Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Финансовые ресурсы государства и их источники

В наличии
0 руб.

Скачать Финансовые ресурсы государства и их источники

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу екрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту

скачать

Содержание

Введение.................................................................................................................................................. 3

1 Понятие финансовых ресурсов.......................................................................................................... 5

1.1 Понятие и сущность финансовых ресурсов............................................................................... 5

1.2 Состав и источники формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций.... 8

2 Финансовые ресурсы государства и их источники....................................................................... 15

2.1 Общее понятие о государственных финансах......................................................................... 15

2.2 Сущность финансовых ресурсов государства......................................................................... 19

2.3 Потребности государства в финансовых ресурсах и источники их формирования........... 22

3 Роль заемных ресурсов в экономике............................................................................................... 28

3.1 Основные источники финансирования предпринимательской деятельности.................... 28

3.2 Место заемного капитала в финансировании предпринимательской деятельности современных российских компаний...................................................................................................................... 32

3.3 Цена заемного капитала и ее влияние на результативность предпринимательской деятельности............................................................................................................................................................. 40

Заключение............................................................................................................................................ 43

Список использованной литературы................................................................................................. 45



Введение

Основным звеном экономики в рыночных условиях хозяйствования являются предприятия, которые выступают в роли хозяйствующих субъектов. Они для осуществления хозяйственной деятельности, получения продукции, доходов и накоплений используют определенные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, а также денежные средства.

Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

- выпускать высококачественную продукцию, обновлять ее в соответствии со спросом;

- рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

- разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с имеющимися обстоятельствами;

- заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

- обеспечивать конкурентоспособность предприятия, проводить гибкую ценовую политику, внедрять новое в производство, в организацию труда и управление.

Именно финансы предприятия являются основой производственной деятельности. Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Цель данной работы - анализ формирования и использования финансовых ресурсов в условиях рынка, которая решается с помощью следующих задач:

Определение теории финансовых ресурсов;

Определение направлений и проблем использования финансовых ресурсов;

Определение путей совершенствования управления и повышения эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии.

Методы исследования. При выполнении работы использовались следующие методы научного анализа: системный подход, сравнительный анализ, сопоставление, статистические методы обработки информации, динамические методы анализа, экспертные оценки. В совокупности данные методы исследования позволили обеспечить достоверность экономического анализа, обоснованность теоретических выводов.

При написании работы были использованы труды, раскрывающие теоретические аспекты понятие и структура финансовых ресурсов таких авторов как Колпина Л.Г, Купцова М.М, Слепова В.А, Климович В.П, Баркова А.А, Ищариной Р.Ф, Баталовой Т.Г, Герман П.В, Носенко А.В, Ананичева В.Ю, Хамиковой Э.М, Лукасевич И.Я, Рубцова Б.Б, Тавасиева А.М, Коробовой Г.Г, и др.



1 Понятие финансовых ресурсов

1.1 Понятие и сущность финансовых ресурсов

Невозможно начать изучать состав и источники формирование финансовых ресурсов коммерческих организаций, не определившись с содержанием самого понятия. В современной финансовой науки понятие «финансовые ресурсы» используются наиболее часто. Однако среди ученых нет четко сложившегося единого мнения по поводу сущностных характеристик данной экономической категории. Финансовые ресурсы (от английского financial resources) – денежные средства, предназначенные для финансирования развития предприятия в предстоящем периоде.

Денежные средства и финансовые ресурсы – разные категории, отличие между ними заключается в следующем. Сумма валового дохода коммерческой организации от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг представляет собой размер денежных средств, поступивших на расчетный счет хозяйствующего субъекта в банке. Из нее существенную часть составляют материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты и только часть является финансовыми ресурсами. Однако, большинство исследователей и статей по изучаемому вопросу к финансовым ресурсам относит все денежные средства, и только часть авторов считает, что это накопленные денежные доходы.

Однако можно заметить, что финансовые ресурсы это не вся сумма денежных средств, используемых предприятием. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, авансовые платежи, амортизационные отчисления, отложенные налоговые обязательства и т.п. поэтому существенным является выделения таких признаков финансовых ресурсов, которые позволяют вычленить их из общего объема денежных средств. Для этого необходимо рассматривать ресурсы как составную часть производственных отношений, учитывать, что финансовые ресурсы создаются и используются в процессе финансовых отношений, само понятие ресурсы необходимо рассматривать как запасы, которые могут быть использованы на определенные цели.

Вместе с тем однозначное и обоснованное определение сущности данной финансовой категории важно не только для теории, но и для практического осуществления финансовой работы предприятия.

Понятие «финансовые ресурсы» в практике было введено впервые при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов. Существует множество определений данного понятия.

Финансовые ресурсы рассматриваются как денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, используемые для покрытия затрат и образования различных фондов и резервов.

Финансовые ресурсы определяются как выраженная в деньгах часть национального дохода, которая может быть использована государством (непосредственно или через предприятия) на цели расширенного воспроизводства и на общегосударственные расходы. При чрезвычайных обстоятельствах в качестве финансовых ресурсов могут выступать оборотные средства как часть созданного в прошлом национального достояния. Данное определение исключает из состава финансовых ресурсов амортизацию и в то же время считает возможным использовать в качестве финансовых ресурсов оборотные средства предприятия.

Под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию.

Наиболее полно отражает сущность финансовых ресурсов следующее определение: это денежные средства, аккумулируемые в фондах целевого назначения для осуществления определенных затрат. Беря за основу данное утверждение, можно сформулировать определение финансовых ресурсов коммерческой организации. Таким образом, под финансовыми ресурсами коммерческой организации будем понимать часть финансовых активов в форме доходов, внешних поступлений и исключительного права, которые формируются в процессе взаимодействия поступлений и расходов, находящихся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

Проанализировав основные суждения о понятии финансовых ресурсов, далее целесообразно рассмотреть функции, посредством которых последние как экономическая категория проявляют свою экономическую сущность. Функция представляет собой специфическое проявление сущности экономической категории, выражает ее назначение. Она характеризует особенности экономической категории, отличие последней от других экономических явлений. Следует отметить, что большинство отечественных экономистов выделяют функции финансовых ресурсов, однако в своих трудах они полностью или частично приравнивают функции финансовых ресурсов, однако в своих трудах они полностью или частично приравнивают функции финансовых ресурсов к функции финансов организации.

К примеру, Л.М. Бурмистрова, Л.А. Дробозина, Н.В Колчина, В.Е. Леонтев считают, что финансовые ресурсы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную, отождествляя их с финансами в целом. По другой версии, финансовые ресурсы выполняют три функции: обеспечивающую, распределительную и контрольную. Рассматривая функции финансов коммерческих организаций, имеет смысл говорить все-таки о трех функциях: распределительной, регулирующий и контрольной. Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функции раскрывает сущности финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениям движения финансовых ресурсов.

Следует отметить, что не стоит отождествлять функции финансов как стоимостной категории распределительных отношений и функций финансовых ресурсов коммерческой организации – материальных носителей этих отношений и развития хозяйствующего субъекта. Проведение исследования свидетельствуют, что финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они сравнительно обособлены в своих функциях.

Во-первых, финансовые ресурсы выступают средством обеспечения производственной деятельности коммерческой организации, фактором его производства или источником воспроизводственного процесса, поэтому целесообразно выделить производственную функцию.

Во-вторых, не все финансовые ресурсы обслуживают производственную сферу хозяйствующего субъекта, часть ресурсов отвлекается в непроизводственную и выполняет непроизводственную функцию: резервный капитал, фонд накопления, потребления т т.д. возникновения этой функции обусловлено обязательствами организации, необходимостью расширения своей деятельности.

В-третьих, развитие рыночных отношений привело к тому, что сегодня любой хозяйствующий субъект заинтересован в прибыльном использовании имеющих ресурсов. Поэтому часть финансовых ресурсов, обслуживающих производственную сферу направляется на расширенное воспроизводство, выполняет инвестиционную функцию, которая реализуется посредством прибыльных краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений.

В-четвертых, часть финансовых ресурсов коммерческой организации должна держать в налично-денежной форме или же в фондах и резервах, не приносящих дохода. Это часть ресурсов выполняют потребительскую функцию.

Таким образом, функцию финансов и финансовых ресурсов не совпадают, что обусловлено экономическим содержанием данных понятий, их предназначением.

1.2 Состав и источники формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций

Финансовые ресурсы – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

Следует выделить такое понятие, как капитал – часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершению оборота. По мнению Н. В. Колчиной, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.

В состав финансовых ресурсов коммерческих организаций входят:

Уставный капитал – средства, вложенные собственниками в момент создания предприятия. Образуется за счет вкладов участников. Конкретные способы формирования уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия.

Складочный капитал – совокупность в денежной форме вкладов участников полного товарищества и участников-вкладчиков товарищества на вере.

Уставный капитал – совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей в имущество организации при создании для обеспечения деятельности, в размерах, определенных учредительными документами.

Паевой фонд – совокупность имущественных паевых взносов членов производственного кооператива для совместного ведения производственной или иной хозяйственной деятельности.

Нераспределенная прибыль (чистая) - прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей из прибыли.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации может быть распределена по фондам в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой организации. При этом могут создаваться:

* Фонды накопления;

* Фонды социальной сферы;

* Фонды потребления (выплата дивидендов, премий, вознаграждений).

Фонды накопления и социальной сферы являются средствами, которые увеличивают капитал организации, то есть это средства капитализации.

Резервный капитал – создается за счет чистой прибыли для покрытия возможных убытков и выплаты доходов в случае недостаточности прибыли. В обязательном порядке резервный капитал создают АО и совместные предприятия. Минимальный размер размерного капитала должен составлять 5% от установного капитала. Размер ежегодных обязательных отчислений в резервный капитал не может быть менее 5% от чистой прибыли.

Все остальные организационно-правовые формы предприятий могут создавать резервный капитал в добровольном порядке в соответствии с учредительными документами.

Амортизационные отчисления – полностью остаются в распоряжении организации. Амортизация – способ возмещения в денежной форме износа основных средств и нематериальных активов путем постепенного отнесения их стоимости на себестоимость реализованной продукции.

Основное назначение амортизационных отчислений – воспроизводство основных фондов и нематериальных активов. Амортизация начисляется для целей бухгалтерского и налогового учета.

Дополнительная эмиссия акций – применяется при недостаточности внутренних источников финансирования.

Акция – ценная бумага, которая даёт право владельцу на часть прибыли, подлежащей распределению, часть стоимости капитала акционерного общества при его ликвидации.

Различают следующие виды акций:

* Именные и на предъявителя;

* Обычные и привилегированные;

* Распространяемые по открытой и закрытой подписке.

Практика крупных западных компаний показывает, что большинство из них неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций, так как это требует значительных затрат и времени.

Добавочный капитал - формируется при получении эмиссионного дохода и при переоценке объектов основных средств в сторону увеличения (дооценки). Уменьшение добавочного капитала осуществляется в том случае, если уценке подвергаются основные средства ранее подвергшиеся дооценке. В случае выбытии основных средств на увеличение нераспределенной прибыли списываются суммы дооценки по этим объектам. За счет добавочного капитала может быть увеличен уставной капитал с внесением соответствующих изменений в учредительные документы.

Формирование финансовых ресурсов коммерческих организаций может осуществляться по трем каналам:

  • за счет собственных и приравненных к ним средств;
  • мобилизация ресурсов на финансовом рынке;
  • поступление денежных средств от финансовой системы в порядке перераспределения.

Рис. 2. Группировка финансовых ресурсов предприятия

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал (фонд). Источники формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования.

В этой связи различают следующие источники уставного капитала коммерческих организаций: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы, долгосрочный кредит, бюджетные средства.

Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств – основных и оборотных, которые инвестированы в процесс производства или осуществления иной уставной деятельности коммерческой организации. При этом минимальный размер уставного фонда, особенности его образования и использования, правовой режим имущества, ограничение предпринимательской деятельности отдельных видов коммерческих организаций, учреждаемых в форме хозяйственных товариществ, банков, страховых обществ, совместных предприятий регулируется Гражданским кодексом и другими специальными законодательными актами. Вкладом в уставный фонд хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, в том числе интеллектуальная собственность.

Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации:

  • Основным источником формирования финансовых ресурсов коммерческой организации является выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продукции - одно из главных условий роста финансовых ресурсов коммерческой организации.
  • Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально устаревшее оборудование и другое имущество (производственные запасы) продаётся по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов.
  • В процессе деятельности коммерческая организация получает не только выручку от реализации продукции, но и внереализационные доходы.
  • Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятия существенно снизился.
  • Финансовые ресурсы могут формироваться за счёт поступлений от основных («материнских») компаний, учредителя (учредителей).

Структура источников формирования коммерческой организации в Российской Федерации:

- Выручка от реализации- 39,3 %;

- Выручка от реализации прочего имущества- 7,2 %;

- Бюджетное и иное целевое финансирование- 1,8 %;

- Кредиты и займы- 12,4 %;

- Безвозмездные поступления- 0,1 %;

- Прочие поступления- 39,2 %;

Рисунок 3. Структура источников формирования коммерческой организации в Российской Федерации

Основным источником финансовых ресурсов на действующих коммерческих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции, оказанной услуги. В процессе распределения выручки различные части стоимости реализованной продукции принимают форму денежных накоплений.

Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли. Кроме того, источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, средства от сдачи имущества в аренду и др.

Значительные финансовые ресурсы могут мобилизоваться на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также кредитные инвестиции.

Осуществление деятельности в условиях рынка сопряжено с различными видами рисков: предпринимательские риски, валютные риски, коммерческие риски т.д. В этой связи коммерческие организации все в большей мере прибегают к страхованию своей деятельности. Это обусловливает выплату им страхового возмещения.

Таким образом, в составе финансовых ресурсов большую роль играют средства, мобилизуемые на финансовом рынке и выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний.

Формируемые из различных источников финансовые ресурсы дают возможность предприятию своевременно инвестировать средства в новое производство, обеспечивать при необходимости расширение и техническое перевооружение действующего предприятия, финансировать научные исследования, разработки и их внедрение.

Финансовое обеспечение может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов предприятия, то есть способность предприятия из заработанных средств не только возмещать свои затраты, но и финансировать расширение производства и решение социальных задач. Источником самофинансирования является чистая прибыль и амортизационные отчисления. При недостаточности собственных средств оно может либо сократить некоторые свои расходы, либо воспользоваться средствами, мобилизуемыми на финансовом рынке на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование - это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах возвратности, платности, срочности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

Все перечисленные формы финансирования затрат могут применяться одновременно. Главное - добиться между ними оптимального для данного периода соотношения. Это возможно лишь на основе активной финансовой стратегии, проводимой финансовыми службами предприятия.



2 Финансовые ресурсы государства и их источники

2.1 Общее понятие о государственных финансах

В рамках экономической системы товарно-денежные отношения выступают основной (глубинной) причиной возникновения и развития всей совокупности стоимостных (денежных) экономических категорий, опосредствующих воспроизводственный процесс, – денег, цены, кредита, прибыли, заработной платы и т.д. Определенное место в системе стоимостных экономических категорий занимают финансы. [18.С.40]

Однако финансы являются не только экономической, но и исторической категорией. Существуют финансы не одну тысячу лет и предпосылками их возникновения было развитие товарно-денежных отношений и образование государств.

Главной основой финансов как экономического явления становятся денежные доходы. Именно формирование, распределение и использование денежных доходов порождает финансы.

Кратко можно сказать, что финансы – это движение денежных доходов. [17.С. 86]

Это является существенным признаком финансов, но он недостаточен, чтобы подчеркнуть специфику финансов. Деньги и денежные отношения очень древние категории. Деньги как всеобщий эквивалент появились до возникновения государства, а понятие финансов возникло с зарождением государства.

Уже на ранних этапах развития общества государство уже выполняло некоторые общественные функции (например, содержание войска, обеспечение порядка), но в основном образуемые «общественные блага» присвоялись властными структурами (государем и приближенными). Требуемые для нужд ресурсы изымались в основном в натуральной форме, в виде личных повинностей и т.д. Однако, по мере развития товарно-денежных отношений, усложнялись функции государства.

В первую очередь, усиливалась необходимость осуществления последним экономической функции, связанной с обеспечением эффективной структуры общественного производства в рамках единой экономической системы. [18.С.44]

В этих условиях для государства требовались денежные платежи, а не натуральные подати (которые, в результате, постепенно перестали быть источником формирования доходов государства). Таким образом, соединение государства и налогов в денежной форме, способствовало появлению государственных финансов. Это произошло в результате отделения государственной казны от собственности монарха и перехода к денежной форме взимания налогов с порождением соответствующего фискального аппарата.

В конце 19 – начале 20 веков вмешательство государства в экономику носило ограниченный характер. Но уже в это период стали резко возрастать расходы государства на военные нужды, развитие инфраструктуры, содержание государственного аппарата, социальные же расходы (на образование, здравоохранение, культуру) были незначительны. Со второй половины 20 века стала развиваться экономика общественного сектора. В этот период государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, необходимых всему обществу для поставленных стратегических целей: обеспечение благосостояния страны, социального мира и экономического роста. [16.С.19]

Т.о., финансы не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством. Это является важным аспектом с точки зрения выделения сущностных признаков финансов.

Лишь те отношения финансовые, которые обусловлены фактом существования государства, необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций, и имеют государственно-властную (принудительную) форму проявления. [18.С.48]

Общественное назначение финансов как экономической категории выражается в двух функциях: формирование и использование денежных фондов (доходов). [16.С.21]

Используя финансы, государство изымает часть стоимости совокупного общественного продукта, созданной в сфере материального производства, что находит свое воплощение в государственной налоговой политике. Таким образом, осуществляется первая функция – формирование денежных фондов.

Вторая функция, использование денежных фондов, реализуется в проведении политики государственных расходов, и заключается в конкретном использовании денежных фондов.

В обществе формируются разнообразные денежные фонды – централизованные и децентрализованные. Соответственно, к централизованным (общественным) денежным фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды. Фонды, образующиеся на региональном и местном уровнях или опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия, являются децентрализованными фондами.

С развитием акционерных форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств, термин «финансы» вышел за рамки узкого понимания государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, в частности применительно к финансам хозяйствующих субъектов. [16.С.20]

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством. [15.С.15]

При всем этом, уже отмечалось, что финансы обусловлены фактом существования государства, поэтому финансы хозяйствующих субъектов – понятие характерное для экономики со стопроцентной государственной собственностью. В современной экономической системе финансы регулируют все денежные отношения, возникающие между государством и субъектами общественного производства. Денежные отношения внутри предприятий и между ними остаются за пределами финансов. Поэтому когда говорится о таком звене системы финансов, как финансы предприятий, то должны иметься в виду государственные предприятия.



2.2 Сущность финансовых ресурсов государства

Любое экономическое и политическое решение требует предварительную оценку суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретает целевой характер. Отсюда возникает такое понятие как финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы – это накопленные (или текущие) доходы, оставшиеся после покрытия обычных повседневных расходов. [14.С.86]

Если говорить о финансовых ресурсах государства, то сначала надо четко обозначить, что входит в понятие государственных финансов.

Известно, что основной мотив финансовой деятельности хозяйствующих субъектов – получение прибыли и доходов в виде заработной платы, процентов, дивидендов и т. п. Государству финансовая деятельность необходима для реализации своих функций. Одна из главных в перераспределении общественного блага. [2.С.24]

Производственный процесс осуществляется посредством регулярного возмещения стоимости израсходованных средств производства (с), выплаты заработной платы (v) и получения прибыли (m). Первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта осуществляется без участия государства. Вторичное распределение (или перераспределение) осуществляется государством посредством изъятия части созданной стоимости. В этой стадии уже возникают финансовые отношения.

Объектом финансового перераспределения обычно является не вся сумма денежных доходов, а та их часть, которая называется финансовыми ресурсами. [14.С.91]

Самый важный источник финансовых ресурсов – стоимость ВВП страны, который состоит из с + v + m (капитал + зарплата + прибыль).

Перераспределение национального дохода связано с необходимостью поддержки приоритетных отраслей экономики, помощью малообеспеченным слоям населения, развитием тех отраслей народного хозяйства, где не создается национальный доход (культура, здравоохранение, образование и т.п.)

Конечная цель перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемого с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укрепления государства, повышения социального уровня жизни граждан. [17.С.22]

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики и необходимы для проведения внутренней и внешней государственной политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

В общем виде объем финансовых ресурсов, привлекаемых государством, зависит от тех функций, которые государство выполняет в обществе. В демократическом государстве эти функции вытекают из тех полномочий, которыми общество его наделяет. В тоталитарных государствах последнее само определяет круг своих полномочий, а стало быть и объем финансовых ресурсов, мобилизуемых на свои нужды. В демократическом обществе государство теоретически представляет только интересы населения, и здесь важна сама процедура выявления этих интересов и формирования их как государственных. [14.С.121]

Итак, государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. [6.С.8]

Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

К общегосударственным финансам относятся также государственные внебюджетные фонды и государственное кредитование. Вместе они составляют государственные финансы страны.

Общегосударственные нужды, к которым в частности, относятся государственное управление, оборона страны, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. Это осуществляется посредством мобилизуемых государственных финансов. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. С их помощью осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики с учетом долгосрочных интересов страны. Перераспределение ресурсов между секторами экономики отраслями, социальными группами и территориями является рычагом структурной перестройки экономики, реализации елевых и научно-технических программ.

Государство осуществляет свои функции не в целях получения коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков. [19.С.45]

Таким образом, финансовые ресурсы государства – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые ресурсы – это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. [15.С.24]

Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит.

2.3 Потребности государства в финансовых ресурсах и источники их формирования

В процессе своей деятельности и своего существования каждое государство сталкивается с потребностью в финансовых ресурсах, для осуществления своей деятельности.

В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, развитие которого обусловлено существованием товарно-денежных отношений, и государства, использующего финансовые механизмы для выполнения возложенных на него социальных задач.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, социально – эконо

Loading...

Последние статьи из блога

Cовершенствование трудовых коммуникаций работников с позиции экосистемного подхода

Особенности развития малого бизнеса в сфере производства и реализации товаров народного потребления

Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр – головоломок

Теоретический обзор темы исследования

Український туризм: проблеми та перспективи

Законодательная база Украины в области телекоммуникаций

Мобильный рынок Украины и его основные игроки

История возникновения мобильной связи

Характеристика показателей прибыли и рентабельности

Организация социального туризма

Характеристика средств, стратегий и рынков социального туризма

Изучение теоретических аспектов понятия «Социальный туризм», доступные возможности

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Способы организации перевозки грузов. Понятие «мультимодальные перевозки»

Теоретические основы изучения неологизмов в современном англоязычном публицистическом тексте

Теоретические аспекты управления запасами в организации

​ Формирование решений, направленных на снижение экологического влияния промышленных компаний

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Основи викладання предмета «спеціальна технологія» у закладах професійно-технічної освіти