2022
Содержание
Введение. ………………………………………………………………………………….4
1. Теоретические аспекты анализа оперативной обстановки по пресечению должностных и коррупционных правонарушений. …………………………………….8
1.1 Теория оперативной обстановки в деятельности подразделений по противодействию коррупции таможенных органов……………………………………………………………………........................8
1.2 Основы правоотношений подразделения по противодействию коррупции ………………………………………………………………….......................................20
1.3 Предупредительная,профилактическая и оперативно-розыскная деятельность подразделений по противодействию коррупции……………………………………………………………………………….30
2. Анализ оперативно-розыскной деятельности по противодействию коррупции в таможенных органах РФ.. ……………………………………………….………………43
2.1 Особенности общей оперативной обстановки в таможенных органах РФ…………………………………………………………………………......................43
2.2 Характеристика оперативной обстановки по противодействию коррупции в таможенных органах РФ…………………………………………………………...…...48
3. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности ... …………………………………………………………..............................................….53
3.1 Анализ криминогенной обстановки в таможенных органах РФ с использованием производственной функции Кобба Дугласа…………..............................................................................................................53
3.2 Логистические аспекты в профилактике должностных и коррупционных правонарушений……………………………………………………………………......67
3.3 Оценка экономической эффективности предложений……………….............................................................................................75
Заключение. ……………………………………………………………………………...83
Список используемых источников…………………………………………….............86
Коррупция заключается не только в понижении продуктивности экономической деятельности, но также и в отрицательном влиянии на результаты деятельности государственных служащих, понижении качества управления обществом, отрицательном влиянии на геополитическое положение страны. Также она вообще может стать виновной в разрушении государства. Коррупция стает отрицательным фактором, который снижает авторитет власти и даже может разрушить государственность. А также снижает авторитет страны, отрицательно влияет на экономику страны. Что естественно и создает угрозу национальной безопасности страны.
В настоящее время понижается уровень нравственно-правового сознания в обществе в целом, тем самым вызывает крайнее беспокойство. Подъем теневой экономики в государстве, а также расслоение общества в целом связаны непосредственно с преступлениями коррупционной направленности в виду чего подрывается авторитет государственной власти и его органов.
Наиболее известной формой коррупции является взяточничество, под которым понимается совершение должностным лицом деяния, в виде получении незаконного вознаграждения. Российское общество обеспокоено проблемами, порождаемые коррупцией. У нас действует на сегодняшний день Федеральный закон «О противодействии коррупции». В нём даны определения коррупции и методы борьбы с ней. Но этого недостаточно. Представляется необходимым довести до каждого гражданина определенные правила поведения при контакте со служащим органом государственной власти и не способствовать коррупции. Так, например, некоторые служащие органов власти оценивают взятку как «законный» заработок и считают это совершенно разумным. [15]
Во многих сферах общественных отношений распространяются коррупционные преступления, но наиболее пагубное влияние она оказывает на внешнеэкономическую деятельность. Именно это и связано с деятельностью таможенников. Именно это и обусловило порядок работ по таможенному оформлению, аудиту и правоприменению. Современное время обусловило то, что большое количество таможенников обладают практически неограниченной свободой при принятии юридических решений (тут можно отметить и определение сумм таможенных платежей так и возможность осуществления импорто и экспортных операций). При этом возможности контроля за такого рода деятельностью существенно снижены.
К самым распространенным коррупционным правонарушениям, которые совершаются сотрудниками таможенных органов, относятся взяточничество, злоупотребление властью (превышение должностных полномочий) и халатность. Эти преступления составляют более половины от общего числа преступлений. Большинство уголовных преследований таможенников за получение взятки (ст. 290 УК РФ).[3]
На деле, таможенная коррупция довольно отрицательно влияет на экономику страны, из за того что наиболее основным и эффективным источником пополнения для бюджета выступает ФТС России.
По состоянию на 2021 год в отношении чиновников ФТС РФ открыты 123 уголовных дел. Из этих дел по коррупционным преступлениям открыто 56 уголовных дел.
По прочим должностным лицам ФТС РФ преступлениями против интересов государственной службы, не имеющих коррупционную составляющую, открыто 39 уголовных дел. И наконец по другим преступлениям, совершенных в органах ФТС РФ, на основании материалов подразделений по противодействию коррупции открыто 30 уголовных дел.
Именно имея данную динамику и развитие нам следует сделать вывод о том, что вопрос совершенствования оперативно-розыскной деятельности на линии борьбы с коррупцией и противодействия коррупции в целом актуален.
Цель выпускной квалификационной работы – провести исследование и предложить мероприятия по совершенствования системы мер таможенных органов, направленных на противодействие коррупционных преступлений, а также оценить их экономическую эффективность.
Для реализации данной цели в ВКР последовательно решены следующие задачи:
Объектом исследования является коррупционные преступления в таможенных органах.
Предметом исследования являются возможности совершенствования системы мер, направленных на противодействие преступлениям коррупционной направленности.
Структурно ВКР состоит из введения, трёх глав с подглавами, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении рассматривается актуальность темы, определяется предмет, объект, цель и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты, общие определения понятий и ответственность за правонарушения таможенного законодательства.
Во второй главе дана характеристика должностных и коррупционных правонарушений в таможенных органах.
В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию существующей системы мер противодействия коррупционным преступлениям в таможенной сфере,а также оценка их экономической эффективности.
Целью данного исследования было показать актуальность вопроса совершенствования противодействия преступлениям коррупционной направленности в таможенных органах.
Для достижения указанной цели перед работой были решены следующие задачи:
Подводя итоги, можно сделать выводы:
В первой главе данной работы были рассмотрены теоретические аспекты анализа оперативной обстановки по пресечению должностных и коррупционных правонарушений правовые аспекты проведения ОРМ, дана краткая характеристика ОРД и рассмотрены основные цели при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Основными принципами при проведении оперативно-розыскной деятельности является основа на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
При проведении ОРМ должностные лица используют специальные меры, закрепленные в статье 6 Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"[7].
В заключительной части первой главы дан подробный обзор и содержание конкретных ОРМ.
Во второй главе описана операционная среда для правоохранительной деятельности таможенных органов которая состоит из трех основных элементов, если быть точнее из среды, противника и оперативника. Также в работе представлена подробная статистика за последние 3 года по количеству выявленных нарушений при проведении ОРМ в таможенных органах.
В заключительной главе выпускной квалификационной работы приведен анализ криминогенной обстановки в таможенных органах Российской Федерации с использованием производственной функции Кобба-Дугласа, а также приведены логистические аспекты в профилактике должностных и коррупционных правонарушений.
В заключении была проведена оценка экономической эффективности предложенных мною мероприятий. Абсолютно все предложенные мероприятия оказались экономически эффективными. Но, стоит отметить, что наибольшую экономическую эффективность показала профессиональная подготовка кадров, с учетом требований и реалий времени.
В результате исследования актуальность темы исследования подтверждена ,цель была достигнута, поставленные задачи выполнены, сформулированы основные выводы и на их основе внесены предложения по совершенствованию ОРД ТО по противодействию коррупции.
Таким образом, комплексный подход, одновременно реализующий мероприятия как борьбы с коррупционными правонарушениями, так и их профилактику, позволит снизить уровень коррупции в таможенных органах России.