Тольятти 2021
Содержание
Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы общения в подростковом возрасте...5
1.1. Понятие и виды общения……………………………………………………..5
1.2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...…..9
1.3. Анализ трудностей в межличностном общении подростков со сверстниками…………………………………………………………………..……13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения в группе детей подросткового возраста…………………………………………….16
1.1. Характеристика методов и базы исследования……………………………16
1.2. Диагностика особенностей межличностного общения в группе детей подросткового возраста………………………………………………………..…..17
1.3. Анализ и интерпретация результатов…………………………………...….19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………....24
Актуальность. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать межличностное общение. По мнению Л.С. Выготского: «Умение человека общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» [3, с. 224]. В связи с этим в настоящее время наблюдается значительный рост исследований, посвященных изучению различных аспектов межличностного общения.
Потребность в межличностном общении выходит на первый план в подростковом возрасте. К 13-14 годам происходит полное переключение со взрослых на сверстников, подростки отдаляются от семьи и стараются больше времени проводить со своей компанией. Именно общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности подростка. Каждый подросток стремится занять определенное место в группе сверстников. Поэтому для них так важно развитие межличностных отношений, поиск настоящих друзей и овладение формами межличностного поведения.
Проблема межличностного общения подростков не нова для науки. Различным ее аспектам посвящены исследования Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, В.В. Знакова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. авторов.
Для детей подросткового возраста полноценное общение со сверстниками исключительно значимо в целях полноценного становления личности. Если у подростка межличностные отношения складываются удачно, то это способствует усиленному усвоению социальных ценностей, формированию жизненных позиций, а также нравственных понятий и качеств личности. Однако, многие подростки сталкиваются с трудностями при общении со сверстниками.
Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей (А.Д. Глоточкина, Я.Л. Коломинского, И.С.Кона, Д.И. Фельдштейна), могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личностные проявления подростка.
Тема трудностей в общении особенно актуальна в связи с конфликтами, которые происходят в классах, где обучаются подростки. А также обусловлена возрастанием количества случаев школьного буллинга, который отличается своей жестокостью и непримиримостью. Всё чаще подростки от психологического давления переходят к применению физической силы.
На основании вышесказанного была сформулирована тема работы: «Трудности общения подростков со сверстниками».
Цель исследования – выявить и проанализировать трудности общения подростков со сверстниками.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: анализ трудностей общения подростков со сверстниками.
Гипотеза исследования: в качестве гипотезы исследования высказано предположение о том, что исследуемая группа подростков представляет собой мало сплоченную группу, межличностные отношения в группе носят ситуативный характер, коммуникативные навыки требуют дальнейшего развития.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и виды общения;
2) охарактеризовать общение со сверстниками как ведущую деятельность в подростковом возрасте;
3) проанализировать трудности в межличностном общении подростков со сверстниками;
4) осуществить эмпирическое исследование особенностей межличностного общения в группе детей подросткового возраста;
5) проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования позволил:
1) рассмотреть понятие и виды общения;
2) охарактеризовать общение со сверстниками как ведущую деятельность в подростковом возрасте;
3) проанализировать трудности в межличностном общении подростков со сверстниками.
Межличностные общение подростков носит преимущественно эмоциональный характер, возникает в связи с обобщением эмоциональных реакций участников коллектива на проявления со стороны сверстников, которые являются личностно - значимыми для них, а также могут возникнуть под давлением общественного мнения группы.
Подростковый возраст является важным периодом в жизни человека, этот период является сензитивным для развития навыков межличностного взаимодействия. Формируются социальные установки, отношение к себе, к окружающим, складываются основы нравственности и формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми, преимущественно со сверстниками.
В ходе практического исследования была проведена диагностика, результаты которой показали, что исследуемый класс представляет собой мало сплоченную группу, находящуюся на низкой стадии развития. Межличностные отношения в классе носят ситуативный характер, такой вывод был сделан, исходя из наличия «отвергаемых» в группе, низкого уровня коммуникативных навыков и не вполне благополучного психологического климата в коллективе. Результаты диагностики подтвердили, что подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работе по оптимизации межличностных отношений и общения со сверстниками.