Иркутск - 2019
Введение
Актуальность исследования.
Так как воспитание человека и его обучение является важным процессом в формировании личности ребенка (которая наиболее активно становится в дошкольном возрасте). В дошкольном возрасте очень активно развиваются моральные качества, способности ребенка и кроме того, закладывается характер. Здоровье формируется именно в этом возрасте. Именно здоровье помогает ребенку принимать участи в спорте и прочей физической автивности. Таким образом, через спорт - развивается интеллект ребенка.
Современные ученые считают, что только через единство сознания и деятельности может быть сформирован и правильно разработан процесс социализации.
В начале истории человечества деятельность была представлена в целом различными формами физической активности, практическая реализация которой существенно (до сих пор) зависела от состояния и развития физических качеств человека.
Развитие каждого человека, как известно, в определенной степени повторяет историческую логику процесса формирования общих качеств человечества (ментальных, личностных). Именно эти идеи могут объяснить приоритетную роль физического воспитания в первые десять лет жизни ребенка. Моторная активность в этот период жизни играет уникальную роль комплексного развития всех аспектов единого характера ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного) и постепенно готовит его к включению во все системы социальных отношений.
Многие ученые в России искали способы справедливого развития детей дошкольного возраста. «Например, психолог Лестгафт П.Ф. создает систему соответствующего физического воспитания ребенка. Физические и духовные способности человека - имеют и другой процесс, и уникальный процесс. В обеих системах развития есть фундамент: принцип осознанности. Повышение осведомленности означает возможность оптимально использовать энергию и достичь лучшего результата. Сознание помогает человеку развиваться духовно.»
Человек развивается симметрично, если развивается физическое и духовное развитие. Если человек развивается только в одной области, это наносит ему значительный вред. Могут начаться физические или психологические проблемы.
Дошкольника формируется за счет свободы действий. В этом случае подвижные игры помогают правильно сформировать эту свободу. Подвижные игры являются важным образовательным элементом. Игра формирует как моральные качества, так и этические ценности.
Подвижные игры являются одним из условий развития детской культуры. Он интерпретирует и распознает окружающий его мир, развивается его интеллект, его воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры - это всегда творческая деятельность, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение проблемы. Играя, ребенок не только узнает о мире, но и трансформирует его.
«Важность мобильных игр и их влияние на тренировку двигательных навыков и воспитание личности подчеркивали Н. И. Пирогова, затем Е. Н. Водовозова и П. Ф. Каптерев. Величайший ученый - учитель, доктор медицины и хирургии Ф.А. Лейсгафт разработал теорию и методологию подвижных игр и считал ее наиболее ценным способом обучения личности.»
«Если говорить о программах М.А. Рунова ..., подвижные игры формируют сложные элементы и движения у ребенка. Таким образом, игры сочетаются со спортивными элементами.»
«У подвижных игр существуют такие признаки как: много элементов на развитие скорости, силы и выносливости. Подвижные игры развивают координацию. Это отражается в такой литературе по психологии как у авторов (Э.Й. Адашкявичене, Е.Н. Вавилова, В.Г. Гришин, Т.И. Дмитренко, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина). Авторы говорят о том, что игры формируют активность и творческое мышление и самостоятельность у дошкольника. «
Таким образом - игры развивают физические качества у детей, которые нужны детям старше 5 лет.
Цель работы: Теоретически обосновать и апробировать программу развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Объект исследования: Процесс развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: Методика развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Предполагается, что разработка методики подвижных игр будет эффективно способствовать развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Игра является элементом активности. Это в первую очередь вольная деятельность ребенка как личности. Она нужна для того, чтобы удовлетворить потребности воздействия ребенка на окружающие его предметы и среду. Игра - помогает и освобождает ситуативную часть. Ребенок через игру управляет не только предметами, но и делает осмысление ситуации.
У ребенка через игру формируется новое представление об отношениях между миром и людьми. Ребенок понимает, что его окружают не только различные цвета и формы, но каждый предмет имеет свое значение. Через игру у ребенка "складывается" психика. Через игру ребенок начинает готовиться к новой стадии развития интеллекта. Игра - основа деятельности для дошкольного возраста. Таким образом, значение игр для формирования личности велико.
Активная игра по правилам - это осознанная и энергичная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными правилами всех игроков. Игра на свежем воздухе для ребенка - это незаменимый способ воссоздать знания и представления о мире, развить мышление, интеллект и все физические качества, а также ценные моральные и добровольные качества.
Уличные игры были изобретены в древние времена. Они очень популярны в образовании. Физическая ценность игры очень высока в образовании. Многие виды фольклора поддерживают гипотезу исследователей о том, что появление мобильных игр лежит в примитивной муниципальной системе, но информации по этому вопросу практически нет.
В настоящее время проблема мобильных игр продолжает оставаться средством научного и практического обучения непрерывного обучения и развития детей дошкольного возраста.
Из анализа научно-методической литературы о значении мобильных игр для развития движений ребенка и формирования его физических свойств можно сделать следующие выводы:
• Появление игр в уличной жизни - моделирование взрослой деятельности, недоступной ребенку.
• Созданы игры для подготовки подрастающего поколения к жизни и работе;
• Проверьте ситуацию на жизнь, развитие и улучшение жизни и работы.
• Появление психофизических свойств и развитие базовых движений в дошкольных учреждениях происходит в мобильной игре.
Много было написано о мобильных играх. Важным преимуществом мобильных игр является то, что они полностью истощают все виды естественных движений, характерных для людей, и, таким образом, представляют собой самый универсальный и необходимый способ обучения детей. Скорость, ловкость, сила, выносливость имеют большое значение для улучшения здоровья детей, физического здоровья и контроля различных движений. Гармонично развитые двигательные навыки играют решающую роль в детских играх и различных мероприятиях в условиях окружающей среды. Они способствуют проявлению активности, независимости, уверенности в себе и самоконтроля.
Если говорить об анализе проблемы, то как спортивные игры, так и мобильные игры помогают раскрыть ребенку и его индивидуальные особенности и особенности.
Подвижные игры очень полезны - малыш готовится к жизни. Здесь качества формируются для немедленного реагирования на такие сигналы, как: «Беги», «Поймай» и так далее. Мобильные игры также могут быть использованы для развития физических свойств. Здесь развиваются новые качества, а старые фиксируются.
Очень полезные игры на свежем воздухе. Они содержат такие элементы как: метание мячей, бег и преодоление препятствия.
1.2.Особенности психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста.
Сегодня физическое развитие является одной из важнейших задач физического воспитания детей раннего возраста. Уровень физической силы всего тела ребенка определяется основным видом упражнений и их совершенствованием. Ученые считают, что приобретение физических способностей очень сложно и что в некоторых случаях это практически невозможно, если физическое развитие неадекватно. С образовательной точки зрения связь между двигательными навыками и физическими качествами считается формой диалектической ассоциации.
Дети в возрасте от 5 до 7 лет находятся в дошкольном возрасте. В течение этого раннего детства наблюдалось заметное увеличение длины тела ребенка.
У дошкольников процесс скелетных ассоциаций и больших мышц, особенно мелких мышц, продолжает развиваться. Новые изменения тесно связаны с развитием мозга ребенка, а также с улучшением его нервной деятельности и отражаются в увеличении способности контролировать движения ребенка.
Основным результатом дошкольной работы является постепенное изучение движений, особенно небольших движений рук, при одновременном контроле не только больших движений, но и небольших мышц и движений в каждом пальце. Это не процесс созревания необходимых механизмов, а результат обучения детей от 4 до 6 лет различным мелким движениям, таким как рисование, затенение, ткачество, вышивка, складывание бумаги и резка.
В конце детства скелет ребенка становится сильнее, так что он может выполнять различные движения, требующие упругости, упругости и силы. Его тело будет значительно сопротивляться, что способствует росту стопы. В результате акцент у детей этого возраста ниже, чем у дошкольников. Мало того, что ноги и руки сильны, но они также более длительны, гибки и гибки.
Уровень физического развития дошкольников позволяет им долго ходить, долго бегать, прыгать, не уставая, выполнять задания и выполнять более сложные физические упражнения. Как будто вы могли бы сделать это. Развитие голеней также проявляется в способности прыгать в разные группы детей старшего возраста, отдыхать и взлетать (60-100 см) и во многих других вещах, которые вы можете делать.
Рука была значительно улучшена, например, благодаря использованию пуль для выполнения различных движений, которые были брошены заранее. Дети бросают 2 кольца и 1 руку, горизонтальные и вертикальные мишени (на расстоянии от 4 до 5 м), бросают кольца на палки и бросают шары в сетку. Дети с энтузиазмом играют в разные игры с мячом.
Координация, ловкость и точность движений детей быстро растут, особенно в связи с систематической работой учителя в области общего физического развития.
Тренируйте своего ребенка, поднимайтесь, бегайте, прыгайте, поддерживайте равновесие, ходите по шведской скамейке, бросайте мяч и т. Д. Движения ребенка становятся не только более разнообразными, но и яркими, точными, гибкими и красивыми.
Детство является наиболее важным в двигательной функции ребенка, особенно в формировании его физических свойств. Следовательно, необходима система для мониторинга физического развития, силы и работоспособности ребенка.
В связи с физическим воспитанием дошкольников, необходимо решать учебные задачи по развитию двигательных навыков и двигательных навыков, развитию двигательных и физических качеств, чувству компетентности, правильной осанки, знанию гигиены, овладению специальными знаниями. Физические свойства являются характерными качественными аспектами двигательной способности ребенка, характеристик двигателя. Они проявляются конкретными действиями - основными движениями (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание), играми и спортивными знаниями.
Одно и то же качество может определять успех при выполнении различных мер. С возможностью ускорения движения вы можете, например, быстро бегать, плавать и ездить на велосипеде. А при прыжках, лазании и бросании предметов требуются кратковременные нагрузки.
Физические характеристики детей проявляются двигательными навыками и способностями и в свою очередь зависят от достаточного уровня развития. Обе стороны системы двигателя тесно связаны и взаимозависимы. Определение моторного развития у детей с низкими моторными навыками в будущем может привести к усилению двигательных нарушений.
Для выполнения серии движений дошкольникам нужна определенная скорость, гибкость, сила и выносливость. Без этого движения детей, несмотря на их разнообразие, не могли бы быть достаточными сбережениями и удобством, и они не могли бы продемонстрировать полную доступность тела.
Физическая подготовка во многом отражает возможности функциональных систем организма. Наилучшими показателями физических качеств (например, скорость) являются хорошее состояние функционирования организма с благоприятным эмоциональным фоном. С другой стороны, с ростом усталости тела или с отрицательными эмоциями частота и скорость их движения заметно замедляются, увеличивается моторная реакция, количество неточных движений, которые особенно трудно координировать.
Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития двигательной сферы у детей дошкольного возраста, в том числе физических качеств. Важнейшей из этих особенностей является их зависимость от неполного формирования физических структур и наличия чувствительных фаз в динамике физического развития ребенка. Для дошкольников также существуют большие различия в пропорциях тела и неравномерном развитии функциональных систем организма. Все это требует необходимости тщательно адаптировать навыки детей к методам обучения и диагностировать развитие двигательных навыков и физических качеств.
Наиболее важные физические характеристики включают гибкость, различные виды выносливости, силу (мышечная сила), скорость (скорость), их комбинации (скорость-сила), гибкость и навыки координации.
Гибкость определяет степень подвижности костно-мышечной системы и здоровья особого значения. Способность выполнять вращательные и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии человека. Индекс гибкости имеет наибольшую амплитуду движения.
Скорость - способность человека выполнять двигательные действия в кратчайшие сроки. Это относится к консервативности, что затрудняет развитие человеческих качеств. Эволюция скорости во многом зависит от природных данных, которые часто наследуются.
Выносливость - одна из важнейших физических характеристик человека, характеризующая его физическое состояние. Это тесно связано с состоянием развития кардиореспираторной системы организма и общей работоспособностью. Это качество обеспечивает продолжительность работы, не влияя на ее интенсивность и эффективность.
Существует два типа выносливости: общая и специфическая. Общая выносливость - это способность выполнять физическую работу в течение длительного периода времени с участием большинства групп мышц. Особая выносливость - способность в течение длительного времени выполнять физическую работу, направленную на физическую нагрузку с определенной группой мышц.
Власть - это взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, которое позволяет преодолевать внешнее сопротивление с помощью мышечных усилий. Качество обслуживания выражается через сочетание услуг. Существует уверенность в себе (статистическая сила), которая проявляется во время статистической работы (мышцы не меняют свою длину), и скоростные способности.
Наиболее важный фактор, определяющий успех изучения новых двигательных действий и улучшения, ранее выученных упражнений, в решающей степени зависит от координации. Координационные свойства - это способность быстро координировать отдельные двигательные действия в изменяющихся условиях, выполнять движения точно и эффективно.
Ловкость - это интегрированное качество обеспечивает эффективную и быструю работу движений.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования.
Цель работы: теоретически обосновать и апробировать программу развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Задачи исследования:
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научно- методической литературы
Анализ научной литературы предусматривал:
На основании анализа проанализированной литературы были отобраны эффективные и нетравматичные подвижные игры, направленные на развитие физических характеристик дошкольников. Рассмотрены особые физические свойства и особенности психофизиологического развития старшего дошкольника.
В связи с вышеизложенным нами был найден способ решения проблемы тестирования методологии и определения ее эффективности - выбора наиболее эффективных мобильных игр для развития физических характеристик дошкольников.
В работе с +научно-методической литературой было изучено ( ) литературных источников.
2.2.2 Педагогическое тестирование с использованием двигательных заданий.
Педагогическое тестирование.В качестве безопасного этапа педагогических тестов тесты, предложенные в учебнике Кохухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М., были использованы для определения уровня образования основных движений у дошкольников. Мы также давали детям двигательные задания, наблюдая за детскими движениями в играх и в классе.
Предлагаемые тесты направлены на определение степени формирования основных движений, таких как бег, прыжки, лазание, ползание и метание.
Бег на скорость, бег на выносливость (скорость);
Прыжки в длину с пробега и пробега (сила);
Прыжки с одного места и со старта (скорость-сила);
Метание на дальность мяча, одной и двумя руками (сила);
Лазанье по гимнастической стенке (ловкость).
В исследование были включены дети в возрасте 6-7 лет, 20 предметов, 10 из них - одна экспериментальная группа и 10 предметов - контрольная группа. Занятия проводились два раза в неделю (по вторникам и пятницам) в течение восьми месяцев в частном дошкольном учреждении детского сада "Панда" города Улан-Удэ продолжительностью 40 минут (с 11:00 до 11:40).
Результат тестирования на начало эксперимента
Контрольная группа
Ф.И. |
Бег 10 м, сек |
Прыжки в длину, см |
Прыжки в высоту, см |
Метание, м |
Белоусова Виктория |
2,8 |
83 |
18 |
9 |
Ерисова София |
2,6 |
85 |
15 |
8 |
Голубцова Алиса |
2,6 |
80 |
20 |
9 |
Наталенко Виотетта |
2,9 |
83 |
15 |
6 |
Зеленюк Таисия |
2,8 |
75 |
15 |
7 |
Ткачук Саша |
2,5 |
110 |
21 |
12 |
Березовский Лев |
2,5 |
105 |
19 |
10 |
Соколов Кирилл |
2,4 |
93 |
26 |
9 |
Ярошенко Степан |
2,7 |
90 |
26 |
10 |
Цыренов Иван |
2,8 |
95 |
28 |
7 |
Экспериментальная группа
Ф.И. |
Бег 10 м, сек |
Прыжки в длину, см |
Прыжки в высоту, см |
Метание, м |
Мещерякова Анастасия |
2,6 |
90 |
16 |
6 |
Балданова Аяна |
2,2 |
100 |
29 |
6 |
Атаманова Полина |
2,7 |
93 |
18 |
8 |
Критикова Таисия |
2,7 |
110 |
24 |
7 |
Дектярева Алиса |
2,8 |
98 |
19 |
10 |
Орищук Саша |
2,6 |
98 |
17 |
12 |
Праслов Даниил |
2,4 |
105 |
26 |
7 |
Плисовской Роман |
2,5 |
120 |
22 |
9 |
Кушнир Трофим |
2,5 |
92 |
17 |
9 |
Потемкин Иван |
2,8 |
110 |
30 |
8 |
2.2.3 Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов с 1 сентября 2018 года по 15 мая 2019 года. В общем 8,5 месяцев.
Этап 1. Выявление общих характеристик основных понятий предмета исследования, определение проблемы и гипотезы, объекта и объекта исследования, выбор целей методов исследования. На этом этапе метод теоретического анализа и синтеза, изучения научно-методической литературы по подвижным играм использовался для разработки физических характеристик дошкольников и особенностей психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста.
Этап 2. Проверка гипотез, обучение. На этом этапе проводились учебные тесты, в которых реализовывались условия для развития физических характеристик дошкольников с помощью мобильной игры и выполнялись в начале и в конце учебных тестов.
Этап 3 . Систематизация и обработка данных и проектные работы.
Дети экспериментальной группы обратились к разработанной методике для более эффективного развития физических характеристик старших дошкольников. Эта техника включала в себя игры на открытом воздухе, такие как, как «Пятнашки», «Успей поймать», «Ловишка с мячом», «Охотники и зайцы», «Бег змейкой», «АвтогонкиВ контрольной группе занятия проводились по стандартной схеме.
2.2.4 Метод математической статистики
Методы математической обработки
При обработке полученных результатов вычислялись следующие показатели:
Среднее арифметическое значение для неупорядоченного ряда измерений, которое вычисляют путем суммирования всех измерений и деления суммы на число измерений по формуле:
= ,
где – сумма всех значений xi, n – общее число измерений.
Стандартное отклонение σ. Все усредненные свойства обеспечивают общую особенность серии результатов измерений. На практике нас часто интересует разница между каждым результатом и средним. Следовательно, для достижения показателей вариации все еще необходимы средние значения. Простейшей особенностью вариации является вариация вариации, определяемая как разница между самым большим и самым маленьким результатами измерений. Тем не менее, он отражает только крайние различия, но не отражает различия во всех результатах.
Чтобы придать обобщающее свойство, необходимо рассчитать отклонения от среднего результата.
Стандартное отклонение вычисляется по формуле:
σ =√1/n ∙ ∑i=1(Xi-X)2
Стандартная (средняя квадратическая) ошибка средней арифметической - еще один показатель рассеивания. Этот показатель (обычно он обозначается символами m или S) характеризует колеблемость средней.
Стандартная ошибка средней арифметической вычисляется по формуле:
m = ,
где σ – стандартное отклонение результатов измерения, n – объем выборки.
t-критерий Стьюдента . Целью является оценка различий в средних значениях двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Этот критерий можно использовать для сравнения средних, непротиворечивых и несвязанных выборок, и их величина может быть не одинаковой. Критерий t рассчитывается по формуле:
t= 1 - 2 / √m1 2 + m22
Чтобы определить степень достоверности различий в выборках из уровней значимости t-критерия «Таблица Стьюдента», число степеней свободы k рассчитывают по следующей формуле:
k=(n1-1) + (n2 - 1) = (n1 + n2) – 2
Отмечается степень достоверности различий - P и начинается со значения 0,05, что означает, что погрешность составляет менее 5% случаев, а различия между выборками значительны. Различия между P <0,01 и 0,001 более значимы.
Метод ранговой корреляции Спирмена с расчетом коэффициента ранговой корреляции Спирмена . Этот метод математической статистики характеризует степень произвольной нелинейной зависимости между переменными в рамках модели «рост одной переменной приводит к росту другой». Этот коэффициент корреляции был рассчитан с использованием специализированного программного обеспечения для обработки статистических данных SPSS.
Кроме того, в нашем исследовании использовался расчет U-критерия Манна-Уитни, который как и коэффициент ранговой корреляции Спирмена вычислялся при помощи пакета SPSS.