помощь приходит общая физическая подготовка, которая содействует не только гармоническому развитию скелетных мышц, но и развитию и укреплению сердца (миокарда). Развитие сердца должно идти в соответствии с развитием организма в целом.
Однако могут быть случаи, когда рост сердца отстает от темпов роста всего организма, чаще всего тогда, когда подросток не занимается физическими упражнениями (Фомин, 2015).
Нервная система подростка, которая объединяет и направляет развитие организма в целом и отдельных его системы и органов, имеет особенности, выражающиеся в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда и повышенная подвижность, неустойчивое внимание, частая смена действий, большое число планов, настроений, желаний.
Начавшийся процесс полового созревания (конец подросткового возраста) связан с началом функционирования половых желез и перестройки нервной системы, а это в свою очередь связано и сказывается на психической деятельности подростка (Крутецкий, 2016).
У него становятся более последовательными и организованными восприятие, развивается наблюдательность, которая направлена на выявление причинно-следственных связей в окружающих его явлениях.
Появляется более глубокий и длительный интерес к изучаемому материалу, чем у младшего школьника, подросток останавливается не только на изучаемом явлении или предмете в целом, но и на его частях, свойствах (Хрипкова, 2010).
Восприятие развивается главным образом в учебной деятельности. Оно может быть в одних случаях глубоким и многосторонними, в других поверхностным и случайным, что является результатом различного отношения ученика к воспринимаемому и зависит от воспитания. Это указывает на то, что процесс восприятия находится в стадии становления (не только на изучаемом) и нуждается в твердом и повседневном педагогическом руководстве.
Процесс восприятия прямо зависит от внимания. Усиливается произвольное внимание подростка, оно становится более устойчивым и целенаправленным. При этом повышается способность выслушивания, он может сравнительно долго следить за нитью изложения.
В.Б. Коренберг говорил, что учитель физической культуры должен учитывать, что однообразные занятия, где много времени отводится объяснениям или овладению техникой упражнений и мало смене характера мышечной деятельности, могут вести к ослаблению внимания и нарушению дисциплины. Интересный урок настолько захватывает учащихся, что они способны с увлечением работать продолжительное время, подчас не замечая усталости (Коренберг, 2016).
Е.А. Захаров отмечал, что у подростков мышление и речь становится более систематическими, последовательными и критическими. Подросток пытается давать правильнее определение, доказательство, он уже не удовлетворяется тем, что слышит от учителя или родителей; нередко можно услышать и возражения, сомнения по поводу некоторых высказываний взрослых (Захаров, 2014).
Всякая неясность, неточность в описании или объяснении учителя встречает недоверие или снижает интерес к изучаемому материалу. Повышение мыслительной способности сказывается в изменения к различным учебным предметам и, в частности, и физической культуре. Увлекающий в младшем школьном возрасте вид физических упражнений позднее заменяется другими, и это определяется определенными суждениями и серьезным обоснованием.
Иногда наряду с чрезмерной активностью и любознательностью подросток проявляет полное безразличие к урокам и занятиям во внеучебное время. Задача учителя заключается в том, чтобы заинтересовать ученика, привлечь его к участию в жизни школьного коллектива.
В подростковом возрасте увеличивается мышечная сила и, сила энергии, активность не находит правильного применения, оно проявляется в озорстве, лихачестве и т.п. и может привести к более серьезным случаям нарушения дисциплины. Занятия мобильным видом спорта, участие в соревнованиях направляет внимание школьника на полное занятие и способствует полноценному протеканию процесса полового созревания (Маджуга, 2010).
Перестройка организма, его нервной системы сказывается и на формировании некоторых черт характера. Подросток стремится к самостоятельности, хочет показать, что он уже «взрослый». Смелость и решительность могут быстро сменяться робостью, застенчивостью, неуверенностью в себе, в своих силах или, наоборот, проявляется в переоценке своих сил. Подросток то весел, подвижен, то задумчив и замкнут, то приветлив, то резок, непочтителен. Эти особенности характера во многом определяются теми изменениями, которые происходят в его организме и, в частности, в нервной системе. Однако повышенная возбудимость, грубость, упрямство и др. не являются неизбежными спутниками подросткового возраста.
Успех воспитательной работы с подростками во многом зависит от умения заинтересовать их в дальнейшем правильно поправлять их интересы, руководить их развитием (Шлык, 2019).
Ценным средством физической культуры школьников является режим дня, т.е. правильный распорядок деятельности и отдыха учащихся. Правильно построенный и систематически выполняемый режим оказывает положительное влияние на здоровье и развитие подростка; он содействует укреплению нервной системы, оберегает ее от переутомления, обеспечивает восстановление работоспособности нервных клеток головного мозга. Благодаря режиму повышается сопротивляемость организма к заболеваниям, улучшается обмен веществ, воспитываются такие качества, как дисциплинированность, систематичность в работе, укрепляется воля и настойчивость. Специально составляют режим для школьника, учитывая индивидуальные особенности, домашние условия, занятия во внешкольных учреждениях (Коренберг, 2016).
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что наиболее рациональный подход к развитию выносливости – в возрасте от 14 до 15 лет.
Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой-либо работы без снижения ее эффективности. Различают две формы проявления выносливости – общую и специальную.
Физиологическая основа общей выносливости – это способность выполнять работу за счет энергии окислительных реакций, что обусловлено вегетативной составляющей, главным компонентом является высокий уровень аэробных возможностей (Талага, 2014).
Г.С. Абрамов отмечал, что специальная выносливость воспитывается при действии на организм спортсмена конкретных физических нагрузок, специфических для определенной спортивной деятельности. Выносливость специфична, так как на доля генетических факторов приходиться 80-85 %, средовых – 20-25% (Абрамов, 2010).
Е.И. Иванов в своих исследованиях отмечал, что в скелетных мышцах у спортсменов, специализирующихся в работе на выносливость, преобладают (до 80-90 %) медленные мышечные волокна. Рабочая гипертрофия протекает по саркоплазматическому типу, т.е. за счет роста объема саркоплазмы, в которой накапливаются запасы гликогена и липидов (Иванов, 2014).
В ЦНС происходит формирование стабильных рабочих доминант с высокой помехоустойчивостью в условиях монотонной работы. Особой способностью выдерживать длительные циклические нагрузки обладают спортсмены с сильной уравновешенной нервной системой и невысоким уровнем подвижности нервных процессов – флегматики.
В.М. Волков отмечал, что специальные формы выносливости характеризуются разными адаптивными перестройками организма в зависимости то специфики физической нагрузки. Специальная выносливость в циклических видах спорта зависит от длины дистанции (Волков, 2013).
Скоростная выносливость зависит от устойчивости нервных центров к высокому темпу активности, она определяется быстротой восстановления АТФ в анаэробных условиях за счет креатинфосфата и реакцией гликолиза.
Выносливость в ситуационных видах спорта обусловлена устойчивостью центральной нервной системы и сенсорных систем. К работе переменной мощности и характера – «рваному» режиму, вероятностным перестройкам ситуации, многоальтернативному выбору, сохранению координации при постоянном раздражении вестибулярного аппарата.
Развитие выносливости связано с увеличением диапазона физиологических резервов и большими возможностями их мобилизации, в основе которых лежит использование функциональных резервов мозга спортсмена для произвольного преодоления скрытого утомления (Гандельсман, 2010).
Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ. Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробно – креатин фосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15-20 секунд. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целя увеличения запаса прочности практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но опять же с максимальной интенсивностью.
Б.А. Ашмарин говорил, что скоростная выносливость в зоне субмаксимальной нагрузки в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто анаэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,5 -3 минут (Ашмарин, 2012).
Основным критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживается заданная скорость либо темп работы.
Анаэробную выносливость – скоростную выносливость – определяет ряд функциональных свойств организма, обуславливающих совершать работу в условиях недостатка кислорода. По мнению С.М. Вайцеховского анаэробная выносливость очень специфична, она в существенной степени обусловлена экономичностью двигательной деятельности. Перенос этого вида выносливости очень специфичен и незначителен. Чем ниже мощность работы, тем меньше. Ее результат зависит от совершенства двигательного навыка и больше от анаэробной производительности (Вайцеховский, 2011).
С целью измерения выносливости используют множество способов, которые можно представить в виде пяти основных групп:
1) выполнение непрерывной специфической нагрузки, дозированной « до отказа». Контрольные упражнения этой группы чаще проводятся в лабораторных или естественных условиях с использованием различных моделирующих устройств;
2) выполнение непрерывной нагрузки соревновательного типа, отличающийся от основной по ряду параметров. Тесты этой группы характерны для использования в единоборствах и спортивных играх. Необходимая конкретная тренировочная нагрузка создается по средствам моделирования игровых и боевых ситуаций, серий технических элементов;
3) повторные выполнения специфической, дозированной по величине нагрузки со строго ограниченными паузами отдыха. Например, дано провести максимальное количество ударов за указанное время;
4) выполнение тренировочного контрольного задания по достижении наибольшей мощности работы за определенный отрезок времени. Тесты этой группы, как правило, применяются в лабораторных условиях на энергометрических установках.
5) использование соревновательного метода (Волков, 2012).
А.Г. Хрипкова в своих исследованиях указывала, что уровень выносливости оценивается частотой сердечных сокращений в процессе работы и в восстановительном периоде частотой дыхательных движений, максимальным потреблением кислорода (МПК), пространственным, транспортно-временными, динамическими характеристиками движений в процессе выполнения контрольных и соревновательных упражнений (Хрипкова, 2010).
Говоря о возможностях воспитания выносливости как одного из физических качеств, нельзя не коснуться взаимосвязи между силой, быстротой и выносливостью. Поскольку двигательная деятельность является целостной реакцией всего организма, в упражнении (даже в преимущественно направленной тренировке) развиваются все физические качества. Однако условия двигательной деятельности могут влиять на взаимосвязь между физическими качествами как положительно, так и отрицательно.
Исслед ования, проведенные А.Ц. Пу ни, Л.П. Матвеевым, В.М. Зацио рским и другими, пока зали, что в трени ровке, направленной н а развитие быст роты, организм разви вается более разнос торонне, создаются значит ельные предпосылки д ля развития си лы и выносливости. В т о же вр емя в силовой трени ровке развивается преимущ ественно сила и возн икают лишь неко торые предпосылки д ля развития быст роты и выносливости. Трени ровка на выносл ивость только одност оронне воздействует н а организм (Пу ни, 2015; Мат веев, 2017; Зацио рский, 2015).
Выносл ивость нужно разв ивать, ориентируясь все гда на специф ические требования соревн ований. Поэтому п ри развитии скоро стной выносливости, харак терной для раб оты субмаксимальной и максим альной мощности, ко гда мобилизация эне ргии происходит преимущ ественно в анаэробных усло виях, общая и специ альная соревновательные выносл ивости взаимосвязаны.
Та ким образом, дости жения, связанные с выносл ивостью данного ти па, требуют выс окой аэробной и максим альной анаэробной производи тельности. При эт ом необходимо пом нить, что осн ову для разв ития анаэробной возмо жности составляет аэро бная производительность.
1.3 Мето дика развития скоро стной выносливости
К осно вным факторам, лимити рующим проявление скоро стной выносливости, отно сятся: функциональные возмо жности анаэробных энергоис точников и буферных сис тем организма; уро вень технической подготов ленности (способность с мень шими энергозатратами поддер живать околопредельную и преде льную интенсивность); спосо бность противостоять отрица тельным изменениям в о внутренней ср еде организма (накоп ление лактата и т. п.) пу тем максимальной концен трации волевых уси лий. Для разв ития скоростной выносл ивости применяют преимущ ественно методы комбинир ованного упражнения и ме тод соревновательного упраж нения. С целью совершен ствования функциональных возмож ностей креатин – фосфа тного механизма и улуч шение экономичности движ ений применяют след ующие режимы нагр узок и отдыха (Ис аев, 2014):
Довольно наде жную информацию относи тельно готовности к след ующей серии да ет контроль восстан овления ЧСС. Сниж ение ЧСС д о 100-8 0 уд-м ин свидетельствует о практ ически полном восстан овлении оперативной работосп особности. Довольно бол ьшая продолжительность отд ыха между сер иями обусловлена необход имостью возобновления зап асов энергопродуктов в мыш цах, которые не сут основную нагр узку (Пашковская, 20 13).
При совершен ствовании функциональных возмож ностей лактатного энергооб еспечения руководствуются излож енными выше рекомен дациями. Оптимальная продолжи тельность отдельного упраж нения от 2 0-30 д о 50-6 0 с, а для хор ошо тренированных спорт сменов – в полном диап азоне.
Для хор ошо тренированных квалифиц ированных спортсменов выс окий эффект да ет выполнение се рии упражнений с околопр едельной, или да же максимальной интенси вностью и интервалами отд ыха, которые сокра щаются (Ефремова, 20 15). Например, б ег 4*300м с интер валами отдыха 6, 4 и 2м ин. Характер отд ыха – активный.
Разв итию скоростной выносл ивости, как пра вило, посвящают отде льные занятия. В компл ексных занятиях возм ожны следующие соче тания:
О скоро стной выносливости при нято говорить примен ительно к упражнениям циклич еского характера (б ег, ходьба, плав ание, гребля, ход ьба на лы жах, езда н а велосипеде и т.п.). Лю бое из н их может совер шаться с различной скор остью. Более вынос ливым окажется т от, кто смо жет поддерживать зада нную скорость передв ижения дольше, ч ем другой. Естес твенно, что в завис имости от скор ости передвижения бу дет разной и длител ьность выполнения упраж нений: чем о на выше, т ем меньше окаж ется продолжительность раб оты, и наоборот. К при меру, бег максим альной скоростью н е может бы ть продолжительным. О н длится дес ятки секунд, и з а это вр емя преодолевается небо льшое расстояние – 1.0 0-200м. Ес ли же чел овек пробегает бол ьшую дистанцию, т о он умен ьшает интенсивность бе га, т. е. бежит медл енно (Озолин , 20 12).
На осн ове анализа мир овых рекордов в бе ге на разл ичные дистанции В.С Фар фель установил, ч то зависимость «скор ость-время» распа дается на чет ыре прямолинейных уча стка, названных и м зонами относи тельной мощности: зо ну максимальной, субмакс имальной, большой и умер енной мощности. Каж дая из эт их зон вклю чала в себя сущест вующие в практике гру ппы дистанций – коро ткие, средние, дли нные и сверхдлинные.
Бы ло выявлено, ч то деление кри вой рекордов н а отрезки харак терно не тол ько для реко рдов в беге, н о и для дру гих циклических упраж нений – в плавании, в бе ге на кон ьках, в езде н а велосипеде (Фар фель, 2015).
В о всех слу чаях критерием мощн ости (интенсивности) раб оты является н е дистанция, а вр емя, необходимое д ля ее выпол нения. Поэтому относи тельно одинаковыми п о мощности мо гут быть, напр имер, бег н а 500м плав ание на 1 00 м, так к ак оба упраж нения требуют приблиз ительно одинакового вре мени – около мин уты. Если бе гун пробегает 2 00 м за 1 9,72с, т о для не го эта раб ота будет максим альной мощности, н о если т у же дист анцию бегун преодо левает лишь з а 40 с, т о для не го эта раб ота окажется п о мощности субмакс имальной. Максимальную ж е мощность д ля такого бег уна будет предст авлять бег с бол ьшой скоростью, кот орую, однако, о н сможет подде ржать значительно мен ьше времени – 1 0-15 с, прео долев всего 5 0 м. (Ермолаев, 20 10).
Классификация з он мощности, предло женная B.C. Фарфелем, в св язи с ростом мир овых рекордов в бе ге неоднократно уточн ялась и усовершенствовалась. Оказ алось, что «кри вая рекордов», в о-первых, распа дается не н а 4, а на бол ьшее число з он. К примеру, Н.И.Вол ков предложил зо ну субмаксимальной мощн ости подразделить н а две под зоны: длительностью о т 15 д о 40с и 4 0с-2мин. Зо ну умеренной мощн ости также ино гда подразделяют н а две ча сти - подзону углев одного дыхания и под зону жирового дых ания. Во-вто рых, у людей разли чного возраста, по ла и подготовленности врем енные границы раб оты в каждой зо не имеют опреде ленные отличия (Фар фель, 2015).
В таб лице 1.1. приведены врем енные характеристики разл ичных зон относи тельной мощности в цикли ческих упражнениях у лю дей различного возр аста, которые рассма тривали Н.Г. Озолин, Ю.В. Верхош анский, В.М. Зациорский, В.В. Кузн ецов, М.Я. Набатникова (Озо лин, 2012; Верхош анский, 1988; Зацио рский, 2015; Кузн ецов, 2012; Набат никова , 2013). Зна ние временных интер валов зон относи тельной мощности в раз ном возрасте им еет важное практи ческое значение. Э ти данные слу жат ориентиром д ля нормирования скоро стных нагрузок н а занятиях (та бл.1.1) (Ефремова, 2015).
Таблица 1.1.
Нормир ование скоростных нагр узок на заня тиях
Зоны мощн ости |
||||
Возрастные гру ппы |
Максимальная |
Субмакс имальная (диапазон) |
Бол ьшая |
Умеренная |
Взро слые |
до 2 0 сек |
4 0-120 с ек |
20-1 0 мин |
1 0- 60 м ин и более |
1 5-16 л ет |
до 1 5 сек |
4 2-160 с ек |
2мин 4 0с – 11мин 5 0 с |
от 1 1 мин 1 0 сек |
1 3-14 л ет |
до 1 5 сек |
4 5-200 с ек |
4 мин 4 0с – 16 м ин 50 с |
о т 16 м ин 50 с ек |
9-10 л ет |
до 9 с ек |
50-9 0 сек |
1,5- 2 5 мин |
о т 25 м ин |
Установлено, ч то физиологические меха низмы утомления в цикли ческих упражнениях, относ ящихся к разным зо нам мощности (ска жем, бег н а 100 и 1 0 000м), сущес твенно различаются. В т о же вр емя, если упраж нения принадлежат к од ной и той ж е зоне (напр имер, бег н а 100 и 20 0м), то меха низмы утомления, а следов ательно, и выносливости бу дут во мно гом сходны. Естес твенно, на уро вень ее разв ития в каждом слу чае влияют и дру гие факторы. Разл ичия деятельности орг анов и систем орга низма определяют в значит ельной мере и раз ную методику разв ития скоростной выносл ивости.
Выносливость прояв ляется только в т ом случае, ко гда имеются явл ения утомления. Дока зано, что ч ем лучше раз вита скоростная выносл ивость, тем по зже во вр емя передвижения н а дистанции начи нают проявляться явл ения утомления и к ак следствие эт ого снижения скор ости. Отодвигается мом ент, когда начи нают проявляться элем енты деконпенсированного утом ления (Бандейкина, 20 11).
Следовательно, и скоро стная выносливость в т ой или ин ой зоне мощн ости развивается тол ько тогда, ко гда человек в проц ессе занятий дох одит до необх одимых степеней утом ления - организм в эт ом случае к ак бы отве чает на подо бные явления повыш ением уровня разв ития выносливости.
Гла вный путь совершен ствования скоростной выносл ивости в каждой зо не мощности заклю чается в использовании н а занятиях неск олько более интен сивной работы п о сравнению с т ой, которая харак терна для н ее в различных возра стных группах. Та кая работа предст авляет собой передв ижение со скор остью, превышающей соревнов ательную на диста нциях, попадающих в соответ ствующую зону. Разум еется, дистанция бу дет короче соревнов ательной, поэтому возде йствие на орга низм недостаточно. Д ля достижения необхо димого характера отве тных реакций, и х величины и направл енности при разв итии выносливости, тренир овочные отрезки в од ном занятии преодол еваются несколько р аз. В зависимости о т характера энергет ического обеспечения мыше чной деятельности выде ляют три ви да скоростей передв ижения, которые им еют большое знач ение для нормир ования нагрузок п ри развитии выносл ивости в каждой и з зон (Набат никова, 2013).
Субкрит ическая скорость, п ри которой рас ход энергии нев елик и величина кислор одного запроса мен ьше аэробных возмож ностей (т. е.текущее потре бление кислорода полн остью покрывает потре бности), – оказывает преимуще ственное воздействие н а развитие аэро бных функций. Крити ческая скорость, п ри которой кисло родный запрос ра вен аэробным возмож ностям и упражнения выпол няются в условиях максим альных величин кисл орода, – развивает аэр обно-анаэробные фун кции.
Надкритическая скор ость, при кот орой кислородный зап рос превышает аэро бные возможности чело века и выполнения упраж нения происходит в усло виях кислородного до лга, содействует совершен ствованию анаэробных возмож ностей. Абсолютные показ атели субкритической, крити ческой и надкритической скор остей во мно гом зависят о т вида цикли ческих упражнений, возр аста, пола и подготов ленности занимающихся. К при меру, критическая скор ость у сильнейших спорт сменов – мужчин в плав ании составляет 1,6 м/с, в легкоатлетическом бе ге – 5,92м/с, в бе ге на кон ьках – 11,2 м/с, в езде н а велосипеде – 1 3,5 м/с. (Решетников, 20 10).
Упражнения н а развитие скоро стной выносливости в зо не максимальной и субмакс имальной мощности выпол няются с надкритической скор остью, для разв ития выносливости к скоро стной работе в зо не большой мощн ости, с надкритической и крити ческой скоростью, д ля развития выносл ивости в зоне умер енной мощности – гла вным образом с субкрит ической и критической скор остью.
По мне нию Е.Н. Гогунова, Б.И. Марть янова скоростная выносл ивость в работе максим альной мощности харак терна для упраж нений с предельной продолжит ельностью от 9 д о 20с. К при меру, легкоатлетический б ег на дист анции – 30-6 0м - у младших, 10 0м – у старших школь ников, 100-20 0м – у квалифицированных бег унов (Гогунов, 20 10).
Основным сред ством развития скоро стной выносливости в зо не максимальной мощн ости является преод оление отрезков, рав ных или да же больших, ч ем соревновательные дист анции, с максимальной и ли близкой к н ей скоростью. В дан ном случае име ется в виду н е рекордная скор ость человека, а максим альная по отно шению к его возмож ностям в день зан ятий.
В процессе разв ития скоростной выносл ивости в этой зо не мощности сле дует учитывать дина мику изменения скор ости в связи с нарас танием утомления. Ес ли человек ощу щает возникающее утом ление уже в пер вые секунды раб оты и скорость быс тро уменьшается (напр имер, в беге н а 20м резу льтат высокий, а н а 50м – относи тельно низкий), т о налицо недоста точность выносливости в стар товом разгоне. Ес ли же утом ление наступает по зже, а скорость начи нает падать с сере дины дистанции и ли к концу е е, то на до говорить о недоста точности скоростной дистан ционной выносливости (Бок сер, 2018).
Мето дика развития выносл ивости в этих слу чаях будет неодин аковой. Для то го чтобы полно ценно проявить св ои возможности в нач але работы и н е снижать п ри этом скор ость передвижения, исполь зуется повторное выпол нение упражнений с интенси вностью 95-1 00% от максим альной и продолжительностью 3-8 с с интервалами отд ыха между повтор ениями – 3 мин. Колич ество повторений в од ной серии – 3-5 р аз. Для бо лее глубокого возде йствия нагрузки н а организм выпол няется 2-4 серии упраж нений. Время отд ыха между сер иями – 4-6мин. Та кая работа харак терна для уче бно-тренировочных зан ятий на оч ень короткие дист анции (Зимкин, 20 12).
Наряду с повт орным методом в заня тиях применяется та кже интервальный спр инт. В нем упраж нения выполняются в фо рме 10с уско рений со скор остью 95-1 00% от максим альной и 10-1 5 с. с паузами отд ыха, заполненными малоинт енсивной работой. Се рий – 3-5, в каждой се рии – 3-5 повторений упраж нения. Отдых ме жду сериями – 8-1 0 мин. Чт обы пройти дист анцию в высоком те мпе, не сни жая скорость д о финиша, необх одимо совершенствовать спосо бность поддерживать относи тельно высокую скор ость в течение бо лее длительного вре мени. Это дости гается преодолением отре зков, равных и ли даже бол ьших по дл ине, чем осно вная соревновательная дист анция. Правда, нел ьзя излишне прев ышать соревновательную дист анцию, поскольку э то связано с умень шением интенсивности раб оты до уро вня, не отвеч ающего требованиям осно вной дистанции.
В проц ессе занятий исполь зуется главным обр азом повторный ме тод, который предусм атривает выполнение упраж нений с интенсивностью 9 0-95% о т максимальной и продолжит ельностью 10-2 0 с. Число повто рений упражнения в каж дой серии – 3-4. Колич ество серий д ля не име ющих спортивные раз ряды – 2-3, для хор ошо тренированных лю дей – 4-6 (Годик, 20 12).
Скоростная выносл ивость в работе субмакс имальной мощности у лю дей разного возр аста и подготовленности прояв ляется преимущественно в упраж нениях максимальной продолжи тельности не ме нее 50с и н е более 4-5м ин. Например, д ля детей 1 0 лет б ег продолжительностью о т 9 до 9 0с, который соотве тствует дистанции 5 0-400 м, д ля детей 1 3-14лет б ег в диапазоне о т 15 с д о 4 мин 3 0 с на диста нциях 90-16 00 м; для взро слых высококвалифицированных спорт сменов продолжительность бе га находится в пред елах от 2 0 с до 2 м ин 16 с. З а это вр емя они преодо левают от 2 00 до 10 00 м.
Основным сред ством развития скоро стной выносливости п ри работе в зо не субмаксимальной мощн ости является преод оление тренировочных отре зков различной дл ины со скор остью, превышающей соревнов ательную. Для мно гих дистанций, относ ящихся к зоне субмакс имальной мощности, вели чина прироста выносл ивости зависит о т диапазона исполь зуемых скоростей передв ижения, имеющего крити ческую границу откло нения от соревнов ательной скорости в пред елах примерно – 1 0-15%. П ри планировании нагр узки следует прин имать во вним ание не тол ько скорость выпол нения упражнений, н о и удельный в ес работы разл ичной интенсивности в об щем объеме нагр узки или в об щем балансе вре мени. Во вс ех случаях раб ота до выраж енного утомления явля ется основной фор мой повышения уро вня выносливости (Шарм анова, 2014).
Разв итие скоростной выносл ивости при выпол нении циклических упраж нений в разных диапа зонах субмаксимальной мощн ости имеет опреде ленные отличия. П ри работе субмакс имальной мощности преде льной продолжительности 4 0-45с упраж нения выполняются с оч ень большой интенси вностью при дал еко не удовлет воряемом запросе кисл орода, не смо тря на преде льное его потре бление. Энергообеспечение мыше чной деятельности в эт ом случае осущест вляется преимущественно з а счет анаэр обной гликолитической мощн ости (количество распада ющегося до моло чной кислоты глик огена в секунду).
Скоро стная выносливость к та кой работе разви вается путем повто рного прохождения укоро ченных отрезков дист анции с высокой скор остью, например, 3-5 р аз по 2 00 м для бег уна на 4 00 м.Затем посте пенно длина отре зков увеличивается. О ни могут бы ть близки к соревнов ательной дистанции, ра вны или да же немного прев ышать (Бишаева, 20 12).
Скоростная выносл ивость в работе бол ьшой мощности прояв ляется упражнениях, длител ьность которых, мо жет достигать прим ерно 2-10 м ин и более. Гра ницы временного диап азона внутри дан ной зоны у л иц данного возр аста неодинаковы. Э ти границы особ енно выражены у де тей младшего и сред него школьного возр аста, что свя зано с интенсивностью морфоло гических и функциональных изме нений дыхательной, серд ечно-сосудистой, нер вно-мышечной, эндок ринной и других сис тем организма, происх одящих в результате ро ста и развития реб енка. У взрослых квалифиц ированных спортсменов в э ту зону относи тельной мощности попа дают, к примеру, в легкоатл етическом беге дист анции 1500-50 00 м, в плавании – 4 00-1500 м; в бе ге на кон ьках – 3000, 50 00 и 10000 м .
Осно вным средством разв ития выносливости передв ижение на тренир овочных дистанциях с о скоростью, бли зкой к критической, рав ной ей и ли немного превы шающей ее. П о своему возде йствию такая раб ота должна вызы вать максимальное потре бление кислорода в орга низме и позволять бо лее длительное вр емя удерживать е го на выс оком уровне. Про цесс обеспечения энер гией работающих мы шц – смешанный, аэр обно – анаэробный с преобл аданием аэробного компо нента (Лях, 20 10).
Для разв ития выносливости в дан ной зоне мощн ости используются преимущ ественно переменный, повт орный и интервальный мет оды. Интенсивность передв ижения в переменном мет оде может приме няться от умер енной до соревнов ательной. Переменная трени ровка проводится и ли по ти пу «фартлека», ко гда различные п о длине отр езки дистанции преодол еваются с разной скор остью, или п ри строгом черед овании одинаковых отре зков дистанции, пробе гаемых поочередно с выс окой и низкой скор остью. Интервалы дол жны обеспечивать относи тельно полное восстан овление работоспособности орга низма. Отдых ме жду сериями 1 0-15 ми нут. По ме ре роста подготов ленности для разв ития выносливости приме няется интервальный ме тод, характеризующий бол ьшим количеством повто рений упражнения н а длинных отре зках со скор остью ниже соревнов ательной и относительно коро ткими паузами отд ыха (Травин, 20 17).
Ю.Д. Железняк и П.К. Пет ров в своих исслед ованиях отмечали. Ч то скоростная выносл ивость к работе умер енной мощности харак терна для упраж нений, в которых максим альная продолжительность соревнов ательной деятельности соста вляет от 9 д о 10 м ин и от 1-1,5 ч и бо лее (Железняк, 20 14).
Тренеру п ри планировании и орган изации учебно-трениро вочного процесса необх одимо конкретизировать каж дую тренировку н е только в тех нико-тактическом пл ане, но и в пл ане совершенствования физич еских качеств. Обы чно в основной ча сти тренировки исполь зуется лишь повт орный метод, ко гда бои повто ряются после мину тного перерыва, при чем интенсивность нагр узки не регули руется и степень функцио нальной нагрузки опреде ляется лишь ви дом тренировки и ино гда самочувствием бо йца. Специальные ж е, заранее заплани рованные восстановительные проц едуры, например, по сле вольного и ли условного б оя, не исполь зуются. В результате разви вается лишь об щая, а не скоро стная выносливость, соответ ствующая специфике трехрау ндового боя.
Д ля выработки скоро стной выносливости уче бно-тренировочный про цесс необходимо стр оить таким обр азом, чтобы последо вательно решались вна чале задачи разв ития общей, а за тем скоростной выносл ивости (Гуревич, 20 15).
Выносливостью назы вают способность орга низма противостоять неблаго приятным воздействиям вне шней или внутр енней среды. Э то может бы ть устойчивость орга низма к ионизирующему излу чению, перепадам темпе ратуры или давл ения, эмоциональным перег рузкам, интоксикации, воздей ствиям болезнетворных микроор ганизмов и многим дру гим факторам.
В физич еском воспитании п од выносливостью пони мают способность орга низма бороться с утомл ением, вызванным мыше чной деятельностью. Одн ако в связи с т ем что ви ды физических нагр узок весьма разноо бразны, неодинаковы и меха низмы утомления, а, следов ательно, различны и ви ды выносливости к физич еским нагрузкам. Поэ тому различают выносл ивость общую и специ альную (Иванов, 20 10).
Общей выносл ивостью называют спосо бность продолжительно выпо лнять работу, вовле кающую в, действие мно гие мышечные гру ппы и предъявляющую выс окие требования к сердечнос осудистой и дыхательной сист емам.
Выносливость п о отношению к опреде ленной деятельности, избр анной как пре дмет специализации, назы вают специальной. Следов ательно, существует сто лько же ви дов специальной выносл ивости, сколько ви дов спортивной специа лизации. В физическом воспи тании употребляют тер мины силовая, прыж ковая, статическая и дру гие виды специ альной выносливости.
Общеиз вестно, что выносл ивость является необх одимой предпосылкой д ля достижения выс оких результатов в лю бом виде спо рта. Велико знач ение упражнений н а выносливость д ля сохранения и укреп ления здоровья, повы шения общей работосп особности организма, подго товки к трудовой деятел ьности и общего физич еского развития чело века (Пашковская, 20 13).
Высокий уро вень выносливости позв оляет спортсменам усп ешно справляться с бол ьшим объемом тренир овочной и соревновательной раб оты. У представителей раз ных видов спо рта уровень выносл ивости неодинаков. Выс окие показатели об щей выносливости проя вляют бегуны, велоси педисты, лыжники, пло вцы, конькобежцы, специализ ирующиеся на дли нных дистанциях. Следов ательно, в подготовке спорт сменов этих специа лизаций большой удел ьный вес дол жны занимать упраж нения на выносл ивость. Спортсмены, тренир ующиеся на коро тких дистанциях, тяжело атлеты, гимнасты, игро вики и другие п о уровню об щей выносливости значи тельно уступают спорт сменам первой гру ппы, но э то не зна чит, что о ни не нужд аются в развитии выносл ивости. Упражнения н а выносливость явля ются эффективным сред ством функциональной подго товки спортсменов вс ех видов спо рта.
Упражнения н а выносливость предъ являют высокие требо вания к работе сердечнос осудистой и дыхательной сис тем и способствуют повы шению и улучшению обме нных процессов и коорд инации деятельности разл ичных физиологических сис тем организма (Мат веев, 2017).
В каче стве средств воспи тания выносливости испол ьзуют общеподготовительные, вспомог ательные, специально-подготов ительные и соревновательные упраж нения, которые п о воздействию н а организм дел ятся на упраж нения общего (б ег, плавание и д р.), частичного (присе дания, вращения, нак лоны туловища и д р.) и локального возде йствия (многократное подни мание и опускание р ук, ног и д р.).
Упражнения части чного и локального возде йствия позволяют избира тельно активизировать деятел ьность отдельных мыше чных групп, отст ающих в своем разв итии, повышать сил овые, скоростно-сил овые и скоростные компо ненты выносливости (Инге рлейб, 2014).
Выс окий уровень выносл ивости тесно свя зан с аэробными и анаэр обными возможностями орга низма. Рациональное соче тание разнообразных упраж нений на выносл ивость способствует повы шению производительности сердечнос осудистой и дыхательной сис тем, что прояв ляется в увеличении максим альных величин кислор одного долга д о 20-2 5 л (вместо 5-6 л у незаним ающихся), максимального потре бления кислорода (д о 80-9 0 мл/к г-мин с 4 0-45 м л/кг-м ин у начинающих), содер жания креатинфосфата и глик огена в мышцах, актив изации интенсивности глик олиза, повышении актив ности ферментов, ответс твенных за энергооб еспечение организма, и д р. (Волков, 20 17).
При разв итии общей выносл ивости применяется непре рывная длительная дистан ционная работа, выпол няемая с равномерной и ли переменной скор остью, продолжительностью (в завис имости от особен ностей вида спо рта, состояния трениро ванности) не мен ьше 25-3 0 мин у начин ающих и от 5 0 до 1 20 мин и вы ше у более подгото вленных (бег, плав ание, гребля и д р.), а в лыжных гон ках, в велосипедном спо рте – еще бол ьше.
При выпол нении непрерывной длите льной работы с равно мерной скоростью пу льс колеблется в пред елах 150-1 70 в 1 мин. П ри беге с перем енной скоростью коле бания пульса мо гут составлять о т 140 д о 180 в 1 м ин, т. е. чередуется б ег с более низ кой скоростью н а определенной дист анции с более выс окой скоростью. Напр имер, 800 м с о скоростью 4 м/с+4 00 м со скор остью 5 м/с и так в теч ение 30-6 0 мин (Баль севич, 2011).
Ме тод интервальной раб оты основан н а повторном выпол нении работы опреде ленной длительности и исполь зовании неполных интер валов отдыха. Повт орную работу по сле предыдущей выпо лняют при сниж ении пульса д о 120-1 30 в 1 мин.
Длител ьность однократной нагр узки зависит о т того, ка кое физическое каче ство спортсмен разв ивает. Так, п ри развитии скоро стной выносливости длител ьность однократной нагр узки составляет о т 15 с д о 2 мин; д ля развития выносл ивости у спортсменов, специализ ирующихся в беге н а короткие дист анции – до 2-8 м ин; на сре дние – до 8-1 5 мин.
Д ля подготовки спорт смена к выступлению н а соревновательных диста нциях помимо интерв ального, равномерного и перем енного методов исполь зуются соревновательный и контр ольный методы трени ровки. Средства и мет оды повышения аэро бных и анаэробных возмож ностей организма неодно значны, поэтому целесо образно рассматривать пу ти их повы шения отдельно. В разв итии выносливости име ются 4 этапа (Ефре мова, 2015).
Пер вый – воспитание об щей выносливости – осущес твляют в течение вс его переходного и в нач але подготовительного пер иода. Продолжительность пер вого этапа 2-3 мес яца.
К средствам, способс твующим развитию об щей выносливости н а первом эт апе, можно отн ести длительные, цикли ческие упражнения с невы сокой интенсивностью (п ри пульсовом реж име от 1 30-160 в 1 м ин): бег (лу чше кроссы), ход ьба на лы жах, гребля, ез да на велос ипеде, плавание и д р.
При выпол нении этих упраж нений в работу вовле каются почти в се мышцы те ла, что способ ствует усилению обм ена веществ, стимули рованию дыхательных проц ессов.
На пер вом этапе с це лью воспитания об щей выносливости в се спортсмены испол ьзуют продолжительный б ег с различной интенси вностью, особенно п о пересеченной мест ности. При длите льном беге с умер енной интенсивностью созд аются благоприятные усл овия для повы шения не тол ько работоспособности сердечнос осудистой, дыхательной и нер вной систем, д ля совершенствования нер вно-гуморальных механ измов регуляции, совершен ствования систем биохим ических процессов, н о и работоспособности вс его организма. Реш ению этих за дач более вс его способствует малоинт енсивная, но длите льная работа в бе ге, гребле, плав ании, ходьбе н а лыжах и д р. (Соболева, 20 12).
Первый эт ап развития выносл ивости характеризуется посте пенным увеличением продолжи тельности работы п ри относительно невы сокой скорости передв ижения (например, пробе гание каждых 10 00 м со скор остью 6-8 мин). О т занятия к зан ятию длительность бе га с такой скор остью увеличивается.
Д ля развития об щей выносливости н а первом эт апе используют след ующие методы трени ровки:
– равномерный – прохо ждение тренировочной дист анции с равномерной ма лой скоростью, о т занятия к зан ятию продолжительность раб оты увеличивается;
– перем енный – непрерывное черед ование тренировочной раб оты умеренной и ли малой интенс ивности;
– кроссовый – выпол нение тренировочной нагр узки (бег, ход ьба на лы жах) умеренной и ли малой интенс ивности по пересе ченной местности;
– смеш анный – чередование медле нного бега с ход ьбой. Обычно исполь зуется на пер вых занятиях у нови чков (Чернышенко, 20 12).
На пер вом этапе с це лью развития об щей выносливости мо гут быть исполь зованы от 2 д о 3 занятий в нед елю.
На вто ром этапе (длител ьностью до 2,5-3 м ес.) продолжается разв итие общей выносл ивости с помощью ви да спорта, в кот ором специализируется спор тсмен. При эт ом нагрузку умер енной интенсивности (п ри частоте пул ьса вдвое и ли чуть бол ьше по срав нению с состоянием по коя) выполняют ежед невно и продолжительно. Н а всей дист анции частота пул ьса держится н а относительно одина ковом уровне. Повы шение ЧСС п ри сохранении скор ости выполняемой раб оты служит сигн алом к прекращению трени ровки.
На эт ом этапе та кже применяют равно мерный, переменный и крос совый методы трени ровки в большом объ еме. Используется та кже и метод постеп енного втягивания, п ри котором спор тсмен с постоянной скор остью вначале прох одит постепенно увелич иваемую, а затем умень шаемую дистанцию.
Продолжи тельность выполнения в умер енном темпе упраж нений избранного ви да спорта с це лью развития выносл ивости может соста влять в беге н а длинную дист анцию, спортивной ход ьбе – до 2 0-50 к м, в лыжных гон ках, гребле н а байдарке – д о 3-5 ч, в велосипедном спо рте – до 1 00-150 к м.
К концу вто рого этапа, ко гда достигнута но рма продолжительности раб оты на выносл ивость, скорость мо жет быть незнач ительно увеличена (Пога даев, 2015).
Тре тий этап (продолжит ельностью до 1-2 мес яца) характеризуется улучш ением анаэробных возмож ностей организма и повыш ением силового и скор остно-силового компо нентов выносливости. Д ля решения эт их задач преимущ ественно используют: соревнов ательные упражнения в тру дных условиях (б ег по пе ску, глубокому сн егу и др.), в облег ченных (бег с го ры, гребля п о течению и д р.) и в обычных усло виях.
Упражнения н а выносливость н а третьем эт апе выполняют с бол ьшей, чем н а втором эт апе, скоростью. В од ном занятии мо гут сочетаться в се три мет ода тренировки: напр имер, бег п о равнине, в го ру и под го ру и т. п. Методы трени ровки, используемые н а этом эт апе: повторно-сил овой (упражнения н а выносливость с повыш енным проявлением выносл ивости), скоростно-сил овой (упражнения с повыш енным проявлением быст роты и силы), повт орно-скоростной (повт орное выполнение с повыш енным проявлением быст роты) (Решетников, 20 10).
Четвертый эт ап (продолжительностью д о 4-6 месяцев) напр авлен на воспи тание специальной выносл ивости посредством упраж нений вида спо рта, в котором специали зируется спортсмен, с интенси вностью, близкой к соревнов ательной, соревновательной и превы шающей ее.
В цикли ческих видах спо рта (бег, лыж ные гонки, велоси педный спорт, плав ание и др.) разв итие специальной выносл ивости осуществляется посре дством повторного прохо ждения дистанции с о скоростью, превы шающей соревновательную (н а отрезках 2 00, 400, 10 00 м и т. д.), в сумме э то превышение мо жет достигать 6 0-100 % и бо лее (Коренберг, 20 16).
При разв итии специальной выносл ивости в практике испол ьзуют следующие мет оды тренировки: перем енный (интервальный); повт орный с длинными отре зками; переменный — стайе рский (непрерывная раб ота по хо ду выполнения измен яется по интенс ивности) например, 4 0 раз п о 200 м с о скоростью 6 8-70 с п ри пульсовом реж име 170-1 80 в 1 мин че рез 40—6 0 с медленного бе га (при пуль совом режиме 1 20-130 в 1 м ин); повторный с длин ными отрезками (н а отрезках 10 00, 1500 м и т. д. д о 5-10 р аз); контрольный (выпол нение нагрузки с соревнов ательной скоростью н а дистанции, н а 15-2 0% короче осно вной; темповой (трени ровка на дист анции, превышающей соревнов ательную на 3 0–100%, т. е. выпол нение более продолж ительной работы, треб ующей проявления во ли, терпения, уме ния бороться с утомл ением); метод «д о отказа», сочета ющийся с применением темп ового метода (н е более 1-2 р аз в неделю).
Вы вод по пер вой главе
Н а основании изуч енной теоретической и методи ческой литературы необх одимо сделать след ующие выводы:
ГЛАВА 2. ОРГАН ИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕД ОВАНИЯ
2.1. Методы исслед ования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
– анализ и обобщение научно-методической литературы;
– педагогическое наблюдение;
- антропометрия
– тестирование;
– педагогический эксперимент;
– методы математической статистики.
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы позволили получить объективное представление об изучаемой проблеме, что позволило определить гипотезу и методы ее реализации. Проведен анализ литературных источников с целью изучения интервального метода, концепции скоростной выносливости, ее структуры и типов, средств и методов развития скоростной выносливости учащихся в области физического воспитания.
2. Физическое развитие оценивалось при измерении следующих антропометрических показателей:
Рост (см). При измерении роста, учащийся становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой.
Масса тела (кг). Определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах. Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов.
Массо-ростовой показатель или индекс Кетле (Q) применяется для оценки степени ожирения или дефицита массы тела и рассчитывается по формуле: Q = масса тела (кг) / (рост (м))2.
У старших детей значение индекса Кетле лежат в пределах 24-26. Значение ниже данного диапазона свидетельствует о похудании. Привышение данного диапазона признак полноты.
Антропометрический профиль создается для визуализации отклонений отдельных признаков и для удобного наблюдения за динамикой изменений физического развития с возрастом или под влиянием лечебных мероприятий.
3. Педагогическое наблюдение было открытым и непосредственным. Проводилось автором ВКР.
4. Педагогическое тестирование проводились для изучения уровня развития скоростной выносливости на уроках физкультуры в средней школе (определение средств и методов). Были проведены тесты для выявления уровня скоростной выносливости у учащихся 14-15 лет:
– шестиминутный бег – методика, предложенная К. Купером;
После команды «На старт» испытуемые должны подойти к линии старта и принять исходное положение. После команды «Марш» тренер включает секундомер, а спортсмены начинают забег. Продолжительность бега – 6 минут. За это время каждый испытуемый пробегает максимальное для него расстояние. При этом возможно чередование бега с ходьбой, учитывая возможности бегуна и его самочувствие. Когда до окончания забега остается 10-15 сек. преподаватель должен подать сигнал, к примеру: «Внимание, осталось 15 сек.!». По команде «Стоп», бегун остановится. Число пройденных кругов преподаватель записывает в свой протокол тестирования либо в дневник здоровья.
– бег 600 м. Начинают движение с высокого старта. Исходное положение – толчковая нога впереди, маховая позади, расстояние между стопами 20-35 см. Ноги полусогнуты в коленях, вес туловища перенесен на переднюю, голова опущена, взгляд смотрит вниз. Руки согнуты в локтях, расслаблены, кисти собраны в слабые кулаки.
По правилам бега на средние дистанции, здесь отсутствует команда «Внимание», сразу после «На старт» следует «Марш». Как только последняя прозвучит, спортсмен делает мощный толчок вперед. Разгоняться следует сразу до максимума с первых секунд забега. Позже скорость немного снизится, для эффективного расхода энергии.
5. Методы математической статистики.
Полученные результаты были подвергнуты математической обработке и сравнительному анализу.
Среднее арифметическое представляет собой производную, которая суммирует количественные характеристики ряда однородных показателей и отражает совокупные характеристики изучаемых явлений. Расчет среднего арифметического осществляется по формуле
X – средняя арифметическая величина,
- знак суммирования,
V полученные результаты,
n – число вариантов (количество результатов)
Стандартное отклонение – «сигма», обозначенное знаком «δ». Этот параметр является мерой дисперсии, то есть отклонения результатов исследования (испытаний) от их среднего арифметического значения.
2.2 Организация исслед ования
В эксперименте, определяющим эффективность комплекса упражнений направленного на развитие скоростной выносливости у учащихся 14-15 лет, приняло участие 24 человека.
Таким образом, были определены контрольная и экспериментальная группы. Затем обе группы во время занятий физичской культурой прошли контрольные испытания на выносливость.
Исследование осуществлялось в период 2019-2020 гг. на базе МБОУ СОШ № 33 г. Белгорода. В эксперименте участвовало две группы по 12 человек в каждой (девочки). По своей подготовленности группы были равноценны (р > 0,05).
Педагогический экспе римент состоял и з трех взаимос вязанных этапов: констат ирующего, формирующего и обобщ ающего.
1. Подготовительный эт ап (сентябрь 20 19 – февраль 20 20 г.) носил констат ирующий характер и б ыл посвящен ана лизу особенности разв ития скоростной выносл ивости. В процессе исслед ования изучалась специализ ированная научно-методи ческая литература, раскры вающая вопросы особен ностей развития скоро стной выносливости учащ ихся 14-1 5 лет, ч то позволило сост авить объективное предст авление о степени разра ботки проблемы. Получ енные сведения позв олили определить раб очую гипотезу, це ль исследования, зад ачи, методы, а та кже разработать эксперим ентальный комплекс упраж нений.
2. Основной эт ап (март-апр ель 2020 г.) им ел формирующую направл енность и предопределял прове дение педагогического экспер имента. На эт ом этапе б ыл определен сос тав контрольной и эксперим ентальной группы п о 12 чел овек в каждой т ак, чтобы сре дне групповой резу льтат был прим ерно одинаковым. Опред еление состава гр упп произошло в резул ьтате предварительного тестир ования.
Подростки эксперим ентальной группы н а уроках физич еской культуры исполь зовали специально разраб отанный нами комп лекс упражнений, направ ленный на разв итие скоростной выносл ивости. Сущность е го заключалась в след ующем. В экспериментальной гру ппе использовался интерв альный метод выпол нения физических упраж нений. Длительность интер валов отдыха опреде лялась восстановлением Ч СС до 1 10 уд. в м ин. в контрольной гру ппе этот ме тод не приме нялся.
3.Заключительный эт ап (апрель-м ай 2020 г) им ел обобщающий хара ктер. В нем осущест влялась оценка эффект ивности разработанного на ми комплекса упраж нений. На эт ом этапе прово дилось итоговое тестир ование, по резул ьтатам которого осуще ствлен сравнительный ана лиз полученных дан ных и сделаны заключи тельные выводы о целесооб разности применения дан ного комплекса.
2.3. Комплекс упраж нений по разв итию скоростной выносл ивости
На основе протестированного материала была разработана методика, в которой основным методом развития скоростной выносливости был интервал, выполняемый в режиме 1 минута – нагрузка, 15 секунд – восстановление. В соответствии с методикой, предложенной для развития скоростной выносливости, были задействованы участники экспериментальной группы.
На первых трех занятиях в экспериментальной группе использовался 2-минутный бег для подготовки организма к новым нагрузкам, чтобы повысить уровень общей выносливости.
На следующих занятиях особое внимание уделялось развитию общей и скоростной выносливости. Следует отметить, что при выборе отрезков дистанции учитывались индивидуальные возможности учеников 14-1 5 лет.
В контрольной группе использовались бег по 3, 5, 6, 8 и 10 минут, а также спортивные игры с увеличенным интервалом времени. После проведения педагогического эксперимента контрольная и экспериментальная группы снова прошли контрольные испытания в беге на выносливость – шестиминутный бег и бег на 600 метров.
Подростки эксперим ентальной группы н а уроках физич еской культуры исполь зовали специально разраб отанный комплекс упраж нений, направленный н а развитие скоро стной выносливости. Сущн ость его заклю чалась в следующем. Длител ьность интервалов отд ыха определялась восстан овлением ЧСС д о 110 у д. в мин. Продолжительность комплекса 20 мин. В контр ольной группе эт от метод н е применялся.
Д ля развития скоро стной выносливости н а уроках физич еской культуры у учащ ихся 14-1 5 лет в эксперим ентальной группе исполь зовался следующий комп лекс упражнений:
Осно вная часть 2 0 мин.
Этот комп лекс вводился в один урок недел ьного цикла и исполь зовался на протя жении 2 месяцев. Остав шиеся два зан ятия в недельном ци кле отводились прохо ждению другого мате риала, согласно прог рамме В.И. Лях, А.А. Здан евич (Лях, 20 12).
На уроках физкультуры мы использовали принцип рациональной организации физической активности. Суть его заключается в следующем.
Контрольная гру ппа занималась б ез применения эт ого комплекса упраж нений и интервальный ме тод не исполь зовался.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛ ЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И И Х ОБСУЖДЕНИЕ
Основной целью нашего исследования было определение эффективности методики развития скоростной выносливости.
При сравнении динамики показателей скоростной выносливости в двух группах, была возможность определить эффективность методики, предложенной для эксперемента на скоростную выносливость для учащихся в возрасте 14-1 5 лет.
Результаты контрольных испытаний были статистически обработаны, а затем полученный материал был проанализирован. Динамика показателей уровня общего физического развития и скоростной выносливости в начале и в конце тестового периода отражена в таблицах и рисунках.
В начале учебного года в обоих классах был выявлен низкий уровень, исходя из результатов теста 6-минутного бега и бега на 600 м. Показатели теста указаны в таблице 3.1. На бег 600 метров показатели должны быть 190 ±9,5м.с. на 6-минутный бег 1100,1 ±9,4 м.с.
Таблица 3.1
Показатели скоростной выносливости учащихся до эксперимента
Тесты |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
||
Х±m |
Уровень развития |
Х±m |
Уровень развития |
|
6-минутный бег, м |
1075,1 ±9,4 |
низкий |
1080,1 ±8,1 |
низкий |
Бег 600 м, с |
209 ±9,5 |
низкий |
207,5 ±12,8 |
низкий |
В конце учебного года был проведен итоговое обследование скоростной выносливости у учащихся 14-15 лет (таблица 3.2). В течение этого времени в контрольном классе скоростная выносливость развивалось в соответствии с общепринятым методом, а в экспериментальном классе для развития скоростной выносливости использовался метод интервальной тренировки.
.
Таблица 3.2
Динамика показателей скоростной выносливости учащихся 14-15 лет
Тесты |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
||
Х±m |
p |
Х±m |
p |
|
6-минутный бег, м |
1075,1 ±9,4 |
<0,05 |
1080,1 ±8,1 |
>0,05 |
1154,6 ±8,5 |
1102,7 ±8,6 |
|||
Бег 600 м, с |
209 ±9,5 |
<0,05 |
207,5 ±12,8 |
>0,05 |
194 ±7,1 |
202 ±10,5 |
Основываясь на результатах контрольных испытаний, мы видим увеличение развития скоростной выносливости в контрольных и экспериментальных классах. 6-минутный бег в экспериментальном классе улучшился на 79,5 м, в контрольном, где не использовалась интервальная тренировка, на 22,6 м. Результаты в беге на 600 м в экспериментальном классе улучшились на 15 с, в контрольном – 5,5 с. Мы отметили, что в экспериментальном классе произошли статистически достоверные изменения показателей скоростной выносливости, в контрольном классе достоверных изменений не было.
Рис. 3.1. Изменение показателей 6-ти минутного бега учащихся 14-15 лет
Из полученных результатов (рис.3.1) мы сделали вывод о том, что учащиеся экспериментального класса показатель 6 минутного бега составил 1075,1 м в начале теста. В конце экспериментальной работы оценка результатов показала достоверное увеличение от исходного уровня до 1154,6 м. В ходе учебного эксперимента мы также показали улучшение показателей бега на 6-ти минутного бега с 1080,1 до 1102,7 м в контрольной группе. Необхдоимо отметить, что изменение показателей 6-минутного бега, наблюдаемое в контрольном классе, не было статистически достоверным во время исследования (р> 0,05).
Из литературных источников известно, что увеличение показателя скоростной выносливости характерно для этого возраста, поскольку исследуемый возраст чувствителен к развитию этого качества. Практика упражнений влияет на развитие такого важного моторного качества, как выносливость.
На рисунке 3.2 представлена динамика показателей бега на 600 м учащихся 14-15 лет.
Рис. 3.2. Изменение показателей бега на 600 м учащихся 14-15 лет
Из полученных результатов (рис. 3.2) следует, что учащиеся экспериментального класса показали скорость бега 600 м в течение 209 с в начале эксперимента. В конце экспериментальной работы оценка результатов показала достоверное улучшение от исходного уровня до 194 с. В контрольном классе учащиеся также показали улучшение показателей бега на 600 м с 207,5 до 202 с во время учебного эксперимента. Следует отметить, что изменение показателей 6-минутного пробега во время исследования было статистически недостоверным (р> 0,05).
Таблица 3.4
Показатели скоростной выносливости учащихся 14-15 лет после эксперимента
Тесты |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
||
Х±m |
Уровень развития |
Х±m |
Уровень развития |
|
6-минутный бег, м |
1154,6 ±8,5 |
средний |
1102,7± 8,6 |
низкий |
Бег 600 м, с |
194 ±7,1 |
средний |
202 ±10,5 |
низкий |
Если сравнить уровни скоростной выносливости, то можно увидеть, что по результатам 6-минутного бега в экспериментальном классе уровень развития скоростной выносливости увеличился на один и соответствует среднему уровню. Согласно результатам бега на 600 м. в экспериментальном классе, уровень развития скоростной выносливости также вырос до среднего уровня. В контрольном классе уровень развития скоростной выносливости остался таким же самым, согласно результатам теста на 600 м и 6-ти минутного бега.
Разница, наблюдаемая в увеличении скоростной выносливости в экспериментальной группе, может быть объяснена использованием различных методов развития скоростной выносливости на уроках физкультуры. Причину увеличения показателей в экспериментальной группе следует искать в применении методики с элементами интервальной тренировки, которые позволяют эффективно развивать скоростную выносливости. Важным моментом этой тренировки является одновременное совершенствование аэробного и анаэробного механизмов энергии, что влияет на возможность увеличения средней скорости бега во время контрольных испытаний. Использование этой техники тренировки на коротких дистанциях вызвало развитие скоростной выносливости, что повлияло на результаты в беге на 600 м. В то же время сочетание интервального метода развитию скоростной выносливости и положительно повлияло на результаты в шестиминутном беге.
Наблюдаемая динамика показателей скоростной выносливости в экспериментальной группе показала, что использование метода интервальных тренировок для учащихся 14-15 лет повышает эффект от тренировок благодаря совместимости аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, что улучшает механизмы адаптации к общим и специальным нагрузкам скоростной выносливости.
Таким образом мы видим, что применение методов, сочетающих воздействие на различные механизмы энергообеспечения работы, является более совершенным и вызывает значительные адаптационные изменения в организме подростков 14-15 лет.
За исследуемый период прослеживалась динамика морфофункциональных показателей (таблица 3.3). Известно, что процесс занятий оказывает заметное влияние на физическое развитие.
Таблица 3.3.
Средние значения морфофункциональных характеристик и физических качеств (ср. значения)
Характеристики |
Экспериментальная |
Контрольная |
||
В начале |
В конце |
В начале |
В конце |
|
Масса тела (кг) |
67,4 ± 3,8 |
68,1 ± 2,5 |
66,0 ± 4,6 |
67,1 ± 4,2 |
Длина тела (см) |
170,5 ± 2,3 |
175,4 ± 3,5 |
168,6 ± 2,7 |
171,7 ± 2,1 |
Массо-ростовой показатель или индекс Кетле (Q) применяется для оценки степени ожирения или дефицита массы тела и рассчитывается по формуле:
Q = масса тела (кг) / (рост (м))2.
У старших детей значение индекса Кетле лежат в пределах 24-26. Значение ниже данного диапазона свидетельствует о похудании. Привышение данного диапазона признак полноты.
ВЫВОДЫ
1.Анализ научно-методической литературы показал, что методы развития скоростной выносливости эффективны только тогда, когда они соответствуют возрастным характеристикам учащихся. Кроме того, необходимо индивидуально выбирать нагрузку для учащихся с учетом типологических особенностей каждого ребенка в возрасте 14-15 лет.
Скоростная выносливость зависит от устойчивости нервных центров к высокому темпу активности, она определяется быстротой восстановления АТФ в анаэробных условиях за счет креатинфосфата и реакцией гликолиза. Наиболее рациональный подход к развитию выносливости – в возрасте от 14 до 15 лет.
2. На период исходного обследования у учащихся экспериментального и контрольного класса по результатам 6-ти минутного бега и бега на 600 м выявлен низкий уровень развития скоростной выносливости.
3. Разработана методика повышения скоростной выносливости у школьников в возрасте 14-15 лет во время уроков физического воспитания на основе метода интервальных тренировок.
4. Экспериментально доказано положительное влияние специально подобранных тобранных тренировочных комплексов на развитие скоростной выносливости учащихся 14-15 лет. Таким образом, в экспериментальном классе статистически достоверные изменения отмчены у участников исследования о время формирующего опыта как в отношении 6-минутного бега, так и в результатах бега на 600 метров (p <0,05). В контрольном классе статистически достоверных изменений в результате тестирования скоростной выносливости учащихся не выявлено (p > 0,05).
5. Масса тела в ходе эксперимента увеличился с 67,4кг до 68,1кг в экспериментальной группе. Рост увеличился до 175, 4 см. в экспериментальной группе. В контрольной группе после проведенного эскперимента масса тела увеличилась на 1 кг и составила 67,1кг. Рост увеличился до 171,7 ± 2,1см.
ПРАКТИ ЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИ СОК ЛИТЕР АТУРЫ
Прило жения
Приложение А
Знач ения коэффициента К 1 |
||||||||||
n |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 10 2 0 30 4 0 50 6 0 70 8 0 90 1 00 110 |
3,0 8 3,74 4,0 9 4,32 4,5 0 4,64 4,7 6 4,85 4,9 4 5,02 5,0 8 |
3,17 3,7 8 4,11 4,3 4 4,51 4,6 5 4,76 4,8 6 4,95 5,0 2 5,09 |
1,1 3 3,26 3,8 2 4,14 4,3 6 4,53 4,6 6 4,78 4,8 7 4,96 5,0 3 5,10 |
1,6 9 3,34 3,8 6 4,16 4,3 8 4,54 4,6 8 4,79 4,8 8 4,96 5,0 4 5,10 |
2,0 6 3,41 3,9 0 4,19 4,4 0 4,56 4,6 9 4,80 4,8 9 4,97 5,0 4 5,11 |
2,3 3 3,47 3,9 3 4,21 4,4 2 4,57 4,7 0 4,81 4,9 0 4,98 5,0 5 5,11 |
2,5 3 3,53 3,9 6 4,24 4,4 3 4,59 4,7 1 4,82 4,9 1 4,99 5,0 6 5,12 |
2,7 0 3,59 4,0 0 4,26 4,4 5 4,60 4,7 2 4,82 4,9 2 4,99 5,0 6 5,13 |
2,8 5 3,64 4,0 3 4,28 4,4 7 4,61 4,7 3 4,84 4,9 2 5,00 5,0 7 5,13 |
2,9 7 3,69 4,0 6 4,30 4,4 8 4,63 4,7 4 4,84 4,9 3 5,01 5,0 8 5,14 |
Гран ичные значения t-крит ерия Стьюдента д ля 5%- и 1%-ного уро вня
значимости в завис имости от чи сла степеней сво боды.
Степень |
Гра ницы значения |
Сте пень |
Границы знач ения |
||
свободы |
p=0,0 5 |
p=0,01 |
сво боды |
p=0,05 |
p=0,0 1 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 1 12 1 3 14 1 5 16 1 7 18 |
1 2,71 4,3 0 3,18 2,7 8 2,57 2,4 5 2,37 2,3 1 2,26 2,2 3 2,20 2,1 8 2,16 2,1 5 2,13 2,1 2 2,11 2,1 0 |
63,6 0 9,93 5,8 4 4,60 4,0 3 3,71 3,5 0 3,36 3,2 5 3,17 3,1 1 3,06 3,0 1 2,98 2,9 5 2,92 2,9 0 2,88 |
2 1 22 2 3 24 2 5 26 2 7 28 2 9 30 4 0 50 6 0 80 1 00 120 2 00 500 |
2,0 8 2,07 2,0 7 2,06 2,0 6 2,06 2,0 5 2,05 2,0 4 2,04 2,0 2 2,01 2,0 0 1,99 1,9 8 1,98 1,9 7 1,96 |
2,8 2 2,82 2,8 1 2,80 2,7 9 2,78 2,7 7 2,76 2,7 6 2,75 2,7 0 2,68 2,6 6 2,64 2,6 3 2,62 2,6 0 2,59 |