Введение................................................................................................. 3
1 Теоретические аспекты системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации............................................................................ 6
1.1 Сущность системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации................................................................................ 6
1.2 Формирование личности военнослужащего современной Российской армии......................................................................................................... 10
1.3 Правовое и физическое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.............................................................................. 12
2. Цели, задачи эксперимента............................................................. 15
2.1 Цели эксперимента..................................................................... 15
2.2 Задачи эксперимента.................................................................. 19
2.3 Организация исследования........................................................ 26
3. Разработка экспериментальной методики педагогического контроля в процессе физической подготовки военнослужащих.................................... 27
Заключение........................................................................................... 36
Список литературы.............................................................................. 38
Актуальность исследования проблемы физического воспитания в системе военного образования в России обусловлена рядом обстоятельств:
во-первых, военная реформа, проводимая в нашей стране, повысила интерес к опыту строительства русской армии, содержанию, формам и методам боевой подготовки армий и флота;
во-вторых, история физической подготовки войск, вобрав в себя опыт прошлого, вскрывает закономерности развития системы физического воспитания военнослужащих и намечает пути их использования во вновь возникших условиях жизнедеятельности вооруженных сил;
в-третьих, пока нет комплексных работ, выявляющих роль и ответственность государства, органов военного, военно-морского и местного управления в организации и проведении физического воспитания военнослужащих и населения в дореволюционной России.
Степень научной разработанности темы. Физическая культура и спорт в армии и на флоте служат важным средством формирования и воспитания военнослужащих. Среди проблем научного исследования системы физического воспитания важное место занимает изучение и освещение истории физической подготовки русской армии. Отечественные историки физической культуры проделали значительную работу в исследовании проблемы, однако до сих пор еще мало изучены и не освещены вопросы физического воспитания обучавшихся в военно-учебных заведениях, развития рядовых и унтер-офицеров армии и флота в годы военных реформ начала XX столетия. Лишь некоторые аспекты темы освещены в монографиях, диссертациях, очерках и статьях. В работе использован весь комплекс опубликованных и архивных источников, необходимых для раскрытия темы.
Более детально историография проблемы и источники ее изучения, характеристика, степень их изученности и ввода в научный оборот исследуются в первом параграфе работы.
Объектом исследования является деятельность государственных органов, Военного Морского министерств и их главных управлений, военноначальников, командиров воинских частей и соединений, руководства военно-учебных заведений по организации и осуществлению военного образования военнослужащих и военнообязанных.
Предметом выступает физическое воспитание в системе многоуровневой подготовки военнослужащих (подготовка солдат и матросов в процессе прохождения действительной военной службы; подготовка унтер-офицеров в учебных командах и школах; переподготовка и повышение квалификации офицерского состава в офицерских школах), нижних чипов запаса и молодежи.
Таким образом, избранная тема является важной научной проблемой, актуальной в политическом и социально-культурном отношениях. Все это обусловило выбор автором данной темы курсовой работы для специального научного исследования.
В связи с поставленной целью определены задачи исследовании:
- проанализировать историографию и степень изученности проблемы;
- охарактеризовать систему физической подготовки в армии и на флоте в России ;
- раскрыть направления повышения уровня физического развития военнослужащих при прохождении службы ;
Методологическую основу исследования составили принципы объективности и историзма, предполагающие взаимообусловленность описываемых событий, зависимость их от экономического и политического развития, диалектику всемирно-исторического процесса и особенности его в условиях российской государственности и цивилизации.
Научная новизна во многом определяется поисковым подходом к проблеме физического воспитания в системе военного образования России в годы военных реформ. В работе предпринята попытка рассмотреть основные аспекты системы физического воспитания в армии и на флоте, выявить направления и характерные особенности деятельности государственных и военных структур по его организации и осуществлению.
Основным средством психологической закалки военных являются физические упражнения, которые выполняются в условиях стресса, повышенной опасности и риска . Целью физической подготовки военнослужащих является содействие эффективному овладению личным составом военно-профессиональной деятельности и психофизической подготовке его к участию в боевых действиях.
Исходя из цели основными задачами физической подготовки военных являются:
- развитие основных физических и психологических качеств;
- укрепления здоровья и повышения работоспособности;
- формирования личных навыков ведения боя, и действия в составе подразделений;
- укрепления дисциплины и сплоченности подразделений. Кроме этого физическая подготовка выполняет много общенациональных функций, а именно :
- укрепления единства вооруженных сил и нации;
- повышение престижа военной службы среди молодежи;
- укрепление связей с союзниками;
- оказания помощи и повышения влияния на армии стран что развиваются.
Основным принципом физической подготовки является личная мотивация каждого военнослужащего на повышение и поддержание надлежащего уровня личной физической готовности.
Итак, физическая подготовка рассматривается как компонент боевой подготовки войск и главный фактор реализации их технической и психологической готовности. Тенденция повышения военно-прикладной направленности физической подготовки усиливается с каждым годом. Решающим аспектом поиска альтернативных путей усовершенствования процесса физической подготовки личного состава Вооруженных Сил РФ является направленность на формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации к физической закалки, устойчивой привычки самостоятельно заботиться о собственном здоровье. Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств.
Основные пути физического воспитания следующие:
- организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих;
- проведение спортивно-массовых мероприятий;
- организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни ;
- пропаганда здорового образа жизни;
- популяризация лучших спортивных достижений.